МКДОУ «Центр развития ребенка – д/с № 4»
Конспект НОД
в подготовительной группе
на тему:
«Дружат дети всей Земли».
Составила и провела: Бойко О.И.,
воспитатель ВКК.
Анна – 2016г.
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Место занятия в изучении темы: НОД проводится с детьми в рамках тематической недели: «Дружат люди всей земли».
Цель: Формирование у детей понятия дружбы между людьми разных стран.
Задачи:
«Речевое развитие» - приоритетная ОО
Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы, продолжать развивать диалогическую речь, приобретать опыт в составлении творческих рассказов;
учить построению сложных предложений в ситуации устного составления «Звукового письма», учить понимать и объяснять смысл поговорок о дружбе.
совершенствовать навык ответов полным предложением.
«Познавательное развитие»:
Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Формировать познавательные действия, развивать воображение.
Формировать первичные представления о себе и других людях, о Родине, о планете Земля как об общем доме людей.
Активизировать логическое мышление, внимание
«Социально-коммуникативное развитие»:
Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
Формировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Воспитывать умение работать в группе, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
«Физическое развитие»:
Развивать двигательную активность, координацию движений, общую и мелкую моторику.
Способствовать укреплению здоровья.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Развивать творческие способности детей.
Оборудование: глобус; картинки представителей Европы, Азии, Африки; лист ватмана и изображением дерева, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки по количеству детей.
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса; знакомство с материками, странами и народами; чтение художественных произведений по теме.
Содержание НОД:
Воспитатель:
Воспитатель собирает детей в круг.
- Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?
На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Аргентину, Эквадор, -
Уместил всю землю он? (Глобус
)
Правильно, ребята – это Глобус. А как вы думаете, что такое глобус?
Дети:
Глобус - макет нашей планеты Земля.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия ). Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.
Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)
Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.
Игра: «Кто в какой стране живет»
Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.
Ход игры:
Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:
Кто живет в России? – Россияне.
Кто живет в Америке? – Американцы.
Кто живет в Испании? – Испанцы.
Кто живет в Японии? – Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Украине? – Украинцы.
Кто живет в Грузии? – Грузины.
Кто живет в Англии? – Англичане.
Кто живет в Литве? – Литовцы.
Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.
Кто живет в Германии? – Немцы.
Кто живет в Болгарии? – Болгары.
Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д.
Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.
- Посмотрите внимательно на это изображение .
Показ картинки с изображени ем людей с разным цветом кожи.
Скажите, что общего у всех этих людей? (Ответы детей )
А чем они отличаются? (Ответы детей )
Воспитатель обобщает:
- Правильно, ребята. Люди, живущие в разных уголках земного шара, отличаются по цвету кожи, разрезу глаз, волосам, мы разговариваем на разных языках.
Давайте, поиграем с вами в игру:
Игра: «Назови язык страны»
Люди в разных странах разговаривают на разных языках. Например:
Испанец на – испанском;
Итальянец на – итальянском;
Француз на – французском;
Поляк на – польском;
Англичанин на – английском;
Китаец на – китайском;
Румын на – румынском.
А на каком языке разговаривают в России? (На русском).
Правильно, русский язык – это государственный язык России.
Воспитатель выставляет на доску картинку европейцев .
Ребята, посмотрите на эту картинку.
Люди со светлой кожей относятся к европейцам. Они насел яют Европу, Америку, Австралию.
Среди них встречаются люди со светлыми, рыжими, тёмными волосами; глаза у них могут быть голубые, зелёные, серые, карие; губы тонкие или пухлые.
А какого цвета наша кожа? ( Светлая ) Значит мы с вами тоже европейцы.
Воспитатель выставляет на доску картинку с изображением китайцев и японцев .
А что вы можете сказать про этих людей? Какая у них кожа, глаза, волосы?
Эти люди живут в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах. У них кожа с желтоватым или красноватым оттенком , черные прямые волосы, темные узкие глаза.
Выставляется картинка с изображением африканцев.
Ребята, а как вы думаете, где живут эти люди?
Посмотрите, что общего у этих людей?
Дети :- темная кожа, черные кудрявые волосы, пухлые губы, крупный нос.
Этих людей называют африканцами.
А сейчас предлагаю разделиться на три команды и поиграть в игру «Собери семью»
(На карточках изображены дети, папы и мамы европейской, аз иатской и африканской внешности ).
