Что значит любить ребенка психология. Родительское собрание «Что значит любить своего ребенка. Любовь к детям - что это

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Педагогическое эссе «Что значит любить детей?», Волкова Т.В. г.Полярный, Мурманская область, МБОУООШ№2.

Ребенок становится счастливым, как только ощущает

к себе искреннюю и бескорыстную любовь.

Ш. А. Амонашвили.

Кто-то из родителей, конечно, прислушается, к написанному выше, но кто-то посчитает, что намного важнее обеспечить ребенка материальным благом, нежели подарить ему частичку своего внимания и любви… таким детям, особенно важна любовь и внимание учителя. Я, работая учителем начальных классов, очень часто наблюдаю эту закономерность у своих учеников…Многие учителя, несомненно любя своих учеников, ставят строгие рамки: не обнимать, лишний раз не шутить и так далее, мало ли нарушиться учительский авторитет? Я придерживаюсь другого мнения. «Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый», - писал Ж. Сесброн. Маленький человек, который приходит в твой класс, прежде всего ребенок, который нуждается в любви, поддержке и понимании. Он- маленький мир, который учитель, действительно Учитель, с большой буквы « У» стремиться познать. Вот так, приходит к тебе в 1 класс двадцать пять, а то и больше «миров», и ты, на протяжении всего времени обучения пытаешься понять этот мир, заглянуть внутрь, увидеть, а почему в данной ситуации он сделал так, а в другой так, а не иначе. Само собой, до конца этот процесс не завершается спустя 4 класса обучения, но постараться как можно четче разглядеть душу ребенка, его возможности и потенциал – одна из главных составляющих именно учительской любви.

А может ли учитель работать в школе, не любя детей? Казалось бы, ответ очевиден и лежит на поверхности - конечно нет! Нет, и еще тысячу раз нет! Но, если мы заглянем в наши школы, оказывается все не совсем так, как должно бы быть! Окончив университет, я сразу же пришла работать в одну из школ, нашей матушки - России. Работала на одной параллели с очень опытными и замечательными учителями, которые всю жизнь свою проработали на благо родины, «взращивая» молодые кадры для нашей страны… Но когда, после одного из уроков, я услышала всю правду, которую одна из них думает о детях…. Не о какой любви, как стало ясно из ее слов, и речи быть не могло. И такое я слышала из уст заслуженного учителя России! И тогда я решила для себя, пусть лучше я всю жизнь проработаю учителем, не имея никаких званий и наград, чем стану такой. Ведь не так страшно остаться без награды государства, как страшно, подчас в нашей рутинной работе, потерять себя как человека. А я считаю, с этим учителем произошло именно такое. Кто- нибудь из вас может мне возразить и сказать, а ты попробуй лет тридцать проработай учителем, тогда возможно и сама скажешь что-то подобное. А я отвечу вам следующим образом, если у учителя, сколько бы не было ему лет, может двадцать, а может и все семьдесят, если у него появляются такие мысли в голове, это значит стоп…остановись…сделай вдох и выдох и хорошенечко подумай, виноват ли кто-то из детей твоего класса в том, что ты не способен больше в полной мере быть учителем, педагогом, тем человеком, смотря на которого у детей должен гореть глаз, на того, на кого они хотят в чем- то быть похожим лет этак через двадцать??? Ты уже не тот? Тогда, возможно пора сменить профессию или уйти на заслуженный отдых, но не надо сваливать свои проблемы и усталость на детей, они не виноваты в том, что ты погас.. погас как учитель….ведь уважение к своим ученикам, это немаловажная часть любви к ним.

Еще В.А. Сухомлинский писал « Нельзя познавать ребенка, не любя его». А учитель начальных классов это не просто учитель, зачастую это «вторая мама» для тех детей, которым недостает родительской любви. Порою такие детки намного больше доверяют тебе, учителю, рассказывают свои тайны и секреты, которые не знает даже его близкий друг, и рассказывает он их тебе вполголоса, на ушко, чтоб никто-никто не слышал…а ведь это и есть проявление детской любви, любви к тебе как к учителю, но прежде всего любви к тебе как к человеку. В такие моменты каждый из нас понимает, что он не зря выбрал эту нелегкую и подчас неблагодарную профессию. Ребенок любит тебя чистой любовью, поэтому и ты, взрослый человек, знающий всю грязь этого мира, должен постараться дать ему почувствовать от себя подобное…Подзови такого ребенка к себе, чуть приобними, если ему плохо, дай ему понять что все будет хорошо, что ты дашь ему любовь, а вернее постараешься восполнить тот баланс, который он не получает от своих близких людей. И я больше чем уверенна, что уделяя такое пристально внимание таким детям, учитель не останется в долгу. Пусть не сразу, но учитель найдет свою награду! Пусть пройдет пять, десять, а может и более лет, но кто-то из таких учеников обязательно придет к тебе в класс, или возможно, встретит тебя на улице, и, улыбаясь, протягивая букет скромных ромашек, скажет тебе:« Спасибо, мой учитель!». Я считаю, что такая благодарность куда важнее многих государственных наград.

