Оздоровительное занятие для старшей группы «Как медведь весну встречал. Развлечение в старшей группе «Как звери весной Мишку будили» методическая разработка (старшая группа) на тему Сценарий в д с весну встречаем

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

«Как колобок весну встречал»

Сценарий весеннего праздника

Действующие лица:

Дети: Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса, Веснянки.

Взрослые: Ведущий, бабушка, весна.

Дети по музыку заходят в зал и садятся на места.

Ведущая. Бегу ручейки, звенят ручейки, и ожил задумчивый лес. Природа цветёт и птицы поют. И солнышко светит с небес

1-й Ребёнок

К нам весна шагает быстрыми шагами.

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины на полях видны

Видно очень тёплые ноги у Весны.

Песня «Весенний мотив» (Кап, кап, кап- звенят капели)

2-й Ребёнок

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну конечно не слониха.

И конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

3-й Ребёнок

Дождь идёт-стучит по крыше.

Ход часов мы тоже слышим.

У часов обычный шаг: Тик-так, тик-так.

4-й Ребёнок

Но никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел.

И конечно, и конечно,

Поутру порою вешней

Вы услышать не могли,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

5-й Ребёнок

Кто там выглянул молчком

К верху белым колпачком?

Смотрит Заяц и Зайчиха,

Как подснежник вышел тихо.

И повсюду – тишина.

Это так, а не иначе,

Это значит, это значит,

Тише всех пришла Весна.

Заходит бабушка.

Бабушка.

Да, скоро Весна- красна и Веснянки придут в гости, надо им угощение приготовить, колобков напечь. Ну, вот и тесто поднялось. Ой, а это что такое? (один колобок подпрыгивает)Видно колобок хочет что-то сказать мне. Где мой волшебный платок? Накрывает платком колобок и взмахивает руками.

Акаты-бакаты, раз-два-три!

Токкаты-мокаты, оживи!

Колобок «оживает»

Колобок.

Здравствуй, Бабушка! Ты ждёшь весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка.

Подожди, Колобок, не спеши. Что-то у тебя бочёк не очень подрумянился.

Садись на окошко. Солнце яркое, вот и подпечёт тебе бочёк.

Колобок (садится, поёт)

Я весёлый Колобок,

Колобок румяный бок.

Подрумяню я свой бок,

Свой румяный бок.

Ведущая (обращается к детям)

А мы будем вместе с Колобком Весну- красну встречать?

Посмотрите он уже на дорожке.

Катится, катится, а на встречу ему Заяц.

Заяц

Здравствуй Колобок. Я тебя съем.

Колобок

Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою.

Колобок, Колобок румяный бок…

Заяц

Стой Колобок, хорошо поёшь всё же съем тебя. Хотя…

Отгадаешь загадку – отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращается к детям)

Ребята вы мне поможете?

Дети.

Да!

Заяц.

Ну, слушайте загадку.

Дует тёплый ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Дети.

Март!

Заяц

Выходит март

Слава

Правильно! Март-первый месяц весны…, чтобы птицы поскорее с юга вернулись.

Песня «Зайчик солнечный»

Танец «Полька» Сг «В» гр.

Игра «Займи своё гнездо» Ср «Е» гр.

Ведущая

Волк

Стой, эх складно поёшь! Хорошо отгадаешь загадку- оставлю в покое.

Загадка: Яростно река ревёт и разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Дети.

Апрель!

Выходит апрель

Камила

Верно апрель-второй месяц весны. Возвращаются перелётные птицы и расцветают цветы.

Танец с ленточками. Мл. гр

Игра «Собери цветок» Ср «В» гр

Ведущая.

И покатился Колобок дольше. Катится- катится, а навстречу ему Медведь.

Медведь.

Колобок, Колобок я тебя съем.

Колобок стоит печально и вздыхает.

Медведь.

Хотя ладно я сегодня добрый.

Отгадаешь загадку мою отпущу.

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят.

Гром грохочет угадай, Что за месяц это?

Дети.

Май!

Медведь.

