Сценарий развлечения "рождественские святки". Сценарий праздника во второй младшей группе «Рождественские колядки

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Сценарий игровой программы для первой младшей группы «Лесные колядовщицы»

Историческая справка

Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям. Парни, девушки, дети ходили по дворам, наряжаясь козами или медведями, пели песни - колядки, желая хозяину урожайного года, добра в доме. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.

ОБОРУДОВАНИЕ

Белая большая простыня; бутафорские морковки — по одной каждому ребенку; корзинка с угощением; фонограмма русской плясовой мелодии «Барыня».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Взрослые.

Дети.

Зал украшен к новогоднему празднику, в центре зала — наряженная елка, под ней укрытый простыней лежит Медведь.

Дети входят в зал и встают вокруг елочки, на которой горят огоньки.

Ведущий Во владеньях инея и снега

Расцвели хрустальные сады.

К нам в окошко с праздничного неба

Льется свет рождественской звезды.

В каждый терем, в каждую светелку

Златокрылый ангел прилетел.

Он зажег рождественскую елку

И на нас с улыбкой поглядел.

Песня «ёлочка»

Ведущий Огоньки сверкают,

Огоньки мигают,

В зимний лес зовут.

Там нас сказки ждут.

Давайте, ребята, отправимся в зимнюю лесную сказку.

Двигательные упражнения «В дорогу»

В дорогу, в дорогу Дети маршируют.

Нас музыка зовет,

По снежным дорожкам

Наш детский сад идет.

Под ножками тихо Ходят на носках.

Скрипит, скрипит снежок.

Идем на носочках.

Не отставай, дружок!

В лесу много снега, Широко шагают.

Сугробы лежат.

Чтобы не увязнуть,

Сделай шире шаг.

По лесным тропинкам Маршируют.

Ножки спешат.

На прогулку вышел

Наш детский сад.

Ведущий . Вот и попали мы в сказочный зимний лес.

Но что это за большой сугроб?

Стихотворение с движениями «Как на горке»

Как на горке Дети поднимают руки.

Снег, снег. Встряхивают кистями рук.

И под горкой Опускают руки, слегка наклонившись вперед.

Снег, снег. Встряхивают кистями.

Как на елке Соединяют прямые ладони над головой под острым углом («макушка елки»).

Снег, снег. Встряхивают кистями рук над головой.

И под елкой Плавно водят руками вправо-влево, опустив их.

Снег, снег. Встряхивают кистями.

А под снегом спит медведь. Кладут две ладошки под щеку.

Тише. Тише. Не шуметь. Грозят указательным пальцем.

Ведущий . Отойдем, ребята, от берлоги. Не будем тревожить Мишку.

(Дети на цыпочках садятся на места.)

В зал входит Лиса.

Лиса. Здравствуйте, ребята! Что это вы так тихо сидите? Я пришла Медведя разбудить. Он и так весь новогодний праздник проспал. (Подходит у сугробу.)

Мишка, просыпайся!

Мишка, поднимайся!

Ничего не слышит Мишка.

Помогите мне, детишки!

Дети топают ногами и хлопают в ладоши.

Спит, не слышит ничего.

Будем мы будить его.

Игра «Догонялки»

Подошли ребята к Мишке. Дети подходят к Медведю,

Сладко спит наш шалунишка.

Мы в ладоши громко хлопнем — Хлопают.

Раз, два, три!

И ногами так притопнем — Топают.

Раз, два, три!

Просыпайся, Мишка, Грозят пальцем.

Мишка-шалунишка,

Из берлоги вылезай

И ребяток догоняй!

Мишка сбрасывает с себя простыню и догоняет детей. Они убегают на места.

Медведь

Вы зачем меня подняли,

Мишке выспаться не дали?

Лиса

Миша, наступили святки.

В деревнях идут колядки.

Медведь. Колядки? Это что такое?

Лиса. Колядки — это веселые забавы. (Историческая справка

Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям. Парни, девушки, дети ходили по дворам, наряжаясь козами или медведями, пели песни - колядки, желая хозяину урожайного года, добра в доме. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.)

Медведь . Угощение — это хорошо!

Лиса. Чем, Миша, мы хуже? Давай в лесу у нас поколядуем!

Медведь. А кто нам в лесу угощение даст?

Лиса. Смотри, сколько ребят к нам в зимний лес в гости пришло. Вот пусть они нас и угощают.

Медведь, Лиса

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой!

Медведь Коляду встречайте,

Нас с Лисою угощайте!

Ведущий Не плясали и не пели,

Угощенья захотели!

Сначала нас повеселите,

Поиграйте, попляшите.

Медведь

А я, Мишенька-медведь,

Так умею песни петь:

Ведущий Тише, Миша, не кричи!

Послушай лучше ты ребят,

Петь песню и они хотят.

Песня «коляда»

Лиса А я — Лиса-красавица.

Играть мне очень нравится.

Игра «Зайцы и лиса» Г. Вихаревой

Медведь

Я, Топтыгин, с давних пор

Замечательный танцор,

Удивительный артист,

Называюсь пародист.

Кого хотите, покажу,

Движеньями изображу.

Номер «Пародист»

Исполняет Медведь. Ведущий дает ему задания, тот изображает.

Ведущий Ты, Топтыгин, попляши

И ребятам покажи,

Как старушки пляшут

Да платочком машут.

