Конспект по логопедии. Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи в начальной школе с презентацией. Коррекционно — развивающие

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Первые звуки и слова маленького человечка довольно забавны и вызывают улыбки у взрослых. Однако никто не будет улыбаться, если услышит перевернутые слова и непонятные фразы от взрослого. Общение — это важный элемент нашей жизни. Умение правильно и грамотно выражать свои мысли, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, а также умение выговаривать все звуки — то, к чему нужно стремиться не только детям, но и взрослым.

Логопедические занятия для детей дома — это постоянное общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как

  • пальчиковые игры (игры на развитие мелкой моторики)
  • артикуляционная гимнастика
  • игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями)
  • стихи для развития речи и пополнение словарного запаса

Самым трудным является заинтересовать ребенка. И это очень серьезная задачка. Ведь усадить маленького непоседу не так и просто. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно заниматься с ребенком когда он играет в своем шалашике или прыгает по дивану. Занятия должны проходить в игровой форме. Тогда и Вам легче будет, и ребенок материал усвоит без истерик и капризов.

Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет?

Несколько советов перед началом занятий с детьми дома:

  • занятия должны быть первоначально короткими (2-3 минуты). Далее их постепенно увеличиваем. Максимум 15-20 минут разово.
  • занятия должны нравиться ребенку. Не заставляйте и не настаивайте, так можно полностью отбить у ребенка к чему-либо охоту.
  • лучше чаще заниматься, но понемногу. Часто выполняя одно и то же упражнение, у ребенка формируется навык.
  • используйте во время занятий смех. Не ругайте за неправильное произношение или если у ребенка что-то не получается сделать. Лучше вместе с ребенком узнайте, почему это у него такой язычок непослушный и как это исправить. Лучше быть союзником и другом ребенку, чем строгим учителем. Как правильно хвалить ребенка .

Хотелось бы остановиться подробнее на каждом из видов игр, в которые нужно играть с ребенком.

Пальчиковые игры — это один из видов развития . Между рукой человека и речевым центром мозга установлена тесная взаимосвязь.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Заниматься нужно каждый день по 5 минут, тогда такие упражнения будут эффективны.

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и губ. Язык — главная мышца органов речи. Язык необходимо тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные конкретные движения, которые называют звукопроизношение. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.

Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться. Важно выполнять упражнения правильно, внимательно следить за положением языка.

Упражняться нужно каждый день по 5-7 минут. Желательно 2 раза в день. Результат - правильная и четкая речь.

Для правильного звукопроизношения также необходимо выполнять задания, которые направлены на развитие голоса, дыхания и речевого слуха.

  • Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

Речевой или фонематический слух — это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

Игры на развитие слуха

1. «Ушки — слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал : магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

Речевое подражание или звукоподражание

Это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Ведь мама-лягушка кричит КВА, а лягушонок ква. Вспомните сказку про трех медведей, папа-медведь рычит громко, мама-медведица потише, а медвежонок пищит.

Игры на подражание бытовым шумам:

  • Часы тикают – ТИК-ТАК
  • Вода капает – КАП-КАП
  • Малыш топает – ТОП-ТОП
  • Молоток стучит ТУК-ТУК
  • Ножницы режут ЧИК-ЧИК
  • На качели качаемся КАЧ-КАЧ
  • Кушаем морковку ХРУМ–ХРУМ
  • Машина едет БИ-БИ

Логопедическая ритмика или логоритмика — соединение движения, речи и музыки. Взрослый читает стих и показывает движения, ребенок повторяет. Ничего сложного. Детям весело и интересно. Конечно, взрослому нужно заранее прочитать и выучить нужные стишки и разучить движения к ним. Также заранее нужно подобрать музыкальное сопровождение под стихи. Желательно заниматься во второй половине дня 2-3 раза в неделю.

Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке (ходьба на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове)

  • Стихи для развития речи — скороговорки и пополнение словарного запаса

Скороговорки — это короткие рифмованные фразы. Скороговорки являются наилучшими упражнениями для отработки четкости и грамотности речи. Скороговорки увеличивают словарный запас ребенка, улучшают дикцию, а также развивают речевой слух.

