Если ребенок стал заикаться что делать. Основные причины заикания у детей – так почему ребенок начал заикаться? Что делать, если у малыша появилось заикание

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Если ребёнок в разговоре проглатывает целые слова или слоги, запинается на некоторых звуках или «застревает» на месте, не в силах закончить фразу, можно говорить о заикании. Согласно статистическим данным, это речевое расстройство наблюдается у 1% жителей Земли.

Однако чаще всего заикаются дети 2-5 лет, то есть в том возрастном периоде, когда происходит активное развитие фразовой речи. Помочь заикающемуся ребёнку можно, но при условии комплексного медико-психолого-педагогического подхода и выявлении точной причины речевой патологии.

Заиканием называют нарушение ритмической стороны речи, которое обусловлено судорожным состоянием мускулатуры речевого аппарата. Учёные выделяют две основные группы факторов развития подобного состояния: предрасполагающие и провоцирующие.

К первой группе причин относят:

  1. Повреждения головного мозга у плода. Речевые центры коры больших полушарий у ребёнка в мамином животе могут пострадать из-за гипоксии, различных инфекционных заболеваний. Стремительные или, наоборот, затяжные роды также негативно влияют на речевые функции малыша.
  2. Перенесённые в младенчестве инфекции. Заикание может стать осложнением вирусного или бактериального инфекционного заболевания. Например, корь, дифтерия, коклюш или скарлатина при неправильно выбранной терапии приводят к повреждению нервной системы.
  3. Черепно-мозговые травмы . При механических повреждениях головного мозга заикание обычно сочетается с прочими речевыми патологиями разной степени тяжести.
  4. Наследственная отягощённость . Малыш, у которого один из близких родственников в детстве страдал от заикания, с большой долей вероятности также начнёт заикаться.

К провоцирующим факторам развития речевой патологии в раннем и дошкольном возрасте относят:

  • психическую и эмоциональную депривацию (недостаток различных впечатлений, ощущений);
  • сильное эмоциональное потрясение (испуг);
  • изучение нескольких языков (билингвизм);
  • подражание значимому человеку.

Таким образом, вышеперечисленные провоцирующие факторы становятся катализатором речевых нарушений у ребятишек, имеющих явную предрасположенность. Поэтому сложно говорить, что причиной заикания у малыша стала огромная злая собака. Внезапно перенесённое эмоциональное потрясение – это своего рода спусковой крючок, запустивший патологический процесс.

Классификация недуга

В медицинской и логопедической практике существует несколько типологий заикания. В их основу положены различные факторы – причина недуга, ведущие симптомы и их выраженность.

Читайте также: Вторая беременность. Трудности в этот период и как с ними бороться

  1. Клинические проявления. В зависимости от клинической картины различают следующие формы речевой патологии:
  1. Клоническая. Малыш испытывает трудности при произношении сложных слов из-за прерывистых судорожных движений органов дыхания и речевого аппарата. В речи это проявляется повторением слогов, чаще всего – первых. К примеру: «Ка-ка-ка-русель».
  2. Тоническая. Ребёнок во время разговора растягивает некоторые звуки, а другие «проглатывает». Речь сбивчивая, возникают незначительные паузы, во время которых отмечаются непроизвольное напряжение мышц ротового аппарата и языка. Например: «П…палас».
  3. Смешанная. Как следует из названия, эта форма сочетает признаки двух предыдущих. Ребёнок одновременно растягивает звуки и повторяет слоги при разговоре. Например: «П…пппо-бе-да».

Клонический тип недуга считается более лёгким, поскольку повторы речевых фрагментов более ритмичные, а непроизвольное напряжение речевого аппарата не столь продолжительное и интенсивное, как при других формах заикания.