Сколько получилось семей? Сколько человек в одной семье? Сколько человек в трех семьях?
Ребята, мы с вами сегодня узнали, сколько же разных людей населяют наш земной шар! А как вы думаете, о чем мечтают дети и взрослые всей планеты?
Дети: о мире и дружбе на Земле.
Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о дружбе.
Пословицы:
Для друга ничего не жаль.
Для дружбы нет расстояний.
Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
Друга на деньги не купишь.
Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Воспитатель:
Молодцы! Мне очень приятно, что вы знаете так много пословиц о дружбе.
Дети в других странах тоже ходят в детский сад и так же как вы готовятся пойти в школу. Поэтому сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Сосчитай, сколько слогов в слове»:
Планета,
Родина,
дети,
радость,
забота,
смех,
дружба,
мир,
земля,
мама.
Молодцы все справились.
Ребята, как вы думаете, если у человека нет друзей, как ему живется?
(ответы детей)
- Представьте себе, что ваш друг уехал в другую страну. В этой стране нет телефона, есть только почта. Ребята, как мы можем связаться с ним, рассказать как мы живем? (Написать письмо)
. Что бы вы ему написали?
Дидактическая игра «Звуковое письмо»
Давайте сядем с вами на коврик.
У меня в руках карандаш. Начинаем писать звуковое письмо.
«Здравствуй, мой друг (подруга) (имя). Я пишу тебе из поселка Анна»
Следующий ребенок, взяв у воспитателя в руку карандаш:
- «У нас в Анне наступила осень».
- « Погода стоит хорошая».
- « Светит солнце, на улице листопад…» и т.д.
И так каждый следующий участник, произнося одно-два предложения, не теряя смысла, продолжает «письмо», а последнему дается задание закончить письмо.
Вот какое теплое письмо мы с вами написали. А сейчас наши пальчики немного отдохнут.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
(Упражнение на координацию речи с движением)
:
Дружат на планете девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Молодцы! Ребята, а хотите сделать подарок для детей других стран? (Да ) А что бы вы им подарили? (ответы детей)
А хотите подарить им нашу дружбу? (Да ) Тогда давайте с вами пройдем на рабочее место и сделаем дерево Дружбы .
На столе лежит лист ватмана, посередине наклеен объемный ствол дерева. Детям необходимо на листах цветной бумаги обвести свою ладонь, вырезать ее и наклеить на крону дерева.
Итог занятия:
Молодцы ребята!
Вот какое чудесное дерево Дружбы у нас получилось.
Вам понравилось наше занятие?
О чем мы говорили на занятии?
Вам хотелось найти друзей из других стран? (ответы детей) Молодцы!
А мне понравилось, как вы работали на занятии. Про вас можно сказать, что вы: дружные, умные, весёлые, внимательные и у вас всегда есть и будут друзья.
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как травы с лугом.
Как ветер с полем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Методическая разработка, посвященная дню Народного единства.
Конспект НОД «Дружат дети всей земли»
В. -Ребята,сегодня я для Вас принесла глобус. Скажите, а что такое
глобус?
Ответы детей - Глобус-это модель
Земли
.
В-А что же такое
Земля
?
Ответы детей-
Земля-это наша планета
, на которой мы живем.
В. - Да, ребята.
Земля
– наш общий дом для многих людей, которые живут в
разных странах и на разных континентах. У людей много общего и конечно люди
многим отличаются друг от друга.
Скажите, что общего между людьми
всей планеты
?
Ответы детей-Строение тела (ноги, руки, голова)-все люди умеют говорить
В-Чем люди отличаются?
Ответы детей-Говорят на разных языках, отличаются цветом кожи (есть
темнокожие и светлокожие,есть люди с узким разрезом глаз, а есть с широким,
большие и маленькие,молодые и старые.
В-Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие по Земному шару, на
поиски новых друзей.
А путешествовать мы с Вами будем на большом корабле.
П. И. «Кораблик» (
дети
производят ее самостоятельно)
Руки вытянуть вперед, наш кораблик, вдаль плывет-
-Сядем мы в него друзья, поплывем и ты, и я!
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Птичка весело поет, наш кораблик вдаль плывет
(Выполнять движения по тексту)
Стало палубу качать, ногу к полу прижимать,
Крепче ногу прижимай, а другую расслабляй!