Медведь показывает.

Как девчушки-хохотушки

На праздник собираются,

Кудри вьют, наряжаются,

Белятся да румянятся.

Медведь изображает.

Как мальчишки-шалунишки бьются,

Кулаками дерутся.

Медведь боксирует с воображаемым противником.

Как старый дед ногами стучит,

На парнишек ворчит.

Медведь топает ногами.

Ведущий Прикатила коляда

Из далекого леска.

Что за славный денек!

Ты не прячься за пенек,

Будем дружно мы ходить,

Будем всех веселить!

Дети и звери танцуют у ёлки

Танец (по выбору)

Лиса

Вас кончаем веселить.

Не пора ли нас дарить?

Ведущий

Вот вам, гости дорогие,

Колядовщики лесные,

Пряники, конфеты!

(Дает Лисе и Медведю корзинку с угощением.)

Медведь. Спасибо вам за это!

Медведь и Лиса прощаются с детьми и уходят.

Ведущий

Полно в сказке нам бывать,

Пойдем на улицу гулять!

Дети обходят елочку еще раз, любуясь ею, и уходят из зала.

Первый месяц зимы богат праздниками. С давних времён существует много интересных традиций, обрядов, связанных с Новым годом и Рождеством. Но, к сожалению, о них начинают забывать. Всё чаще праздники отмечаются в развлекательных центрах и увеселительных заведениях.

Предлагаю окунуться в прошлое и познакомится с традициями русского народа. Праздник, проведённый в народном стиле, это не только возможность принять участие в обряде колядования. Это живой рассказ детям об обычаях предков, воспитание любви к русским корням. Сценарий празднования Рождества для взрослых и детей !

Как подготовиться к празднику

Рекомендую проводить праздник в просторном помещении, которое на время превращается в деревенскую улицу. Для этого нужно будет поставить вдоль стен картонные «избы». Возле каждой хаты поставьте «хозяевов», которые будут раздавать угощения. Это могут быть родители детей. На стены развесьте бумажные звёзды, снежинки, украсьте гирляндами.

Роли, стихи, слова песен для разучивания раздаются участникам мероприятия заранее. Не менее важно подготовить костюмы, чтобы глубже погрузится в удивительный мир предков. На этом хочу остановиться немного подробнее.

Самый главный в шествии колядовщиков – Звездарь. Он знает слова всех песен и колядок. Также он носит символ Рождества – Вифлеемскую звезду. Эту роль можно отдать ведущему мероприятия.

За Звездарём обычно следует Звонарь. В его руках — колокольчик (можно заменить бубном), звон которого сообщает хозяевам хаты, что идут колядовщики. Завершает торжественное шествие – Мехоноша. Он отвечает за мешок, в который складываются наколядованные угощения.

Всех трёх персонажей можно одеть в тулупы, шапки-ушанки, валенки. Вручить каждому атрибуты, соответствующие роли.

Понадобятся костюмы обязательных спутников Звездаря:

  • Скоморохи – яркие шаровары, смешная рубаха «с чужого плеча», пояс, шапка с бубенчиками.
  • Коза и медведь – старая шуба, маски животных. Козе можно надеть вязаную шапочку с пришитыми рожками, медведю – шапку-ушанку.

Также среди ряженых могут присутствовать такие «животные», как собака, олень и лошадь. Костюмы не обязательно делать самому, иногда на это не хватает времени или умения. Самый простой вариант – взять напрокат.

Остальных детей можно нарядить в народном стиле. Для девочек – длинные широкие юбки, платки, венки с разноцветными лентами. Для мальчиков – шаровары, подпоясанные рубахи.

Вот такая яркая, ряженая компания и должна отправиться колядовать по селу. А вот как это будет происходить, читайте дальше.

Сценарий на Рождество для детей

Ведущий: Здравствуйте, ребятушки! Вот и пришла волшебница зима! Долго мы её ждали и наконец-то дождались. А скажите-ка, ребятки что нам принесла зима, какие развлечения? (дети отвечают)

— А теперь назовите мне зимние праздники. (слушаем ответы)

— Правильно, ребята! Молодцы! А знаете ли вы, что ночь с 6 на 7 января – это время рождественских колядок? Был такой интересный, весёлый обычай у наших предков.

— Колядовать обычно отправлялись после того, как на небе появится первая звезда. Люди собирались группами, наряжались, ходили от дома к дому с песнями и добрыми пожеланиями. Вот и мы с вами сегодня отправимся колядовать по нашей сказочной деревне.

Ведущий вызывает трёх ребят, которые расскажут остальным о том, что такое святки.

Ведущий: Ребята, а пойдёмте к Иванычу колядовать!

Как пошла Коляда вдоль по улице гулять с Новым годом поздравлять

Ведущий, он же Звездарь, собирает всех вместе и отправляются в путь по деревне к дому старика. Звучит фонограмма песни «Как пошла Коляда». Звездарь и дети хором подпевают, танцуют, водят хоровод.

Колядовщики подходят к избе старика.

Ребята: Пришла Коляда! Эй, хозяин! Отворяй ворота!

Иваныч: Ой, бегу-бегу! Хорошим людям почему бы и не открыть!

Ребята: Здравствуй, дедушка Иваныч! Позволь тебе песенку спеть.

