Виды ношения шапок. Самые необычные головные уборы русских жён. Восточные головные уборы

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня расширяем наш модный словарь и поговорим про названия головных уборов.
Знаете для чего нам это нужно?
Для того, чтобы сократить время на поиски информации в интернете и облегчить интернет шоппинг!

Бандана (bandana) — треугольный или квадратный платок, который носят чаще всего на голове или шее.

Бейсбольная кепка/бейсболка (baseball cap) — мягкая шапочка с жесткими краями и козырьком, сзади кепки имеется регулятор ширины, с помощью которого ее можно подогнать под голову владельца.

Кепка дальнобойщика (Trucker cap) — похожа на бейсбольную кепку, но с более удлиненным и изогнутым козырьком и вместо задней части у такой кепки обычно вместо ткани — сетка.


Берет (beret) — мягкая круглая шапочка, чаще всего вязаная, встречаются варианты из прессованной шерсти. Может иметь декоративные элементы.

Бини (beanie)/Вязаная шерстяная шапка (tuque) — это традиционные вязаные из шерсти шапочки, в виде плотно прилегающих к голове вязаных труб, с сужающимися закрытыми кончиками. Одна половина этой трубы вкладывается в другую, таким образом эта шапка получается двухслойной. На конце они украшаются кисточкой или помпоном.

Перуанская шапка (peruvian Hat) — вязаная шапка из шерсти ламы или альпаки с деталями, прикрывающими уши, на завязках. Часто выполнена с помпоном. Обычно с красивым вязаным орнаментом.

Шапка с помпоном (bobble hat) — вязаная шапочка, заканчивающаяся помпоном.

Шляпа-корзина (bucket hat/grevi hat) — мягкая летняя шляпа с полями, опущенными вниз. Обычно шьётся из плотных тканей: хлопка или денима. В России шляпу-ведро обычно называют панамой.

Бретонская кепка (Breton cap/fisherman´s hat) — вид фуражки из шерсти с мягким околышком. В России бретонская кепка известна под названием «картуз». В интернет-магазинах ее чаще можно найти по названию fisherman´s hat, т.к. она она похожа на головной убор, который носят капитаны яхт и рыболовецких судов.

Пилотка (garrison cap) — небольшая лёгкая шапочка, сплюснутая по бокам.

Плоская кепка (flat cap) — округлая шапка с небольшим козырьком спереди.

Тюрбан (turban) — это собирательное название головных уборов, выглядящих как длинная полоса ткани, наматываемая на голову. В наши дни тюрбанами называют и шапки, имитирующие настоящий тюрбан.

Ушанка (ushanka) — шапка из меха или овчины со слегка сужающимися или прямыми полями и плоской круглой тульей с клапанами по бокам (их можно либо завязать на макушке подняв их (если не очень холодно), либо опустить и завязать под подбородком, закрывая уши (если холодно)). Ушанки предназначены для защиты от холода.


Кубанка (Flat round Fur Hat) — меховая шапка в виде трубы, имеющая плоский верх.

Клош (cloche hat) — шляпка в форме цветка колокольчика с полусферической тульей и опущенными полями.


Трильби (trilby) — мягкая фетровая шляпа с характерной длинной складкой по всему верху и вмятиной впереди. У основания тульи, как правило, трильби перехватываются узкими шляпными лентами.

Федора (fedora) – мягкая фетровая шляпа, один раз обвитая лентой. Отличительной ее чертой являются три вмятины на тулье.

Хомбург (Homburg) — фетровая шляпа с загнутыми вверх полями и тульей в виде усеченного конуса (часто со складкой сверху), декорированная широкой лентой по тулье.

Шляпа-котелок (bowler Hat) — фетровая мужская шляпа полусферической формы, с небольшими загнутыми вверх полями.

Цилиндр (top hat/topper) — цилиндрическая мужская шляпа с плоским верхом. Как правило, в средине она уже, чем сверху и снизу, у нее жесткие узкие поля, загнутые по бокам.

Шляпка-таблетка (pillbox hat) — небольшая шляпка без полей, с цилиндрической тульей; часто совсем плоская, с небольшим желобком, опоясывающем центр тульи. Иногда декорируется вуалеткой.

Канотье (boater) — жёсткая соломенная шляпа с цилиндрической тульей и прямыми полями, часто декорируется лентой.

Шляпа-поркпай (pork pie hat) — шляпа с цилиндрической тульей, имеющей небольшое углубление сверху, и достаточно широкими полями, по форме напоминающая канотье. Часто декорируется лентой по тулье.

Сомбреро (Sombrero) — соломенная или войлочная шляпа с высокой конической тульей и очень широкими, часто загнутыми по краям полями.

Панама (Panama) — лёгкая летняя шляпа с мягкими полями, часто декорируется контрастной лентой по тулье. Чаще всего изготавливается из соломы. В России, собственно панаму, т.е. летний головной убор с широким полями и высокой тульей, принято называть шляпой, а панамами чаще всего называют все детские летние мягкие головные уборы и bucket-hat.

Капюшон (hood) — мягкий головной убор, крепящийся к одежде.

Кепи (Kepi) — разновидность кепки с плоской круглой тульей и небольшим козырьком.

Понравилось и было полезно?

С уважением, Галина Галышина Ваш Имиджмейкер

Будьте неповторимы и очаровательны!

Попали на страницу случайно? И не подписаны на рассылку проекта «Больше чем стиль», регистрируйтесь по ссылке ниже и получите подарок!

Головной убор является необходимым предметом гардероба в холодное время года. А так же с помощью красивой и оригинальной шапки можно создать индивидуальные образы, привлечь внимание окружающих к себе. На рынке представлен огромный выбор головных уборов различных моделей, фасонов, расцветок. Как не потеряться в этом разнообразии и правильно подобрать шапку к вашему образу? Задача все-таки не из простых, поэтому давайте разбираться вместе.

Модные виды

В течение нескольких сезонов модными и популярными остаются вязаные модели головных уборов. Они не имеют возрастных ограничений, подходят как мужчинам, так и женщинам. Их можно сочетать с любым гардеробом, это отличный вариант не только для повседневной жизни, но и для занятий спортом. Классикой являются меховые шапки, которые придают аристократичный, роскошный вид вашему образу.

Следует знать, что шапку необходимо выбирать, исходя из типа вашего лица. Например, круглый и овальный типа лица нужно визуально уменьшить и вытянуть. Поэтому вам лучше отказаться от объемных моделей из толстой пряжи, они только придадут дополнительный объем. Старайтесь открыть лицо и лоб, можно носить различные шапки набок. Прямоугольный и треугольный тип лица зрительно нужно смягчить и округлить. Вам как раз лучше подойдут объемные модели шапок. При этом их необходимо надевать глубоко, до бровей, чтоб привлечь внимание к глазам, губам и отвлечь внимание от острых черт лица.

Рассмотрим подробнее, какие виды головных уборов бывают, с чем их носить и кому больше они подойдут.

Бини

Это уютная вязаная шапка, которая плотно обтягивает голову. Такая шапка может быть нескольких фасонов: с козырьком и с отворотом. Многие модели украшаются помпоном из этих же ниток, что и связана шапка или из натурального меха. Большое разнообразие ярких расцветок позволяют создавать индивидуальные образы. Бини очень популярны среди молодежи. Если у вас круглая форма лица, от такой модели шапки лучше отказаться.

Берет

Одна из самых популярных моделей, которая подходит очень многим. Берет носят как женщины, так и мужчины. Такие шапки делают абсолютно из разных материалов: из шерсти, меха, трикотажных материалов, с добавлением эластана и полиэстера. Этот головной убор имеет множество фасонов и расцветок. Берет является универсальной частью гардероба, который отлично сочетается с любыми вещами. Зимой и осенью его можно носить с тренчкотом, пальто, шубой, курткой. Весной берет отлично сочетается с жакетами, джинсами, пуловерами, плотными платьями. Такой головной убор подходит для любого типа лица, что является большим плюсом.

Снуд

Снуд по своей форме очень похож на круг, по-другому его называют шарф-труба. Это универсальный, теплый и практичный предмет женского и мужского гардероба. Он может быть связан из шерсти, кашемира или сшит из хлопка, шелка, иногда встречаются модели из меха. Снуд в несколько оборотов закручивается вокруг шеи, свободно драпируется и отлично согревает. В холодную погоду его часть (один из оборотов) можно надеть на голову, в этом случае хорошо от ветра и холода защищаются затылок, уши и шея.

