О лягушках форма занятия. Пальчиковая гимнастика лягушка. Вопросы для повторения

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Цели:

Дать детям элементарные знания о внешнем виде лягушки, среде ее обитания и образе жизни.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, количестве, величине, геометрических фигурах.
Закреплять умение отсчитывать заданное цифрой количество предметов.
Упражнять в звукоподражании, конструировании из строительного материала
Совершенствовать навыки рисования карандашом и пальчиком, наклеивания, лепки.
Развивать речь, мелкую и общую моторику, внимание, умение согласовывать слова и движения, чувство ритма.

Оборудование:

Сундук. Большая игрушка «лягушка», мелкие игрушки «лягушки», игрушки-прыгалки для пальчиковой игры.
Карандаши синие и красные, лист-заготовка с нарисованной лягушкой и мошками.
Листья кувшинки и силуэтные картинки лягушек трех размеров.
Схематичное изображение лягушки из геометрических фигур, вырезанные из зеленого картона эти геометрические фигуры.
Силуэты лягушек, листы с нарисованными листьями кувшинки с цифрами «1» и «3», клей.
Зеленый пластилин, нарисованная на листе лягушка.
Соленое тесто синего цвета, камешки, коктейльные соломинки зеленого цвета, цветы.
Разноцветные прищепки, обрезанное дно от пластиковых бутылок в виде цветка.
Сачки, мелкие игрушки «насекомые».
Строительный материал: кубики, бруски.
Вырезанные из плотного зеленого картона головы лягушек с вставленным в рот двигающимся шнурком.
Нарисованные на листе синего картона тени от камешков разного размера и листьев в виде круга, овала, треугольника, квадрата; камешки разного размера, листья кувшинки зеленого цвета в виде геометрических фигур.
Музыкальные молоточки.
Пуговицы разного размера и цвета, силуэты лягушек с наклеенными кругами соответствующего цвета и размера.
Пальчиковые краски, раскраска «лягушка».
Аудиозаписи: «Ква-ква», «Лягушата» Железнова, «Две лягушки», лягушачье кваканье.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Кто в сундуке?»

Приготовьте свои ушки, послушайте и попробуйте догадаться, кто прячется в сундуке?(Раздается аудиозапись лягушачьего кваканья). Чей это голос? Кто в сундуке? Это лягушка.

Звукоподражание «Ква»

Лягушку называют «лягушка-квакушка», как вы думаете, почему? Потому что лягушка квакает. Скажите, как лягушка: «ква».

Пальчиковая игра «Лягушка-попрыгушка»

Лягушку называют «лягушка-попрыгушка», как вы думаете, почему? Потому что лягушка умеет хорошо прыгать.
Положите перед собой лягушек и нажмите им на хвостик. (Показ). Если нажать сильно - лягушка прыгнет высоко, если нажать слабо - лягушка прыгнет низко.

Артикуляционное упражнение «Лягушка»

Лягушка-попрыгушка,
Глазки на макушке,
(Приложить ладони к макушке)

А все ее слова -
Только «Ква!» да «Ква!».
(Звукоподражание: «ква-ква-ква»)

А щеки раздувает Надуть щеки
И рот свой раззевает,
(Медленно открывать и закрывать рот)

Чтоб комары и мушки
Летели в рот к лягушке.
(Звукоподражание: «з-з-з»)

Рисование карандашами «Лягушка и комары»

Дети закрашивают синим карандашом воду в озере. А красным карандашом проводят прямые линии от рта лягушки до каждого комара.

Дидактическая игра «Рассади лягушек на листья»

Подберите лягушкам подходящего размера листья.

