Протоиерей николай могильный. Храм успения пресвятой богородицы. И как же создать крепкую семью

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Протоиерея Николая Могильного - настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Коцюбинское Киево-Святошинского района - читатели православных изданий знают как миссионера, популярного ведущего «молодёжки» в Свято-Троицком Ионинском монастыре. Отец восьмерых детей умеет говорить с молодежью о ценностях православного брака, о проблемах семейной жизни вообще, о поиске спутника жизни и о семье как малой Церкви.

Об отце Николае знают как о человеке разносторонних увлечений. Например, о его мастерстве вождения мотоцикла или в прошлом – радиолюбителе международного общения и спортсмене-подводнике. Но не все знают, что отец Николай уже более 15-ти лет окормляет заключенных в Бучанской колонии строгого режима №85, исполняет обязанности главы Пенитенциарного отдела Киевской епархии.

О роли священника в местах лишения свободы с ним наш разговор.

- Отец Николай, расскажите, как Вы стали заниматься тюремным служением?

В далеком уже 1998 году я вскоре после рукоположения получил благословение ныне покойного Блаженнейшего Митрополита Владимира на служение под Киевом в селе Коцюбинское. Нам выделили небольшое строение под храм, бывший ЖЭК. Пристроили алтарь, среднюю часть здания (18 кв. метров) отвели под храм. Сейчас там построена большая новая церковь. Со временем церковная жизнь наладилась, я обнаружил, что у меня много свободного времени, так как службы были лишь по субботам и воскресеньям, как обычно в селах. А на территории поселка был расположен так называемый ЛТП – лечебно-трудовой профилакторий для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Ныне он преобразован в исправительное учреждение №132. Вот туда-то я и направил свои стопы. Администрация откликнулась на мое предложение организовать православный приход. И я там начал свою деятельность как священник.

А через год меня пригласили на храмовый праздник Анастасии Узоразрешительницы в исправительно-трудовую колонию №85 в поселке Буча, что в 25 км от Коцюбинского, чтоб отслужить для заключенных литургию. Тогда там не было священника, и меня попросили временно послужить. Но, как говорят, нет ничего более постоянного, чем временное… Вскоре я получил благословение быть настоятелем и этого тюремного храма. С тех пор служу в нашем Свято-Успенском храме в Коцюбинском и параллельно в двух исправительных учреждениях. Как я иногда, шутя, говорю, что «отсидел» уже 15 лет…

- Когда Вы впервые соприкоснулись с преступным миром, что открыли для себя как священник?

Когда начал работать в колонии, понял, почему грешники первыми наследуют Царство Божье. Конечно, с одной стороны, трудно поверить, что падший человек может войти в Царство Божье. А с другой стороны, мы знаем, что первым в Царство Небесное вошел с Христом разбойник. Почему? Потому, что эти люди опытно познали, что такое грех и какова расплата за него. Они приходят в храм не формально, не потому, что «так надо», или чтоб как-то «позаигрывать» с Богом, как это нередко случается. Они приходят в храм, чтобы освободиться от этой греховной тяжести, которая не дает им жить. Я увидел, что эти люди действительно каются. Они приходят в храм, чтобы омыть свою душу. Постепенно становишься свидетелем того, как они меняются, преображаются, светлеют, как они начинают по-новому воспринимать окружающий мир, благодаря внутреннему процессу, который в них происходит. И если по окончании срока заключения они возвращаются в мир уже другими людьми, для меня самая большая радость. К тому же лагерная жизнь им дает свой опыт, трудный, но подчас полезный. Как это ни парадоксально… Ведь если человек в трудных жизненных испытаниях обретает Бога, он приобретает жизнестойкость, выходит обновленной личностью. Мне очень интересно общаться с такими ребятами там, за колючей проволокой.

- Вы говорите - «ребята», как о своих друзьях…

Так оно и есть. Моя паства в колонии приблизительно одного возраста со мной, моложе или немного старше. Как правило, от 25-ти до 45-ти лет. И я стараюсь понять их, войти в их внутренний мир, разобраться, что их волнует более всего, о чем они думают, о чем переживают. И в процессе такого общения стараюсь привить им евангельские истины.

Понимаете, тюремные условия в чем-то похожи на монастырь: ты изолирован, во всем ограничен, ежедневно должен выполнять какую-то работу. Но если у тебя нет Христа, нет смирения, тогда лагерная жизнь становится страданием. А человек раскаявшийся, обратившийся к Богу, воспринимает свои обязанности как послушание. Он смиряется перед условиями этой жизни, понимая, что Господь с ним. Он ощущает Его благодатную помощь, и часто благодарит Бога за то, что встретил Его именно в этих условиях. Потом они рассказывают, что в других условиях не пришли бы к вере, просто погибли. Конечно, радостно видеть такое преображение в людях.

Я вижу, как человек начинает бороться со своей греховной природой, как он ломает все свои пагубные стереотипы. И что удивительно, ребята не боятся исповедовать свою веру. Когда в миру воцерковляется человек, он ведет часто себя как-то нерешительно, замыкается, ему трудно говорить о своей вере с посторонними. А наши раскаявшиеся «разбойники» - другие: они открытые, смелые в своем вероисповедании, горят желанием донести веру окружающим, они очень преданы Христу. Вот так происходит чудо спасения человеческой души.

- Вы поддерживаете с ними отношения после освобождения?

Со многими да. Например, один парень освободился, создал семью и поселился в нашем поселке Коцюбинское. Сейчас у него детки, и вся их семья - наши прихожане. Многие приезжают на службы из Киева и Киевской области. Некоторые остаются у нас ночевать. Часто созваниваемся. В общем – общаемся.

Меня иногда спрашивают, что я нахожу для себя в таком служении? Ведь такая деятельность, казалось бы, кроме траты времени, сил, да часто и собственных средств, ничего не приносит. Но ведь происходит чудо: человек ломает весь свой прежний образ жизни, становится христианином. Нередко приходится сталкиваться с мирянами, которые, придя на исповедь, считают, что не имеют грехов, не понимают, что такое страсть и похоть. В отличие от них, бывшие заключенные не только обличают грех в самих в себе, но и ведут с ним решительную борьбу. Поэтому мне в тюрьме даже в каком-то смысле легче служить, общаться с людьми, которые не боятся вещи называть своими именами. Хотя случается и так, что освободившись, они снова попадают в тюрьму. Страсти имеют глубокие корни, и борьба с ними может продолжаться всю жизнь.