Зачастую, учителям приходится работать в довольно непростых классах, в которых есть неблагополучные семьи, родители которых злоупотребляют алкоголем, так же сейчас очень много неполных семей. В подобном классе работаю я сейчас, поэтому прекрасно осознаю, что многим детям из моего класса я должна уделить особое внимание. И прежде чем ругать такого ребенка, как это привыкли многие делать, я должна поговорить с ним и попытаться понять суть проблемы.. Не нужно далеко ходить за примером, приведу его из своей недавней школьной ситуации…Девочка приходит в школу с невыученными уроками, на мои слова ведет себя довольно агрессивно. Соответственно, у меня, как и у любого учителя, первая реакция – повысить голос и потребовать объяснений от ребенка. Что я и сделала, о чем очень скоро пожалела...В итоге из разговора с девочкой выясняется, что мама вчера была пьяная, кидалась на них с сестрой с кулаками и они сбежали к бабушке… После всего этого ты, учитель, сидишь и думаешь, а стоило ли повышать голос на ребенка? Зачем эта лишняя грубая эмоциональность? Что этот маленький человечек пережил за вчерашний вечер? Возможно, ты взрослый человек, многое уже повидавший, не испытывал никогда такой боли и унижения! Ведь никто не может заменить родную мать, и сложно найти большую боль для ребенка, чем ту, которую он получил от матери, а все мы прекрасно понимаем, что зачастую моральная боль и унижение куда сильнее чем физическая.

Уделяя таким детям повышенное внимание, мы поможем им не потеряться в этой жизни, они будут стоят увереннее на ногах и чувствовать себя в классном коллективе как дома. Ведь это очень важно, чтобы дети чувствовали себя в классе комфортно.

Все- таки очень много можно рассуждать над тем, что значит любить ребенка, и конечно нельзя забыть о том, что любить ребенка - это исключить любые оскорбления в его адрес. «Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство», - писал Николай Чернышевский. Нашему будущему нужны люди, которые выведут нашу страну на новый передовой уровень, а это смогут сделать лишь достойный люди, которых мы, учителя, должны взрастить именно сейчас! Очень часто приходится слышать в СМИ, да и просто в школьных коридорах о том, что учитель как-то оскорбил своего ученика. Возможно, ученик сам попытался сделать все, чтобы учитель повел себя таким образом. Но учитель, он на то и учитель! Если ребенок сделал или сказал что-то непристойное, ты взрослый умный человек должен объяснить, донести до души ребенка ту мысль, что это поступок неприличный, не нужно делать так! И, конечно, педагог, любящий детей обязан сделать это без оскорбительных слов в адрес своего шаловливого, непослушного, возможно часто раздражающего его, но РЕБЕНКА! Каждый из нас, в этот момент должен представить, что это его собственный ребенок, и гнать от себя мысли о том, чтобы сказать этому маленькому человеку что-то нехорошее….

А еще любить детей- это значит быть с ними на одной волне, в какой –то мере, учитель сам всегда должен оставаться ребенком! Посмотрите на учителей, очень часто они выглядят намного моложе своих сверстников. А за это мы должны сказать спасибо именно детям, которые нас постоянно окружают и дарят нам каждый день заряд молодости, не дают стареть нашим душам! Учитель, который плывет вместе со своим классом, в одном направлении- счастливый учитель! Лишь такой педагог каждый день приходит на работу с удовольствием. Конечно, не всегда сразу получается найти общий язык со всеми детьми. Но в этом очень помогают коллективные дела: участие в различных конкурсах, совместная подготовка к ним, походы на природу, совместные праздники, чаепития.. Именно в таких, внеурочных ситуациях каждый из нас может показать себя настоящего, без ложных масок. Именно в эти моменты возникает доверие между учителем и учениками, а доверие – это одно из составляющих такого чувства как любовь. Конечно, рамок и границ никто не отменял. Доверие должно идти под руку с уважением, иначе дети просто могут сесть учителю на шею и свесить ножки, чего допускать ни в коем случае нельзя, как бы ты не любил свой класс.

