Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы. Одаренные дети. Кто они? Одаренный ребенок характеризуется тем что

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Быть родителями одаренного ребенка – это не только большое счастье, но и огромная ответственность. Мама с папой всегда гордятся достижениями своего маленького гения, так как развитые дети рано начинают говорить, читать, у них хорошая память, многие их них хорошо рисуют, поют или играют на музыкальных инструментах. Они любознательны и очень креативны. Но наступает момент, когда одаренный ребенок сталкивается со стеной непонимания и равнодушия. Ведь его сверстники имеют примерно одинаковый уровень развития и общие интересы, которые заметно отличаются от приоритетов маленького таланта. Это приводит к тому, что малыш все больше и больше , замыкается в себе и концентрируется на своих любимых занятиях. Но любой человек нуждается в общении, и рано или поздно такое пусть даже условное затворничество, нежелание идти на контакт с окружающими, превращается в серьезную проблему.

Диагностика одаренных детей

Степень одаренности ребенка действительно можно диагностировать. Даже более того, это должны делать все родители. Так как маленький гений живет в каждом из нас. И раскрыть талант ребенка – главная задача родителей. Не стоит думать, что если ребенок ни в чем себя не проявляет, он не талантлив. Таких явных гениев в мировой истории было не так уж и много, да и половина из них, в конце концов, сошла с ума от своей гениальности. Вспомните, например, таких талантливых философов и писателей, как Фридрих Ницше, Жан-Жак Руссо, Эрнест Хемингуэй, Эдгар По. У каждого из них диагностировали психическое расстройство разной степени тяжести. Этот список можно продолжать еще долго. А если включить сюда всех тех, кто не был признан психически больным, но, тем не менее, закончив несколько университетов на «отлично», впоследствии прожил одинокую жизнь без семьи и детей, список несчастных гениев будет еще больше. Такого будущего для своего ребенка не пожелает никто.

Гораздо приятнее, когда малыш в общем достаточно развит. И просто идеально, если ребенок сможет найти увлечение, которое придется ему по душе. По этому пути, например, шел Стив Джобс, который просто имел отличный вкус, любил свое дело и был очень целеустремленным, Квентин Тарантино, который вместо уроков мог часами сидеть перед телевизором, просматривая фильмы, и Билл Гейтс, который не мог освоить элементарную грамматику в школе и был отчислен из Гарварда за неуспеваемость.

Успехи в школе не могут быть признаком одаренности. Так как школы имеют различный уровень подготовки. Да и система школьного образования не достаточно гибкая, чтобы учесть все индивидуальные особенности детей. Поэтому если ребенок хорошо успевает в слабой школе, или если он отстает в сильной, это не должно быть критерием его оценки. Гораздо важнее оценить его личные качества. Например, родители одаренного ребенка могут заметить особую любовь малыша к чтению, или ребенок очень любит интеллектуальные игры, а может быть ему доставляет удовольствие рассматривать картины, или он сам пробует рисовать. Все это действительно может стать признаком одаренности.

Работа с одаренными детьми

Но любой нужно развивать. А это требует ежедневных занятий. И здесь как раз многое зависит от родителей. Если у них получится научить ребенка работать над собой и делать все для достижения собственных целей, его талант расцветет. Если маленький гений будет только мечтать, и не будет стараться воплотить свои мечты в жизнь, это будет ему только мешать. Одаренные люди ведь никогда не следуют за толпой, они всегда хотят идти в противоположном направлении. А для этого нужно либо стать предводителем нового движения, либо остаться в одиночестве. Свое нестандартное мышление еще нужно донести до других людей, а если ничего не делать, в талант не поверят, и отвергнутый обществом человек просто станет несчастным.

Развитие одаренных детей

Определившись с тем, что одаренные дети требуют от родителей особого подхода в воспитании, давайте попробуем разобраться, как же развивать маленьких гениев. Когда человек обладает особым талантом в одной сфере, это чаще всего сопровождается какими-либо проблемами в другой. Например, если ребенок может легко прочитать огромную книгу и запомнить, на каких страницах находятся его самые любимые отрывки, то вполне может быть, что он постоянно забывает половину тетрадок из школьного портфеля дома, или частенько не может вспомнить, куда кладет свои вещи. Если ребенок имеет особые способности в математике, он может делать в каждом предложении русского языка по десять ошибок. И самый главный минус одаренных детей – это их сверхчувствительность. Почти всех таких детей легко обидеть, встревожить или даже напугать. У них особо развито чувство справедливости, иногда присутствует чрезмерное самолюбие и нетерпеливость к недостаткам других людей. И только родители своим воспитанием могут немного сгладить острые углы в характере своего маленького гения.

