Как лучше делать уроки с первоклассником. Делать ли уроки с первоклассником? Ребенок не высыпается

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Очень часто в детский психологический центр обращаются взволнованные родители первоклассников — ребёнок не хочет учиться, не слушается учителя, на уроках играет, все над ним смеются, домашнее задание выполняет со скандалами, в конце концов учитель предлагает перейти на домашнее обучение… При этом в детском саду ребёнок был успешным, посещал развивающие центры, читать и писать начал чуть ли не в 5 лет, прошёл предшкольную подготовку. Всё было хорошо, а в школе вдруг стало плохо.

Что же происходит, и почему учитель зачастую бессилен в таких ситуациях?

Если результаты диагностики и информация от родителей свидетельствуют о нормальном умственном развитии ребёнка, специалисты начинают поиск причины такого поведения.

Вариантов несколько:

  • У ребёнка не сформирована роль ученика, потому что не отработаны механизмы ролевого поведения (с учителем разговаривает на равных, не прислушивается и не выполняет требования учителей, делает на уроке, что хочет, встаёт, уходит, ползает по классу, дома сердится, плачет, капризничает при выполнении домашних заданий);
  • мотивационно-потребностная сфера не развита либо нуждается в психологической коррекции (играет во время уроков с игрушками, вовлекает в игру одноклассников, домашнее задание выполняет только с родителями и только после долгих уговоров, разговаривает с ровесниками только на темы игр, не любит рассказывать о школе, противится требованиям самостоятельного поведения в школьных вопросах);
  • не развита волевая саморегуляция первоклассника (всё начинает делать вместе со всеми, но бросает, не доделав, или делает как попало, из-за этого быстро перестаёт быть успешным, потому что не происходит научение новому и отработку умений и навыков; обещает, а выполнить не может; берётся сразу за несколько дел, потому что всё интересно; запоминает только то, что привлекает внимание; родителям приходится делать всё вместе с ребёнком и вместо него, в ответ на требования и критику ребёнок очень расстраивается, плачет; обычно такое поведение приводит к неврозу или болезни.

Именно эти проблемы делают ребёнка неуспешным в роли первоклассника, а его обучение — неэффективным в таких условиях: научить ребёнка учиться можно только, если он легко выполняет роль ученика, понимает, почему нужно учиться и это для него очень важно, значимо, прилагает волевые усилия для управления своими желаниями, эмоциями и своей учёбой.

Отметим, что родители играют главную роль в формировании учебной мотивации. Представьте картинку: ребёнку купили велосипед и отправили на соревнования, предлагают и заставляют на велосипеде ехать к финишу, ребёнок и сам хочет, а ногами крутить педали он не умеет, равновесие держать не может. Он ведь упадёт. Хорошо, если не разобьётся, но соревнования точно не выиграет. А потом его ещё и поругают за то, что ничего не получилось. Чтобы избежать этого, дети придумывают разные способы: кто-то бросает велосипед и бежит сам. Ему говорят: "Нет, правила и условия не выдержал!". Тогда ребёнок берёт велосипед и бежит вместе с ним. Но опять не получает требуемого результата. В лучшем случае ребёнок скажет: "Не умею, научите!" . Однако в большинстве случаев он сначала обидится, а потом перестанет стараться.

На примере нам понятно, что в первую очередь нужно научить ребёнка крутить педали. Вот и в учёбе — психологическая готовность ребёнка такая же важная составляющая успешности первоклассника.

Родители недоумевают: "Мы же везде ребёнка развивали, почему это произошло?". Скорее всего, причина в том, что происходило обучение ребёнка, а не развитие его личностных качеств и адаптационных механизмов.

Часто родители хотят получить консультацию психолога, а помогать ребёнку собираются сами. Но, к сожалению, у них ничего не получится самостоятельно. Ведь они уже воспитывали своего ребёнка до семи лет, а важные качества так и не сформировали. По разным причинам: кто-то недостаточно времени уделял ребёнку, кто-то просто не умеет воспитывать детей (умеет любить и баловать).

