Закаливание детей зимой. Правила закаливания детей зимой. "Закаливание детей в осенне-зимний период "

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Не так давно астрология считалась неточной наукой, точнее, даже к науке её не принято было относить. Сегодня же многие медицинские специалисты уверены, что на судьбу ребёнка оказывает влияние не только время и дата его рождения, но и момент зачатия, а также те погодные условия, в которых прошли первые месяцы жизни крохи.

И это не удивительно, ведь малыши, появившиеся на свет в зимнее время года, буквально с рождения вынуждены испытывать острую нехватку солнечного света, их мамы на протяжении внушительного периода питаются обедненной витаминами пищей. Кроме того, малыши большую часть суток проводят в искусственно отапливаемых помещениях, а прогулки на свежем воздухе в первые дни жизни сопряжены для них с серьёзными испытаниями для механизмов терморегуляции.

Вместе с тем, именно малыши, пришедшие в этот мир в зимнее время года, по уверениям неонатологов, обладают более мощным иммунитетом, что связано с закаливающим эффектом, который реализует холод, воздействующий на крох с первых минут их жизни.

Наличие значительного перепада температур между помещением, где постоянно пребывает ребёнок, и открытым воздухом, куда время от времени его выносят для прогулки – мощный закаливающий фактор.

Как закаливать ребенка правильно и безопасно? Даже непродолжительное пребывание на улице позволяет значительно укрепить иммунитет малыша, оказывает на его организм оздоравливающее действие. Каждый пропуск прогулки для малышей, рожденных зимой, является своего рода ударом по защитным механизмам, заставляет начинать закаливающие мероприятия с исходной точки. Именно поэтому недопустимым считается пропуск прогулок как по причине плохих погодных условий, так и вследствие отсутствия времени и возможности совершать прогулки у мамы. Даже в самые морозные дни закаливающие процедуры не следует пропускать, для этого достаточно одеть малыша как для прогулки и вынести его ненадолго на балкон, если семья проживает в многоквартирном доме.

Малыши, которые на протяжении нескольких зимних месяцев оттачивали работу терморегуляторных механизмов, с легкостью справятся с весенними перепадами температуры, смогут противостоять инфекционным агентам, не заболеют острыми респираторными заболеваниями, на которые так богаты весенние месяцы.

Неправильная позиция мамы, излишнее неоправданное беспокойство о комфорте ребёнка могут сыграть злую шутку с рожденным в зимние месяцы малышом. Пересушенный воздух помещений, необоснованно большое количество теплой одежды на малыше во время прогулки на свежем воздухе, постоянный отказ от пребывания на свежем воздухе по различным причинам до наступления тепла становятся теми факторами, вследствие которых кроха вместо того, чтобы удивлять окружающих своим богатырским здоровьем, начинает свое продолжительное хождение по медицинским специалистам, которые будут тщетно пытаться восстановить пошатнувшийся иммунитет, если мама не пересмотрит своё отношение к таким обычным режимным мероприятиям, как воздушные ванны, прогулка и закаливание.

Как тренировать детей, чтобы из иммунитет не снижался в неблагоприятных зимних условиях? Лучшим помощником в деле сбережения высокой напряженности иммунитета, предупреждения ослабления защитных механизмов является использование увлажнителей воздуха. Роль этого доступного и недорогого бытового электроприбора сложно переоценить, так как он предупреждает пересушивание воздуха в помещении, где пребывает малыш, благодаря чему удаётся избежать и пересушивания слизистых оболочек верхних дыхательных путей, что является главным условием сохранения целостности первого барьера, препятствующего проникновению вирусов в организм любого человека, в том числе и ребёнка. Барьер сухих слизистых с лёгкостью преодолевает практически любой возбудитель.

Именно поэтому дети, постоянно пребывающие в помещениях с пересушенным воздухом, так часто болеют острыми респираторными заболеваниями. В решении вопроса, как закалять ребенка, не менее важны и воздушные ванны, причём воздух в помещении должен быть «бодрящей» температуры. Продолжительность воздушных ванн следует постепенно увеличивать, по мере того, как адаптационные механизмы малыша приспособятся к подобным испытаниям.

Что касается одежды, то её количество на малыше во время воздушных ванн и пребывания в отапливаемом помещении должно быть минимальным. Уже через десять-двенадцать дней после рождения можно отказаться от использования шапочки в домашних условиях. Как закаливать ребенка во время прогулки? Не следует кутать малыша, эффективный теплообмен – основное условие становления его иммунитета. Применение специальной детской косметики позволяет даже в холодное время года сохранять кожу в безупречном состоянии.

Что касается личностных особенностей «зимних» малышей, то, по уверению астрологов, крохи, рожденные в начале декабря, - любознательные и активные существа, которые обожают общение и не боятся оставаться одни. Даже большая компания взрослых не смутит такого кроху, он будет себя чувствовать в ней достаточно комфортно. Как только такой малыш научится перемещаться в пространстве, родителям придётся приложить огромные усилия, чтобы его активность не выходила за рамки дозволенного. Для обеспечения безопасности крохи важно исключить из поля его зрения все потенциально опасные предметы: острые и колющие, режущие и мелкие, бытовую химию и легко воспламеняющиеся жидкости. С развитием речевых навыков в голове крохи появится и миллион вопросов, ответы на которые он пожелает получить незамедлительно. Спорт для таких малышей станет эффективным способом самореализации, поэтому как можно раньше следует познакомить такого кроху с различными вариантами физической активности и предоставить выбор наиболее подходящего для него вида.

Январские малыши в большинстве своём – философы и созерцатели. Они появляются на свет словно для того, чтобы научить своих родителей и близких чему-то особенному. Они полностью отдают себя тому, чем занимаются, демонстрируют недетскую ответственность и скрупулёзность в выполнении даже самых простых поручений. В отличие от декабрьских малышей, для них комфортным считается уединение.

Февральские крохи обладают невероятной фантазией и впечатляющим упрямством, освоение информации для них – лёгкое и не требующее особых усилий дело.

Вы можете или написать свой.

Закаливание в зимний период

Н ередко родители жалуются, что их дети склонны к заболеваниям: стоит поиграть ребенку в прохладной комнате, погулять без теплого шарфика, у него появляется кашель, насморк.