  1. Особенности протекания. По характеру протекания речевое нарушение бывает:
  • волнообразным – признаки периодически усиливаются и ослабевают, но не исчезают полностью;
  • постоянным – отмечается стабильность клинических проявлений без существенных колебаний в ту или иную сторону;
  • рецидивирующим – симптомы заикания возникают после относительного речевого благополучия.
  1. Этиологические факторы. В зависимости от причин возникновения недуга выделяют две основные формы речевой патологии:
  1. Невротическая (или логоневроз). Основная причина развития заикания – какая-либо острая психологическая травма (сильнейший испуг) или хроническая психотравмирующая ситуация (разлука с родителями, жестокие методы воспитания). Не исключается и наследственная отягощённость. Логоневроз характеризуется усилением симптомов во время волнения и беспокойства.
  2. Неврозоподобная. Заикание является следствием органического поражения коры головного мозга, вызванного инфекционным заболеванием, черепно-мозговой травмой или кислородным голоданием. Кроме того, не исключён и фактор наследственной предрасположенности. Судорожные реакции обычно не зависят от внешних факторов и не усиливаются из-за тревожности ребёнка. Нарастание симптомов возможно при переутомлении малыша или чрезмерном психомоторном возбуждении.

Читайте также: Детская жадность или Как научить ребенка делиться?


Как развивается заикание?

С физиологической точки зрения процесс произношения выглядит как согласованная работа двух групп мышц, одни из которых сокращаются, а другие остаются расслабленными. Однако это происходит в норме. У ребёнка, страдающего заиканием, блокируется особый регулятор этих мышц из-за повреждения или эмоционального перевозбуждения. В результате наблюдаются или клонические повторения, или тонические спазмы.

При отсутствии качественной помощи нарушение закрепляется и переходит в условный рефлекс. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания, каждая из которых отличается выраженностью основных признаков недуга.

Первая фаза

Ребёнок заикается эпизодически, однако со временем промежутки плавной речи становятся всё короче. Основными признаками начальной фазы судорожных речевых нарушений являются следующие проявления:

  • трудности с произнесением обычно появляются в начальных словах фраз;
  • малыш заикается при произношении коротких частей речи – междометий, союзов и предлогов;
  • заикание усиливается при высоких речевых нагрузках;
  • ребёнок практически не обращает внимания на собственные проблемы, общается без стеснения, не испытывает страха и тревожности.

Вторая фаза

На данном этапе дети начинают испытывать определённые коммуникационные трудности. Малыш ещё не избегает ситуаций общения, однако не всегда проявляет инициативу во время разговора. Для этой фазы характерны следующие симптомы:

  • заикание становится хроническим, то есть эпизоды плавной речи практически отсутствуют;
  • ребёнок «застревает» на многосложных словах, особенно когда говорит очень быстро;
  • маленький заика не придаёт большого значения своей особенности, поэтому охотно отвечает на вопросы, впрочем, не являясь инициатором общения.


Третья фаза

Судорожный синдром закрепляется, но маленькие дети по-прежнему не ощущают неловкости. Они охотно общаются со сверстниками, особенно если те нормально реагируют на их манеру разговора. Характерными признаками этой фазы являются следующие симптомы:

  • ребёнок начинает понимать, что его речь отличается от произношения других детей;
  • трудности с произношением определённых слогов и звуков ярко выражены;
  • заика пытается заменить «сложные» слова другими или начинает обходиться жестами.

Заикание – нарушение темпа, ритма речи, дыхания во время говорения, вызванное перенапряжением мышц речевого аппарата. В речи проявляется как внезапные запинки и повторения отдельных слогов. Чаще всего заикание проявляется у детей 3-х лет – с началом периода активного развития речи. Мальчики более склонны к заиканию, чем девочки, поскольку они менее устойчивы в эмоциональном плане.

Ребенок начал заикаться в 3 года: причины

  1. Физиологические . Заикание не передается по наследству, но возможна предрасположенность. Также проблемы с речью могут быть вызваны родовой травмой, органическими нарушениями в структуре речевых центров головного мозга, а также инфекционными заболеваниями – корью, коклюшем, тифом и болезнями органов речи – гортани, носа, глотки.
  2. Психологические . Заикание невротического характера носит название . Он может быть спровоцирован резкими эмоциональными потрясениями, детскими страхами, внезапным испугом. Это объясняется тем, что когда ребенок волнуется, его речь не успевает за мозгом, и возникают запинки.
  3. Социальные . Эту группу причин подчас сложнее всего выявить, поскольку в этом возрасте дети очень впечатлительны и подвержены влиянию. Так, например, они могут неосознанно копировать речь заикающихся сверстников. Нередко заикание возникает при перегрузке трехлетки речевым материалом, например, при одновременном изучении нескольких языков. Также причиной заикания в 3 года может стать чрезмерная строгость родителей и неблагоприятная психологическая атмосфера в семье.

