Развивающие ящики для детей. Сенсорные коробочки для малышей. Идеи и варианты. Откуда появились сенсорные коробки

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Часто мамы признаются: «я не знаю, во что играть с ребенком», «у меня мало времени на подготовку игр», «ребенок еще маленький для игр», «он играет не по правилам/неправильно», «у меня нет столько денег, чтобы каждый день покупать новые игрушки», «я переживаю, что мало/плохо занимаюсь с ребенком», «у меня не хватает фантазии для игр», «ребенку не интересны игры», «его игрушки не развивают»… Если такие мысли появляются и у вас, то сенсорные коробки - то, что вам нужно!

Зачем нужны сенсорные коробки

Сенсорная коробка - емкость, в которую насыпаны и положены материалы и предметы разных размеров и фактур, чтобы ребенок мог играть с ними, изучая многообразие форм, материалов и явлений окружающего мира. Придумавшая их педагог Мария Монтессори утверждала: дети в возрасте от 3 месяцев до 3 лет главным образом развиваются через сенсорное восприятие, то есть рассматривая и ощупывая мир вокруг. Так почему бы вам не дать вашему ребенку максимум информации о многообразии этого мира, «погрузив» этот мир в сенсорные коробки, которые помогут раскрыть любую тему.

Достоинства сенсорных коробок

Развивают мелкую моторику, влияют на развитие речи, тренируют усидчивость, сосредоточенность и внимание, расслабляют и помогают отвлечься (как ребенку, так и маме, кстати);
подходят детям от 6 месяцев до 3 лет и даже старше (для малышей наполнение просто будет состоять из более простых крупных и безопасных деталей);
совмещают в себе развитие и игру (например, перевозя песок в грузовичке, ребенок играет, одновременно развивая в себе аккуратность и т.д.);
не требуют больших финансовых затрат (зачастую ткани, крупы и разные любопытные мелочи есть у мам на кухне, в швейной шкатулке или даже туалетном столике, и остается только подобрать коробку);
создаются быстро и легко (подготовка сенсорной коробки с кусочками разных тканей или маленькими предметами одного цвета занимает не больше 5-10 минут);
вызывает интерес и занимает ребенка надолго (дети любят перебирать содержимое коробки, особенно если они не видели материалы до этого);
не имеют четких правил (вы можете дать ребенку возможность играть с содержимым по своему усмотрению: пересыпать, перекладывать, трогать, прятать детали содержимого коробки друг в друге, не опасаясь, что ребенок «играет не по правилам и все ломает»);
дают маме простор для творчества (каждая мама может стать творцом: сделать коробку на свой вкус и проявить свои таланты: что-то сшить для коробки, смастерить из бумаги или просто красиво выложить. В сенсорных коробках даже можно создать целый мир - город, зоопарк, вулкан или крепость);
помогают обучить любой теме (коробки бывают тематическими, в них можно объединить предметы одной направленности - «осень», «крупы», «цвета», «цифры», «животные» - и изучать в игровой форме);
подходят именно вашему ребенку (каждая мама может создать коробку, исходя из интересов малыша на данном этапе развития);
подходят для групповой игры (играйте с друзьями ребенка или всей семьей, вместе раскладывая, перебирая и изучая содержимое коробки);
легко хранятся (если взять коробку с крышкой, то беспорядка не вызовут даже мелкие сыпучие материалы).

Создаем сенсорную коробку

6?9 месяцев

Берем небольшие лоскутки ткани (бархат, ситец, шерсть,мех, поролон и т.д.), крупные элементы с новыми ощущениями (щетку, резиновый мячик с пупырышками, деревянный кубик), звуковые элементы (колокольчик, пищалка, погремушка, музыкальная игрушка)… Помещаем компоненты в коробку с небольшими бортами, на поднос или широкую пластиковую тарелку. Сочетаем по темам («ткани», «звуки», «формы», «цвета») или кладем все понемногу.

9 месяцев - 1 год 3 месяца

Берем один вид мелкого наполнителя (горох, фасоль, макароны) и небольшие элементы (игрушки/фигурки, маленькие кубики), кладем ложку или лопатку. Малышу будет интересно доставать заинтересовавшие его игрушки из крупы пальчиками, а к году лопаткой или ложкой.

