Наказания и поощрения детей, контроль требований и запретов. Поощрение и наказание. Основы воспитания Правила поощрения и наказания детей

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать , чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету".

Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова "Подойди сюда" с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: "Попадусь – не попадусь". Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители похвалы:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

  • дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
  • дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
  • самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

1. "Компенсация" . Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Можно выделить следующие типы аванса:
а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
3. "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
5. "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь) . Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Наказание.

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему "отпущение грехов". Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Составила: психолог ГДППНД (г.Минск) Кудрявцева О.А.

Вряд ли найдется много семей, в которых воспитание детей не основывается на системе поощрений и наказаний. Хочешь смотреть мультики — убери игрушки; получил двойку за контрольную — ни о какой новой машинке не может быть и речи. И, наверное, это не так уж и плохо. По крайней мере, во взрос-лой жизни эти принципы встречаются также часто. Вышел в выходной на работу — получил премию; опоздал, и это замети-ли — придется писать объяснительную и т. п.

Вот только как-то не хочется все время быть для ребенка строгим контролером и оценщиком. Хочется, чтобы он сам по-нимал, что можно и нужно делать, а чего не стоит, даже если об этом никто не узнает. И конечно, в идеале ребенок сам торопится сесть за уроки, чтобы узнать что-то новое и интересное; всеми фибрами души стремится помочь маме, чтобы увидеть улыбку на ее уставшем лице; с радостью наводит порядок в своей комнате, чтобы вдохнуть свежий воздух и быть свободным от лишних вещей. Но достичь этого довольно-таки сложно, и уж точно это возможно не при оценочной системе воспитания.

Какими же должны быть поощрения и наказания, чтобы они производили максимальный эффект, оказывая при этом минимальный вред?

Начнем с наказаний

На мой взгляд, если не забывать о праве личности на самоопределение и в том числе на выбор способа времяпрепровождения, то самое правильное наказание — лишить ребенка плодов вашего труда. Проще говоря: «Ты не захотел помыть посуду после завтрака — я не захотела приготовить тебе обед», «Ты не нашел времени на подготовку к экзаменам — у меня нет желания зарабатывать деньги для твоих развлечений». Естественно, такой подход разумен только с достаточно взрослыми детьми, которые могут осознать справедливость выдвигаемых требований и последствий их несоблюдения.

С маленькими детьми наказаний за нежелание что-то делать лучше вообще избегать. С одной стороны, малыш может до конца не осознать причинно-следственную связь между разбросанными игрушками и криком мамы или, еще хуже, наказанием, отсроченным во времени, например не купленной на следующей день машинкой. С другой стороны, вероятность того, что через некоторое время не повторится то же самое, очень маленькая. С третьей же стороны, не забывайте, что озвученные угрозы по идее нужно выполнять. Так что если вы обещали выкинуть доро-гой конструктор, если он не будет убран, то по большому счету это нужно сделать. Иначе вы не только не добьетесь любви к тру-ду и порядку, но и потеряете доверие ребенка к вашим словам.

Вариантов приучения маленьких детей к выполнению своих обязанностей достаточно много, и реализовать их на практике не так уж и сложно.

✏ Во-первых, маленький ребенок с удовольствием откликается на предложение поиграть. И тогда, например, уборку своих вещей и игрушек легко можно превратить в увлекательное занятие: уложить всех спать, найти домик для каждого предмета, помочь зайке разложить все по местам, поиграть в подъемный кран, который собирает и переносит игрушки на нужное место. Все зависит от вашей фантазии и умения чувствовать интересы ребенка.

✏ Во-вторы х, малыши обожают подражать родителям. И если вы с увлечением начнете собирать игрушки, то, вероятнее всего, ваш ребенок, пусть и ненадолго, присоединится к вам.

✏ В-третьих, с маленькими детьми очень хорошо вводить разные ритуалы. Они легко принимают на веру, что так и должно быть, и привыкают к определенным обязанностям. Например, я знаю трехлетнюю девочку, которая вечером обязательно идет убирать игрушки, когда видит, что стрелки на часах подходят к 9. Важно стараться самим не нарушать эти правила. Хотя иногда так хочется побыстрее сделать все самой, а вот уж завтра дать ребенку вовсю насладиться выполнением своих обязанностей.