Перед воспитателями и родителями стоит серьезная задача - приучить ребенка без вреда для здоровья переносить резкие колебания температуры и движения воздуха (ветер), т. е. закалить его организм. Закаливание надо начинать с раннего возраста, используя с этой целью воздух, воду и солнце.

Зимой в комнате можно держать форточки открытыми, если нет сильного ветра и дети от них находятся в отдалении. Но делать это следует постепенно, вначале оставлять форточку открытой на 2-3 минуты несколько раз в день, а затем и дольше. При этом надо следить, чтобы температура в комнате не была ниже +16°C.

С наступлением теплых дней форточки, а затем и окна при отсутствии сильного ветра и дождя должны быть открыты целыми днями.

Немаловажное значение для закаливания имеет одежда детей. Привыкнув к постоянному теплу, ребенок при малейшем ветре, охлаждении зябнет. Слишком тепло одетые дети быстро потеют, охлаждаются и могут заболеть.

Зимой во время прогулки детей обязательна шапка, закрывающая уши и лоб, на руках должны быть варежки, на ногах - теплые зимние сапожки. Большие теплые платки, шарфы, в которые закутывают детей заботливые мамы, затрудняют дыхание и движения ребенка, перегревают его.

Из-за боязни простуды некоторым детям завязывают нос и рот платками. Ребенку становится тяжело дышать, платок при этом делается влажным, быстро охлаждается и может принести вред здоровью ребенка.

Большую пользу детям приносят прогулки на свежем воздухе. Гулять с детьми надо ежедневно перед обедом и после полдника зимой не менее 1 час. 30 мин. каждый раз. Только сильный мороз, буря и дождь могут быть препятствием для выхода детей на воздух. Веселые игры, катание на санках и лыжах даже в морозную погоду делают прогулку интересной, и дети не замечают холода.

С наступлением теплых дней гулять с детьми надо как можно дольше, а летом они должны быть на воздухе целыми днями. Если позволяют условия, то игры, занятия, еда и дневной сон детей из помещения переносятся на участок.

Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет. Но как это делать, когда начинать – в какое время года и с какого возраста?

Обычно детей закаливают “от простуды”, хотя простудные – острые респираторные

заболевания (ОРЗ) – вызываются вирусами. В чем же смысл?
В нашем сознании простуда прочно связана с холодной, мокрой погодой, когда дети

мало гуляют, проводят много времени в помещении, где легко заражаются

вирусами. Кроме того, в самом начале ОРЗ (еще до появления насморка и

кашля) больного знобит, он не может согреться. Поэтому возникает

ассоциация “чувство холода – простуда (из-за незакаленности) – ОРЗ”.
Охлаждение незакаленного ребенка действительно может способствовать развитию

вирусной инфекции. Кроме того, терморегуляция у малышей еще не

совершенна и охлаждаются они сильнее, чем взрослые.
На первом году жизни у ребенка сохраняются защитные материнские антитела к некоторым вирусам, а затем защита кончается, и дети начинают чаще болеть вирусными ОРЗ – иногда по 6–8 раз в год. Это связано прежде всего с расширением

контактов с окружающим миром, в буквальном смысле нашпигованным

вирусами. С возрастом ОРЗ болеют реже просто потому, что накапливаются

антитела к разным вирусам. Именно поэтому детям так необходимо закаливание.

Нос и простуда

Почему именно нос? Дело в том, что противовирусная защита чаще всего

снижается при нарушении кровообращения в слизистой оболочке носа под

влиянием переохлаждения.
Охлаждение кожи ведет к рефлекторному сужению кровеносных сосудов – организм уменьшает теплоотдачу, экономя

тепло (при очень сильном охлаждении на морозе кожные сосуды расширяются,

согревая охлаждаемый участок). Так же реагируют и сосуды носа: при

прикладывании кубика льда к коже температура в полости носа снижается на

2° у незакаленного ребенка и всего на 0,3–0,5° – у закаленного. При

этом функция клеток слизистой нарушается. Снижается выделение ими

антител, защитных субстанций, способных убивать вирусы, которые очень

часто присутствуют на слизистой носа, как бы поджидая удобного случая,

чтобы проникнуть внутрь организма. Вдыхаемый воздух хуже нагревается,

вирус быстрее размножается и попадает в более глубокие отделы

дыхательных путей.
Тренировать сосуды можно закаливающими процедурами. При постепенном увеличении охлаждения реакция сосудов становится все более умеренной, количество защитных белков в слизистой оболочке носа не будет резко уменьшаться. И это не фантазия – такое действие закаливающих процедур доказано многими исследованиями.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Вы ошибаетесь, если думаете, что закаливание обязательно требует

применения очень низких температур. Некоторые отчаянные родители силой

заставляют своих детей ходить босиком по снегу и купаться в проруби! На

самом деле важна контрастность воздействия. Если холод ведет к сужению

сосудов, то тепло, наоборот, вызывает их расширение – а мы тренируем как

раз способность сосудов изменять свой просвет в зависимости от внешнего

холода или тепла. Воздействие умеренно прохладного воздуха на

предварительно согретую кожу будет равноценно воздействию очень

холодного раздражителя на не согретую кожу.
Какие же участки тела лучше всего закаливать? Очевидно, что воздействие на лицо и кисти рук, постоянно находящиеся открытыми, большого эффекта не даст. Конечно,

если ребенку закрывают зимой половину лица платком и никогда не снимают

варежки, начинать закаливание надо именно с лица и рук, но это – скорее

исключение, чем правило.Очень чувствительны к теплу и холоду

подошвы ног – там находится много рецепторов. Хороший эффект дает и

холодовое воздействие на кожу шеи, поясницы, однако все же лучше

закаливать (водой, воздухом) кожу всего туловища и конечностей. При

охлаждении какого-либо одного участка тела может возникнуть эффект

сквозняка – охлажденные сосуды останутся расширенными из-за отсутствия

рефлекса с других участков, а это приведет к сильному переохлаждению.
Продолжительность закаливающих процедур не должна быть слишком

большой – не более 10–20 минут. Гораздо важнее повторность воздействий,

при этом очень полезна смена факторов, например: воздушная ванна – сауна

прохладный душ – сауна – воздушная ванна.
Проводя
закаливание , соблюдайте постепенность усиления воздействий. Однако не будьте и излишне осторожными: если вы занимаетесь обливанием, начните с воды

температурой 30–32° и снижайте ее каждые 2–3 дня на 2–3° (а не на 0,5° в

неделю, как это делают многие). Уже через 10–15 дней вы дойдете до

комнатной температуры или даже чуть ниже – до16–18°. Это обеспечит

прекрасный закаливающий эффект и не создаст опасности простуды.
Но закаливание не дает положительного результата без создания

повседневного стимулирующего температурного окружения ребенка. В нашем

климате именно повседневные температурные воздействия играют решающую

роль. А начинать надо с ответа на вопрос...