1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев

Берем новые виды сыпучих основ для коробки (рис, песок, манка, гидрогель, вода), добавляем игрушки на определенную тему (животные, морские жители, фрукты/овощи), расширяем круг «инструментов» (сито, ложки разных размеров).

1 год 6 месяцев - 3 года

Этот возраст - апогей использования и создания сенсорных коробок! Используем любые виды сыпучих наполнителей (крупы, вода, лёд, пена для бритья, кинетический или космический песок, глина, гидрогель, ракушки, природные материалы (шишки, желуди, каштаны, камушки, веточки, листья и т.д.), добавляем элементы больших тем («животные: зоопарк, ферма», «времена года», «цвета и формы», «буквы и цифры», «фрукты-овощи-ягоды») и окружение (деревянная изгородь, домик, машинки), размещаем компоненты для сортировки одинаковых предметов (чашечки, коробочки, баночки, карточки), не забываем про лопатку и щипцы.

Принципы создания и игр с сенсорными коробками

Подбирать содержимое по возрасту и следить за ребенком во время игры (не давать мелких деталей совсем крохам, не класть очень острые и опасные предметы);
показывать, что именно нужно делать с содержимым;
менять содержимое коробки не реже 1 раза в 2 недели;
предлагать: показать или найти какой-то предмет, достать ложкой или щипцами, сортировать по определенному признаку, раскопать и закопать предметы, погрузить и выгрузить (для игр с мини-транспортом), слепить, построить или создать (например, пирожные или домики из песка, теста), использовать лопатки, ложки, грабельки, палочки, щипцы;
давать ребенку свободу в игре (пусть соединяет, ковыряет, разрушает, высыпает, раскручивает и разбирает или просто трогает и рассматривает);
напоминать: содержимое коробки остается в коробке во время игры.

Валерия Хасанова
Сенсорные коробки делаем сами

Известный педагог Мария Монтессори установила, что возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития ребенка . В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства : ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается.

Задача родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что очень важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.

Сенсорной коробкой может быть как картонная коробка (например, из под, так и тазик, миска, пластиковый контейнер, кастрюля. В эту емкость помещаются различные сыпучие или жидкие наполнители, небольшие предметы, игрушки и инструменты для первых опытов. От родителей требуется регулярно менять наполнение коробки , чтобы содержимое не наскучило малышу, а также показать ребенку, что можно делать с теми или иными предметами. Поначалу малышу будет интересно просто доставать предметы пальчиками, складывать и перекладывать их, затем можно подключать к играм совок, сито, учиться сортировать предметы по баночкам, ориентируясь на цвет или форму, использовать сюжетную игру.

Что хорошо подходит в качестве основного наполнителя сенсорной коробки ?

Крупы (пшено, гречка, овсянка, рис (обычный или покрашенный, кускус, манка, бобовые (чечевица, фасоль, горох, орехи, семечки, макароны, природные материалы (шишки, желуди, трава, солома, листья, мелкие камушки, песок, снег, ватные шарики, кусочки поролона, пряжа, обрезки ткани, пуговицы, грунт для аквариума, вода, гидрогель (аквагрунт) .

Кроме того понадобятся небольшие игрушки и предметы быта, с которыми будет интересно играть в коробке . Например, фигурки животных, буквы, цифры, кубики, колечки, шарики, камушки, пуговицы, гаечки, стаканчики, мисочки и т. п. Старайтесь не использовать слишком много элементов, так ребенку будет тяжелее сосредоточиться, да и свободное место в коробке тоже необходимо . Обязательно нужны первые инструменты : совок, ложечки, поварешка, ситечко, грабли и др.

Публикации по теме:

Аппликация из яичной скорлупы «Делаем сами - своими руками» Один из интересных и увлекательных способов создания аппликаций – это яичная.

Как изготовить пособие? Для мешочков потребуется несколько лоскутов ткани разных цветов и фактур, а так же маленькие прозрачные пакетики.

Бумага и картон– это те материалы, без которых сложно представить нашу повседневную жизнь, чаще всего после использования газет, журналов,.

В нашей гимназии много лет для начальной школы существует кружок «Дымковская игрушка».Почти в каждом классе есть уголок дымковской игрушки,.