Снуд представлен на рынке различных расцветок, с принтами, вышивками. Это позволяет использовать данный предмет гардероба не только для повседневных образов, но и для праздничных. Снуд прекрасно сочетается с любой верхней одеждой, подходят как для классического образа, так и для спортивного. Благодаря плавным линиям, предмет гардероба отлично подойдет для круглых и овальных лиц. Такая шапка визуально вытянет лицо и придаст ему мягкость. Но здесь лучше остановить выбор на тонких материалах, которые не будут придавать вам дополнительный объем.

Шапка-ушанка

Это теплая зимняя шапка, которая может быть из меха, дубленки, плотных тканей или комбинированная. Благодаря наличию отложных «ушей», которые можно завязать на затылке, макушке или носить спущенными, шапка получила название «ушанка». Шапка-ушанка очень популярна среди молодежи. Модные дизайнеры используют этот предмет гардероба в своих зимних коллекциях. Меняется фасон, добавляются новые ткани, декоративные элементы, но форма такой шапки остается неизменной. Шапки-ушанки можно носить с шубами, полушубками, дубленками, кожаными куртками. Такую шапку можно встретить не только в мужском, но и в женском гардеробе.

Меховые боярские шапки

Такие шапки являются классическим вариантом зимних головных уборов. Они плотно облегают голову, защищая ее от самого сильного мороза и ветра. Самыми распространенными мехами, которые используют для таких шапок, являются песец, соболь, норка.

Огромное многообразие фасонов и моделей меховых шапок, дополняются различными декоративными элементами, например, меховыми хвостиками, брошами, камнями. Такой предмет гардероба носят как женщины, так и мужчины. Эти шапки хорошо сочетаются с шубами и полушубками, дубленками, кожаными куртками с меховыми воротниками. Отлично боярские шапки подходят для прямоугольного и треугольного типа лица. Такой головной убор зрительно делает острые черты лица мягче.

Шапка-чалма

По-другому такую шапку называют «тюрбан». Такой головной убор делают из легких тканей для теплого времени года: хлопок, шелк, шифон. Для осенне-зимнего периода используют шерсть и меха. Шапка-чалма придает образу женственность, особенно если надета на распущенные волосы. Отлично сочетается с пальто, шубами, длинными кардиганами. Стоит учитывать, что такой вариант головного убора не очень подойдет женщинам с круглым и овальным типом лица, так как визуально лицо будет выглядеть крупнее.

Шляпа

Это головной убор с полями. При производстве шляп используют разный материал, например, фетр, кожу, сукно, солому, мех. Существует огромное множество фасонов и расцветок шляп. Размер полей может варьироваться в зависимости от модели. Шляпа может быть как женским, так и мужским предметом гардероба. Этот головной убор можно сочетать с жакетами, пальто, в том числе кожаными, шубами и полушубками. Шляпа с большими полями отлично подходит для прямоугольного и квадратного лица. Она зрительно сглаживает острые черты. Для треугольного типа лица и овального лучше выбирать шляпу без полей, так вы зрительно сбалансируете форму лица.

Шапка с помпоном

Это одна из самых популярных шапок не только среди молодежи, но и среди старшего поколения. Традиционно, это вязаные шапки из шерсти, акрила и смесовых нитей. Эти головные уборы отличаются различными фасонами и расцветками. Шапки с помпонами являются одной из разновидностей шапок-бини. Их используют не только для создания повседневных образов, но и для спортивных, милитари. А особым трендом в этом сезоне являются шапки с вуалью. Они выглядят очень эффектно, особенно в классическом образе.

Кепи

По-другому ее называют «кепка». Этот головной убор может быть различных фасонов, например, фуражка, бейсболка или коппола. Фуражки чаще всего используют в гардеробе военных. Они изготавливаются из плотных материалов и отлично держат форму. Бейсболка является спортивным элементом гардероба. Но она хорошо сочетается не только со спортивной одеждой, но и с джинсами, футболками. Коппола больше похожа на кепку таксиста.

Благодаря необычной форме, она перекочевала в повседневный гардероб мужчин и женщин. Кепи отлично подходят практически для любого типа лица, только их надо по-особому носить. Так для круглого и овального типа лица лучше этот головной убор носить козырьком набок или назад, это откроет ваш лоб и зрительно уменьшит лицо. Для прямоугольного и квадратного типа лица носите кепи, надвигая ее до бровей, чтобы смягчить формы лица и акцентировать внимание на глазах и губах.

Выставка "Дело в шляпе. Головные уборы народов мира"


Головные уборы - один из наиболее колоритных элементов истории, культуры, хранители самых древних и уникальных традиций племен, народов, стран и цивилизаций. Недаром по головному убору различают друг друга племена Китая и Вьетнама, а некоторые народы мира даже своими именами обязаны традиционной шапке. Жители Центральной Азии нередко нашивают на шапку все свое богатство, так что, видимо, правы французы, придумавшие знаменитую пословицу: "Хорошей шляпе - цены нет". В Библиотеке иностранной литературы на этих выходных завершила свою работу выставка "Дело в шляпе", в которой были представлены лучшие экспонаты одной из крупнейших в России коллекций традиционных головных уборов, собранной известным лингвистом, этнографом и путешественником Кириллом Бабаевым .



Оромо - крупнейший народ Эфиопии - изготавливает такие шапки из неотделанных шкур оливкового бабуина, что и объясняет их огромную ценность. Для древних оромо обезьяна-бабуин была тотемом, и ношение ее шкуры вокруг головы служило для воинов гарантией безопасности на охоте и в бою. В наши дни фолле можно увидеть лишь на головах исполнителей традиционных танцев оромо в вечерних ресторанах Аддис-Абебы.



Калебас - род тыквы, имеющий очень широкое применения по всей субэкваториальной Африке. При отсутствии металлической и пластиковой посуды его используют и вместо чашек, и вместо сосудов для воды или хранения риса. Однако лишь в Южной Эфиопии, в долине реки Омо, калебас используется в качестве прочного и легкого головного убора, предохраняющего от дождя и солнца. С помощью ножа на нем вырезан оригинальный геометрический орнамент, сбоку приделана ручка из веревок, обсаженных бисером, а трещины, образовавшиеся за долгое время использования калебаса, бережно заштопаны суровыми нитками из животных жил.



Фульбе - скотоводческий народ атлантического происхождения, распространившийся в ходе миграций по всей Западной Африке: их можно найти на огромном пространстве от Сенегала до Нигерии. В 19 веке государство фула было очень мощным и влиятельным, покорив многие другие народы региона, что не могло не сказаться и на элементах культуры. В частности, знаменитые шляпы-теннгаде пастухов фула, изготавливаемые из воловьей кожи на каркасе из плетеной соломы, носят в сельской местности в Мали и Буркина Фасо. Единственные украшения на такой шляпе - элегантные ленты или узелки из кожи.



Данное изделие, конечно, является прежде всего маской и используется в ритуальных целях. В ритуалах догонов, обитающих на юго-западе Республики Мали, такую маску называют "дому", она изображает молодую девушку. Как гласит табличка у экспоната, на этот головной убор наложено сильное колдунство, и надевать его на голову не рекомендуется.



Народность тампулма (или таммариба, как они себя называют) проживает на севере Того, куда они не так давно мигрировали из районов верхней Вольты. Процветавшая здесь еще полтора века назад работорговля привела к появлению традиции строительства настоящих домов-крепостей из банко, которые тампулма строят и поныне. Спят здесь в узких ульях на крыше, а первый этаж всю ночь охраняет один из членов семьи, хотя рабами в Того давно уже не торгуют. Воинственность тампулма отражена и в плетеных из соломы женских шляпах дуо, украшенных рогами антилопы - покровителя народа.



Огромная корона с подкладкой из тонкой воловьей кожи, вся сплошь отделанная бисером и украшенная бисерными же фигурами людей и птиц - вот что такое знаменитая аде-илеке (или ориша) нигерийского народа йоруба. Традиционно их надевают вожди, ведущие свой род от легендарного короля Ододуа, первого объединителя всех йоруба. Во время церемоний оришу возлагает на голову вождя его помощница из местных жриц, а сверху корону обкладывают целебными травами для защиты от болезней. Вуаль, сделанная из множества бисерных подвесок, спадающих на лицо, переносит внимание с личности вождя на корону, реальное средоточие власти. А королевская птица окин венчает конструкцию.