(
дети
встали со стульчиков, покачиваются то вправо, влево)
Ветер по морю гуляет
(Руки наверх раскачиваем) (звучит звук ветра)
И кораблик подгоняет
(Дуем)
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах
(Руки на поясе и легкий бег)
Начался вдруг сильный шторм (звук ветра)
(Сильно раскачиваем руками и делаем круг)
Прогремел на небе (звук грома)
(Хлопки, гром)
Наш кораблик закачался
(Руки в сторону, ноги врозь начали качаться)
Вверх с волной сперва умчался,
(Руки изображают волны)
А потом упал он вниз
(Сели)
Вверх (Встали)
Вниз (Сели)
Вверх (Встали и поплыли дальше всех)
На экране слайд №1 (девочка из Японии)
В. - Интересно ребята, в какую страну приплыл наш корабль?
Ответы детей - Япония.
В. - Почему Вы так считаете?
Ответы детей - Девочка одета в кимоно, кимоно-это национальная одежда Японии.
Разрез глаз - узкие, волосы темные.
В. - Правильно, ребята - это страна Япония. Еще ее называют страной
восходящего солнца.
Слайд №2 (Приветствие)
В. - Как же нам с Вами поздороваться с девочкой из Японии, мы ведь не знаем
японского языка, но есть язык жестов. В Японии есть обычай – приветствовать
друг друга поклоном корпуса. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга по-
японски. (
Дети
встают со стульчиков и приветствуют друг друга).
Слайд №3 (Буддийский храм)
В. - В Японии есть горы. Одна из них показана на экране. Как же она называется?
Ответы детей - Фудзияма.
Слайд №5
В-Еще японские
дети
очень любят различные головоломки, ребусы. В одну из
таких игр предлагаю вам сейчас поиграть. (
Дети садятся за столы
. «Геоконт»-
игра.)
В - Что же у вас получилось? Какие геометрические фигуры (Подходит к детям и
спрашивает, какая фигура получилась у ребенка).
Эта игра останется у нас в группе, и вы сможете в нее играть, а нам пора
отправляться дальше.
П. И. «Кораблик» (фрагмент)
Руки вытянуть вперед, наш кораблик, вдаль плывет-
-Сядем мы в него друзья, поплывем и ты, и я!
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Птичка весело поет, наш кораблик вдаль плывет
(Выполнять движения по тексту)
Стало палубу качать, ногу к полу прижимать,
Крепче ногу прижимай, а другую расслабляй!
(
дети
встали со стульчиков, покачиваются то вправо, влево)
Ветер по морю гуляет
(Руки наверх раскачиваем) (звучит звук ветра)
И кораблик подгоняет
(Дуем)
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах
(Руки на поясе и легкий бег)
Начался вдруг сильный шторм (звук ветра)
(Сильно раскачиваем руками и делаем круг)
Прогремел на небе (звук грома)
(Хлопки, гром)
Наш кораблик закачался
(Руки в сторону, ноги врозь начали качаться)
Вверх с волной сперва, умчался,
(Руки изображают волны)
А потом упал он вниз
(Сели)
Вверх (Встали)
Вниз (Сели)
Вверх (Встали и поплыли дальше всех)
Слайд №6 (
Дети Африки
)
В- В какую же страну мы с Вами приплыли?
Ответы детей-Африка
В- А как вы догадались?
Ответы детей -
Дети темнокожие
, с большими глазами и черными кучерявыми
волосами.
Слайд №7 (Приветствие)
В. - Но как же нам с ними поздороваться? Ведь африканского языка мы ведь не
знаем. Давайте поприветствуем наших африканских детей касанием носика так,
как показано на слайде.
Слайд №8 (Украшения)
В-Люди в Африке очень любят различные украшения: бусы, браслеты, серьги. Как
вы считаете, они покупают украшения или делают самостоятельно?
Ответы детей - Делают сами. Много ярких красок: желтый, зеленый, оранжевый.
Слайд №9 (Национальная одежда)
В-Это национальная одежда африканцев. Ребята опишите ее.
Ответы детей-Легкая и яркая.
Слайд №10 (Дома африканцев)
В-Это жилища африканцев. Из чего они их делают?
Ответы детей - Бамбук, солома, глина, листья.
Слайд №11 (Африканские охотники)
В - Чем же люди занимаются в Африке?
Ответы детей -
Земледелием
, охотой, выращиванием плодов.