Ну, что же отпускаю тебя. Весне привет передавай (уходит)

Выходит май Эмиль

Май- третий месяц весны… В мае гремят первые грозы. (слушает)

Песня «Весёлая песенка»

Танец с цветами. Ср «Е» гр

Игра «Солнышко и дождик» Мл гр

Ведущая

Ушёл медведь по делам своим важным, а Колобок дальше покатился. А навстречу ему Лиса.

Лиса.

Какой румяный и вкусный.

Надо же сам ко мне прибежал! Съем тебя!

Колобок.

Да, что же это такое, весну встретить не дадут!

Лиса ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь!

Давай как- не отгадаю твою загадку съешь меня,

А отгадаю, отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса.

Ладно, попробуй отгадать.

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой,

В лесу подснежник расцветёт

Дети.

Весна

Лиса (убегает)

Колобок.

Спасибо вам ребята, выручили меня.

Давайте, теперь все вмести, Весну позовём!

Дети.

Весна- красна! Весна- красна!

Раздается издалека щебет птиц, появляется Весна .

Колобок.

Здравствуй, Весна- красна! Наконец-то ты пришла!

Привет передавали тебе и Заяц, и Волк, и Медведь, и Лиса. Все тебя ждали1

Весна

Весна с улыбкой шлёт привет,

Проснувшейся природе:

Всё после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит, от жаркого луча

Под солнышком сгорая.

Танец «Парный» Мл.гр

Веснянки 1-ая Маша.Ю

Пришла Весна- красна,

Отворяй ворота.

2-ая Эльмаз.Б

Ой, веснянки хороши,

Они по лесу пошли.

3-ая Гуля

Они по лесу пошли,

Весну красную нашли.

4-ая Маша.К

Весна красная пришла

И веселья принесла.

5-ая Мавиле

Солнце ясное, сияй,

С нами праздник наш встречай!

Танец (Рок-н-ролл) Ср «В» гр Игра « Веселись детвора»

Выходят: Колобок, Заяц, Волк. Медведь, Лиса, Март, Апрель, Май, Весна.

Бабушка.

Напекла я к празднику угощения. Дети, гости д

Участки подготовки:

– подготовка инсценирования утренника;

– подготовка стихотворений: о весне, «Мы вставали ночью даже…»;

– поиск, разучивание примет и пословиц марта, апреля, мая;

– разучивание загадок о птицах;

– подготовка инсценировки «Лесные звери встречают весну»;

– подготовка инсценированных стихотворений «Подснежник», «Первоцвет».

Оборудование и реквизит:

– вырезанные из цветной бумаги весенние цветы, надувные шары для украшения зала;

– запись пьесы П.И. Чайковского «Песнь жаворонка»;

– призы для награждения учеников-художников;

– запись песни «Скворцы прилетели»;

– запись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Действующие лица:

Ведущий (учитель или ученик, ученица старшего класса);

Чтецы стихотворений о весне (3 учеников 2 класса);

Весна (ученица старшего класса или кто-либо из мам);

Март, Апрель, Май (ученики 2 класса);

Чтецы примет марта (5 учеников 2 класса);

Чтецы примет и пословиц апреля (4 ученика 2 класса);

Чтецы примет и пословиц мая (5 учеников 2 класса);

Чтецы стихотворения «Мы вставали ночью даже…»;

Еж, Белка, Лиса, Волк, Медведь (ученики 2 класса);

Чтецы стихотворения «Подснежник» (2 ученика 2 класса), Подснежник (ученик 2 класса);

Чтец стихотворения «Первоцвет», Первоцвет (ученики 2 класса).

Ход утренника

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по пригоркам шумят.

Какие замечательные стихи! Слова льются, как весенний ручей. Зажурчал наш поэтический ручеек. И он продолжает журчать.

Трое учеников читают стихотворения о весне, найденные и подготовленные самостоятельно (с помощью родителей).

Ведущий. Многие писатели и поэты описывали это время года. А замечательный русский композитор П.И. Чайковский сочинил удивительную по своей красоте весеннюю музыку.

Звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Песнь жаворонка». Под звуки музыки входит Весна.