У народа бамбара (бамана), одного из крупнейших в африканской республике Мали, традиционные шапки-маски чивара, изображащие тотемную антилопу, бывают нескольких видов. Антилопа-женщина всегда изображается с детенышем на спине и прямыми рогами, антилопа-мужчина имеет согнутые рога и фаллос. Существует и вид абстрактной чивары. Этот головной убор применяется только в ритуальных танцах и служит напоминанием о Чиваре, человеке-антилопе, который прибыл на землю, чтобы научить людей возделывать землю и сажать злаки. Сегодня с Чиварой связана обширная мифология и множество церемоний у бамбара.



Этот шлем воина народов нага изготовлен из козьей шерсти, бычьих рогов и клыков вепря.



Этот вид головного убора типа шлема с подвесками и нашитой позади материей широко распространен среди кочевников Центральной Азии - от Туркмении до Палестины. Племена туркоманов, туркменов, узбеков, кашкайцев и арабских бедуинов изготавливают их для невесты к свадебной церемонии (в Туркмении он называется хасаба), и, чем богаче семья, тем дороже должны быть украшения на ее шлеме: огромные камни ляписа на позатылье, серебряные монеты весом в полкило и массивный железный (а нередко серебряный) наконечник делают ношение такой "фаты" настоящим испытанием для невесты.



Еще один необычный вид тростниковой шляпы, украшающей миллионы голов местных жителей в Юго-Восточной Азии. Эту шляпу делают в провинции Аракан на западе Бирмы. Сделанная из стеблей прибрежного тростника, шляпа проложена снизу плотной водонепроницаемой материей - а синтетический пумпон сверху, конечно, делается для красоты.



Мандухай - имя монгольской ханши 15-16 веков, оставшейся весьма популярной в памяти своего народа. Но подобные уборы носили еще в 13 веке аристократки китайской династии Юань, происходящей из Монголии. Представленный здесь головной убор назван так скорее символически и представляет собой свадебный или праздничный предмет костюма молодых женщин: он сделан из твердого картона, обшитого сверху черным бархатом, по которому пущена кайма из бисерных ниток с имитацией жемчужин посредине. Вряд ли такой простенький материал пришелся бы по душе царице, но нынешние монгольские красавицы таким фасоном вполне довольны.



Данный головной убор распространен как у монголов, так и у бурят (где он называется шобогор): островерхую шапку с вертикальной строчкой стеганой тульи считали головным убором лам и принявших обет святости старушек (шабганса). Такая шапка была обязательной для мальчика с пятилетнего возраста, если его собирались отдавать в дацан. Подобные шапки встречались у бурят Селенгинского, Джидинского и Кяхтинского районов Забайкалья, где были расселены сартулы и другие выходцы из Монголии, а также у тюркоязычных народов Саяно-Алтая - тувинцев, алтайцев. Шапки носили все: и мужчины и женщины и дети. Обязательное украшение островерхих шапок - навершия: залаа (кисточки из красных шелковых ниток), жэншэ (узел из красного шелкового шнура), дэнзэ (металлическое навершие). В Казахстане аналогичный убор называют саукеле.



С калпаком или колпаком знакомы еще древнерусские летописи: уже в Средние века этот головной убор с высокой, суживающейся кверху, иногда остроконечной тульей считался атрибутом высокого социального положения у тюркских кочевников, бытовавших в южнорусских и поволжских степях. На Руси его также называли клобуком. Сегодня калпак остается головным убором казахов, киргизов, каракалпаков и (реже) узбеков Центральной Азии: его основным материалом является войлок, более дорогие праздничные разновидности подкладываются бархатом. Киргизская разновидность калпака обязательно имеет черную подкладку, образующую отворот, и черный же вышитый узор по тулье. А вот название "ак-калпак" переводится просто как "белый калпак".



Пакол, пакуль, паккуль или читарли - этот головной убор из верблюжьей шерсти называют по-разному. Его носят пуштуны - представители крупнейшего этноса Афганистана. Несмотря на то, что пакол напоминает берет, у него есть важная особенность: нижняя часть "разматывается", позволяя спящему человеку предохранить лицо и шею от резкого света, холода или сквозняков. Широкая известность к этому головному убору пришла в 1980-ые годы, во времена войны моджахедов против советских войск - он навсегда запомнится как любимый убор Ахмад-шаха Масуда. Еще раньше пакол получил большую популярность среди пуштунских племен в начале 20 века в значительной мере из-за громоздкости тюрбанов.



Высокая стеганая шапка цилиндрической формы с загнутыми вверх полями сбоку и сзади служит прекрасной защитой женской головы от зимних холодов в гималайской области Ладакх, на высоте 3500 метров над уровнем моря. Ее носят ладакхи - народ тибетского происхождения, исповедующий буддизм. Такая шапка обычно имеет минимум украшений и служит убором на каждый день для жителей сельской местности, однако ее можно часто увидеть и в городках. При этом вторым неизменным компонентом костюма женщины является гонча - длинное платье из толстой шерстяной ткани с плиссированной юбкой.



Этот войлочный головной убор любопытной формы был обнаружен автором коллекции на одном из развалов на старом рынке Стамбула. Продавец затруднился назвать его происхождение, однако, судя по серебряным монетам первых лет советской России, нашитым на его передней части (20 копеек РСФСР 1922-23 годов), шапку можно отнести к центральной Азии - вероятно, территории Туркмении или Узбекистана, и времени 20-30-ых годов XX века. Разноцветный узор в нижней части убора вышит шерстяными нитями, подвески завершаются разноцветными птичьими перьями.



Великолепная по своей красоте и золотой вышивке традиционная шапочка народа синдхи, проживающего в Индии и Пакистане. В ее этнической принадлежности сомневаться не приходится: своеобразный вырез, открывающий лоб, является характерной особенностью синдхи-топи, который сами синдхи очень гордятся (в Пакистане отменяется даже праздник шапочки топи). Синдхи-топи принято дарить дорогим гостям. Этот убор заимствован также другими народами Афганистана и Пакистана - в основном белуджами и сераики.



Народ нага, живущий на границе Индии и Бирмы на южных отрогах Гималай, находится на одной из самых низких ступеней развития в Азии. Еще в начале 20 века они занимались охотой за головами и были знамениты кровопролитными межплеменными войнами. Военные ритуалы и сейчас играют огромную роль у нага: и традиционный мужской костюм почти всегда представляет собой костюм воина. Это относится и к представленному шлему, сделанному из расположенных вертикально реберных костей буйвола, скрепленных сверху и снизу обручами из прочных веревок. Сверху спадают несколько хвостов из конского волоса. Интерес представляют и вырезанные на каждой кости изображения человеческих лиц - по-видимому, это духи предков, предохраняющие воина в бою или на охоте.



Сикке или кюла сегодня чаще всего надевают знаменитые крутящиеся дервиши из мусульманского ордена Суфи. Делается эта высокая шапка из верблюжьей шерсти, и сами последователи великого Мевланы Руми говорят, что она символизирует собой камень на могиле собственного эго. Однако реальным прототипом суфийского сикке, скорее всего, являются шапки крестьян Анатолии. Шерсть здесь является вполне обычным материалом для изготовления прочных, защищающих от солнца и мороза головных уборов, а по форме сикке очень напоминает ливанскую лаббаде.



Один из самых закрытых и труднодоступных штатов Бирмы - штат Чин - населен народом, до сих пор сохраняющим во многом свою уникальную, почти первобытную культуру. Здесь еще можно встретить женщин, лица которых полностью татуированы. Каждое из полутора десятков племен чинов имеет свою вариацию костюма. Женщины племени захаунг носят на голове вот этот своеобразный обруч, связанный из твердых стеблей тростника, в который по всему периметру воткнуты стремящиеся вверх длинные иглы дикобраза. К передней части обруча прикреплен горизонтальный металлический стержень, на котором держатся многочисленные подвески из ракушек, свисающие по обеим сторонам лица. Подобный сложный головной убор, конечно, является церемониальным.



Головной убор, сплетенный из твердого тростника, является обязательной принадлежностью воинов племени раванг, относящего к народу качинов, проживающих в северных провинциях Бирмы. Он представляет собой подобие шляпы с низкой округлой тульей и загнутыми вверх неширокими полями. В нижней части от сгиба полей вниз идет также небольшая планка, к которой с четырех стороны прикрепляются кабаньи бивни - символ мужественности владельца головного убора. Перед шляпы обозначен самыми крупными бивнями - таким образом, на один головной убор уходит 5 кабанов. Разумеется, воин должен убить их собственноручно.



Порак - праздничный головной убор, украшенный необработанным лазуритом, который носили жительницы Северной Индии.



