Связанное с историей и значением праздника. Рудольф Штайнер - Праздники и их Значение - Вознесение и Пятидесятница (6 лекций). Славянский кологод, солярные праздники, их значение, проведение, обряды

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

История возникновения праздника.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставитьрадость близким!

Праздник - не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен культуры - день или дни торжества, установленные в честь или память

кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в

утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник - антитеза

будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией,

ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными

ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках,

выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно

облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения

и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся

найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра

по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими

календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления

природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть.

Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями,

танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема,

если знать историю формирования и развития нации.

Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные

стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности

и ценностные ориентации.

Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная

сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая

преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением

государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными.

Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы

празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки.

Эта система жива и сегодня.

Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная

насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы

карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные,

профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность,

самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или

иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников,

т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но

народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской

культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в

перспективе государственных праздников в народные.


Семейный праздник

Когда же речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую

силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и регламенты и,

независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные - большие

и малые - праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной

семьи невозможно, без них нет и самой семьи.

Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в это понятие

вкладывается, трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи

ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.

Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае - свои традиции, нормы,

способы их ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного события.

Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие,

общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся

рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени,

где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.

За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то

по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках

значительно возросла.

Праздник - своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение

ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение

идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и

объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом

аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник - старейшая и

перспективная форма бытия культуры.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Алекса Дарья Викторовна

студентка 3 курса, кафедра всеобщей истории АлтГПА, г. Барнаул

Щёглова Татьяна Кирилловна

научный руководитель, доктор ист. наук, профессор АлтГПА, г. Барнаул

В настоящее время многие из нас даже не задумываются о значении присутствия в своей жизни праздников, поэтому необходимо было исследовать, каково значении торжеств в судьбах как народа в целом, так и для отдельного человека в прошлом и настоящем времени. Сейчас наиболее острой стала рассматриваемая проблема, так как происходит с одной стороны постепенный отход от старых советских праздников к новым, а с другой стремительный, например, ведение Дня народного единства - 4 ноября или «большие зимние каникулы» после Нового года. На взгляд автора является важным показать влияние праздников на сознание людей, на их жизнь, какое влияние оказывала политическая идеология на торжества и выявление место религиозных праздников в жизни людей и так как мы живет в век глобализации, то какое влияние оказывают зарубежные праздники.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, воспитывали детей… их отличительная черта, была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая удобная одежда, замкнутость досуга.

Будням противопоставлялись праздники - время отдыха, веселья, радости, ощущение полноты жизни. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира, по народным представлениям. Праздники и церемонии конструируют жизнь человека. Они подхватывают его и момент рождения и посвящают в полновесные члены общества. Праздник приподнимает над обыденностью и ставит в точку единение прошлого, настоящего и будущего. Ежегодное празднование события придает ему важность на уровне вечности.

Праздник - это общение по поводу изобилия и веселья, утверждающий победу гармонии над хаосом. Праздник - это всегда порыв в утопию, он уравновешивает и нейтрализует бури и несчастья.

Эпоха Петра Iстала временем рождения в России гражданских праздников. Среди них можно назвать празднество встречи Нового года (в ночь на 1 января), в честь победы русского оружия, морского и сухопутного. Их роль заключается в воспитании у людей чувства патриотизма, любви к императору, в укреплении боевого духа армии, в приобщении к европейской культуре. «Прорубив окно в Европу» в русскую культуру потекли западные традиции. Многие говорили: а не загнал ли великий государь страну в европейский угол? Твердо на этот вопрос ответит нельзя и по сей день. С оной стороны, это несомненно, обратило русскому культуру, внесло в нее новое дыхание, а с другой - со времени России начала терять свою самобытность.