Я – весна-красна.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки,

Прогоняю с речки лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Здравствуйте, дети! Я не могла не прийти на ваш светлый весенний праздник. Вместе со мной пришли и мои сыновья: Март, Апрель, Май (входят весенние месяцы). В природе бывает три весны. Март – весна света, апрель – весна воды, май – весна зеленой травы.

Март. А еще меня называют утром весны. Как день начинается с утра, так и весна начинается с меня, месяца марта. У меня есть свои приметы, их уже давно отметили люди. Может, и вы их знаете?

Ученики называют приметы марта, пословицу о марте.

1-й Чтец. Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

2-й Чтец. Синие облака в марте к теплу или к дождю.

3-й Чтец. Из березы течет много сока – к ненастью.

4-й Чтец. Ранний прилет журавлей – ранняя весна.

5-й Чтец. Длинные сосульки – к долгой весне.

Желающие ученики делают свои дополнения.

Апрель. И у меня есть другие имена: снегогон, водолей, соковик.

Ведущий. А знаете ли вы, дети, почему апрель так называют? (Ученики отвечают.)

Апрель. Как и у моего брата, у меня есть свои приметы и пословицы. Сможете их назвать?

1-й Чтец. Апрель с водой – май с травой.

2-й Чтец. Не ломай печей, еще апрель у плечей.

3-й Чтец. Апрель ленивого не любит, проворного приголубит (ученики толкуют смысл каждой пословицы).

4-й Чтец. Весной береза раньше ольхи лист распустит – лето будет сухое, ольха опередит березу – мокрое.

Май. Май – предвестник лета. Я самый теплый, но все еще весенний и порой капризный месяц, могу неожиданно стать холодным, дождливым. Но это не так уж и плохо. Вот о чем говорят мои приметы. (Чтецы произносят приметы мая.)

1-й Чтец. Май холодный – год хлебородный.

2-й Чтец. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

3-й Чтец. Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.

4-й Чтец. Соловей поет всю ночь – к сухой погоде.

5-й Чтец. Поздно расцвела рябина – к долгой осени.

Весна. Спасибо, ребята, за то, что так хорошо знаете моих сыновей.

Ведущий. Ребята и песню о тебе, Весна, знают.

Исполняется песня «Здравствуй, весна!» (музыка К. Островского, слова О. Высотской).

Весна. Мне очень приятно, что вы радуетесь моему приходу, и я рада встретиться с вами, ребята. Я сразу же обратила внимание на то, какие красивые рисунки вы посвятили мне.

Ведущий обращает внимание присутствующих на стенд с рисунками, комментирует их. Весна вручает призы лучшим художникам.

Весна. Вы слышите, дети? Это поют мои друзья, мои гонцы. На своих крыльях они приносят теплые солнечные дни. А знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник?

Группа детей представляет птиц (загадывает загадки).

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (Грач)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда –

Соседям яйца оставляет,

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

5-й Чтец (Скворец). Ребята, вы меня узнали? Кто не узнал – разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями,

Ну а зовут меня… (скворец).

2-е Чтецов (поочередно).

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад:

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели,

Прилетели,

Прилетели наконец!

Звучит запись песни «Скворцы прилетели» (музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского).

Весна. Я уже знаю, что с моими птицами все в порядке: они прилетают, радуются родному дому и строят гнезда. А как же поживают мои зверюшки?

Проигрывается инсценировка «Лесные звери встречают весну».

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала, одними мышами питалась.

Волк. Да нередко кур подсчитывала в соседней деревне.

Лиса. Да что ты, какие куры? А что ты, кум, такой худой?

Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня,

Увидал обед у пня.

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда –

Быстроногая еда!

Лиса (ехидно, обращаясь к Медведю). Миша, расскажи, как ты чуть весну не проспал.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны

И конечно, видел сны?

Вдруг проснулся косолапый.

Слышит: каплет, вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода.

Заспешил медведь наружу.

Заливает – не до сна!

Вышел он, и видит: лужа,

Тает снег, пришла весна.

Весна. Ну что ж, и такое бывает. Хорошо, Миша, что ты все-таки проснулся и спасся от воды. А на будущее учти, что весна не ждет, всегда приходит вовремя. (Обращается к Зверям.) Трудные времена для вас прошли, лесные жители. Радуйтесь теплу и Весне!