Туркменские тюбетейки (здесь их называют тахья) бывают самых разных форм и разновидностей, в зависимости от эпохи изготовления, области проживания, возраста и пола владельца. С тахьей связаны многочисленные брачные обряды, ее надевали на голову младенцу, а снимали уже с головы усопшего старого аксакала. Даже папаха (туркменский телпек) носилась поверх тахьи. Однако такие высокие головные уборы сейчас можно встретить, пожалуй, только в музеях да антикварных магазинах. Сделанная из прочной хлопчатой материи, тахья искусно вручную вышита разноцветной шелковой нитью по всей тулье, а верх изготовлен из синего атласа. Носили ее, по всей видимости, незамужние девушки, которым высота убора придавала стройности. Ну, а после свадьбы тахью передавали младшей сестре или дочери.



Непропорционально высокая соломенная шляпа является традиционным головным убором бедуинских пастушек Хадрамаута, региона в южном Йемене. С головы до пят одетые в черное, с закрытыми лицами и прорезями для глаз, в своих остроконечных шляпах эти женщины напоминают привидения, и их боятся сами жители Хадрамаута - хадрами, не говоря уже о приезжих из центрального Йемена. Существует два вида мадаллы - остроконечный принят в долине Вади Доан, а вариант со сглаженной, еще более высокой тульей - в соседней долине реки Хадрамаут.



Редкостный и дорогой головной убор из гималайской области Ладакх (Индия) являлся, по-видимому, церемониальным убором (короной) одного из племенных князей. Он представляет собой отрезок кожи в виде трехлучевой звезды, два луча которых сшиты между собой на затылке, а третий - наиболее длинный - охватывает голову и спускается назад. Убор расшит более чем 70 крупными камнями бирюзы и других самоцветов, серебряная пряжка в области лба выложена лазуритом. В задней части находится еще одно серебряное украшение. Участок длинного заднего "луча" расшит деревянным бисером. Вес такого убора составляет более 4 кг.



Одно из самых тонких изделий йеменских ювелиров - боусани. Строго говоря, боусани - не головной убор, а лишь один из его элементов, налобное украшение, представляющее собой плотный жгут ткани с нашитой бахромой из сорока серебряных подвесок, скрученных в коническую форму, с бубенцами на концах. Удивительная кружевная работа почти всегда именная - на оригинальных боусани с обратной стороны стоит клеймо мастера. Даже носимое под шалью, боусани всегда выглядит ярко - хотя сегодня его можно увидеть на женщинах Йемена все реже.



Как только в семье мяо в провинции Гуанси южного Китая рождается девочка, родители немедленно начинают копить деньги на ее свадебный наряд - и в особенности на серебряный головной убор, украшенный длиннохвостой птицей. Такая шапка могла весить до десяти килограммов, и лишь изобретение алюминиевых имитаций позволяет сегодняшним хмонг избежать разорения. Именно такая имитация и представлена в коллекции: ее можно увидеть во время церемоний и традиционных танцев девушек мяо, на свадьбах и религиозных праздниках. Но замужним женщинам носить такой убор запрещено.



Это еще не головной убор, а всего лишь его часть. На свадьбу девушки народности пан-яо, проживающей в округе Концзян китайской провинции Гуйчжоу, готовится поистине гигантское головное украшение. Этот головной убор представляет собой кожаный цилиндр, плоское дно которого сильно выдается за его пределы и украшено бахромой из крупного бисера. С боков это дно разрастается в подобие двух крыльев, который в закрученном наверх виде образуют нечто, напоминающее два расходящихся в сторону рога - по-видимому, эти рога имеют символическое значение. Сверху на такой убор прикреплялись дополнительные высокие деревянные дощечки, а сзади добавлялось покрывало, закрывавшее шею и плечи невесты.



Дзао-дайбан относятся к так называемым красным дзао - подгруппе большого народа, населяющего районы Южного Китая, северного Вьетнама, Лаоса, Таиланда. Повязки такого рода, выполненные из простой черной материи часто встречаются во вьетнамской провинции Лаокай. Однако этот случай особый: повязка представляет собой множество сшитых воедино лоскутов, вышита мелкими узорами. Длина этой узкой ленты, многократно обвиваемой вокруг головы - 180 см, а бывают такого рода уборы и до трех метров длиной. Их, конечно, девушки дзао надевают только на свадьбу.



Одна из подгрупп народа дзао (называемых также мьен или яо) носит наименование "монетные" благодаря нашиваемым на одежду и головные уборы многочисленных монет или их имитаций. Дзао считаются в северном Индокитае высокоразвитым народом: у них есть своя иероглифическая письменность, своя система религиозных верований и великолепные иконы, которые высоко ценятся на городских рынках. По количеству серебряных украшений на одежде дзао тоже нет равных, хотя в последние десятилетия женщины все чаще продают свои традиционные наряды и изготавливают новые - но уже из недорогих белых металлов. Таков и этот головной убор: по традиции он изготавливался из длинных сплетенных кос его владелицы, которые украшало сверху серебряное украшение, напоминающее антенну. Две спицы, которыми этот своеобразный убор крепился к прическе, также были серебряными. Сегодня в городе Сапа на головах монетных дзао можно видеть лишь копии такого убора из растительных волокон и алюминия.



Небольшую подгруппу народа дзао под названием Dao Son Dau можно повидать в провинции Енбай северного Вьетнама. Дзао-сон-дау называют еще "дзао с подпоясанными штанами", а шапка их костюма представляет собой удивительное явление, потому что сделана она из женских волос. Волосы так ладно спрессованы и сшиты, что головной убор совсем не распадается. С боков он обшит обручем из серебряных кружков, а сверху к основанию прикреплено круглое серебряное украшение в виде круга с десятилучевой звездой посредине. Получившееся произведение искусства крепится к прическе с помощью серебряной спицы, на которую нанесен своеобразный орнамент. Такие уборы сейчас встречаются лишь в самых отдаленных высокогорных деревнях, где дзао выращивают рис и чай на террасных полях.



Костюм каждой из народностей северного Вьетнама различается не только фасоном одежды, но и композицией цветов геометрических узоров. Народ нунг таи-кадайского происхождения проживает в нескольких провинциях Вьетнама, нунг родственны китайским чжуанам и вьетнамским таи. Они знамениты своей одеждой расцветки индиго, в которой в 1941 из ссылки во Вьетнам вернулся народный вождь Хо Ши Мин. Данный убор является свадебной накидкой и в длину достигает почти полутора метров.



Название этой группы народа дзао - Dao Huan Chet - буквально переводится с вьетнамского как "дзао в узких штанах". Они проживают в провинциях Хоабинь и Тханьхоа на севере страны, и, как и все народности Вьетнама, выделяются особым, неповторимым костюмом. Платок, представленный здесь, является праздничным головным убором девушек и незамужних женщин. Он сделан из шерсти, прострочен белыми нитями и украшен красными и белыми шелковыми пумпонами, а также длинными подвесками из бисера, спускающимися на плечи девушки.





Женский головной убор народности черных таи (таи-кадайская семья языков), проживающей небольшими группами в северном Вьетнаме, представляет собой отрез шерстяной ткани длиной около 120 см, вытканной синими и красными прямоугольниками. Верхняя часть, которая крепится к голове невесты, украшена бисером и серебряными подвесками, а также узором из ромбов. Этот вид свадебного убора довольно распространен в горах северного Индокитая, но каждая народность имеет свои узоры и свою расцветку платка. Ведь каждый узор - это символ, о котором пожилые жители горных деревень еще многое могут рассказать.



Этот церемониальный головной убор воина племени дани был куплен в центральной части Западного Папуа. Он представляет собой обруч, сделанный из тростника и сшитый растительными веревками. В передней части к обручу прикреплено искусно выделанное чучело одного из видов райской птицы. Помимо такого восхитительного убранства, никаких других украшений головному убору просто не требуется. Сзади на обруче имеются завязки, позволяющие менять размер головного убора. Помимо небольшого народа дани, схожие шапки носят и другие народности острова Новая Гвинея.



Такие шляпы, больше похожие на скульптурные композиции и достигающие в высоту 50-60 см, до сих пор являются частью национального костюма жителей самого южного из обитаемых островов Индонезии - Роте (Роти), лежащего неподалеку от Тимора. Мужчины плетут их из молодых листьев пальмы лонтар. Считается, что любопытный дизайн ти-и-лангга навеян шляпами с пером, в которых щеголяли португальские мореплаватели - первые европейцы, посетившие Роте в начале 16 века. Их в основном интересовали специи, и хотя Роте, в отличие от соседнего Тимора, небогат ими, остров попал под сильное португальское влияние, ощутимое и по сей день.