Конспект ООД «Всё делаем сами - своими руками» в средней группе Программные задачи: Продолжать учить детей употреблять существительные с обобщающим значением (игрушки, музыкальные инструменты, предметы.

Кукольный домик мечта всех девочек. Представляю вашему вниманию как можно сделать кукольный домик своими руками. 1. Подбираем коробку,.

Добрый вечер всем кто заглянул на мою строничку, хочу показать вам мою работу, которую я сделала к новогоднему утреннику в нашем детском.

Сенсорная коробка - это емкость с любым наполнителем, который только позволит ваша фантазия. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт - он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть, и все это не потребует больших материальных затрат.

Сделать сенсорную коробку легко

Для многих тематических игр хорошим игровым полем послужит сенсорная коробка. Это прекрасная своей универсальностью вещь, с которой можно играть во что угодно и которая одновременно подходит детям разных возрастов.

Основой может стать:

Таз для белья
большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи
картонные коробки
большая кастрюля или миска
таз для варенья
деревянный ящик
маленький надувной бассейн

Удобно, если у сенсорной коробки будет своя крышка. Тогда вы сможете после игры легко закрыть ее, задвинуть, например, под кровать и быть уверенными, что там не скопится пыль и ничего не рассыплется. Главная составляющая сенсорной коробки - это тактильный материал.

Чем наполнить коробку:

Разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка, овсянка
мука, какао, молотый кофе, крахмал
крупная соль, всевозможные макароны
фасоль, горох
зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой
галька
аквагрунт
природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох
нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки

Какие «инструменты» можно использовать в сенсорных коробках:

Лопатки, ложки, совки, половник, шумовку
пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц
форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья
щипцы, пинцет
игрушечные грабли, лейку, детские садовые перчатки
игрушки: маленькие фигурки, животные, машинки, игрушечную еду, посуду

Главное - не давайте ребенку все сразу, потому что очень легко растеряться от обилия деталей в игре.

Для какого возраста подходят сенсорные коробки

Сенсорные коробки можно делать на разный возраст: для малышей подойдут крупные неопасные предметы, для детей постарше можно устраивать тематические игры.

Если у вас в семье есть ребенок, которому около года, попробуйте сделать не одну большую, а несколько маленьких сенсорных коробок и расставить их в разных частях комнаты, особенно там, куда ребенок любит заползать.

Когда малыш найдет какую-нибудь из них, он сможет с удовольствием все изучить, потрогать, пошуршать и насладиться новыми тактильными ощущениями, а заодно он потренируется брать пальцами разные предметы. Предметы в каждую коробочку можно собрать по какому-либо принципу: цвету, фактуре (например, все из ткани или из дерева) или форме (коробочку с мячиками).

Можно собрать разные звенящие предметы (не забудьте про крышки от кастрюль), а можно положить несколько разных ложек. Главное - подбирать для коробочек только то, что малыш не сможет проглотить и чем он не сможет себя поранить.

Для детей постарше замечательно будет соединить тематические игры с сенсорными опытом. Со снегом, ледяными кубиками, ледяными «айсбергами» (замороженными в баночках из-под сметаны) можно поиграть в Северный или Южный полюс, Новый год, фабрику мороженого. С фасолью разных цветов, травой - в ферму или зоопарк. Гальку, черную фасоль, черные макароны (покрашенные пищевыми красителями), какао, молотый кофе можно использовать для игры в огород, в раскопки окаменелостей.

Песок, манка, аквагрунт, вода подойдут для игры с морскими животными. Рис или макароны, покрашенные в зеленый цвет, будут отличной ареной для игры с животными и насекомыми. Камни, песок, сахар-рафинад и крупные макароны пригодятся для игры в стройку. Можно сделать сезонные коробки: например, солома, желтые и красные листья, желуди, каштаны отлично передадут настроение осени. А яркие цветы, камни, трава и зеленые листья подходят для весенней и летней коробки.

Когда коробка готова

Не надо сразу оставлять ребенка наедине с игрой, даже если вам кажется, что вы уже и так приложили массу усилий для того, чтобы создать достойную игровую ситуацию.

