Карельская кукла своими руками для детей. Древнеславянские куклы-обереги. Крутить лихоманок надо уметь

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Мастер-класс по изготовлению традиционной обрядовой куклы «Капустка»

Автор: Васюкова Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества», п. Куеда Пермского края
Мастер-класс рассчитан на обучающихся 10-16 лет
Цель мастер-класса: Изготовление подарка к празднику Великой Пасхи.
Задачи:
- ознакомиться с историей возникновения традиционной народной куклы,
- освоить технологию изготовления обрядовой куклы Капустка,
- воспитывать интерес старинным обычаям, обрядам.
На пасху принято дарить подарки. В этот день дарят крашенные яйца, куличи, а я предлагаю подарить народную традиционную куклу, сделанную с душой своими руками.
Народная кукла учит добру, отражает мудрость народа, его идеалы и ценности. Она говорит на универсальном языке, который понятен всем людям, независимо от возраста, национальности, социального положения религиозных и идеологических воззрений.
Традиционная обрядовая кукла в свое время утратила свою значимость, а сегодня кукла переживает свое второе рождение. Народной куклой я занимаюсь в течении трех лет, наше объединение занималось организацией мастер-классов по народной кукле, занимались исследовательской деятельностью по изучению особенностей изготовления народной традиционной куклы в Пермском крае.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца – природы.
Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.
Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.
Тех, кого я заинтересовала магией народной традиционной куклой, предлагаю принять участие в мастер-классе изготовления обрядовой куклы Капустка.


Капустка - (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости.
Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".
Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.
Способствует обретению женской силы и семейного счастья.
Для работы нам понадобится:
лоскут белой х\б ткани 20х20 см
3 лоскута цветастой х\б ткани 20х20 см
лоскут ткани для косынки
лоскут ткани для фартука
синтепон
х\б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несет в себе обережную силу)


Шаг 1. Изготовление головы куклы. В середину белого лосута вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп. Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки- это ручки, углы, смыкающиеся снизу – туловище.


Шаг 2. Оформляем ручки. Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить.


Шаг 3. Подготовка груди. Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.


Шаг 4. Соединить детали груди с куклой,

Также примотав нитью.
Шаг 5. Готовим заднюю часть сарафана.
Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали.


Шаг 6. Соединяем деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, сматываем.


Опускаем юбку вниз, вот что получилось.


Наша Капустка приобретает формы, пора и фартук надеть.


Шаг 7. Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью сделать закреп, нить можно оторвать.


Шаг 8. Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок. В общем надеваем его также, как любят одевать бабушки.


Вот такая красота получилась!

У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.

Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,
С миром на душе, тогда, бралися за дельце
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.

Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.

Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха. (Эльза Попова)


Пусть Капустка оберегает ваш дом, дарит вам свою любовь, заботу, удачу! Желаю вам всего хорошего!

Скажи мне, почему у тряпичных кукол все имена разные? - решила сегодня с порога озадачить меня Веселина.

Ну, вообще имя - это отличительный признак, который наделяет особенными характеристиками, - ответил я, не особо задумываясь.

Что такое имя, я понимаю, - Веселина укоризненно посмотрела на меня, - мне непонятно, почему называют именами, которые появляются по совершенно разным причинам. Нет никакой системы или логики. Куклу могут назвать в знак любого события, праздника, персонажа и даже способа изготовления. Как в этом можно разобраться?

А что тебя смущает в этом? У людей между прочим точно такая же ситуация - новорожденных с равным успехом могут нарекать как именем великих персонажей из прошлого, так и названием цветка или другого растения.

У некоторых народов вообще были сложные имена из двух и более слов, включающие в себя желаемые способности или особенно почитаемые характеристики. Например, в одних местах человека называли «Острый Глаз» или «Дочь Ветра», а на другом континенте не было удивительным, если девочку называли «Прекрасная белая лилия, распустившаяся лунной ночью в саду на восточном склоне зеленого холма на дальнем берегу большого озера». Так что в разные времена и у людей были совершенно неожиданные и удивительные имена.

В нынешние дни все изменилось, иногда уже имена и фамилии совершенно не нужны, вместо них используют идентификационные номера, лишающие человека личности, но зато удобные для учетных операций. Периодически разумная часть людей дает отпор подобным безумствам, но тенденция обезличивания в обществе слишком очевидна. К тому же, как известно, мудрость бессильна против глупости, поэтому будущее человеческого имени весьма туманно.