Как выстраиваются отношения с теми заключенными, которые впервые переступает порог храма? Ведь нельзя сказать, что с приходом священника к уголовникам, происходит массовое обращение в веру.

О. Ник в колонии- Конечно, нет. Знаете, как в притче евангельской, какая радость бывает, когда пастух находит одну заблудшую овечку, ради которой он оставляет стадо и идет искать ее. И какая радость бывает на небе ради одного раскаявшегося грешника – больше, чем о 99-ти праведниках. Потому что такой грешник вырван из адского плена греха. А здесь не один и не два, а образуется православная община в 20, 30, 40 человек. На полторы-две тысячи заключенных это немалый процент, поверьте. Православные священники, в отличие от протестантов, не тащат человека в храм, не обещают рай на земле. Наша проповедь в наших богослужениях, в архитектуре храмов, в звоне колоколов, и главное – в благодатном воздействии церковных таинств на душу человека. И потом – чисто человеческое общение. Ну, например, я приезжаю, а ребята говорят: «Батюшка, мы вас ждем». Я отвечаю, мол, я же обещал приехать, вот и приехал. А они: «Нет, мы вас ждем для совместной трапезы». Они уже и борщ сварили, и стол накрыли. И мы садимся, трапезничаем, общаемся. Свободно, просто, откровенно и обязательно шутим. Ведь кто им поднимет настроение, снимет груз печали?

Знаете, здесь не должно быть наигранности никакой. Как и вообще в жизни. И они понимают, что священник такой же человек, как и они. Только обладающий некоторыми полномочиями, знаниями и опытом, которыми готов делиться. Ведь когда дружишь с человеком, ты его просто любишь. Вот и весь секрет…

По-моему, это важнее, чем какие-то особые знания философии, какая-то ученость, которая в данном случае просто неуместна.

- Меняется ли контингент вашей паствы в местах лишения свободы?

К сожалению, да, и не к лучшему. Если раньше можно было встретить людей, попадающих за различные преступления, с разным уровнем образования, различными интересами жизненными, сейчас наблюдается большой поток наркоманов. Это люди, к которым сложно достучаться. К ним трудно перебросить миссионерский мостик. Вы не поверите, но попадаются ребята, которые с трудом умеют читать, и не умеют писать.

Не секрет, что пенитенциарная система не исправляет человека. Наоборот, человек, пришедший не с криминального мира, попавши сюда, впитывает в себя криминальную психологию. Задача священника научить такого человека мыслить другими категориями, нравственными, евангельскими. А у нас тюремная система изолирует преступника от общества, она его не меняет, а лишь изолирует. Человек в заключении еще больше отрывается от жизни, ему после выхода на свободу еще труднее стать членом общества. Поэтому роль Церкви здесь колоссальная. Это, говоря о миссии Церкви в колонии, признают сами сотрудники пенитенциарных учреждений. Если человек мотивирован понятием о жизни вечной, он может выстоять в любой жизненной ситуации, и эти трудные условия изоляции обратить с пользой для своей дальнейшей жизни на свободе в обществе.

- Отец Николай, сколько таких исправительных учреждений в Киевской епархии? И какие у вас наработки?

На территории Киевской епархии три таких учреждения: следственный изолятор в Киеве – Лукьяновская тюрьма, потом у нас в Коцюбинском ИТК №132 и наша Бучанская исправительная колония №85. Везде совершаются богослужения, священники приходят, как правило, раз в неделю, раз в месяц служат Божественную литургию. На встречах проводятся катехизические беседы, мои подопечные делают закладки в Евангелии и Священном писании, отмечают места, которые им не понятны. И мы сообща обсуждаем эти темы. Кроме этого – просто общаемся, обсуждаем различные жизненные проблемы.

Община живет самостоятельной молитвенной жизнью, ребята ежедневно собираются в храме для чтения утренних и вечерних молитв, чтения псалмов, канонов, по желанию читают акафисты. Есть купель крещенская полноценная. Ведь многие, оказавшись в заключении, изъявляют желание принять таинство Крещения. Бывают у нас и венчания. Заключенному разрешается вступить в брак, невеста допускается в храм для совершения таинства бракосочетания. И, конечно, такой парень уже будет ждать освобождения с особой верой, стремлением на свободе стать добросовестным семьянином.

- У Вас есть помощники, волонтеры?

Безусловно. Особенно хочу отметить благотворительную организацию «Молодость неравнодушна», которая уже несколько лет окормляет нашу Бучанскую колонию. Создано такое мощное волонтерское движение при Ионинском Свято-Троицком монастыре. Эту группу ребят возглавляет волонтер Александр Поштарук. Они проводят огромную работу: приезжают, устраивают чаепития, общаются с заключенными, привозят литературу. Происходит такая своеобразная активная катехизация на уровне простой дружеской беседы.

А с 2015 года у нас намечено проводить уже программную катехизацию, чтобы заключенные получали религиозное образование. И даже планируем ввести сертификат, свидетельствующий о том, что человек прослушал курс на уровне Закона Божьего.

Тюремное духовенство очень благодарно нашим волонтерам. Конечно, мы сообща стараемся помогать материально - одеждой, какими-то предметами первой необходимости. В Бучанской колонии есть больница, стационар, куда привозят на лечение заключенных и с других колоний Украины. В операционной мы силами прихода установили кондиционеры. Но, знаете, миссия Церкви не в этом. Веру в человеке пробудить подарками нельзя.

- Наверняка, у вас за 15 лет были встречи, которые вам особенно запомнились?

Пасха вколонии- Каждая встреча с душой человека – это событие. Помню такой эпизод. Приходил к нам на службу и собеседования один парень. Лицо у него было, как маска: угрюмое, какое-то каменное. Приходил и уходил молча. И я как-то подошел к нему и говорю: «Может, поисповедуешься?» А он так недоверчиво посмотрел и спрашивает: «А ты меня ментам не сдашь?» Я был ошарашен и говорю: «Куда ж тебя сдавать? Ты итак сидишь. Ведь исповедь не для этого вовсе». И он подготовился, исповедовался, причастился. И знаете, как изменился этот человек! Весь его облик стал добродушным, с внешностью добряка, который к себе располагает и притягивает.