Звездарь запевает песенку-колядку, дети хором дружно подпевают.

Иван Купала – Заинька

В этом видео можете ознакомится с замечательной колядкой «Ай, заинька». В описании найдёте слова, которые можно распечатать и раздать детям заранее.

После дружного исполнения песни-колядки вперёд выходит один из детей и зачитывает заранее разученный стишок:

Иваныч: Ай, да молодцы! Спасибо, ребята, что заглянули в мою хату! Принимайте угощения! С Рождеством вас!

Дети и ведущий (хором): Здоровья вам, дедушка! Счастья! Живите без бед вы ещё сто лет!

Ведущий: Ребятушки, собирайтесь в хоровод, сейчас будем с вами в «Кошки-мышки» играть.

Дети берутся за руки, замыкают круг. Двое выбираются на роль «кошки» (остаётся за кругом) и «мышки» (стоит в кругу). «Кошка» должна пробраться внутрь и поймать «мышку». После того, как ей удалось это сделать, выбирается другая пара.

Предлагаем детям сыграть ещё в одну игру, которая называется «Шире круг». Ребята берутся за руки, один становится внутри замкнутого круга. Ему завязываю глаза. Он кружится вокруг своей оси, дети также идут по кругу. Водящий приговаривает: «Шире-шире-шире круг. У меня пятьсот подруг. Эта, эта, эта, эта! А любимая вот эта!». На последних словах хоровод замирает, а водящий не глядя выбирает «подругу», которая занимает его место.

Ведущий: А теперь, ребятушки, пойдем в избушку, что одиноко на краю деревни стоит. Туда, где бабка Трындычиха живёт.

Под уже знакомую фонограмму «Как пошла коляда» веселое шествие отправляется к дому Трындычихи.

Ребята: Эй, хозяева! Мир вашему дому! Гостей встречайте! Коляда пришла!

Трындычиха: Кто это тут, под окнами раскричался, спать не даёт?! Ох, я вас сейчас!

Берёт метлу, недовольная подходит к детям.

Ребята: Бабушка, это мы – колядовщики!

Трындычиха: Вот принесла вас нечистая! Что же вам в такую ночь морозную дома не сидится? А ну, разбегайтесь, а то я вас сейчас метлой как …. !

Бабка замахивается метлой, дети разбегаются в разные стороны.

Звездарь и дети хором читают колядку:

Ведущий: Давайте сыграем в весёлую игру, которая называется «Старушка-завидушка».

Для игры понадобится шарик, на котором нарисовано злое лицо. Под русские народные мотивы дети перекидывают друг другу шарик. В конце ведущий лопает его со словами:

— Вот что с жадными, недобрыми людьми обычно бывает! Лопаются они от зависти и злобы, что в их сердцах живёт!

— Перед там, как отправится к последней хате, давайте сыграем в игру «Веселые ребята». Сейчас один из вас станет «ловишкой». Он должен будет повернуться спиной к остальным. Вы же подбегаете к нему и дружно кричите: «Мы весёлые ребята, любим петь и танцевать. Повернись к нам ты, ловишка, и попробуй нас догнать!» Тот, кого водящий поймал первым, становится на его место.

Ведущий: Ребята, осталась в нашей деревне ещё одна хата — Митрофаныча и его доброй жены Матрёны. Пойдёмте скорее туда.

Шумно, весело идут к избе Митрофаныча.

Ребята: Хозяева, отворяйте ворота! Мы вам Козу в гости привели!

Хозяева: Проходите, гости дорогие! Но зачем нам коза? У нас своя есть!

Ведущий: А наша коза не простая! Там, где она копытцами потопчется, будет мир, лад и достаток!

Один из детей выходит вперёд, зачитывает колядку:

Дети (хором): А ну, Коза иди сюда! Попляши, хозяевов от души рассмеши!

Коза подходит со словами: Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая!

Дети становятся вкруг, в центре которого – Коза. Танцуют смешной танец под народные мотивы.

Митрофаныч: Ох, развеселили стариков! Подходите, получайте угощения!

Мехоноша подходит к хозяевам: А Коза то наша не простая! Любит особенные угощения!

Митрофаныч: И что же любит ваша Коза? Чем её задобрить?

Митрофаныч: Ну, ладно, идите насыплю вам овса да гречки! Да сала кусок! Вот жёнушка моя засолила – вкусное!

Ведущий: Всем людям сегодня желаем добра!

Кому песню споём, тому сбудется!

Пусть удача не проходят мимо ваших домов!

Будьте счастливы и здоровы!

Хором исполняют песню «Ай, спасибо, хозяюшка».

Детский фольклорный ансамбль «ПОТЕХА» — Ай, спасибо хозяюшке

После песни звучит дружное поздравление:

С Рождеством Вас поздравляем! Счастья, радости желаем!

Чтоб здоровыми все были! Долго жили – не тужили!

Ведущий: Сейчас предлагаю каждому из вас подойти к мешку с гостинцами и вытащить для себя подарок. Но подарки эти не простые, что вытяните, то и сбудется!