Кроме того, существует ряд провоцирующих факторов, которые могут способствовать проявления речевых нарушений, например, переутомление, рост зубов, преобладание в рационе ребенка белковой пищи, аденоиды, вызывающие нарушении дыхания.

Заикание у детей 3-х лет - лечение

Лечение заикания заключается в комплексе мероприятий, назначаемых логопедом. В этом случае важно установление доверительных отношений между родителями ребенка и специалистом для того, чтобы терапевтическое взаимодействие оказалось наиболее эффективным. Если заикается ребенок в 3 года, в первую очередь следует соблюдать следующие рекомендации:

  • соблюдение режима сна и бодрствования. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша;
  • следует уделять внимание развивающим играм, чтению детских книг, свести к минимуму просмотр мультфильмов и телепередач;
  • ни в коем случае не следует игнорировать прогулки, минимальная продолжительность ежедневной прогулки для малыша 3-х лет – 2 часа;
  • создание благоприятной обстановки в семье, конфликты и выяснение отношений следует свести к минимуму. Также не следует акцентировать внимание на проблеме заикания ребенка, обсуждать ее при нем с посторонними и, тем более, смеяться;
  • общаться с ребенком правильно. В ежедневном общении ребенок должен слышать красивую, плавную речь, соответствующую лексическим нормам.

На сегодняшний день существуют следующие методы лечения заикания у ребенка.

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические .

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

Внутренние причины:

  1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

  1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает , его часто наказывают.
  2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
  3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
  4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;

Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.

3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.

Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:

  • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
  • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
  • Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
  • а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
  • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;

  • «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.

Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.

На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.

Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.

— один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.

12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

16. Общеукрепляющие методы , такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).

Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.

  1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
  2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
  3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.

Заключение

Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.


аикание – один из самых распространенных детских неврозов. Почти всегда оно возникает в раннем возрасте (от двух до пяти лет), хотя изредка встречаются случаи, когда заикаться начинают школьники.

Время, когда малыш учится говорить, наиболее уязвимо с точки зрения возникновения заикания. Дети радуются обретенной возможности общаться, начинают разговаривать быстро, торопливо, как бы «захлебываясь» словами, скороговоркой.

В 3-4 года у многих детей можно наблюдать и повторение отдельных слогов и слов. Это повторение носит физиологический характер. Дело в том, что речевая функция мозга в этом возрасте – наиболее слабая и уязвимая (по сравнению с другими психическими функциями). Полностью она созревает только к 5-6 годам. В силу этого стрессы, нагрузки в первую очередь отражаются на речи. Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек именно по этой причине: речевая функция мальчиков созревает на 1-1,5 года позже, а нагрузки, в том числе речевые, у всех детей обычно одинаковы.

Неприятно, даже горько слышать, как ребенок с заиканием то и дело «спотыкается» об отдельные звуки и слоги, как будто они стали для него непреодолимой преградой. В этот момент речевые мышцы малыша подвергаются судорогам. Эти судороги можно наблюдать не только во время речи, но и перед ее началом.

Причины заикания

В литературе описано много случаев, когда заикание появляется после сильного стресса, испуга (нападение собаки, запугивание, грубое обращение, ссора, драка и т. п.). Однако стресс и испуг дают лишь толчок, запускают «механизм заикания», но не являются его глубинной причиной.

Совсем не каждый ребенок начинает заикаться после нападения собаки. Это состояние обусловлено предрасположенностью его нервной системы. В группе риска находятся дети со слабой, быстро истощаемой нервной системой. Если малыш к тому же впечатлителен, эмоционален, тревожен – любой, даже незначительный повод может привести к заиканию.

Нервная система такого типа может быть врожденной. Но чаще ее ослабляют разнообразные внешние факторы.