Пальчиковая гимнастика «Скачут две лягушки»

Скачут две лягушки -
Зеленые подружки.
(Пальцами обеих рук выполняем собирающие движения на поверхности стола, при этом кисти слегка подпрыгивают)

Комаров они поели,
Прогуляться захотели.
Шлеп-шлеп ножками,
(Поочередно шлепаем раскрытыми ладонями по столу)

Хлоп-хлоп ладошками!
(Хлопаем в ладоши)

Конструирование «Лягушка»

Разложите геометрические фигуры на место, так, чтобы получилась лягушка. Из какой геометрической фигуры сделано туловище? Из квадрата. А голова? Из треугольника. Какие фигуры мы использовали для глаз? Круги. Сколько кругов? Два. Из каких фигур сделаны лапы лягушки? Из прямоугольников и овалов. Сколько прямоугольников? Два. Сколько овалов? Два.

Аппликация «Сколько лягушек?»

Наклейте на лист столько лягушек, какая цифра написана рядом.

Игра с прищепками «Кувшинки»

На обрезанное дно от пластиковых бутылок дети прикрепляют прищепки-лепестки кувшинок.

Динамическая пауза «На озере»

Дети прыгают по «листьям кувшинки», пролезают в тоннель, проходят по скамейке и коррегирующей дорожке. (Выполняется под музыку «Лягушата»).

Упражнение «Длинный-короткий»

Высуньте язык лягушки далеко, так, чтобы язык стал длинным. А теперь сделайте так, чтобы язык стал покороче - лягушка прячет свой язык. Теперь лягушка совсем спрятала язык - втяните его.

Дидактическая игра «Разложи камешки и листочки»

Разложите камешки и листочки на их тени, подбирайте камешки подходящего размера.

Лепка «Лягушка»

Из зеленого пластилина дети лепят меленькие шарики и придавливают к изображению лягушки.

Упражнение «Поймай комаров и мушек на обед лягушкам»

Дети с помощью сачков подбирают разложенных в разных частях комнаты мелкие игрушки «насекомые».

Инсценирование песни «Две лягушки»

Дети сидят на корточках, как лягушки, затем имитируют игру на скрипке, а потом выполняют танцевальные движения.

Конструирование «Длинный мост»

Хватит ли нам одного этого бруска, чтобы построить мост через озеро? Нет, брусок слишком короткий. А как же построить мост из нескольких брусков? Посмотрите, я вам покажу.

Игра с пуговицами «Лягушка»

Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и величины.

Пальчиковое рисование «Лягушонок»

Раскраска подскажет вам, где закрасить светло-зеленым, а где темно-зеленым цветом.

Ручной труд «Лягушка на озере»

Из соленого теста синего цвета дети делают лепешку. По краям втыкают соломинки зеленого цвета - камыши, в середине размещают кувшинки (из яичной клетки). Вдавливают камешек и на него сажают лягушку.

Музыкально-ритмическое упражнение «Ква-ква»

Дети отбивают ритм музыкальными молоточками под музыку.

Цели занятия:

Расширить и уточнить знания детей о лягушках. Словарь: земноводное, линять, линька. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке и фразеологизмом «развязался язык». Упражнять детей в звукоподражании. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки и фотографии лягушек, карточки с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка, цветная бумага, оборудование к занятию конструированием из бумаги.

Лягушка

Лягушка

Ход занятия:

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном вам обитателе нашего Крыма. О ком пойдет речь вам подскажет загадка.

Загадка про лягушку

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх!

(Ответы детей). Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).

По всему нашему полуострову расселились лягушки. В реках, озерах, прудах живут они.
Зимуют лягушки в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.
Скажите, знаете ли вы, как мы дышим? (Ответы детей). Вдыхаем воздух носом, набираем его в легкие и выдыхаем. Вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не легкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время. Ну, а если зима в Крыму выдалась теплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть.

В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей). «Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь. А как мы называем лягушачье пение? (Ответы детей). Кваканье.
Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру». Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной. (Звукоподражание по образцу воспитателя).

К пению лягушек относятся люди по-разному. Одним оно нравится и доставляет удовольствие. В Японии, например, лягушек держат в доме и слушают их кваканье. А во Франции в старину богатые люди заставляли своих слуг всю ночь колотить по воде палками, чтобы прекратить кваканье лягушек. Но не долго лягушки дают концерты, как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки. К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!».
Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много. Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами.
Про это даже загадка есть:

Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.