Многие русские праздники оказались не востребованы народом, их вытеснили новые иностранные торжества. Например, день Святого Валентина или День всех Влюбленных, на который принято, дарит валентинки, и признаваться в любви, охотно празднует современная молодежь. Только с 2008 года был установлен аналогичный праздник в России - День Петра и Февронии. Именно она были первыми влюбленными на Руси. О любви крестьянской девушки и князя повествует нам «Повесть о Петре и Февронии». Во время средневековья зазвучала тема всепобеждающей любви как высокого человеческого чувства, преодолевающего социальные преграды и наделенного чудодейственной силой. В XIX веке было много праздников, связанных с православной церкви, на которые влияла политическая идеология. Праздники проводились в честь значительных событий священной истории, особо чтимых святых, чудотворных икон. Церковные праздники, с их пышностью, яркостью, торжественностью богослужения должны были укреплять веру людей в Бога и память о святых угодниках. В тоже время с середины 1880-х годов Рождество и Пасха стали головной болью для полиции. Рождество и святочные дни были временем наиболее активной циркуляции «политических» слухов в крестьянской среде. В июле 1905 года во время крестного хода в Шуе по случаю Ильина дня большевики, по предложению М. Фрунзе, встали среди верующих и разбросали около тысячи листовок. Полиция ничего не могла предпринять, опасаясь оскорбить чувства верующих. Традиционный порядок религиозной жизни учитывался и, по сути, эксплуатировался революционерами пропагандистами. Они использовали народный уклад жизни привычки в своих интересах. Местные власти и церковь были бессильны перед такой тактикой бунтовщиков.

Время обратиться к первым советским праздникам, установленным новой власть в память о знаменательных датах борьбы пролетариата с буржуазией.

На них как и на праздники царского периода влияла идеология, устанавливаемая в государстве.

Первые советские праздники

В 1918 году диктатура победившего пролетариата установила декретом свои государственные праздники. Их первый комплект так отличался от сегодняшнего, что сравнение вселяет даже некоторый оптимизм: первые советские праздники скорее имеют отношение к смерти, чем к жизни.

1 мая – годовщина разогнанного в Чикаго митинга анархистов, требовавших сокращение рабочего дня до 8 часов.

Символы и обряды

Символика и обряды советского праздника складывались постепенно. Сразу после революции начался поиск форма празднования.

Торжественные марши с красными флагами отличались тем, что люди двигались строго вперед, никогда по кругу. Это символизировала дорогу в светлое будущему, к победе коммунизма.

Политические карнавалы, массовые действа, живые конструкции из пионеров, имитирующих производственное движение.

Постепенно, к концу 1920-х гг., стали входить методики и разъяснения о необходимости придания праздникам торжественного и сдержанного характера. Торжественность – признак стабильности.

Искупительная жертва

Великая победа в Отечественной войне до последнего времени казалось неопровержимым единственным успехом в иллюзорном мире социалистического достижения. Поэтому это был великий праздник – 9 мая, единственный способный объединить и примирить народ в патриотическом созидательном порыве.

По разным причинам советскому режиму стоило ее выдумать – сплачивающая роль Победы и ее празднования того бы стоила. Люди живут с сознанием того, что их жизнь выкуплена у смерти жизнями погибших.

Новый год

1 января оставался рабочим днем до 1947 года, когда заменил в качестве выходного День Победы. В период развитого социализма Новый год, взявший на себя функцию Рождества - семейного праздника торжества, - был единственным совсем неидеологизированным советским праздником.

Восьмое марта.

Самый лирический советский праздник сильно преобразился, а начиналось ведь, как праздник очень официальный и скучно-идеологический… Женский день замечателен тем, что это единственный праздник, сопровождаемый ритуальным переодеванием советского человека. Глава семьи надевал фартук и в компании сыновей неумело готовил еду и убирал квартиру.

День конституции

Что касается Дня конституции, введенного в 1936 году, то праздник этот оказался бродячим: то 5 декабря, то 7 октября, то 12 декабря, в конце концов, не стал ничем, кроме дополнительного выходного с небольшой идеологической накачкой.

Православные праздники

Православные праздники сохранили себя и в период советской власти, хотя празднование их не одобрялось властью, церковь еще в 1918 году была отделила от государства. Государство находило иных пути влияние на сознание людей, исключая религию.

Самым главным праздником считалась Пасха. Все церковные праздники делятся на несколько групп в зависимости от значимости для верующего людей.

К великим праздникам относились Рождество, Пасха и Троица. Они назывались Господскими, поскольку связаны с событиями из жизни Иисуса Христа. Кроме них существует Богородичные праздники. Вместе с другими они составляют годовой круг - 12 главных праздников. Такие праздники назывались двунадесятые и отмечались 2-3 дня.