Но и без родителей не удастся добиться нужного результата. Только в тесном сотрудничестве психологи, родители и учитель помогут первокласснику заинтересоваться учёбой и стать успешным в школе.

Специалисты детского психологического центра "АРТ".

Вместе с ребенком вы долго готовились к 1 сентября, выбирали школьный рюкзак, тетради и с нетерпением ждали знаменательного события. Однако позади уже целая четверть, а вы с тревогой замечаете, что ребенок все еще относится к школе без особого энтузиазма, не хочет посещать уроки, выполнять домашние задания, носить форму и общаться с одноклассниками. Как помочь малышу адаптироваться?

Делу время, потехе – час

Первая трудность, с которой сталкиваются и дети, и их родители – правильная организация времени ребенка, у которого теперь появились новые обязанности. И здесь, конечно же, никак не справиться без помощи взрослых. Малыш в силу своего возраста не может понять, сколько времени ему требуется на выполнение того или иного задания.

Поэтому вам предстоит взять ситуацию в свои руки и создать для ребенка подходящий распорядок дня, который учитывал бы его индивидуальные особенности, давал достаточно времени на подготовку к занятиям и, конечно, оставлял возможность для игр. Ведь нельзя забывать, что, хотя по статусу ваш ребенок уже школьник, на самом деле он не слишком отличается от того малыша, который еще несколько месяцев назад беззаботно играл на детской площадке.

Первый камень преткновения в этой ситуации – утренний подъем. Многим детям тяжело просыпаться рано, особенно когда за окном еще совсем темно. Поэтому родители, желая дать малышу еще немного времени для сна, будят его на 10-15 минут позже запланированного. В итоге сборы проходят в спешке.

Не стоит потакать ребенку, который просит дать ему утром поспать подольше. Лучше следите, чтобы первоклассник вовремя ложился спать: тогда подъем будет даваться ему гораздо легче. Если вы замечаете, что утром малышу, который ложится достаточно рано, трудно сосредоточиться, постарайтесь разбудить его пораньше. Пусть ребенок собирается без лишней спешки, так он не упустит из виду ничего важного.

Начинать день нужно с улыбки и ласкового утреннего приветствия, которое создаст вашему сыну или дочке хорошее настроение на весь день.

Психологи утверждают, что обычно процесс адаптации к школе у детей занимает от 2 месяцев до полугода. Поэтому они рекомендуют в течение этого времени провожать и встречать ребенка из школы. При этом совсем не обязательно, чтобы это все время делала мама: другие члены семьи тоже могут предложить свою помощь. Ребенок оценит заботу близких и с удовольствием поделится с новым провожатым школьными новостями.

В первом классе малыша лучше не отдавать в группу продленного дня: у него и так много новых впечатлений от школы, поэтому по возможности стоит забирать его домой сразу после уроков. Тогда у него будет достаточно времени, чтобы пообедать, отдохнуть и поиграть, а затем приняться за выполнение домашнего задания.

Если позволяет погода, лучше провести послеобеденное время на улице: там малыш сможет подышать свежим воздухом, поиграть с друзьями и отвлечься от школьных забот. Затем можно приниматься за «домашку». Делать это лучше не позднее 16.00: к этому времени ребенок уже успеет отдохнуть, но у него еще останется достаточно сил и времени для домашней работы. Если же приступить к занятиям позже, то продуктивность школьника будет гораздо ниже.

Лучше, если домашнюю работу ребенок выполнит до шести часов вечера. В этом случае останется много свободного времени, которое можно провести с семьей: поговорить, посмотреть фильм, погулять, приготовить ужин.

И не забывайте про отдых! Первоклашки должны спать не менее 9 часов. Если ребенок просыпается в 7 утра, то ложиться спать он должен не позднее 22.00.

Позаботьтесь о том, чтобы придерживаться привычного распорядка дня и в выходные.