Так вот, возвращаясь к традиционным куклам, ничего нет удивительного, что в их названиях нет никакой системы. Мне видится, что все происходило постепенно - сначала возникли просто мотанки, скрутки и рванки - по типу конструкции куклы, потом в именах стали отражаться религиозные обряды, обычаи, традиции, затем уже названиями становились имена богов или приближенных к ним людей, или специальные функции куклы. Еще один вариант возникновения имен у кукол появился в последние столетия, когда люди начали изучать историю народной куклы, при этом определенную куклу называли, учитывая регион ее обнаружения.

Сегодня у нас в гостях именно такая - тряпичная кукла Карельская рванка.

Кукла Карельская рванка - история и значение

Люблю, когда у кукол такие говорящие имена, - сказала Веселина, вот с этой сразу понятно, как ее делать и откуда она родом.

Так и есть, - согласно кивнул я в ответ, тут нечего ни добавить, ни отнять.

Куклу изготавливали из лоскутов, оторванных от целого куска материи или от старой одежды - поэтому рванка. Так издавна называли игровых кукол, которых делали быстро, на лету, для того чтобы занять ребенка и отвлечь его от слез. То, что кукла называется просто по способу изготовления, говорит о ее почтенном возрасте, исключая вариант, когда просто нет точных сведений о ней. То есть ее делали еще в то время, когда не было необходимости вносить какие-либо уточнения в название для отличия от других кукол. Так что можно с определенной долей уверенности говорить о том, что возраст Карельской рванки составляет не одну тысячу лет.

Принадлежность куклы к народам, проживающим на северо-западных территориях нашей страны, определяет прилагательное «карельская». Такое дополнение говорит о двух вещах. Во-первых, о том, что кукла была обнаружена и распространена в регионе, где находится Карелия, а, во-вторых, произошло это сравнительно недавно, потому что название племени «карелы» стало известным не ранее девятого столетия нашей эры. Поэтому в итоге время появления Карельской рванки представляется в большом диапазоне - от нескольких тысячелетий тому назад до девятого века нашей эры.

С другой стороны, если учитывать слово «карельская», как просто современное уточнение принадлежности куклы к конкретному региону, то его можно вообще не учитывать в ее хронологии. В таком случае мы возвращаемся к первому выводу об очень древнем происхождении куклы.

Другой интересный момент - внешняя схожесть Карельской рванки с и , а также с . Иногда этих кукол путают, объединяют всех вместе или считают вообще одной и той же куклой. Мы об этом уже говорили в предыдущих статьях и повторяться не будем. Здесь отметим, что и Карельская рванка при ближайшем рассмотрении имеет с перечисленными куклами очень немного похожего, а вот отличия есть, и они существенны. Прежде всего, это резанные элементы одежды, что автоматически делает невозможным ее использование в роли оберега, поэтому мы считаем Карельскую рванку в чистом виде игровой куклой.

Кукла Карельская рванка - как сделать

В конструкции этой куклы собраны сразу несколько элементов, считающихся основными при изготовлении многих других кукол. Голова Карельской рванки - это узелок из ветоши и квадратного лоскута белого цвета. У многих других узелковых кукол руки делаются из двух противоположных концов головного узелка, но руки у этой куклы изготовлены отдельно в виде маленькой скрутки и вставлены между концами узелка. Грудь куклы из двух маленьких узелков прикладывают примерно на середину расстояния между шеей и талией и закрепляют ниткой.



Кукла Карельская рванка, платок крепят углом.
Кукла Карельская рванка, края платка можно завернут в складки юбки, получается аккуратно.

На кукле обязательно должен быть жилет, это тоже отличие Карельской рванки от других подобных кукол. Прямоугольный лоскут разрезается посередине и одевается так, чтобы закрыть грудь и спину от шеи до талии. Юбка разрезается в крестообразно в центре и крепится на талии выворотным способом. На нее углом накладывается передник и подвязывается поясом. На голове - повойник и косынка.

Да уж, по виду юбка у нее - совсем как у Платочницы, а делается совсем по-другому, - рассматривая куклу, сказала Веселина.

Так и в жизни бывает - вроде снаружи похоже, а внутри - не то. Ну что, кукла готова, найдешь ей место в городе?

У меня как раз есть пустой дом по соседству с платочными куклами, поселю ее там, пусть все дружной компанией и гуляют, - ответила Веселина, и мы распрощались.

На этом у меня сегодня все, если вам стало интересно, то делайте сами таких кукол, обучайте своих детей и знакомьте их с традициями и обычаями славянских народов. Пусть у них будет выбор, какими игрушками играть - тряпичнными куклами или пластиковыми монстрами.

Спасибо за внимание, всем успехов, пока.

Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» — привидение, «манить» — лгать, обманывать).

У Вилены проводятся занятия по этим куклам, фото слева — из приглашения на занятие по Лихоманкам от Вилены.