Вот такие преображения в людях, их внутреннее обновление меняют их самих, что придаёт силы духовенству, которое несет послушание в местах лишения свободы. Тогда особенно ясно понимаешь важность евангельских слов Христа, Который говорил: «Я был в темнице, и вы посетили Меня» (Мф. 25,36).

Беседовал Сергей Герук

В рамках просветительских бесед в галерее «Соборная» 26 декабря 2013 года прошла творческая встреча с протоиереем Николаем Могильным. Поделились опытом и поразмышляли на тему «Как создать крепкую семью?» отец Николай и матушка Виктория.

Отец Николай и элегантная женщина вошли в наполненный слушателями уютный зал галереи — и сразу же растворились в массе посетителей. Даже предначинательную молитву, сославшись на хрипоту, батюшка предоставил аудитории, которая хором подхватила «Царю Небесный…». Когда же отца Николая усадили за столик с микрофонами — «трубками», как он их впоследствии стал называть, батюшка произнес: «Глядя на ваши лица, можно пройти курс на тему как правильно провести отпевание…». Таким вот образом зал познал православный юмор отца Николая, выручавший неоднократно батюшку на протяжении более чем 2-часовой встречи…

Ведущая, заметив слабо скрываемое батюшкой уныние, пригласила и матушку Викторию занять место за столиком — моему удивлению не было предела: на сцену вышла та изящная красавица, с которой отец Николай вошёл в галерею! «Мы не знаем, как построить крепкую семью, — произнёс печально отец Николай — она трещит по швам… Это итог 70-летнего царствования советской власти. Семейная жизнь была не реформирована, а деформирована, потому что женщину выгнали на работу: она оставила всё — дом, мужа и ушла в никуда… И мы с матушкой — жертвы этого же. Таскает матушка сумки, обстирывает нас десятерых. Наши родители после «счастья» советской власти пребывали в состоянии переутомления. И кто мог себе позволить оставить женщину в семье? Это глобальная проблема. Капитализм направлен на обогащение кучки людей. Один прихожанин как-то пожаловался: «Как я могу создать семью, если я 2,5 тыс. зарабатываю? Обещают платить больше, но обманывают»…

О.Н.: Я откровенно делюсь тем, как было у нас с матушкой: Виктория закончила театральное (матушка уточняет, что всё-таки хореографическое!) училище. У нас не было ни кола, ни двора. Из того, что у нас есть теперь, я ничего не заработал, не в шутку сознаётся батюшка. Это все усилия сестры матушки! Хочу дать напутствие желающим вступить в законный брак: делайте опись приданого! А то выйдет, как у нас — стоит ваза на столе и соблазняет меня, а оказывается, она не наша, а сестры матушки… Но в остальном у нас всё было замечательно: и в свадебное путешествие поехали в Крым — ну подумаешь, в ноябре! Зато в море купались при +17. Наша проблема в том, что мы поумнели. Мы пытаемся рассчитать наши возможности, и это неправильно. Есть проблема: ищет работу муж десятилетиями, а женщина пашет на мужа…

С этими словами отец Николай передал «трубку» матушке: «Летом в деревне мы с детишками зарабатываем зимний провиант! А то жалко деток нагружать зимой, т.к. кружки, спорт и т.п., поэтому трудимся летом».

О.Н.: Мы никогда не ощущали, что Бог оставляет нашу семью: нужна обувь, а денег нет. Вдруг через час звонят друзья и предлагают вещи, мол, детки выросли, возьмите, не обидьте нас! Мы, в свою очередь, поборов обиду, принимаем этот дар. Существует странный стереотип: ездить по разным странам в разное время года — в холодное ехать в тёплые и наоборот… Может, и матушка желала бы куда-то поехать, но мне об этом ничего не известно, к счастью.

Счастье ведь зависит не от денег в кармане, а от взаимоотношений между супругами. Часто видим, что вроде бы материальное благополучие есть, а взаимоотношений нет… Что касается наших детишек, вот вам пример: родился первенец — бабушки-дедушки рады несказанно; второй — уже недовольство; за третьим — уже ощутим прессинг… Даже возражения: «Вы же нас не кормите!» — ни к чему. Было тяжело, когда матушка носила 4-го. Когда старшие подросли, они стали присматривать за младшими: все заняты, в доме тишина! Младшему 2 года и 9 месяцев, а старшему 14 лет, и они любят друг друга. Мы с братом дрались до тех пор, пока я не вырос и не дал ему отпор. С тех пор всё стабилизировалось. Но многодетных недолюбливают… Вот входит матушка в нашем Коцюбинском в супермаркет вместе с детишками, да не со всеми, лишь пятерых взяла (трое дома), — и то шипят: «Девушка с детьми!»

М.Виктория: В Крыму однажды было хуже: на пляже мы разместились, а две соседки «из прошлого» комментируют: «Она ни дня не работала. А муж ей пенсию выбил».

О.Н.: Когда уже было 6 деток, начались вопросы наперебой. Хочу ответить всем, но не могу. Впадаю в бессилие. Начинаю раздражаться. Предлагаю игру в «на кого посмотрю — тот рассказывает, остальные слушают».

М.В.: На детях видишь свои ошибки. Так что если делиться, то лишь своими ошибками. Надо книги читать по психологии, хотя бы для того, чтобы знать, что можно сказать в гневе, а чего говорить не стоит.

О.Н.: Вот мы вместе пахали, а «героиню-мать» дали только матушке… А батюшка, значит, не герой! А вот у матушки я бы спросил, что раздражает во мне?

М.В.: «Який їхав, таку здибав!» Когда-то о. Михаил Бойко в Покровской обители сказал: «Притрётесь и будете смотреть в одном направлении лет через 25». 16 уже прожили. До полнейшего счастья осталось лет 10… Научились не исправлять, не пилить, не делать замечаний… В момент искушений видеть друг в друге образ Божий, а не что-то другое. Я не знаю — как люди неверующие справляются с трудностями? Я их уважаю. Тут с Богом тяжело, а как без Бога?