Даже если у малыша начало складываться не слишком позитивное отношение к школе, наверняка у него с ней связаны и приятные моменты. Обычно дети спешат на учебу, если в классе их ждут новые друзья. Постарайтесь стимулировать и поддерживать дружбу, возникшую между вашим ребенком и его одноклассниками. Предложите сыну или дочери пригласить друзей в гости или вместе пойти погулять после уроков. Можно вручить ребенку фрисби, мяч или другой спортивный снаряд, который подойдет для командной игры: так дети смогут хорошенько размяться после занятий и еще больше подружиться.

Первокласснику не нравится математика или правописание? Наверняка ему интересны уроки природоведения, рисования или пения. Развивайте это увлечение. Уделяйте подготовке домашних заданий по любимым предметам ребенка не меньше внимания, чем основным дисциплинам. Но распределяйте время так, чтобы сначала делать уроки по математике или письму. Это стимулирует ребенка быстрее справиться с неинтересными заданиями, и он будет более внимательным и усидчивым. Ну, а потом вы сможете вволю порисовать сказочных зверей или наклеить гербарий из ярких осенних листьев, которые вы собрали в выходные в парке.

Впрочем, не стоит оставлять надежду «подружить» малыша с нелюбимыми предметами. Часто неприязнь к определенной дисциплине возникает, когда у ребенка что-то не получается. Дайте ему понять, что это нормальная ситуация, и он все равно молодец – подчеркивайте его успехи, хвалите за правильно решенные примеры и красиво написанные буквы, ненавязчиво «подталкивайте» к правильным решениям, но ни в коем случае не выполняйте задания за ребенка. Ведь на этом этапе нужно, чтобы школьник почувствовал в себе силы справиться даже со сложным для него заданием, и ваша задача – создать и поддерживать в нем эту уверенность.

Однако не стоит давить на малыша, заставляя его быстрее рассказать все свои новости, чтобы осталось больше времени на «взрослые» дела. Нередко детям требуется время для того, чтобы решиться рассказать взрослым о своих проблемах и радостях.

Важно дождаться, когда малыш сам захочет поведать вам о чем-то, и только тогда осторожно задавать вопросы и утешать его. Впрочем, если вы видите, что ребенок уже несколько дней ведет себя замкнуто, чем-то огорчен, но не хочет ничего рассказывать, стоит поговорить с педагогом: возможно, проблема оказалась более серьезной, чем сиюминутный конфликт с одноклассниками, и для ее решения потребуется ваше участие.

Привыкание к школе, расписанию, дисциплине на уроках происходит постепенно, как и к выполнению .

В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 N 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» чётко прописаны нормы нагрузки первоклашек: домашнее задание задавать только со второго полугодия, да и то на его выполнение должно уходить не больше часа.

Этот этап – отличная возможность попробовать приучить малыша делать первые в жизни уроки самостоятельно, ведь в первом полугодии оценок не ставят, и если он не справится с домашней работой, то его за это не накажут. Главное, чтобы ребёнок понимал, что выполнение домашней работы очень важно, что нужно обязательно разобраться в теме и научиться делать то, что задано учителем.

Тотальный контроль

Нередко родители считают, что первоклашка ещё слишком мал для самостоятельности. Поэтому делают только вместе, переписывают набело всю «домашку», если допущена малейшая ошибка, портфель перепроверяют по несколько раз. Иногда это действительно необходимо, ведь дети бывают рассеянны и несобранны, не готовы к нагрузкам, быстро отвлекаются. В совместном выполнении уроков нет ничего плохого, главное – вовремя прекратить это делать.

Учителя сходятся во мнении, что уже ко второму классу ребёнок способен , если до этого процесс был правильно организован. А если родители склонны всё держать под контролем, это может подавлять малыша, лишать его возможности проявить себя, стать самостоятельным. И тут появляются две важные проблемы в отношениях в семье.

Во-первых, редкий родитель не раздражается, делая с детьми уроки. Процесс для обоих. Малыш со временем усваивает, что учёба связана с криками и недовольством, он начинает бояться неудачи, потому что перестаёт верить, что у него хоть что-то получится. Поэтому, если уж решаете делать уроки вместе, то запаситесь железным терпением и набором всевозможных похвал за каждый правильно решённый пример и красиво написанную чёрточку.

