Клубы обучающие по методике ибука. Методика раннего развития масару ибуки. Занимайтесь с ребенком с рождения

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Одаренность ребенка - результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука - инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию.

Моцарт исполнил свой первый концерт в три года. В том же возрасте будущий английский мыслитель и экономист Джон Стюарт Милл уже читал классическую литературу по-латыни. В пять лет Том Блинд играл на пианино левой и правой руками одновременно две разные мелодии, насвистывая при этом третью. Физик Л. Д. Ландау стал студентом университета в 13 лет.

«ГЕНИИ ПАДАЮТ С НЕБА» УТВЕРЖДАЛ ДИДРО. ОДАРЕННОСТЬ РЕБЕНКА - РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПРАВИЛЬНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, СЧИТАЕТ МАСАРУ ИБУКА - ИНЖЕНЕР, ОСНОВАТЕЛЬ КОРПОРАЦИИ SONY И АВТОР КНИГ ПО РАННЕМУ ДЕТСКОМУ РАЗВИТИЮ. ИМЕННО О НЕМ ПОЙДЕТ РЕЧЬ В ЭТОЙ СТАТЬЕ.

Масару Ибука является одним из основателей корпорации Sony, а также организатором и руководителем действующей Ассоциации раннего развития, которая славится своими уникальными методиками. Малыши, воспитанные «по Ибуке» замечательно рисуют, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. Эти детки отлично адаптированы к окружающей среде.

После трех уже поздно

Именно такое провокационное название носит нашумевшая во всем мире брошюра Масару Ибука. Автор считает, что от рождения до своего третьего дня рождения ребенок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со всей последующей жизнью. В первые три года жизни человеческий мозг развивается невероятными темпами. В это время формируется 70-80 % нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере.

Впрочем, раннее развитие в системе Масару Ибуки - это отнюдь не насильственное вскармливание младенцев фактами и цифрами. По его мнению, кроху невозможно перекормить новыми сведениями и впечатлениями - детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что «уже достаточно», включается механизм блокировки и новая информация просто не воспринимается. Разумеется, информация и - главное - форма, в которую она «упакована», должны соответствовать возможностям ребенка и отвечать его потребностям.

В чем суть?

Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но тем не менее очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие - легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».

Таким образом мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.

Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах!

Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.

Музыкальная и языковая гармония

В системе Масару Ибуки огромное значение придается раннему обучению иностранным языкам и приобщению к музыкальной культуре.

Наиболее талантливые ученики к четырем годам свободно общаются на 5-10 языках, без затруднений переходя с одного на другой. Знание нескольких иностранных языков Ибука считает нормой для каждого человека.

Общеизвестный факт: музыкальная гармония лучше всего усваивается в детстве. Некоторые свои педагогические идеи Ибука сформулировал под влиянием уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки. Сам профессор Сузуки пришел к идее раннего музицирования, когда оценил, с какой быстротой дети осваивают родную речь, ее фонетический строй и грамматическую гармонию. Ибука обнаружил, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания. А в конечном итоге человеку легче осваивать новые знания и выполнять любую работу - в какой бы области она ни лежала. Более того, Ибуки обнаружил связь между музыкальными штудиями и выработкой лидерских качеств.

Двигательная активность

Ибука призывал учить детей плавать с рождения и кататься на ледовых и роликовых коньках, когда они еще только делают первые шаги. Так малыши быстро и с удовольствием будут развивать баланс и координацию движений. А более ловкие и физически развитые детки, как правило, и знания усваивают гораздо быстрее своих сверстников.

Поучительно, что в то время когда под влиянием идей доктора Бенджамина Спока совместный сон с ребенком считался чуть ли ни чем-то неприличным, а ношение крохи на руках - баловством, Масару Ибука, напротив, призывает матерей почаще брать младенцев на руки и в свою постель, напевать им песенки, баюкать, рассказывать сказки и вообще как можно больше общаться.

В ТЕСНОМ КОНТАКТЕ МАМЫ И КРОХИ ИБУКА ВИДЕЛ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОТЗЫВЧИВОГО ЧЕЛОВЕКА

По мнению Ибуки, у ребенка должен быть строгий режим и четкое расписание всех занятий. Примечательно, что Масару Ибука предлагает использовать в качестве метронома, отсчитывающего время, телевизор - например, после вечерней программы новостей пора готовиться ко сну. Утренняя музыкальная передача - сигнал к тому, что пора идти умываться.

Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.

Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, по мнению Ибуки, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле.

Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично.

ЧЕМ БОЛЬШЕ МАЛЫША РУГАЮТ И НАКАЗЫВАЮТ, ТЕМ БОЛЕЕ НЕПОСЛУШНЫМ И КАПРИЗНЫМ ОН СТАНОВИТСЯ

Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход - приучать детей к дисциплине, пока им еще нет года.

В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, ругать и наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах, помнить, что принуждение - худший способ обучения. Забота об интеллектуальном развитии подразумевает не насилие, а пробуждение интереса к процессу познания.

С МОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАННЕГО РАЗВИТИЯ - ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОЯВЛЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ ДЕТЕЙ. РЕБЕНКУ ДАЮТ СЛУШАТЬ ХОРОШУЮ МУЗЫКУ И УЧАТ ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫРАСТИТЬ ИЗ НЕГО ВЫДАЮЩЕГОСЯ МУЗЫКАНТА. ЕГО УЧАТ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ГЕНИАЛЬНОГО ЛИНГВИСТА, И ДАЖЕ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ ЕГО В «ХОРОШИЙ» ДЕТСКИЙ САД И НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ. ГЛАВНОЕ - РАЗВИТЬ В РЕБЕНКЕ ЕГО БЕЗГРАНИЧНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ СТАЛО РАДОСТИ В ЕГО ЖИЗНИ И В МИРЕ. МАСАРУ ИБУКА

«После трех уже поздно»: внимаем и запоминаем

  • Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.
  • Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
  • Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  • Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
  • Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков. Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.

МАСАРУ ИБУКА НЕ ИЗОБРЕЛ НОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ИГРУШЕК, КАК МНОГИЕ ДРУГИЕ МЕТОДИСТЫ, ЗАТО ДАЛ НЕСКОЛЬКО ОЧЕНЬ ДЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ.

1. Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2. Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще - общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.

3. Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками - рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, - развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.

5. Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…

6. Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль - это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.

7. Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

Так говорил и завещал великий Масару Ибука

  • Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей
  • Детям полезна ходьба. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс.
  • Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение - это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, «радость достижения» и удовлетворяют его потребность в творчестве.
  • Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Все, что ребенок делает руками - рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу - развивает его интеллект и творческие задатки.
  • Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Лучше, если ребенок сделает себе игрушку сам.
  • Когда ребенку дают стандартный лист бумаги, его тут же лишают возможности выбора. Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя.
  • Воспитывать ребенка - это значит воспитывать и самого себя.

Японец Масару Ибука - один из основателей корпорации Sony. Он всерьез увлекался детской психологией и педагогикой, создал уникальную методику раннего развития детей «После трех уже поздно» и написал одноименную книгу. На сегодняшний день методика Ибука, без сомнения, может считаться одной из самых знаменитых, разносторонних и универсальных.

Почему 3 года?

Ученые уже давно пришли к выводу, что именно до этого возраста у ребенка формируется до 85% всех нейронных связей в головном мозге. Большинство жизненных установок, подходов, отношений к тем или иным вещам тоже будут заложены за первые 36 месяцев. Но часто бывает так, что только после этого возраста родители начинают воспитывать своего малыша, а в результате получается перевоспитание.

Таким образом, в самом раннем возрасте детей можно научить музыке, чтению, письму и математике. Также очень легко дети воспринимают и обучаются иностранным языкам. Все то, на что у взрослых уходит по несколько лет, дети могут выучить за месяцы.

«Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно».

  • Занимайтесь с ребенком с рождения

«Раннее развитие - это фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово».

Дети удивительно восприимчивы и способны научиться очень и очень многому с самого раннего возраста. В книге он рассказывает об одной семье, в которой сначала родился мальчик, а потом девочка. Младенчество мальчика прошло в постоянном общении с мамой - у молодой семьи была маленькая однокомнатная квартирка, и так получилось, что мама почти не выпускала ребенка из своего поля зрения, постоянно разговаривала с ним. В результате он начал говорить в 8 месяцев и рос очень жизнерадостным и открытым карапузом.

Через несколько лет у него родилась сестренка. Родители к тому времени купили себе трехкомнатную квартиру, и малышке выделили отдельную комнату. Естественно, ее общение с родителями было сильно ограничено, что сказалось и на ее интеллектуальном, и на эмоциональном развитии (говорить она научилась намного позже и была куда менее позитивной, чем ее брат).

  • Не игнорируйте эмоциональное развитие ребенка

«Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его».

Эмоциональное развитие является крайне важным для полноценного формирования личности. Ведь счастье - это не только признанные достижения в какой-то сфере, но и гармоничные отношения с окружающими, и чувство удовлетворенности собой и своей жизнью.

Поэтому Ибука советует родителям почаще брать ребенка на руки, не игнорируя его потребность в тактильном контакте; хвалить его достижения и поощрять его интересы. Да, и не забывайте вовлекать в уход за малышом братьев и сестер, бабушек и дедушек - чем шире круг его общения, тем лучше!

  • Не пытайтесь оградить малыша от того, что вам кажется слишком сложным для него

«Способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка».

Стереотип западного воспитания - учить ребенка «от простого к сложному», чтобы не перегружать его нервную систему. Но Масару Ибука с этим не согласен. Опираясь на исследования японских психологов, он утверждает, что «взрослые» критерии сложности и простоты информации для ребенка мало приемлемы. Если до чего-то он еще «не дорос», значит, он просто не обратит на это особого внимания. Если он заинтересовался чем-то, значит, он готов хотя бы частично эту информацию усвоить.

  • Развивайте воображение ребенка и склонность к импровизации

«На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи. Общаясь с детьми, мы должны учиться избавляться от предвзятых мнений и использовать все наше воображение, чтобы видеть мир так, как его видят дети ».

В большинстве своем дети обладают прекрасным воображением и способностью выдавать самые неожиданные ассоциации (у людей постарше это качество именуется креативностью). Тем не менее родители часто делают все возможное, чтобы «впихнуть» разгулявшуюся фантазию ребенка в привычные им рамки. «Дом не может быть треугольным, а яблоко синим», - поучают они чадо, и со временем карапуз просто утрачивает интерес к экспериментам.