Чтобы ребенок мог разговаривать грамотно, умел выражать свои мысли и чувства, ему необходим свой словарный запас.

Словарный запас вашего ребенка состоит из:

  • пассивного словаря (те слова, которые ребенок понимает)
  • активного словаря (те слова, которые ребенок говорит)

Первоначально активный словарный запас у ребенка мал, однако со временем те слова, которые находились в пассивном словаре ребенок перенесет в активный. Чем больше пассивный словарь, тем лучше.

Для увеличения словарного запаса разглядывайте вместе картинки, читайте книги, комментируйте свои действия.

Для занятий со своим ребенком я использую различные пособия, одним из последних удачных приобретений являются «Большой альбом по развитию речи» и «Уроки логопеда. Игры для развития речи».

«»

Данная книга состоит из 3-х разделов, к каждому разделу даны подробные инструкции как нужно заниматься

  • пальчиковая гимнастика
    • 1 группа. Упражнения для кистей рук (стр 8-29)
    • 2 группа. Упражнения для пальцев условно статические (стр 30-47)
    • 3 группа. Упражнения для пальцев динамические (стр 48-57)
  • артикуляционная гимнастика. Представлена с помощью сказок со стихами, имеются дополнительные карточки плюс имеются изображения правильного результата упражнения. (стр 64-110). Также в этом разделе есть игры на развитие речевого слуха, слухового внимания.
  • скороговорки. Сгруппированы в соответствии с "трудными" звуками, что помогает отработку определенных звуков именно у вашего ребенка. (стр 111-169)

Данную книгу я покупала тут . Если есть вопросы по поводу книги, спрашивайте.



В данной книге есть 3 блока, каждый для определенного возраста:

  • Развиваем речь малыша (стр 6-89)
    • развитие понимания речи
    • развитие общей моторики
    • дыхательная гимнастика
    • пальчиковые игры
    • артикуляционная гимнастика
    • звукоподражание
  • Развиваем речь младшего дошкольника (стр 92-183). Для детей 3-6 лет
  • Развиваем речь старшего дошкольника (стр 186-277).



Эта книга замечательно подходит для увеличения словарного запаса ребенка, развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.

Такой же книги я уже не нашла (на Озоне появилась), однако есть отдельно книги для малышей деток от 3 до 6 лет и старших дошкольников . Что также весьма удобно, если вам нужна книга для ребенка 4-х лет. Я нашла эту книгу, когда сыну уже исполнилось 3 года. Но я не переживала, у меня подрастает доченька, с ней и будем заниматься по первому блоку.

Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, верьте в своего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте преодолеть неудачи. Логопедические занятия вместе с ребенком дома помогут вам стать еще ближе и роднее. Терпения Вам и удачи!

А как вы занимаетесь с ребенком? Что для этого используете? Нравится ребенку заниматься? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях вашими методами развития речи у ребенка и сколько времени вы проводите, выполняя те или иные упражнения.

О том, как научить ребенка говорить, что нужно делать, а что нельзя .

Конспект НОД по теме: «Детский сад»

Цели логопедического занятия :

Активизация словаря: предметного, глагольного, признаков, наречий.

Образование существительных в разных падежах, единственного и множественного числа. Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Употребление приставочных глаголов.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Развитие монологической речи.

Организационный момент.

Демонстрация презентации «Детский сад».

Логопед читает стихотворение Ларисы Зиминой «Детский сад».

Садик - это второй дом,

Мы здесь дружно все живём.

Праздники встречаем,

Спим, поём, играем, буквы изучаем,

Очень скоро подрастём И все в школу мы пойдём!

Логопед: О чем это стихотворение?

Игра «Вопрос – ответ»

Логопед. Наш детский сад какой? (Красивый, большой, светлый, яркий, детский, веселый)

Для чего вы ходите в детский сад? (Играть, заниматься)

Что нужно соблюдать в детском саду? (Режим, правила поведения)

Кто работает в детском саду? (воспитатели, заведующая, логопед, мед. сестра, повар, прачка, физрук, муз. работник, уборщица, дворник, электрик)

Как зовут воспитателей, няню, логопеда?

Чему вас учат в детском саду? (Вырезать, клеить, рисовать, танцевать, петь, здороваться, прощаться, спать).