Но как же поживают мои первые цветы?

Исполняется инсценированное стихотворение «Подснежник».

В шапке белоснежной,

В легком пиджачке

Стоит в лесу подснежник

На босой ноге.

Подснежник.

Подснежник, подснежник,

Проснулся в лесу,

Подснежник, подснежник,

Встречает весну!

Бедненький подснежник,

Спят еще цветы.

Смотри, в такой одежде

Насморк схватишь ты!

Подснежник.

А вот мне не спится.

Разве тут до сна?

Ведь может заблудиться

Без меня весна.

Весна. Спасибо тебе, Подснежник, за твою заботу. А вот еще один весенний цветок.

Исполняется инсценированное стихотворение «Первоцвет».

Первоцвет.

Первоцвет весенний –

Желтенький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –

Ключик от весны.

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Будь же осторожен,

Не сомни его –

Мягкого, пушистого

Друга моего.

Берегите, ребята, моих прекрасных друзей, не мните, не срывайте их, и они отблагодарят вас своей красотой. Ну, а я благодарю вас за стихи и песни, рассказанные и спетые для меня и моих сыновей.

Звучит запись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Весна и весенние Месяцы покидают зал.

Сценарий весеннего праздника в ДОУ "Весну встречаем"

Музылева Ольга Яковлевна, учитель начальных классов, МБОУ «Староурюпская основная общеобразовательная школа», Тяжинского района, Кемеровской области.
Описание материала: Сценарий праздника в старшей группе включает в себя песни, стихи, игры.
Материал предназначен для детей 5- 6 лет.
Рекомендуется педагогам для школьного воспитания.
Цель: расширение кругозора детей о весне.
Задачи:
- знакомить детей с весенними явлениями в природе;
- учить бережному отношению к природе;
- воспитывать любовь к природе;
- создавать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Дети свободно стоят по залу. В руках – весенние цветы, зелёные веточки

Ребёнок. Где ты, солнышко, проснись!
Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала,
Кап-кап-кап! Весна настала!
Ребёнок. Идёт матушка-Весна, отворяй ворота!
Первым март пришел, белый снег сошел!
Ребёнок. А за ним и апрель – отворил окно и дверь!
Ребёнок. А как пришёл май – солнце в дом приглашай!
Ребёнок. Светлеет небо, тает снег,
Мы вам расскажем о весне!

Дети поют песню "Весна-Красна"


Ведущая. Сегодня на улице я встретила воробья, он так обрадовался и запел: «Мяу, мяу!» Что? Не так? А как воробей поёт? Правильно, воробей чирикает. Воробей был смелый и пел так.
Воробей. Эй, бескрылый человек!
У тебя две ножки!
Хоть и очень ты велик,
Тебя едят мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам я мошек ем!
Ведущая. Пел воробышек и выпал из окна, а кошка тут как тут! Давайте поможем воробышку спастись!

Проводится игра

«Поймай воробышка»
Дети становятся в круг, выбирают «воробья», «кошку». «Воробей» в кругу, «кошка» - за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать «воробья».
Дети не пускают.

Ведущая. Ребята, каких птиц, вестников весны, вы знаете?

Выходит Зяблик, на голове шапочка.


Зяблик. Самой раннею весной
Запоёт певец лесной.
Это зяблик распевает
Про любимый край родной!
Зяблик первый узнает,
Что весна-красна идёт!

Выходит грач.


Грач. Всех перелётных птиц черней,
Чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовётся птица – грач
Ребёнок. Готовы скворечники, можно селиться,
Готовы дома – терема!
Летите весёлые птицы,
Скорей занимайте дома!

Проводятся игры

«Займи домик»
Дети разбиваются на пары, берутся за руки – это домики. Группа детей – птички, их больше, чем домиков. Птички летают. «Закапал дождик», птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, а потом меняются с детьми – «домиками».
«Воробей, чирикни!»
Один ребёнок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает «воробья», который подходит сзади к сидящему, кладёт руки на плечи. Тот говорит «Воробей, чирикни!» «Воробей» чирикает: «Чик – чирик!» Сидящий угадывает, кто это!