В мешок, который носил Мехоноша хозяева клали заранее подготовленные предметы:

  • Ягоды – у тебя появятся новые друзья
  • Монета – получишь пять пятёрок
  • Игрушка «собака» — тебе подарят собаку
  • Колечко – в тебя влюбится сосед
  • Картошка – ждёт тебя удача, сбудется мечта
  • Гвоздь — будешь в спорте чемпион
  • Игрушка «самолётик» — откроешь новую планету
  • Журнал с известной личностью на обложке – станешь известным актёром
  • Лавровый лист – станешь великим учёным
  • Книга – быть тебе великим писателем
  • Карандаш – многие будут восхищаться твоими картинами

После рождественского гадания, можно раздать детям сладкие подарки.

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш замечательный вечер. Пусть прекрасное настроение останется с вами надолго! Сейчас предлагаю каждому хорошенечко задуматься и загадать самое сокровенное желание. А так как ночь у нас волшебная – оно обязательно сбудется!

Рождественские колядки для детей

Был такой замечательный обычай у наших предков – в ночь с 6 на 7 января ходить по избам и колядовать. В колядочных песнях хозяевам обычно желали здоровья, счастья, достатка. Устраивались настоящие представления. За это хозяева одаривали колядующих разнообразными угощениями.

Если вы решили превратить Рождество в незабываемый, яркий праздник Коляды для своих детей, то вам наверняка понадобятся слова весёлых песен-колядок. Предлагаю вам небольшую подборку простых песенок, которые легко запоминаются детьми.

Цель: целенаправленное содействие становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Задачи: содействие воспитанникам в освоении системы ценностей, идеалов, нравственных отечественных традиций российского этноса, формирование национального самосознания. Сохранение исторической преемственности поколений, приобщение к традициям национальной культуры русского народа. Воспитание творческой, гармонично развитой личности, устремленной к высшим духовно-нравственным идеалам.
Под песню «Рождественские свечи» дети входят в зал.
В 1. - Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости! Поздравляем вас с праздником, с Рождеством Христовым! Очень, очень давно в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. В мир пришел Спаситель.
В 2.-Ночь была тихая и ясная. На небе среди обычных звезд засияла совсем новая, по- особому яркая звезда. Никто в городе не знал о Рождестве Христовом, все спали. Только пастухи пасли свои стада в поле.
1.Стихотворение, читают дети:
Посмотрите- ка,
Вот, пастухи овечьи,
Меж собою ведут речи.
А вот звезда!
Пастухам она является,
Пастухи звезде удивляются.
2.Вот звезда! Вот это да!
И какая же большая,
Пребольшая, золотая,
Золотая да пресветлая!
То звезда не простая,
То звезда святая!
Под песню «Рождество» ведущие читают текст.
В 1.- Одним из самых любимых и чудесных праздников в России является Рождество Христово. В Рождественскую ночь повсюду зажигают свечи, наряжают елочки, славят Христа. Не случайно Рождественскую ночь называют ночью младенцев, а Рождество - любимым праздником детей. Только ребенок может стать счастливым от одного вида Рождественской елки и доверчиво ждать чудо.
В 2.- Да, в это время явился пастухам Ангел Божий и сказал:
Ангел – Не бойтесь, я пришел сообщить вам радостную весть: сегодня родился Спаситель! Вы найдете его в пеленах лежащего в яслях. Вы туда пойдите, чуду подивитесь, Богу поклонитесь!
Дети читают стихи:
Стихотворение «Рождество».
Рождество Христово!
На душе светло!
Праздника святого
Солнышко взошло.
Небеса так ясны,
Белый день в ночи:
То Младенцу в ясли
Шлет звезда лучи!
Стало плотью слово
Ради наших бед:
Рождество Христово-
Вечной жизни свет.
Снег пушинками кружится
У окошка моего.
Будем вместе веселиться
Елка! Праздник! Рождество!
В 1.- А сейчас, давайте, перенесемся в зимний лес.
Дети читают стихотворение:
1.Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
2.Тишина вокруг, поляна
Спит в объятьях сна.
Из –за леса выплывает
На дозор луна.
3.Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
4.Широко раскинув ветви,
В шубе снеговой,
Посреди поляны елка
Ввысь ушла стрелой.
5.На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.
6.Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
7.Яркой звездочкой у елки –
Светится глава…
Наступает день великий –
Праздник Рождества!
(Хвостов)
Дети поют песню «Рождественская ёлочка»
В 2. – У нас на празднике тоже есть рождественская елочка. Посмотрите, какая она нарядная. Она украшена игрушками, которые ребята сделали своими руками.
