Консультации для воспитателей по безопасности дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ. Изучение ОБЖ в детском саду. Факторы обеспечения безопасности в детском саду

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Нередко люди страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Вот почему возникла необходимость готовить детей к решению проблем безопасности жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.

Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности жизнедеятельности возможно через духовно – нравственное воспитание и правильное поведение каждого из нас, взрослых.

Знания по ОБЖ можно получить при ознакомлении с произведениями живописи.

Рассматривая с детьми репродукции картин К. Маковского «Дети бегущие от грозы», педагог читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками по их содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть все окна и двери; выдернуть наружный антенный кабель из телеаппаратуры…)

Во время знакомства с репродукциями картин художников И. Хруцкого «Натюрморт с грибами» и Е. Зуева «Дары лесов» следует обратить внимание детей на то, что грибы бывают съедобные и несъедобные, и дать им практические советы, как нужно собирать грибы (не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их на вкус).

Поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с различными насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника В. Конашевича к стихотворениям К. Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище» сформировать представления детей о разнообразии мира насекомых и дать необходимые знания о правилах поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда; сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела…)

Во время рассматривания иллюстраций Е. Чарушина к рассказам о животных необходимо научить детей понимать состояние и поведение зверей, знать, как следует правильно обращаться с ними (не брать на руки бездомных кошек и щенят; не обижать и не дразнить их…)

Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизовать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей – то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Во время рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, непонятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся.

Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка:

Знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной охраны, газовой службы;

Во время прогулки не уходи далеко от своего дома;

Не гуляй до темноты;

Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;

Никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;

Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;

Не дразни на улице собак;

Не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;

Никогда не садись в чужие машины;

На все предложения незнакомцев громко отвечай: «Нет!» и немедленно уходи или убегай от них туда, где есть люди;

Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или даже у себя дома;

В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко кричи, кусайся, вырывайся, убегай.

Консультация для педагогов "Особенности знакомства с основами пожарной безопасности детей в ДОУ и в школах"

Описание:
данная консультация может быть полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, работникам музеев пожарной охраны, а также родителям.
***
Пожар - одно из наиболее распространённых опасных явлений, возникающих в результате беспечного обращения людей с огнём, детских шалостей Борьба с ним требует от человека больших усилий. В этой борьбе проявляются сила, характер эмоционально-волевая стойкость. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделить психологической подготовке всего населения и в первую очередь детей и подростков. К сожалению, этой проблеме уделяется мало внимания, именно поэтому борьба против шалости детей с огнём зачастую сводится лишь к запретам, после которых дети продолжают упорно искать яркие впечатления в той же недозволенной игре. В ней проявляются любознательность, стремление к самостоятельности, подражанию и игровому перевоплощению. Их не остановят примелькавшиеся лозунги: "Спички - не игрушка", "Шалость с огнём опасна" и т.п. Мы порой забываем, что запретное и тем более коробки спичек, пачки сигарет с яркими, красочными этикетками вызывают интерес у ребят. А как хорошо посидеть со сверстниками у костра. Неважно, где он разведён (около дома, в лесу, возле гаража или сарая, у стога сена или v животноводческой фермы), опасен ли с точки зрения пожара. Ведь детей зачаровывает эмоциональная картина ярко пылающего огня, поэтому, они часто включают огонь в игровые ситуации. Видно, тяга людей к огню имеет глубокие генетические корни она свойственна природе человека с момента рождения и закреплена в психологической деятельности в форме, безусловно, рефлекторной реакции. У детей эти реакции выражены очень сильно и для контроля над ними, необходимо специально организовывать выработку новых условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования умений и навыков жизни в обществе. Исходя из этого, в дошкольных учреждениях, и в начальных классах школ в тематические планы включены занятия по изучению чрезвычайных ситуаций при пожарах и практической отработке с детьми правил поведения в этих условиях.
Научить ребят сознательно выполнять в детском саду и в школе, на улице и дома правила пожарной безопасности, разъяснить им опасность игр и шалости с огнём, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами, как пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызывать пожарную помощь - обязанность воспитателя, учителя, всех взрослых. Запретами невозможно избежать несчастных случаев. Причиной которых является неумелое обращение с огнем, с бытовыми электрическими и газовыми приборами. разжигание костров в недозволенных местах (на чердаках домов, близ построек из сгораемых материалов).

Необходимо обратить внимание на особенность реакции детей дошкольного и младшего школьного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребёнок в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или иное укромное место и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись. Таких примеров множество.
Знание описанных выше возрастных психологических особенностей детей должно определить методику и технику противопожарной работы с ними. Для этого проводятся специальные занятия, экскурсии, беседы.
Детям можно предложить понаблюдать, как дома взрослые выполняют необходимые Правила пользования электробытовых и газовых приборов, а затем провести беседу с ними. Воспитатель, прежде всего, напоминает, что все электрические приборы должны быть исправны, если они испортились, их следует сдать в ремонт, все розетки должны быть отремонтированы. Для электронагревательных приборов (утюга, рефлектора, электроплитки) должны быть специальные огнеупорные подставки, на которые приборы устанавливают во время работы. Включать и выключать приборы следует только сухими руками при этом нельзя дёргать за шнур, а надо держаться только за вилку. Детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимо ознакомить с правилами эксплуатации телевизора, электрической плитки, утюга настольной лампы, магнитофона которые есть в каждой семье.