В самом центре Республики Индонезия до сих пор существует настоящая, формально независимая монархия. Это Джокьякарта, султан которой одновременно является и наследственным губернатором своей провинции. Когда-то султан Хаменгкобувоно выступил против голландских колонизаторов, оказав помощь революционному генералу Сукарно, и в благодарность ему позволили и дальше править своей вотчиной, жить во дворце и даже содержать личную гвардию. В султанате в ходу и особые национальные костюмы, частью которых является блангкон - шапочка из аккуратно переплетенных отрезов батика, плотно облегающая голову крест-накрест. В нижней части затылка материю собирают в своеобразный узел, символизирующий престиж владельца блангкона. Именно такие шапки носят сегодня местные аристократы и рыцари охраны султанского дворца.



Название и этническую принадлежность этого головного убора одного из народов Афганистана пока определить не удалось.



Любопытный головной убор неизвестного происхождения, известно лишь, что он происходит с острова Суматра. А ведь шлем интересен прежде всего тем, что изготовлен он из длинного животного волоса - по всей вероятности, конского, - путем плетения тонкой и прочной сетки. Свободный концы нитей, закрепленных в сетке, заворачиваются вверх, придавая шлему завершенный вид. Именно из-за своей прочности и воинственного внешнего вида шапка напоминает военный шлем. Известно, что конская шерсть используется в украшении головных уборов батаков - одного из наиболее любопытных народов Суматры.



Этот небольшой головной убор держится на голове только с помощью булавок. На небольшом острове Муху у западного побережья Эстонии, площадь которого составляет всего 200 кв. км, этот убор считается праздничным, в повседневной же жизни эстонки здесь носили связанные на спицах шерстяные длинные колпаки с кистью туттьмютс. Традиционный цвет для тану острова Муху - оранжевый, однако в начале 20 века здешние крестьяне подобрали множество плавучих мин, неразорвавшихся в годы Первой мировой, и использовали находящийся там пироксилин для изготовления новой, ярко-желтой краски, которая и стала на некоторое время цветом традиционного костюма эстонских крестьянок.



Село Тарнога одноименного района Вологодской области, 19 век. Донце и задник из шелка, очелье из шерстяной ткани с ручной вышивкой парчовой нитью растительно-цветочного орнамента. Этот вид головного убора замужней женщины близок распространенным на Руси сборнику и повойнику - по сути, это разные названия одного и того же типа шапочки, под которую убирались женские волосы. Характерной особенностью борушки было широкое очелье и конусообразное возвышение над теменем, заложенное спереди вертикальными плотными валиками-борами. Выдающаяся вперед лобовая часть донца борушки характерна для Севера европейской России и помогала сохранить форму убора в случае, если на него сверху надевался плат. На затылке делался разрез, в которых вставлялся шнурок - с его помощью волосы можно было стянуть по размеру.



Пинежский район Архангельской области. Картонная основа, изнутри обшивка хлопчатобумажной тканью, снаружи парчовая ткань тремя отрезами. Северный, наиболее шикарный вариант девичьей повязки, распространенной по всей Руси. В высоту коруна достигала 40 сантиметров, сзади сшивалась и выглядела расходящимся кверху усеченным конусом. Обычно она богато украшалась подвесками, однако могла надеваться и без подвесок. Другим названием для коруны является головодец.



Этот экземпляр - современного изготовления, однако сделан в строгом соответствии со стилистикой и материалами, использованными еще в 19 веке. Повойник - головной убор замужней женщины, без которого ей фактически запрещалось выходить из дома - в данном случае относится к Зарайскому району Московской области. Обе его части выполнены из алого бархата, расшиты золотой парчовой нитью и стеклярусом, к задней части прикреплен позатыльник из нескольких сшитых лент искусственного шелка. Сверху на повойник мог надеваться платок. Когда-то такие головные уборы жили по нескольку столетий: истлевшая ткань заменялась, а новые элементы нашивались заново новыми поколениями.



Сеченовский район Нижегородской области, 19 век. Состоит из слегка выпуклого донышка, переходящего в затылочную часть и полностью декорированного золотным шитьем с растительным орнаментом, а также очелья, изготовленного из широкой тканой позументной ленты, заложенной в складочки и защипы. Изнутри кокошник продублирован жестким льняным холстом. По-видимому, этот кокошник принадлежал богатой купчихе или дворянке, основная масса селянок даже в праздники надевала кокошники из менее дорогих материалов - бархата или шелка. В старину на Руси кокошник считался едва ли не основной ценностью в составе девичьего приданого. Так, с 17 века сохранились записи о кокошниках "жемчужных с каменьями" или "шитых золотом". Безусловно, такие ценные уборы чинились и латались, чтобы быть переданными следующим поколениям.



Головной убор народности луговых марийцев, носимый только замужними женщинами, называется ошпу. Этнографы отмечают родство этого названия с именами уборов других народов Поволжья и Приуралья - хушпу чувашей, кашпу бесермян, кашмау башкир. Этот экземпляр относится к началу 19 века, однако монеты продолжали дошивать к нему и позже - на кашпу при тщательном рассмотрении оказались двугривенные и пятиалтынные от 1811 до 1916 годов. Характерными являются и круглые зеркальца, прикрепляемые к верхней части ошпу и обрамленные легким ковким металлом.



Данный вид венца (по-латышски вайнаг) относится к юго-западной части Латвии, область Курземе, районы Ница и Барта. Его особенностями являются наличия крупных стеклянных украшений, богатой вышивки, обилие стекляруса и золотого позумента. Такие головные уборы делали в Латвии еще в середине 20 века, так что традиция их изготовления не успела пресечься. Естественно, вайнаг имели право носить только незамужние девушки - замужем было строго воспрещено открывать свои волосы на публике.





Кикой или кичкой называется старинный русский головной убор, известный еще с 14 века, восходящий, по-видимому, еще к тотемному убору с двумя рогами. Рогатые кички встречались в народных костюмах центра и юга Руси еще в 19 столетии, но большее распространение получили кички "лопатообразные". С рогатыми кичками долго боролась православная церковь, считая их языческими символами, так что возник обычай покрывать рога шапочкой (ее называли сорокой), в результате чего и создавалась такая своеобразная форма головного убора. Для того, чтобы убор не терял своей формы, между верхними углами "лопаты" вставлена деревянная распорка.



Луговые марийцы, 19 век. Холст, ручная вышивка, в нижней части позатыльня атлас, по краям вышивка шелком, украшен сделанными вручную пуговицами, паетками. Шимакш, пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову. Все поле холста вышивали нитью или шелком, а нижний край шимакша, спускавшийся на спину, обшивали иногда бахромой из шерсти. Шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который в свою очередь надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой ("пылышмовичем").



В Колке на юге Перу расположен самый глубокий в мире каньон, превышающий в глубину (4160 м) американский Гранд-Каньон почти в два раза. Здешние индейцы кечуа предпочитают носить шляпы, которые мы в России называет просто панамами. Однако в отличие от наших пляжных дамочек, женщины в Колке тратят по нескольку месяцев, вышивая свои панамы многочисленными и разноцветными узорами по всей поверхности. Панаму обычно носят с опущенными вниз полями, однако для элегантности сзади их можно загнуть кверху, освобождая пышную косу.



Слово "чульо" происходит из языка индейцев аймара, испокон веков живущих в высокогорных Андах на юге Перу и в Боливии. Чульо сделано для защиты от морозов, которые здесь в летнее время бывают нешуточными: для этого же сделаны и наушники, переходящие в завязки. Ну, а многочисленные бисерные украшения и пумпоны, конечно, сделаны для красоты. В таких чульо ходят мужчины по всему региону Куско. Ходил в нем, быть может, и сам великий Инка?



Район Питумарка в провинции Канчис региона Куско на юге Перу населяют 8000 человек. Здешняя разновидность женского монтеро имеет характерный серебряный крест и небольшую красно-желтую бахрому. Кечуа не видят разницы между повседневным и церемониальным костюмом - здешние женщины носят свои красивые монтеро каждый день.



Именно в Ракчи, в провинции Канчис на юге Перу, находится одна из главных святынь древних инков - огромный храм Виракоча. Собственно, название это символическое, ведь никто не знает, когда и в честь кого был построен инками этот грандиозный комплекс из банко. Однако здесь по сей день сохранились обширные склады для зерна и даже выложенная камнем дорога, ведущая в Куско, столицу великого Инки. Женщины в Ракчи делают свои монтеро из шерсти, выкрашенной в ярко-желтый цвет, с многоцветным узором тесьмой и вышивкой. Крест, форму которого можно видеть на шляпе - вероятно, христианского происхождения.