Просто покажите ему, во что и как можно поиграть, обсудите разные тактильные ощущения, ведь часто так мало нужно, чтобы по-настоящему заинтересовать ребенка.
А потом обязательно дайте ему время на свободную самостоятельную игру.

Фото с сайта .

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ №10 «Звездочка» Методическая разработка Тема: «Сенсорные коробочки в ДОУ. Зачем, как, с чем и почему? Воспитатель: Тимошкина Татьяна Григорьевна

Сенсорная коробочка (sensory tub) - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри. Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию и творческие способности.

Цель: 1. Развивать сенсорное восприятие окружающего мира. 2. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений. Задачи: 1. Развитие детей: развитие сенсорных анализаторов; развитие мелкой моторики; развитие мышления; развитие творческих способностей и креативности ребенка. 2. Обеспечение детей дошкольного возраста познавательной средой: ознакомление с цветовой палитрой; с флорой и фауной; с другой различной необходимой тематикой (транспорт, огород, деревня, дом и прочее). 3. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься: воспитывать детскую самостоятельность и инициативу; прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей.

Из чего сделать сенсорную коробочку? Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное чтобы она была удобной, безопасной и вместительной. Это может быть: картонная или деревянная коробка, пластиковый контейнер, миска, надувной бассейн, таз, поднос с бортиками.

Чем наполнить коробочку? Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка. Бобовые: фасоль, горох, чечевица. Макароны, мука, сахар, соль, крахмал. Кофе молотый и в зернах, чай. Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья. Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло. Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин. Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы. Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.

Предметы, с которыми можно играть мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры, лопатки, ложки, грабли, мисочки, чашки, щипцы, груша для воды, сито, воронка и др.

Техника безопасности при занятии с сенсорными коробками 1. Занятие (игра) проводится группами по 2-3 ребенка, или индивидуально. 2. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине. 3. Наполнение коробки зависит от возраста детей. При работе с детьми до 3 лет не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. 4. Перед создание сенсорных коробок убедитесь, что у ребенка нет аллергии на какой-либо компонент.

Для какого возраста подходят сенсорные коробки Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах. Для детей 1,5-2 используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям. Цель – дать ребенку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом. Детям 2-3 в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Цель игры – развивать координацию движений и мелкую моторику. Попутно ребенок обучается различать предметы по размерам, цветам, свойствам. Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке. Ребенок сам с удовольствием будет наполнять коробку наполнителями, какими больше нравятся. Для детей 5-7 лет сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для фантазий, логических и познавательных игр.

Сенсорные коробочки можно использовать при изучении различных тем. Например: цвет, форма и сортировка переметов

Сезонные коробочки

сенсорная коробка «Сад-огород»

сенсорная коробочка «Стройка»

Сенсорная коробочка «Лес»

Сенсорная коробочка «Космос»

Сенсорная коробочка «Море»

Сенсорная коробочка «Север»

Сенсорная коробочка «Летняя полянка»

Занятия с детьми раннего возраста Игра «Прячем ручки» - снятие психоэмоционального напряжения. Закрепление понятий: глубоко, спрятаться, пошевелить, колется, закопать, найти. «Пальчиковый бассейн» - это позволяет детям познакомиться с крупой.

Игра «Пересыпаем крупу» - обратить внимание, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

«Угадай, что это?» - предложите ребенку опускать руки поочередно в сенсорные коробочки с различной крупой. Обязательно называйте крупу и сравнивайте ощущения. Через какое-то время предложите ему определять их наугад с закрытыми глазами.

«Через сито» - игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества.

Изучаем тактильные свойства предметов. Закрепляем понятия: колючий, пушистый и т. д.

1-ая младшая группа «Сортируем крупу» - развитие мелкой моторики.

«Сортируем предметы» - развивать умение отличать предметы, находить у них то общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить.

Игра «Угадай что это?» - учить детей ощупывать предметы, определять их вес. Игра «Найди на ощупь» - развивать тактильную восприимчивость рук.

«Круглое и квадратное» - учить ощупывать предметы «Найди определенную фигуру» - развивать внимательность, учить находить предметы заданной формы.

«Исследование тактильных свойств предметов» - развивать мелкую моторику, осязание.

Сенсорные коробочки – это интересно, п олезно и увлекательно!

Спасибо за внимание!




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»