Праздники могли быть подвижными и неподвижными. Многое зависит от дня Пасхи, который каждый год приходился на разное число. Соответственно менялись и дни, на которые попадали праздники. Но большинство являются неподвижными, так как бывают в один и тот же день года.

Малые праздники (полупраздники) устраивались в память святых покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память месточтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. Малыми праздниками считались также кануны больших праздников, например, Сочельники, воскресенье перед Масленицей. Маслеными считались и мужские и женские сборища: никольщины, моргосья.

Праздником в России считалось воскресенье, наступавшее через 6 дней. Он был принят как день отдыха еще древними славянами.

Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось, как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений. В русском быту существовали семейные праздники: именины, семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни родственников.

Общинные праздники длились несколько дней. Многие из них справлялись предпраздником и попразднеством. Предпраздник был необходим для создания у людей определенного психологического настроя на праздник. Попразднеством решало задачу выведения человека из праздничной гульбы в будничную, повседневную жизнь.

В некоторых населенных пунктах отмечали собственные «заветные» праздники. Их день устанавливали «по обещанию», в зависимости от местных преданий. Чаще всего праздник устраивался в честь того святого, с которым связывали предотвращение каких-либо бедствий - эпидемий, засухи, пожара, падежа скота.

Русские люди считали, что любой праздник требует к себе уважение. Оно выражалось в прекращении всех работ, в состоянии полной праздности людей - «День свят - все дела спят», в заботе о внешнем виде деревни и собственного дома, в стремлении людей быть красивыми и нарядными, в желании сделать общение более приятным и радостным. Работа в праздник считалась грехом, неуважением к Богу и святым, а грязная или заваленная снегом деревня, неухоженный дом, плохо одеты люди - неуважением к празднику.

Праздники играли большую социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, живших в одном селе, деревне, городском квартале. Праздник, на который сходилась вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Праздник нес определенное образовательное значение. Общение позволяло узнавать новости, обмениваться впечатлениями, получать знания о далеких странах и народах. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина или ремесленника. Он отвлекал людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей.

Что касается влияния политической идеологии на праздники, то иногда, хорошо спланированный праздничный конвейер внезапно обнажает грозный каркас тоталитарных устремлений, неистовой тяги государства к самосохранению. Государственная машина тяготеет упразднению истории как возможности собственной эволюции.

Чем жестче форма правления в государстве, тем более регламентированы и массовы празднества. У любого народа огромное количество разнообразных праздников. И лишь некоторые из них государство привечает и делает официальными. Государство, сложившееся насильственным путем, праздники себе назначает. Национальный набор нерабочих дней - срез данного общества.

Список литературы:

  1. Евлахова А. «Смутное время: предание и факты»// Власть. -2004 г. - № 4. -162 с.
  2. Иванов Ю. «Эх, загулял…»// Родина. -2005 г. -№ 5. -97 с.
  3. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. – М.: Флинта: Наука, 2000 г. -368 с.
  4. Кураев А. «Что празднуем?»// Труд. -2004 г. -№ 9. -24 с.
  5. Митрохина О. «Скажи мне, что ты празднуешь…»// История. -2002 г. -№ 6.-89 с.
  6. Назаров В. «Злоключение одной российской даты»// Вокруг света. -2005 г. -№ 8 -154 с.
  7. Руднев В. Советские праздники и ритуалы. – Л.: Лен.издат., 1979 г. -189 с.

В наши дни много праздников, и все они имеют свое название. Их множество в каждой стране, для каждой страны есть свои знаменательные даты, которых нет ни в какой другой, но есть и общее между многими англоязычными странами. Чтобы понять народы других стран, недостаточно знания лишь языка, нужно знать культуру и историю этой страны.

Итак, изучение культурных традиций, в частности изучение особенностей празднования различных фестивалей, обычаев, принятых народами стран Великобритании и США в наши дни, можно говорить об актуальности данной темы:

Во-первых, поскольку США многонациональная страна, и на ее территории проживают народы, которые помимо государственных праздников отмечают свои национальные, (к примеру, американцы ирландского происхождения отмечают День святого Патрика, так же, как и в Великобритании) можно говорить об укреплении межнациональных культурных взаимоотношений внутри страны.