Шляпа из бананового листа распространена не только на Кубе (откуда доставлен данный экземпляр), но и на других Антильских островах, включая Гаити и Пуэрто-Рико. Эти сомбреро восходят к головным уборам рабочих на банановых плантациях: они легки, удобны, пропускают воздух, но не свет, и, в отличие от мексиканских широкополых шляп, не задевают полями за стены окрестных строений. В настоящее время такие шляпы в обиходе в основном в сельской местности.



Удивительный пример того, как головной убор дал название целой области. На крайнем западе французской Бретани живут люди, костюмы и обычаи которых уже несколько веков привлекают внимание ученых и художников, но бигуден стал настоящим символом кельтской самобытности здешних жителей. Когда-то этот шнурованный чепец из белой кружевной ткани едва возвышался над головой, но в 20 веке среди бретонок началось натуральное соревнование за высоту бигудена, и уже к 1940-м годам он достигал в высоту 40 см, как и экземпляр в этой коллекции. Бигуден - сложный головной убор, состоящий из четырех элементов: черной бархатной шапочки на затылок, собственно цилиндрического чепца, его задней части, присоединяемой отдельно, и длинных кружевных лент, спускающихся иногда до самого пояса. Вот в таком уборе женщине не стыдно появиться в Стране Бигуден.



Такие головные уборы входят в состав национального костюма во французской Бретани. Он состоит из трех частей, скрепленных булавками. Круглая голубая шапочка надевается на голову, к ней прикрепляются две прямоугольных кружевных полоски, а сверху вниз по затылку спускаются атласные голубые ленты. Помимо лент, все компоненты такого головного убора настолько сильно накрахмалены, что на ощупь кажутся пластмассовыми. Когда зародился этот убор, точно неизвестно, однако уже в середине 19 века его изображал на своих полотнах французский художник Лалесс.



Эта интересная шляпа относится ко второй половине XIX века и произведена в мастерской города Кемпер во французской области Бретань. Она в точности характеризует отличительные особенности традиционного бретонского головного убора: черный бархат, квадратная серебряная пряжка сзади и закрепленные с ее помощью атласные шелковые ленты, элегантно свисающие на спину. Сейчас такие шляпы, пожалуй, можно увидеть лишь на городских праздниках, но еще несколько десятилетий назад и горожане, и крестьяне не появлялись на рынках без своих черных шляп.



Этот крестьянский колпак дал название знаменитому на всю Португалию празднику в городе Алкошете, проходящему всю вторую неделю августа. Здесь пьют вино, гарцуют на лошадях и устраивают шумные корриды, где настоящие мужчины в зеленых колпаках соревнуются в ловкости. Он является традиционным убором для долины реки Тежу в северной части страны и обычно с гордостью противопоставляется шляпе - убору городского населения Португалии. Баррете вяжется, как чулок, из свободной шерсти, имеет широкий отворот красного цвета и обязательный зеленый помпон. На побережье Португалии, чуть севернее, распространен схожий убор черного цвета - баррете прето.



Влахами называет себя подгруппа цыганского происхождения, проживающая сейчас в восточной части Чехии и отчасти также Словакии и Венгрии. Их появление здесь датируется еще 12-14 веками, и с тех пор быт влахов мало изменился. Лишь с 50-х годов 20 столетия влахи были насильно лишены возможности вести кочевой образ жизни и осели на моравских землях, сохранив свои обычаи, особый диалект цыганского языка и костюм, из которого и заимствована эта высокая фетровая шляпа. Лента, облегающая основание тульи и спадающая с задней части полей, вышита вручную шелковой нитью.



Тихое венгерское Холлоке стало первой в мире деревней, помещенной в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: настолько бережно сохраняется здесь старый крестьянский быт. Большинство домов здесь глинобитные, а жители по сей день занимаются своими древними промыслами и ремеслами, одно из которых - изготовление своеобразных национальных костюмов. Этот головной убор состоит и трех элементов: плотной белой шапочки, облегающей голову, ленты, украшающей ее сверху, и платка удивительной угловатой формы, надеваемого на лоб и покрывающего всю голову до затылка, завершаясь цветастыми лентами.



Своеобразная шляпа с четырьмя выдающимися углами - кракуска - является неотъемлемой частью национального костюма жителей польского Кракова и прилегающих областей. Город имеет яркую самобытную историю, успев побыть и столицей средневековой Польши, и в составе Австрии, и даже независимым государством. Это, конечно, не могло не отразиться на своеобразии костюма. Краковчане заслуженно гордятся, что именно кракуска стала прообразом знаменитой конфедератки - четырехугольной фуражки польской армии по сей день. Хотя, конечно, с каракулевым околышем и элегантным павлиньим пером солдатам пришлось расстаться.

Конечно, все эти головные уборы смотрелись бы гораздо лучше хотя бы на манекенах, но все равно, у организаторов получилась очень интересная, хоть и небольшая выставка. К тому же вход на нее был совершенно бесплатным, что в наше время большая редкость. Мне хочется выразить персональную благодарность Кириллу Бабаеву за расширение кругозора.

Сколько существует вариаций фасонов шапок сказать сложно. Этот уникальный элемент одежды используется как аксессуар, защищает голову от холода и перегревания, служит идентификатором различных народностей, иногда может рассказать о статусе человека или является обязательным атрибутом профессии. О том, как называются различные шапки, расскажет эта статья.

«Профессиональные» шапки

"Магистерская шапочка"

В нашей стране постепенно начинают перенимать западную традицию ношения выпускниками четырехугольной академической шапки. Первоначально право надевать такой тип головного убора было только у выпускников со степенью магистра, но постепенно это требование перестало быть обязательным. Правильное полное название звучит как «квадратная академическая шапочка», но в русском языке уже давно прижились краткие формы «конфедератка» или «магистерская шапочка». Интересно, что даже у ленточки с кисточкой есть свое название - лирипип. Ее цвет может служить знаком отличия лучших выпускников.

Колпак шута

Неотъемлемым атрибутом костюма шута является колпак с бубенцами. Бубенцы при движениях шута забавно звенели и веселили публику. У колпака шута обычно три конца - они символизируют два ослиных уха и хвост.

Фуражка

У моряков тоже есть свой фирменный головной убор - фуражка. Они существуют нескольких видов, в зависимости от ранга служащих. В основном они разнятся между собою нашивками. Фуражка рядового и вовсе получила свое личное название - бескозырка.

"Говорящие" названия шляп

Иногда само название шляпы говорит о ее назначении.

Нетрудно догадаться, что оперная шляпа была предназначена для похода в театр. Этот тип цилиндра был очень популярен во второй половине 19 века. Его особенность состояла в том, что конструкция позволяла складывать верх шляпы, и из громоздкого аксессуара он превращаться в аккуратный блинчик. Сейчас такую разновидность головного убора можно встретить разве что в театре или цирке.

Ночной колпак

Некогда популярный ночной колпак позволял жителям защищать голову от переохлаждения в холодную пору, а у женщин - еще и не давал волосам сильно запутываться. Ночной колпак выполнял также и гигиеническую функцию, защищая голову от вшей. Этот головной убор использовали и не по прямому назначению. Например, надевали на голову осужденного на смерть через повешение, что позволяло скрыть выражение лица во время агонии.

Шляпы народов мира

Еврейская кипа

Небольшой головной убор евреев называется кипа или ермолка. Ее носят постоянно, часто одевая поверх нее черную шляпу с полями, фасон и материал которой соответствует положению человека в обществе. То как называется такая шляпа, зависит от ее разновидности, которых насчитывается 34. В иудаизме головной убор - это знак контакта с Всевышним. Мужчины носят его постоянно, показывая этим, что осознают существование Бога, понимают его мудрость и ценят Его превыше собственной головы, наиболее значительной и важной части человеческого тела.

Вьетнамская нон-ла

Знаменитые конические шляпы вьетнамцев носят название нон-ла. Делаются они из банановых листьев, а не из бамбуковых стеблей, как у многих соседних народностей. Хотя такой головной убор не отличается прочностью, он надежно вошел в обиход благодаря быстроте изготовления и доступности материалов.

Греческая феси

Феси - традиционная греческая шапочка, не имеющая тульи, но с обязательной кисточкой и узорной каймой. Носят такой головной убор как мужчины, так и женщины. Мужские феси обычно меньшего размера, ведь женщинам под шапочкой нужно еще разместить пышную прическу. Именно феси можно увидеть на головах греческих гвардейцев, которые охраняют здание парламента на площади Синтагма в Афинах.