Во-вторых, со стороны родителей порой заменяет обычное человеческое общение. Попробуйте обратить внимание, общаетесь ли вы с ребёнком как раньше, на темы, не связанные со школой? Оказываете ли поддержку, интересуетесь ли его чувствами и мыслями? Или все вечерние беседы сводятся к обсуждению домашней работы, оценок и того, что произошло в школе?

Пустить всё на самотёк?

Позволить первоклашке самому делать уроки и полностью игнорировать учёбу – вовсе не одно и то же. Задача родителя, который решил воспитать самостоятельного и самоорганизованного школьника – грамотно обустроить весь процесс выполнения домашней работы. Прежде всего это касается создания комфортной среды и атмосферы.

Заведите правило, когда именно ребёнок должен делать уроки, и строго соблюдайте график. Наведите порядок на рабочем столе и уберите с него все отвлекающие элементы – оставьте только необходимый минимум для выполнения конкретного урока. Выключите телевизор и радио, уберите все гаджеты, игры и игрушки. Кстати, чтобы не возникало проблем с началом учебного процесса, лучше не включать телевизор, компьютер и радио с момента прихода школьника домой и до окончания всей работы. Так не возникнет торга, посмотреть ли «ещё один мультфильм», прежде чем сесть за учёбу. Кроме того, малыш будет знать, что, чем быстрее он справится с уроками, тем быстрее увидит любимых героев и поиграет.

Но это не значит, что первоклассник должен целый час сидеть за уроками, не вставая – ему это физиологически и психологически не по силам. Делайте перерывы-пятиминутки каждые 15-20 минут, в это время играйте, прыгайте, бегайте и танцуйте – смените умственную деятельность физической.

Помогайте, но не контролируйте

Когда малыш только садится за уроки, стоит спросить его, что задавала учительница, понимает ли он, как решить примеры, может ли пальчиком в воздухе прочертить палочку или закорючку, которой предстоит заполнить страницу в прописи? Если ему что-то не понятно, разберите, объясните, покажите на примере. И уходите заниматься своими делами. Не стоит думать, что оставшийся без контроля ребёнок будет «стоять на голове». Если в комнате нет ничего отвлекающего внимание, и первоклашка знает, что будет лишён всех удовольствий общения и приятного времяпрепровождения с родителями и друзьями до тех пор, пока не выполнит «домашку», то просто и спокойно сделает её.

Возникает закономерный вопрос – как же тогда проверить, что ребёнок всё делает правильно? Идеальный ответ – никак. Система оценок существует как раз для того, чтобы ребёнок понимал, чем грозит невыученный урок. После пары двоек он поймёт, что стоит немного постараться ради похвалы учителей и мамы с папой.

При этом скажите малышу, что всегда поможете, если у него возникнут сложности. И будьте готовы откликнуться на просьбу в любой момент. Старайтесь всегда говорить спокойным, одинаковым размеренным тоном, без раздражения и недовольства. Тогда дети действительно будут приходить к вам каждый раз, когда понадобится объяснение, и им не придётся часами сидеть над одним сложным примером.

Но задача родителя состоит не только в том, чтобы помочь справиться с новой нагрузкой в этот самый сложный и ответственный период, но и объяснить ребёнку, зачем нужно учиться. Распространённая фраза «дворником станешь» почти не имеет эффекта, уж слишком далёкая перспектива для первоклашки. А вот рассказ о том, что мама любила природоведение, и теперь стала доктором и лечит людей, а папа-экономист может решить абсолютно любой пример, потому что в школе обожал математику – куда более практичны и наглядны.

Мария Степанова

1 сентября ваш малыш стал первоклассником. Букеты хризантем, новая школьная форма - и новая взрослая жизнь.

Когда через 2-3 месяца оказывается, что ваш ребенок не хочет идти в школу 1 класс, плачет и отказывается делать домашнее задание, вас охватывает паника «Что делать?»