Исполняется песня про воробья "Всем нужны друзья"

Ведущая . А как же звери зимовали? Давайте, ребята, попросим их рассказать.

Выходят Медведь, Заяц, Лиса.

Медведь. Без забот и тревог
Спал медведь в своей берлоге!
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит - каплет, вот беда!
Вылез он и видит – лужа!
Тает снег, пришла весна!


Заяц. Звери в лесочке дрожали зимой,
Некуда было им деться!


Лиса. Пляшут от радости звери –
Солнца так много в апреле!


Звери исполняют весёлую польку. На метле вылетает Баба Яга.

Баба Яга. Расплясались! Сейчас соберу с ваших лиц улыбки, будете плакать! Позову злую Тучу, она вам покажет! (Свистит.)

Плавно входит Туча.

Туча. Этот свет – мне лютый враг!
Напущу я тьму и мрак!
Не люблю я в мире жить,
Да и вам не дам дружить!

Выбегают «лучики» с цветными лентами, исполняют танец. По окончании музыки выходит Солнышко.


Солнышко. Я солнышко лучистое,
Тепло и свет несу,
Улыбки возвращаю вам
И радость всем дарю!

Звучит музыка Вивальди «Весна». Дети – лучики, кружась в танце, выталкивают Бабу Ягу и Тучу из зла.

Ребёнок. Солнце светит и смеётся,
А на землю дождик льётся!
Ребёнок. Дождик, дождик! Поливай!
Будет хлеба каравай!
Ребёнок. Будут булки, будут пышки,
Будут вкусные ватрушки!


Исполняется песня "Капельки дождя". Выходит солнышко: в руках большой, яркий цветок, в нём – угощение.

Солнышко. Солнышко не хмурится,
С вас не сводит глаз,
Потому что Солнышку
Нравится у вас!
Примите угощение!
Ведущая. Спасибо, Солнышко!
Мы весну, ребята, встретили,
Танцевали и играли.
Нам с весною было весело,
И она осталась с нами!

«Весна 1 класс» - Б) Зима. 1. После какого времени года наступает весна? Май! В) Травень 3. Кто просыпается весной? В) Осень. 2. Как в народе называют апрель? А) Дети. Б) Насекомые В) Взрослые. 4. Что происходит со льдом на реке весной? Медуница. Б) Ледобег. Март – протальник Апрель – водолей Май – травень. Б) Водолей.

«Класс Млекопитающие или Звери» - Млекопитающие- теплокровные животные. Подкласс Плацентарные делится на несколько отрядов: По способу передвижения. По способу питания. Летающие. Полосатые. Особое место в нем отведено животным. Мелкие млекопитающие- постоянные обитатели живого уголка. Растительноядные. По внешнему виду. Детям дошкольного возраста знакомы представители всех выше названных отрядов.

«Здравствуй весна» - Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам Летают облака! Март – протальник. Почему начал таять снег? Май холодный – год хлебородный. Когда цветет черемуха – всегда живет холод. У всех зверей происходит линька. Весна! Никогда не бери птичьи яйца из гнезда!! Подумай!!! Шумят ручьи!! Как изменился снег с приходом весны?

«2 класс Весна» - Месяцы весны. Правило. Пишу звук. Повторим алгоритм проверки безударных гласных. Март. В гости к весне. На озёрах треснул лёд, - Будто раскололи. Вот цветет черемуха, ландыш, медуница. А чтоб урок пошёл вам впрок, Активно в работу включайся, дружок! Ход урока. Стихотворения рассказывают учащиеся. Приветствие весне.

«Кукольное искусство» - Виды кукол: 2.Петрушка 1. Марионетки. Среди театров кукол различают три основных типа: Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. История театра кукол в России. 6.Куклы театра теней. В. Образцов с куклой Тяпой. 3.Тростевая кукла. История. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней.

«Кто такие звери» - Тело покрыто шерстью. Нельзя кормить животных. Надо вести себя спокойно. Разговор Муравья и Черепахи. Хвост. Для чего нужны зоопарки? Для начала тебе достаточно познакомиться с четырьмя большими группами животных. Туловище. Остались еще звери. Черепаха, ты ведь мудрая? Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, Но с водой не знается.