Шотландский тэм-о-шентер (или балморал)

Клетчатый шотландский берет с небольшим помпоном известен как тэм-о-шентер. Свое название он приобрел благодаря Роберту Бернсу, точнее его одноименному стихотворению. Все шотландские кланы имеют свою расцветку костюмов, в том числе и беретов. У этого народа даже существует специальная система, в которой записывается сколько нитей каждого цвета и в какой последовательности используется для плетения полосы. Сегодня такой берет больше известен под названием балморал, названный по имени королевской резиденции, которую охраняют полки британской армии.

Йеменская мадхалла

Необычные высоченные шляпы под названием мадхалла носят пастушки Хадрамаута. Зрелище это не для слабонервных. Одетые во все черное, лица закрытые, прорези для глаз и высоченные шляпы, напоминающие колдовские, йеменки навевают страх даже на местных жителей. Но такая шляпа - это не просто дань традициям. Она позволяет пастушкам выполнять свои обязанности под палящим солнцем при температуре выше 50 градусов. Ведь такая форма обеспечивает прослойку прохладного воздуха над головой девушек.

Испанская сомбреро

Первоначально сомбреро испанцы называли любую шляпу, но закрепилось это название только за ее мексиканской разновидностью. Традиционные сомбреро делаются из соломы, а фетровые - это парадный вариант, который сейчас в основном используется лишь как сувенир. Огромные поля шляпы позволяют защищать от палящего солнца не только голову и шею владельца, но и его плечи.

Виды кепок

Кепки тоже имеют свои специфичные названия.

  • Например, бейсболка - это кепка, изготовленная из легкого материала с длинным козырьком, защищающим глаза от солнца. Интересно, что свою историю она берет в далеких 1860-х годах, когда ее прототипа впервые одели представители команды Brooklyn Excelsiors.
  • Каскеткой называется мужская кепка, напоминающая фуражку, без тульи и околыша.
  • А вот отличительным свойством одного из самых популярных советских головных уборов начала прошлого столетия - картуза - является наличие высокого околыша.

В мире моды существуют разнообразные виды шапок. Порой некоторые модели не только не защищают от внешних воздействий, а и вовсе мешают обзору. Но на что ни пойдет женщина ради красоты! Поэтому головной убор рассматривается как в качестве утепления, так и для придания определенного образа.

Экскурс в историю шапки

Все знают, что в старину люди покрывали голову цветастыми платками, а зимой укрывались пуховыми шалями. Но не многим известно о том, что носили пещерные неандертальцы.

Изначально, не умея шить, люди покрывали голову большими листьями. Это в основном были лопухи. Чуть позже появились модели из соломы. Конечно, такие шляпы совершенно некачественные и предназначались для теплого времени года.

С развитием кустарного производства человечество научилось ткать, и появились платки. Мужчины предпочитали шляпы из фетра. А для зимней стужи использовался мех, из которого изготавливались не только разнообразные виды шапок, но и шали, укрывающие человека до пояса. Шкуры животных также применялись для пошива.

Сначала головные уборы были совсем простые и выполняли только функцию защиты. Но появлялись шляпных дел мастера, и богатые люди заказывали себе шапки в качестве украшения. Женщины декорировали их всевозможными цветами, а мужчины предпочитали высокие цилиндры, черные и гладкие.

Функции, возложенные на головные уборы

Сейчас мастера научились шить модели из всевозможных материалов. Встретить в продаже или заказать в ателье можно модель из меха, искусственных материалов, кожи, ткани. Помимо этого, шапки вяжут из ниток, а вместо высоких цилиндров появились кепки и бейсболки, которые более удобны для повседневной носки.

На головной убор возложены несколько функций, с которыми они успешно справляются. Основные из них:

  • защита от солнца, холода, воды;
  • от воздействия температур в бане;
  • как декоративный элемент.

Любой убор подбирается в зависимости от вкусовых предпочтений, личных пристрастий и возложенной функции.

Разновидности зимних шапок

В непогоду следует обязательно защищать волосы и голову от холодов. Но любая женщина стремится выглядеть достойно, даже с шапкой на голове. Чтобы правильно подобрать модель и при этом не мерзнуть, необходимо разобраться с разновидностями фасонов и их отличиями.

Бини

Представляют собой плотно облегающие голову вязаные шапки. Они мягкие и уютные. Могут быть с отворотом и без оных. На некоторых образцах присутствует помпон из тех же ниток или же меха, что делает бини задорной и молодежной.

Благодаря широкому выбору расцветок, такие шапки способны угодить любой моднице. Но имеющим круглый тип лица лучше отказаться от облегающего варианта. Вязаные шапки могут не подойти людям с крупными чертами, если она будет слишком объемной.

Зимние шапки в норвежском стиле

Характерное отличие такого вида в узоре со снежинками и оленями. Шапка украшается помпонами, причем располагаются они на завязках. Подходит для меховых полушубков и спортивных курток.

Шапка-ушанка

Модель выполняется полностью из меха либо комбинируется плотной тканью. Фасон очень теплый, отличается наличием «ушей», из-за которых она, собственно, и получила свое название.

Головной убор популярен в молодежной среде. Он отлично защищает от самых лютых морозов и ветров. Шапка-ушанка часто является предметом вдохновения дизайнеров. С ней экспериментируют, используя разные варианты тканей, расцветок и мехов. Добавляет различную фурнитуру, но фасон остается неизменным.

Носить ее можно как со спущенными «ушами», так и поднятыми наверх. Комбинируется с объемными шубами и дубленками. Причем фасон входит как в женский, так и в мужской гардероб.

Фасон боярынь

Это меховые шапки, отличающиеся округлостью форм. Могут иметь форму, обволакивающую голову либо возвышающуюся как тюрбан. Являются дорогими вариантами головных уборов, которые шьются только из натуральных мехов: соболя, песца, норки.

Многие модели дополняются декоративными вставками в виде броши и драгоценных камней. Сочетаются со многими видами одежды, но предпочтительнее комбинировать с меховым воротником.

Благодаря форме меховые шапки боярского типа можно носить при любой форме лица. Однако резкие черты и прямоугольная форма более всего подходят под данный вид.

Снуд

Находятся на пике популярности у молоденьких девчонок. Однозначно назвать его головным убором нельзя. Снуд представляет собой шарф, соединенный с обоих концов. Чаще бывает связан из кашемира либо шерсти. Встречаются образцы из меха, тканевые или комбинированные.

Шарф свободно располагается вокруг шеи, драпируется складками, и один конец надевается на голову. Удобство заключается в легком изменении образа в случае потепления. Весьма удачно дополняет классический образ и сочетается со спортивным стилем.

Благодаря плавным линиям подойдет женщинам с круглым лицом, которое будет визуально вытягиваться. Однако материал снуда лучше выбирать нежный. Объемные шарфы уместны для более тонких черт лица.

Модные шапки с декоративными элементами

Дизайнеры выпускают своих моделей на подиумы в головных уборах, которые порой не видно за дополнительными элементами. Особенно популярны модели с вязаными цветами, длинными, широкими завязками, которые играют роль украшения.

Модные шапки часто не выполняют своего предназначения и служат для поддержки имиджа. Но модели от кутюр перерабатываются стилистами, и выходят шапки для повседневной носки.

Берет

Нежный вариант для утонченных девушек. Подходит не всем, но если женщина найдет свою модель, она прекрасно подчеркнет достоинства лица. Берет может быть выполнен из фетра, меха или быть вязаным. Прекрасно сочетается со строгим пальто, легкомысленной курткой и легким полушубком.

Берет считается универсальным головным убором. Не все шапки для женщин одинаково хорошо смотрятся с зимним пальто, осенним плащом или кардиганом.

Чалма

Это оригинальные шапки для женщин, которые пришли к нам из восточных стран. Для защиты от холода выполняются из меха или шерсти. Чалма придает образу загадочности, таинственности и подчеркивает женственность. Особенно стильно смотрится на длинных распущенных волосах.

Носить лучше с длинными вариантами пальто и теплыми кардиганами. Однако смелые девушки отлично несут образ, сочетая чалму с кожаной курткой. Следует только учесть, что круглолицым барышням лучше отказаться от данного варианта. Однако при желании можно подобрать свою чалму, поэкспериментировав с формой и цветом.

