Период грудного возраста грудной возраст. Период младенчества (грудного возраста). Теоретическое занятие Грудной период длится

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденноти (условно до 4 нед. после рождения) и период грудного возраста, или младший ясельный (от 4 нед. до 1 года). В это время происходит наиболее интенсивный рост и развитие организма ребенка, от чего во многом зависит дальнейшее умственное и физическое развитие ребенка. В этом возрасте организм ребенка еще недостаточно развит, органы его несовершенны, он очень восприимчив к различным заболеваниям и поэтому нуждается в особенно тщательном правильном уходе.

^ ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК ПЕРИОДА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Период грудной возраст длится от 29-го дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери с ребенком. Мать кормит своего ребенка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень, интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. В этот период вместе с тем возникает и целый ряд проблем по обеспечению оптимального развития и предупреждению заболеваний ребенка.

Это, прежде всего, проблема рационального вскармливания , так как кормление ребенка старше 5 месяцев только женским молоком не удовлетворяет потребности ребенка. Поэтому ему необходимо своевременно вводить корригирующие продукты или компоненты.

Грудной ребенок после 2 - 3 месяцев теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственных систем иммунитета происходит сравнительно медленно, и в результате этого заболеваемость детей грудного возраста оказывается довольно высокой.

На фоне анатомо-физиологических особенностей органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др.) у грудных детей часто наблюдаются поражения органов дыхательной системы, течение которых отличается особой тяжестью.

Для предупреждения заболеваемости разностороннее использование средств и методов закаливания . Сюда относятся массаж, гимнастика и водные процедуры, проводимые по специально разработанным схемам.

На период грудного возраста приходится интенсивная профилактическая вакцинация , направленная на формирование невосприимчивости к различным заболеваниям.

Скорость роста, увеличение массы тела, созревание различных органов и систем на каждом возрастном этапе, в основном запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут по определенному плану, в котором под воздействием неблагоприятных факторов (факторы внешней среды, т. е. условия питания, воспитания, заболевания, социальные и др.) возможны не только нарушения последовательности развития ребенка, но и подчас необратимые изменения. И потому знание особенностей роста и развития ребенка грудного возраста имеет важное значение для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и т.д.

^ Физическое развитие детей грудного возраста

Наиболее наглядно и просто можно оценивать развитие ребенка по различным антропометрическим показателям.

Физическое развитие - это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства, а у детей первого года жизни - формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность или запас физических сил.

ДЛИНА ТЕЛА (РОСТ). После рождения интенсивность происходит постепенное замедление роста, лишь временами сменяющееся кратковременным ускорением, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голёнь быстрее бедра и т.д., что сказывается на пропорциях тела. В постнатальном периоде нарастает половая специфичность темпа роста, когда мальчики растут быстрее девочек. Вместе с тем скорость созревания девочек выше.

Длина тела имеет особо важное значение, так как отражает сложные процессы, происходящие в организме, в какой-то мере уровень зрелости организма. И чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост.

МАССА ТЕЛА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин - как эндо-, так и экзогенного характера.

Скорость ее нарастания массы на первом году тем выше (кроме первого месяца жизни), чем меньше возраст. Для ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни можно использовать ряд формул.

^ 1. Формула Мазурина и Воронцова.

Для первого полугодия масса тела может быть определена как сумма: масса тела прирождений + 800 х n , где n - число месяцев в течение первого полугодия, а 800 г - средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия.

Для второго полугодия жизни масса тела равна: масса тела при рождении + прибавки массы тела за первое полугодие (800 х 6) + 400 х (n-6), где п - возраст в месяцах, а 400 г - средняя ежемесячная прибавка массы тела за второе полугодие.

2. Масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г.

Более точная оценка нарастания массы тела у детей первого года жизни производится в центильном выражении.

ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ. Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; кроме того, нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34 - 36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы для детей до 1 года можно оценить по следующим формулам: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий - прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ. Окружность груди является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно изменяясь при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32 - 34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 мес эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

Для ориентировочной оценки скорости развития грудной для детей до 1 года клетки можно использовать расчет по следующей формуле: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА. Изменения длины тела с возрастом характеризуются разной степенью удлинения различных сегментов тела.

Ориентировочные представления о гармоничности телосложения и состоянии питания ребенка можно получить, используя также индексы Эрисмана и Чулицкой.

^ Индекс Эрисмана - разность между окружностью груди и половиной длины тела (роста). Чаще используется в контроле физического развития школьников.

Индекс упитанности (Чулицкой ) представляет собой следующее соотношение: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела. У хорошо упитанных детей первого года жизни величина этого индекса составляет 20 - 25. Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка.

^ Нервно-психическое развитие детей грудного возраста

Нервная система с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой - при ее посредстве устанавливается связь организма в целом с окружающей средой. Интенсивность развитие нервной системы в период младенчества способствует тому, что ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни

^ Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам (утраивается к 3 годам) и к году составляет 1/11-1/12 от массы тела, масса спинного мозга удваивается- к 10 месяцам (утраивается к 3-5 годам).

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (стойкие пожизненные автоматизмы, транзиторные рудиментарные рефлексы, автоматизмы, только появляющиеся). Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них - к 4-6 месяцам).