Говоря о наказаниях, нужно обратить внимание на то, что дети, особенно старше 7 лет, зачастую боятся физических наказаний ничуть не больше, чем криков и долгих занудных нравоучений. Вряд ли после таких «воздействий» ребенку захочется что-то делать или найдутся силы для преодоления своей лени. Обидеть словом можно гораздо сильнее, чем применением силы. Мы часто безоговорочно соглашаемся с неприемлемостью телесных наказаний, но при этом можем так «отругать», что ребенку было бы легче получить ремнем по мягкому месту.

Пытаясь наказать ребенка «словом» или просто эмоцио-нально реагируя на его неправильное поведение, мы в запале ча-сто говорим то, что не только не улучшает ситуацию, но и ведет к дальнейшему нарастанию конфликта и усугублению проблем. Вот несколько типов высказываний, которых нужно обязательно избегать в общении с ребенком:

Обличение личности провинившегося, указание на недостатки в целом, а не на конкретные ошибки в поведении («Ты бессовестный» вместо «Ты вел себя так, как будто тебе не стыдно за свое поведение»);

Навешивание «ярлыков» вместо объяснения своих чувств и реакций («Ты лентяй!» вместо «Я очень переживаю, что вчера ты не захотел хорошенько подготовиться к контрольной»);

Негативные сравнения со значимым человеком («Весь в отца — такой же бездельник»);

Использование всевозможных пророчеств («Вот помяни мое слово: твоя лень тебя погубит»);

Частые апелляции к прошлому («Ты, как и раньше, не помогаешь мне по дому»);

Обобщения («Ты ничего не делаешь»).

Теперь перейдем к поощрениям детей. Как и за что поощрять детей?

Здесь тоже не все так просто, как кажется. Помыл посуду — получи конфетку! А если конфетки закончатся, то можно есть из грязной? У ребенка обязательно должны быть дела, которые он делает ради своих близких или ради семьи в целом. Не должно быть других поощрений, кроме выражения одобрения и уважения, например, за приготовленный маме чай или за генеральную уборку в бабушкиной квартире. Сострадание, забота — это то, что отодвигает лень далеко на задний план, и задача родителей — воспитывать эти качества в ребенке.

С одной стороны, формально награждая за какое-то выполненное дело, мы не всегда способствуем развитию трудолюбия. С другой стороны, если ребенок не видит никаких реакций со стороны родителей после того, как он долго и усердно занимался полезным трудом, то в следующий раз его пыл может слегка угаснуть. Но это противоречие легко преодолимо: награда за работу непременно должна быть, только она должна быть правильной и стимулирующей к дальнейшей деятельности в данном русле.

Что же может быть такой наградой?

Если между ребенком и родителям не потерян контакт, то одним из самых значимых для ребенка видов поощрений будет Демонстрация старшими своего уважения, восхищения, благо-дарности и т. д. Заметьте, что здесь речь идет не о проявлениях любви, которую нужно показывать как можно чаще и независимо от достижений или промахов ребенка, а именно об уважении, о признании его «взрослости и полезности», о гордости за него.

Хорошей наградой за долгий упорный труд может быть непривычный для ребенка отдых. Здесь тоже все зависит от вашей фантазии и возможностей. Кто-то отправится с ребенком на ло-дочную прогулку после пыльной генеральной уборки квартиры, кто-то позволит ребенку вволю побегать и попрыгать, снять на-пряжение на подходящих аттракционах после утомительной монотонной подготовки к годовой контрольной.

Будет замечательно, если поощрение за проделанную работу не только даст ребенку положительные эмоции и удовлетворение, но и усилит его интерес к данному делу, подтолкнет к дальнейшим занятиям. Здесь в первую очередь напрашивается пример с получением знаний. Сдал, например, ребенок экзамен по биологии на пятерку, почему бы не организовать ему поход в ботанический сад? Причем и самому к походу подготовиться, чтобы у ребенка не сложилось впечатления, что мир ботаники чрезвычайно далек от мира интересов его родителей. Естественно, не нужно дарить ребенку энциклопедию юного физика после того, как он еле отделался от набившего оскомину предмета, но предложить что-то, что может заинтересовать, будет очень даже кстати.