О.Н.: Если муж обижает, то женщина ведь всегда права. Принимай как из рук Господа! Если муж ущемляет — это от Господа. Усмири свою гордость. В любом случае, Господь на мужчине потренировался, а женщина — совершенство! Господь ведь друг друга посылает нам для нашего спасения. Брак — это радость и непрестанное служение друг другу. Кому-то шубка нужна, а кому-то покой и внимание. Счастье не в том, чтобы жену поставить в стойло, а самому — на пьедестал. В браке ведь дарят друг другу любовь и радость. Брак — это труд. Это самоуничтожение. Даже когда ты хочешь его убить, ты должна его любить! Женщина может изменить мужчину терпением, кротостью. Из посланий ап. Павла знаем, что мы должны изначально подготовиться, что всё будет не так, как мы себе нарисовали. Христос сам нёс своё орудие убийства: жена готовит мужу то, чем он её станет убивать. От нас зависит, будет ли терновый венец заменён на царскую диадему!

P.S. В итоге отец Николай признался: «Я не могу смирить матушку, пока она сама не захочет! Это — признак женской адекватности».



«Господь так «парует» людей, чтобы они своими немощами давили на больные места и таким образом помогали друг другу меняться. Вообще я хотел быть монахом, но мне повезло: мой духовник на это однажды сказал: «Деточка, у тебя столько гордости, что тебе надо жениться!»,- без купюр признается отец Николай. Вообще, по его мнению, самый главный рецепт их с матушкой счастья - доверие Богу и Его Слову. Ведь Господь давно сказал, как достичь гармонии между супругами, так зачем изобретать велосипед?
«Уроки» Могильных не ставили себе за цель «обращать» слушателей, но достигли этого всего за несколько встреч - христиан в нашем грешном мире стало больше. «Я случайно зашла в галерею. И когда услышала как трезво, без елея батюшка говорил о том, что заботит каждую семью, поняла: хочу стать православной», - с восторгом после встречи говорила одна киевлянка.

Но как же чета Могильных решилась выворачивать душу перед слушателями? Этот и другие вопросы накануне очередного «Урока» мы задали отцу Николаю.

«Что значит выворачивать душу? - удивился батюшка. - Общение людей это не просто колебания звуков - это общение сердец. К сожалению, сегодня лицемерие стало нормой человеческих отношений. И вера у нас на людях, такая причесанная, нарядная, лубочная, словом внешняя. Мы боимся откровенности как бесы святой воды, по гордости не подпускаем никого к себе, дабы нас не обидели! Забываем, что единение душ невозможно без искреннего, открытого диалога. Иначе будем страдать от одиночества! В православии к священнику обращаются не «святой отец», а - «батюшка». Святыми священников называть неправильно. Свят только един Бог, а мы все - грешники. Приятно и легко рядом с батюшкой-отцом, который тебя понимает. Который сам переживал то, что переживаешь ты! А чтобы по-настоящему помочь, мало иметь вид благочестия, нужно стяжать его силу. Когда мы общаемся какими-то заученными евангельскими фразами, изречениями святых отцов, не понимая, о чем говорим, это не трогает человека, а иногда и вовсе отталкивает от веры.
Следует помнить, священник - такой же человек, у него такая же семья, жена, детки, если он, конечно, не монах. Мы переживаем те же проблемы, что и обычные супруги. И потому надеемся, что наш опыт будет людям понятен куда больше, чем тысячи слов теоретиков! Еще один момент - мы пытаемся решать семейные проблемы во Христе. А так как это - единственно верный рецепт преодоления семейных конфликтов (без побочных действий), то мы будем очень рады, если сможем донести его до слушателей, которые воспользовавшись опытом наших ошибок, смогут построить свою семейную жизнь счастливой и гармоничной. Часто люди стремятся похвастать, что у них все хорошо, стесняются рассказывать о скелетах в шкафу, хотя они наверняка есть в каждом доме. Мы не боимся говорить откровенно о том, что с ними делать, как от них избавляться. Возможно, это кого-то соблазнит, а кому-то поможет начать открытый внутрисемейный, спасительный диалог.



А какой вопрос считаете самым важным, столбовым в Вашей семье? Что зацементировало вашу любовь, как говорят, на века?

Отправной точкой, наших отношений стало Таинство Венчания. Оно сделало возможным наше спасение, стало плацдармом для сознательного "обламывания" страстей каждого из нас. А что касается цементирования чувств, то «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». То есть, какая задача супругов? Сохранить брак, а для этого нужно стяжать любовь друг к другу. Партнерские отношения здесь не пройдут. Нужно создать условия для обитания любви, а для этого надо искоренять свои недостатки, уступать, смиряться, в гордое сердце она не войдет. Тогда чувства освященные любовью действительно станут вечными: «любовь не престает», как говорит апостол Павел. Взращивание любви - это не разовая акция посадки нарциссов, это процесс постоянный. Потому нельзя сказать, что вот мы взяли и одним махом сделали наши чувства образцово-показательными. Нет, только каждодневный труд над собой и молитва к Богу, может принести желаемое.

Какая на Ваш взгляд самая распространенная причина того, что каждый второй брак в Украине стабильно распадается.

Как-то вы говорили, что Вы с матушкой достаточно разные люди, особенно эта неодинаковость бросалась в глаза и мешала в начале брака. Что помогло Вам найти общий язык?


Да, мы с разных «планет», у нас разное образование, воспитание, мы, наконец, мужчина и женщина, что уже предполагает неодинаковость мировосприятия. Но после Венчания, вдруг произошло чудо! Как в сказке, когда лягушка превращается в царевну. Так и у нас - мы вдруг увидели друг в друге образ Божий, поняли, что у нас одинаковые цели, что мы хотим создать настоящую семью, научиться любить и сделать счастливыми друг друга. Преодолеть разность и найти общий язык нам помогло христианство, которое проповедует смирение жены перед мужем, и хранение и оберегание мужем жены. Не должен супруг пинать ее за каждый промах, добивая обидными фразами «ты дура», «ты то, и это не сделала», и считать, что жена при этом должна заткнуться. Нет, Евангелие призывает мужа защищать жену, быть ей опорой и одновременно главой, что как показывает практика невозможно (подшучивая, о. Николай с лукавой улыбкой смотрит на матушку).
В некоторых ситуациях по урегулированию отношений нам помогала мудрость нашего духовного наставника - отца Михаила, у которого было семеро детей. Главное же, повторюсь, в том, что после Таинства Венчания решения конфликтов вдруг стали приходить сами собой. Но, конечно, их автор - Господь.