В связи с развитием мозжечка развиваются моторные функций, а значит, совершенствуется координация движений.

^ Условные рефлексы формируются с трудом, в первое время основным таким рефлексом является пищевая доминанта (плачущий ребенок в положении при кормлении грудью успокаивается). Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается с конца 2-го - начала 3-го месяца жизни. По мере роста и развития появляется множество условных рефлексов, что проявляется в различных эмоциях детей при общении с ними. Следует отметить, что характерным свойством условных связей, образующихся у детей, является их прочность и скорость образования. К 6 месяцам уже возможно образование условных рефлексов со всех воспринимающих органов (глаза, уши, нос, кожа).

Эмоции новорожденного исключительно отрицательны по своему характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Примерно с 6 недель формируется начало улыбки, с 9 до 12 недель к улыбке присоединяется смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостным повизгиванием. Приближение незнакомого человека к ребенку

4-5 мес вызывает сначала прекращение движений и гуления, широкое открытие глаз, часто открывание рта (ориентировочная реакция)

В возрасте около 5 мес ребенок узнает мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная познавательная деятельность ребенка, он непрерывно манипулирует с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь, т.е. понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми.

После 9 мес эмоциональная жизнь ребенка существенно обогащается, усиливается и проявление эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на разных людей очень дифференцированы. Возникает робость и стеснительность.

^ Сенсорная речь после 9 месяцев обогащается настолько, что может использоваться для организации действий ребенка. Он может понимать запрет и другие простые инструкции. Формируется и настоящая, т.е. моторная речь .
^ Основные критерии (линии) развития.

Аз - анализатор зрительный.

Ас - анализатор слуховой.

Э - эмоции.

До - движения общие.

Др - движения руки.

Ра - речь активная.

Н - навыки.

Рп - речевые понимания,

Ср - сенсорика.

И - игра и действия с предметом.

Д - движения.

НПР - нервно-психическое развитие.
^ Формулы НПР детей 1-го года жизни.

мес. - Аз Ас До Э Ра.

мес. - Ас Аз До Э Ра.

мес. - Аз До Э Др.

мес. - Аз Ас Э До Др Ра Н.

мес. - Аз Ас Др Ра Н Э До.

мес. - Ас Др До Ра Н.

мес. - Др До Рп Ра Н.

мес. - Э Др До Р Рп Ра Н.

мес. - Э Ас Др До Рп Ра Н.

мес.- Э Др До Рп Ра Н.

11мес - Э Др До Рп Ра Н.

12 мес - Э Аз Др До Рп Ра Н.


^ Особенности вскармливания детей грудного возраста

Учитывая главную особенность детского организма - постоянный рост и развитие, - питание для него приобретает первостепенное значение.

«Правильное питание является существенным моментом в жизни ребенка и вместе с тем одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей» (А.Ф. Тур).
Если учесть недостаточную секреторную способность пищеварительных желез, незавершенность их развития, станет ясным, что самой целесообразной и естественной пищей детей первого года жизни является молоко, причем наиболее физиологическим продуктом является женское молоко, так как с рождения имеется соответствие ферментативных систем ребенка и пищевых ингредиентов молока матери.
^ Массаж и гимнастика

С возрастом малыш становится все более сильным и умелым. В 10-11 месяцев ребенок пытается ходить при поддержке за одну руку, затем делает первые шаги самостоятельно. Чтобы ребенок нормально развивался, ему нужно предоставить свободу передвижений, всячески поощрять желание ребенка ползать, преодолевать препятствия, познавать мир. Даже если он иногда будет падать, то это будет способствовать его развитию. В этом возрасте потребность организма в движениях гораздо больше, чем у взрослого человека. Желательно приобрести для ребенка специальный детский спортивный комплекс, а если нет такой вВоздушные ванны . При их приеме надо учитывать следующее: температура воздуха в детской должна быть для детей от 3-12 месяцев должна быть 20°С. Зимой 4-5 раз в день по 10-15 минут, а летом практически постоянно держите форточки открытыми. Проветривать можно и в присутствии детей: температура воздуха снижается на 1-2°С и это является закаливающим фактором. Только ни в коем случае не устраивайте при ребенке сквозняк!

Обливание. Чтобы ребенок полюбил обливания, сделайте их максимально комфортными для крохи. В возрасте от 9 месяцев уже делают общее обливание. Малыш может сидеть или стоять, шланг душа нужно держать близко от его тела (на расстоянии 25-30 см), а струя воды должна быть не очень сильной, чтобы не пугать кроху. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания растирают до легкого покраснения. Вначале температура воды должна быть 35-37°С, затем каждые 5 дней ее снижают на ГС, доведя до 28°С.

Обтирание. Очень полезно влажное обтирание махровой рукавичкой. Смочите ее водой (t=33-36°С) и обтирайте ручки любимого чада от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 минут. Все эти манипуляции сопровождайте улыбками и стишками-прибаутками. Создайте ощущение игры и комфорта, тогда малыш быстро привыкнет, и будет рад ежедневным обтираниям и водным процедурам. Один раз в 5 дней понижайте температуру воды на один градус, доведя, в итоге до 28°С. В конце процедуры каждую часть тела крохи необходимо вытереть насухо так, чтобы кожица слегка покраснела. Влажные обтирания проводятся в жаркую погоду, когда малыши легко потеют Их полезно делать и утром, и днем после прогулки. Обтирания могут быть полными (все тело) и частичными, но в любом случае проследите, чтобы в комнате не было сквозняков.