Ольга Юрченко, детский психолог

В семье растет ребенок. Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего малыша, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной. Пожалуй, ни в чем человечество не имеет такого огромного опыта, как в воспитании детей. И в то же время ничто так не таит в себе столько трудностей, как воспитание…

Можно ли наказывать ребенка ? В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходиться. Но чем реже вы будете это делать, тем эффективнее результат. Чтобы ребенок не чувствовал часто себя провинившимся, предъявляйте ему требования, да посильнее. Старайтесь не требовать от него, чтобы он слишком долго занимался одним делом, тем более спокойно сидел или стоял. Он не устает прыгать и бегать, зато утомляется, если ему приходиться долго идти за руку со взрослым.

Поймите, чем меньше «нельзя», окриков, одергиваний без нужды, тем послушнее дети!

«Но если ребенок действительно провинился, как его наказать ?» – спросите вы. Отвечу вам цитатой классика В. Г. Белинского:

«Надо так воспитывать ребенка, чтобы один суровый взгляд обычно ласковой матери уже становился для него наказанием. И будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия».

Но если одного взгляда мало, вы можете сказать: «Ты нехорошо сделал, мне это неприятно и не хочется с тобой разговаривать!» – и некоторое время не говорите с ребенком. За порванную книгу, нарочно разбитую чашку, за нарочно сломанную машину иногда лишают его книг на некоторое время, взамен разбитой кружки дают менее красивую, за сломанную машину можно отменить также какое то предполагавшееся развлечение. Старайтесь, даже наказывать мягко, без криков, обсуждая и спокойно объясняя ребенку, что он сделал неправильно и договоритесь с ним, что в следующий раз он так делать не будет, потому что он хороший мальчик или девочка. Ни в коем случае не обзывайте ребенка, что он неуклюжий, плохой, растяпа, не следует также применять наказания, причиняющие ущерб здоровью, например, лишать малыша прогулки, тем более не допускайте физические наказания, даже если вам кажется, что совсем безобидный с вашей точки зрения, шлепок или подзатыльник.

Как правильно поощрять ребенка ? Хорошо если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд. Если ваш малыш обычно ест неаккуратно, разбрасывает хлеб, роняет кашу с ложки, а сегодня особенно старается, обязательно похвалите его: «Какой ты умница, молодец». Хвалить, так же как и бранить, не надо без особого к тому повода. Поощряйте ребенка за то, что он действительно сделал с усилием, для чего трудился.

Например: «Вот как ты хорошо сегодня сам убрал игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (почитать книжку или пойти в зоопарк)».

Но всякий раз хорошенько обдумайте ваше обещание, потому как оно должно быть обязательно исполнено. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше!

И еще один совет, поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

Предлагаю вам с вашим чадом заглянуть на сайт make-self.net а особенно в раздел Поделки, где вы сможете научить ребенка интересному, увлекательному и развивающему процессу.

Воспитывать ребенка - нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Наказание действенно, когда оно понятно ребенку, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, с ребенком сохраняются нормальные отношения.

Способов наказания существует много - это холодность в отношениях, хмурость, предостерегающий жест, ворчание, крики, и т.д. Определить необходимое наказание очень сложно. Оно должно соответствовать проступку. Дети очень чувствительны к справедливости наказания. Если родители используют авторитарные методы наказания, то они оказывают мало влияния на ребенка. И, конечно, современная педагогика против физического наказания.

Основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержание проступка. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказание не должно вредить здоровью ребенка. Но наказание будет эффективно только тогда, когда есть поощрение. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным - наказание. Поощрение (если оно применено правильно) дает более эффективный результат, чем наказание. Применяя методы поощрения и наказания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.

Дети должны знать, за какую провинность, какое наказание им будет, тогда они безропотно принимают его, если провинились. Но не всегда сразу следует наказывать ребенка, можно сначала сделать предупреждение (на первый раз прощается - а на второй раз запрещается).

Методы поощрения и наказания должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию.