Что вы любите делать в детском саду? (Играть, рисовать, гулять, бегать)

В группе сделали ремонт и поэтому в ней…(как?) - уютно, тепло, нарядно, красиво.

В детском саду много чего? (Групп, игрушек, кабинетов, воспитателей).

Воспитатели заботятся о ком (о чем)? (О детях, растениях, животных в природном уголке).

Игра «Посчитай». Давайте посчитаем, сколько групп в нашем саду. Одна группа, две группы, пять групп. Сколько машинок, игрушек, столов…

Игра «Пришел, ушел, подошел».

Логопед: Утром Данила в детский сад …что сделал? (Пришел).

К столу Денис что сделал? (Подошел).

Вечером Максим из детского сада домой что сделал? (Ушел).

Игра «Что делают, что сделали?»

Логопед: Дети с игрушками что делают? Играют. Они с игрушками что делали? Играли.

Когда дети закончили играть с игрушками, они что делают? (Убирают игрушки).

Когда игрушки убраны, дети что сделали? (Убрали игрушки)

Физминутка.

Логопед: И сейчас мы с вами разомнемся.

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три, (дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)

Да не упади, смотри.

Наклоняемся вперед.

Кто до пола достает?

Эту сложную работу Тоже делаем по счету. (наклоны вперед)

Полетели, полетели,

Вперед руками завертели.

А потом наоборот – Назад помчался самолет. (вращение прямыми руками вперед и назад) А сейчас давайте вместе Будем мы ходить на месте. (ходьба на месте)

Составление рассказа о детском саде.

Логопед: Давайте расскажем о нашем детском саде.

Ответьте на мои вопросы. - Какой наш детский сад? Что есть в детском саду? Кто работает в детском саду?

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"

Конспект логопедического занятия по формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»Задачи:активизация и расширение словаря по теме «Зима»;формирование и активизация знаний о признаках зимы;формирование умение подбирать родс...

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Детский сад»

для старшей логогруппы

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

    обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя.

Коррекционно-развивающие:

    отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа;

    закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;

    расширять и активизировать словарь глаголов.

Коррекционно-воспитательная:

    воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально.

Оборудование: игрушка - Ёжик, фотографии помещений детского сада, предметные картинки с изображением торта, кекса, чая, сока, книги, мячика, пирамидки.

Ход занятия

    Организационный момент.

Логопед (держит в руках игрушку - ёжика - и от его имени здоровается с детьми): Здравствуйте, ребята! Я веселый ёжик. В лесном царстве я решил открыть детский сад, но не знаю, как это сделать. Вы расскажете мне о своем детском саде? (Да!)

    Объявление темы.

Логопед: Ну что же, ребята, сегодня мы постараемся рассказать Ёжику о том, что такое детски сад и чем мы здесь занимаемся. А теперь слушайте внимательно!

    Вводная беседа.

Детский сад

Первый детский сад был открыт в Шотландии. А в России детские сады появились больше ста лет назад. С детьми здесь работают педагоги со специальным образованием. Занятия в детских садах чередуются с играми, труд с отдыхом.

На занятиях дети знакомятся с окружающим миром, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, началам грамоты и математики. У малышей развивают речь и мышление, их учат слушать и понимать объяснения воспитателя, доводить работу до конца. Ребят приучают наблюдать за явлениями природы, воспитывают любовь к ней и уважение к труду людей. Детский сад готовит детей к школе.

    Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: А теперь с вашей помощью я проведу для Ёжика экскурсию по детскому саду.

Игра «Где это происходит?». Можно провести игру, используя фотографии помещений детского сада.

    Раздеваются (где?) - ... (В раздевалке.)

    Моют руки, умываются - ... (В умывальной комнате.)

    Учатся правильно говорить - ... (В логопедическом кабинете.)

    Играют, занимаются, рисуют - ... (В групповой комнате.)

    Танцуют, поют - ... (В музыкальном зале.)

    Спят - ... (В спальне.)

    Бегают, прыгают - ... (В спортивном зале.)

    Режут, варят - ... (В кухне.)

    Осматривают, слушают, лечат - ... (В медицинском кабинете.)