Почему первоклассник не хочет учиться:

  1. Не справляется со школьной программой
  2. Неинтересно учиться
  3. Не комфортно находиться в школе из-за одноклассников или учителя
  4. Личные комплексы

Ученик начальной школы не справляется с программой

По данным психологов, первоклассник в начале своей учебы имеет завышенную самооценку. Выйдя из ворот детского сада, где его «холили» и «лелеяли», он уверен, что школьная жизнь - это прекрасное продолжение детского сада с абстрактным понятием «учеба».

В реальности же получается, что ребенок фактически не готов впитывать знания и таким образом отстает от одноклассников. Это вызывает у него огорчение, стресс и ответную реакцию - он не хочет ходить в школу.

В этом случае родителям надо помочь начинающему ученику делать уроки. Важно ребенка не упрекать в неуспеваемости, не сравнивать с другими детьми, не ругать за ошибки.

В первом классе необходимо правильно выстроить дневной распорядок. Для рационального и гармоничного развития и учебы необходимо учесть следующее (советы психолога):

  1. После школы необходим отдых не менее 1,5-2 часов.
  2. Уроки следует начинать с того предмета, который наиболее интересен ребенку, далее перейти к более сложным предметам, закончить легким.
  3. Делать небольшие переменки, придерживаться «детского» темпа
  4. Хвалить ученика даже по мелочи. Вселять уверенность.
  5. Помогать не усердствуя. Подсказывать, направлять, наводить на мысль. Не делать вместо него.
  6. Вечером делать прогулки на свежем воздухе.
  7. Ложиться спать не позднее 21 часа.
  8. Перед сном исключить возбуждающие факторы: компьютерные игры, просмотр телевизора.
  9. Помочь медицинскими препаратами, снимающими стресс, улучшающие мозговую деятельность. Для этого обратитесь к неврологу в вашей поликлинике, он подскажет средство, наиболее подходящее вашему ребенку. Не забывайте про витамины, но не покупайте сами. Сдайте анализ на витамины, например, в «Инвитро», и с результатами анализа посетите с ребенком врача.

Ребенку неинтересно учиться

Это наиболее распространенная причина среди современных первоклассников. Многие из них пришли в школу прекрасно подготовленными, с программой справляются хорошо. Но - им неинтересно. У малыша отсутствует мотивация. Он не понимает, для чего все это нужно. Разговоры и запугивания родителей про то, что «если не будешь хорошо учиться, пойдешь работать дворником», не находят отклика в душе первоклашки.

Все эти перспективы «поступить в институт», «зарабатывать много денег», «стать успешным человеком» - для него пустой звук. Он не живет будущим, он живет настоящим. Игрушками, компьютерными играми, прогулками с друзьями.

Совет психолога - превратить процесс учебы в увлекательное занятие. В этом помогают игровые формы обучения. Каждый родитель может с этим справиться. А также существует много вспомогательных материалов. По многочисленным отзывам родителей, рекомендуем интерактивную игру «Письма из сказки». В игровой форме ребенок сам ведет уроки, сам объясняет, сам ставит оценки - это всё в детективной сказке!

Ребенку плохо в школе из-за одноклассников или учителя

Если вы выяснили, что причина нежелания пойти на занятия в том, что малыш еще не влился в коллектив, надо помочь с этим. Для этого необходим тесный контакт с учителем. Старайтесь принимать участие вместе с ребенком во внешкольной жизни детей. Войдите в контакт с другими родителями. Присмотритесь, к кому из ребят тянется ваш ребенок, помогите завести друзей.

К сожалению, случается, что маленький ученик не ладит с большим и умным учителем. Забота родителя это заметить и вмешаться. Учитель вполне может оказаться непрофессиональным, суровым, равнодушным.

Добрый, располагающий к себе учитель - один из важнейших факторов комфортабельной жизни младшеклассников. Ведь малыши только отошли от материнской опеки. Им важно также и в школе получать душевное тепло. Если учитель суров, жесток, прагматичен, «холоден» - задумайтесь о переходе в другой класс.

У некоторых родителей бытует такое мнение: «Учительница очень строгая, зато дает хорошие знания». У таких учительниц дети выдрессированы и послушны. Но «почему-то» потом ненавидят школу.