Слайд№12 (Африканский танец)
В - Больше всего и взрослые, и
дети
в Африке любят танцевать. Мы с вами тоже
знаем один африканский танец. И сейчас мы, для наших африканских друзей его
станцуем.
Дети танцуют танец
«Чунга - Чунга»
Фрагмент мультфильма «Кораблик»
Вот мы с вами и познакомились с Африкой, а теперь пора отправляться дальше.
П. И «Кораблик» Фрагмент.
Слайд №13 (Северные народы)
В - Как сразу стало холодно, где же мы с вами оказались?
Ответы детей - Это Север нашей планеты.
В - Почему вы так думаете?
Ответы детей - Теплая одежда, потому что очень холодно, узкие глаза, везде
много снега и льда.
Слайд №13 (Приветствие)
В. - Давайте поприветствуем друг друга и наших северных друзей. Приветствуют
они друг друга, махая ладошкой.
Слайд №14 (Занятия)
В. - Чем на севере нашей планеты занимаются люди?
Ответы детей - Занимаются оленеводством, рыболовством.
Слайд №15 (Жилища)
В-Это ребята, дома северных жителей, как же они называются?
Ответы детей-Иглу (сделан из кусков снега и льдин) и чум (из веток деревьев и
шкур животных в основном оленьи)
Слайд №16 (Медвежонок на льдине)
В-Ребята, я слышу как кто-то просит нашей помощи. Посмотрите, медвежонок
ушел один, без мамы - медведицы, и его на льдине унесло далеко- далеко. Мы с
вами поможем медвежонку. У нас есть небольшие льдинки, из них мы построим
дорогу, и медвежонок вернется к маме.
Игра в блоки «Дьеныша»
Детям раздаются схемы, и они выкладывают дорожку для медвежонка
Слайд №17 (Медвежонок с мамой-медведицей)
В-Вот мы и помогли медвежонку. Напоминаю, что уходить одним из дома нельзя!
П. И «Кораблик» Фрагмент.
Слайд №18 (
Дети нашей группы
)
В - Волшебный кораблик вновь приплыл в наш любимый детский сад. Это
дети
нашей группы
, они у нас очень добрые, смелые и умные. Умеют читать и считать.
Ребята, перед вами волшебные примеры, если вы правильно все решите, и
расставите ответы по
Если, вы расставите цифры по порядку, то у вас получится важное для всех людей
слово.
Дети
решают примеры с помощью числового ряда и в конце выкладывают
слово
дружба
.
В-А сейчас в знак большой
дружбы
всех людей на планете мы с вами сделаем
белых голубей и выпустим их в небо. Почему говорят голубь мира?
Ответы детей - Символ чистоты, и
дружбы
.
Дети под музыку
«Летите голуби, летите» садятся за стол и делают
аппликацию.
В – Вы молодцы ребята, я знаю, что ваша
дружба останется надолго
. И не
важно, какой цвет кожи у человека, волос или разрез глаз. Важно помнить,
что
дружба
самое главное слово для всех людей на планете.
Корчагина Елена Александровна
Должность:
воспитатель 1-квалификационной категории
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт:
город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала:
Конспект НОД по окружающему миру
Тема:
"Дружат дети всей Земли"
Дата публикации:
07.05.2016
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
Конспект НОД по окружающему миру:
«Дружат дети всей Земли»
(для детей старшей группы)
Составила:
Воспитатель I кв. кат. Корчагина Е.А.
г. Арзамас 2016 г.
Цель:
Способствовать формированию у детей понятия дружбы между
людьми разных национальностей.
Задачи:
- Продолжать способствовать развитию представления о том, что на Земле
много стран и разных народов;
-
содействовать
закреплению
знаний
о
том,
что
люди
различных
национальностей
имеют
свою
культуру,
обычаи,
национальные
традиции;
имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни;
- стимулировать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами
мира, уважительное отношение к людям различных национальностей, а также
побуждать гордиться своей Родиной;
- способствовать формированию нравственных качеств: умения дружить,
ценить и беречь дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа:
- Изучение карты мира для детей, глобуса;
- беседа с воспитанниками на темы: «Люди каких национальностей живут
в нашей стране», «Какие народы населяют нашу планету», рассматривание
иллюстрационного материала по теме;
- чтение сказок народов мира;
- чтение стихов, пословиц, поговорок о Родине и дружбе.