Психология одаренного ребенка устроена таким образом, что ребенок имеет свое собственное мировоззрение и личную систему ценностей. При этом он требует от других ее соблюдения. Кроме того такие дети зачастую не признают чужого авторитета, поэтому обучение их заметно усложняется. Ведь учителя в школе пытаются вложить в учеников раннее сформированные идеалы, модели и стереотипы, против которых бунтует сознание одаренных детей. Поэтому родители должны создать максимально спокойную и демократичную атмосферу в семье, а также помогать как можно быстрее разрешать все конфликты ребенка со сверстниками и учителями.

Обучение одаренных детей

Психологи считают, что обучение одаренных детей должно осуществляться вместе с обычными. Это полезно как для одних, так и для других. При этом в обучении одаренных детей должен быть элемент соревнования. В этом плане полезно их участие в школьных олимпиадах, научных конференциях, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. Но учителя не должны забывать и о необходимости помогать таким детям в социализации. Это их слабая сторона — неумение или нежелание находить контакт с другими людьми. Поэтому для таких детей очень важно как формальное общение в рамках классных занятий, так и дружеское общение в неформальной обстановке на внеклассных встречах и развлекательных мероприятиях.

Проблемы одаренных детей

Не смотря на многие положительные стороны, существуют также и проблемы одаренных детей. Хотелось бы дать несколько рекомендаций родителям, которые обнаружили у своего малыша особые таланты. Take it easy! Не зацикливайтесь! Не нужно постоянно нахваливать ребенка за его достижения, формируя в нем нарциссизм. Но не стоит также и запрещать малышу заниматься любимым делом, даже если Вам кажется, что ребенок выбрал занятие не по возрасту. Все, что интересно ребенку, должно быть интересно и Вам.

И не давите на ребенка своими ожиданиями. Дети очень чувствительны к словам родителей, и очень боятся не оправдать их надежд. А ведь это всего лишь ребенок. Возможно, завтра ему захочется забросить все книжки и пойти во двор играть с друзьями. Поэтому в раннем возрасте не стоит вешать ярлыки и заранее приписывать ребенку будущие достижения. Как любят говорить родители: «Смотрите, как хорошо считает – будет великим математиком » или «Хорошо рисует – станет знаменитым художником». А что, если не станет? И будет всю жизнь бороться с комплексом, как же он такой плохой, работает в банке вместо того, чтобы сидеть рисовать картину на миллион долларов, как хотела мама.

Поэтому старайтесь сглаживать проявления необычных способностей своего малыша, и мягко помогать ему в реализации своих талантов. А главное, научите своего ребенка трудолюбию. Если он действительно имеет задатки гения, усидчивость и целеустремленность помогут ему самому реализоваться и стать счастливым, а также не только в своих мечтах, но и на практике сделать этот мир чуточку лучше.

Других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте - они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам - становятся чемпионами.

«Мудрецы» (саванты)

  • Саванты - дети с синдромом саванта , демонстрирующие прекрасные способности в какой-либо узкой сфере (чаще всего это арифметика, музыка, изобразительное искусство), но часто имеющие проблемы в других (обычно в вербальных умениях). Часто у таких детей наблюдается синдром Аспергера .
  • Савант-аутист - человек с аутизмом , который демонстрирует необычные способности, редко достигаемые другими. Раннее таких людей называли idiot savants - «идиотомудрецы». В 1978 году д-р Бернард Римланд ввел термин autistic savant - «савант-аутист» - который используют сейчас.

Уровни одаренности

Природа детской одаренности

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность ». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.

В то же время некоторые специалисты отмечают, что в современной культуре место одарённых детей и открывающиеся перед ними возможности значительно изменились, поскольку изменился ответ на вопрос о том, «в какой мере природные данные способны составить тело творчества»:

природа вундеркинда противоположна природе современного искусства. Потому что, хотя в основе творческого действия лежит акт суммирования, то есть воспроизведения, одушевляет его только акт выбора, то есть отказа .