Это могут быть болезни:

  • Внутриутробные и родовые травмы
  • Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции
  • Инфекционные заболевания (корь, коклюш, тиф)
  • Неинфекционные заболевания (рахит)
  • Заболевания эндокринной системы
  • Вялотекущие заболевания внутренних органов
  • Лор-заболевания, в том числе операции по удалению гланд, аденоидов

Встречается ещё и врожденная слабость речевого аппарата (в него входят связки, гортань, язык, нёбо, зубы), которая выражается в его быстрой утомляемости, неспособности к длительной, интенсивной работе. При форсированных нагрузках голосовой аппарат может дать сбой. Этот сбой выражается в различных болезнях, в том числе заикании.

Заикание может вызвать даже недостаточное физическое развитие ребенка. В этом случае должным образом не развиваются артикуляционный аппарат, мелкая моторика, а они прямо влияют на развитие речи.

Ослаблять нервную систему могут психические и психологические факторы разного рода:

  • Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (ссоры, скандалы, конфликты между родителями, родственниками)
  • Неправильное воспитание (избалованность, неровность в воспитании, излишняя требовательность и прочее)
  • разного типа
  • Отсутствие (либо недостаточность) положительного эмоционального контакта с родителями
  • Несоблюдение режима дня, беспорядочность, неустроенность жизни, быта ребенка
  • Переучивание леворукого ребенка
  • Интеллектуальные, учебные нагрузки, не соответствующие возрасту

Заикание может спровоцировать и чрезмерная языковая нагрузка. Многие родители загружают малыша серьезным изучением иностранных языков в то время, когда родной язык им еще плохо освоен. Впрочем, такая нагрузка может быть связана с переездом и резкой сменой речевой обстановки.

Даже в рамках родного языка не стоит форсировать развитие ребенка, вводить сложные речевые конструкции раньше того времени, когда малыш будет готов к ним. Это может вызвать перенапряжение речевого центра и, как следствие, заикание.

В целом, к развитию речи детей требуется подходить очень внимательно и ответственно. Речь взрослых должна быть четкой, правильной, неспешной, выразительной. Известно, что маленькие дети подражают взрослым. Они перенимают общий строй речи, ее интонации, повторяют свойственные взрослым словечки. Когда взрослые умиляются этому, они поступают неразумно, поскольку поощряют ребенка к дальнейшему подражательству. В какой-то момент малыш захочет показать «как смешно разговаривает соседский мальчик», изобразит судорогу, а то и сразу заикание. Навык может закрепиться на уровне условного рефлекса, и избавиться от него будет трудно.

Как лечить?

Заикание поддается коррекции. По данным разных исследований, вылечить заикание удается в 7-8 случаях из 10 (речь остальных детей улучшается в той или иной степени).

Эффективность лечения зависит от возраста ребенка. Дошкольнику избавиться от заикания гораздо проще, чем школьнику. Если родители, заметив неполадки в речи ребенка, без промедления обратятся за помощью, будут действовать грамотно и ответственно, то заикание пройдет полностью.

Первые признаки заикания

Бывает, что ребенок замолкает внезапно и надолго (от нескольких часов до суток). Вызвано ли это испугом, или же явных причин такого состояния родители не видят, но разговорить ребенка не получается – он молчит. Когда же, наконец, он начинает говорить – то уже заикается. Если в период молчания успеть обратиться к специалисту – заикания можно избежать.

Другие признаки начала заикания:

  • Употребление перед некоторыми словами лишних звуков, обычно гласных (а, и)
  • Повторение слов или первых слогов в начале фразы
  • Остановки в середине фразы или слова, для которых нет видимых причин
  • Затрудненное начало речи

Заметив любые из этих признаков, родителям следует немедленно обратиться к трем специалистам — психологу, психоневрологу (невропатологу), логопеду. Помните:

Заикание легче предупредить, чем лечить.

Результат и способ лечения зависит и от типа заикания. Неплохо знать об этом, чтобы понимать, почему ребенку назначено то или иное лечение.

Типы заикания

Выделяют два вида заикания.