Средства реализации:
- Карта мира и глобус;
- картинки народов в национальных костюмах;
- аудиозаписи с хороводной русской народной музыкой;
- обруч с привязанными лентами для игры в русскую народную игру
«Карусель»;
- разрезанные бумажные шаблоны для игры «Собери посуду»;
- листы бумаги, цветные фломастеры, краски.
2
Способы реализации:
- продуктивная деятельность;
- художественное слово;
- развивающая проблемно-игровая ситуация;
- игра: «Кто, где живет?»;
- русская народная игра «Карусель»;
- дидактическая игра «Собери посуду»;
-
физкультминутка «Друг к дружке»;
- использование ИКТ.
Взаимодействие с родителями:
-
Рекомендовать
посетить
с
детьми
краеведческий
музей
и
городскую
библиотеку для накопления и обмена информации о русском народе;
- предложить рассказать детям о «Семейных традициях»;
- рекомендовать почитать сказки и рассказы народов мира.
3
Ход НОД:
Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!
Воспитатель:
Глобус - это макет нашей планеты Земля.
Наша планета
большая и необъятная, на ней есть много всего необычного и таинственного. И
кто же, по-вашему, все эти тайны пытается разгадать? Правильно – люди! На
нашей земле живет много разных людей – разных национальностей. Ребята, в
какой стране мы с вами живем?
Дети:
Россия.
4
Воспитатель:
Широка и необъятна наша Родина Россия! Самая красивая,
гостеприимная, душевная, родная и любимая. Есть на карте мира и другие
страны, назовите их. (Ответы детей)
Игра «Кто, где живет?»
Воспитатель:
А сейчас поиграем в игру. Я называю страну, а вы называете
народ, который там живет. Россия – россияне; Америка - американцы, Япония
- японцы; Китай - китайцы; Англия - англичане; Франция - французы;
Италия
-итальянцы;
Индия
-индийцы
и
т.д.
(Воспитатель
предлагает
вниманию
детей
карточки
с
изображениями
народов
разных
стран
в
их
национальных костюмах).
Воспитатель:
Вместе
с
нами
на
земном
шаре
живут
люди
разных
национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям.
Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и
танцы. Ребята, как вы думаете людям разных национальностей надо дружить
друг с другом?
5
Дети:
Да.
Воспитатель:
Давайте нарисуем символ дружбы народов разных стран.
Посмотрите, ладошка соединяет все пальчики вместе. Так давайте представим,
что ладошка – это наша планета Земля, а пальчики - разные народы. Все мы
живем на одной планете! Сначала обведем цветным фломастером ладошку,
прижав её к листу бумаги. Потом раскрасим саму ладонь голубой, зеленой,
желтой и коричневой краской. Что обозначают эти цвета на глобусе?
Дети:
На глобусе больше всего голубого цвета – это вода: моря, океаны,
озера, реки. Зеленый – это леса, желтый – пустыни, коричневый– горы и
равнины.
Воспитатель:
Теперь
давайте
цветными
фломастерами
на
пальчиках
нарисуем
лица
детей
разных
рас
и
национальностей.
Как
мы
будем
их
изображать? Какое лицо нарисуем у русского человечка? У жителей Европы и
Африки? У китайца и японца?
Дети:
У русского человека нарисуем светлые волосы, большие голубые
глаза. У негра - темный цвет кожи, вьющиеся волосы. У японца и китайца
узкие глаза, темный цвет глаз и волос (Дети рисуют).
Воспитатель:
Посмотрите, какая замечательная планета у нас получилась,
и сколько на ней красивых, веселых детей из разных стран. Ребята, как вы
думаете, чем похожи дети всех стран? (Ответы детей). Конечно, очень много
общего у вас и детей других стран. Все дети Земли, несмотря на цвет кожи,
национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходить в
детский сад и школу, любят бегать и шалить, смотреть мультики, заниматься
спортом и играть в разные игры. Давайте и мы с вами сейчас поиграем.
Русская народная игра «Карусель»
(звучит хороводная русская народная музыка)
6
Воспитатель держит обруч, к которому привязаны ленты. Дети берутся за ленту
одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую.
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
7
Воспитатель:
Ну как? Хорошо поиграли? (Ответы детей)
Ребятки, вот так люди на ярмарке играли, веселились, а бывало случалось
и так, что посуда билась. Давайте с вами соберём битую посуду?