...КАК ОДЕТЬ РЕБЕНКА?

Одежда должна не просто соответствовать сезону, но и меняться в

зависимости от температуры на улице. Самое главное – одевать детей с

учетом их большой подвижности. Хорошее правило – надевать на ребенка

столько же слоев одежды, сколько надевают взрослые, или, еще лучше – на

один слой меньше. Одежда должна быть такой, чтобы во время физической

активности ребенок сильно не потел, а в минуты отдыха его кожа

охлаждалась как от воздействия воздуха, так и от испарения пота.
К

сожалению, наших детей часто кутают без меры. За исключением двух-трех

самых теплых месяцев года большинство малышей раннего и дошкольного

возраста (а часто и школьники) носят не менее 4-х слоев одежды (кроме

верхней) и одеты, как минимум, в 2–3 пары длинных штанов – брюки,

рейтузы с поддетыми колготками! Есть дети, которые практически никогда

не гуляют в трусиках и майке – они всегда в свитере и шапочке.
Закаливание может происходить и в помещении, если температура в нем не

превышает 18–20° днем, а ночью – ниже на 2–4°. При этом на ребенке не

должны быть надеты теплые вещи, он не должен спать в пижаме под ватным

одеялом (или то, или другое). К сожалению, многие россияне считают

нормальной температурой помещения 24–26°.
Ничего страшного, если легко одетый ребенок выйдет в холодную погоду на балкон или в сени, если внезапный порыв ветра распахнет окно или ночью малыш раскроется – такие кратковременные воздействия хорошо закаляют.
Согласитесь, закаливать закутанного, оберегаемого от малейшего дуновения воздуха

ребенка – занятие бесперспективное. Постоянное пребывание в тепличных

условиях детренирует сосуды кожи и слизистых оболочек, так что

кратковременные закаливающие воздействия на таком фоне большого эффекта

не дадут.

КОГДА НАЧАТЬ?

Закаливать ребенка никогда не поздно и в то же время никогда не

рано. Больше того, доктор Татьяна Кривоногова из Томска, проведя

специальное исследование, доказала, что закаливание беременных женщин и

новорожденных детей по особой методике дает прекрасный эффект. Конечно,

речь не идет о моржевании новорожденного или о сауне с первых дней

жизни, но и самым маленьким вполне можно создать условия, которые бы

тренировали их сосуды.
Очень полезны воздушные ванны – достаточно лишь не торопиться перепеленать ребенка, а дать ему несколько минут побыть голым на воздухе при комнатной температуре. Воздушные ванны удобно проводить и во время занятий гимнастикой, перед ванной. После купания можно облить малыша водой температурой на 2–4–6° ниже, чем вода в ванне.
Безусловно, закаливание во время острого заболевания бессмысленно и вредно. Когда же можно снова приступать к процедурам? Это зависит от длительности лихорадочного периода. При нетяжелом ОРЗ нормальная терморегуляция восстанавливается уже через 7–10 дней, при 3–10-дневной температуре – через 2 недели, а после тяжелой пневмонии – через 3–4 недели. В эти сроки можно продолжить начатое до болезни закаливание.

Закаливание день за днем

Уже с первого года жизни приучайте ребенка к прогулкам на свежем

воздухе, желательно не менее 4 часов в сутки. Сперва это сон в коляске

на балконе или на улице, затем прогулки, лучше не в коляске, а с

активными движениями. В яслях, где дети каждый день гуляют в течение 3–4

часов, респираторная заболеваемость снижается в 3–4 раза.

Воздушная контрастность вполне доступна семьям, имеющим 2 комнаты.

Для этого в одной из комнат снижают температуру (открывая форточку или

окно) до 10–12°, а в другой – оставляют ее на уровне 18–20°. Можно

устроить подвижные игры, переходя вместе с ребенком из одного помещения в

другое. Контрастное закаливание несложно организовать и в детском саду –

для этого можно нагреть участок пола до 50–60° (???!!! - прим.

попеременно побегать босиком по теплому и непрогретому полу.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ – чередуйте

теплую воду (до 40°, 30–40 секунд) с более холодной, удлиняя длительность ее воздействия от 15–20 до 30 секунд. Температуру холодной воды снижают на 2–3° каждые 2–3 дня, первоначально несколько укорачивая время ее воздействия. Конечная температура холодной воды для дошкольников не должна быть меньше 14–15°, для школьников можно опускать ее и ниже, конечно, с согласия ребенка.
Вообще, надо стремиться к тому, чтобы закаливание вызывало только положительные эмоции. Доводить холодовые воздействия до неприятных или тем более болезненных абсолютно недопустимо, поэтому всякие перегибы в этом деле (например, в соответствии с поговоркой “тяжело в учении, легко в бою”) неразумны.
Летом обязательно давайте ребенку возможность побегать босиком по

лужам. Хороший закаливающий эффект дает ежедневное мытье ног прохладной

водой, холодный душ после ванны или бани. Очень полезно купание. Многие

дети купаются “до посинения” – это не опасно, но не нужно. После купания

в прохладной воде хорошо разотрите кожу жестким полотенцем до появления

красноты (это указывает на расширение сосудов). Если поблизости нет

водоема, можно обливать ребенка водой наружной температуры или ставить

его под душ, да и просто дайте малышу поплескаться в воде.
Прекрасную закалку дает плавание в бассейне – не столько само по себе,

сколько в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.
Температура воды выше 25–26° закаливающим эффектом не обладает, однако

при более прохладной воде положительный результат очевиден, особенно

если ребенка не стараются укутать сразу после плавания. Занятия в

бассейне надо построить таким образом, чтобы малыш испытывал комплексное

контрастное воздействие: воздуха, самого бассейна, душа до и после

бассейна, ходьбы босиком.
В России да и в других северных странах посещение горячей бани – сауны или русской – считается чуть ли не самым мощным и полезным лечением. Это действительно так: по силе температурного воздействия с баней ничто не может сравниться.