Уважение…уважение к ребенка как к личности, вот еще одна из важных составляющих учительской любви к детям. Каждый человек, имея даже небольшой жизненный опыт - это личность. Я. Корчак писал « Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!». Так давайте прислушаемся к этому великому человеку. Мы, взрослые люди, должны постараться отградить ребенка от этого жестокого мира, мира, полного лжи и предательств. Пусть ребенок узнает об этом как можно позже, пусть он проживет счастливое детство! Для каждого из нас, детство - это самая лучшая пора в жизни, рядом любящие тебя родители, а самая главная твоя забота – не пропустить любимый мультфильм, гуляя с другом во дворе. Те люди, которые были лишены счастливого детства – несчастные люди. Даже если в жизни у них все складывается хорошо, душевную рану детства уже не залечишь ничем. Она будет терзать тебя снова и снова, и ты сделаешь все, чтобы твой ребенок увидел самое счастливое детство, которое только может быть! Поэтому и учителя, несомненно, не должны разрушать хрупкий мир детства, а должны оберегать его, как стражники и вносить в него много новых интересных знаний и открытий. Ведь кто знает, что приготовила жизнь для того или иного ребенка, поэтому необходимо постараться сделать ребенка счастливым не завтра или через неделю, а именно сейчас, в ту минуту и секунду, когда ты находишься рядом с ним!

Учителя! Давайте не скупиться на добрые слова для своих учеников, давайте дарить им тепло и поддержку, давайте уважать их, прислушиваться к ним и быть с ними честными, ведь дети могут нас очень много научить, и показать мир в совершенно других красках! Давайте любить своих учеников, и получать эту любовь взамен, ведь делиться любовью – это и есть настоящее счастье!

ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

  • Принимать его таким, каков он есть.
  • Стараться устранить из своего поведения все признаки постоянного неодобрения ребенка.
  • Не предъявлять ребенку обвинений, а лишь высказывать чувства по поводу его поступков.
  • Предъявляя ребенку требования формулировать, что вы хотели бы от него, а не то
    чего бы вы не хотели.
  • В конфликтных ситуациях давать возможность сначала высказываться ребенку,
    лишь затем - самим.
  • Воздерживаться от резких порицаний и от слишком бурных похвал в адрес ребенка - и то, идругое мешает его правильной самооценке.
  • Отказаться от директивного стиля и аргументировать свои требования к ребенку.
  • Избавиться от привычки «включать голос на полную громкость», когда вас раздражают действия ребенка.
  • Научиться распознавать скрытые вопросы ребенка и давать на них ответы.
  • Установить с детьми партнерские отношения и привлекать детей для обсуждения важных для всей семьи вопросов.
  • Соблюдать семейные традиции.
  • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • * Никогда не применяйте угроз.
    Они ослабляют внутреннее «Я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю - сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься - шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.
    Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.
  • * Никогда не унижайте детей.
    Нельзя говорить ребенку:
    «Как можно быть таким балбесомфотозеем, болтуном, лгуном, хвастуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе.