Во-вторых, основные государственные праздники этих стран существовали в разные времена, но до сих пор они не потеряли своего значения, поскольку являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Целью данной курсовой работы является на примере общих праздников Великобритании и США показать сходства и различия в культурных традициях и обычаях этих стран. Изучить особенности проведения праздников в данных странах.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

– изучить их роль в культурной жизни страны.

– выявить сходства и различия в культурных традициях относительно общих праздников.

– исследовать особенности проведения общих праздников и фестивалей в каждой из данных двух стран.

праздник культурный фестиваль традиция


1. Роль праздников в культурной жизни страны

Во все времена у разных народов праздник был особым событием, его выделяли среди остальных будних дней и он имел особое значение в жизни семьи, всего общества, страны. На протяжении долгих лет в праздничной культуре сохранилось множество памятных дат, и появилось немало способов отмечать ту или иную дату. Не смотря на то, что все праздники в какой-то мере разнообразны, многие из них имеют между собой нечто общее.

Праздники всегда существовали в культуре разных народов, а ныне существуют в культуре разных стран. Каждый день на нашей планете гремит какой-нибудь праздник. К праздникам готовятся, о них помнят и не забывают. Они создают праздничную атмосферу и собирают людей вместе.

Известный русский учёный И. Снегирёв писал о понятии «праздник» так: «Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». Существует такое понятие, как «воспитательное значение народных праздников».

В работе о творчестве Ф. Рабле М. Бахтин отметил: «Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. В праздник двери дома открыты для гостей в пределе – для всех, для всего мира, в праздник всё изобилие (праздничная еда, одежда, убранство помещения) сохраняются, конечно, и праздничные пожелания всех благ (но почти с полной утратой амбивалентности), праздничные тосты, праздничные игры и ряжение, праздничный весёлый смех, шутки, танцы и т.д. Праздник не поддаётся никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это временный выход в утопический мир. Нельзя оторвать праздник от жизни тела, земли, природы, космоса. В праздник и «солнце играет на небе», как бы «особая праздничная погода»…

Переодевание, ряжение, маскировка являются необходимым элементом любого праздника, т. к. обеспечивают анонимность участия в праздничном действе, помогают снимать социальные и психологические барьеры. В «Словаре античности» слово праздник происходит от латинских «dies festus», «fesia / feria», что означает «день, свободный от работы».

С древнейших времён считалось, что задача праздника – «восстановить нарушенную гармонию между людьми и природой и устранить отчуждение людей от природы и общества». Первый этап любого праздника – счастливое ожидание, подготовка к нему. Затем приходит сам праздник и, «увы» – завершение праздника. Впечатления от праздника долго хранятся в душе человека, являясь для него источником «душевных сил».

Одной из основных причин, по которой мы празднуем какие-либо события, заключается в том, чтобы вспомнить наших предков и черты прошлых времен. Празднуя что-либо мы показываем свое уважение к людям, игравшим роль в историческом процессе страны. Мы обогащаем наши знания, узнаем много нового из истории и культуры страны. Молодежь внимательно слушает рассказы старших о том, что и как праздновали в их времена, ведь традициям свойственно меняться в некоторых случаях. Внося что-то новое в празднование какой-либо памятной даты или заимствуя какую-либо традицию у других народов, мы объединяем людей между собой. Таким образом, другие культуры приобщаются к культуре той страны, в которой живут, не забывая и о своих собственных культурных традициях.

Нация становится более дружной, не смотря на различие в религии. В некоторых случаях происходит обмен культурной информацией, когда в культуру одной страны проникает культура другой страны, заимствуется какой либо праздник и приобретает видоизмененные черты и традиции празднования.

2. Типы праздников, их классификация. Праздники Великобритании и США

«Праздники – это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, например народной или религиозной, принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии. Одним словом – выделять этот день из череды будней, какими-либо действиями, способствующими праздному времяпровождению, отдыху или отданием почестей и повышенному вниманию к какому-либо событию.

Календарь праздников может включать в себя как выходные дни, если праздники соответствуют очередности выходного дня в месяце, на который назначен праздник (обычно это профессиональные праздники), так и рабочие дни, если праздник соответствует определенной дате.

Также в календарь праздников входят религиозные праздники, международные праздники, профессиональные праздники, государственные официальные праздники, праздники неофициальные и личные праздники, касающиеся только конкретного человека, его семьи, или определенного круга лиц, друзей и знакомых. Самое большое количество праздников приходится на международные праздники, популярные и не очень, каждый из которых, в разных странах имеет разный приоритет и соответственно известность».