Дети читают стихи:
Мама елку украшает,
Зреют в печке пироги.
Скоро свечи замигают
Под звездою из фольги.
Ель украсим мы звездой
И гирляндой золотой.
Ведь сегодня торжество
Святое Рождество.
В 1.- Ребята, знаете, существует легенда, почему в Рождество принято украшать елку.
В 2.- . А что еще у елочки на верхушке? Звезда. А знаете ли вы, почему елку украшают звездами? Нет? Тогда слушайте.
Гаснет свет.
Ведущая начинает свой рассказ о рождественской елке
В 1.- Давным-давно это было. Сидели как-то пастухи на привале. Ночь. Тишина. Вдруг один из них, сидевший лицом на восток, воскликнул: "Смотрите, смотрите! На небе делается что-то необыкновенное!". Действительно, все небо было залито ярким светом, как будто день сошел на землю. Появился Ангел Господень и возвестил о Рождестве Младенца Иисуса. Пастухи решили идти поклониться Младенцу.
В2.- Зашумел, заволновался ближний лес. Деревья тоже решили идти к Священной пещере. Старый могучий дуб предложил выбрать представителей от каждой породы деревьев. Выбрали представителей и двинулись в путь. Только ели задержались. Но вот и от них отправилась в путь елочка - маленькая, пушистая, выбранная не за года, а за свою красоту.
Когда елочка подошла к пещере, ей ничего не было видно. Старые и могучие деревья загораживали ей вход в пещеру.
1.- Тогда елочка поднялась на ближний пригорок и оттуда пыталась заглянуть в пещеру. В это время с небес скатилась голубая звезда и села елочке на макушку, а вслед за ней разноцветные звезды усыпали елочку. Оглядела себя елочка и сказала: "Как красиво сверкают эти звезды. Я непременно должна показать их Младенцу Христу".
2.- Елочка спустилась с пригорка и подошла к пещере. Увидев елочку, старые деревья расступились и пропустили ее. Она благоговейно склонила свою верхушку к яслям и прошептала: "Мир на земле. И в человеках благоволение".И еще ярче засияли на ней звездочки.
В 1.-: Празднование Рождества всегда несло с собой веселье. В этот светлый день и мы с вами будем веселиться. А вы любите праздничные игры?
Дети: Да.
В 2.-: Тогда поиграем!
СОБЕРИ СНЕГОВИКА
Для игры нужны два фланелеграфа (доска или рама с натянутой на них фланелью размером 100х70 см) и вырезанные из бумаги и наклеенные на фланель части фигуры Снеговика, нос-морковка, метла, шляпка (2 комплекта).
Соревнуются двое. Каждый старается как можно скорее собрать своего Снеговика.
КТО БОЛЬШЕ НАБЕРЕТ СНЕЖКОВ
Играют по двое детей. На пол рассыпают снежки из ваты. Детям завязывают глаза и дают по корзинке. По сигналу они начинают собирать снежки. Выигрывает тот, кто набрал большее количество снежков за 30 секунд.
ВАЛЕНКИ
Перед елкой ставят валенки большого размера. Играют двое детей. По сигналу они обегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит елку быстрее и наденет валенки.
ПРИДЕЛАЙ СНЕГОВИКУ НОС!
На две доски или на стену крепятся большие листы с изображением снеговиков. Участвуют два ребенка. Им завязывают глаза. По сигналу дети должны дойти до снеговиков и приставить нос (это может быть морковка). Другие дети помогают словами: левее, правее, ниже, выше...
ПОЙМАЙ СНЕЖОК!
Участвуют несколько пар. Дети стоят друг против друга на расстоянии приблизительно 4 метров. У одного ребенка пустое ведерко, у другого - мешочек с определенным количеством “снежков” (теннисные или резиновые мячи). По сигналу ребенок бросает снежки, а напарник старается поймать их ведром. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество “снежков”.
В МЕШКАХ ВОКРУГ ЕЛКИ
Соревнуются по 2 ребенка. Они становятся ногами в мешки, верх мешков держат руками. По сигналу дети бегут вокруг елки (или стула) в разные стороны. Выигрывает тот, кто прибежит быстрее. Игру продолжает следующая пара.
ДОНЕСИ СНЕЖОК В ЛОЖКЕ!
Участвуют 2 играющих. Им дают в рот по ложке с ватным снежком в ней. По сигналу дети разбегаются в разные стороны вокруг елки (или стула). Побеждает тот, кто прибежит первым и не уронит снежок из ложки.
В 1. - Как ни жаль, близится к концу и этот вечер. На нашем празднике было все: и игры, и песни, и шутки, и смех. А чего не хватает на нашем празднике? Правильно, подарков. Послушайте в тишине красивую Рождественскую песню, а наши помощники раздадут вам подарки. Но перед этим давайте скажем Богу «СПАСИБО» за Его Сына Иисуса Христа, Которого Он послал на землю.
В 2:- И Рождество как маг, волшебник,
Как драгоценный талисман.
Здоровья, бодрость и веселье,
И счастье пусть подарит Вам!