Дети постоянно наблюдают за работой этих предметов, но далеко не все знают правила их включения и выключения. Причина в том, что большинство родителей не только не учат детей этим правилам, но и запрещают и близко подходить к телевизору и приёмнику. Такая позиция ошибочная с психолого-педагогической точки зрения. Если ребёнок остаётся дома один, он старается удовлетворить своё любопытство, а часто приводит к нежелательным последствиям.
Работа по ознакомлению и правилами использования электробытовых и газовых приборов тем более необходима, так как, переходя из детского сада в 1 класс школы, многие дети зачастую бывают предоставлены сами себе в течение длительного времени и в отсутствие взрослых нередко пытаются включить телевизор или магнитофон, зажечь горелку на плите. Научить детей обращаться с газовой плитой очень важно уже в младшем возрасте. Процесс познания здесь не простой, он состоит из нескольких слагаемых, которые сами по себе сложны. Во-первых, это спички. Во - вторых, газ как источник горения. О нём особый разговор. Но надо объяснить детям правила пользования газовой плитой, дать понять, насколько могут быть пагубны последствия неумелого, небрежного обращения с огнём. Пожалуй, наибольшую опасность в пожарном отношении представляет собой спичка в руках ребёнка. Не случайно взрослые стараются положить коробок в недоступное для детей место, не раз при этом скажут: "Не трогай. Спички - не игрушка". Да, не игрушка. Но это не значит, что пользоваться ими детям, тем более младшего возраста, нельзя. Необходимо научить ребёнка пользоваться открытым огнём, чувствовать ответственность при обращении с огнём.
Воспитатель должен обратить внимание на правила поведения в случае пожара, с этой целью необходимо проводить занятия по изучению возможных путей эвакуации из здания школы. Учить детей гасить огонь и эвакуироваться в случае пожара жилых домов, а также практические отработки эвакуации детей с дошкольного возраста. Первоклассник уже должен знать, что огонь можно залить водой, знать, как можно погасить на человеке одежду и как оказать самую первую медицинскую помощь при ожоге. Противопожарную учёбу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знаний и формирование навыков пользования огнём. При таком подходе даже дети дошкольного возраста усвоят необходимые противопожарные знания.
Однако практика показывает, что не только дети, возраста могут усвоить, но и взрослые не имеют знаний по пожарной безопасности, использованию средств первичного пожаротушения. Опросы, проводимые сотрудниками противопожарной службы среди различных возрастных и профессиональных групп населения, показали, что много взрослых людей не знает, что в пожарную охрану следует звонить по номеру "01".Сообщение о пожаре надо передавать спокойно, говорить чётко, не торопясь. Очень важно правильно назвать улицу, номер дома, если номер дома неизвестен, следует назвать какой-нибудь примечательный ориентир. Затем сказать, что горит и назвать свою фамилию. При этом очень важно уведомить детей о том, что нельзя набирать этот номер и называть адрес, если нет пожара, ибо такие шалости могут привести к тому, что пожарная охрана не сможет приехать туда, где она действительно нужна, где гибнут люди и горит имущество. О пожаре, угрожающем соседним квартирам и другим строениям, немедленно уведомляются соседи и в первую очередь те, кому угрожает огонь или дым. В ночное время соседей надо разбудить. После сообщения о пожаре в пожарную охрану и соседям взрослые приступают к тушению пожара всеми имеющимися средствами. Одной из форм ознакомления детей с огнём и пожароопасными предметами могут быть игры, игровые методы обучения. Психолого-педагогические исследования показывают, что игровые методы обучения лучше, чем словесные, способствуют усвоению знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Одновременно с изучением правил пожарной безопасности следует вести работу по расширению знаний о пожарной технике.
На одном из занятий можно ознакомить детей с уголком противопожарной безопасности в детском саду и школе , познакомить детей с предметами пожаротушения, правилами использования их для тушения пожаров, ввести в словарь детей слова: пожарный щит, огнетушитель, лом, багор. Надо воспитывать у детей наблюдательность и внимание.
Чтобы дети больше узнали о пожарной технике, можно провести экскурсию в пожарную часть, где дети познакомятся с пожарным оборудованием пожарных, средствами тушения пожара, экипировкой. Можно рассказать детям, что в каждом населённом пункте (городе, посёлке, селе) есть пожарная часть или добровольная пожарная дружина, на вооружении которой имеется пожарная техника, предназначенная для тушения пожаров.
Сильное эмоциональное воздействие производят на детей картины, диафильмы, рассказывающие о борьбе людей с огнём. По ним могут быть проведены беседы. Тема эта может найти свое продолжение на занятиях по изобразительному искусству. Выполняя рисунки, дети не только закрепляют "полученные знания, но и приводят их в систему, выражают изобразительными средствами своё отношение к теме, одной из форм работы по развитию речи является составление рассказов на тему, предложенную воспитателем. Можно практиковать составление рассказов на противопожарную тематику. Можно предложить тему будущего рассказа в виде поговорки, которая легко запоминается, например: "Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла".
Большую роль в воспитании подрастающего поколения играют занятия пожарно-прикладным спортом. Элементы физических упражнений, входящих в пожарно-прикладной спорт, можно использовать на физкультурных занятиях. Противопожарная пропаганда, проводимая среди детей, должна отличаться от той. которая рассчитана на взрослого человека. Так, чрезмерный "максимализм" в изображении катастрофы вызванной пожаром, может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать её. Негативные эмоции закроют для детей тот минимум противопожарной информации, которым они должны овладеть. Страх перед огнём может помешать ребёнку, понять и использовать его положительные свойства. Основной целью противопожарной пропаганды для детей является усвоение ими элементарных знаний, связанных возможной угрозой пожара, а также формирование такого типа поведения, при котором эта угроза становится минимальной.