Распаренный человек охотно принимает холодный или даже ледяной душ, окунается в прорубь , валяется в снегу, испытывая при этом огромное удовольствие.
Баня (лучше сухая – сауна) используется для закаливания детей раннего

возраста. Температура в ней должна быть около 90°, дети проводят в

помещении 10 минут, сидя на 1-й ступеньке. После этого надо принять душ

комнатной температуры. О пользе всевозможных контрастных воздействий вы

уже знаете. Ну а что касается более экзотичных “подвигов” – выбегания из

бани в снег на мороз, окунания в прорубь и т.д. – это дело постепенной тренировки ,

которая ни в коем случае не должна переходить грань, за которой

возникают неприятные ощущения и отрицательные эмоции. Мои внуки посещали

сауну с первого года жизни, охотно выходили на несколько минут на мороз

босиком и принимали прохладный душ, но валяться в снегу не любили – и я

их к этому не принуждал.
Если вы начнете закалять своего малыша с грудного возраста и будете следовать приведенным выше советам, можете с гарантией считать его достаточно закаленным! Родители, которые не боятся оставить ребенка на несколько минут раздетым при комнатной температуре, обливают его после ванны прохладной водой, делают несколько раз в день воздушные ванны, могут быть спокойны за его сосудистые

рефлексы.

ГЕРОИЧЕСКИЕ” МЕТОДЫ

При обсуждении проблем закаливания у родителей часто возникают вопросы, связанные с публикациями о детях, которые плавают в проруби и бегают голышом по снегу . Хорошо это или плохо?
Публикации эти – безусловно, из разряда сенсационных. Но в какой-то

мере они полезны: подобные сюжеты привлекают внимание родителей,

особенно тех, чьи дети круглогодично носят свитер, и заставляют

задуматься над тем, как закалить своего ребенка.
Но все же – полезно ли моржевание и, если да, то как его проводить ? Прежде чем “сигануть” в прорубь, дети вместе с родителями должны пройти длительный период закаливания . Само погружение в ледяную воду никак нельзя считать обязательным элементом закалки – скорее, это демонстрация закаленности организма, кстати, не вполне безопасным способом. Дети воспринимают холод как боль: они в состоянии превозмочь его под одобрительными взглядами родителей, но излишнее усердие в этом деле может оттолкнуть ребенка от закаливания. Если вы

все-таки решили заняться моржеванием , делать это надо постепенно и

не удлинять пребывание в ледяной воде свыше 40–60 секунд, поскольку

ребенок охлаждается намного быстрее взрослого. Моржующим детям

необходимо постоянное пристальное медицинское наблюдение (или хотя бы

почаще делайте анализ мочи).
Хождение босиком по снегу тоже оказывает довольно сильное закаливающее воздействие, хотя и не такое мощное, как моржевание. Конечно, и здесь нужна постепенность . В большинстве же ситуаций я советую закалять ребенка обычными методами, и если после бани или просто так он побегает пару минут босиком по снегу,

это никак не отразится на его здоровье. А вообще-то, по снегу лучше

бегать в обуви или на лыжах!
Другой частый вопрос – об обливании холодной водой ,

в том числе и во время заболевания. Родители обычно называют это

методикой Иванова. Думаю, что постепенно можно снизить температуру воды

для обливания здорового ребенка до 8–10°, то есть до температуры

водопроводной воды в зимнее время, хотя вполне достаточно остановиться

на 12–14°. Обливать такой водой незакаленного ребенка – не просто

жестоко, но и опасно . Что же касается холодного обливания как

лечебной меры – это, попросту говоря, преступление, опасное для жизни.

Лечебный эффект” от такой процедуры может быть только отрицательным.

Родители, придерживающиеся подобных “естественных лечебных факторов”,

просто задерживают таким образом начало эффективного лечения.
Ну а есть ли данные о том, что закаленные дети полностью защищены от

простуды? К сожалению, нет. Они тоже иногда болеют ОРЗ. Однако защита от

заражения у прошедших закалку детей гораздо эффективнее, поэтому и

число респираторных заболеваний, особенно тяжелых, намного меньше.

Небольшие катаральные явления без температуры, длительностью 1–2 дня –

вот как протекают ОРЗ у закаленного ребенка. Так что – закаляйтесь, если

хотите быть здоровыми!

Вместе с холодами и снегом приходит сезон простуд и ОРЗ. Дети дружно обзаводятся насморком и кашлем, классы и детские сады пустеют на треть, а то и наполовину. Что делать? Можно ли как-то уменьшить восприимчивость ребенка к респираторным заболеваниям? Конечно, надо было с лета начать закаливать, но все как-то откладывали… А теперь, в сезон простуд, наверное, начинать поздно?

Не поздно. Для хорошего дела поздно не бывает. IllnessNews расскажет, как можно начать закаливать ребенка в холодное время года.

Здоровье ребенка - в руках родителей

Лучше всего начинать закаливать ребенка с первых месяцев его жизни. Но даже если малыш уже немного подрос, это не означает, что он опоздал к началу закаливания.

Будет ли успешным закаливание, во многом зависит от родителей. От них требуется не так уж и много, на самом деле.

  • Несгибаемое намерение идти к цели. Без этого не получится всего остального.
  • Систематичность. Закаливанием необходимо заниматься регулярно, и не три раза в год, а действительно регулярно, то есть постоянно.
  • Последовательность и терпение. Готовность идти маленькими шагами к большой цели.
  • Чуткость. Необходимо внимательно следить за реакцией ребенка на проводимые процедуры и проявлять гибкость. Малейший перегиб и чрезмерная настойчивость могут привести к тому, что у ребенка выработается негативное отношение к закаливанию, и все пойдет насмарку.
  • Знания. Нельзя действовать наобум. Необходимо точно знать, что и почему нужно делать.
  • Осторожность и постоянный контакт с педиатром.
  • Стойкость. Надо быть готовым к тому, что окружающие люди, особенно старшего поколения, могут отнестись к вашим действиям с непониманием и осуждением. К сожалению, бабушки часто склонны баловать, кутать и перекармливать внуков, и любые попытки родителей приучить малыша к здоровому образу жизни могут восприниматься как «издевательство над ребенком».

К перечисленному выше можно добавить еще готовность все делать вместе с малышом, то есть закаливать и свой организм тоже. Это правильно и эффективно - ведь малышу всегда интереснее делать все то же самое, что делают взрослые.