Каменская О.С.,методист по фольклору Волховского МУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение районный дом культуры»

ВСТРЕЧА ВЕСНЫ. ПТИЧИЙ ПЕРЕПОЛОХ

Познавательно — развлекательная программа для детей

Действующие лица:
Сказительница,
Вссна-Красна,
6 девочек.

Атрибутика: Жаворонки 6 штук, веревка, шарики из поролона, 2 коробки, 2 обруча.

Сказительница . Долго длится зимняя пора в России. Уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой ожидаем мы прихода весны. С какого месяца начинается весна? (с марта). А в старину март называли зимобор, протальник, сухий, берёзозол. Весна наступает в марте робко, делает первые шаги неуверенно. Чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали ещё один обряд — закликания весны. О весне складывали стихи, пели песни, посвящали ей хороводные гуляния, призывая сё поскорее растопить зимний снег. Этот обряд проводили 22 марта. Какое явление приходится на этот день по природному календарю? (День весеннего равноденствия). С весной просыпаются первые цветы. Какие весенние цветы вы знаете? (подснежники, тюльпаны, мимоза). И к вам пришли девицы-красавицы как весенние цветочки, чтобы с песнями-веснянками весну закликать, зиму провожать.

Выбегают девочки.

1 девочка. Благослови, мати, зиму провожати,
Зиму провожати, весну закликати.
2 девочка. Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог!
3 девочка . Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря.
4 девочка . Надоела ты нам и наскучила,
Наши рученьки приморозила.
5 девочка . Нам, зима, ты надоела,
И весь хлеб у нас поела.
6 девочка. Все дрова у нас пожгла.
С крыш солому унесла.
1 девочка. Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
2 девочка . Чай я выпила, сахар съела,
Самовар на кол надела.
Сказительница. Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года. Девочки песню споют «Весняночку», а вы подпевайте.

Девочки (танцуют и поют).

А уж солнце красное припекло, припекло,
А повсюду золото разлило, разлило.
Ручейки весенние все журчат, все журчат,
Журавли курлыкают, все летят, все летя г.
Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке.
Расцвели подснежники да в леске, да в леске,
Ой, солнышко-батюшко, угоди, угоди.
А землица-матушка уроди, уроди.

Входит Весна.

Весна. Здравствуйте! Так хорошо вы меня звали, что я не могла пройти мимо. Сказительница. Ребятишки старались поговорить с весной как с добрым и щедрым другом.
1 девочка . Весна-красна, где ты бывала?
Весна . В лесу зимовала, огород городила,
Капусту садила, цветы заводила.
2 девочка. Весна-красна, на чём пришла?
Весна. На сохе, на бороне, на жердочке, на бороздочке.
На ржаном колоске, на пшеничном пирожке.
3 девочка . Весна-красна, что ты нам принесла?
Весна. Соху, борону и кобылку ворону,
Солнца клочок и соломки пучок.
Хлебушка краюшку и водицы кружку.
Грачи летят, на всю Русь трубят:
«Чу-чу, чу-чу, мы несём весну!»
Сказительница. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики, и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
Девочки. Мороз-Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру-поздорову.
Весна. И мы вам предлагаем поиграть, зиму задобрить. Цветочки вам помогут, покажут, как играть.

Игра «Угощенье для зимы».

Две команды добегают до корзины с шариками и кидают по одному в обруч
или коробку. Выигрывает та команда, которая больше закинет шариков.
Весна. Молодцы! Мороз наелся, до будущего года теперь уйдёт и зиму уведёт.

Сказительница. О приближении весны мы догадываемся по тому, что день становится длиннее, птицы возвращаются из дальних стран к себе на родину. Каких птиц — вестников весны, вы знаете? (Грач, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик, журавль).
Весна . Сбирались птицы,
Сбирались певчи Стадами, стадами.
Садились птицы,
Садились певчи Рядами, рядами.

Угадайте, что это за птииы были?