Логоневроз

Этот вид заикания встречается чаще всего и успешнее лечится. Он не связан с так называемыми «органическими поломками» в центральной нервной системе (то есть мозг при таком заикании работает нормально) и представляет собой всего лишь разновидность невроза.

Обычно логоневроз начинается после каких-то травмирующих психику ситуаций у детей, предрасположенных к невротическим реакциям.

Лечение логоневроза заключается в помощи:

  1. Психолога (психотерапевта). Он поможет ребенку справиться с травмой, расслабиться, стать более стрессоустойчивым.
  2. Невропатолога . Он назначит курс успокаивающих и укрепляющих нервную систему препаратов.
  3. Логопеда . Он поможет преодолеть дефекты речи: скорректирует ее темп и ритм, научит правильно дышать, тренировать мышцы речевого аппарата, научит технике контроля речи.

Неврозоподобное заикание

При обследовании ребенка с заиканием этого типа врачи выявляют поражение центральной нервной системы разной степени тяжести. Обычно такие дети отстают и в физическом, и в психическом развитии. Заикание у них развивается вместе с тем, как малыш учится говорить.

Ведущая роль в коррекции заикания у таких детей принадлежит логопеду.

В любом случае, лечение заикания – дело трудоемкое и длительное. Занятия с логопедом, при любом течении болезни, должны продолжаться как минимум год.

Что делать родителям

Прежде всего, родителям ни в коем случае не следует брать на себя лечение заикания. Разобраться в его причинах, оказать правильную помощь могут только специалисты!

Дело родителей — создать дома такие условия, которые помогут преодолеть недуг. Ребенок с логоневрозом требует особого внимания, спокойной домашней обстановки, правильного общего и речевого режима.

Эмоциональный покой

Следует избегать раздражителей, которые перенапрягают нервную систему ребенка:

  • Исключить книги и телевизионные передачи, не соответствующие возрасту или перевозбуждающие ребенка
  • Не рассказывать на ночь страшных сказок
  • Ограничить время просмотра телевизора
  • Не разрешать смотреть телевизор перед сном
  • Ограничить время занятий за компьютером (а лучше исключить любые гаджеты)
  • Ограничить шумные игры, посещения гостей и друзей; временно перестать посещать детский сад

Жизнь малыша должна быть спокойной и предсказуемой: исключительно важно соблюдение режима дня.

Не менее важен и правильный метод воспитания. Нельзя баловать ребенка; в то же время требования, которые ему предъявляют, должны соответствовать возрасту. Ровность и постоянство – вот ключ к обращению с ребенком.

Наказания, если они необходимы, должны быть спокойными. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка в темной (плохо освещенной) комнате одного. Лучше предложить ему посидеть на стуле, молча, в присутствии взрослых, и подумать о своем поведении.

Речевой режим

Речевое окружение не менее важно для лечения заикания.

  • Взрослые должны разговаривать четко, грамотно, правильно, неторопливо (и с ребенком, и между собой).
  • Рекомендуется специально говорить чуть более медленно, чем обычно, чтобы малыш, подражая, начал разговаривать медленнее.
  • Не рекомендуется говорить по слогам или нараспев.
  • Следует найти в окружении ребенка спокойных детей, хорошо владеющих речью и сблизить малыша с ними.
  • Речевая активность самого ребенка должна быть снижена путем переключения внимания на игры, занятия, помощь по дому.
  • Следует создать такие условия, чтобы малыш больше слушал, чем говорил (например, все время рассказывать ему что-нибудь).

Физическое развитие

Доказано, что физически крепкие дети заикаются реже. Это неудивительно – ведь их нервная система крепче.

При лечении заикания физическая активность должна стать образом жизни. Подойдут гимнастика, физкультура, плавание, водные процедуры, подвижные игры на свежем воздухе – все то, что постепенно делает ребенка более крепким и выносливым.

Пение

Знаменитый советский актер Василий Лановой в детстве заикался. Он пошел в школу в небольшом одесском селе в самом начале войны. Одна учительница в этой школе нашла способ помочь мальчику. Она стала разучивать с ним украинские песни. После нескольких месяцев занятий заикание исчезло.