Во время всех закаливающих процедур следите за реакцией ребенка. Никакого насилия! Во благо идет лишь то, что малышке приятно.

Игрушки. К подбору игрушек нужно отнестись с большим вниманием. Они должны быть различны по форме, по цвету и фактуре, звучащие из разного материала - куклы, птички, зайчики, рыбки и др. Ребенок должен в полной мере познавать окружающий мир.

Для этого рекомендуется предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Малыш с большим интересом относится ко всему, что его окружает, он находится в постоянном движении, трогает и ощупывает разные предметы, бывает, что он иногда ломает и портит их. Все, что малыш делает руками, - собирает или разбрасывает игрушки, рвет бумагу и т.п. - способствует развитию его интеллекта и творческих способностей.

Для развития действия с предметами следует давать детям мячи и игрушки для катания, всевозможные легкооткрывающиеся коробочки, игрушечные кастрюльки для закрывания и открывания, пятистенные полые кубики, складные матрешки, яички для вкладывания и выкладывания (не более чем из 2 - 3 предметов), небольшие пирамидки (из 2 - 3 толстых колец). Полезно использовать для той же цели пластмассовые и металлические мисочки, корзиночки, небольшие бидончики и т.д. Ребенок сможет вкладывать в них шарики и небольшие игрушки.

Лекция №5

«Вскармливание, его виды. Методы расчета питания. Основы рационального питания»

План лекции

9.
Потребность грудных детей в основных пищевых ингредиентах. Определение вида вскармливания.

10.
Питание кормящей матери

11.
Естественное вскармливание. Состав и биологические функции грудного молока.

12.
Правила и режим кормления грудью.

13.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны матери

14.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка.

15.
Режим свободного вскармливания

16.
Признаки лактазной недостаточности

17.
Гипогалактия и её профилактика

18.
Смешанное вскармливание

19.
Искусственное вскармливание

20.
Методы расчета

21.
Организация прикорма и основные правила введения прикорма. Сроки веления прикорма.

22.
Схема введения прикорма.

Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребёнка, мать кормит грудью своего ребёнка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.

Особенностями периода грудного возраста можно считать :

1. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идёт очень интенсивный рост – длина тела увеличивается на 50% (с 50-52 см до 75-77 см), масса тела утраивается (с 3-3,5 кг до 10-10,5 кг). Энергетическая потребность ребёнка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчёте на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребёнка, то взрослому человеку необходимо было бы получить 10-12 литров пищи в сутки. Высокая интенсивность обмена объясняет нередкие его нарушения в грудном возрасте:

Диатезы (экссудативно-катаральные, лимфатико-гипопластические);

Гиповитаминозы;

Гипотрофии и паратрофии

2. Относительно большой объём пищи (в расчёте на кг массы тела), получаемый ребёнком, предъявляет повышенное требование к работе желудочно-кишечного тракта ребёнка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта ещё недостаточно зрелы. Сочетание этих факторов довольно часто приводит к желудочно-кишечным расстройствам.

3. Кишечник ребёнка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницательностью, поэтому в организме могут быть легче попадать вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии-возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т.п.).

4. Неустойчивый иммунный статус. Новорождённый обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4-6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активных ещё нет, поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям (ОРВИ, стрептодермии и др.)



5. В грудном возрасте ребёнок много лежит, поэтому плохо вентилируются отделы лёгких. Дыхательные пути ребёнка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.

6. Кожа и слизистые грудного ребёнка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницательностью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).

7. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.

Знание особенностей грудного периода позволит среднему медицинскому работнику грамотно организовать уход за ребёнком этого возраста и защитить его от возможных осложнений, связанных с этими особенностями.

Основные направления ухода – это :

Контроль за физическим и нервно-психическим развитием;

Рациональное вскармливание;

Гигиенический уход;

Физическое воспитание и закаливание;

Эстетическое воспитание.

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Физическое развитие – комплекс генетически детерминированных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

Например: если родители ребёнка высокого роста, то генотип ребёнка предполагает его высокий рост, но если ребёнок часто болеет, плохо питается, живёт в плохих условиях, то он будет иметь гораздо более низкий рост, чем определено генотипом.

Роль наследственных факторов и условий внешней среды в физическом развитии наглядно прослеживается в явлении, которое называется акселерацией (более ранее половое созревание, физическое и психическое развитие).

Акселерация обусловлена изменением генотипа следствие большой миграции населения. Средний рост детей в городах всероссийских строек выше, чем в городах со стабильным населением. Нельзя исключить и роль социальных условий – темпы акселерации в развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Термин «Физическое развитие» в клинической педиатрии понимают, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела) и биологическое созревание.

Наиболее наглядно и просто оценивать физическое развитие ребёнка по его антропометрическим показателям.