    Сколько раз вы оскорбили ребенка, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «Я» - тому, из чего развивается личность.
  • * Никогда не подкупайте своего ребенка.
    Состоятельный папаша обещает сыну-первокласснику автомобиль, если он окончит школу с отличием. Мама сулит купить игрушку, если ребенок будет слушаться бабушку. Акцент переносится родителями с естественных стимулов -получить знания, помогать бабушке - на корыстные интересы, устанавливаются ложные связи между поступками и вознаграждением. Веди хорошие отметки можно получить по-разному: списывая, подкупая сверстников, которые и домашние задания за него сделают, и на контрольной помогут. Чаще всего подкупом стремления к знаниям не пробудить: цели смещены. Но это, так сказать, крупный подкуп. В житейском обиходе мелкие родительские «взятки»: «Не бегай по магазину, веди себя хорошо -куплю жвачку». Ребенок приучается манипулировать -сначала матерью, а затем и другими людьми. Позже его уже трудно научить бескорыстию, уважению к правам, интересам других людей. Он твердо стоит на том, что если люди от него чего-то ждут, то и он должен от них «чего-то» иметь - никак не иначе.
  • * Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.
    А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то. что Вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!»
    Но самое существенное: дети имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.
  • * Никогда не пережимайте с опекой ребенка.
    Это приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя слабее и хуже других детей, которых не опекают в такой степени. Понижается его уверенность в себе. Не стоит делать для ребенка или за ребенка то, что он в состоянии делать сам, пусть не так хорошо, как это делает мама.
  • * Никогда не следует слишком долго разъяснять ребенку что-либо, если он сам не задает на эту тему вопросов. Это рождает у детей ощущение, что их считают туповатыми, и вызывает скуку.
  • * Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания. Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать.
    Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе в магазин - минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин». «Вставай, я кому сказала!»
    Ребенок - не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.
  • * Никогда не потакайте чрезмерно своим детям .
    Есть родители, которые вообще все запреты считают слишком «стягивающими» личность, они предпочитают разрешать детям все и, как правило, становятся заложниками такого либерального воспитания. Не лучше приходится и детям, которые росли без разумных ограничений. Правила жизни представляются им «резиновыми». Неизбежно за пределами семьи они натыкаются на противодействие окружающих. Существует порядок в школе: расписание уроков, правила, обязательные для всех учащихся. И ему приходится очень трудно: укрепилась привычка делать лишь то, что приятно и важно лишь ему одному. Все это сулит ему жизнь, полную конфликтов, стычек - и на службе, и в будущей семейной жизни.
  • * Никогда не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
    Конечно, правила эти должны создавать разумный порядок, объединять и укреплять семью, а не отражать лишь мимолетные желания взрослых. Меняющиеся, нетвердые правила лишь запутывают и смущают ребенка. Он тогда плохо понимает, что от него хотят, что можно, чего нельзя.
  • * Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.
    Если от пятилетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь десятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.*
    Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим». Это происходит, когда родители внушают ребенку: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой только для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный!» и пр.
    Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» от них или находит «блокировки». Доводилось Вам слышать, как дети, к примеру, отвечают ни обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век. все равно я человек»,- повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.
  • * Никогда не подавайте ребенку команд, выполнения которых на самом деле вы не собираетесь добиваться.
    Дисциплина - важная составляющая детского воспитания, но ни свивальником, ни хлыстом она становится не должна. Суть воспитания, в сущности, могла быть выражена простой формулой: родители обучают детей, а дети учатся. Учатся многому, но прежде всего - любить и уважать друг друга, окружающих людей.

Что значит любить детей?

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. То, как ребенок будет воспринимать себя на протяжении всей жизни, - его самооценка - во многом зависит от того, насколько удовлетворена его потребность в любви. Маленький ребенок еще ничего не знает о себе, он видит себя таким, каким его видят близкие. Каждым обращением к ребенку - словом, интонацией, жестом, даже молчанием - родители сообщают ему что-то о нем. От знаков одобрения, любви и принятия, у ребенка складывается ощущение «я хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики - ощущение «со мной что-то не так», «я плохой». Наказание ребенок воспринимает как сообщение «Ты плохой!», критику - «Ты не можешь!», невнимание - «Мне до тебя нет дела» или даже «Я тебя не люблю». Поэтому, заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе, нужно отдавать себе отчет, какое сообщение ему посылается в общении. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от окружающих.

Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять свой авторитет. Но, когда родители открыто и искренне выражают свои чувства, дети видят, что они тоже живые люди, - и, в свою очередь, начинают доверять свои чувства. Понимание, уважение к личности, доверие - самое важное в отношениях между ребенком и взрослым.

Способы выражения любви к ребенку можно классифицировать по четырем типам: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Каждая область принципиально важна. Многие родители сосредоточивают свое внимание на одной или двух областях, пренебрегая другими, делая при этом огромную ошибку.

1.Контакт глаз. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Хотя мы и не осознаем этого, но используем контакт глаз как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями (и другими людьми) для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар. Если ваш взгляд постоянно выражает любовь и доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Если же взглядом стремятся только выразить строгость, раздражение, ребенок приучится к такой же реакции. Ребенок даже учиться начинает лучше, если удовлетворить его эмоциональные потребности. Ласковый взгляд и нежное ободряющее прикосновение могут снизить уровень тревожности и уменьшить страхи ребенка, укрепить в нем чувство безопасности и уверенности в себе.

2. Физический контакт. Большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Говоря о физическом контакте не имеется в виду, что обязательно целоваться, обниматься - просто любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т. п. При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение, соответствующие возрасту, совершенно необходимы. Они должны быть естественны, действовать умиротворяюще на ребенка, не быть демонстративными или чрезмерными.

3. Пристальное внимание. Что означает пристальное внимание? Это означает, что родитель сосредоточивается на ребенке полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ребенок ни на мгновенье не сомневался в полной, безоговорочной любви к нему. Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству; он должен быть уверен в своем праве на нераздельный, подлинный интерес, внимание и внимательность, заботливую сосредоточенность и интерес именно к нему в эту минуту. Осознание этого жизненно важно в развитии самооценки у ребенка. А это глубоко влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми и любить их. Самый лучший способ для этого - это побыть с ребенком наедине. Если у Вас несколько детей, необходимо найти время, чтобы побыть наедине с каждым ребенком.