Как поощрять ребенка в семье.

  1. Поощряйте ребенка словами, жестами, используйте выражения "ты прав", "мы с тобой согласны".
  2. Дарите ребенку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей. Учите принимать подарки и быть благодарным за любые знаки внимания.
  3. Если Вы поощряете ребенка деньгами, учите разумно ими распоряжаться.
  4. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и Вами.

Анкета для родителей

  1. Какие методы воспитательного воздействия Вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение.)
  2. Соблюдается ли в Вашей семье единства требований к ребенку? (Да, нет, иногда.)
  3. Какие виды поощрения Вы используете в воспитании? (Жесты, словесное одобрение, подарки, деньги.)
  4. Положительно ли влияет на ребенка избранная мера наказания? (Да, нет, иногда.)
  5. Доверяет ли Вам ребенок, делится ли с Вами своими секретами? (Да, нет, иногда.)
  6. Стараетесь ли Вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, иногда.)

Анкета для детей

Если ты провинился, как тебя наказывают дома?

Если тебе что-то удалось очень хорошо, как на это реагируют родители?

Мама и папа одинаково относятся к твоим удачам и ошибкам?

Хочется ли тебе исправить ошибку, если тебя сильно отругали?

Хочется ли тебе сделать что-то лучше, если тебя за это хвалят?

Делишься ли ты своими секретами с родителями?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поощрение и наказание детей в семье

Воспитывать ребенка - нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний иди словесных оскорблений.

Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. Поле наказания о нем не вспоминают, с ребенком сохраняются нормальные отношения.

Способов наказания существует много - это холодность в отношениях, хмурость, предостерегающий жест, ворчание, крики, и т.д. Определить необходимое наказание очень сложно. Оно должно соответствовать проступку. Дети очень чувствительны к справедливости наказания. Если родители используют авторитарные методы наказания, то они оказывают мало влияния на ребенка. И, конечно, современная педагогика против физического наказания.

Основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержание проступка. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказание не должно вредить здоровью ребенка. Но наказание будет эффективно только тогда, когда есть поощрение. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным - наказание. Поощрение (если оно применено правильно) дает более эффективный результат, чем наказание. Применяя методы поощрения и наказания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.

Дети должны знать, за какую провинность, какое наказание им будет, тогда они безропотно принимают его, если провинились. Но не всегда сразу следует наказывать ребенка, можно ссначала сделать предупреждение (На первый раз прощается - а на второй раз запрещается.)

Как поощрять ребенка в семье

  1. Поощряйте ребенка словами, жестами, используйте выражения "ты прав", "мы с тобой согласны".
  2. Дарите ребенку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей. Учите принимать подарки и быть благодарным за любые знаки внимания.
  3. Если Вы поощряете ребенка деньгами, учите разумно ими распоряжаться.
  4. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и Вами.

Анкета для родителей

  1. Какие методы воспитательного воздействия Вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение.)
  2. Соблюдается ли в Вашей семье единства требований к ребенку? (Да, нет, иногда.)
  3. Какие виды поощрения Вы используете в воспитании? (Жесты, словесное одобрение, подарки, деньги.)
  4. Положительно ли влияет на ребенка избранная мера наказания? (Да, нет, иногда.)
  5. Доверяет ли Вам ребенок, делится ли с Вами своими секретами? (Да, нет, иногда.)
  6. Стараетесь ли Вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, иногда.)

Гаяне Гукасян
Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании

Статья на тему :

Меры воздействия (поощрения и наказания ) в семейном воспитании .

«В воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста . Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство

меры » А. С. Макаренко

Цель : определить правила применения воспитательных приемов «наказание » и «поощрение »

Вопрос о наказании детей волнует многих родителей. В сложном деле воспитания не всегда всё идёт гладко. Иногда ребёнок ведёт себя так, что на него не действует обычная просьба что-либо выполнить или, наоборот, прекратить неправильные поступки, отказаться от чего-нибудь и т. д. Встречаются в поведении детей грубость, непослушание, ложь, леность (примеры на уч-ся своего коллектива без перехода на личности). Самое тяжёлое, когда эти проявления принимают затяжной характер, укореняются. Недопустимую ошибку делают те родители, которые в таких случаях применяют физические наказания .