По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка. »

Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.

В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77.

Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок — девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы.

Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.

Вот эти названия:

1. Трясся (Трясавица) — от глагола «трясти».

2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», — то есть она производит внутренний жар.

3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.

4. Гнетея — она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.

5. Грудица или Грынуша — ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.

6. Глухея или Глохня — налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.

7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».

8. Пухнея — пускает по всему телу отек (опухоль).

9. Желтея, Желтуха — эта желтит человека, «аки цвет в поле».

10. Коркуша, или Корчея — ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.

11. Глядея — не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.

12. Невея (мертвящая), огнеястра — она всех проклятее, и если вселится в человека — он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица, то есть Иродиада, ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя)

Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.

Делали их из щепок обмотанных лоскутками (обязательно) из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному), освобождая дом от негатива.

Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом.

Одевали лихорадок покрасившее, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице.

Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать ее одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить ее, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь.

Они отличаются: зимние на палочках , их делают пальцевого размера (Кумоха средний, остальные безымянный), и живут они кучкой, а весенние лихоманки — тряпочные и в рядок на ниточке вертятся.

МК по зимним Лихоманкам смотрите в следующей статье.

По сути это тринадцать куколок-скруток: двенадцать в ширину ладони высотой и одна вдвое большая — Кумоха.

Для основы используют только «мертвое» дерево – щепки, сучки от полена, давно сломанные с дерева засохшие ветки. Длина палочек – высота будущей куклы.

От белой ткани отрывают длинную полоску такой же ширины, как заматываемая палочка. Далее, палочку заворачивают-закручивают в лоскут, так же как сматывают бинт.

Закрутка может быть заготовкой и для других видов кукол. Традиционно закрутку делают «на колене». На колени вдоль ноги раскладывается полоска ткани, на полоску кладут палочку, катят палочку по ткани ладошкой, наматывая на палочку ткань. Уже смотанную закрутку можно катать ладонью по колену пока она не загладится, уплотнится и не прекратит раскручиваться.

Закрутку перевязывают ниткой в двух местах. Первый раз посередине (как пояс) и другой раз в 2/3 от верхней половины (отделяется голова). Получается заготовка куклы. У этой куклы нитка никогда не наматывается крест-накрест. Ведь крест служит оберегом от злых демонов, а функция куклы-лихорадки отвлекающая и замещающая, она наоборот должна быть для них привлекательна.

Далее одеваем куклу: Повязать платок. Затем, платье — обмотать 2/3 туловища кусочком цветной ткани. Приложить передник. Перевязать-закрепить платье и передник пояском. Лихорадка готова. (Возможен вариант оформления кукол, когда платок одевается последним, уже поверх платья).

Мои лихоманки в процессе изготовления.

Мои Лихоманки — вместе с Кумохой.

Снова мои Лихоманки — вид сзади.

Перед родами женщина изготавливала 13 маленьких кукол для защиты своего ребенка и вешала их у трубы в избе. Если ребенок заболевал, мать «договаривалась» с одной из кукол о помощи в выздоровлении. В случае, если кукла не поможет, женщина обещала выставить ее из дома на улицу.

Помните, правильно сделанная кукла должна уметь стоять без опоры.

Размещают Лихорадок возле трубы или вытяжки. Большая лихорадка при этом располагается посередине. Их можно поставить на полку или, связав красным шнуром, повесить на стену.

Карелы - коренной народ Карелии, живущий на этих землях на протяжении многих столетий.
Жизнь народа была трудной, наполненной тяжелым физическим трудом в суровых климатических условиях. Часто люди нуждались в покровительстве могущественных потусторонних сил и обращались в том числе к помощи специальных кукол, охраняющих человека. Их так и называли - оберег или берегиня. Вера в силу оберега делала человека во много раз сильнее и увереннее. В современной Карелии и сегодня помнят о традиции создания оберегов, о чем я узнала на мастер-классе в карельском городе Кондопога.

Я вам расскажу о наших оберегах, а потом вы сделаете своими руками оберег на память о Карелии, - говорит ведущая мастер-класса Людмила.

Мне совсем не хочется ничего делать. Можно я буду просто фотографировать? Попробуйте, не пойдет - бросите. Ладно. Ведь даже солидного вида Владимир пытается создать свой оберег. Чем я хуже.

Куклы-обереги забавные. Вот Пеленашка - закутанная в одеяльце крошечная "куколка-тельце". Пеленашка, сделанная материнскими руками считается мощным оберегом, защищающим от зла маленьких детей. Пеленашку клали в кроватку еще до рождения ребенка. Она "согревала" колыбель и оставалась там и после появления в семье младенца. Считалось, что Пеленашка защищает некрещенного малыша, сбивая с толку злые силы. Кукла должна принять все напасти, угрожающие младенцу. После крещения Пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой.