Для начала стоит проконсультироваться с врачом, получить его рекомендации. Правда, идти для этого в поликлинику, которая в сезон ОРВИ полным-полна кашляющими и чихающими больными - отдельный риск. Стоит ли подвергать ему ребенка - решать родителям. Быть может, стоит просто получить консультацию по телефону.

Начинать закаливание следует тогда, когда ребенок здоров, не голоден, хорошо выспался и пребывает в жизнерадостном настроении. Закаливание должно вызывать у него только приятные эмоции, это важно.

Воздушные ванны

Первыми закаливающими процедурами могут быть простые воздушные ванны: ребенок просто находится некоторое время без одежды в помещении с обычной комнатной температурой. Важно закончить воздушную ванну до того, как он озябнет и покроется «гусиной кожей». Перед одеванием можно энергично, но осторожно растереть кожу малыша мягкой тканевой варежкой, после чего одеть.

Продолжительность воздушных ванн следует постепенно, но не слишком быстро увеличивать, а температуру в помещении снижать. Перед проведением процедуры комнату следует хорошо проветрить.

Вода - прекрасный способ укрепления здоровья. Начинать можно с умывания прохладной водой, постепенно расширяя зону: сначала только лицо и кисти рук, потом шейку, потом плечи и руки до локтя, потом тело до пояса. Температура воды в начале закаливания должна быть теплой, 28-30°С, а затем постепенно ее нужно понижать, доведя до 18°С. Понижение происходит медленно, не более чем на 1° в 7-10 дней.

Полезно также обтирать тело малыша водой, делать обливания, в том числе и контрастные. Существуют различные методики: можно увеличивать интенсивность воздействия, расширяя зону обливания, или обливать только ножки, но постепенно понижать температуру воды. При контрастном обливании начинать следует с небольшой разницы, постепенно доводя температуру теплой воды до 38-40°С, холодной - до 18°С. Отдельные экстремальные родители приучают малышей к обливанию ледяной водой, но рекомендовать это всем подряд не стал бы ни один врач.

Мнение врача

Ребенок рождается с практически совершенными механизмами адаптации к внешним воздействиям и в закаливании не нуждается. Задача родителей - не закаливать ребенка, а обеспечить ему такой уход, который позволит сохранить врожденные способности противостоять внешней среде, не даст им отключиться за ненадобностью. А вот экстремизма не нужно.

Ребенок будет реже жаловаться на простуженное горло, если привыкнет регулярно полоскать его прохладной водой, лучше - с добавлением морской соли. Слизистая носоглотки реагирует на холод резким сужением сосудов, от этого покрывающий ее жидкий секрет становится более вязким, у него изменяются физико-химические показатели, вплоть до пересыхания. Сухость значительно снижает защитные возможности слизистой и открывает ворота для инфекции. Если каждый день полоскать горло прохладной водой, носоглотка станет менее критичной к охлаждению, и ни беготня на морозце, ни даже порция мороженого, съеденного на улице, уже не будут приводить к заболеванию.

Очень хорошо заняться с малышом плаванием в бассейне. Это полезно и детям, и родителям. Лучше всего посещать детские бассейны. Особенно - с морской водой.

О пользе морских купаний знают все, но не всем приходит в голову, что можно устроить «море» в ванне. Для этого достаточно добавить в воду морской соли.

Почему солевая ванна может оказаться более эффективной?

Исследования ученых еще в прошлом веке показали: хлоридно-натриевая вода воздействует не только на терморецепторы кожи, но и на те нервные окончания, которые взаимодействуют с химическими раздражителями. В результате организм отвечает на прохладную соленую воду расширением периферических кровеносных сосудов, улучшением кровообращения. Если после соленой ванны не ополаскивать ребенка обычной водой, то на поверхности кожи образуется «солевой плащ», продлевающий воздействие морской соли на несколько часов.

Для приготовления ванны следует выбирать морскую соль хорошего качества от надежных производителей, желательно предназначенную именно для детей. Можно использовать соль Мертвого моря, тщательно выполняя все инструкции по применению. Продолжительность соленой ванны не должна превышать 15 минут.

Мощным закаливающим эффектом обладает даже не ванна или обливание соленой водой, а всего лишь хождение по «солевой дорожке». Что это такое?

Сделать «солевую дорожку» несложно. Для этого потребуется 5 небольших ковриков:

  • 2 массажных, с пупырышками или камушками, для предварительного разогрева стоп;
  • коврик из материала с умеренно грубой поверхностью, для пропитывания его солевым раствором;
  • 2 коврика более мягких, хорошо впитывающих влагу;
  • морская соль и вода для приготовления раствора.

Температура воды должна быть не выше 20°С, раствор 10%. Соленой водой пропитывают грубый коврик, остальные два остаются сухими.

Процедуру лучше всего проводить после дневного сна, не одевая ребенка. Сначала малыш ходит по 5-6 минут по массажным коврикам, разогревая стопы. Затем переходит на влажный соленый коврик, на котором топчется 2-3 минуты. После этого переходит последовательно на сухие коврики, ходьба по которым помогает очистить ступни от соли и осушить кожу. Процедуру лучше проводить под живую веселую музыку, под которую ребенку можно потанцевать и попрыгать, а заодно и проснуться окончательно.

Такая «дорожка здоровья» ощутимо снижает склонность к респираторным заболеваниям. Именно поэтому проведение такого закаливания рекомендуют и для коллективного закаливания в детских садиках.

Все описанные методы закаливания могут применяться в любое время года, и в традиционный сезон простуд тоже. Главное - не время года, а систематичность действий и правильная последовательность процедур.

Начать путь к здоровью никогда не поздно. Не нужно ждать лета, зима - отличное время для начала закаливания ребенка.

Комментарий эксперта

Закаливание является важным шагом на пути к здоровью. Очень хорошо, когда родители уделяют достаточно внимания закаливанию своих детей с их самого раннего возраста. Однако иногда мамы и папы опускают ошибки, которые ведут не только низкому эффекту самого закаливания, но и порой к еще большей заболеваемости детей простудными болезнями. Сейчас мы немного поговорим об этих ошибках:

  • Самодеятельность без консультации с врачом.

Конечно, не нужно спрашивать врачебного разрешения, чтобы отпустить ребенка бегать по полу босиком или приоткрыть на ночь форточку, но если в планах более серьезные закаливающие процедуры (обтирание, обливание), то стоит предварительно проконсультироваться с педиатром. Имеет значение, здоров ли ребенок на данный момент, когда он болел последний раз, в какой стадии находятся на данный момент хронические болезни.