4. Дисциплина. Многие родители считают, что дисциплина означает наказание (для некоторых - порка). Но на самом деле любовь и дисциплину нельзя разделить, а наказание - это очень маленькая часть дисциплины. Дисциплина - это прежде всего достойный пример взрослых, моделирование ситуации, словесные и письменные инструкции, обучение, обеспечение ребенку возможности самому учиться и набираться различного жизненного опыта, в том числе и умения отдыхать. Когда ребенок уверен, что родители понимают все, о чем он пытается рассказать, что они осознают его чувства, мысли и желания, он гораздо охотнее будет положительно реагировать на дисциплинарные требования. Это не означает, что нужно поддаваться на требования или капризы ребенка, это означает, что нужно полностью сосредоточиться на общении с ним в этот момент, чтобы у ребенка не появилось ощущение, что родитель просто настаиваете на своем, используя свой авторитет, и пренебрегает его мыслями и чувствами. Ребенок в этом случае обучается очень важному навыку: умению вести переговоры, уважать точку зрения другого и искать компромиссы.

Как выражать любовь к ребенку? Советы родителям:

· Говорите больше теплых слов: «Мне хорошо с тобой», «Я рад(а) тебя видеть», «Хорошо, что ты здесь», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась(лся)», «Как хорошо, что ты у нас есть».

· Обнимайте ребенка несколько раз в день: четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми объятий в день, чтобы чувствовать: мы вместе.

· Принимайте ребенка безусловно: не говорите: «Если ты будешь хорошей девочкой (мальчиком), я буду тебя любить». Ведь любовь - не товар. Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что родительская любовь не оценочна и не зависит от каких-то условий. Любите ребенка не «за то, что он…» и не «только если он…», а просто потому, что он есть. Только на фоне безусловного принятия возможно все остальное: воспитывать, договариваться, налаживать дисциплину, даже и наказывать, если в этом возникает необходимость.

· Дружите с ребенком: п онимайте его внутренний мир, чувства и делитесь своими чувствами, своим миром. Формируйте у ребенка положительную позицию по отношению к себе и окружающим его другим людям: Я “+”, ТЫ “+”: ведь человек, не сознающий собственную ценность и одновременно пренебрегающий ценностью других, может совершать поступки, нежелательные для него самого и окружающих, поскольку ему безразличны их последствия.

Необходимо показать ребенку, что Вы считаете его достойной личностью:

Важно в самом деле внимательно выслушать ребенка, когда он говорит - сначала выслушать, а потом наказывать;

Важно избегать физического наказания;

Важно контролировать свой гнев - бурное проявление негодования, особенно бесконтрольные взрывы гнева и бешенства, поначалу очень пугают ребенка. Но ребенок растет, и, когда родители слишком часто теряют контроль над собой, впадая в гнев и ярость, это исподволь подтачивает его уважение к родителям и наряду с этим постепенно разжигает его собственные дурные наклонности к невоздержанности, гневу и злобе.

Материал подготовлен на основе книги

Р. Кемпбелл «Как на самом деле любить детей».

Кому-то этот вопрос может показаться более чем странным, но тысячу людей по всему миру все же задаются им – как полюбить своего ребенка ? Почему родители считают, что любят недостаточно?

Почему дети жалуются на свое одиночество и чувство ненужности? И нормально ли это - быть чайлдфри ? Вопросов много, и на все психология в той или иной степени нашла ответы.

Любовь к детям - что это?

Что значит - любить ребенка? Сегодня много говорят и пишут про безусловную любовь .

Это ценность и идеал времени, в некотором смысле, его философская характеристика. Говорят и пишут много, но все ли родители понимают, что это такое?

Безусловной любовью называют полное принятие своего близкого человека. Это непросто, это требует работы над собой, определенных душевных сил.

Это значит, что ваш ребенок - главная ваша любовь не потому что он старательно играет на скрипке, у него красивые карие глаза или потому что он самый умный в классе.

Безусловная любовь - это полное принятие человека таким, каким он есть, просто потому что он ваш человек. В данном случае это полное принятие ребенка, ведь вы его родили.

Это дело вашей жизни: из маленького семечка взрастить личность. И вы не накладываете на собственное дитя свое видение идеального ребенка, а принимаете своего потомка в его настоящем облике - не самым идеальным, не всегда умеющим то, чего вы от него ждете.

Мучительные роды или тяжелый период первых месяцев жизни ребенка мог стать потрясением для женщины: и оно столь сильное, что не позволяет ей перестроиться, осознать счастье случившегося.