В начальной школе в первую очередь важно следующее:

  1. Безболезненное взросление детей, переход в разряд «учеников».
  2. Социализация детей, гармоничное вливание во взрослое общество.
  3. Получение навыков получения знаний, самодисциплина, самоконтроль.

Ребенок комплексует

Если у малыша есть какие-то внешние особенности или он каким-то образом отличается от других ребят, у него могут возникнуть проблемы с одноклассниками. Он подвергается высмеиванию и нападкам. Это серьезная проблема, которую надо решать сообща с учителем, школьным психологом или даже с администрацией школы. Провести классный час, научить детей терпимо относиться к различиям всякого рода.

Если ситуация не изменится - не бойтесь менять класс или школу. Защищайте ребенка, несмотря ни на что. Не допускайте мысли: «Стерпится - слюбиться». Не нужно маленькому человеку с самого начала своей жизни привыкать к унижению и обиде.

Есть более простые причины закомплексованности - это внешний вид. Дети обращают на это большое внимание - неопрятная школьная форма, «немодный» фасон пиджака, «не та» прическа. Нам, взрослым, кажется, что это бытовые мелочи.

Но для первоклассника это может стать серьезной проблемой в общении со сверстниками. Он может чувствовать себя неполноценно, ущербно. Обратите на это внимание. У вашего ученика по возможности все должно быть как у всех.

Помогайте в меру

Подчас родители перегибают палку с желанием помочь ребенку в учебе. Процесс подготовки к урокам превращается в то, что уроки делает мама или папа, а первоклассник делает все механически, не вникая и не запоминая.

Далее родители не дают ребенку самому подготовить портфель. Таким образом, лишая возможности взрослеть и брать ответственность на себя. В данном случае хочется дать родителям совет: если вы переживаете о наличии всех необходимых учебников в портфеле, просто незаметно перепроверьте малыша. Ребенок не хочет учиться, потому что за него учатся родители.

Чаще хвалите

Похвала - одна из наилучших мотиваций. Дает возможность юному ученику поверить в свои силы, стать более смелым, спокойным и соответственно учиться лучше.

Не сравнивайте с другими детьми

Одна из наиболее плохих тактик родителей, которая убивает в ребенке всякую инициативу, вселяет неуверенность, награждает комплексами «я самый плохой». В этой тактике нет ни одного плюса. Родителям следует понять одно: в мире нет одинаковых детей. Умный учитель на вздохи родителей, что их «девочка в ноябре так и не умеет читать», ответит: «Ничего страшного, будет читать в декабре, или даже в марте. Вы видели где-нибудь человека, который не умеет читать?»

Рано или поздно это случится - не так важно. Но также важно, чтобы ребенку было в школе хорошо и спокойно.

Что главное для родителя - отличные успехи в учебе или счастье малыша?

Подумайте над ответом.

Если все-таки второе - не давите на своего сына или дочь. Сделайте так, чтобы им нравился процесс учебы, факт хождения в школу, подготовка домашнего задания в уютной семейной обстановке.

Найдите отдушину

Учеба - тяжелая штука, взрослые знают по себе. Семилетние дети из мира сказок и игр попадают в суровый новый мир, где главенствует слово «надо». Им тяжело как физически, так и психологически.

Облегчить такое положение поможет новое веселое увлечение - рисование, танцы, каратэ или что-то еще. Главное, чтобы это был не выбор родителя - а пожелание самого первоклассника. На таких дополнительных занятиях ребенок получает разрядку, сбрасывает напряжение.

А также важно сохранить в жизни ребенка все то, чем он особенно дорожил в своей прежней дошкольной жизни. Встречайтесь со старыми друзьями, играйте в любимые игры, гуляйте, прыгайте и балуйтесь. Ведь нашим ученикам - всего 7 лет, первый класс. И быть тихими, усидчивыми и послушными им просто невозможно, это против их природы. Не забывайте об этом!