Антропометрические измерения были введены в медицинскую практику в 30-х годах XIX столетия. Основными антропометрическими показателями являются:

Масса тела;

Длина тела;

Окружность головы;

Окружность грудной клетки.

Для оценки физического развития необходимо :

1. Определить возраст

2. Провести антропометрию

3. Определить соматотип (гипосомия-низкий рост, нормосомия-нормальный рост, гиперсомия-высокий рост) по таблицам рядов роста в различном возрасте

4. Определить гармоничность развития (соответствие массы и роста) по таблицам величины массы при различной длине

5. Определить вариант физического развития по таблицам вариантов

6. Сделать итоговую запись антропометрического исследования.

Масса тела

Минимальная масса тела доношенного новорожденного ребёнка 2500г; средняя – 3500+ 200 г.

Грудной возраст длится с 29-го дня после рождения до конца 1-го года жизни. Масса головного мозга по отношению к массе тела новорожденного составляет 1:8 (у высших приматов – 1:80–100). Для грудного возраста характерны:

  • тесный контакт ребенка с матерью. Мать кормит своим молоком ребенка;
  • высокий темп роста, морфологического и функционального совершенствования всех органов и систем. В течение 1-го года жизни длина тела новорожденного увеличивается на 50%, масса тела утраивается;
  • высокий темп роста обеспечивается интенсивным обменом веществ и преобладанием анаболических процессов, чем объясняется высокая потребность в основных питательных веществах и калориях на килограмм массы тела. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает потребность взрослого человека;
  • совершенствуются морфологическая структура и функции нервной системы ребенка. По мере дифференцирования ЦНС быстрыми темпами происходит нервно-психическое развитие ребенка. С первых недель жизни формируются условные рефлексы, развиваются двигательные умения, сложные локомоторные акты (функция кисти, самостоятельная ходьба и др.). К концу года появляется речь;
  • после 3–4 месяцев жизни ребенок теряет трансплацентарно приобретенный иммунитет, формирование собственных систем иммунитета происходит относительно медленно. Редкая заболеваемость вирусными детскими инфекциями у детей в условиях семьи связана главным образом с отсутствием неконтролируемых контактов с другими детьми, в детских учреждениях ситуация часто бывает обратной.

Характерными патологиями в грудном возрасте являются:

  • несбалансированное питание может быть причиной задержки физического, нервно-психического и интеллектуального развития. В условиях интенсивного роста неадекватное потребностям растущего организма питание может приводить к развитию дефицитных состояний (рахита, анемии, дистрофии);
  • аномалии конституции: экссудативно-катаральный и лимфатико-гипопластический диатезы;
  • сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. При инфекционных заболеваниях могут быть судороги (как и при высокой центральной температуре), менингеальные явления, токсикоз, обезвоживание. Организм чувствителен к гноеродным бактериям и особенно к возбудителям кишечных инфекций (в том числе к вирусам и условно патогенной флоре). Высока чувствительность к РС-вирусу, вирусам парагриппа, аденовирусам;
  • нередко развиваются желудочно-кишечные дисфункции, что связано с особенностями органов пищеварения и необходимостью их интенсивного функционирования (высокая потребность в пластических веществах и энергии);
  • анатомо-физиологические особенности органов дыхания: узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др. способствуют развитию бронхиолитов и пневмоний, течение которых отличается особой тяжестью;
  • атипично протекают детские инфекции (корь, коклюш), не оставляя после себя иммунитета;
  • высока частота синдрома внезапной смерти;
  • манифестация врожденной психиатрической патологии (умственной отсталости, раннего детского аутизма и др.).

У детей с невропатической конституцией (невропатией) указанные соматовегетативные патологии достигают клинически значимой степени.

Развитие речи у младенцев, пожалуй, лучше всего характеризует формирование сознания ребенка и его социальных отношений.

Ранняя вокализация (гуление) отмечается в возрасте 1–4 месяца. Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование и бульканье воды. С 1-го месяца младенец улыбается, в 4 месяца оборачивается на голос, громко смеется.

В период от 3–4 до 15 месяцев он лепечет (лепечут и глухие младенцы, но менее активно и без интонаций речи окружающих взрослых). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности, включая те, которых нет в родной речи (произносится до 80 разных звуков речи). В 5 месяцев младенец оборачивается на звуки, в 6 месяцев имитирует мелодию речи взрослых, в 8 месяцев понимает слово «нет», неосознанно произносит «папа», «мама». В 9 месяцев жестикулирует, в 10 – осознанно говорит «папа», «мама», в 11 месяцев произносит и другое слово, в 12 – произносит слова осмысленно, но его речь непонятна.

В 2–3 месяца младенец становится способным различать живые объекты и неодушевленные, по-разному к ним относиться. Увидев лицо матери, улыбается ей, вокализирует, пытается имитировать что-то вроде общения с ней. Неодушевленные объекты он обследует, пробует тащить в рот или выбросить из своего манежа. В 3 месяца отчетливо различает на фото разные лица, незнакомые лица порождают у него сердцебиение, реакцию ориентации. Более других в этом возрасте и много позже он предпочитает лицо матери. Если до 2,5 месяца ребенок обращает внимание на грани и углы лица, то к 3 месяцам его внимание привлекают преимущественно глаза, он уже смотрит прямо в глаза другому человеку (появляется «контакт глаз»). В это же время он уверенно распознает лица знакомых людей, но признаков привязанности к ним еще не обнаруживает, без них не скучает. К 6 месяцам приобретает способность помнить об объектах, которые отсутствуют, начинает осознавать разлуку со знакомым человеком.