По большому счету разность взглядов - не редкая палка, которая мешает семейному колесу крутиться без проблем. Но какой рецепт по нахождению общего знаменателя Вы бы посоветовали супругам, если они оба или один из них невоцерковленны? Ведь в первом случае, люди не способны уповать на Господа априори (а Вы предлагаете именно такой рецепт), во втором - половинка зачастую исповедует правила жизни, в том числе семейных отношений, далекие от христианских добродетелей.

Христианство дано всему человечеству, наша плоть возвращается к Адаму и Еве. У людей разный цвет глаз, кожи, язык, но все сводится к одному - к природе греха, которая присуща человеку любой национальности. Во всем мире, даже там, где не слышали пока о Христе, человек понимает, что жить невозможно без любви и терпения. А где их взять?
Если я хочу заботиться о своем теле, то должен заниматься спортом, а не лежать на диване. Нужно гантели тягать, бегать, вертеть обруч или мотать скакалкой, да огород, в конце концов, вскопать. Так и тут. Если я хочу научиться прощать, любить и быть любимым, дарить ближним счастье, хочу чтобы мои молитвы были услышаны - нужно прийти ко Христу и начать упражняться в благочестии. Человек может сказать: «Зачем мне ваше Евангелие, ваш Господь, я и сам разберусь в своих проблемах!» Но ведь это те же грабли, на которые в свое время наступили Адам и Ева! Они тоже решили, что все смогут без Бога и что из этого вышло? Зачем повторять их ошибки? Нужно прийти к Богу, вернуться к Нему. Ведь чем дальше человек от Господа, тем ему тяжелее. Не стоит лишать счастья себя и своих близких, и затягивать с лечением своих духовных болезней, с которыми невозможна полноценная жизнь и гармония в семье и обществе.
А что касается ситуации, где в семье один верующий, то давайте разберемся кто такой «верующий». Это не тот, кто по три часа бывает в Храме, чтобы поставить свечечки, потратить деньги, понюхать ладану, а, вернувшись домой, как дикий вепрь терзает домашних. Нет, настоящий христианин это человек, который посвящает пару часов вечером в субботу и столько же утром в воскресенье на очищение души, идет на тренировку, чтобы вернувшись обновленным принести в себе Христа. При этом, помните, как Господь через апостола Павла учит нас: через верующую жену освящается неверующий муж и наоборот. Потому, если наш верующий супруг придет из храма весь светящийся, кроткий, если он для своей половинки, деток будет расшибаться в лепешку, станет источником света, то к его вере жена примкнет рано или поздно. И все будет с точностью до наоборот, если так называемый верующий супруг или супруга по приходу из церкви начинает унижать, прессовать близких. Нет, вера должна преображать христианина, и в таком состоянии обновленном, одухотворенном с Божьей помощью, он сможет обратить домочадцев к вере и найти ключик от двери, ведущей к семейному счастью.

Ч удо – явление, сопровождаемое нарушением законов естества. Для большинства наших современников самое желанное чудо – «преумножение хлебов». Несомненно, это чудо. Но мне ближе чудеса, укрепляющие в вере, открывающие тайну Отеческой любви и заботы Господа Бога, к беспечно дремлющему в своем неверии человеку.

1. Ошибка педагогики

Я родился и вырос в Киеве. На Байковом кладбище, старейшем в городе, лежит не одно поколение рода Могильных. Даже безбожие не смогло вытравить из советского человека уважение к усопшим. Похоже, бесчинные вопли «на гробках», временами переходящие в драки «скорбящих» родичей, смягчали сердца партийных чиновников. В один из таких поминальных дней мы с родителями оказались на кладбище. Прибрав и украсив могилки, с чувством исполненного долга мы возвращались домой. Покидая кладбищенскую ограду, мой родитель, парторг завода, вдруг перекрестился и сказал: «Земелька им пухом!». Мне, новоиспеченному пионеру, эти слова резанули слух. «Земелька им камнем», – бездумно выпалил я. Мама, сидящая рядом, тут же наотмашь врезала мне по губам, зацепив курносый в веснушках пионерский носик, из которого побежала кровь. В ту минуту я понял – есть Бог! Обиды не было, было лишь радостное чувство встречи с Творцом, с Тем, кто выше всего, кто владеет вселенной, жизнью и смертью! С тех пор я искал Его. Ни до, ни после родители меня не били

2. Плач гонителя

В нашем подъезде на девятом этаже жила верующая старушка. Каждый день она ездила во Флоровский монастырь на службы. После случая на кладбище я желал расспросить ее о Боге, для чего и караулил неоднократно, но девяностолетняя женщина почему-то разговоров избегала. Вскоре я присоединился к толпе мальчишек и вместе с ними дразнил Прасковью Романовну, так звали молитвенницу, обзывая ее «богомолкой». Особенным рвением гонителя отличался мой старший брат. Старушка тихонько шептала молитвы, глядя «сквозь» нас, оболтусов, как бы что-то видя на заднем плане… Время от времени она давала нам с братом просфоры, мы их очень любили за необыкновенный вкус, ели, но дразнить не переставали.

Прошли годы. Первым воцерковился мой брат (сейчас он послушник в монастыре), потом пришла и моя очередь. Когда умерла Прасковья Романовна, я служил в армии. Мой брат узнав о ее кончине, всю ночь у гроба читал псалтирь. А когда ее тело в черной мантии предавали земле, он плакал.