Следует подчеркнуть, что грубые, эгоистичные дети чаще всего вырастают именно в тех семьях, где ребят бьют с ранних лет. Бить ребёнка нельзя. Выдающийся педагог А. С. Макаренко с полным основанием говорил, что не видел ни одной семьи, где бы физическое наказание приносило пользу . Некоторые родители считают, что физические наказания помогают добиться послушания, пресечь поступки детей, но это мнение глубоко ошибочно, а результат только кажущийся, кратковременный. Не говоря уже о том, что побои унижают детей. Они наносят большой вред их психике : порождают в них трусость, жестокость, хитрость, упрямство, озлобляют детей, делают их безвольными. Тогда, дети отдаляются от родителей. В их отношениях появляется некая отчуждённость. И уже другие пути воздействия на ребёнка становятся малоэффективными. Хочется повлиять на ребёнка словом, но слово не до него не доходит. Не действует на него и совет отца, матери, если ребёнок не раз получал от них побои. И хотелось бы матери приласкать сына или дочь. Но уже как-то и не получается.

Каждый из нас является родителем и каждому неоднократно приходилось сталкиваться с проблемой : как поощрить или наказать , не навредив ребенку?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение ребенка укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Скажите. За что мы поощряем ребенка ?

За учебу

За домашнюю работу

За хорошие поступки

За выполнения поручений

За то, что похвалил воспитатель … .

Скажите. Как можно поощрить ?

Добрым словом

Подарком

Деньгами

Разрешением запретного для этого возраста

Может ли здесь прослеживаться неразумная родительская любовь? К чему она может привести? (если за все хорошие поступки поощрять не только добрым словом)

Поощрения могут быть моральными и материальными, как известно. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные

А какой самый надёжный способ поощрения ? (доброе слово, одобрение)

Правила поощрения :

1. Не увлекайся.

2. За одно дело – один раз.

3. Не повторяйся в выборе поощрений .

4. Чаще улыбайтесь.

5. Дарите подарки и учите их принимать.

6. Не хвалите из жалости.

7. Не хвалите из желания понравиться

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Задача наказания : создать чувство неудовлетворенности собой и нежелания испытать его еще раз.

Предлагается родителям рассказать за что наказываем ребенка и как его можно наказать ?

Правила наказания :

1. Наказывая , подумай : Для чего?

2. Наказание не должно повредить здоровью.

3. Если сомневаешься – не спеши наказывать .

4. Одно наказание – за один проступок .

5. Помни о сроке давности.

6. Наказал – забудь о проступке.

7. Наказывая не унижай .

8. Не наказывай лишением любви .

Нередко между отцом и матерью возникают разногласия при выборе наказания за проступок . Один требует более жестких мер, другой предлагает более мягкие и необидные для ребенка. Проблема наказания сложна и вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, обязательны ли они. Формы наказания должны быть тщательно обдуманы.

Физическими наказаниями , особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные связи его с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Если ребенка обучают правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия , ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию , не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение.

Чтобы мы не применяли : наказание или поощрение мы всегда должны помнить, что наказываем или награждаем не ребенка, а его поступок.

Упражнение для родителей :

Поделите листок на 2 части и напишите в одной слова, которыми вы поощряете , хвалите ребенка, а в другой - которыми ругаете. Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

«Ты мой цветочек»

Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень? Нарисуйте этот цветок (рисуют, вырезают) .

А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок)

Посмотрите какой «прекрасный сад» у вас получился, хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Посмотрите, какие цветы у всех красивые и разные. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. А так как мы рисовали своих детей в образе цветов, так же как и цветам, детям нужна наша забота, опека, внимание и любовь.

Педагогика категорически отвергает не только физические наказания , но и всякие другие меры , морально унижающие ребёнка. В системе воспитания неприемлемы наказания , основанные на запугивании и страхе.