В Великобритании официально существует всего 38 праздников: 5 из них официальные государственные выходные: Новый год (NewYear’sDay), Католическая (Страстная) Пятница (GoodFriday), День весны в Великобритании, День святых апостолов Петра и Павла, Католическое Рождество (Christmas); 12 из них – фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова, 21 – праздники, отмечаемые на территории страны, но не имеющие официальных выходных. Так же можно отметить религиозные праздники, их всего 7 – это Католическая (Страстная) Пятница (GoodFriday), Католическая Пасха (Easter), День святых апостолов Петра и Павла, Хэллоуин – канун Дня всех святых (Halloween, All Hallows Evening или Beggars Night), День Всех Святых (All Saints" Day), День Гая Фокса (GuyFawkesDay) и Католическое Рождество (Christmas).

В США всего существует 54 праздника: 7 – официальные государственные выходные: Новый год (NewYear’sDay), День Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King Day), День президента (Presidents" Day), День памяти в США, День независимости (Independence Day), День труда (Labor Day) и Национальный день охотничества и рыболовства в США (National Hunting and Fishing Day); 13 – фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова, 34 – праздники, отмечаемые на территории страны, но не имеющие официальных выходных. Так же можно отметить религиозные праздники, их всего 6. Что же до личных праздников, то это естественно дни рождения, годовщины свадеб и многие другие, которые отмечаются в кругу семьи и друзей, либо праздники, касающиеся определенной группы людей. Мы будем рассматривать только основные общие и наиболее популярные праздники данных двух стран. Это:

· Католическая пасха (Easter) – воскресенье после первого полнолуния, после дня весеннего равноденствия.

· День рождения монарха (Queen’sbirthday) – вторая суббота июня.

3. Сходства и различия в культурных традициях США и Великобритании

Объектом изучения моей работы являются культурные традиции и обычаи Великобритании и США. Одна их основных традиций разных государств мира – празднование своего национального праздника. Для США это День независимости (IndependenceDay). А какой национальный праздник в Великобритании? Великобритания – островное государство, и будучи таковым она долгое время оказывала влияние на политическое и социально-экономическое развитие других стран. Благодаря гибкой политике Британии удавалось не допускать военных действий на своей территории и, поэтому, для нее был характерен высокий уровень жизни и благосостояния английского народа. Народ Соединенного Королевства не нуждался в национальном самоутверждении и, им не было нужды каждый год напоминать о том, что они британцы. Правда, во время существования Британской империи отмечался День империи, но просуществовал он относительно недолго и выходным был лишь для учителей и школьников. Позже его заменил День Содружества (Commonwealth Day), который с 1996 года отмечается как День рождения монарха (Queen’sbirthday). Национальный праздник необходим не только для укрепления и самоутверждения нации, но и для официальных целей. Так, например, в этот день за границей послами принято устраивать приемы в честь дня своей страны, они представляют свою родину, выступая по телевидению и т.д.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Требования к организации и проведению

Праздников и развлечений в детском саду»

составила Букаткина Л.М.

Значение праздников и развлечений.

Требования к их организации и проведению


Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.). Но, конечно, нужны и новые номера.

Виды праздников и их содержание

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические: День России, День защитника Отечества, День Победы.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.

Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.

В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.

Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Центр новогоднего празднества - сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.
Елка стоит еще несколько дней в зале. По просьбе детей обычно повторяются фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.

Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега зверюшек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.

Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.

Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами во славу нашей Родины.

Главная цель такого праздника - показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.

Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику. Проведение праздника

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения . Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

Виды и содержание вечеров развлечений

В детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:
1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.

2. Вечера, подготовленные силами детей.

3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.

Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.

На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.

Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4-5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5-6.

Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы - дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», « Корней Чуковский » и др.

В подготовительной группе решили провести вечер «Мы - строители». Дети с воспитателем побывали на стройке дома, наблюдая за ходом строительства, познакомились с рабочими разных профессий. Им прочитали несколько рассказов о строителях, они разучивали соответствующие стихи, песни, отражали узнанное в рисунках, играх. Родители сделали для них мастерки, молоточки и т. п. Помогли оформить помещение группы.