3. Семинаристы и работяга

Воцерковился я после армии. С неофитским пылом бросил все «мирские» начинания и устроился работать в Киево-Печерскую Лавру. Однажды мне в помощь дали двоих ребят-семинаристов, на практику. Благообразные юноши, посвященные в тайны духовной науки, не вписывались в контекст земельных работ на глинистых склонах монастырского подворья. Я решил их отпустить восвояси. Один с «ангельской» скоростью тут же удалился, а другой остался. Целую неделю я как ребенок выпытывал у него «тайны» спасения, с открытым ртом слушая о Сифе, Ное, Илье, Вараке и Деворе, Самсоне и Премудром Соломоне. Слышал страшное обличение Предтечи, благоговел пред Святой Троицей и удивлялся подвигам Печерских святых. Он открыл мне мир Веры, я и до сих пор считаю его своим наставником. Теперь нам за сорок. Я закончил Духовную семинарию, принял священный сан. Сейчас мои «практиканты» – уважаемые священники, близкие друзья и кумовья, просто родные люди. Благодарю Тебя, Господи.

4. Молитва неофита.

Мои первые месяцы в Церкви совпали с работой на лаврском хоздворе. Противоречивые благословения братии ввели меня в «ступор» уныния. Хотелось все бросить и уйти. Тут я вспомнил о известном киевском батюшке, у которого окормлялся старший брат. Казалось, только он мог разрешить мои недоумения. Я стал просить: «Господи, помоги увидеться с батюшкой» . Было около семи часов утра, вокруг ни кого не было. Вдруг кто-то меня окликнул: «Деточка, ты не знаешь, почему закрыты пещеры?» . Передо мною стоял дивный старик с белоснежной бородой и такими же волосами. «Вы не отец Михаил?» , - спросил я. Он ответил утвердительно. Я на радостях вцепился в него и через полтора часа беседы «стал другим человеком», не унывающим более. Следующие пятнадцать лет, до самой кончины, батюшка был моим духовником.

5. «И даст тебе Господь по сердцу твоему»

Моя жена родила восьмерых деток. А значит, восемь раз мы мучительно принимали решение, как назвать малыша. Точнее не восемь, а семь. Матушке очень нравилось имя Тихон, здесь сомнений не было. После старшего сына Господь посылал только девчонок. Она молилась у мощей святителя в Донском монастыре, и через два года, на Благовещение родила пятого ребеночка – сына. В этот день Святая Церковь совершает память . Тихон – означает «счастье».

6. Не в бревнах, а в ребрах.

Рукоположили меня на приход в село под Киевом. Как говорится «ни кола, ни двора», и не церкви. Целина, поросшая «бурьяном» людского неверия. Председатель выделил хатку. Стены из прессованной соломы, с улицы полкирпича, 18 квадратных метров. За ночь сделали алтарь и на Рождество отслужили первую службу. Прошло почти десять лет, а храма все не удавалось построить. Народ у нас небогатый, сельский. Пришел я к духовнику плакаться, а он: «Бог не в бревнах, а в ребрах»! Строй в душах людских храмы, остальное Господь управит… Так и вышло. Случился на Рождественских святках в нашем храме-рукавичке пожар. Пошел я по селу просить помещение послужить до весны. Все разводят руками: нет, мол помещения… Один хозяин завода сказал: «Подумаю, прийди через неделю». Неделя пролетела, прихожу, а он: «Я тут с друзьями говорил, они у меня верующие, в общем, решили мы построить в поселке храм» . И за год построили, из бревен, да такой красы храм, пожалуй, другого такого не найти. Дивна дела Твоя, Господи!

7. «Ты не бойся меня»

Каждый год на Святую Пасху наша община поздравляет заключённых в тюрьме. С начала песнопения в храме и освящение приношений. Потом идем в тюремную больницу, раздаём яйца и пасхи, поздравляем болящих. Потом на «яму», место, где содержаться самые «закоренелые» преступники. Поем, раздаем, окропляем святой водой. Камера за камерой. Открываем следующую, на пороге стоит «детина», «косая сажень», лицо – страшно смотреть. Взгляд как из преисподней, мурашки по телу… Кропить или не кропить? Кроплю обильно… И вдруг на его лице появилась улыбка – как солнце. Я кричу: «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе» , – громыхает в ответ. После Пасхи он вышел из «ямы», стал ходить в храм. Освободился, оставил жизнь блатную. Теперь у Юрки на лице всегда улыбка вместо «печати Каина», а руки в трудовых мозолях... Воистину Воскресе! Вообще, тюрьма – это страна Чудес. Помню, попросили причастить умирающего от СПИДа, врачи из тюрьмы его даже домой отправляли умирать. В память врезалось почерневшее, очень худое лицо мученика, температура у него тогда была 41. Через несколько недель кто-то обнимает меня сзади и спрашивает: «Не узнаете, батюшка?» Какой-то розовощекий гражданин передо мной, нет, не узнаю. «А Вы меня тогда причастили, и Господь не дал погибнуть, оставил жить…» Я только в недоумении развел руками: «Дивны дела Твои, Господи!» Он и сейчас жив, надеюсь, доживет с Богом до свободы.

8. Поп и иудей.

Месяц работала буровая установка, а воды все нет. Пригласили батюшку, вдруг поможет. Отслужили молебен, помогло, пошла вода. Директор станции техобслуживания говорит: «Берем, батюшка, вашу машину «на поруки»! И стал батюшка на старом «Жигуле» частым гостем на станции. Работал там менеджером один парень. Веселый, общительный, всеобщий любимчик. И нашего батюшку не обходил «вниманием», иной раз отпуская «богохульные» шутки. Хотя потом подходил и совестливо справлялся: «Не обидел ли – я же иудей, я же неверующий. «Неверующих не бывает», - хитро отвечал батюшка, похлопывая собеседника по спине… Шли годы, «Жигуленок» ломался, батюшка приезжал, иудей подтрунивал, Господь делал Свое… Встретил наш иудей девицу-красавицу. Потерял голову, жениться зовет синеокую. А она-то веры Православной исповедница, да и смело ему так: «Зачем ты мне, «нехристь», нужен?! Приуныл невер. Стал Библию читать. Да и звонит батюшке, дело, мол, есть, важное. А батюшка ему сходу: «Крестный есть?». Тот опешил: «Откуда знаете, что крестится хочу?». Батюшка в ответ: «Во-первых иудей, а потом…» . Ради Вас пришел Спаситель, а потом и нас, язычников призвал ко спасению. Вскоре иудей наш крестился, обвенчался с синеокой, родились у них детки. «Жигуленок» батюшкин давно переплавили в мартенах, а с «иудеем» теперь видятся по воскресениям в храме. Батюшка теперь слышит благочестивые шутки и сияет, радуясь, ведь «Во Христе нет Иудея, Эллина, раба, или свободного»…