Как вы понимаете выражение «хвост на весла поменяла»? (Ответы детей). Расставьте по порядку картинки, что было сначала, а что потом. (Работа одного ребенка с картинками у доски «икринка-головастик-малек-лягушонок»).

Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей). Линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки от нее освобождаются, то тут же ее и съедают.

Давайте немного подвигаемся, поиграем в веселую игру «Две лягушки».

Игра «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Послушайте еще одну загадку о лягушке:

Загадка про лягушку

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка.

Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки. А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь. Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей). Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым. Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые и вы любите природу.

А врагов у лягушек и кроме человека хватает: Хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете? (Ответы детей). Журавли, цапли, аисты.

Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? Как эти слова относятся к лягушке? (Ответы детей). Послушайте поговорку про лягушку: «Может потому лягушка земноводная, что не поймет, где лучше?». Все верно, земноводными называют тех животных, которые живут и в воде, и на земле. Может вы вспомните еще каких-нибудь земноводных? (Ответы детей). Черепахи, жабы.

Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».

«Жалейкин и лягушонок»

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.
- Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин.

– Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

В наше время в некоторых странах лягушки стали уже редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае не брать их из природы к себе домой как будто из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от того, нравится нам это растение или животное, или не нравится. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, у каждого своя роль и место. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».

Сейчас мы сделаем с вами лягушку из цветной бумаги. А для того, чтобы все у нас получилось замечательно, немножко потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

Конструирование из бумаги «Лягушка».

Вопросы:

1. Где живут лягушки?
2. Как зимуют лягушки?
3. Расскажите о лягушачьих свадьбах.
4. Когда лягушки квакают? Все ли лягушки квакают?
5. Как люди относятся к лягушачьему пению?
6. Как появляются на свет лягушачьи детки?
7. Линяют ли лягушки? Когда?
8. Чем питаются лягушки?
9. Почему лягушки – земноводные животные?
10. Назовите врагов лягушек.

Во второй половине дня:

Проводятся подвижная игра «Лягушки и цапля», музыкальная игра «Про лягушек и комара».

Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»

(расскажи стихи руками)

Цели: Развить память, внимание, моторику, ритмичность движений.

Две лягушки-хохотушки
(Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают)

Прыгали, скакали.
(Изображают прыжки в воздухе пальцами)

Лапкой – хлоп,
Другой – хлоп,
(Ладонью ритмично хлопают по ноге)

Щеки раздували.
(Показывают округлость пальцами вокруг щек)

Увидали комара,
(Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами)

Закричали:«Ква-ква-ква!»
(Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта)

Улетел комар, как ветер.
(Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец)

Хорошо пожить на свете!
(Поглаживание ладонью по груди)

Сначала дети только повторяют движения (медленно), затем договаривают отдельные слова, затем целые фразы.

Демонстрационный материал:

— игрушечный лягушонок небольшого размера;

— гимнастическая лавка;

— 5—6 обручей или вырезанных из линолеума или ковролина кругов того же размера, что и обручи;

— большой домик-теремок (тканевая палатка);

— длинный серый хвост (веревочка), игрушечные очки, заячья шапочка с длинными ушами, рыжий хвост, шапочка волка с треугольными ушами, шапочка медведя;

— таз с водой, полотенца (2—3 шт.).

Раздаточный материал:

— 3 миски для каждого ребенка: 2 пустые, 1 с бигудями и крышками от бутылок;

— картонные пазлы с крупными частями со сказочными сюжетами;

— пластилин, мешок с капсулами от киндер-сюрприза (желательно зеленого цвета), дощечки для лепки.

Организационный момент

Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, отметьте, какого цвета одежда на них.

Физкультминутка «Лягушки»

Выполните с детьми движения по ходу стихотворения.

Воспитатель

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем утирались.