Образование существительных единственного и множественного числа Комната - комнаты - много комнат, спальня - спальни - много спален, коридор - коридоры - много коридоров, раздевалка - раздевалки - много раздевалок, кабинет - кабинеты - много кабинетов, зал - залы - много залов, площадка - площадки - много площадок, веранда - веранды - много веранд, бассейн - бассейны - много бассейнов, игра - игры - много игр, кухня - кухни - много кухонь, игрушка - игрушки - много игрушек.

Логопед: Ребята! Ёж наш гость. Давайте угостим его и подарим подарки.

Игра «Подарки и угощение для Ежа». У каждого ребенка на столе лежат предметные картинки с изображением куклы, пирожного, яблок, чая, сока, книги, мячика, грибов и т.д. Дети берут их и поочередно составляют предложения со словами угощу и подарю (в зависимости от картинки).

Это мой сок. Я угощу Ёжика соком.

Это моя книга. Я подарю Ёжику книгу и т.д.

Логопед: А теперь я приглашаю вас и Ёжика на веселую физкульминутку.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики.

(пальцы вперед)

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы.

(кулачок на кулачок)

Запрыгали, запрыгали: зайчики, зайчики.

(прыжки на месте)

Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажем: «Здравствуйте!»

Логопед: Ребята! Ёжик хочет мне что-то сказать. (Логопед наклоняется к игрушке и прислушивается.) Ему очень стыдно, но он забыл, чем вы занимаетесь в детском саду. Давайте поможем Ежику вспомнить: я буду показывать вам картины, а вы расскажете, чем и где вы занимаетесь.

Игра «Подбери действие». Логопед называет

помещение, а дети говорят, для чего оно нужно в детском саду.

    В медицинском кабинете (что делают?) - ... (Осматривают, слушают, делают прививки, перевязывают.)

    В музыкальном зале (что делают?) - ... (Танцуют, поют, проводят праздники.)

    В физкультурном зале (что делают?) - ... (Прыгают, бегают, тренируются, занимаются спортом, соревнуются.)

    В логопедическом кабинете (что делают?) - ... (Рассказывают, играют, отгадывают, учатся правильно говорить.)

    В кухне (что делают?) - ... (Готовят, варят, жарят, режут, пекут, наливают, раздают.)

    В раздевалке - ...

    В групповой комнате - ...

    В умывальной комнате - ...

    В спальне - ...

    Итог занятия.

Логопед: О чем мы рассказывали на занятии веселому Гному? А зачем он к нам приходил?

Чем занимаются дети в детском саду?

Задачи:

Образовательные:

· Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Коррекционно-развивающие:

· Закрепить правильное звукопроизношение в словах, чистоговорках и стихах.

· Развивать речевую коммуникацию, зрительное внимание и восприятие, словесно-логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость.

Воспитательные:

· Научить выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь.

· Формировать такие нравственные качества, как сочувствие, готовность прийти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма.

Оборудование: зеленые перчатки (2 пары), клей, кисти, салфетки, ватман, картинки для коллажа, картинки для игры, угощение для детей.

Организационный момент:

Логопед: Здравствуйте, ребята!

У нас сегодня с вами необычный праздник. Вы догадались, что это за праздник?

Дети: Праздник звука «Р»

Логопед: Мы все трудились в течение учебного года, обучались красивой и правильной речи и многого достигли. Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте.

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говори,

И, конечно, не спеши!

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

Ответ детей.

Сейчас дети, которые подружились со звуком «Р», прочтут нам стихи.

1 ребенок:

Живет на свете Саша, во рту у Саши каша,

Не гречневая каша, не рисовая каша,

Не манка, не овсянка на сладком молоке.

2 ребенок:

С утра во рту у Саши,

Слова простые наши,

Слова простые наши, на русском языке.

3 ребенок:

И то, что можно внятно

Сказать для всех понятно, красиво, чисто, ясно – как люди говорят,

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может.

4 ребенок:

Произнесет словечко – и сам тому не рад,

Он скажет: «До свиданья», а слышится «до зданья».

Он спросит: «Где калоши?», а слышно «это лошадь?».

5 ребенок:

Он так спешит с налета

Прочесть, спросить, сказать,

Как-будто тонет кто-то, а он бежит спасать.