9. По вере вашей…

В храм вошли женщина с девушкой. Они спросили батюшку. «Чем могу быть полезен?» – окликнул вышедший из алтаря священник? «Окрестите мне дочь?» – обратилась дама. «А сколько Вам, девушка, лет?» – «Шестнадцать». Священник рассказал, как подготовиться к таинству. Девушка начала посещать храм и через полгода крестилась. После крещения Таня дорогу в храм не забыла. Стала подниматься на клирос и вскоре начала регентовать. Церковь – дом, дом –церковь. И так больше десяти лет. Мать стала роптать: «Тебе под тридцать, а живешь, как монашка. Замуж пора выходить. Бросай свою церковь!». А Таня бросать и не собиралась. Просила и ждала – единственного, которого по вере ей приготовил Бог. И он «пришел, увидел, победил». Более торжественной свадьбы у нас на приходе не было. Скоро у них родится малыш. Дух ходит, где хочет.

10. Не святые горшки обжигают.

Мои родители были простыми людьми. Они прожили сорок пять лет вместе удивительную, насыщенную добром жизнь. Мы с братом согревались в их любви, а она лилась через край нашего дома, собирая под крышей множество хороших людей. Порой мне кажется, что не всегда стоит тревожить Бога: следует учиться самим творить чудеса.

Чудо – явление, сопровождаемое нарушением законов естества. Для большинства наших современников самое желанное чудо – «преумножение хлебов». Несомненно, это чудо. Но мне ближе чудеса, укрепляющие в вере, открывающие тайну Отеческой любви и заботы Господа Бога, к беспечно дремлющему в своем неверии человеку.

1 . Ошибка педагогики

Я родился и вырос в Киеве. На Байковом кладбище, старейшем в городе, лежит не одно поколение рода Могильных. Даже безбожие не смогло вытравить из советского человека уважение к усопшим. Похоже, бесчинные вопли «на гробках», временами переходящие в драки «скорбящих» родичей, смягчали сердца партийных чиновников.

В один из таких поминальных дней мы с родителями оказались на кладбище. Прибрав и украсив могилки, с чувством исполненного долга мы возвращались домой. Покидая кладбищенскую ограду, мой родитель, парторг завода, вдруг перекрестился и сказал: «Земелька им пухом!». Мне, новоиспеченному пионеру, эти слова резанули слух. «Земелька им камнем», – бездумно выпалил я. Мама, сидящая рядом, тут же наотмашь врезала мне по губам, зацепив курносый в веснушках пионерский носик, из которого побежала кровь. В ту минуту я понял – есть Бог!

Обиды не было, было лишь радостное чувство встречи с Творцом, с Тем, кто выше всего, кто владеет вселенной, жизнью и смертью! С тех пор я искал Его. Ни до, ни после родители меня не били.

2. Плач гонителя

В нашем подъезде на девятом этаже жила верующая старушка. Каждый день она ездила во Флоровский монастырь на службы. После случая на кладбище я желал расспросить ее о Боге, для чего и караулил неоднократно, но девяностолетняя женщина почему-то разговоров избегала. Вскоре я присоединился к толпе мальчишек и вместе с ними дразнил Прасковью Романовну, так звали молитвенницу, обзывая ее «богомолкой». Особенным рвением гонителя отличался мой старший брат.

Старушка тихонько шептала молитвы, глядя «сквозь» нас, оболтусов, как бы что-то видя на заднем плане… Время от времени она давала нам с братом просфоры, мы их очень любили за необыкновенный вкус, ели, но дразнить не переставали.

Прошли годы. Первым воцерковился мой брат (сейчас он послушник в монастыре), потом пришла и моя очередь. Когда умерла Прасковья Романовна, я служил в армии. Мой брат, узнав о ее кончине, всю ночь у гроба читал псалтирь. А когда ее тело в черной мантии предавали земле, он плакал.

3. Семинаристы и работяга

Воцерковился я после армии. С неофитским пылом бросил все «мирские» начинания и устроился работать в Киево-Печерскую лавру. Однажды мне в помощь дали двоих ребят-семинаристов, на практику. Благообразные юноши, посвященные в тайны духовной науки, не вписывались в контекст земельных работ на глинистых склонах монастырского подворья. Я решил их отпустить восвояси.

Один с «ангельской» скоростью тут же удалился, а другой остался. Целую неделю я как ребенок выпытывал у него «тайны» спасения, с открытым ртом слушая о Сифе, Ное, Илье, Вараке и Деворе, Самсоне и Премудром Соломоне. Слышал страшное обличение Предтечи, благоговел пред Святой Троицей и удивлялся подвигам Печерских святых. Он открыл мне мир Веры, я и до сих пор считаю его своим наставником.

Теперь нам за сорок. Я закончил Духовную семинарию, принял священный сан. Сейчас мои «практиканты» – уважаемые священники, близкие друзья и кумовья, просто родные люди. Благодарю Тебя, Господи.

4. Молитва неофита

Мои первые месяцы в Церкви совпали с работой на лаврском хоздворе. Противоречивые благословения братии ввели меня в «ступор» уныния. Хотелось все бросить и уйти. Тут я вспомнил о известном киевском батюшке, у которого окормлялся старший брат. Казалось, только он мог разрешить мои недоумения. Я стал просить: «Господи, помоги увидеться с батюшкой».

Было около семи часов утра, вокруг никого не было. Вдруг кто-то меня окликнул: «Деточка, ты не знаешь, почему закрыты пещеры?» Передо мною стоял дивный старик с белоснежной бородой и такими же волосами. «Вы не отец Михаил», – спросил я. Он ответил утвердительно. Я на радостях вцепился в него и через полтора часа беседы «стал другим человеком», не унывающим более. Следующие пятнадцать лет, до самой кончины, батюшка был моим духовником.