В 9 месяцев ребенок ползает, встает на ноги, ходит с опорой, в 12 – ходит без опоры.

В возрасте около года ребенок узнает свое отображение в зеркале. Это означает, что он отчетливо разграничивает себя, свой внутренний мир, с одной стороны, и все находящееся за его пределами – с другой. Другими словами, к году младенец осознает себя человеческим существом, недвусмысленным образом выражает другому человеку свои желания, демонстрирует свою самостоятельность. Чуть позже дети станут «вредными», способными энергично отстаивать свои интересы, упрямиться, капризничать, манипулировать взрослыми («эти вредные двухлетние дети»). Очень рано, предположительно в интервале от 1 до 2 лет, возникает также устойчивое осознание половой принадлежности. По поведению, интересам к игрушкам можно безошибочно определить, с каким полом ребенок себя идентифицирует. Это может означать, что нарушения самоосознавания могут возникать в очень раннем возрасте, клиническая проблема состоит лишь в том, каким образом их можно выявить.

Период грудного возраста продолжается до одного года. Это период дальнейшего бурного роста и развития организма ребенка. За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, к 4-5-му мес. его вес удваивается, а к году - утраивается "и достигает в среднем 10-11 кг. Изменение веса ребенка по месяцам представлено на 6. Очень быстро развиваются двигательная и психическая сферы ребенка: вначале он начинает сидеть, стоять, узнавать близких, а к году уже ходит, начинает говорить первые слова и из маленького беспомощного существа превращается в человечка, еще не совсем совершенного, но со своими чувствами, переживаниями и заботами" В этом периоде все органы и системы организма ребенка все более развиваются, однако в функциональном отношении довольно несовершенны и имеют свои особенности. " Как и у новорожденных, кожные покровы нежные, легко ранимые и требуют тщательного ухода. В первые 3-4 мес. функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию, и при смене температуры ребенок может легко перегреваться или переохлаждаться. В первое полугодие быстро нарастает, особенно на лице, подкожный жировой слой.

В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях; кости становятся более твердыми. В области хрящей появляются так наз. точки окостенения. Большой родничок закрывается не позже чем к 1-1"/г годам. К 3-4 мес. постепенно уплотняются швы между костями черепа. При неправильном уходе за ребенком, недостаточном пребывании его на свежем воздухе процессы формирования скелета нарушаются, что может привести к появлению у ребенка рахита и других заболеваний. К концу первого полугодия (6-8 мес.) начинают прорезываться зубы, причем вначале появляются нижние центральные резцы, затем верхние - вначале центральные, затем боковые, к концу года прорезываются и нижние боковые резцы (7). К концу года ребенок должен иметь 8 зубов. Прорезывание зубов - нормальное явление и само по себе никаких заболеваний вызвать не может, но у некоторых детей может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры, появлением жидкого стула. При появлении этих симптомов необходимо обратиться ic врачу.

Мышечная система развита еще недостаточно, однако по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она все больше совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми. Сгибание мышц перестает быть преобладающим к 3-4 мес, в связи с этим характерная поза новорожденного с согнутыми руками и ногами постепенно меняется. Наиболее правильно и гармонично мышечная система развивается при систематических занятиях ребенка физкультурой.

По сравнению с новорожденными в этом возрасте дыхательная мускулатура более развита и грудная клетка активно участвует в дыхании. Увеличивается емкость легких. Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно снижается и к году достигает 30-35 в 1 мин. Легкие в этом возрасте несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, поэтому при плохом уходе за ребенком легко возникают заболевания органов дыхания.

Сердечно-сосудистая система все более развивается и совершенствуется, нарастает вес сердца. Особенности строения сердца и сосудов облегчают циркуляцию крови. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление" с возрастом увеличивается.

На первом году жизни органы пищеварения продолжают развиваться. К 4-6 мес. увеличивается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи. С 3-4-го мес. ребенку начинают постепенно вводить в питание, помимо молока, необходимые ему продукты растительного и животного происхождения строго по возрасту, т. е. по мере совершенствования жел.-киш. тракта. Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1-2 раза в сутки. Органы пищеварения несут нагрузку большую, чем у взрослых (на i кг веса ребенку требуется пищи в 2 раза больше, чем взрослому).

При неправильном вскармливании в этом возрасте легко развиваются жел.-киш. заболевания и различные нарушения обмена веществ.

Мочеполовая система продолжает также развиваться. Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспусканий к концу года уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Развитие нервной системы ребенка на первом году жизни происходит очень быстро. К концу первого года вес мозга увеличивается в 2*/г раза. Происходит развитие органов чувств, движения ребенка становятся все более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, начинает развиваться речь. Периферические нервы (отходят от головного и спинного мозга) к концу года покрываются миелиновой оболочкой, к-рая служит своего рода изолятором - на различные раздражения ребенок начинает реагировать не хаотичными движениями, а целенаправленными. Появляются и развиваются все новые условные рефлексы, которые вырабатываются в процессе жизни ребенка. Так, горизонтальное положение ребенка на руках, запах молока заставляют его крутить головой, искать грудь.