Поэтому, учите ли вы ребенка рисовать или лепить, разглядываете ли книжки с картинками или наблюдаете за животными в зоопарке, - дайте малышу возможность видеть то, что ему хочется видеть и выдавать собственные интерпретации.

  • Не навязывайте малышу собственные гендерные стереотипы

«До трех лет половые различия у детей никак не проявляются, поэтому не навязывайте ему свои представления о половых различиях, поскольку этим самым можете нанести психический вред ребенку ».

Мальчики в голубом, девочки в розовом, мальчики играют в машинки, девочки в куклы - вот еще одна родительская «программа», которая может сильно ограничить развитие мышления ребенка в первые годы жизни. Гендерным воспитанием ребенка занимайтесь после того, как малышу или малышке исполнится три года. До этого дайте ему или ей возможность попробовать игрушки и занятия, которые, возможно, не очень свойственны представителям его или ее пола, но помогут именно вашему чаду раскрыть свой потенциал.

  • Чем меньше у ребенка игрушек - тем лучше

Избыток игрушек рассеивает внимание малыша, не дает ему сконцентрироваться на чем-то одном, а также может мешать развитию у него воображения (с этой точки зрения намного эффективнее будет выдать ребенку 1-2 игрушки и поощрять их «нецелевое» использование, например, создание кукольного домика из ботинка).

  • Стимулируйте интерес к искусству

«Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Если вы дадите ему лист бумаги, он прочертит несколько кривых линий и, скорее всего, порвет бумагу. Для вас это просто каракули, а для него это самовыражение».

Дело не только в том, чтобы воспитать у ребенка хороший вкус: раннее знакомство малыша с мировыми шедеврами живописи, музыки, с прекрасными стихами будет стимулировать его самого на развитие в той или иной области искусства. А это, в свою очередь, поможет воспитанию тех качеств характера, которые господин Ибука считает очень важными для гармонично развитой личности: терпения, чувства собственного достоинства, самоорганизации и даже стремления к лидерству.

  • Контролируйте собственную мотивацию

«Дети - это не собственность родителей. Долг родителей - предоставлять своему ребенку более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам ребенок - хозяин своего будущего».

Раннее развитие - это не подготовка к детскому саду и не способ удовлетворить родительские амбиции. Это всего лишь набор методов для воспитания счастливого, гармонично и разносторонне развитого человека. Стремление вырастить гения любыми средствами - это, с точки зрения господина Ибука, неверная мотивация. Просто помогите раскрыть ребенку собственный потенциал.

И напоследок отличная цитата:

«Нет ничего важнее воспитания детей. Самое лучшее воспитание для ребенка - это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей - это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?»



Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после 3 лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые 3 года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Инженер по образованию, один из основателей знаменитой фирмы «Сони» Масару Ибука начал разрабатывать свою методику воспитания и обучения, когда его собственный ребенок начал отставать в развитии. Он основал Ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантов» и написал замечательную книгу «После трех уже поздно».

Методика воспитания и развития ребенка Масару Ибука основана на том , что все обучение ребенка нужно начинать с самого рождения, но это не значит, что грудничка нужно обучать счету или чтению. В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука делает попытку помочь родителям правильно рас познать тот период в жизни малыша, когда ребенок действительно способен правильно воспринимать даваемые ему знания.

Основу методики обучения ребенка Масару Ибука прежде всего видит в любви, т. е. в любви родителей к своему ребенку. Масару Ибука считает, что только знания, которые даются ребенку с любовью, будут хорошо восприниматься и усваиваться малышом. Вторым обязательным условием обучения Масару Ибука ставит заинтересованность, считая, что, только предварительно заинтересовав ребенка, можно его научить чему-либо.

Как это сделать? Если малыш начнет играть с цифрами, полюбит их, обучение счету пройдет легко и незаметно. Просто учиться писать неинтересно, родители должны изобрести что-нибудь, чтобы процесс выведения букв стал привлекательным. Чтобы интерес к учебе появился, он должен быть стимулирован. Например, желание что-либо писать появится тогда, когда вокруг малыша будет достаточное количество чистой бумаги, карандашей и ручек. Оно может появиться и тогда, когда рядом за столом будет кто-то ловко выводить буквы ручкой на бумаге. Очень трудно полюбить музыку, если она не окружает вас в течение всей жизни. В обучении чему-либо не должно быть никакого насилия или принуждения. Если родители будут насильно учить малыша читать или заставлять заниматься музыкой, то добьются обратного результата — сформируется стойкая нелюбовь к чтению или музыке. Для того чтобы не убить интереса к учебе, ни в коем случае нельзя ругать или наказывать за промахи в учебе. Эти неприятные ощущения могут закрепиться и перенестись на все, чему взрослые в будущем будут учить ребенка.