См. также

Источники

Ссылки

Литература

  • Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда // СПб., "Кристалл", 1996

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Одаренный ребенок" в других словарях:

    ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК - 1. Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста 2. Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой… …

    ОДАРЕННЫЙ - Общий термин, используемый для обозначения человека, наделенного особой способностью. Это могут быть общие интеллектуальные способности или определенная специальная способность, такая как способность к музыке или к игре в шахматы. Слово дар… … Толковый словарь по психологии

    ОСОБЫЙ РЕБЕНОК - Ребенок с эмоциональными, социальными, физическими или психическими проблемами. Этот термин был принят многими в качестве эвфемизма терминов инвалид, отсталый или аутичный ребенок. Иногда возникает путаница, поскольку некоторые авторы также… … Толковый словарь по психологии

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Войскунский. Александр Евгеньевич Войскунский … Википедия

    ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся спец. способности (музыкальные, художественные и др.). В науч. лит ре и в обыденной речи О. д. нередко называют вундеркиндами (от нем. Wunder… … Российская педагогическая энциклопедия

    одаренность - <...> нет никакой одаренности вообще, но существуют различные, специальные предрасположения к той или иной деятельности. Одаренность представляет собой не цельную функцию, а ряд различных функций и факторов, которые объединены в … Словарь Л.С. Выготского

    ВУНДЕРКИНД, вундеркинда, муж. (нем. Wunderkind, букв. чудо ребенок). Ребенок или подросток, проявляющий необыкновенные умственные или художественные дарования. Пианист вундеркинд. || Очень смышленый, одаренный ребенок (шутл. ирон.). Толковый… … Толковый словарь Ушакова

    Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к рые сами по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более… … Психологическая энциклопедия

    - (настоящее имя Иехуда Арье) (1571 1648), итальянский ученый, раввин, поэт и критик. Родился в Венеции 23 апреля 1571. Одаренный ребенок, он получил хорошее образование и в совершенстве овладел как светскими, так и религиозными дисциплинами. В 14… … Энциклопедия Кольера

Статья «Чем одарить одаренного ребенка»

Учитель химии

МБОУ «Цнинская СОШ №2»

Тамбовского района

Крючкова Н.Н.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

    Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

    В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

    В школе должны быть свои традиции.

    Школа должна давать современное образование.

    В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Различают разные группы одаренных детей. К первой группе можно отнести «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития.

Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей

Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

На уроках такой подход к учащимся можно осуществить, используя различные инновационные технологии, в том числе и проблемно-диалогического обучение.

Главным в проблемно-диалогическом обучении является создание проблемной ситуации, которая:

    должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для разрешения учеником;

    должна вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении;

    должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности.

Мы видим, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия кружков «Развиваем интеллект», «Компьютер – это просто» (программы кружков разработаны автором данной статьи). Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей, оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие вариативности мышления. Особое внимание обращается на подготовку учащихся к встрече с принципиально новыми задачами, сталкиваться с которыми прежде им не приходилось.
Двери на такие занятия открыты для всех детей, а не только для тех, кто прошел предварительный отбор. Нет и никакого искусственного отсева неуспевающих. Однако реально в работу втягиваются только те, кто испытывает к ней настоящий интерес и кому она по плечу.

С удовольствием дети принимают участия в различных творческих интеллектуальных конкурсах.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни.
Обновленное содержание образования.
Новое поколение образовательных стандартов.
Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
К каждому ученику – индивидуальный подход, миниминизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений:
отрицательное;
игнорирующее;
положительное;
гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Как родителям развивать одаренность детей?
Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень
и качество своего влияния на развитие ребенка. Одну из таких диагностик, предлагает американский психолог Д. Льюи, основываясь на изучении семей одаренных детей http://wertu.ucoz.ru/.
Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах
и неудачах.

Американский психологДж. Смит разработал рекомендации родителям:

Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи
Давайте ребенку возможность побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами
Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим)
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы они ни были неудачны
Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию
Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения
Помогите ребенку найти себе компаньона того возраста и таких же способностей

Групповые занятия с одаренными детьми
Факультативы
Предметные кружки
Конкурсы
Участия в олимпиадах
Работа по индивидуальным планам
Интеллектуальные марафоны

– это сложная работа, которая должна вестись родителями, учителями и учеными. Каждый шаг в этом направлении принесет огромную пользу в будущем.