На свой вечер дети пригласили строителей. На нем были исполнены песни «Мастерок» (К. Листова), «Мы работаем» (В.Витлина), «Непослушный молоток» (Ю. Чичкова), инсценировка стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Сюрпризом для дошкольников были загадки, которые загадывали гости.

На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.

Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.

В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.

Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.

Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

Литература:

"Дошкольная педагогика" . Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г. OCR Detskiysad.Ru

Консультации для воспитателей

Интегрированный подход к подготовке и проведению праздников и развлечений в детском саду.

Первые ученики Господа были евреями, основной их книгой стал Ветхий Завет. Следуя ветхозаветным традициям, христиане и установили со временем собственные праздничные дни. Поскольку в основу христианской веры были положены жизнь, служение, страдания, смерть и воскресение Господа, то и праздники должны были быть связаны с этапами жизни и смерти Господа. Поэтому самый торжественный день в неделе является днем поклонения, связанным с Воскресением.

Христиане, обращенные из других религий и язычества и поначалу составлявшие большинство, продолжали праздновать принятые в их традиции и культуре праздники, к которым привыкли; так же поступали и святые апостолы (Деяния Апостолов. 20:16; 2:1). Поэтому самые древние христианские праздники являются продолжением (но с новой идеей) самых больших и почитаемых иудейских праздников. Это Воскресение, Пасха и Пятидесятница, заменяющие соответствующие древние праздники.

Полного единодушия в почитании определенных знаменательных дат и соблюдении выходных в христианском мире нет и поныне. В разные числа и по-разному празднуются они протестантами, католиками и православными, не говоря уже о лютеранах, адвентистах, свидетелях Иеговы ит. д. Праздники христианской церкви - это не только напоминание или обыгрывание определенного события, но и его полное проживание христианином. Поэтому праздники в христианской религии имеют благодатный характер, являются действенным средством для освящения тех, кто их празднует. В протестантизме, например, праздники имеют воспитательный и напоминающий характер. В такие дни верующие собираются для молитв в церкви, где проводят время в поклонении Богу и проповедях Евангелия.

Один из реформаторов христианства, Кальвин, предлагал пересмотреть отношение к праздникам. Он писал: «Свидетельствую, что эти дни мы приняли от евреев очень альтернативно, потому что мы очень отличаемся от них, ибо они означали бы духовные тайны, но мы их принимаем как необходимые средства в церкви, для защиты хорошего обычая». При этом Кальвин ссылается на слова апостола Павла (Кол. 3:16, Гал. 4:10-11 и Рим. 14:5). Комментируя эти тексты, Кальвин утверждает: «В вышеупомянутых текстах не имеется в виду хорошее отношение между церковью и миром, но что эти дни приняты как символы духовных вещей, но они не должны затмевать славу Христа и свет Евангелия». Ибо апостол Павел говорит: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14:6). Значит, в концепции Павла все дни равны, и верующий может выбрать для празднования любой день или ни один не праздновать, если для его веры не нужна поддержка в виде праздника. Однако даже самые суровые кальвинисты признавали необходимость выходных дней.

Праздники используются христианами не толь-ко для отдыха, но и для размышлений, совершен-ствования своих морально-этических качеств. Считается, что христиане возносят хвалу Христу, и Он живет в их сердцах. Но пагубны праздники, если верующий думает о них как о договоре меж-ду человеком и Богом и считает, что в эти дни якобы приобретается особое благословение, вне зависимости от моральных и деловых качеств. Ис-тинно, что каждый праздник приносит нам воз-можность обернуться к лучшему в нас, и эта по-зитивная роль христианства не может не быть признанной. Праздники вредны, когда исполня-ются только определенные церемонии, царят безделье, обжорство и пьянство. Это не отдых, это уничтожение здоровья.

В протестантизме не существует времени или дней, более или менее освященных праздником: перед Богом все дни святые. В баптистской церк-ви, помимо воскресений, отмечаются и другие праздники, связанные с историей. Всенародных праздников, посвященных святым, мы не имеем.

Но не дни являются святыми, а наше настроение и отношение к таким датам. Многие верующие полагают, что праздник зависит от самого человека и от его настроя на позитивные эмоции.

Боги не установили посредством закона праздники и выходные, не ввели какие-либо наказания для тех, кто их не соблюдает. Цель введения выходных состоит в физической и психологической необходимости в отдыхе и покое.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»