Дидактическая игра «Собери посуду».
Детям
раздаются
разрезанные
бумажные
шаблоны
гжельского
сервиза,
узбекской пиалы. Они собирают предметы посуды, сидя за столами.
Воспитатель:
Какие же вы молодцы! Всё собрали! Мы с вами живем в
одной большой стране. Но в России живут не только русские. Наша Россия -
это многонациональная страна. На ее территории проживают русские, татары,
башкиры, чуваши, буряты и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет
свою культуру, обычаи, обряды, но вносит свой вклад в общее дело – развитие и
процветание России. Поэтому важно крепить дружбу и сотрудничество народов
России,
уважая
в
то
же
время
национальные
чувства
каждого
из
них
(Воспитатель
предлагает
вниманию
детей
карточки
с
изображениями
народностей, проживающих в нашей стране, в их национальных костюмах).
Воспитатель:
У каждого народа есть свои обычаи и традиции. А что такое
«традиции»? Это разные умения и знания, которые передаются от поколения к
поколению. Например, ваши бабушки умели печь пироги и научили ваших мам,
а мамы научат вас. У каждого народа есть свои праздники. Какие праздники
знаете вы?
Дети:
«Новый год», «Масленица», «Пасха», «День города» и т.д.
Воспитатель:
Правильно. А кто-нибудь знает, что, например, у татарского
народа есть свой национальный праздник Сабантуй – это праздник окончания
посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает,
что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока). Коряки в
конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей
самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за
праздник? (Посвящён медведю). Культура
разных
народов
делает
богатой и
разнообразной
культуру
России.
У
каждого
народа
свои
песни, сказки,
национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Свои песни и
сказки
есть
также
у
каждого
народа,
населяющего
нашу
планету.
Ребята,
давайте вспомним сказки разных народов мира. Что общего в них?
Дети:
Во всех сказках есть добро и зло. И добро всегда побеждает зло.
Воспитатель:
Верно.
Вот
вам
сейчас
хорошо,
тепло,
уютно,
сыто.
А
представьте,
если
все
народности
земного
шара,
не
будут
жить
в
мире
и
согласии, как сейчас, а будет война, вражда, людям будет плохо? А как вы
думаете, как ее избежать?
Дети:
Нужно уважать и любить друг друга. Дружить со всеми.
Воспитатель:
А вы - дружные ребята?
Дети:
Да!
Воспитатель:
А почему вы так думаете?
Дети:
Потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать
так, чтобы не обидеть друг друга.
Воспитатель:
А с чего начинается дружба?
Дети:
С улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов.
Воспитатель:
Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха?
Дети:
У дружбы нет цвета и запаха.
Воспитатель:
С чем можно сравнить крепкую дружбу?
Дети:
С железом, камнем, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.
Воспитатель:
Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем,
какие мы дружные.
Физкультминутка «Друг к дружке».
В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания.
Как
только
воспитатель
скажет
фразу
«друг
к
дружке»,
воспитанники
должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми
частями тела, которые будут называть. Каждый раз, как только педагог будет
говорить «друг к дружке», дети должны будут найти себе нового партнёра.
Ухо к уху;
нос к носу;
лоб ко лбу;
колено к колену;
локоть к локтю;
спина к спине;
плечо к плечу.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?
(Ответы
детей).
Чтобы
нам
быть
дружными
ребятами,
надо
не
забывать
здороваться каждое утро, не только с детьми, но и со взрослыми. Мне бы очень
хотелось, чтобы с нами в эту игру поиграли и дети других народов и стран.
Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли встанем в круг и
возьмемся за руки. Наша планета это один большой дом для всех народов. Что
всем людям нужно делать, чтобы сохранить планету Земля?
Дети:
Мы должны беречь природу, все дружить, охранять от войн и других
бед, украшать, трудиться.
Воспитатель:
Давайте беречь от невзгод нашу планету, наш мир! Все
вместе
люди
Земли
могут
сделать
свой
дом
(планету
Земля)
красивым,
удобным, таким, чтобы человеку в нем хорошо и спокойно жилось.
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
Давайте, ребята, назло непогодам обнимем планету своим хороводом,
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Список литературы:
1. Национальный костюм// Игра и дети. – 2009.- №7. –С. 17-24. – (Язык
игры – язык дружбы!).