С другой стороны, у малыша очень часто возникает и пропадает интерес к чему-либо. В раннем возрасте очень сложно долго удерживать интерес, если дать малышу самому определять, чем заниматься, никаких результатов не добиться. Поэтому Масару Ибука советовал немного ограничивать свободу малыша при выборе области освоения знаний. Это может привести к тому, что во взрослой жизни ребенок станет легкомысленным, легковесным. Свобода нужна малышу, и все же рядом с ним должен находиться любящий и внимательный взрослый. Только взрослый поможет сделать выбор, уловив мимолетный интерес ребенка к какому-нибудь предмету. Только взрослый знает, что малыш должен попробовать себя во всем. Малыш должен получить возможность попробовать свои силы в любой сфере, а не замыкаться на чем-то одном. Невозможно наперед сказать, каких результатов, каких высот добьется малыш в этой сфере. Зато все это скажется на его интеллектуальном развитии. С другой стороны, Масару Ибука уверен: если ребенок преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

Третье условие раннего и правильного умственного развития любого ребенка — творчество, которое стимулирует развитие воображения и фантазии ребенка. Развитие интуиции Масару Ибука также считал необходимым, так как, развиваясь, интуиция обостряет и остальные чувства ребенка. По мнению Масару Ибука, режим дня для ребенка очень важен, поскольку является основой чувства времени и заменяет ребенку часы.

Автор теории очень оригинально предлагает приучать малыша к распорядку дня — через просмотр телевизионных передач. В раннем возрасте у малышей не сформировано чувство времени, часы с их стрелками нечто абстрактное. Зато просмотр одних и тех же телевизионных передач, демонстрирующихся в одно и то же время, создает ощущение периодичности, понятия времени.

Для более грамотной речи Масару Ибука советует разрешать ребенку смотреть некоторые телепередачи, так как они учат правильно говорить, защищая от появления жаргонных слов и выражений в речи ребенка. Что касается талантов, то для их развития Масару Ибука советует не ограничивать ребенка в его деятельности, так как, что бы ни делал ребенок (разбрасывал игрушки, рисовал, рвал бумагу и т. д.), это все способствует развитию его умственных способностей и творческих задатков. Масару Ибука считает, что оптимальное развитие музыкального слуха у любого ребенка возможно именно в раннем возрасте. Что касается игрушек ребенка, то на этот счет у Масару Ибука также имеется свое мнение. Оно заключается в том, что большое количество игрушек способно убить в ребенке задатки творчества и воображения. Гораздо больше пользы может принести одна игрушка или же какая-нибудь крышка от кастрюли или чайника, так как, играя с ней, ребенок будет фантазировать, включать свое воображение. Помимо всего прочего, Масару Ибука не рекомендует ограждать ребенка ото всего, что может нанести ребенку вред. По его мнению, все что ощупывает, трогает ребенок, помогает его развитию. Малыши не настолько глупы, как кажется нам, взрослым. Схватив однажды горячий утюг, ребенок поймет, что это больно, и не станет больше подходить к нему, но, пока он этого не сделает, совершенно бесполезно ему говорить о том, что к утюгу подходить нельзя и нельзя его трогать, — малыш все равно будет пытаться его схватить. В этом заключается, в общем-то, любознательность ребенка, его стремление познать новый для него предмет.

В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука также советует не ограничивать ребенка в его стремлении рисовать, но при этом он заостряет внимание родителей на том, что не нужно поправлять ребенка, если он неправильно взял карандаш или неправильно нарисовал что-то, и не нужно давать малышу стандартные листы бумаги: «Стандартная бумага для рисования — стандартный человек», — так говорит Масару Ибука. Он утверждает, что если не загонять ребенка в стандарты, которые приняты во взрослом обществе, такие как правильное держание карандашей, правильная цветовая гамма или бумага обычного формата, то малыш получает больше возможности для творчества и самовыражения, что, в свою очередь, положительно сказывается на его умственном и эмоциональном развитии.

Нельзя останавливать малыша в его творчестве или игровой деятельности, даже если на взгляд взрослого ребенок делает что-то неправильно (например, фиолетовых коров не бывает, ложка не лопатка, кастрюля не игрушка). Автор методики категорически против сдерживания практической деятельности ребенка, «все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки». Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то все равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей. Родители стараются передать ребенку свой опыт, забывая о том, что учиться лучше на своих ошибках. Взрослые, как правило, ограничены рамками традиций и правил. Они стремятся навязать ребенку, как правильно, как нужно, тем самым убивая творческое начало, оригинальность мысли, без чего невозможно творчество.

В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука дает несколько советов по выбору игрушек для ребенка. Он подчеркивает, что игрушки в первую очередь должны быть приятными на ощупь. Следующим критерием выбора игрушек, по мнению Масару Ибука, должен выступить интерес. Масару Ибука подчеркивает, что готовые игрушки, какими бы красивыми они ни были, очень редко нравятся детям, а если и вызывают интерес, то не на длительное время. Если малыша окружает большое количество игрушек, он не может остановить свое внимание на чем-нибудь надолго, не успевает включить фантазию — на это не остается времени, невозможно сосредоточиться. Гораздо больше ребенка заинтересует игрушка, которую можно разбирать и собирать снова. Играя с такой игрушкой, ребенок тренирует свою фантазию и свое воображение, он, что очень важно, самостоятельно воспитывает в себе целеустремленность. Дорогие игрушки взрослые покупают скорее для себя, чем для ребенка: «не крути», «не дергай», «не разбей», «с этой игрушкой так не обращаются». Очень часто взрослые подсказывают, как играть: книжка только для чтения (а ведь малыш может сделать из нее крышу для домика), кубики — только для домика... Малышу виднее, во что может превратиться кубик, деревянная палочка или ботинок.