Он может, но не хочет за речью последить.

Нам нужен переводчик – его переводить.

Все вместе:

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед: Спасибо, ребята. А сейчас давайте вспомним с вами, с чего все начиналось.

Дети: Мы выполняли гимнастику для язычка, губ и «заводили моторчик».

Выполнение упражнений:

1. «Лягушки»

2. «Забор»

3. «Чищу зубы»

4. «Качели»

5. «Маляр»

Логопед: угадайте, ребята, о каком звуке я говорю-

Согласный, звонкий, сонорный, дрожащий, твердый. Так какой это звук. Правильно, звук «р». Давайте посмотрим на схему артикуляции этого звука и правильно его произнесем.

Логопед: Молодцы, ребята! Рассаживайтесь на свои места. После того, как мы научились произносить звук «р», мы произносили слоги, слова, чистоговорки. И сейчас мы вспомним некоторые из них.

Игра «Закончи слово»

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ра-ра-ра- дым поднялся от …костра

Ро-ро-ро- у Мальвины друг …Пьеро

Ры-ры-ры – злые …комары

Ру-ру-ру – скачет с сумкой …кенгуру

Ру-ру-ру- продолжаем мы …игру

Ра-ра-ра- у сластен в зубах …дыра

Ры-ры-ры – у мальчиков …шары

Ро-ро-ро – у Раи новое …ведро

Ар-ар-ар – кипит наш… самовар

Ор-ор-ор- созрел красный … помидор

Ру-ру-ру- мы закончили игру.

Логопед: А теперь, ребята, немного отдохнем.

Игра «Крокодил»

Логопед: необходимо разделиться на 2 группы. Одни из вас держат руку горизонтально, как крышу дома, пальцы прямые. Другие осторожно подставляют к ладони указательный палец, так, чтобы получилась буква «Т».

Я буду произносить слова со звуком «Р», вы повторяете за мной. Как только я произнесу слово «крокодил», ловцы сжимают ладонь, стараясь схватить палец. Задача других мгновенно отдернуть палец, чтобы рот «крокодила» не успел вас укусить.

Командир Костер Крокодил Трактор

Зефир Крокодил Тетрадь Крокодил

Компьютер Ватрушка Носорог Укроп

Крокодил Повар Зебра Друг

Картинка Прыжок Крокодил Базар

Логопед: Есть дети, которых ни разу не поймали?

А теперь мы поиграем с тигренком («Игры для Тигры»):

На экране картинки – необходимо найти лишнюю (в названии которой нет звука «р»).

Игра на внимание «Прыгни»

Прослушайте здание:

Вы повторяете за мной слова со звуком «р» и стоите на месте каждый раз, когда я произнесу слово «прыгни», быстро подпрыгивайте.

Прыгни Костер Стройка Тропинка

Порт Грязный Прыгни Трудный

Пароход Прыгни Острый Мокрый

Открой Ковер Закрой Прыгни

Прыгни Компьютер Краски Крошки

Логопед: ребята, посмотрите на доску, там прикреплены картинки, найдите там по одному предмету, в котором есть звук «р». Называйте их по очереди.

Игра «Собери мячи»

Логопед: разделитесь на две команды. Надо собрать мячи в одну командную корзину, но, взяв шар, дети должны назвать слово со звуком «р». Выигрывает та команда, которая быстрее другой соберет мячи.

Дни и ночи напролет

Роет он подземный ход.

Что же надо там ему?

Потемнее темноту. (Крот)

А какую скороговорку мы знаем про этого зверька?

Роет землю старый крот,

Разоряет огород.

А вот следующая загадка:

(Аквариумная рыбка)

Появляется картинка с аквариумной рыбкой. Ребята, вспомните стихотворение про рыбку.

Рыбке рак ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен червячок,

Что насажен на крючок!

Итог занятия

Вот и закончилось наше занятие. Какой звук мы сегодня учились произносить четко и правильно?

Вам понравилось наше занятие?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?