В возрасте 1 мес. ребенок начинает фиксировать взгляд на предмете, при появлении чувства голода - плакать, сосать пальцы. При близости материнской груди оживляется - поворачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе старается поднять ее. При прикосновении к подошвам в положении ребенка на животе он отталкивается ногами и пытается ползти. Если его под-

держивать под мышки, он опирается ногами. При пеленании размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается. В этом возрасте дети спят ок. 20 часов в сутки.

В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении 1-l"/г мин., лежа на животе приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ребенок уже хорошо следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громкого звука перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему ребенок реагирует более определенно и разнообразно - улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или издает неопределенные звуки, активно реагирует на пеленание. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В возрасте 3 мес. ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 мин. Он хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом. Появляется четкая зрительная реакция на кормление - при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки ребенок открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесообразными - ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, если с ним играют взрослые, улыбается, начинает узнавать мать и кричит, если с ним перестают заниматься.

В возрасте 4 мес. ребенок свободно переворачивается со спины на живот, лежа на животе приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке. Начинает совершенно определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет в рот. Когда приподнимается, то опирается только на ладони. Постоянно гулит, появляются мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется. В этом возрасте ребенок уже различает некоторые цвета.

В возрасте 5 мес. ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к чужим. Хорошо различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся все более уверенными, он крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ножках.

В возрасте 6 мес. самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками - перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. При виде пищи открывает рот, может есть из ложки. Начинает произносить первые слоги

В возрасте 9 мес. ребенок может выполнять довольно сложные движения - перебирает кубики, собирает мелкие предметы, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой, до свидания» и т. д. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения.

В возрасте 10 мес. сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась лишь за одну руку, за стулом или за коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Очень хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, окружающие предметы и животных называет отдельными слогами.

В возрасте 11-12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве - встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Ребенок знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и т. д. Понимает запрещения и выполняет многие требования. Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас ребенка этого возраста ок. 10 слов. Спит он 14-16 час. в сутки.

В возрасте 3-6 мес. вводят пассивные движения конечностями ребенка - скрещивание рук и ног, растягивание мышц - разгибателей спины и др. В конце этого периода вводят активные упражнения, стимулирующие ползание, движения рук, которые лучше проводить с яркими игрушками (21-22). Можно несколько раз в день класть ребенка на живот.

В возрасте 6-10 мес. основное внимание нужно обратить на ползание, которое укрепляет многие группы мышц туловища и конечностей. В этом возрасте во время упражнений надо как можно больше разговаривать с малышом; по указанию он может выполнять некоторые упражнения, а кроме того, это способствует развитию речи ребенка. В комплекс упражнений вводят повороты со спины на живот, круговые движения руками, выгибание, присаживание и т. д. (23-26). Необходимо для занятий использовать яркие, разные по форме игрушки.

В 10-14 мес. ребенок начинает вставать и ходить, понимать речь. Поэтому вводятся такие упражнения, как поднимание ног, приседание при держании за руки, наклон и выпрямление туловища и т. д. Занятия во многом способствуют пониманию ребенком речи, приобретению двигательных навыков, развивают его активность и самостоятельность.

Частота кормления ребенка меняется в зависимости от возраста. Кормление ребенка должно проводиться в строго определенные часы. Первые 3 мес. ребенка кормят 6-7 раз в сутки (каждые 3-34/2 часа с 6-часовым ночным перерывом), затем 5 раз в сутки (через каждые 4 часа с 8-часовыы ночным перерывом). Ослабленных детей в первые 3 мес. можно кормить 7 раз в сутки (каждые 3 часа с 6-часовым ночным перерывом), с 3 до 6 мес. 6 раз в сутки, а затем 5 раз в сутки. Если наступают часы кормления, а ребенок спит, то будить его не следует, лучше пропустить кормление. Если ребенок здоров, хорошо сосет и часто просыпает одно из кормлений, его уже до 3-месячного возраста можно перевести на 5-разовое кормление. Ночью ребенка кормить не следует, а при необходимости можно поить. Только в крайнем случае, когда никакие уговоры не действуют, ребенка кормят ночью.

Количество молока, необходимое ребенку по возрасту на сутки, рассчитывают по следующим формулам. Для детей первых 7-8 дней жизни пользуются формулой Финкелынтейна (несколько измененной): п X 70 (при весе меньше 3200 г) или и X 80 (при весе ребенка более 3200 г), где п - день жизни ребенка. Объем каждого кормления вычисляют, разделив полученную цифру на число кормлений. К 8- 10-му дню жизни ребенок высасывает за сутки в среднем 500 мл.