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему , практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся ( ) при приеме в вузы.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность . У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность . Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются и чуть ли не . Стало быть, выход в том, чтобы "помещать" их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

  • "Все дети являются одаренными"
  • "Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

  • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
  • Актуальную одаренность демонстрирует незначительнаячасть детей; это дети, которые талантливы особо .

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».

Каждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость. Выявление талантливых малышей - задача кропотливая и сложная. Одарённые дети - это ребята, показывающие высокие умственные задатки с раннего возраста и выделяющиеся среди ровесников недюжинным интеллектом.

Кого именно считать одарённым и какими критериями руководствоваться, считая того или иного ребёнка наиболее способным? Как не упустить талант? Каким образом выявлять ребёнка, который по своему уровню опережает в развитии сверстников, и каким способом выстраивать работу с такими детьми?

Плюсы и минусы одарённости

Одарённость имеет положительную и отрицательную сторону. К плюсам относятся отличные вербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка. К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различную скорость письма и мышления по сравнению с ровесниками, слабую физическую подготовку.

Для того чтобы подтвердить одарённость, необходимо собрать полную информацию о ребёнке у родителей, воспитателей и преподавателей. После того как собраны все данные и пройдены различные тесты, можно на основе данной информации делать выводы о наличии талантов и способностей. Такого ребёнка важно не упустить из виду и постараться воспитывать и обучать таким образом, чтобы он в дальнейшем приносил пользу обществу, в котором воспитывался. Но, как ни парадоксально это звучит, именно талантливый ребёнок доставляет педагогам затруднения в обучении детского коллектива.

Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности и бывает следующей:

  • Интеллектуальной. Дети показывают повышенную любознательность и сообразительность.
  • Творческой. Выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений.
  • Академической. Проявляется в успешном изучении отдельных предметов. Но при этом отличается избирательностью
  • Художественно-эстетической. Отражение таланта в музыке, литературе и творчестве.
  • Социальной. Лёгкость в установлении контактов и общительность.
  • Спортивной. Характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.

Школа для одарённых детей: задачи и цели

Одной из приоритетных задач общеобразовательной школы является выделение и воспитание одарённых учеников, а также развитие и помощь в реализации их возможностей. Среди учащихся во в школах проводится просветительская работа. Она включает в себя проведение семинаров и курсов, которые направлены на предоставление информации по обучению и воспитанию способных учеников. Цель школы - формирование современных представлений о выявлении и этапах развития одарённости.

В нашей стране в качестве дополнения к общеобразовательному процессу функционируют лицеи, гимназии и специализированные центры, в которых обучаются одарённые дети. В этих учебных учреждениях действуют и обновляются инновационные программы, направленные на повышение эффективности работы с талантливой молодёжью. Поэтому, если в семье растет одаренный ребенок, необходимо позаботиться о том, чтобы грамотно и гармонично развивать его таланты с помощью специально созданных программ, будь то музыкальное, художественное или иное направление.

Но случается и такое, что учитель часто не может заметить уникальность ученика или не знает о его способностях. Встречаются учителя, которые равнодушны к необычным детям и не стремятся каким-то образом стимулировать их способности.

Типичные проблемы одарённых детей

Распространёнными проблемами талантливых детей считаются:

  1. Сложность найти близких по духу людей.
  2. Попытки подстраиваться под сверстников и стараться казаться похожими на них.
  3. Вынужденное участие в совместных с одноклассниками мероприятиях, которые кажутся скучными и неинтересными.
  4. Трудности обучения в школе, где не ведётся работа по стимулированию развития интеллектуальных способностей.
  5. Повышенный интерес к проблемам устройства мира и роли человека.
  6. Потребность во внимании со стороны взрослых.

Учителю не всегда удаётся понять и выявить среди учеников одарённого ребёнка и дать положительную оценку его способностям и достижениям. А психологи не имеют соответствующих методик и рекомендаций, чтобы диагностировать интеллект детей. Стандартные тесты не показывают полной картины, и при их помощи невозможно вывить индивидуальные особенности личности.