Полезная литература на эту тему

По многочисленным положительным отзывам родителей рекомендуем:

Детский психолог и колумнист журнала «Сноб» Екатерина Мурашова, обладающая талантом поправлять семейное здоровье не только на консультации, но и с помощью печатного слова. Номинирована на премию шведской писательницы Астрид Линдгрен.

  • «Ваш непонятный ребёнок»
  • «Все мы родом из детства»
  • «Лечить или любить?»
  • «Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы»
  • «Любить или воспитывать?»

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, советский и российский психолог. Профессор МГУ.

В ее книгах рассматриваются вопросы: Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?

  • «Общаться с ребенком. Как?»
  • «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»
  • «Поведение ребенка в руках родителей»

Людмила Владимировна Петрановская, детский психолог, писатель, получившая известность после выхода книг, предлагающих младшему школьнику разнообразные советы в затруднительных ситуациях.

  • «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
  • «Если с ребенком трудно»
  • «Что делать, если…»

Рано или поздно каждый родитель сталкивается с системой современного образования. Но мамы и папы забывают о том, что нынешнее обучение отличается от того, что было раньше.

Как сделать так, чтобы Ваш ребёнок начал лучше анализировать получаемую информацию и стал сам тянуться за новыми знаниями?

Многие родители считают своего первоклассника ещё малышом и предпочитают контролировать каждый его шаг: висят над ним коршуном во время выполнения домашнего задания, заставляют начисто переписывать задание, если там есть даже небольшая помарка, сами собирают портфель или проверяют множество раз, как это сделал ребёнок.

Как правильно делать уроки с первоклассником?

Конечно, нужно помогать ребёнку делать домашнюю работу на начальной стадии его обучения в школе, но главное вовремя остановиться. Учителя считают, что уже ко второму классу школьник может сам справляться с уроками, а родители не должны отбирать у него возможность быть самостоятельным.

Очень редко взрослые способны без раздражения помогать ребёнку делать уроки, поэтому запаситесь терпением, чтобы Ваш школьник не ассоциировал учёбу с негативными эмоциями и криками. Наоборот, хвалите ребёнка за каждую красивую закорючку в прописи и правильно решённую задачу.

Почему первоклассники не хотят делать уроки?

Начать следует с поиска причины, по которой ребёнок не хочет заниматься уроками и делать домашнее задание. Первое время, пока школа и различные дисциплины в новинку – у детей наблюдается всплеск учебной активности. В связи с этим, как только уроки приедаются - уровень мотивации падает, а, следовательно, и с учёбой начинаются проблемы.

Итак, первая и самая трудная задача для родителей – заинтересовать ребёнка в том, чтобы заниматься уроками.

Миссия почти невыполнима, но если не доводить до ситуации, когда школа совсем потеряет авторитет в глазах ребёнка, то всё возможно сделать малой кровью. Для этого необходимо с самого детства проводить аналогии между теоретической частью школьного обучения и практикой. Это могут быть различные эксперименты, примеры, разговоры о том, как та или иная вещь или знание применяется в мире и о том, как в будущем оно может помочь ребёнку. Помимо этого, нужно чередовать способы подачи информации и её получения – не стоит всё сводить к интернету, ведь тогда любая информация будет казаться общедоступной и легко добываемой. Сводите ребёнка в библиотеку, научите работать с книгами, придумайте шифр или ежедневную новостную сводку, пользуйтесь радио, фильмами, презентациями.

Следующая задача родителей – организовать комфортный учебный процесс. Проветрите комнату, вместе подберите удобный стол и освещение. Создайте такую атмосферу, чтобы ребёнку нравилось в ней работать и творить.

После того как сыну или дочери стало интересно и удобно работать над домашним заданием и уроками – необходимо разработать систему контроля . Вовремя выявленную проблему с конкретной дисциплиной решить гораздо легче, чем выбраться из долговой ямы домашних заданий и контрольных. Поговорите с ребёнком и решите, каким образом Вы будете контролировать успеваемость, будут ли меры пресечения и какие.