Кукла Вепсянка (на первом фото) оберегала замужних женщин и размещалась в северном углу дома. От покровительства Вепсянки в доме ожидали благополучия в семье и здоровья.

Пару кукол - жениха и невесту - называют "Неразлучниками". Такой оберег традиционно делали к свадьбе. У Неразлучников одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и в радости.

Кукол делают из ярких лоскутков и ниток, которые связывают, но не сшивают. Не используют при создании и ножницы - лоскуты рвутся или скручиваются. Иногда такие куклы так и называют - "рванки".

Тряпичные куклы-обереги безлики. Лицо остается белым. Считается, что так кукла остается недоступной для вселения в нее злых сил и безвредной для человека.

Кукол, сшитых из новых лоскутов, делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к праздникам. Для своих детей, куклы делали обычно из старых тканей. Считалось, что ношеная материя хранит родовую силу и передает её ребенку, становясь оберегом. Особенно часто для кукол использовали подолы женской одежды. Эти части костюма, соприкасающиеся с землей, вбирали ее силу и приобретали сакральное значение.

В семьях кукол было много, ими дорожили, их берегли. Считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Сейчас значение оберегов уже не совсем то, но традицию эту в современной Карелии сохраняют, хотя бы посредством рассказа на таких мастер-классах.

А я послушно отложила фотоаппарат и делаю оберег путешественника "Путнику в дорогу".
Две объединенных полоски ткани означают дорогу из дома, дорогу домой и единую дорогу.

Несколько картинок. На случай, если вы тоже пожелаете сделать такой же оберег.

И вот он, мой "Путник в дорогу".

Мастер-класс организован Группой компаний "Карелия-Тур" http://www.ruskarelia.ru

О Карелии:

Все живущие на Земле люди родом из детства. Конечно же, этот период жизни у каждого отдельно взятого человека проходит по-разному, однако у большинства из взрослых в то далекое время были куклы. На рынке игрушек сегодня представлено множество кукол на любой вкус и кошелек, однако найти по-настоящему хорошую и уникальную в своем роде куклу - настоящая проблема. А может быть не стоит надеяться на игрушечную индустрию и попробовать сделать необычную игрушку своими руками?

История народной куклы уходит своими корнями в глубину веков, являясь своеобразной носительницей народных традиций. Еще в начале прошлого века их мастерили умельцы из разных уголков Карелии, однако житель большого и современного города бесконечно далек от крестьянского быта конца XIX века. Действительно, жизнь обычного карельского крестьянина была заполнена не только различными праздниками, но и тяжелым физическим трудом, а христианские традиции переплетались с языческими обрядами. В деревенских праздниках принимала участие большая часть жителей поселения. Во время проведения обрядов местные жители использовали большое количество различных ритуальных предметов, в число которых входили и народные куклы. В понимании древних людей кукла являлась своеобразным посредником между человеком и непознанными силами природы. В зависимости от своего предназначения, существовали не только игровые и обрядовые, но особые куклы-обереги, которые защищали своих хозяев от заговоров.

На сегодняшний день создатели и владельцы народной куклы в большинстве случаев обращают внимание только на внешние особенности игрушки, не придавая никакого значения её предназначению, а вот жители Карелии (да и других регионов России) в древности создавали игрушки не только непосредственно для игры, но и вкладывали в неё определенное «послание».

Секрет народной куклы не так-то просто разгадать. Часть истории её возникновения уже давно канула в лету, однако найти ответы на некоторые вопросы всё-таки можно. Прежде всего, необходимо понимать, что кукла не появляется из ниоткуда, а создается человеком, который невольно вкладывает в неё частичку себя и народа, частью которого он является. Большинство кукол не имели собственного лица, и в этом есть определенный смысл. Согласно верованиям древних жителей Карелии, безликие куклы были неодушевленными, а значит, в них не могли вселиться недобрые силы или злые духи. Такие игрушки дарили молодоженам или детям. Последние практически сразу принимались «за дело», придумывая подарку имя, характер, а иногда и вышивая кукле лицо.

Главной особенностью народных кукол можно смело считать простоту в изготовлении. Для их создания использовались распространенные виды тканей, которые набивались шерстью, льном или ветошью. Незатейливый вид народной куклы придавал ей особую привлекательность и загадочность. Кстати, карельские девочки в свободное время делали довольно сложные игрушки, облаченные в традиционные для района проживания одежды. Благодаря этому куклы в определенном смысле знакомили детей с обычаями и традициями родного края




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»