Сложность ещё заключается в том, что ребёнок чувствует свою непохожесть, воспринимает её как нечто аномальное и начинает прятать от посторонних свои способности. Исследования подтверждают, что высокоодарённые дети постоянно находятся в социальной изоляции из-за отсутствия равных по его уму детей. Такому ребёнку необходимы сверстники не по возрасту, а по уровню развития его интеллекта.

Педагогическая поддержка одарённых детей

Перед школой, педагогами и психологами стоит задача оказать поддержку одарённым и способным детям. Для работы с этой категорией учащихся школа должна ориентироваться на следующее:

  1. Индивидуальное обучение.
  2. Создавать условия, подходящие для успешного развития способного ученика.
  3. Предоставлять максимальные возможности для развития таланта.
  4. Одарённые дети - это тот особенный контингент, который можно считать национальным достоянием. Поэтому требуются специальные меры поддержки как материальные, так и моральные. Для такой категории учащихся необходимо создавать в школах все условия, чтобы дети могли совершенствоваться в соответствии со своими интересами.

Если рассматривать процентное соотношение, то одарённых детей гораздо больше, чем талантливых взрослых. Это объясняется тем, что без помощи профессионалов и их участия, вырастая, дети становятся обычными людьми.

Особенный ребёнок должен быть в центре специальных социальных и педагогических программ, поскольку процветание нации напрямую связано именно с талантливой молодёжью. Чем раньше начать развитие способностей, тем выше вероятность их дальнейшего раскрытия и совершенствования. Помощь талантливым детям строится на следующих постулатах:

  1. Формирование уверенности в успехе посредством индивидуальных занятий.
  2. В более углублённом изучении школьных предметов на факультативах и дополнительных занятиях.
  3. Вовлечение ребёнка в научно-исследовательскую деятельность.
  4. Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах и мозговых штурмах.
  5. Тесное взаимодействие с другими школами и институтами.
  6. Награждения и поощрения одарённых учеников, публикации в СМИ.

Трудности обучения и общения с одноклассниками

Совместная деятельность психолога и учителя в школе направлена на развитие талантливых детей, их познавательной активности, творческих способностей и оригинального мышления. Учитель планирует свою деятельность с включением в педагогический план курсов по работе с такими детьми. И по возможности формирования профильного класса, учитывая особенности одарённых детей.

Одарённый ребёнок в классе всегда любопытен, внимателен, проявляет усидчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей. У него богатая фантазия и огромное желание учиться. Наряду с положительными качествами отмечается неспособность принимать точки зрения других детей. Также выражено формальное отношение к учёбе. Кроме того, одарённый ученик отстаёт физически от одноклассников и никогда не стремится отстаивать своё мнение в споре.

У талантливого ребёнка присутствуют такие черты характера, которые не способствуют с одноклассниками. Имея собственное представление о юморе, они часто высмеивают одноклассников, подшучивают над их слабостями и промахами. При этом сами болезненно реагируют на критику в свой адрес. Они несдержанны, не умеют уступать и контролировать своё поведение. В результате вырисовывается такая картина: интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сфера соответствует биологическому возрасту, поэтому запаздывает в своём развитии. Отсюда и вытекают все проблемы одарённых детей.

Способный ребёнок нацелен быть всегда в центре внимания, получать только похвалу и высокую оценку своим способностям. При этом, ошибаясь или не встречая похвалы со стороны педагога, он может обижаться и капризничать. Для того чтобы помочь ребёнку правильно развиваться в коллективе ровесников, важно понимать особенность социализации таких детей. И проводить работу, направленную на формирование у них навыков позитивного общения с одноклассниками.

Оценка поведения способных детей

Психология предлагает применять несколько базовых принципов, направленных на сопровождение одарённых детей. При этом необходимо основываться на правильной оценке поведения ребёнка и его деятельности. Целесообразно задействовать много различных методов и технологий:

  1. Использование различных вариантов наблюдения за ребёнком.
  2. Ведение и создания банка данных талантливых учащихся.
  3. Проведение диагностических тренингов.
  4. Включение в обучение уроков по специальным программам.
  5. Подключение ребёнка к индивидуальным играм и занятиям.
  6. Осуществление различных интеллектуальных конкурсов, соревнований, матчей и фестивалей.
  7. Организация профильных лагерей, а также направление ребят на участие в научных, экологических, краеведческих экспедициях.
  8. Проведение экспертной оценки поведения ребёнка родителями и учителями.
  9. Оценивание деятельности ребёнка профессионалами.