Ещё один вопрос, который часто задают родители – нужно ли помогать делать уроки и правильно ли делать что-то за ребенка? Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Нынешняя система образования порой задаёт слишком высокую планку в отношении умений и талантов первоклассников, поэтому без Вашей помощи детям не обойтись. Но, тем не менее, её нужно минимизировать и задействовать потенциал ребёнка как можно больше.

Как помочь первокласснику хорошо учиться?

Общайтесь с ребёнком не только на темы, связанные с его делами в школе и выполнением домашнего задания.

Позволять выполнять домашнее задание самостоятельно и игнорировать школьную жизнь ребёнка не тождественно. Вы должны подготовить удобную атмосферу для учёбы.

Составьте вместе с ребёнком распорядок дня, в этом графике должно быть отведено определённое время для выполнения домашнего задания.

Прежде, чем приступить к урокам, уберите все раздражающие элементы: выключите телевизор, спрячьте гаджеты, создайте на столе рабочую атмосферу – игрушки на рабочем пространстве будут отвлекать ребёнка. Не смотрите перед уроками мультфильмы, чтобы ребёнок не оттягивал выполнение дел просьбой посмотреть ещё один и ещё один мультик. Наоборот, он должен знать, что после выполнения уроков его ждёт возможность поиграть, просмотр мультфильма или поощрение, например, в виде мороженого.

Однако ребёнок не должен безвылазно сидеть за уроками до их выполнения: делайте перерывы через каждые 20 минут. Можете пошалить, попрыгать, потанцевать. Смените умственную деятельность на физическую, а потом снова возвращайтесь к выполнению домашнего задания.

Когда ребёнок приступает к работе над уроками, спросите его – всё ли он понял, что задавала учительница? Есть ли у него понимание, как решить задачу, сможет ли он сам заполнить страничку прописи? Пусть он Вам покажет, как начинает работать в прописи. Если он что-нибудь не может сделать, помогите, а если нужно – объясните неясное при помощи понятного примера. После этого займитесь своим делами. Не бойтесь, что Ваш первоклассник будет стоять на ушах – если Вы, как мы и рекомендовали выше, уберёте все раздражающие факторы, он справится сам.

Вы не всегда сможете сами проверить – всё ли правильно сделал ребёнок? Однако на это есть оценки в школе. Плохая отметка покажет ребёнку, чем чреват невыученный урок и что стоит постараться ради одобрения учителями и поощрения родителей.

Скажите Вашему ученику, что готовы прийти к нему на помощь в любой момент, и приходите, если потребуется. Объясняйте спокойно, не показывая, что недовольны или раздражены.

Не пугайте школьника долгосрочными перспективами, например, профессией грузчика или уборщицы. Это не возымеет эффекта. Приведите близкие и позитивные примеры: как папа стал журналистом и путешествует по разным странам, а мама-инженер строит космические корабли. Папа в школе любил русский и иностранные языки, а мама - математику и физику.

Поможет первокласснику в обучении дисциплина, которую преподают в «Академии развития интеллекта SMARTUM». Ментальная арифметика – лучший тренажёр для мозга. Благодаря ей ребёнок станет быстрее воспринимать информацию, обрабатывать её. Скорость выполнения уроков увеличится в три раза, успех в учёбе расширит его познавательные интересы и усилит желание хорошо учиться. У ребёнка гармонично разовьются левое и правое полушарие мозга.

Как не переборщить с контролем над первоклассником?

Самая распространенная ошибка родителей – это слишком сильное давление и излишне строгий контроль своего ребёнка. Не забывайте, что процесс обучения – это, в первую очередь, не хорошие оценки и вызубренные наизусть отрывки информации, а умение размышлять . Для культивации этого умения необходима определенная свобода, а также самоотдача.

Прибегая к тому, чтобы насильно заставлять сына или дочь делать уроки, нужно понимать, что в старших классах заставить ребёнка не получится – а умения самостоятельно работать и превозмогать себя сформировано так и не будет. Поэтому перед тем, как отправлять школьника грызть гранит науки, следует тщательно продумать систему мотиваций и грамотно объяснить ему, почему требуется работать над учебой, даже когда нет желания.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»