Ориентировочный расчет количества молока в сутки на каждый месяц первого года жизни рассчитывается по трем формулам (можно пользоваться одной из них или брать средний результат). 1. В формуле Шкарина исходят из того, что ребенок в возрасте 2 мес. (8 нед.) должен получать 800 мл молока в сутки. Если ребенок младше, то он должен получать молока на 50 мл меньше на каждую неделю жизни, недостающую до 8 нед.; напр., ребенок 5-недельного возраста должен получать 800 - (50 х 3) = 650 мл. Если ребенок старше 2 мес, то он должен получать на 50 мл больше на каждый месяц после 2-месячного возраста; напр., ребенок в 3 мес. должен получать 800 + (50 X 1) = 850 мл. 2. Объемный метод учитывает не только возраст, но и вес ребенка; ребенок должен получать следующее количество молока: от 2 до 6 нед.- 7з веса, от 6 нед. до 4 мес. - 7б веса, от 4 до 6 мес.- V? веса, от 6 до 9 мес.- Ув веса. 3. Самый точный - калорийный метод. Исходят из того, что ребенок в 1-й четверти года должен получать ок. 130-120 ккал/кг, во 2-й - ок" 120-ПО ккал/кг, в 3-й - ок. 110-100 ккал/кг, в 4-й - ок. 100- 90 ккал/кг. Зная, что У л женского молока содержит ок. 700 ккал, можно легко рассчитать необходимое количество молока в сутки.

Общее количество молока, получаемое ребенком в сутки, не должно превышать 1 л.

В возрасте З"/г мес. в питание ребенка добавляют творог (начинают постепенно с */з чайн. л. и доводят его количество до 30-40 г), сливки (начинают с 3-5 капель, доводят их количество до 5-10 мл). Творог и сливки можно давать не чаще 2-3 раз в неделю.

В возрасте 4-4"/г мес. в рацион можно добавить яичный желток; начинают с i/i желтка и постепенно увеличивают до "/г- Яйцо варят вкрутую, желток протирают через сито и разводят грудным или коровьим молоком до кашицы.

В возрасте 4*/г-5 мес. вводят первое блюдо прикорма - овощное пюре. Его лучше готовить в домашних условиях, но можно пользоваться и покупными, особенно приготовленными из смеси разных овощей. Начинать надо с наиболее легко усваивающихся овощей - картофеля, моркови, репы, а потом давать другие или примешивать их к указанным выше. Овощи варят на пару или тушат в небольшом количестве воды, протирают через сито и добавляют при сбивании небольшое количество соли, кипяченое коровье или грудное молоко в количестве 7з-"/-i объема овощей. В шоре можно добавить небольшое количество растительного масла, творога, а позже и мяса. Начинают давать пюре с 1-2 чайн. л. и в течение 2 нед. доводят его количество до 150- 160 г. Овощное пюре, как и любое другoe блюдо прикорма, следует давать Б середине дня, в одно из грудных кормлений, уменьшая соответственно количество грудного молока. Начинать прикорм с манной каши и киселя не следует, т. к. они содержат много углеводов (сахара), к-рые ухудшают пищеварение, предрасполагают к экссудативному диатезу, делают ребенка полным и рыхлым. С момента введения прикорма начинают кормить ребенка ложкой.

К 5 мес. ребенок должен получать 4 раза грудное молоко, один раз овощное пюре, соки, творог, сливки. Только после консультации врача и по показаниям можно давать рыбий жир.

В возрасте 5-6 мес. вводят второй прикорм в виде различных каш. Лучше кормить ребенка гречневой, рисовой, овсяной кашей. Готовят их на коровьем или грудном молоке в виде каши-«раз-мазни». В кашу можно добавлять 2-3 г масла, творог, сливки. Начинают давать их, как и пюре, постепенно доводя до количества, к-рым можно заменить одно кормление. Можно готовить каши из смеси различных круп, а также пользоваться специальными измельченными крупами для детского питания.

В возрасте 6-7 мес. ребенка прикармливают мясным бульоном; начинают с 1-2 чайн. л. и постепенно доводят до 50 мл. Бульоном с сухариками кормят в дневное время, на второе дают овощное пюре, на третье - сок; т, ог, получается полный обед.

К 8 месэ ребенка следует кормить грудью 3 раза, 1 раз - кашей, 1 раз - бульоном и овощным пюре. К этому добавляют все остальные блюда прикорма э

В возрасте 772-8 мес, можно начинать вводить в рацион ребенка мясо, вначале в виде дважды провернутого через мясорубку фарша (постепенно увеличивают до 1 стол. л. в сутки). К 10 мес3 он может есть фрикадельки, к концу года - паровые котлеты. Вместо мяса можно давать нежирные сорта рыбы тоже в виде фарша или фрикаделек.

С 8 мес. вместо одного из трех кормлений грудью ребенка кормят цельным молоком или кефиром. Режим питания в этом возрасте можно построить следующим образом: в 6 час.- грудное молоко, в 10 час.- каша, творог или желток + фруктовое пюре; в 14 час.- мясной бульон с сухарем + овощное пюре с мясным фаршем + фруктовый сок; в 18 час.- кефир или творог + фруктовое пюре; в 22 часа - грудное молоко. Постепенно к концу года пищу следует делать более густой, меньше протирать и меньше разводить жидкостью.