Недопустимость физических наказаний вовсе не означает , что стоит совсем отказаться от наказаний , особенно, когда они необходимы. Родителям следует помнить, что безнаказанность опасна и вредна . К тому же ребёнок перестаёт контролировать своё поведение, ответственно относиться к своим поступкам. Но всякое наказание должно применяться в разумных пределах, целесообразно. Тогда оно будет наиболее эффективным. Нужно, чтобы ребёнок понимал, за что его наказывают , почувствовал справедливость наказания . Ещё более важно – вызвать желание исправит свой поступок.

В качестве наказания в семьях применяют замечание, сделанное не между прочим, не на ходу, а организованно, наедине или при других членах семьи : родители запрещают так поступать впредь, порицают проступок, предупреждают, чтобы ребёнок так не делал. В более серьёзных случаях нужен строгий разговор родителей с ребёнком, выговор. Иногда целесообразно изменить своё обращение к сыну или к дочери, использовать более холодный тон, говорить сдержанно, только о самом необходимом. Дети часто переживают это как серьёзное наказание , особенно в семьях, где между родителями и детьми существуют нормальные, близкие взаимоотношения.

В некоторых случаях можно лишить ребёнка удовольствия, например, игры на компьютере, просмотра любимого мультфильма, общения с товарищами…

Родителям надо понимать, что нет какого-либо единственного, универсального средства воздействия . В зависимости от возраста ребёнка, его характера, условий жизни, взаимоотношений в семье, по-разному оценивается его проступок и применяется то или иное наказание . Одно дело, разбил ли ребёнок вазу нечаянно, в тесном помещении, и, совсем другое, если он сделал это из озорства, невзирая на многочисленные предупреждения взрослых.

Во всех случаях наказание ребёнка должно сопровождаться совершенно чёткими требованиями, чтобы он мог легче понять, как надо поступать и как поступать нельзя. При этом важна твёрдость и категоричность требований. Если дети не слушаются, значит, они чувствуют нетребовательность своих родителей, свою безнаказанность . Тот, кто хочет хорошо воспитывать своих детей , должен соблюдать основное положение педагогики : как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения к их личности. Вот почему нужна строгость и вместе с тем чуткость к ребёнку. И, чтобы не случилось несправедливости, применяя наказание , родители, прежде, должны точно установить факт виновности своего ребёнка.

Не следует применять наказания слишком часто , по любому поводу, чтобы у ребёнка не притуплялась к ним чувствительность, иначе, наказание потеряет свой педагогический смысл. Но уже если ребёнок наказан , то надо соблюдать определённую последовательность и выдержку. Нередко в семье накажут ребёнка и тут же пожалеют и простят его, даже, как будто чувствуют какую- то вину перед ним. Такая непоследовательность родителей порождает упрямство у ребёнка и совершенно обесценивает наказание как средство воспитательного воздействия . У внимательных, чутких к детям родителей нередко бывает и так : решат они наказать сына или дочку за серьёзный проступок, но, приглядевшись к ним, поймут, что ни наказывать , ни даже сердиться на них не надо, т. к. это принесёт один лишь вред.

Задача родителей заключается не в том, чтобы обязательно наказать ребёнка за проступок, а в том, чтобы найти наиболее действенные пути к исправлению. Надо также помнить, что мерами воздействия на ребёнка являются не только наказания .

Существенным средством воспитания и влияния на ребёнка являются поощрения , одобрения, похвала за успехи, благородные поступки. Поощряя хорошие поступки ребёнка, родители, тем самым, укрепляют веру в свои силы, вызывают желание быть ещё лучше.

Но поощрение тоже надо применять в разумных пределах, т. е. там, где оно заслужено. Нельзя захваливать ребёнка. Это развивает нескромность, зазнайство. Однако, и не замечать положительных проявлений у своих детей нельзя. Неправильно поступают те родители, которые слишком скупы на похвалы и считают чем-то зазорным похвалить ребёнка, когда он сделал то, что вполне заслуживает похвалы.

А самое лучшее средство борьбы с проступками детей – это правильная, чёткая организация всей жизни в семье. Очень важен режим дня детей, повседневная требовательность родителей и, вместе с тем, теплота и искренность их отношений к ребёнку, горячее желание помочь ему стать лучше…

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы :

1. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказание в воспитании детей . -М., 1971,200с.

2. Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников . – 2006, 240с.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»