Катаева Марина Алексеевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Путинский детский сад»

Сценарий праздника

«Гуляют ребятки в Рождественские святки»

(Старшая и подготовительная группы - 2018 г)

Цель:

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядом колядования на Руси.

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Действующие лица:

Коляда- муз.руководитель в народном костюме Катаева М.А.

Хозяйка- воспитатель Печёнкина Г.И.

Дядька Николай-воспитатель Солодянникова Т.С.

Хозяйка Акулина-воспитатель Бузмакова Н.В.

Колядовщики- дети старшей и подготовительной групп.

Оборудование: 3 домика, печка, столик, свеча, тарелки 6 штук для гадания, звезда на шесте, угощения для детей, мешок, лай собаки в записи, метла, шумовые музыкальные инструменты, платочки.

Ход праздника.

Под музыку (аудиозапись) "Коляда да Коляда-то" дети подготовительной и старшей групп с воспитателями входят в зал. Встают в две шеренги напротив друг друга.

Воспитатель подг.гр.: Все на святки, все на святки,

Все пришли сюда ребятки.

Вы не слышали ребятки

Что это такое –святки?

Что ж, придётся рассказать

И, конечно показать!

Воспитатель ст.гр .: Праздник этот самый длинный.

Он весёлый и старинный.

Наши предки пели, ели,

Веселились две недели.

Воспитатель подг.гр. : От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные Колядки,
По дворам ходили в Святки.

Воспитатель ст.гр. : Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас,

Встретим мы его у нас!

Звучит весёлая музыка, воспитатели замечают мешок.

Воспитатель подг.гр.: Ой! Откуда здесь такой большой да красивый мешок?

Воспитатель ст.гр. : С чем мешок-то?

Воспитатель подг.гр.: А давайте развяжем да посмотрим!

Развязывают мешок, из него выскакивает девочка Коляда.

Коляда: Я –Коляда, гостья жданная,

Гостья в каждом доме желанная.

Каждый год издалека прихожу.

Прямо с неба по золотым мосточкам перехожу.

Всем, кто меня встретит да приветит,

Добра пожелаю, да всем пожелаю.

Коляда: Красны девицы и добры молодцы!

Собирайтесь и наряжайтесь – на колядки со мной отправляйтесь!

Коляда (поёт) Как пошла Коляда вдоль по улице гулять!
Вдоль по улице гулять-с Рождеством поздравлять!

Дети с воспитателями:

Коляда, Коляда,

Где ты раньше была?

Коляда: Я во поле ночевала,

Теперь к вам пришла!

Разбирайте бубны, ложки,

Колотушки и гармошки.

Будем кругом мы ходить,

Коляду заводить.

Воспитатель подг.гр. : Пойдём с нами по дворам колядовать

Там живут люди богатые

Все добро гребут лопатою!

Глядишь, и нам чего-нибудь достанется.

Под музыку колядовщики идут по кругу друг за другом с колядками и подходят к избе, стучатся в двери и поют колядки.

Колядка : Колядка:

Коляда - маляда, Коляда, Коляда, подай пирога.

Прикатила молода Не подашь пирога, то корову за рога,

Мы нашли Коляду А подашь пирога- целый двор живота!

Во широком во двору Кто подаст лепешки – золоты окошки,

Давай подавай, неси целый каравай!

Коляда: Скок на крылечко,

Бряк во колечко,

Дома ли хозяйка с хозяином?

Колядовщикам никто не открывает. Они снова стучатся и поют колядки.

Колядовщики: Пришла Коляда накануне Рождества

Дайте коровку, масляну головку,

А дай бог тому, кто в этом дому!

Наделил бы вас господь

И житьём, и бытьём, и богатством!

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор!

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

Велит скоро подавать

Или тёпленький пирог,

Или маслице, творог.

Или денежку копьём,

Или рубль серебром.

Воспитатель: Наша хозяюшка-то во дому

Что оладушек в меду.

А её деточки-что конфеточки,

А её муженёк – что на пальце перстенёк!

Все хором: С Новым годом! С Новым годом! С.Рождеством!

Коляда: Чтоб поросятки водились!

Чтоб горшки не бились!

Чтоб мука была в амбаре!

Чтобы жили как бояре!

Счастье да любовь, да совет на долгий век!

Все вместе: Впустите в дом, угостите ладком.

Коляда: Никто не открывает, видимо дома нет никого, пойдёмте

Колядка: Уродилась коляда накануне Рождества!

Открывайте окно, запускайте Рождество!

Ой, Коляда, Колядица моя!

Ой, Коляда, Колядица моя!

Уж ты, тетушка, подай, ты, лебедушка, подай!

Курочку с хохолком, петушка с гребешком!

Ой, Коляда, Колядица моя!

Ой, Коляда, Колядица моя!

Играет музыка. Дети делают круг и останавливаются перед домом. Поют колядки.

Поют: Овсень, овсень, гулял по всем.

По закаулочкам, по проулочкам.

Кому песни поём, тому сбудется,

Тому сбудется, не забудется.

Коляда: Выходи, хозяин, выходи боярин!

Принимай гостей со всех волостей!

Колядующие стучат в окно. Колядовщики (говорком).

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
Никто не выходит. Слышно лай собаки.

Коляда: Может крепко спит дядя Николай? Давайте ему ещё колядку

Поют: Коляда-маляда,

Приходила молода.

Мы нашли коляду

Во широком во двору.

Выходит, потягиваясь, дядька Николай.

Дядька Николай: Кто тут орёт, спать не даёт?

Дети хором: Это мы колядовщики. Мы пришли поздравлять, хозяев

величать.

Дядька Николай: Ишь чего надумали, по дворам ходить, людей добрых тревожить. Сидели бы дома на печке, мороз-то какой. Уходите прочь! (уходит в дом) .

Коляда: Хозяин, слезай с печки, доставай свечки,

Открывай сундучок, доставай пятачок,

Нам славить некогда, мы озябли.

Дядька Николай: Я вам озорникам, угощенье-то приготовлю, уж я вас угощу.

Разгоняет всех метлой.

Коляда: Уж ты Коля –Николай

У, жадина-говядина!

Чтоб тебе ни кола, ни двора, ни куриного пера.

Сиди дома, не гуляй.

В тёплом местечке, с бабушкой на печке. (смеются)

Коляда: Пойдёмте под другим окошком поколядовать немножко.

С колядками уходят.

Коляда: Ой, что-то мы замёрзли. Пойдёмте к тёте Акулине погреться.

Идут с колядками по кругу.