Главное при покупке разборных игрушек — помнить, что они должны обязательно соответствовать возрасту малыша.

Для развития творческих навыков ребенка Масару Ибука рекомендует использовать такие виды занятий с ребенком, как лепка, вырезание узоров из бумаги или складывание различных бумажных фигур. При этом Масару Ибука не ограничивает возраст ребенка, т. е. не устанавливает точный возраст малыша, которому можно давать в руки глину или пластилин. Масару Ибука, наоборот, подчеркивает, что даже ребенок до года, который впервые взял в руки материал для лепки, несмотря на первоначально неосознанное его сминание, через какое-то время заметит, что форма предмета в его руке меняется. Постепенно, с этим пониманием придет и понимание причинно-следственной связи между действием и конечным результатом.

Огромное значение для развития и воспитания детей имеет занятие музыкой. С одной стороны, занятия музыкой дисциплинируют ребенка, ведь заниматься нужно ежедневно определенное количество времени, это формирует характер, волю, способность добиваться поставленной цели. Занятия музыкой позволяют формироваться лидерским качествам. В своей книге Масару Ибука писал: «Потенциальный лидер всегда остается сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей. Эти же качества воспитываются и занятиями на скрипке».

Учить и воспитывать малыша необходимо только на высокохудожественных образах. Нужно не только давать малышу обыкновенные книжки с картинками, но и показывать репродукции великих художников, водить в музей и картинные галереи, давать прослушивать произведения великих композиторов. Формировать художественный вкус необходимо с младенчества.

Развитие интеллектуальных способностей невозможно без тренировки памяти. Только не стоит превращать развитие памяти в самоцель, развивать память нужно для того, чтобы впитывать информацию. Только делать это нужно, пока у малыша есть интерес, пока это занятие приносит удовольствие. Масару Ибука предлагает заучивать вместе с малышом большое количество небольших стихотворений. Эти стихотворения должны быть красивыми, понятными и интересными для малыша. Они должны не только тренировать память, но и формировать эстетический вкус. В раннем возрасте малыш получает удовольствие от многократного повторения, этим нужно пользоваться. Масару Ибука разработал целую методику. Вначале малышу нужно рассказать, о чем стихотворение, прочитать несколько раз, попросить повторить его текст наследующий день по памяти.

Постепенно для заучивания стихов потребуется одно-два прочтения. Автор придавал большое значение способностям детей к запоминанию информации. Слушая бесконечные повторы сказок, песен, стихотворений, малыш останавливает свое внимание на чем-то одном. Он начинает уточнять какие-то детали, задавать вопросы, просит разъяснить непонятные места, проявляет любопытство. От любопытства до интереса один шаг, а интерес рождает желание познавать (действовать), развиваться. «Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к картинкам, затем к буквам и наконец хочет научиться читать», — писал Масару Ибука.

В числе игр и занятий на развитие творческого потенциала ребенка не последнее место Масару Ибука отводит ролевым играм. Это не означает, что ребенок должен играть в спектаклях или пьесах либо же просто кривляться или гримасничать. Под ролевыми играми Масару Ибука, в первую очередь, понимает возможность самовыражения ребенка с помощью движений тела и слов, т. е. свободное самовыражение.

Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» обращает внимание родителей на то, что «для ребенка работа и игра — это одно и то же». Именно поэтому Масару Ибука советует привлекать ребенка для выполнения простейшей работы по дому, считая, что это полезно для развития ребенка, его интеллекта и двигательных навыков. Главное, что необходимо родителям, — это объяснить и показать малышу, как выполняется та или иная работа по дому, будь то мытье посуды или полов, протирание пыли или прополка огорода.

Однако родители должны помнить, что ребенку важен сам процесс, его не интересует конечный результат помощи. Родители же не должны настаивать на конечном результате работы малыша, только в этом случае помощь по дому принесет пользу и удовольствие.

И еще одно условие воспитание развитой, интеллектуальной личности — физическое и сенсорное развитие. Физическая нагрузка оказывает положительное воздействие на развитие и работу всех органы. Она способствует высокой стрессоустойчивости. Раннее плаванье, раннее хождение — залог будущих интеллектуальных побед малыша, они имеют такое же важно значение, как занятия музыкой или обучение иностранным языкам.

Как же на практике воспользоваться методикой Масару Ибука? Помните, что воспитывать свободным — это не значит представлять малыша самому себе. Родители должны быть всегда рядом, но не ограничивать свободу действия, творчества и фантазии малыша. «Игнорировать ребенка хуже, чем баловать», — писал великий японец. Помните, что дети не собственность родителей, у них есть своя воля, свои желания и интересы. Взрослые должны с этим считаться. Иногда лучше не заметить, чем отругать. Если малыш, пытаясь проявить самостоятельность или помочь, сделал что-то не то, лучше похвалить, чем наказать. Никогда не критикуйте и не высмеивайте недостатки малыша при посторонних людях, даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает.

Основу всех советов Масару Ибука, данных в его книге «После трех уже поздно», составляет родительская любовь и материнская любовь в большей степени: «Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности». Масару Ибука в своей книге дает много полезных советов для родителей, при этом он в большей степени основывается на личном опыте воспитания детей и личных наблюдениях. Конечно, с помощью советов Масару Ибука не вырастишь гения или вундеркинда, но ведь не это самое главное. Главное — вырастить из ребенка личность, индивидуальность.

«Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и все это на высоком профессиональном уровне - нужно, чтобы их любили, уважали, предоставляли в их распоряжение все то, чему бы мы хотели их научить».

Какая мама не хочет, чтобы ее ребенок был смышленым, творческим, открытым и уверенным в себе? Не был таким, как все, а выделялся из общей серой массы, был настоящей личностью, всесторонне и гармонично развитым?

Многие хотят. И не просто хотят, но и ищут пути реализации своих желаний. Сегодня родителям, озабоченным будущим своего чада, предлагается большой выбор различных методик раннего развития.

Все они обещают отличные результаты, один другого лучше, но, читая отзывы тех, кто использовал на практике данные методики, мы видим, что не все так радостно и однозначно.

«Мои родители лишили меня детства».

«Ненавижу музыку с детских лет».

«Ну и что, что я много знаю? Я все равно несчастен».

Однако для некоторых детей занятия по методикам раннего развития стали своеобразным трамплином для построения успешной карьеры, наилучшего развития их способностей. Где нестыковка? Ответ напрашивается сам собой - то, что работает для одних детей, вредит другим.

Как родителям сделать правильный выбор? Как отделить зерна от плевел в той или иной методике раннего развития? Как помочь, а не навредить своему ребенку?

Проанализируем наиболее популярные методики раннего развития детей с помощью знаний, полученных на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Начнем с методики, предложенной Масару Ибуки.

Методика Масару Ибуки

Сначала скажем немного о создателе методики. Масару Ибуки известен тем, что является одним из основателей корпорации «Сони», его инженерные идеи изменили мир и помогли Японии занять лидирующую позицию в мировой экономике. Кроме того, Масару Ибуки создал новаторскую теорию развития детей раннего возраста, открыл Японскую ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантов».

Некоторым родителям может импонировать написанная доступным и понятным языком его книга «После трех уже поздно», где он излагает основные принципы раннего развития маленьких детей.

Ибуки полагает, что методики раннего развития (до трех лет) способствуют тому, чтобы дети в будущем стали прекрасными людьми и внесли достойный вклад в развитие общества, так как важнейшую роль играет воспитание, которое матери дают своим детям до трехлетнего возраста. То, что заложено в детстве, не изменить в старости.

В своих исследованиях он приходит к выводу: «Ни один ребенок не рождается гением и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни малыша (от рождения до трехлетнего возраста)».

70-80% клеток головного мозга ребенка формируются к трехлетнему возрасту, поэтому надо пересматривать порочный традиционный подход к детям, при котором основное обучение происходит тогда, когда уже поздно.

Также Масару Ибуки утверждает, что дети обладают способностью научиться чему угодно. Дети способны играючи, быстрыми темпами осваивать иностранные языки, обучаться чтению, игре на скрипке и фортепьяно.

Он пишет: «Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и все это на высоком профессиональном уровне, - нужно чтобы их любили, уважали, предоставляли в их распоряжение все то, чему бы мы хотели их научить».

Ранее развитие с точки зрения системно-векторной психологии

Однако, с точки зрения системно-векторной психологии, методика Ибуки (при всей своей симпатичности и хорошем намерении) не несет обещанной пользы. И даже может навредить. Разберем отдельные ее постулаты.

Во-первых, все дети рождаются с заданными от природы способностями, которые требуют развития. Несвойственные ребенку качества ему привить нельзя. А пробуя сделать это - выращивать из птички рыбку, - мы неизменно калечим психику ребенка, создавая ему ощущение, что он неправильный, не оправдывает ожиданий, ничего не может.

Во-вторых, врожденные свойства развиваются до окончания периода пубертата (12-15 лет), а не до трех лет, проходя разные отрезки. На разных отрезках важно реализовать разные задачи. Так детям принципиально важно научиться занимать свое место под солнцем, или, выражаясь терминологией системно-векторной психологии, ранжироваться.

Мы отдаем его в маленькую «первобытную стайку», которой не известны никакие культурные нормы, в которой каждый хочет одного - получить удовольствие неважно каким способом. В этой стайке во взаимодействии друг с другом и при помощи воспитателей дети постепенно переходят на более культурные формы общения, пробуют свою силу и находят как получать то, что они хотят, не обращаясь к силовым методам.

Тут очень важно понимать, что первично развитие нижних векторов. Не искусствам и языкам должен учиться «маленький гений», он должен научиться самому главному - тому, без чего в будущем ему будет крайне некомфортно жить: он должен научиться занимать свое место в обществе.

Если же развивать верхние вектора малыша при помощи изучения языков, чтения, музыки - в ущерб нижним векторам, - то есть большая вероятность вырастить умного образованного ребенка, но неадаптанта, не умеющего взаимодействовать в обществе.

Где искать гениев?

Масару Ибуки полагает, что гениями не рождаются, гениями становятся. Талант - это не каприз природы, не наследственность, а заслуга воспитания. К примеру, талант Моцарта «развился благодаря тому, что ему с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование». Анализируя судьбы мировых знаменитостей, а также детей-маугли, Масару делает вывод: «Огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда».

Не отрицая последнего утверждения, системно-векторная психология показывает, что способности даны от рождения, но их развитие и реализация зависят от условий жизни ребенка, его окружения, воспитания родителей.