Домашнее задание

Раскрасить картинку в соответствии с заданием: участки картинки под цифрой 2 – синим цветом, 4 – желтым, а 6 – красным. В названии какого цвета есть звук «р»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

«Праздник исправленного звука Р»

Учитель-логопед Кобыльских С.А. МБОУ Жуковская СШ № 5

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Коррекционно-развивающие:

  • Закрепить правильное звукопроизношение в словах, чистоговорках и стихах.
  • Развивать речевую коммуникацию, зрительное внимание и восприятие, словесно-логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость.

Воспитательные:

  • Научить выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь.
  • Формировать такие нравственные качества, как сочувствие, готовность прийти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма.

Оборудование: зеленые перчатки (2 пары), клей, кисти, салфетки, ватман, картинки для коллажа, картинки для игры, угощение для детей.

Организационный момент:

Логопед: Здравствуйте, ребята!

У нас сегодня с вами необычный праздник. Вы догадались, что это за праздник?

Дети: Праздник звука «Р»

Логопед: Мы все трудились в течение учебного года, обучались красивой и правильной речи и многого достигли. Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте.

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говори,

И, конечно, не спеши!

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

Ответ детей.

Сейчас дети, которые подружились со звуком «Р», прочтут нам стихи.

1 ребенок:

Живет на свете Саша, во рту у Саши каша,

Не гречневая каша, не рисовая каша,

Не манка, не овсянка на сладком молоке.

2 ребенок:

С утра во рту у Саши,

Слова простые наши,

Слова простые наши, на русском языке.

3 ребенок:

И то, что можно внятно

Сказать для всех понятно, красиво, чисто, ясно – как люди говорят,

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может.

4 ребенок:

Произнесет словечко – и сам тому не рад,

Он скажет: «До свиданья», а слышится «до зданья».

Он спросит: «Где калоши?», а слышно «это лошадь?».

5 ребенок:

Он так спешит с налета

Прочесть, спросить, сказать,

Как-будто тонет кто-то, а он бежит спасать.

Он может, но не хочет за речью последить.

Нам нужен переводчик – его переводить.

Все вместе:

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед: Спасибо, ребята. А сейчас давайте вспомним с вами, с чего все начиналось.

Дети: Мы выполняли гимнастику для язычка, губ и «заводили моторчик».

Выполнение упражнений:

  1. «Лягушки»
  2. «Забор»
  3. «Чищу зубы»
  4. «Качели»
  5. «Маляр»

Игры с изолированным звуком «р »

Логопед: угадайте, ребята, о каком звуке я говорю-

Согласный, звонкий, сонорный, дрожащий, твердый. Так какой это звук. Правильно, звук «р». Давайте посмотрим на схему артикуляции этого звука и правильно его произнесем.

Логопед: Молодцы, ребята! Рассаживайтесь на свои места. После того, как мы научились произносить звук «р», мы произносили слоги, слова, чистоговорки. И сейчас мы вспомним некоторые из них.

Игра «Закончи слово»

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ра-ра-ра- дым поднялся от …костра

Ро-ро-ро- у Мальвины друг …Пьеро

Ры-ры-ры – злые …комары

Ру-ру-ру – скачет с сумкой …кенгуру

Ру-ру-ру- продолжаем мы …игру

Ра-ра-ра- у сластен в зубах …дыра

Ры-ры-ры – у мальчиков …шары

Ро-ро-ро – у Раи новое …ведро

Ар-ар-ар – кипит наш… самовар

Ор-ор-ор- созрел красный … помидор

Ру-ру-ру- мы закончили игру.

Логопед: А теперь, ребята, немного отдохнем.

Игра «Крокодил»

Логопед: необходимо разделиться на 2 группы. Одни из вас держат руку горизонтально, как крышу дома, пальцы прямые. Другие осторожно подставляют к ладони указательный палец, так, чтобы получилась буква «Т».

Я буду произносить слова со звуком «Р», вы повторяете за мной. Как только я произнесу слово «крокодил», ловцы сжимают ладонь, стараясь схватить палец. Задача других мгновенно отдернуть палец, чтобы рот «крокодила» не успел вас укусить.

Командир Костер Крокодил Трактор

Зефир Крокодил Тетрадь Крокодил

Компьютер Ватрушка Носорог Укроп

Крокодил Повар Зебра Друг

Картинка Прыжок Крокодил Базар

Логопед: Есть дети, которых ни разу не поймали?