Екатерина Двойнишникова
Консультация для педагогов «Безопасность-забота общая»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ОБЩАЯ »

Воспитатель : Двойнишникова Е. А.

Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка .

Для решения этих задач необходимо :

Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность . Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов :

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

1. «Ребенок и другие люди» , в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

2. «Ребенок и природа» . Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

С детьми старшего дошкольного возраста организовываются опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде. С младшими детьми показываем опыт со снегом.

Необходимо объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

3. «Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы :

Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;

Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Воспитатель объясняет, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя. Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого, играми драматизациями.

4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

5. «Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.

Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на улицах города : рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города : беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

Воспитатель рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра» , светофор, «островок безопасности » ). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Объясняет, что означает каждый знак, разыгрывает дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде и самокате. Знакомит детей с правилами поведения в транспорте.

Используются самые различные методические приемы :

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации : ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д.

2. Изучать литературу, посвященную безопасности детей .

Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок - жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем - те самые уроки безопасности , которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Можно использовать примеры из таких знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).

3. Обращать внимание на иллюстрации.

У детей образная память. Детская психика «подстраховывается» , что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.

4. Задавайте вопросы.

Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо, он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А нам как раз это и надо.

Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы). Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

5. Прогулка.

Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности . Конечно, дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. Здесь нам помогут наблюдения на участке, особенно в летний сезон.

6. Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей.

Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Например, игры с мячом «съедобное - несъедобное» или игра «Поездка в автобусе» .

Можно использовать такие дидактически игры :

«Кто из этих людей твои родственники» ,

«Кто лишний» ,

«Как можно закончить предложение» ,

«Угадай по признаку» и др.

Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Цель «безопасного » воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка .

Средства воспитания безопасного поведения у детей

Говорить и проводить беседы на темы безопасности с детьми (можно не более 20–25 минут) .

Расширять знания детей по безопасности при помощи дидактических игр и пособий, специально подобранных по теме «безопасность » .

Проводить ежедневные «минутки безопасности » , включая их в различные занятия и другие режимные моменты.

Закреплять с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Включать в занятия каламбуры, песни, стихи, загадки по данной теме.

Учить детей убирать за собой рабочее место и игрушки. Порядок в своей комнате дома и в группе детского сада – не только для чистоты, но и для безопасности .

Физически развивать ребенка – это один из факторов, который влияет на поведение ребенка в опасной ситуации (развивать силу, ловкость и выносливость) .

Учить ребенка отвечать на вопросы уточняющего характера («А что ты будешь делать, если ты заблудился в лесу или потерялся в магазине?».

Использовать произведения детской художественной литературы, в том числе и специальной, для моделирования детям правил безопасности жизнедеятельности .

Использовать ролевые игры – например «Юные медработники» . Это направление обучает детей элементарным приёмам оказания первой медицинской помощи (позвать взрослых, приложить холод и т. п.) .

«Юный пожарник» . А это направление обучает детей правилам поведения при пожаре. Ребенок должен суметь объяснить место пожара, что горит, с кем он находится, свою фамилию и суметь назвать свой домашний адрес).

Выучить с детьми номера телефонов экстренных служб : «101» – пожарная служба; «102» - полиция»; «103» -скорая медицинская помощь; «112» общая экстренная служба .

Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы :

Эксперименты,

Наглядность,

Сюжеты из жизни,

Художественные произведения,

Рисование на различные темы.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

Консультация для воспитателей «Безопасность детей дошкольного возраста»

Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Для решения этих задач необходимо:

Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

Используйте самые различные методические приемы:

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: р ебёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.

2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.

Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок - жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

3. Обращайте внимание на иллюстрации.

У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.

По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.

4.Задавайте вопросы.

Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.

Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).

Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

5.Прогулка.

Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…

6. Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей.

Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.

Можно использовать такие дидактически игры:

«Кто из этих людей твои родственники»,

«Кто лишний»,

«Как можно закончить предложение»,

«Угадай по признаку» и др.

Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.

Цель «безопасного» воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:

беседы,

эксперименты,

тренинги,

наглядность,

сюжеты из жизни,

художественные произведения,

игры,

рисование на различные темы.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»