Не стоит задаваться целью и сразу фиксировать наличие одарённости у ребёнка. Выявление способностей необходимо связывать исключительно с задачами по их обучению, воспитанию и оказанию психологической помощи и поддержки педагогов.

Дар или наказание?

Принято считать, что опережающий своих ровесников в развитии ребёнок, обладающий более развитым для своего возраста умом, не будет испытывать трудностей, проблем в учёбе, ему уготовано перспективное будущее и достойное место под солнцем. На самом деле способных детей поджидают большие сложности в школе, дома и вероятные трагедии в подростковом возрасте.

Многие семьи считают, что одарённые дети - это дар, которым необходимо воспользоваться в полной мере, потому что он сулит хорошие дивиденды в будущем. Родители восхищаются успехами своего ребёнка и демонстрируют его способности родственникам и знакомым. Малыш обязательно уловит восхищение своими достижениями, запомнит и будет ждать от взрослых неизменного одобрения. Родители не подозревают, что этим они только подогревают тщеславие своего чада. А он, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения с ровесниками. Неумение приспосабливаться и общаться с обычными детьми может обернуться огорчениями и горем для порастающего человека.

Образование одарённых детей выстраивается таким образом, чтобы максимально выявить сильные и слабые стороны. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо тесное взаимодействие с семьёй - тогда образование будет иметь положительную динамику.

Специфика талантливых детей

Любой ребёнок индивидуален, но при всём разнообразии проявления черт характера сразу выделяется в общей массе сверстников не только своим поведением, но и общением со взрослыми, неустанным стремлением к познанию.

Психологи выделяют некоторые условия работы с одарёнными детьми, знание которых помогает правильно выстраивать учебно-воспитательный процесс. В основном одарённые дети - это те, кому свойственны следующие черты:

  1. Любознательность и стремление показать себя.
  2. Раннее умственное развитие, честность, открытость, серьёзность.
  3. Настойчивость, воля и стремление к высоким достижениям.
  4. Увлечение своим делом, хорошая память и энергичность.
  5. Демонстрация независимости, но и одиночество в работе.
  6. Общительность и умение быстро установить контакт не только с детьми, но и со взрослыми.
  7. Большой багаж знаний.
  8. Уверенность и спокойствие в любой ситуации.

Начальная школа как старт формирования личности

Ребёнок, получивший задатки воспитания в дошкольном учреждении и от родителей, полностью раскрывается в школе. Начальное обучение - это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Поэтому перед учителем стоит такая задача, как развитие каждой личности и выявление одарённых детей. То, что есть одарённые дети в начальной школе, становится понятно уже в начале учебной деятельности. Они проявляют свою самобытность, самостоятельно принимают решения и выстраивают своё поведение.

Пубертатный период вносит определенные проблемы в жизнь подростка. Если в начальной школе способному ученику не удалось наладить общение с одноклассниками, то в среднем, а затем и в старшем звене такой ребёнок становится изгоем. Дети перестают интересоваться им, считая заносчивым и высокомерным. Отношение одноклассников способно перерасти в психологическую проблему и повлиять на дальнейшую жизнь ребёнка. Он может стать замкнутым и закрытым для окружающих. Каким образом вести себя в начале школьной жизни? Ответ лежит на поверхности. Не стоит скрывать свои способности, но и постоянно их афишировать тоже не имеет смысла.

Выявление индивидуальных способностей

Для того чтобы понять, что конкретный ребёнок является одарённым, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося. Это происходит методом наблюдения за классом, изучением психологических особенностей, памяти и логического мышления. А также методом выявления способных детей через внеклассную и учебную работу. В школах необходимо создать базу, куда будут вноситься данные относительно способных и талантливых детей. Целесообразно проводить диагностику возможностей ребёнка психологом.

Обучение одарённых детей - удовлетворение их потребностей в знаниях

Когда ребёнок с незаурядными способностями начинает проявлять себя, перед учителем встаёт вопрос, как и чему учить, чтобы содействовать развитию способностей ученика. Программы, рассчитанные на одарённых детей, должны отличаться от обычных учебных методик. В идеале обучение таких детей должно соответствовать их потребностям. И желательно, чтобы функционировала школа для одарённых детей. У талантливых учеников имеются такие черты, которые стоит учитывать:

  • Способность быстро усваивать смысл понятий, положений и принципов. А это требует дополнительного материала для изучения.
  • Необходимость сосредотачиваться на привлёкших интерес проблемах и желание в них разобраться.
  • Умение подмечать, рассуждать и выдвигать свои объяснения.
  • Обеспокоенность и тревога из-за своей непохожести на ровесников.