Если родители не любят уже подросшего ребенка, причины тоже могут быть разными. Возможно, они не любят одного ребенка на контрасте с другим - первый умный, талантливый, веселый. А второй звезд с неба не хватает, двух слов связать не может, да и не самый симпатичный.

Но дело не в ребенке, а в ваших завышенных ожиданиях . Он такой какой он есть, и он заслуживает вашей любви просто фактом своего рождения: само рождение ребенка - это словно гарантия для него, что его будут любить. Скиньте груз собственных надежд с человека, который просто растет, просто проживает свою жизнь.

Почему некоторые родители не любят своих детей? Самая частая причина - их не любили, и этот опыт, эта модель перекочевала в их жизнь. Сложно любить, когда не знаешь как . Многие родители инфантильны, хоть сами этого не осознают.

Ребенок помешал их жизненным планам: они на невинное дитя вскинули ответственность за то, что не закончили ВУЗ, не устроились на хорошую работу, не пожили для себя…

Но более правдиво так: ребенок выбил вас из своей колеи , и вы не захотели приложить силы, чтобы пойти по другой. Огромное количество родителей получали образование с ребенком на руках, он был их двигателем и мотиватором.

Муж или парень не хочет заводить потомство

Опять же, может быть, он не знает, как это - любить.

Проанализируйте, какие отношения были в его собственной семье . Покажите ему ненавязчиво, как хорошо ребенку, когда папа уделяет ему внимание.

До многих мужчин факт отцовства доходит не сразу: но если именно папа помог малышу сделать первые шаги, если под папиным руководством ребенок научился держать ложку и собирать пирамидку, редкий отец не получит свою дозу счастья и гордости.

У мужчин в принципе это чувство любви к детям развито не так сильно - имеется в виду то женское желание улыбнуться малышу на улице, погладить незнакомого ребенка по головке.

Многие мужчины впервые испытывают умиление ребенком, только когда у них появляется собственный.

А ставить клеймо чадоненавистника молодому парню просто глупо - хотя, если он бурно выражает свой негатив, есть повод задуматься.

Это невротические проблемы, которые могут говорить о том, что человек в принципе не умеет любить, он сконцентрирован на себе и чужой человек для него не является ценностью.

Почему отцы не любят своих детей? И здесь причин много: например, ребенок нежеланный. Так случается, если ребенок стал поводом для женитьбы. Иногда родитель словно теряет любовь к ребенку, когда разводится с его матерью.

Помните, что любовь - это тоже дар, талант, работа, старания. Не все люди вырастают, многие живут и буквально купаются в своей инфантильности и нежелании отвечать не то что за чью-то, но даже и за свою собственную жизнь.

Нужно ли проявлять чувства?

Банально - но ведь для этого они и рождены .

Для того чтобы человек вырос здоровым, а не невротиком с кучей проблем, ему нужен опыт в любви. Очень многие вещи в будущем он будет строить на той базе, которая заложена в детстве.

Любовь питает, она дает ребенку уверенность в себе , определяет саму сущность его существования.

И выражается она не в дороговизне игрушек и крутости организации детского Дня рождения, а в ежедневном внимании - самое дорогое, что вы можете ему дать, это свое время. Как мудро подмечено: для хорошего воспитания ребенку тратьте на него меньше денег, но больше времени.

Чайлдфри, беременность: «за и против». Психология:

Недолюбленные дети - последствия

Самое страшное последствие - это , которое они несут дальше с собой по жизни.

Этот нелюбимый ребенок будет ощущать себя виноватым: одного это чувство толкает на агрессию, другого - на и мира в целом, третьего - на желание всю жизнь всем что-то доказывать о себе.

Словом, растет невротик , который потратить свою жизнь на борьбу с ветряными мельницами, будет отказывать себе в счастье.

Недолюбленные дети — причины и последствия:

Если вас самого в детстве не любили, это не значит, что вы и не научитесь. Пробуйте менять себе и привычное, шаблонное отношение к вещам. Главное - захотеть перемен.

Что делать, если ребенок раздражает?

Начните с того, что это ваша проблема, а не ребенка. Он такой, какой он есть.

У него малый жизненный опыт, чтобы меняться в угоду людям.

Обозначьте внутри себя конкретно, что же вам не нравится. Подумайте, можно ли это справить и, наконец, а нужно ли это делать. Вы хотите подстроить его под себя? Вы уверены, что это будет благо для него?

Доверяйте ему - выслушайте хоть раз не перебивая, не поучая . Если в вашей семье разговоры по душам не практикуются, это уже большое ваше родительское упущение.

Посмотрите на свое дитя - это ваше творение, в нем ровно 50% от вас и 50% от человека, которого вы когда-то сильно полюбили.