Например, от природы обладает ловкостью, быстротой, гибкостью, но для того, чтобы она стала балериной, ей нужно заниматься, развивать природные задатки. Лучше не отдавать ее в балерины, а (системно зная о ее врожденных задатках считать, экономить, просчитывать наперед) развивать ее математические способности, логику, учить самодисциплине.

На танцы отдавать - вредить ее психике. Она от природы «плюшечка», немного неуклюжая, медлительная, и, как ни развивай в ней гибкость, грациозность, сделать это не получится. В результате таких экспериментов ребенок заработает множество негативных якорей о том, что она «некрасивая», «толстая», «корова на сцене» и т. п. Ее сильная сторона в другом - она очень усидчивая и может стать настоящим мастером в каких-то поделках (а впоследствии в чем-то более серьезном).

Часто бывает, что родители, не дифференцирующие способности своего ребенка, ошибаются. К примеру, часто родители грешат тем, что видят то, что им хочется увидеть, а не то, что есть на самом деле.

«У моего ребенка поразительный музыкальный слух» , - говорит такой родитель. И начинает таскать малыша в музыкальную школу, нанимать репетиторов. При любых попытках ребенка «отвертеться» устраивает скандал, всяческие намеки преподавателей о безнадежности выбранного пути и просьбы «не мучить ребенка» отвергает, меняет педагогов на более сговорчивых.

А ребенок упускает время для развития тех талантов, которые у него есть, чувствует свою неполноценность, ущербность в сравнении с теми детьми, кто успешен в музыке.

«Гениальными» и рождаются и становятся. Когда способности ребенка развивают в правильном направлении, он обязательно будет успешным, талантливым.

Равные возможности для всех?

Масару задается вопросом: почему в классе есть дети особо одаренные, которые без видимых усилий становятся лидерами класса, а другие тянутся в хвосте, как бы ни старались? Почему не работает учительский постулат: «Умный ты или нет - это не наследственность. Все зависит от собственных усилий» . И отличник всегда остается отличником, а двоечник -двоечником?

Между тем не все так печально. Системный подход очень просто отвечает на вопросы Масару: дети рождаются изначально с разными природными способностями и ни о каких равных возможностях и одинаковом старте речи быть не может.

Легко дается то, что ему интересно. А тем, что ему не интересно, он заниматься просто не будет. Глупо и недальновидно требовать от него отличной учебы, пытаться запирать дома, «чтобы учился», - получите сильнейший протест, а потом побег из дома.

Анальный ребенок хочет быть лучшим из лучших и корпит над всеми науками, дается это ему с большим трудом, а берет он старательностью и усидчивостью, уроки делает долго и обстоятельно. Его нужно хвалить за отличные оценки и обращать внимание на недоделки. Так он научится достигать совершенства.

Кожный схватывает все на лету, но поверхностно, от него не нужно требовать отличной учебы - его голова устроена по-другому. Кожный ребенок будет заниматься только тем, в чем увидит для себя выгоду.

Равный старт для таких детей невозможен. Уретральный всегда маленький вождь, за ним бежит вся ватага. Кожный изначально лидер - любит и хочет организовывать. Анальный ребенок изначально - «рабочая лошадка», свое место в коллективе занимает зарабатывая себе авторитет.

Это нормально все. А чему нам нужно научиться - видеть, с каким ребенком мы имеем дело. Не надо учить анального ребенка лидерству или кожного усидчивости. Надо дать им максимально развивать врожденные качества. И тогда неизменно их ждет успех во взрослой жизни.

Готовых рецептов нет

  1. Почаще брать ребенка на руки.
  2. Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
  3. Музыкальное восприятие и развитие характера формируется в большей степени под влиянием привычек родителей.
  4. Не сюсюкайте с ребенком.
  5. Не игнорируйте плач ребенка.
  6. Игнорировать ребенка хуже, чем его баловать.
  7. То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.
  8. Выражение лица ребенка - зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  9. Нервозность родителей заразна.
  10. Не высмеивать своего ребенка в присутствии других.
  11. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
  12. Интерес - лучшее побуждение, которое нужно подкреплять.
  13. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
  14. Неуверенность и тщеславие матерей во вред ребенку.

«Воспитание ребенка - самая главная работа для матери и в ней не может быть легких путей. Матери должны выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегчаемых методов».

При всем, безусловно, хорошем посыле этих рекомендаций, к большинству из этих пунктов дальше должна идти приписка: для каких именно детей это правило работает и как.

В завершение статьи хотелось бы отметить, что сегодняшние дети - наше завтрашнее общество. И менять подход к воспитанию детей - это серьезный шаг к лучшему будущему, без ненависти друг к другу, без насилия и агрессии.

Общие рецепты, применять которые каждый родитель будет как он захочет, не принесут положительного эффекта. Понимать своих детей, обеспечивать им чувство безопасности, создавать оптимальные условия для развития их природных свойств - вот гарантия того, что счастливых детей и родителей станет больше.

Продолжение следует…

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Масару Ибука - японский предприниматель, один из основателей корпорации электронной техники «Sony» Ибука стал одним из «первопроходцев» в направлении раннего развития детей. Ибука считал, что умственные способности человека развиваются только в первые три года жизни. Именно в этот период, когда мозг маленьких детей жадно впитывает любую информацию, их можно с легкостью научить говорить на нескольких языках, плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке (по методу Шиничи Сузуки).