Историй о лечении заикания пением рассказывают много. Дело тут не только в волшебном воздействии музыки, хотя его не стоит преуменьшать. Занятия пением помогают научиться правильному дыханию, развивают чувство метроритма (логопеды при коррекции заикания всегда используют ритмичную речь). Мелодия заставляет воспринимать каждое слово как естественное продолжение предыдущего, не отрывая слова одно от другого.

Слова песни разучиваются заранее, а не произносятся спонтанно. При пении ребенок обращает на слова меньше внимания, потому что старается правильно воспроизвести мелодию и ритм. А если он поет в хоре, то ошибки произношения и вовсе никому не заметны. Так преодолевается «боязнь речи», свойственная заикающимся людям.

Серьезных исследований по лечению заикания пением не проводилось, но многие врачи рекомендуют занятия пением как эффективный способ коррекции легких форм заикания.

Подведем итог. Вот четыре вещи, на которые родители могут повлиять, чтобы помочь заикающемуся ребенку:

  1. Эмоциональный покой
  2. Речевой режим
  3. Физическая активность
  4. Дополнительные занятия пением

Следует помнить: заикание всегда может вернуться. Поэтому соблюдать рекомендации необходимо даже после того, как ребенок полностью излечился.

Что делать, если заикание не проходит

Заикающийся ребенок часто становится робким, замкнутым. Он смущается других детей. Встречается и другая крайность – повышенная возбудимость. Даже если малыш лечится и борется с заиканием, попутно он приобретает разного рода комплексы.

Закомплексованность обостряется у детей, когда они становятся школьниками. Обычно мальчики переживают свой недуг острее, чем девочки.

Выйдет такой ребенок к доске, и сразу зажимается, краснеет, покрывается потом.

Если подобные состояния повторяются регулярно, развивается так называемый вегетативный невроз, который добавляет трудностей в лечении логоневроза.

Заикающимся детям нужно всячески помогать избавляться от ложного стыда. Скажите ребенку, что многие люди периодически заикаются. Приведите примеры знаменитых людей, которые заикались. Это поможет малышу осознать, что его недостаток – совсем не признак неудачника.

Вот всего лишь некоторые из них: Демосфен, Исаак Ньютон, Льюис Кэрролл, Уинстон Черчилль, Элвис Пресли, Брюс Уиллис.

Помогите ребенку подобрать приемы, сглаживающие речевой дефект, к примеру, слова и словосочетания, которые произносить легче. Можно найти оптимальный темп и ритм речи, вставлять междометия («ну», «вот», «это», «э-э», «м-м»).

Всегда относитесь к заикающемуся ребенку доброжелательно и корректно. Нельзя подчеркивать его недостаток, но и избегать разговоров о нем тоже не стоит. Выражайте твердую уверенность, что заикание пройдет. Не давайте возможности «зацикливаться», воспринимать заикание как трагедию. Принимайте речевые ошибки без всяких оговорок, чтобы малыш почувствовал, что его любят и принимают таким, какой он есть. Не надо делать постоянных замечаний по поводу ошибок, неправильной речи. Малышу можно сказать: «Я вижу, тебе немного трудно было проговорить это слово? У меня тоже такое бывает». Со школьником хорошо побеседовать более открыто.

Чего делать нельзя:

  • Смотреть на малыша с беспокойством или раздражением, отворачиваться от него;
  • Сетовать на дефекты речи, высмеивать ребенка (даже добродушно);
  • Останавливать, когда он говорит;
  • Просить начать фразу заново;
  • Просить говорить медленнее;
  • Просить сделать глубокий вдох;
  • Помогать закончить фразу или слово;
  • Подбирать слова за ребенка;
  • Задавать много вопросов.

Что правильно делать:

  • Терпеливо выслушать все, что хочет сказать ребенок, не прерывать его;
  • Быть спокойным, доброжелательным, вести себя так же, как обычно;
  • Держать зрительный контакт с ребенком;
  • Повторить то, что скажет ребенок, и построить на основе этого дальнейший диалог.

Физически крепкий, выносливый, уверенный в себе человек почти не замечает недуга. Тем более что с возрастом он действительно ослабевает или проходит совсем.

Больше оптимизма, веры в себя и своего ребенка!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»