1 девочка . Чёрный, проворный, кричит «крак!», червякам враг (грач).
2 девочка. Спереди у птички шпильце, позади у птички вильце.
Сама птичка мала, а за морем была (ласточка).
3 девочка . Села птичка на суку и поёт: «Ку-ку, ку-ку» (кукушка).
Сказительница. Больше всего крестьяне любили звонкого певца жаворонка, который своими трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. А 22 марта в каждом доме пекли из теста птичек-жаворонков, мазали их сладким душистым мёдом. Также жаворонков делали из глины, тряпок и бумаги, украшали позолотой. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывали вверх свои фигурки птиц, и пели песенки-заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну красную поскорее прийти на землю.
Весна. Давайте и мы разделимся на две команды и сделаем жаворонков.

Игра «Сделай жаворонка».

Две команды рисуют жаворонка, раскрашивают, вырезают.

А теперь возьмем своих жаворонков в ладони, будем слегка подбрасывать их вверх, а девочки петь песенки-заклички. (Ребята берут жаворонков в руки и подбрасывают под песни девочек).
1 девочка . Чувиль, чувиль, жавороночек,
Прилети к огням, принеси ты нам
2 девочка Весну-красну, красно солнышко,
Тепло летушко, зелёный покос!
3 девочка . Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите.
4 девочка . Принесите весну на своём хвосту,
На сохе, бороне, на овсяном снопе.
5 девочка . Жаворонушек на проталинке распевает,
Он зовет весну красную, вызывает.
6 девочка . Не летать снегам в чистом поле, растопились,
Буйной реченькой в сине море укатились.
Весна . И весна откликалась, на зов людей пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях водили первые хороводы.
Сказительница. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества
— солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода- круг.
Весна . Собирайся, детвора, хоровод водить пора! (все становятся в хоровод).

Хоровод «Земелюшка-чернозём»

1. Земелюшка-чернозём, земелюшка-чернозём,
Чернозём, чернозём, земелюшка-чернозём.

2. Тут берёзка выросла, гут берёзка выросла,
Выросла, выросла, тут берёзка выросла.

3. Под берёзкой травушка, под берёзкой травушка.
Травушка, травушка, под берёзкой травушка.

4. На травушке цветики, на травушке цветики,
Цветики, цветики, на травушке цветики.

5. Тут ребята гуляли, тут ребята гуляли.
Гуляли, гуляли, тут ребята гуляли.

6. Рвали цветы со травы, рвали цветы со травы,
Со травы, со травы, рвали цветы со травы.

7. Плели венки из цветов, плели венки из цветов,
Из цветов, из цветов, плели венки из цветов.

Сказительница. Апрель, апрель, на дворе звенит капель. В апреле просыпаются могучие силы природы — расцветают они первыми нежными цветами, поднимаются они сладким берёзовым соком. Есть у апреля и другие названия — цветень, березень. День в апреле заметно прибавляется, солнечное тепло землю балует. А 2 апреля празднуется день птиц.
Весна. Матушка, сказительница, жаворонков мы позвали, а про остальных птиц забыли. Сейчас мы с ребятами споём такие заклички. Разделимся на 10 групп. Девочки помогут каждой группе разучить куплет заклички.

1. Кулик из-за моря лети, лети на поле.

2. Журавль-длинношейка, курлычь ты хорошенько.

3. Ты зяблик-свистелка, лесная свирестелка.

4. Галки, галки, принесите по палке!

5. Голубочки, голубочки, принесите по клубочку!

6. Кукушки, кукушки, принесите по мотушке!

7. Синицы, синицы, принесите по спице!

8. Канарейки, канарейки, принесите по швейке!

9. Чечетки, чечетки, принесите по щетке!

10.Утки, утки, дуйте в дудки.

И все вместе скажем: «Неси весну на волю, неси весну в подоле» (Дети повторяют). Весна. А сейчас мы поиграем в игру «Каркуша».

Игра «Каркуша».

Все разделитесь на два круга. Правую руку в центр круга. Двигаемся по кругу и говорим такие слова:
«Каркуша, каркуша, каркуша, дорогой! Каркуша, каркуша, каркуша, милый мой!». Один человек у нас КАРКУША. Он может в любой момент крикнуть «КАР», после чего все быстро должны найти себе пару из другого круга. КАРКУША тоже ищет себе пару. Кто остался без пары, тот становится КАРКУШЕИ.