  • Форсирование событий.

Закаливание не проводится коротким курсом или по ускоренной схеме. Это очень длительный и монотонный процесс. Усложнение условий окружающей среды происходит очень постепенно. Кроме того, нужно учитывать индивидуальную реакцию ребенка на закаливающие процедуры (особенно водные). У детей с разной реактивностью организма темпы закаливания тоже отличаются.

  • Нерегулярность процедур.

Если уж принято решение о том, что нужно вводить закаливающие процедуры, то они должны быть регулярными. Единственная уважительная причина, чтобы приостановить процедуры, - это острое заболевание ребенка (или обострение хронического заболевания). Если процедуры проводить время от времени, то ребенок скорее чаще будет заболевать, чем оздоравливаться.

  • Отсутствие режима дня и хорошего питания.

Для того чтобы закаливание было эффективным, должен быть налажен режим дня: достаточный сон, правильное питание, ежедневные прогулки, подвижные игры. Если не будет выстроен четкий режим дня соответственно возрасту, то закаливающие процедуры могут стать стрессом для организма, который «не знает, чего ожидать, и к чему готовиться» в ближайшие часы.

  • Закаливание ребенка против его воли.

Хорошее дело приносит пользу, если делать с его удовольствием и с хорошим настроением. В том случае, когда ребенок не осознает важность закаливающих процедур и противиться им, стоит пересмотреть подход к делу и ввести игровые моменты. А еще лучше начать проводить оздоровительные процедуры самим родителям на глазах у ребенка. Вот тогда-то он точно захочет все повторить и даже сделать еще лучше.

Общие требования


1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:
- соблюдение санитарных и гигиенических требований;
- сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
- специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;
- поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 0С.
2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).
3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.
5. Оптимальный двигательный режим.

Организованная двигательная деятельность

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
  2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю)
  3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
  4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
    - утром
    - после завтрака
    - на прогулке
    - после сна
    - на второй прогулке
  5. Базовая и игровая деятельность
  6. Закаливание:
    - оздоровительные прогулки, ежедневно
    - умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
    - полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
    - воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
    - ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

Система мероприятий в старшей группе будет отличаться от приведенной двигательным режимом и более сильными дозами закаливания (например, умывание, полоскание горла может проводиться прохладной, холодной и даже ледяной водой, увеличивается продолжительность воздушных ванн и ходьбы босиком и т.п.).


Оздоровительная работа

1. Сквозное проветривание
2. Санитарный режим
3. t 0 = 20-22С
4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
6. Утренняя гимнастика
7. Физкультурные занятия
8. Подвижные игры
9. Закаливание:
- оздоровительные прогулки;
- умывание прохладной водой;
- воздушные ванны:
а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
б) дорожка здоровья;
в) облегченная одежда;
г) сон с открытой фрамугой.
10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период
11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний
12. Витаминизация III блюда

Основные принципы и средства закаливания


С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода .

Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.
Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

"ВОДА"


Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:
1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.
2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".
3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".


Существует несколько отдельных способов закаливания водой :

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
2.
Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
3.
Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.

В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

"ВОЗДУХ"

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.


"СОЛНЦЕ"

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

В младших группах до 20-25 мин.

В старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:

А) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;
г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.

Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.


Одежда детей на прогулке в зимнее время года

  1. от + 6 до - 3: 4-хслойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготки, рейтузы, куртка или демисезонное пальто (без трикотажной кофты, если t 0 выше 0 градусов).
  2. от -3 до -8: 4-хслойная одежда: белье, платье, кофта, колготки, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги.
  3. от -9 до -14: 5-тислойная одежда: белье, платье, кофта или свитер, колготки, рейтузы (2 пары), зимнее пальто, утепленные сапоги.


Сон в группе при t 0 +16 +15 - теплая рубашка с длинными рукавами или пижама, теплое одеяло.


Одежда детей при различной t 0 воздуха помещения

23 и выше

1-2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б платье, с короткими рукавами, носки, босоножки.
+21- 22

2-х слойная одежда: белье, платье х/б или полушерстяное с длинным рукавом, колготки для детей 3-4х- лет, для детей 5-7-ми лет - гольфы, туфли.
+18 – 20

2-х слойная одежда: белье, платье с длинным рукавом, колготки, туфли.
+16 – 17

3-х слойная одежда: х/б белье, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, кофта, колготки, туфли или теплые тапочки.

Организация закаливания летом


В системе физического воспитания детей дошкольного возраста закаливанию принадлежит большое место.

Сделать организм человека стойким, гибким и выносливым, обладающим высокой способностью к сопротивлению и борьбе с неблагоприятными условиями окружающей его среды - такова задача закаливания.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании и как о средстве физического воспитания, мы имеем ввиду не только приспособленность организма, происходящего под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывать способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя формы и методы его в зависимости от возраста.

Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие конкретные задачи:
- повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями (так называемыми "простудными" и другими);
- приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;
- воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться холодной воды и других факторов закаливания;
- воспитывать умение преодолевать трудности.

Наиболее широкие возможности для оздоровления предоставляются летом. Использование в полной мере таких естественных факторов природы, как солнце, воздух, вода, обогащение питания свежими фруктами, повышение двигательной активности, все это благоприятно влияет на здоровье детей.

Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему:
- создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;
- рациональная одежда;

Длительное пребывание на воздухе независимо от погоды
- привычка к прохладной воде.

По утрам и вечерам
Открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею,
Уши вымою и шею.
Пусть течет водица –
Я хочу умыться.

Посильнее кран открыла
И взяла кусочек мыла,
Пышно пена поднялась –
Смыла с рук и пыль, и грязь.
Полотенчиком махровым,
Разноцветным, чистым, новым,
Вытру спину, плечи, шею.
Чувствую себя бодрее!

Чищу зубы пастой мятной,
Ароматной и приятной.
Щеткой действую умело,
Зубы будут очень белы!

К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывем, как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,

Отряхнулись – и домой

Закаливание

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил:

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года), то образовавшиеся в организме условия связи на раздражения холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

В - третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР

Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1°С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.

Наиболее мягкой закаливающий процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики). Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин.

Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1-2°С через 2-3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре воздуха 21-22°С. Конечная температура воздуха 16-18°С. При этом необходимо следить за признаками переохлаждения (появления «гусиной кожи»). У детей с аллергическими реакциями охлаждение организма наступает быстрее.

Закаливание водой начинают с самых слабых воздействий, которые вскоре заменяются общими процедурами. Наиболее мягкой водной процедурой является влажное обтирание, после которого кожу ребенка необходимо растереть мягким сухим полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги, затем все тело.

К местным процедурам относится обливание ног водой. При этом смачивают нижнюю половину голени и стопы. Обливание ног проводят при t° воздуха в помещении не ниже 20°С.

К местным водным процедурам относятся местные ванны для рук и ног. Ручные ванны можно проводить во время игры с водой. Ножные ванны оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм ребенка. Ножные ванны проводятся детям с 1,5 лет. Сначала ребенку моют ноги теплой водой, затем все более холодной (снижают t° через 4-5 дней на 1°С и доводят до 22°С, детям старшим 18°С). Продолжительность ножной ванны от 1 до 3 мин. Ноги должны быть при этом теплыми. В этом случае воздействие холодной воды вызывает соответствующую реакцию со стороны кровеносных сосудов. При обливании или мытье холодных ног такой реакции не наступает. Поэтому обливание ног нужно проводить после дневного сна.

Душ является более сильным закаливающим средством, чем обливание, поскольку на кожу ребенка оказывают воздействие более сильные струи воды, возбуждающие ребенка. Особенно он полезен детям вялым и заторможенным.

Закаливание солнцем происходит обычно во время прогулок. Продолжительность солнечных ванн от 2-3 до 10 мин. одномоментное. Очень важно следить за индивидуальной реакцией ребенка на облучение, не допуская перегревания.

Первым требованием для проведения закаливания является создание гигиенических условий. Это обеспечение чистого воздуха и рационального сочетания t° воздуха и одежды детей, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание очень кратковременно, в течение 5-7 мин.

Необходимо сквозное проветривание:

а) перед приходом детей;

б) перед занятиями;

в) перед возвращением детей с прогулки;

г) во время дневного сна (в группе), после сна (в спальне);

д) после полдника;

е) после ухода детей домой.

Температура воздуха в группе восстанавливается через 20 мин. В каждом групповом помещении находится график сквозного проветривания с указанием времени. Для поддержания t° воздуха в группе используют постоянное одностороннее проветривание, но не сажать под открытые фрамуги детей и следить, чтобы не было сквозняка. В туалетной и умывальной комнате никаких сквозных и односторонних проветриваний в присутствии детей не должно быть. Следить чтобы дети долго не находились в туалете, чтобы не мочили рукава, т.к. мокрая одежда вызывает резкое охлаждение, и вызывает простудные заболевания.

Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, путем правильной одежды и проветривания. Спать дети должны при открытой фрамуге, в любое время года.

Древнейший способ закаливания – хождение босиком . Существует много способов тренировки к босохождению. Утром и вечером нужно ходить босиком по комнате от 15 до 30 мин. Каждый день время удлиняется на 10 мин. и доводится до 1 часа. Особенно хорошо действует хождение босиком по твердому грунту земли или мелкому гравию. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду. Для закаливания носоглотки рекомендуется ежедневно утром и вечером полоскать горло холодной водой. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до t° воды из крана водопровода.

Практически здоровые дети могут сразу начинать закаливающие полоскание, начав с t° 25° снижая ее каждые 2-3 дня. Через месяц можно перейти на полоскание отварами трав, просто водой из крана, раствором морской соли.

С помощью средств закаливания достигается высокая сопротивляемость организма различным неблагоприятным факторам. Достичь высокого эффекта можно лишь при соблюдении определенных принципов проведения закаливающих процедур.

Прежде всего закаливающие процедуры следует проводить систематически , а не от случая к случаю. Только регулярно проводимые закаливающие процедуры позволят нервной системе приспособиться к меняющимся условиям внешней среды. Закаливание надо проводить ежедневно. Практика показала, что организм привыкает к холоду быстрее, если охлаждение проводить каждый день по 5 мин., а не через день по 10 мин. Длительные перерывы в закаливании ведут к угасанию, а то и полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно уже через 2-3 недели после прекращения процедур организм теряет устойчивость к простуде. Значит перерывы недопустимы. Если же перерыв был, то закаливание возобновляется с «мягких» процедур. Очень важно выработать привычку к закаливающим процедурам, чтобы они со временем переросли в насущную потребность на всю жизнь.

Другое обязательное условие закаливания – постепенность в усилении воздействия процедур. Только последовательный переход от малых доз к большим, нарастающее усиление того или иного раздражителя обеспечивает желаемый эффект.

Закаливание детей требует немалых усилий и упорства. Только набравшись терпения, вы добьетесь гармонии организма с природой, их благоприятного взаимодействия. Действие закаливающих факторов должно ощущаться детьми как естественное и приятное. Тогда верными друзьями будет – солнце, воздух и вода

Традиционные виды закаливания детей.

  1. утренний прием на свежем воздухе, гимнастика
  2. оздоровительная прогулка
  3. воздушные ванны
  4. воздушные ванны с упражнениями
  5. сон с доступом свежего воздуха
  6. умывание в течение дня прохладной водой
  7. полоскание рта прохладной водой
  8. хождение босиком до и после дневного сна
  9. хождение босиком по «дорожке здоровья»
  10. (массажные коврики) после дневного сна
  11. солнечные ванны

Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет

  1. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.
  2. 1. Воздушная ванна-10-15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6-7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.
  3. 2. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех- верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.
  4. 3. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой-в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.
  5. 4.Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
  6. 5. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1-1,5 часа до 2-3 часов.
  7. 6. В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.
  8. 7. Полоскание рта (дети двух- четырех лет), горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день-утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна

Воспитатель звонит в колокольчик:


Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» - говорит.
«Закаляйтесь!» - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки).

На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться
Всем открыть глаза и встать.

2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза)

Вот идет лохматый пес,
А зовут его Барбос!
Что за звери здесь шалят?
Переловит всех котят.


3. «Легкий массаж». (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь)

4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»
1-я дорожка – массажные коврики
2-я – ребристая
3-я – с жесткой мочалкой
4-я перешагивание через препятствия (кирпичики)

Зашагали ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!
Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!
Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
Топают ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!


5. Гигиенические процедуры.