2. Праздники народов России: Энциклопедия / М.М. Бронштейн, Н.Л.
Жуковская. – М.: Росмэн, 2002. – 103с. – (Энциклопедия).
3. Шестернина, Н. Моя Родина – Россия. Народы. Костюмы// Дошкольник.
Младший школьник. – 2009. - №6. – с. 33-37. – (Познаем мир).
Ирина Борисова
Конспект занятия «Дружат дети всей Земли»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
Название работы: «Дружат дети всей Земли».
Пояснительная записка к занятию.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад №1».
Тип: углубленно-познавательное
Предмет: Ознакомление с окружающим
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Место занятия в изучении темы: НОД проводится с детьми в рамках тематической недели Дружбы.
Цель НОД: уточнение знаний детей о многообразии народов мира и их культуре. Воспитание толерантности.
Задачи НОД:
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»:
Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Формировать познавательные действия, развивать воображение.
Формировать первичные представления о себе и других людях, о малой родине и отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как об общем доме людей.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»:
Учить владеть речью как средством общения и культуры.
Обогащать активный словарь, через подбор родственных слов к словам: дружба, мир, доброта.
Развивать связную речь.
«Социально-коммуникативное развитие»:
Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
Формировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Воспитывать умение работать в группе, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
«Физическое развитие»:
Приобщить детей к разнообразию подвижных игр с правилами.
Развивать внимание и быстроту реакции.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Развивать понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).
Развивать творческие способности детей.
Развивать интерес к народному творчеству.
Позиция воспитателя:
Значение взаимоотношений с окружающим в жизни человека огромно. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо целенаправленно учить детей соотносить свои действия с действиями других людей, умение дружить в группе со всеми детьми, не выделяя их национальные признаки. Расширять представления детей о нашей Родине, о ее месте на планете Земля о том, как много государств ее окружают, и какое огромное значение для нашей Родины имеет слова «Дружба» и «Мир», как важно сохранить дружбу с соседними государствами. Мой опыт показывает, что с этой целью, я необходимо вызвать интерес детей к жанрам устного народного творчества через скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, загадки, сказки, песни, игры; познакомить детей с историей и национальными костюмами России и других государств.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС НОО, утвержденном Министерством образования и науки РФ, нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения выступают в качестве первоначальных задач системы образования. Я считаю, что педагог обязан создать такие условия реализации программы, которые обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Этим обосновывается выбор темы представленного занятия.
Цель применения дополнительных материалов, в том числе ИКТ: заинтересовать детей, побудить к правильности выполнения задания и проверке своих знаний.
Предварительная работа: знакомила детей с планетой Земля, с разными континентами и ее обитателями, развивала представление детей о человеческих расах и приспособленности человека к окружающей среде. Знакомила детей с русским народным творчеством и творчеством других стран как Украина, Белоруссия, Грузия и Азербайджан: через колыбельные песни, танцы, пословицы, загадки, народные инструменты, костюмы, художественные произведения; читали и разучивали произведения и песни о дружбе.
Планируемые результаты НОД:
Целевые ориентиры: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Ребенок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться на свою систему знаний, находить ответы на поставленные вопросы; регулятивные – умение высказывать свою версию на основе работы с предложенным материалом, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Используемое оборудование: мультимедийный комплекс, карточки для выполнения движений в игре «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», картинки с людьми в национальных костюмах и узоры к костюму, аудиозапись музыкальных произведений о «Дружбе».
Тема: «Дружат дети всей Земли»
Вводная часть. Мотивация к проведению НОД (2 мин.)
Цель этапа: активизация внимания и интереса детей к дальнейшей деятельности.
В. Ребята подходите ко мне. Становитесь в круг. Давайте вспомним стихотворение о дружбе.
Воспитатель берет за руку ребенка, свободного от игры, и, читая стихотворение, заводит общий круг, призывая всех присоединиться.
В. Вот какой получился у нас дружный хоровод, как Вы думаете почему? Ребята, а вы крепко держитесь за руки?
А это означает, что вы дружите друг с другом?
Основная часть НОД (30 минут.)