А теперь мы поиграем с тигренком («Игры для Тигры»):

На экране картинки – необходимо найти лишнюю (в названии которой нет звука «р»).

Игра на внимание «Прыгни»

Прослушайте здание:

Вы повторяете за мной слова со звуком «р» и стоите на месте каждый раз, когда я произнесу слово «прыгни», быстро подпрыгивайте.

Прыгни Костер Стройка Тропинка

Порт Грязный Прыгни Трудный

Пароход Прыгни Острый Мокрый

Открой Ковер Закрой Прыгни

Прыгни Компьютер Краски Крошки

Логопед: ребята, посмотрите на доску, там прикреплены картинки, найдите там по одному предмету, в котором есть звук «р». Называйте их по очереди.

Игра «Собери мячи»

Логопед: разделитесь на две команды. Надо собрать мячи в одну командную корзину, но, взяв шар, дети должны назвать слово со звуком «р». Выигрывает та команда, которая быстрее другой соберет мячи.

Дни и ночи напролет

Роет он подземный ход.

Что же надо там ему?

Потемнее темноту. (Крот)

Логопед: А какой он? Опишите его. (Появляется картинка крота).

А какую скороговорку мы знаем про этого зверька?

Роет землю старый крот,

Разоряет огород.

А вот следующая загадка:

Смотрите! Аквариум у меня на окне.

Там разноцветное чудо плывет в глубине. (Аквариумная рыбка)

Появляется картинка с аквариумной рыбкой. Ребята, вспомните стихотворение про рыбку.

Рыбке рак ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен червячок,

Что насажен на крючок!

Итог занятия

Вот и закончилось наше занятие. Какой звук мы сегодня учились произносить четко и правильно?

Вам понравилось наше занятие?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?

Домашнее задание

Раскрасить картинку в соответствии с заданием: участки картинки под цифрой 2 – синим цветом, 4 – желтым, а 6 – красным. В названии какого цвета есть звук «р»?

Оценка работы детей на занятии


Виктория Майгурова
Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в страну звуков»

Конспект НОД учителя -логопеда Майгуровой В. В.

Тема: «Путешествие в страну звуков»

Цели: Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью, способах образования; дать понятие «буква», формировать фонематическое восприятие, развивать навыки звукового анализа и синтеза, обогатить и уточнить словарный запас детей по темам: «Транспорт», «Органы речи», упражнять детей в подборе слов – антонимов, формировать навыки правильного речевого дыхания, совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений с речевым проговариванием, развивать просодические компоненты речи. Развивать психологическую речи базу (внимание, память. логическое мышление, воображение, воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в совместной деятельности, активировать познавательный интерес детей.

Материал: мультимедийное оборудование, экран, кукла Звуковичок, индивидуальные зеркала, по количеству детей. колокольчик, набор карточек с гласными буквами, символы гласных звуков, ковер, кружочки с номерами от 1 до 10

Ход деятельности:

Логопед: - Ребята, в гости к нам пришел Звуковичок. Дети, а вы любите путешествовать? А вы хотели бы отправиться путешествие? Приглашаю вас в волшебную страну.

Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

Ответы детей: наземный, воздушный, водный, волшебный.

Логопед: - А мы отправимся на ковре самолете.

Дети, возьмите билеты, с номерами посадочных мест. Проходите и занимайте места согласно номеру вашего билета.

Звучит музыка ветра.

Логопед: - Чтобы нам быстро добраться до волшебной страны. а во время полета нам не было страшно, мы выполним релаксационные дыхательные упражнения.

«Глубокий вдох через нос» (Левой рукой контроль на животе)

«Долгий выдох через рот» (Правой рукой контроль у рта)

Дети, глаза закрываем, открываем. Когда услышим звук колокольчика.

Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»

Логопед: - Дети, вот мы и прилетели в волшебную страну. Давайте посмотрим, где же мы оказались.

Любопытная Варвара

Смотрит влево

Смотрит вправо

Смотрит вверх

И смотрит вниз

Мышцы шеи напряглись

Возвращаемся обратно

Расслабляться так приятно.

(Возвращаемся в исходное положение).