Кран откройся! Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойся, мойся, обливайся!
Закаляйся! Закаляйся !

Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

1. Обширное умывание

Ребёнок должен:

Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

2 младшая группа

  1. Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
  2. Утренняя гимнастика в группе 8.00
  3. Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистке зубов
  4. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  5. Фитонциды (лук, чеснок)
  6. Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
  7. Сон без маек
  8. Дыхательная гимнастика в кровати
  9. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)
  10. Элементы обширного умывания

Средняя группа

  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  1. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  2. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  3. Фитонциды (лук, чеснок)
  4. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
  5. Оптимальный двигательный режим
  6. Сон без маек и подушек
  7. После полдника полоскание полости рта

Старший дошкольный возраст

  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
  2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
  3. Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
  4. Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
  6. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  7. Фитонциды (лук, чеснок)
  8. Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30
  9. Оптимальный двигательный режим
  10. Сон без маек
  11. Дыхательная гимнастика в кроватях
  12. Обширное умывание, ходьба босиком
  13. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
  14. После полдника полоскание полости рта

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №1

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Оборудование:

  1. Дорожка «Зигзаг»
  2. Ребристая доска
  3. Канат (скакалка)
  4. Ленточки
  1. Коврики с пуговицами
  1. Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна.

Лежа в кровати.

  1. А щенята, как проснутся

обязательно зевнут, потянутся потянутся,

Ловко хвостиком махнут.

руки перед собой, ладони вместе,

Показ махов

  1. А котята спинки выгнут,

Перед тем, как прогуляться

выгнуть спину, стоя руках и ногах

3. Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапы

То одну, то обе вместе

А когда зарядки мало

Начинает все сначала

руки опущены, ноги вместе

поднять руки вверх и

развести в стороны

на счет два скрестить

повторить только с ногами

Выход из спальни

Воздушное закаливание,

1. Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ.

Ну-ка веселее, топ, топ, топ.

Вот как мы умеем, топ, топ, топ.

Ходьба по змейке (дорожка зигзаг)

2. Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки:

Ква-ква, ква-ква.

И.п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах, через «ручеек», с продвижением вперед.

3. Тут прохожим не пройти,

Тут веревка на пути.

руки опущены вдоль туловища,

подлезание под канат (скакалку).

4. Дети встали в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому флаг поднять?

Встали детки в кружок

И подняли флажок!

ноги на ширине плеч,

Руки с ленточками опущены,

стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки.

5. На одной ноге постой-ка

Буд-то ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой

Если ты солдатик смелый!

ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу.

6. Вот как кружится волчок,

Прожуж-ж-жал и на бочок!

руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны.

7. Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь).

Полоскание рта.

Буль-буль-буль- зовет вода,

Полоскать наш рот пора.

Чтобы зубы не болели,

Хорошо продукты ели.

Набери воды ты в рот

Губы как замок закрой

И воду взад – вперед

Зубы ею ты помой.

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх

массажные движения рук и ног

Стало весело светло

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

Выход из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

1. Через прыгалки поскачем

По дорожке далеко,

Не сумел бы даже мячик,

Так подпрыгнуть высоко.

И.П. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

2. Широко раскинул ветки

Возле дома старый клен

Выгнул спину кот соседский,

Физкультуру любит он.

руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, ходьба по ребристой доске.

руки подняты вверх над головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под скакалку

3. По подошве как граблями

Проведем массаж

И полезно и приятно –

Это всем давно понятно.

руки на поясе ходьба по массажным коврикам

4. И снежиночки сейчас

Улететь хотят от нас.

руки опущены вдоль туловища, подняться на носочки подуть на «снежинки»

Полоскание рта

В рот воды глоток возьми

Губы плотно ты сожми

Быстро щеки надувай

Водой зубы полоскай

И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх- массажные движения рук и ног

3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло

ноги вместе, руки поднять и развести в стороны

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

Выход из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием

1. Мы походим на ногах

Ходьба на носочках

2. И как серый волк, волчище

И как мишка косолапый,

Ходьба по коврикам с пуговицами с высоким подниманием ног

3. Как зайчишка прыг-прыг,

И лисичка шмыг-шмыг

Прыжки с ноги на ногу

ходьба по ребристой доске,

по мешочкам с песком,

4. Пробежим неслышно

Бег между кеглями

5. Свежим воздухом подышим.

Стоя руки вверх – вдох, опустить – выдох

Полоскание рта.

Мы поели и попили

Свои зубы загрязнили

Надо крошки с них убрать

И водой пополоскать .

Чередование ходьбы по мокрой и сухой дорожке.

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Все мы дружно отдохнем

И массаж подошв начнем.

И.п. руки опущены вдоль туловища, ходьба на месте, прыжки на мете на двух ногах. Энергично вытирают ноги, перепрыгивание на сухую дорожку.

Шел по дорожке крошка Антошка

Нашел на дорожке горку горошка.

Горкою горошины

Петушку положены.

Повторяем 2 раза

И.П. руки произвольно опущены вдоль туловища, ходьба на месте.

Руки на поясе, прыжки на двух ногах.

Руки опущены, энергично вытирают ступни ног о сухую дорожку.


Закаливание в семье.

Скоро Ваш малыш пойдет в школу. Готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физически к предстоящей напряженной умственной деятельности.

Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними - закаливание.

Одно из удивительных свойств организма - способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия, окружающей среды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепенно и в дошкольном возрасте очень несовершенно и нуждается в постоянной тренировке.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;

постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);

закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;

добивайтесь положительного эмоционального отношение ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения.

поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже +16 °С.

Ребенок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воздушные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в результате - очередная простуда.

Свежий воздух - замечательное средство закаливания детского организма!

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы, первоначальная температура воды 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания - постепенность, переходом процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как - обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого - босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину - обязательно в такой последовательности. Начальная температура воды 34-35 °С, через 3-4 дня снижается на 2 °С и доводится до 22 °С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 °С выше, а темп ее снижения более медленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре - к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 °С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными процедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В лешие месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания де1ей под лучами солнца - с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков. Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с короткими рукавами, снимаю! колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Еще раз напоминаем: ослабленные дети особенно нуждаются в закаливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в школу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Наши советы адресованы, в первую очередь, родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей - неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна - необходимо обратиться к врачу и но его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.

Самое главное - не прекращайте закаливания!




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»