Он не просил своего рождения - вы обещали ему любить, ведь вы его родили. Неужели вам не хочется любить то, что создано вам? Возможно, у вас проблемы с самооценкой и восприятием себя.

Как правильно любить ребенка? Узнайте из видео:

Как принять его таким, какой он есть?

Вам достался маленький человечек, абсолютно беспомощный и нежизненноспособный без взрослого рядом. Вы научили его ходить, есть, разговаривать, читать, вы дали ему целый мир.

Где та точка, когда вы остановились? Когда вы выдохнули и сказали - ну все, хватит, теперь ты сам. Почему это произошло?

Даже в двенадцать он просто ребенок. Он научился дерзить и учится хуже, чем сын подруги. Он нескладный, не хочет читать книжки и сидит в планшете часами. Но, вот удивительная штука, не бывает детей, которым ничего не надо.

Не бывает детей, которые не хотят учиться - познание это основная потребность ребенка на физиологическом уровне, залог выживаемости. А он уткнулся в планшет и не хочет с вами общаться не потому что такой взрослый и сделал выбор, дескать, я такой человек, мне не нужны никто и ничто, идите вы все…

Он просто не умеет иначе обозначить то, что он: одинок, его не слышат, им не интересуются искренне и т.д. Он еще мал, чтобы доносить свою боль. Но вы достаточно взрослы, чтобы понять свое чадо.

Не опускайте руки - работайте. Главное захотеть ему помочь и не бояться демонстрировать свою любовь. Она нужна всем людям на земле, и двенадцатилетнему подростку тоже.

Как полюбить приемного малыша?

Это проблема иного плана: к такому родительству нужно готовиться .

И когда ребенок уже в семье, понять - он ваш. Такой, какой есть. И любить вы его должны научиться по такому же факту, как и родного. Люблю тебя за то, что ты с нами.

Один простой пример . Белорусский актер Павел Харланчук воспитывает двоих приемных детей и троих родных. Усыновленный мальчик долгое время не приживался в семье, и однажды сказал - отвезите меня к моей бабушке, я не хочу жить с вами.

Измучанные непониманием ситуации родители так и сделали: хочешь, давай, так тебе будет лучше. И уж почти доехав до бабушки, отец остановил машину. Он увидел испуганные глаза ребенка, осознание неизбежного и на самом деле - нежеланного.

Павел сказал сыну: «Ну что ты… Ну как мы тебя отдадим? Никому мы тебя не отдадим, потому что ты наш сын. Мы тебя любим. Никому мы не отдадим своего ребенка» . И развернул машину. Стена была проломлена. Мальчик увидел ту любовь, которая нужна каждому ребенку на земле.

Как полюбить приемного ребенка? Советы в этом видео:

Что делать, если сын или дочь не любит маму?

Вероятно, у вас большие ожидания . Формы проявления любви разные - и угадать ту, которая нужна вам, ребенку еще стоит научиться.

Помните, что дети следуют не нашим словам, а нашим примерам. Нечего воспитывать: они все равно все будут повторять за нами.

А вы уверены, что демонстрируете ему свою любовь ? Не заботу, кормежку и заполнение шкафа вещами, а именно любовь?

Любовь для ребенка - это тоже физиологическая потребность. Но ему сложно показывать свою любовь к маме слишком требовательной, грубоватой, не терпящей действий не по своему шаблону.

И это трудно будет сделать даже взрослому человеку. Может быть, для вас проявления его любви -

Наших детей мы любим катастрофически мало. Родители, порой заняты зарабатыванием денег и разрываются между двумя-тремя работами. Поэтому времени на любимое дитя просто не остается.

В результате у многих мам и пап остается комплекс на всю жизнь, из-за того, что они недолюбили и недоласкали своих детей. Так как же любить ребенка?

Еще совсем недавно, каких то 20-30 лет назад, активное участие в воспитании детей принимали дедушки и бабушки. Просто потому, что родители физически не могли быть дома. Сегодня на смену им приходят няни. Порой от них требуют не постоянного участия в эмоциональном развитии ребенка, а сговорчивости и умение подчиняться хозяйскому режиму.

Любовь к ребенку

А тем временем, потребность в эмоциональной поддержке и любви малыш испытывает с первых минут рождения. И со временем эта потребность становится все больше. Психологи в один голос твердят, насколько важно тесный физический и телесный контакт с детьми.

В основном, фигурой дарящей тепло и любовь, является, конечно, мама. Ей и предстоит играть главную роль в развитии малыша в возрасте до 5-6 лет. А вот если мать отлучают от ребенка или же родительница с утра спешит на работу, то у детей развивается «комплекс сироты». Он психологически и эмоционально отрывается от сверстников. Такому дитю трудно будет создавать и поддерживать глубокие и длительные контакты с окружающими. Он не сможет полностью положиться на другого человека.