Как известно, в более позднем возрасте обучение всему этому отнимает много времени и сил. Углубившись в изучение теоретических и практических исследований на эту тему, Ибука написал ряд книг, посвященных проблеме раскрытия, практически, безграничных возможностей человеческого мозга. Самая известная его книга – «После трех уже поздно» (1971 год). Эта книга перевернула традиционные представления о развитии детей.

В книге «После трех уже поздно» вы не найдете практических советов чем и как заниматься с ребенком. Это фундаментальная книга, рассматривающая основные вопросы воспитания и объясняющая суть и цель раннего развития детей.

«Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым, а не воспитание гениев», – считал Масару Ибука.

«Основная цель этой теории, – пишет Ибука, – предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное – развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. И главное в этом процессе - вовремя ввести новый опыт».

Новаторские тезисы Масару Ибука

Концепции и идеи Масару Ибука подкреплены экспериментами, исследованиями и примерами из жизни.

Одни тезисы для нас с вами будут хорошо известными прописными истинами, о других, возможно, вы интуитивно догадывались или/и применяли их при обучении и воспитании своего ребенка, но есть и такие, которые покажутся вам весьма спорными и даже противоречивыми.

Но, тем не менее, Масару Ибука был одним из первых, кто заговорил о раннем развитии ребенка в связи с проблемой необратимого угасания возможностей развития способностей человека.

Способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в первые три года его жизни.

Огромное влияние на новорожденного оказывают благоприятные условия, его жизненный опыт и стимулирующее образование в период развития мозговых клеток (т.е. в первые три года жизни). Ведь дети – такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами.

Опыт раннего детства крепко отпечатывается в мозгу. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Раннее развитие – это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.

У детей нет четких, устоявшихся представлений о том, что «трудно», а что «легко": поэтому учить ребенка английскому или японскому языку, знакомить с музыкой Баха или детскими песенками можно одновременно.

Не надо бояться «перекормить» или перевозбудить нервную систему ребенка: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию.

Ребенок до трех лет очень близок к животному в том плане, что он еще не способен логически мыслить и полагается на свою интуицию и инстинкты.

В раннем возрасте развивается музыкальный слух, физические способности (координация движений и чувство равновесия), основа эстетического восприятия – сенсорная реакция.

Если в первый год баловать ребенка, а потом вдруг стать строгими, это заставит его протестовать. Чтобы ребенок сразу понимал, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней сразу показывать ребенку границы дозволенного и создавать у него приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда – плохо.

Похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию – открытого неповиновения. Однако, в возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2-З-летний ребенок, когда у него развивается чувство собственного достоинства, его «Я», остро реагирует, если его отшлепать. Итак, шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал, и не может воспринять это как оскорбление.

Когда ребенок гневается и плачет, нужно выяснить причину его поведения. Если вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это сделает ребенка более эгоистичным и упрямым.

Интерес – это лучший стимулятор в воспитании и развитии ребенка. Но здесь есть одна проблема: интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно детскому возрасту, и попытки насильно удержать внимание ребенка на чем-то одном могут иметь обратный эффект. Любопытство ребенка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его интеллектуального развития.

Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребенка. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

Чтобы с самого начала ребенок естественно относился к половому вопросу, эту тему следует обсуждать спокойно, в дружелюбном тоне.

Вкусы ребенка, так же как и другие чувства, формируются почти полностью между годом и тремя. Если вы предлагаете своему ребенку одну и ту же пищу изо дня в день, его вкусы не разовьются, и он будет отказываться от всякой новой пищи. Не следует кормить ребенка только тем, что полезно. Очень важно, чтобы он получал удовольствие от еды, и чтобы еда была как можно более разнообразной.

Знакомьте ребенка с подлинным искусством. Если у него в мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеются картины Матисса и Пикассо и музыка Моцарта и Бетховена, они и будут влиять на его вкусы.Если же в его мозгу отпечатаются подделки и книжки с примитивными картинками, он будет нечувствителен к подлинному искусству.

Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, а не сосредоточиваться на чем-то одном.С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это подавляет его и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.

Каждый ребенок, независимо от степени его одаренности, заслуживает внимательного к себе отношения, поощрения и помощи. Тогда он будет максимально развивать все лучшее в себе.

Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Пусть ребенок трудится столько, сколько может.

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Воспитывать ребенка – это значит, все время воспитывать и самого себя. Родителям надо все время учиться и думать. А если надо – то и самообразовываться в области психологии и педагогики.

Чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более они подвержены различным влияниям. Они начинают бросаться от одного новшества к другому. Матери должны более полагаться на себя и выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов. Уверенность в себе и твердость характера – очень важны для воспитания ребенка.

Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества.Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни.

Самое лучшее воспитание и развитие для ребенка – это материнская любовь и тактильное общение с ней. Самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности. Самое лучшее – это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома.
Если во всех этих тезисах вы не нашли для себя ничего нового, скорее всего, данная книга для вас – пройденный этап. Хотя возможно стоит её и почитать, если вам интересно узнать, на основании каких экспериментов, исследований и жизненных историй Масару Ибука пришел к таким выводам.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»