5. «И даст тебе Господь по сердцу твоему»

Моя жена родила восьмерых деток. А значит, восемь раз мы мучительно принимали решение, как назвать малыша. Точнее не восемь, а семь. Матушке очень нравилось имя Тихон, здесь сомнений не было. После старшего сына Господь посылал только девчонок.

Она молилась у мощей святителя в Донском монастыре, и через два года, на Благовещение родила пятого ребеночка – сына. В этот день Святая Церковь совершает память Святителя Тихона. Тихон – означает «счастье».

6. Не в бревнах а в ребрах

Рукоположили меня на приход в село под Киевом. Как говорится «ни кола, ни двора», и ни церкви. Целина, поросшая «бурьяном» людского неверия. Председатель выделил хатку. Стены из прессованной соломы, с улицы полкирпича, 18 квадратных метров. За ночь сделали алтарь и на Рождество отслужили первую службу. Прошло почти десять лет, а храма все не удавалось построить. Народ у нас небогатый, сельский. Пришел я к духовнику плакаться, а он: «Бог не в бревнах, а в ребрах»! Строй в душах людских храмы, остальное Господь управит…

Так и вышло. Случился на Рождественских святках в нашем храме-рукавичке пожар. Пошел я по селу просить помещение послужить до весны. Все разводят руками: нет, мол помещения… Один хозяин завода сказал: «Подумаю, прийди через неделю». Неделя пролетела, прихожу, а он: «Я тут с друзьями говорил, они у меня верующие, в общем, решили мы построить в поселке храм». И за год построили, из бревен, да такой красы храм, пожалуй, другого такого не найти. Дивны дела Твоя, Господи!

7. «Ты не бойся меня»

Каждый год на Святую Пасху наша община поздравляет заключённых в тюрьме. С начала песнопения в храме и освящение приношений. Потом идем в тюремную больницу, раздаём яйца и куличи, поздравляем болящих. Потом на «яму», место, где содержатся самые «закоренелые» преступники. Поем, раздаем, окропляем святой водой. Камера за камерой. Открываем следующую, на пороге стоит «детина», «косая сажень», лицо – страшно смотреть. Взгляд как из преисподней, мурашки по телу… Кропить или не кропить? Кроплю обильно… И вдруг на его лице появилась улыбка – как солнце.

Я кричу: «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе», – громыхает в ответ. После Пасхи он вышел из «ямы», стал ходить в храм. Освободился, оставил жизнь блатную. Теперь у Юрки на лице всегда улыбка вместо «печати Каина», а руки в трудовых мозолях… Воистину Воскресе!

Вообще, тюрьма – это страна Чудес. Помню, попросили причастить умирающего от СПИДа, врачи из тюрьмы его даже домой отправляли умирать. В память врезалось почерневшее, очень худое лицо мученика, температура у него тогда была 41.

Через несколько недель кто-то обнимает меня сзади и спрашивает: «Не узнаете, батюшка?» Какой-то розовощекий гражданин передо мной, нет, не узнаю. «А Вы меня тогда причастили, и Господь не дал погибнуть, оставил жить…» Я только в недоумении развел руками: «Дивны дела Твои, Господи!» Он и сейчас жив, надеюсь, доживет с Богом до свободы.

8. Поп и иудей

Месяц работала буровая установка, а воды все нет. Пригласили батюшку, вдруг поможет. Отслужили молебен, помогло, пошла вода. Директор станции техобслуживания говорит: «Берем, батюшка, вашу машину «на поруки»! И стал батюшка на старом «Жигуле» частым гостем на станции.

Работал там менеджером один парень. Веселый, общительный, всеобщий любимчик. И нашего батюшку не обходил «вниманием», иной раз отпуская «богохульные» шутки. Хотя потом подходил и совестливо справлялся: «Не обидел ли – я же иудей, я же неверующий. «Неверующих не бывает», – хитро отвечал батюшка, похлопывая собеседника по спине…

Шли годы, «Жигуленок» ломался, батюшка приезжал, иудей подтрунивал, Господь делал Свое… Встретил наш иудей девицу-красавицу. Потерял голову, жениться зовет синеокую. А она-то веры Православной исповедница, да и смело ему так: «Зачем ты мне, «нехристь», нужен?! Приуныл невер. Стал Библию читать. Да и звонит батюшке, дело, мол, есть, важное. А батюшка ему сходу: «Крестный есть?» Тот опешил: «Откуда знаете, что крестится хочу?» Батюшка в ответ: «Во-первых, иудей, а потом…» Ради Вас пришел Спаситель, а потом и нас, язычников призвал ко спасению.

Вскоре иудей наш крестился, обвенчался с синеокой, родились у них детки. «Жигуленок» батюшкин давно переплавили в мартенах, а с «иудеем» теперь видятся по воскресениям в храме. Батюшка теперь слышит благочестивые шутки и сияет, радуясь, ведь «Во Христе нет Иудея, Эллина, раба, или свободного»…

9. По вере вашей…

В храм вошли женщина с девушкой. Они спросили батюшку. «Чем могу быть полезен?» – окликнул вышедший из алтаря священник? «Окрестите мне дочь?» – обратилась дама. «А сколько Вам, девушка, лет?» – «Шестнадцать». Священник рассказал, как подготовиться к таинству. Девушка начала посещать храм и через полгода крестилась.

После крещения Таня дорогу в храм не забыла. Стала подниматься на клирос и вскоре начала регентовать. Церковь – дом, дом – церковь. И так больше десяти лет. Мать стала роптать: «Тебе под тридцать, а живешь, как монашка. Замуж пора выходить. Бросай свою церковь!»

А Таня бросать и не собиралась. Просила и ждала – единственного, которого по вере ей приготовил Бог. И он «пришел, увидел, победил». Более торжественной свадьбы у нас на приходе не было. Скоро у них родится малыш. Дух ходит, где хочет.

10. Не святые горшки обжигают

Мои родители были простыми людьми. Они прожили сорок пять лет вместе удивительную, насыщенную добром жизнь. Мы с братом согревались в их любви, а она лилась через край нашего дома, собирая под крышей множество хороших людей. Порой мне кажется, что не всегда стоит тревожить Бога: следует учиться самим творить чудеса.

Журнал «Направо», №1, 2014



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»