Отсутствие постоянно, а не эпизодической эмоциональной связи приводит к ранним неврозам у детей, что в будущем может хорошо подпортить жизнь, особенно личную. Ведь она, как раз, и предполагает высокую заинтересованность в близком человеке и глубокую эмоциональную близость.

Как любить ребенка или 5 языков любви

К примеру, когда дети воспитываются в детских домах и приютах, где у персонала просто физически не хватает времени и сил на всех малышей, они вырастают неуверенными, с низкой самооценкой и уровнем притязания. И если с детства ребенок слышал только упреки, то оно и усваивает эту модель поведения.

Любовь родителей к ребенку


Как показать ребенку свою любовь?

Собственных детей родители должны почаще носить на руках, обнимать, прижимать к себе, целовать, купать, гладить по спинке и так далее. Кстати, тех детей, которые лишены все этого, психологи советуют сажать на первые парты в школах. Чтобы у них была возможность получить внимание от учителей, которые будут заглядывать в тетрадь, обнимать за плечи и пожимать руку.

Как принять своего ребенка?

Кстати, успеваемость каждого ребенка зависит, как известно, не только от интеллектуальных способностей. Важно присутствие в малыше уверенности в том, что их принимают и любят.

Есть еще один способ показать ребенку, что он любим. С помощью взгляда. Теплого, любящего, восторженного, обожающего и счастливого. Такой взгляд красноречивее любых слов говорит о том, что мы любим свое чадо.

Любовь матери к ребенку

Уже через пару месяцев после рождения каждый малыш начинает фокусировать взгляд на различных предметах, различать их, а так же искать глазами человека, и не обязательно маму.


Мама является самым главным и жизненно необходимым человеком. Малыш постоянно к ней тянется, скучает и плачет, когда мамы долго нет рядом. Но чаще всего в современной жизни выходит так, что роль мамы выполняют бабушка, няни и даже порой папы.

Некоторые мамы убегают на работу, делают карьеру, а в это время дома с детьми сидят мужья. Причем, каждая из них надеется, что мужская суровость не мешает сильному полу быть ласковыми и пестовать детей, смотреть на них с обожанием матери.

Как общаться с ребенком?

Собственным детям мы должны научиться смотреть открыто и прямо в глаза. Тогда и малыши, в свою очередь, научатся уверенно смотреть другим людям в глаза. Одна довольно интересная закономерность: чем чаще и чем открытее дети смотрят взрослым в глаза, тем чаще малышам предлагают помощь и поддержку.

Психологи из Великобритании провели простой эксперимент в детском госпитале. Оказывается, что волонтеры, которые бесплатно помогают медикам в больницах, чаще заходят в палаты к тем больным детишкам, которые более общительные, спонтанные и отличаются открытостью взгляда.


Дети чувствуют все, голос, интонацию, раздражительность, добро и зло. И визуально видно, насколько искренне и тепло взрослый относится. А вот анализ российской действительности показал, что физические контакты и взгляды чаще всего используются мамами и папами как средство наказания.

Строгий, рассерженный, суровый взгляд одного из родителей как бы призывает малыша остановиться и предупредить о физическом наказании. Впрочем, высказывание «бьет, значит любит» мы все тоже усвоили еще в детстве, когда физическое наказание, попросту ремень, воспринимали в качестве нормы.

Януш Корчак «Как любить ребенка»:10 Заповедей для Родителей

Так как же любить ребенка? Любить – значит стимулировать его заботу о близких и окружающих. Любовь является стимулом детей к тому, чтобы они без боязни открывали и познавали мир таким, какой он есть, со всеми его горечами и заботами.

Хорошей матери вместо слов «Прижмись ко мне малыш покрепче, пока я рядом с тобой, тебе ничего должно быть страшно» надо сказать: «малыш, не бойся смотреть окружающим в глаза, дружески и открыто, как смотрю я в твои глаза. И знай, чтобы ни случилось, у тебя всегда хватит сил справиться с трудностями. Рядом всегда окажется тот человек, который поддержит и тот, который нуждается в твоей поддержке и помощи».

Мамина любовь должна помочь открыть ребенку мир. Признание же в любви может звучать по-разному. К примеру, «мне интересно то, что ты делаешь, «ты мне дорог», «как красиво у тебя получилось», «кто это так замечательно нарисовал?», «давай обнимемся».

По мнению редакции сайт, важно установить с ребенком доверительные отношения, тогда вы сможете понимать друг друга.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»