Дети подходят к дому тетушки Арины. Останавливаются у дома, стучат.

Все.
Тетушка Арина, пусти погреться!
Тётушка Арина: Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Ребенок: Уж ты, тётушка, подай,

Ты, лебёдушка, подай!

Ты подай – ка пирог,

С рукавицу широк!

Подавай, не ломай

И начинку не теряй!

Ребенок: Подавай и каши –

Золотые чаши.

Или ступу молока;

Или блюдо киселя,

Или хлеба ломтику,

Или денег полтину!

Ребенок: Наша – то Коляда –

Ни мала, ни велика!

Она в дверь не влезет,

В окно не въедет.

Не ломай, не считай,

Весь пирог подавай.

Хозяйка: Пироги достанутся наши лишь тому, кто споет и спляшет.

Девочки вместе с Колядой собираются в кружок,

шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».

Заиграй-ка, балалайка, Эй, топни, нога,
Балалайка - три струны! Топни, правенькая.
Подпевайте, не зевайте, Я плясать пойду,
Выходите, плясуны. Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать, По деревне я шла
Стояла и стеснялася, И Ванюшу видела,
А гармошка заиграла - Под кустом сидел и плакал -
Я не удержалася! Курица обидела!

Я маленькая девочка, Мы всегда везде такие -
Я в школу не хожу, Утром, вечером и днем,
Купите мне сандалики, Потому что мы частушки
Я замуж выхожу. Развеселые поем

Раздайся, народ, У частушки есть начало,
Меня пляска берет; У частушки есть конец,
Пойду, попляшу, Кто частушки наши слушал,
Себя людям покажу. Прямо скажем - молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

Коляда: Тётушка Акулина, а не пора ли колядовщиков в избу пригласить?

Прикажите, не держите, наших ножек не знобите.

Акулина: Приглашу, коли загадки наши отгадаете.

1.Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)

2. Скатерть бела

Весь мир одела. (Снег)

3.Шёл я по тюх-тюх-тю,

Нашёл я Валюх-тюх-тю.

Кабы не эта Валюх-тюх-тя

Съела меня тюх-тях-тя!

(Дети не могут отгадать, Акулина говорит, что он просто пошутил.

И приглашают всех к себе в гости.)

Акулина: Садитесь, садитесь, гостюшки!

Гостите, сколько хотите.

В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!

Игра «Тесто» (под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.

Акулина: Коляда, коляда, ты не хочешь пирога?

Коляда: Хочу.

Акулина: Ну что, тесто готово, давайте стряпать пирог.

Игра «Пирог »(под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга.

В середине – водящий «пирог».

Все поют: Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Акулина: Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать?

Коляда. Да, в Рождество самым интересным делом было гадание.
Без гаданий – что за святки? Погадаем-ка, ребятки!

Акулина: Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл святочных вечеров. Сейчас я зажгу свечу. Она всю недобрую силу гонит. Она от сглазу спасает, из нутра нашего всю гниль выводит. Погадаем на тарелочках. Давайте же девочки, выбирайте себе тарелочку.

(Под чашками лежат карточки с изображением мышки, саночек, лопаты, нитки, петушка, капусты).

Акулина: (водит руками над тарелочками и приговаривает)

Суженый, ряженный, приди меня разувать.

Умой меня, причеши меня.

(Хозяйка вытаскивает картинку из этой чашки и говорит, показывая её, что ждёт обладательницу этого гадания).

Мышь. Мышь пищит,

100 рублей тащит

Кому спели, тому добро. (К богатству)

Нитки. На лавочке сижу,

Длинные нитки вожу,

Ещё посижу, ещё повожу. (К долгому девичеству)

Петушок. Рылся кочеток на завалинке,

Вырыл кочеток да жемчужинку.

Кому мы спели, тому добро. (К счастью)

Саночки. Саночки – самокаточки,

Куда поглядят,

Туда и покатят.

Кому спели, тому дорога. (К дороге)

Лопата: За рекой мужики живут богатые,

Гребут золото, да всё лопатою.

Кому песню поём, тому добро,

Тому сбудется, не минуется. (К богатству)

Капуста. Секи, мать, капусту,

Пеки пироги,

Тебе будут гости.

Ко мне женихи. (К замужеству)

Считались волшебным, колдовским временем. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. В Рождество любой гость считался священным. На рождественский ужин приглашали также лесных зверей. Говорили: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть».

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка мишка в красном колпачке; мешок в виде сапожка, в котором лежат музыкальные инструменты — бубен, погремушка, барабанная палочка, тарелки, колокольчик; бубны, колокольчики, погремушки — каждому ребенку; барабан.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущий (взрослый).

Мишка (игрушка, управляемая ведущим).

Дети входят в зал и встают вокруг елочки.

Ведущий

За Новым годом Рождество

Тихонечко идет,

И снова возле елочки

Хор ребятни поет.

Новогодний хоровод (по выбору)

Дети садятся на места. Раздается стук в дверь.

Ведущий

Кто стучится в нашу дверь?

Может, это страшный зверь?

Дверь тихонько отворю,

Кто стоит там, посмотрю.

(Открывает дверь и вносит Мишку в красном колпачке и с мешком-сапожком.)

Ой, да это же Мишутка

В колпачке. Что это? Шутка?

Мишка

А я, Мишка, — Дед Мороз,

Вам подарочки принес.