Сказительница. Молодцы! А весной приходило время выгонять на пастбища коров, коней, овец, коз. И первый раз выгоняли скот с помощью веточки пушистой вербы. А хозяйка пекла особые пряники - в виде лошадок, которые полагалось прикреплять над воротами крестьянского двора. Считалось, что такие пряники оберегают животных. Девочки. Пряничный дружок, сбереги нашу кормилицу В поле и за полем, в лесу и за лесом,
Под светлым месяцем, под красным солнышком,
От волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого.
Сказительница . Что ещё принимались делать люди весной?
Весна. Главное — ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Сказительница. Это сейчас людям на помощь пришли умные машины. А раньше землю пахали плугом да сохой.
Весна. Девочки вам загадки загадают, а вы попытайтесь разгадать.
1 девочка . Бабушка Андревна, сгорбившись, стоит.
Ноженьки в земелюшке, рученьки раскинула — всё хочет схватить (соха).
2 девочка . Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет (плуг).
3 девочка . Кривой растрепал, а зубастый причесал (плуг и борона).
4 девочка . Отгадайте мою загадку: что за действия в ней описаны?
Кину за грядку я мою загадку.
Лето пройдет — калачом взойдет (посев зерна).
Сказительница . А когда зерна взойдут, про это другая загадка есть:
Зелёная грамотка лежит на черном бархате (всходы на поле).
Весна . Когда сев окончен, то люди ждали, чтобы длинный Митрошка постучался в окошко. Что это? (дождь).
Сказительница . Да, дождь был необходим и желанен. После дождя солнышко должно было осушить и согреть засеянные нивы. А вестником перемены погоды было что? Угадайте, разноцветное коромысло над речкой повисло (Радуга).
Весна . А сейчас мы с вами и начнем просо сеять.

Игра «А мы просо сеяли».

Играющие делятся на две команды и затем, взявшись за руки,
становятся в два ряда, один ряд против другого.
Первая половина поёт:

1. А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли.

На первой строке куплета первая половина подступает ко второй половине, на второй строке отступают. Вторая половина отвечает с такими же движениями:

2. А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, Дид Ладо, вытопчем, вытопчем.

1. А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой, Дид Ладо, вытоптать, вытоптать.
2. А мы коней выпустим, выпустим,
Ой, Дид Ладо, выпустим, выпустим.
1. А мы коней выловим, выловим,
Ой, Дид Ладо, выловим, выловим.

Первая половина ловит вторую. Когда всех переловят, игра начинается сначала.

Сказительница . Весной надо всё успевать: и пахать, и сеять, и скот пасти, и дом вести. Вот люди и сложили пословицы да поговорки о труде!

Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота — наладится всякая работа.

Весна. С трудовыми руками нигде не пропадёшь.
Девочки, а давайте проверим, как ребята знают пословицы о труде.

1 девочка. Без труда… (не выловишь рыбку из пруда).

2 девочка . Маленькое дело лучше …(большого безделья).

3 девочка . Делу — время… (потехе час).

4 девочка. Добрый конец — всему делу… (венец).

5 девочка . Откладывай безделье, да не откладывай… (дела).

6 девочка . Дело мастера… (боится).

Сказительница. А ещё говорили так: «Коли в апреле дождь - будет к осени и рожь. Солнышко пригреет - всё поспеет. Вовремя вспашешь — веселей запляшешь».
Весна. Давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

Дети выстраиваются в колонну по одному. Каждый из ребят кладёт руки на талию стоящего впереди. Сбоку на расстоянии 0,7-0,8 метра кладут веревку. В ходе игры на слове «Ух!» надо всем вместе перепрыгнуть за веревку - «на другой берег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет, «наступит в воду и промокнет», выбывает из игры.

Разлился ручеёк, золотой рожок — ух!
Разлился водой, холодной, снеговой — ух!
Разлился водой, прозрачной, ключевой-ух!
По мхам, по болотам, по лесным колодам — ух!

Сказительница. Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем!
Весна. Хоровод заведём, дружно все запоём.
Станем хором ходить да весну веселить!

Хоровод «Золотые ворота».

Post Views: 7 217



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»