Цель этапа: закрепление представлений о государстве, мире, войне, разных национальностях (10 минут)
В. Ребята мы с вами встали в круг, а кто из вас может сказать, на что наш круг похож? (Дружный хоровод)
В. Я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие, в страну под названием «Дружба». Закройте глаза и послушайте стихотворение:
«Дружба - это тёплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба - это только счастье,
Дружба - у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой - жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом - даже злая слабость,
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба - это ценный дар!»
Анастасия Парнюк
Откройте глаза. Вот и попали мы с вами в страну «Дружба», рассаживайтесь на места.
В. Ребята, а как вы думаете, почему говорят, что дружба – это светлый мир?
Да, на нашей планете Земля должны быть дружба и мир и не должно быть войны.
В. А кто живет на планете Земля? (слайд №1)
Правильно люди. А люди на планете Земля похожи?
В. А в чем же различие?
Люди живут в разных странах и на разных континентах. Они разговаривают на разных языках и имеют разный цвет кожи (слайд №2).
В. А чем они похожи?
Да они ходят на работу, в школу, в детский сад, играют, поют и т. д. И они все хотят жить в дружбе.
В. А все ли люди на планете Земля, дружат?
Можно ли прожить без дружбы?
Могут ли дружить целые страны?
В какой стране мы живем? (Россия, Мы Россияне).
(слайд №3) Посмотрите, как много разных государств окружают нашу страну. И со всеми странами мы стараемся дружить.
Как называется столица России?
А как называется город, в котором мы живем?
Это наша малая Родина.
В нашем городе Иваново проживают много разных народов. Может кто-то встречал на улицах нашего города людей из других государств? А как вы догадались?
В. В России всегда жило много разных народов или еще говорят, национальностей. Все они хорошо говорят на русском языке, но у них есть и свой национальный язык.
А знаете ли вы, что в нашем детском саду есть дети разных национальностей? Их имена отличаются от русских: Джан - из Азербайджана, Сандро и Давид - из Грузии, Сирануш, Хамзат, Арсен - из Армении, Амина, Юсуп, Петимат, Ясмина - из Чеченской республики.
В. Все народы в России живут в мире, дружат. А вы знаете, что в некоторых странах сейчас идет война? Как вы думаете, людям там хорошо или плохо?
В. Мы должны посочувствовать этим людям и пожелать им мира.
И все дети должны жить в дружбе. А в нашей группе все дети дружные? В чем заключается дружба между детьми в нашей группе?
Цель этапа: закрепление знаний детей о традициях разных стран (пословицы) (3 минуты)
В. Дети, помогите мне вспомнить пословицы разных народов о дружбе (приложение 1).
Вот видите, сколько есть пословиц о дружбе.
Цель этапа: смена вида деятельности, развитие внимания. (4минуты)
В. А давайте поиграем в подвижную игру: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Только сегодня мы побываем с вами в разных странах.
Каждой подгруппе раздаются карточки, одна группа показывает, что там изображено, другая отгадывают. Проверяют правильность ответа на экране. (Слайд №4-16).
Цель этапа: развитие художественно-творческих способностей, внимания и памяти у детей. (10минут)
В. Ребята, а сейчас я вас приглашаю побыть художниками. Рассаживайтесь на места девочки справа, а мальчики слева. Мы сейчас поиграем в игру «Найди пару». На столах лежат картинки с людьми в национальных костюмах и узор к костюму.
Ребята, надо продолжить раскрасить узоры и отгадать какая страна использует их в своих национальных костюмах. (приложение№2)
А сейчас постарайтесь найти себе пару, девочка и мальчик и скажите из какой вы страны? (слайд №17) проверяю результат.
Цель этапа: предоставить детям возможность вспомнить песни о дружбе. (3минуты)
В. Ребята, я знаю, что вы любите игру: «Угадай мелодию». Хотите в нее поиграть? Сегодня вы. будете отгадывать песни о дружбе (приложение №3)
Заключительная часть (3 минуты.)
Цель этапа: активизация словаря, закрепление позитивного настроения и положительной мотивации на общение и дружбу между детьми.
В. Наше путешествие подошло к концу, я вам предлагаю поиграть в игру «Колечко». Тот, кому приходит колечко говорит родственные слова к словам: дружба, мир, доброта. А теперь встанем в наш дружный хоровод и скажем с этими словами пожелание в адрес детей всей Земли.
Информационные ресурсы:
1. Картинки к презентации взяты с сайта http://images.yandex.ru , находящиеся в свободном доступе.