Ведущий . Разве может быть Мишка Дедушкой Морозом?

Дети . Нет.

Мишка

А на святки все бывает,

Любая сказка оживает.

Для вас Мишутка-Дед Мороз

Принес игрушек целый воз.

Игрушки необычайные,

Игрушки музыкальные.

Ведущий

Ну-ка, Мишка, покажи свой мешок.

(Рассматривает мешок.)

Да это ж сапожок!

(Встряхивает сапожок.)

(Играет на бубне.) Дети. Бубен!

Педагог достает бубны из сапожка и раскладывает их по кругу. Каждый ребенок садится на колени перед бубном.

Ритмическая игра «Бубен»

Проводится иод белорусскую народную мелодию «Янка».

Бубен весело гремит — Дети перекладывают бубен правой рукой так, чтобы он оказался перед ребенком, сидящим справа. Движения выполняются в соответствии с метрической пульсацией. Получается так, что на каждую долю перед ребенком появляется бубен, который в свою очередь кладет перед ним сосед слева.

Дили-дили, дон! Дети поднимают бубен и встряхивают его. Ударяют в него ладонью.

Дили-дили, дон! Встряхивают бубен и ударяют в него ладонью.

Ребятишек веселит —

Встряхивают бубен и ударяют ладонью.

Бубен, спой еще разок - Перекладывают бубны по кругу.

Дили-дили, дон! Дили-дили, дон!

Встряхивают и хлопают ладонью.

Дили-дили, дон! Дили-дили, дон!

Встряхивают и ударяют ладонью.

С. Коротаева

Ведущий. Посмотрим, что еще принес в сапожке Мишка. (Достает барабанную палочку.) Что это такое, ребятки?

Дети . Палочка для барабана.

Ведущий . А вот и сам барабан. Он потерял свою палочку, а Мишка ее нашел. (Играет на барабане.)

Эй, барабан! Играй, барабан!

Трам-барабам, трам-барабам!

Песня «Барабанщик» М. Красева

Дети ноют, один ребенок играет на барабане.

Ведущий . А что еще есть в мешке, вы сразу отгадаете.

Ой, гремит она, гремит,

Малышей всех веселит.

Ваша первая игрушка,

Называлась... (погремушка).

(Достает погремушку из сапожка.)

«Полька» (муз. М. Глинки)

Дети играют на погремушках.

Погремушечка звенит Дети ударяют погремушкой по ладошке

И ребяткам говорит,

Весело играет,

По ладошке ударяет.

Принялась она за дело, Звенят погремушкой.

Над головкой зазвенела,

Весело играет,

Деток забавляет.

Ведущий (заглядывает в мешок). Ребятки, что я вижу.

Тарелки блестящие,

Тарелки настоящие,

Не крупные, не мелкие,

Тарелки медные.

(Достает тарелки и играет на них.)

Тарелочки играют,

В игру всех приглашают.

Игра «Снежинки»

Полетят снежинки Дети бегают на носках

Тихо над землей, врассыпную.

Кружится снежинок Кружатся.

Белый рой. Педагог ударяет в тарелки.

В сугроб собрался белый рой, Дети собираются в «сугроб» (встают тесной группой)

Стал белою горой.

Припев. Повторяют движения.

Снег на землю упал, Педагог ударяет в тарелки

На дорожке полежал. После удара тарелок дети приседают

Припев. Повторяют движения.

Быстро снег закружился, Педагог ударяет в тарелки.

В снеговика превратился. После удара тарелок дети замирают, встав прямо и поставив руки на пояс.

Ведущий (звонит в колокольчик, не доставая его из мешка)

Динь-дон, динь-дон!

Это что еще за звон?

Дети. Это колокольчик!

Педагог достает из сапожка колокольчик.

Музыкально-дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова

Ведущий (показывает, что сапожок пустой).

Спасибо, Мишка, нам за новогодний сапожок. Вот сколько инструментов в него поместилось.

Мишка. А давайте сыграем в оркестре.

Ведущий. Как это — в оркестре?

Мишка. Это когда все инструменты играют вместе, дружно.

Ведущий. Мы, Мишка, сейчас попробуем.

Игра «Оркестр»

Инструменты разложены по кругу. Дети идут по кругу и поют.

Шли мы, шли, Дети маршируют.

Потом устали,

Инструменты в руки взяли,

На них марш мы заиграли. Поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение к маршу.

Побежали, побежали Кладут инструменты

И немножко мы устали, на пол и бегут по кругу.

Инструменты в руки взяли,

На них полечку сыграли. Поднимают инструменты и играют польку.

По дорожке мы пошли, Ходят на всей ступне.

Инструменты мы нашли.

Инструменты в руки взяли,

Нежно вальс на них сыграли. Поднимают инструменты и играют сопровождение к вальсу.

По дорожке поскакали, Поскакивают по кругу.

Ножки вновь у нас устали.

Инструменты в руки взяли,

Пляску русскую сыграли. Играют на инструментах русскую плясовую.

Ведущий. Спасибо, Мишенька, тебе за инструменты, за красивый сапожок. А мы тебя угостим медом. (Дает Мишке бочонок.)

Мишка. Спасибо, ребята! Пойду в лес с товарищами-медвежатами мед кушать. До свидания!

Хоровод (по выбору)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»