Мужские фасоны

Мерзнуть зимой на улице не желают даже сильные духом мужчины. Чтобы поддержать образ мачо, галантного кавалера или просто укрыться от ветра, стоит выбрать подходящий головной убор.

Конечно, можно нацепить обычную черную вязаную шапку и чувствовать защиту от мороза. Хотя некоторые, особенно молодежь, носят ее на затылке. Но все же лучше выбрать более солидный вариант, подходящий по общему стилю и вкусовым пристрастиям.

Мужские шапки отличаются практичностью и более грубым исполнением. Однако не все так однозначно. Встречаются модели, в особенности на современных подиумах, которые внешне похожи на женский вариант.

Мужские шапки малахай - универсальный выбор для всех случаев жизни. Это та же ушанка, только в разнообразных исполнениях. Шьется из меха или выполняются комбинированные модели с темной замшей, бывают вязаные или с тканевыми вставками. Ранее такие модели любили наши дедушки, но со значительными изменениями и улучшением фасона малахай полюбили мужчины всех возрастов.

Зимние шапки, выполненные из натурального меха, не только защитят от любого мороза, но и подчеркнут значимость владельца и его статус. Для выбора следует обязательно примерить модель, чтобы она подошла по размеру.

Малахай отлично трансформируется. В случае солнечной и безветренной погоды можно завязать уши наверху, а при непогоде просто укрыться при помощи меха.

Выбираем свою шапку

Подбирают шапку для мужчины в зависимости от его образа жизни, предпочтений в одежде и цветовой гамме. Для людей, часто проводящих время на улице, отличным решением станет меховой вариант. Такие модели мягкие и уютные, полностью защищают от любых капризов погоды.

Для любителей менее объемных вариантов и более практичных головных уборов стоит выбрать шапку из овчины. Они подходят сильной половине независимо от образа жизни, рода деятельности и носимой одежды.

Виды шапок из овчины отличаются многими положительными характеристиками:

  • устойчивы к дождю и снегу;
  • хорошо держат тепло, но в то же время овчина, как натуральный материал, прекрасно «дышит»;
  • практичны, сохраняют достойный внешний вид, даже после нескольких сезонов носки;
  • овчина у многих мужчин ассоциируется с грубым и достойным материалом, поэтому остается модной до сей поры.

Выбор в пользу овчины делают также из-за простоты ухода и легкости хранения в летний период.

В качестве бюджетного варианта и для повседневной носки желательно иметь вязаный вариант. Для производства моделей добросовестные производители применяют качественные шерстяные нити. Для особого тепла и мягкости используется подкладка из искусственного или же натурального меха.

Достоинство вязаных моделей - в разнообразии цветов и форм. Можно подобрать шапку в зависимости от вкуса и формы лица. Однако не стоит рассматривать слишком облегающие фасоны при круглом лице или миниатюрные шапочки при крупных чертах лица.

При покупке также стоит обратить внимание на наличие утеплителя и вязку. Для зимы необходимо остановить свой выбор на плотной вязке и меховом утеплителе. Демисезонные шапки могут быть более рыхлыми и вовсе без подклада.

Модные мужские шляпы

Сезон 2016-2017 года предлагает сильной половине головные уборы во всех оттенках коричневого, горчичного и серого. Изделия из меха отличаются особой объемностью и сочетаются с замшей. Такой аксессуар всегда подчеркнет интеллигентного мужчину и будет уместен для делового человека.

Вязаные варианты отличаются необычными формами и отворотами. Часто украшаются вышивкой и элементами декора. На подиумах можно увидеть шапки с помпонами и косами вместо завязок. Такие модели сродни женским, но вяжутся более грубой вязкой и отличаются темными цветами. Однако встречаются и светлые модели, так называемые унисекс.

При сочетании образа с шапкой стоит учесть, что высоким мужчинам лучше отказаться от модных фасонов с длинным ворсом. Невысоким подойдет любая модель, но полным не рекомендуются слишком объемные головные уборы.

Летние шляпки и шляпы

Когда на небе ярко светит солнышко, также необходима шапка. Панама служит стильным аксессуаром, способным привлечь внимание к лицу и защищает глаза и голову от излишнего ультрафиолета.

Летние шляпки бывают самыми разными и отлично дополняют выбранный гардероб. Совсем недавно по шляпке судили о статусе женщины и о ее материальном положении.

Если раньше дама имела средства, то положение обязывало носить роскошные головные уборы. Их украшали перьями, живыми цветами и драгоценными камнями. Часто женщина имела свою модистку, которая точно знала, какой размер шапки необходим, и шила их по индивидуальному заказу.

Простые девушки ограничивались чепцом либо повязывали на голову платок. Сейчас головной убор может подчеркнуть положение своей хозяйки, но все же больше на них возлагается практичная роль.

Выбирайте понравившуюся модель, которая отвечает всем требованиям и завершает выбранный образ.

Шляпа классическая

Поля могут быть широкими и совсем узкими, закругленными или с четкими углами, жесткими или идущими волнами. Допускаются любые украшения в виде тесемок, бантиков или бижутерии. Чем шире поля, тем надежнее шляпа защитит от солнца. Более строгие варианты смело можно надевать на деловые встречи.

Вязаные модели

Исполняются с помощью крючка и имеют красивый ажурный рисунок. Для лета используется светлая пряжа, лучше натуральная хлопчатобумажная нить. Такие головные уборы придают нотку нежности и романтичности. Подходят всем женщинам, независимо от возраста. Только необходимо учитывать уровень легкомысленности модели. Для зрелых и деловых дам лучше выбрать монохромную модель без излишних декоративных элементов.

Кепки

Отличный вариант для повседневной носки и спортивных увлечений. Благодаря наличию козырька, бережет кожу от солнечных лучей, а универсальная форма подчеркнет лицо любого типа.

Стоит учесть, что широкополые шляпы подходят к легкомысленным платьям и брючным костюмам. Более строгие варианты сочетают с юбкой-карандашом и платьем прямого покроя.

Кепка пригодится, когда надевается одежда спортивного стиля, ее очень удобно использовать при длительных прогулках. Вязаные модели лучше надевать для вечерних прогулок, потому что отсутствие козырька способствует обгоранию лица на солнце.

Шапки для девчонок и мальчишек

При выборе шапки для ребенка следует учитывать сезон ее носки. Не стоит брать меховую модель с расчетом поносить зимой и весной. В детском гардеробе необходимо иметь несколько головных уборов.

Наиболее популярные виды шапок для ребятни, облегающие голову, с ушками и завязками. Они прекрасно смотрятся и надежно защищают малыша от ветра и мороза.

Часто детские шапки с завязками вызывают протест ребенка: они, якобы, натирают, и дети вовсе отказываются их завязывать. В этом случае можно предложить шапку-шлем. Они не раздражают кожу тугими резинками и завязками, однако надежно согревают, защищая не только голову и уши, но и шею ребенка.

Среди шлемов можно выбрать как шапки для девочек, так и для мальчиков. Различия будут в цвете, фактуре и общем дизайне. Для девчонок модель выглядит более женственно, для мальчишек похожа на рыцарский аксессуар.

Малышам лучше подобрать классическую, меховую модель с симпатичными помпонами. Шапки для девочек украшают стразами, декоративными вставками и яркими рисунками. Такое изделие очень теплое и довольно симпатичное.

Для мальчишек лучше подобрать шапку-ушанку, схожую со взрослым вариантом. Только детское изделие более веселое и может быть выполнено из искусственного меха в сочетании с замшей.

В межсезонье для девочек можно приобрести классический берет. В сочетании с пальто или яркой курточкой такой головной убор смотрится очень модно и делает из девочки маленькую леди.

Грамотный выбор

При выборе шапки ребенку не стоит брать ее на вырост. Иначе она постоянно будет слазить либо на глаза и лоб, либо пропускать ветер. Также лучше предпочесть натуральный материал, но современные, гипоаллергенные нити вполне могут послужить достойной заменой.

Важной составляющей при выборе детской шапки являются условия ее носки. Если ребенок посещает детское учреждение, лучшим выбором будет аксессуар, который легко застегнуть без помощи взрослого. С другой стороны, для длительных и активных прогулок важно, чтобы детские шапки надежно сидели на голове и не сползали даже при падении с санок или лыж.

Заключение

При богатом разнообразии шапок, кепок, шляп и беретов важно найти свой фасон. Трезво оценив черты лица и предпочтения в одежде, прогулявшись по магазинам, можно подобрать подходящую по всем параметрам вещь. Тогда, не изменяя стилю, только меняя цвет, можно менять настроение гардероба и создавать интересные образы.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»