Логопед: - Дети. а во время пути было тихо или вы что-то слышали? А с помощью чего мы различаем звуки?

Ответы детей: - Мы различаем звуки с помощью ушей – органов слуха.

Экспериментальная работа

Дети, посмотрите на экран (на экране появляются буквы).

А теперь подойдем ко мне, закроем глазки (в этот момент звучат речевые звуки).

Логопед: - Что же вы видели на экране?

Ответы детей:- На экране мы видели буквы. Но не слышали. Буквы это видимое изображение.

Логопед: - А, что вы слышали?

Ответы детей: - Мы слышали звуки, но не видели.

Логопед: - Дети, мы отправляемся в город Звукоград. Там живут звуки нашей речи.

«Мы в город звуков речи

Идем и ждем мы встречи

Со звуками родными

Они ведь там живут

И есть у нас желанье

Красиво говорить

И всех без исключения

Сегодня удивить»

Ребята, люди обладают бесценным даром – Речью. Животные умеют издавать звуки, но это не речь, они не могут разговаривать друг с другом.

Работа с зеркалами (знакомство с органами речи)

С помощью чего мы произносим звуки? Отгадайте загадки.

Можно их тянуть трубой

Или просто их открой

Просят даже наши зубки

Шире открывайтесь – (губки)

Когда мы едем – они работают,

Когда мы не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить. Они заболят –(зубы).

Он скакать во рту привык

Шаловливый наш (язык).

Игра «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов)

Звуки бывают:

высокими – низкими,

тихими - громкими,

грубыми – нежными

долгими – короткими,

А еще звуки бывают:

теплыми - холодными

Поднесите тыльную сторону руки ко рту и подуйте на нее, пропев песенку «Змеи»:

ШШШШШШШШШШШШШ….

Дети, какая воздушная струя?

Ответ детей: Воздушная струя теплая

А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку «Насоса».

Какая воздушная струя?

Ответы детей: Воздушная струя холодная.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

(Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

(Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

(Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.

Логопед: - Дети. чтобы красиво и четко говорить, нужно тренировать наши органы речи. Давайте, проведем артикуляционную гимнастику (гимнастика проводиться за столом перед зеркалом)

1) – Назовите первый звук в словах:

«Широко рот открываю, звук веселый напеваю» - ааааааааа.

2) – Назовите первый звук в словах:

«Губы наши колесо звук получиться» - оооооо.

3) – Назовите первый звук в словах:

«Губы я трубой тяну и пою звук» - ууууууу

4) – Назовите первый звук в словах:

И – И – И

«Губы к ушкам потяни и получишь звук» - ииииии

5) – Назовите первый звук в словах:

Э – Э – Э

«Эге – гей! Звуковичок кричит, изо рта язык торчит» - ээээээ

6) – Назовите последний звук в словах: коты, столы,

Ы – Ы – Ы

«Ну –ка зубки покажите и пропой скорее» - ыыыыы

Логопед; - Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко.

Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки. Если звуки надевали эти рубашки, то они становились видимыми и превращались в буквы. Но стоило только снять рубашки, то звуки вновь становились невидимыми.

Подберите каждому символы – звуку, его букву.

Дети подбирают буквы к символам-звукам.

Логопед: - Ребята, путешествие наше заканчивается. Что мы узнали о звуках?

Ответы детей: - Звуки слышим и произносим, но не видим.

Логопед: - Что мы узнали о буквах?

Ответы детей: - Буквы видим и пишем, но не слышим.

Логопед: - Дети, давайте скажем спасибо Звуковичку за познавательное путешествие. А теперь занимаем наши места, закрываем глаза, считаем до 10 и обратно.

Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Использование музыкальных упражнений и песен в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда на логопункте Автоматизация поставленных звуков является одной из актуальных задач в работе логопеда по звуковой культуре речи. На своих занятиях я активно.

Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия № 1748 "Вертикаль" СП ДО "Теремок" КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект открытого интегрированного занятия. Старшая группа. (Составила Мельниченко О. В.) Тема: «Путешествие в страну звуков» Цель: Закреплять.

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие Маши в Страну звуков» Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Задачи: Образовательные: - познакомить с гласными звуками; - закрепить.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»