К году ребенок получает достаточно полноценное и разнообразное питание и может быть отнят от груди. Сначала заменяют утреннее кормление грудью кефиром, творогом или цельным молоком. Через неделю то же делают с вечерним кормлением. Нельзя ребенка отнимать от груди в жаркое время года или во время болезни. Чтобы уменьшить и прекратить образование молока у матери, ей необходимо несколько дней меньше пить, плотно забинтовывать грудь или надевать стягивающий бюстгальтер. Молоко перестает вырабатываться примерно через 3-4 дня.

Период грудной возраст длится от 29-го дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери с ребенком. Мать кормит своего ребенка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень, интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. В этот период вместе с тем возникает и целый ряд проблем по обеспечению оптимального развития и предупреждению заболеваний ребенка. Это, прежде всего, проблема рационального вскармливания , так как кормление ребенка старше 5 месяцев только женским молоком не удовлетворяет потребности ребенка. Поэтому ему необходимо своевременно вводить корригирующие продукты или компоненты. Грудной ребенок после 2 - 3 месяцев теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственных систем иммунитета происходит сравнительно медленно, и в результате этого заболеваемость детей грудного возраста оказывается довольно высокой. На фоне анатомо-физиологических особенностей органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др.) у грудных детей часто наблюдаются поражения органов дыхательной системы, течение которых отличается особой тяжестью. Для предупреждения заболеваемости разностороннее использование средств и методов закаливания . Сюда относятся массаж, гимнастика и водные процедуры, проводимые по специально разработанным схемам.

На период грудного возраста приходится интенсивная профилактическая вакцинация , направленная на формирование невосприимчивости к различным заболеваниям. (Приложение 2)

Скорость роста, увеличение массы тела, созревание различных органов и систем на каждом возрастном этапе, в основном запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут по определенному плану, в котором под воздействием неблагоприятных факторов (факторы внешней среды, т. е. условия питания, воспитания, заболевания, социальные и др.) возможны не только нарушения последовательности развития ребенка, но и подчас необратимые изменения. И потому знание особенностей роста и развития ребенка грудного возраста имеет важное значение для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и т.д.

Физическое развитие детей грудного возраста

Наиболее наглядно и просто можно оценивать развитие ребенка по различным антропометрическим показателям.

Физическое развитие - это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства, а у детей первого года жизни - формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность или запас физических сил.

ДЛИНА ТЕЛА (РОСТ). После рождения интенсивность происходит постепенное замедление роста, лишь временами сменяющееся кратковременным ускорением, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голёнь быстрее бедра и т.д., что сказывается на пропорциях тела. В постнатальном периоде нарастает половая специфичность темпа роста, когда мальчики растут быстрее девочек. Вместе с тем скорость созревания девочек выше.

Длина тела имеет особо важное значение, так как отражает сложные процессы, происходящие в организме, в какой-то мере уровень зрелости организма. И чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост.

Длина тела ребенка первого года жизни может быть рассчитана исходя из ежемесячных и ежеквартальных изменений роста. В первые 3 мес жизни рост увеличивается примерно на 3 см ежемесячно или на 9 см за квартал, во II квартале - по 2,5 см, т. е. на 7,5 см за квартал, в III квартале - на 1,5 - 2,0 см, в IV квартале - на 1 см в месяц, т. е. на 3 см. Общая прибавка длины тела за первый год 25см. Можно пользоваться также следующей формулой: ребенок 6 мес имеет длину тела 66 см, на каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см, на каждый месяц после 6 прибавляется по 1 . 5 см.

МАССА ТЕЛА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин - как эндо-, так и экзогенного характера.

Скорость ее нарастания массы на первом году тем выше (кроме первого месяца жизни), чем меньше возраст. Для ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни можно использовать ряд формул.

1. Формула Мазурина и Воронцова.

Для первого полугодия масса тела может быть определена как сумма: масса тела при рождений + 800 х n , где n - число месяцев в течение первого полугодия, а 800 г - средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия.

Для второго полугодия жизни масса тела равна: масса тела при рождении + прибавки массы тела за первое полугодие (800 х 6) + 400 х (n-6), где п - возраст в месяцах, а 400 г - средняя ежемесячная прибавка массы тела за второе полугодие.

2. Масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г.

Более точная оценка нарастания массы тела у детей первого года жизни производится в центильном выражении.

ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ. Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; кроме того, нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34 - 36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы для детей до 1 года можно оценить по следующим формулам: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий - прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ. Окружность груди является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32 - 34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 мес эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

Для ориентировочной оценки скорости развития грудной для детей до 1 года клетки можно использовать расчет по следующей формуле: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА. Изменения длины тела с возрастом характеризуются разной степенью удлинения различных сегментов тела.

Ориентировочные представления о гармоничности телосложения и состоянии питания ребенка можно получить, используя также индексы Эрисмана и Чулицкой.

Индекс Эрисмана - разность между окружностью груди и половиной длины тела (роста). Чаще используется в контроле физического развития школьников.

Индекс упитанности (Чулицкой ) представляет собой следующее соотношение: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела. У хорошо упитанных детей первого года жизни величина этого индекса составляет 20 - 25. Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»