Психологи отмечают дефицит эмоционального баланса у одарённого ребёнка. Он бывает нетерпелив, порывист, уязвим, и ему свойственны преувеличенные страхи и тревожность. Существуют две различные точки зрения на обучение детей с ярко выраженными способностями. Согласно одной, необходимо оборудовать специальные классы или учебные учреждения. Другая точка зрения предполагает, что должны учиться и выстраивать отношения с обычными учениками, иначе они не научатся жить среди обычных людей, работать и общаться с ними.

Раннее проявление неординарности

Психология разделяет одарённость на два вида. Она бывает ранней, поздней и напрямую зависит от психики ребёнка и возрастного периода, когда она проявила себя. Известно, что раннее обнаружение каких-либо талантов у малыша часто не трансформируется в высокие показатели в старшем возрасте. Также отсутствие каких-либо проявлений таланта или дарования у дошкольника не означает, что затем ребёнок не проявит себя как талантливая личность.

Пример ранней одарённости - это блестящие успехи в одном виде занятий: музыка, рисование или вокал. Особняком стоят дети-интеллектуалы, у которых отмечается высокий темп психического развития. Для них характерны ранние успехи в чтении, письме и счёте. У таких малышей цепкая память, наблюдательность, сообразительность и стремление к общению.

Отмечено, что раннее дарование проявляется в искусстве, особенно в музыке, а позднее и в рисовании. Одарённые дети в ДОУ демонстрируют быстрое усвоение информации, испытывают желание творить и познавать окружающий мир.

Ошибка родителей, понимающих уникальные способности собственного чада, постоянно ему говорить о его непохожести и исключительности, поднимая его над остальными детьми. Из-за такого воспитания дети ведут себя в детском саду обособленно. Они отстраняются от других малышей и их не интересуют совместные игры.

Общение малыша со своими ровесниками является важным фактором в его развитии. Отсюда следует вывод, что чем благополучнее складываются отношения одарённого ребёнка с окружающими его детьми, настолько полно он захочет и сможет реализовать свои способности. Для адаптации ребёнка в социуме следует знать, что приводит к возникновению проблем в установлении контактов. Причины разделяются на три группы:

  1. Нормы поведения, которые диктует общество и культура.
  2. Завышенное ожидание и амбиции родителей.
  3. Личные качества ребёнка.

Как организовать развитие одарённых детей?

Деятельность по организации работы с талантливыми детьми строится таким образом:

  • Индивидуальная оценка учителем творческих возможностей и способностей.
  • Анализ успешности и результативности ученика.
  • Выявление предпочтений, интересов и особенностей ребёнка.
  • Поддержка талантливых ребят в их самореализации.
  • Корректирование программ и планов по работе с одарёнными детьми.
  • Включение сложных заданий и контроль за участием в конкурсах различного уровня.
  • Поощрение дипломами, грамотами и призами.

Работая с талантливыми детьми, педагоги должны учитывать интересы каждого ребёнка и ориентироваться на личностные характеристики, оказывать помощь в решениях проблем и принимать участие в их судьбе.

Тонкости работы с одарёнными детьми: поддержка в школе и в семье

Для того чтобы ребёнок чувствовал поддержку и заботу взрослых, необходимо в школах проводить групповые занятия с одарёнными детьми, факультативы, предметные кружки. А также привлекать ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

Длительное время одарённость рассматривалась отдельно от социальной и педагогической практики. Ориентированная на средний уровень, общеобразовательная школа не приспособлена для тех учеников, которые отличаются от одноклассников своими способностями. Соответственно, она не всегда готова помочь талантливым детям развиться и реализоваться в полной мере.

А между тем одарённая личность способна внести большой вклад в развитие общества. Пустить на самотёк таланты - ошибка любого государства. И как итог, хочется добавить, что работа с одарёнными детьми - это постоянный, сложный, требующий внимания процесс. Он требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»