Лапками шлепали,

Лапками хлопали.

Сюрпризный момент

В двух ладошках спрячьте игрушку лягушонка. Дети должны угадать, кто спрятан в руках. Предложите детям попробовать просунуть пальчик в кулачок. Если надо, проквакайте. Дети угадывают. Раскройте ладони и покажите детям лягушонка. Дети готовят ладошки, чтобы принять лягушонка. Он прыгает к первому ребенку на руку, и тот называет ему свое имя. Лягушонок перепрыгивает на руку к следующему малышу и узнает его имя и т.д.

Артикуляционная гимнастика

Развивает подвижность артикуляционной моторики.

Лягушонок говорит детям, что он умеет ловить мух и комаров. Для этого надо научиться очень хорошо открывать и закрывать рот. Дети тренируются. Лягушонку надо учиться вытягивать губы трубочкой, затем растягивать «рот до ушей» в улыбке и снова вытягивать трубочкой. И наконец, чтоб успеть поймать пролетающего мимо комара, надо уметь быстро высовывать тонкий язык и быстро убирать его обратно. Дети выполняют это упражнение.

Спортивные упражнения с лягушонком

Развивают основные движения.

Лягушонок просит наловить для него побольше комаров. Дети хлопают руками перед грудью, над головой, за спиной, под правым и левым коленом. Во время упражнений дети могут квакать, как лягушата.

Лягушонок учит детей подпрыгивать вверх на месте, прыгать с продвижением вперед, прыгать с лавки, перепрыгивать (переходить) с кочки на кочку (кочками будут обручи, разложенные на полу).

Дети сидят на корточках в кругах. Воспитатель называет любого ребенка по имени. Он подпрыгивает и говорит «ква», затем опять садится на свою кочку. Затем вызывается следующий ребенок и т.д.

Подвижная игра «Цапля и лягушата»

Способствует двигательной активности, снимает импульсивность, развивает игровые навыки и произвольность поведения.

Но вот пришла цапля (роль цапли исполняет воспитатель). Лягушата убегают от нее. Вы ходите за детьми, высоко поднимая колени и проговаривая слова стихотворения В. Орлова «Цапли».

Идет, идет охота,

Заквакало болото,

Лягушки удирают

Со всех зеленых лап!

Им вовсе неохота,

Им страшно неохота.

Чтоб цапли их зацапали

Цап, цап, цап!

Как только воспитатель скажет последнее слово, лягушки должны спрятаться — запрыгнуть на кочку (обруч) и присесть (притаиться). В одном обруче может спрятаться два ребенка.

Физкультминутка «Цапля»

Скажите, что цапле очень трудно стоять на одной ноге, и предложите детям попробовать стать цаплями.

Воспитатель

Очень трудно так стоять —

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Дидактическая игра «Мухи — комары»

Развивает мелкую моторику рук, внимание и умение сосредотачиваться.

Лягушонок рассказывает детям, что он наловил много комаров и мух (ставит перед каждым ребенком миску с бигудями и крышками от бутылок). Он просит детей сложить комариков (бигуди) в одну миску, а мух (крышки) — в другую.

Инсценировка сказки «Теремок»

Развивает эмоциональность, воспитывает интерес к сказке, учит понимать содержание произведения, развивает творческие и театральные способности.

Лягушонок напоминает детям сказку «Теремок». Затем распределяет между детьми роли. Мышонку прикрепляет длинный серый хвост (веревочку), лягушке надевает игрушечные очки, зайчику надевает шапочку с длинными ушами, лисе — красивый пушистый хвост, волку — шапочку волка с треугольными ушами, медведю — шапочку медведя.

Когда все готовы, воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети играют каждый свою роль (конечно, с помощью воспитателя) и говорят свои слова. По ходу сказки они прячутся в домик.

Инсценировку можно повторить еще раз, особенно если есть дети, которые не участвовали в театральной игре. Если, например, останется два ребенка без роли — их можно сделать комаром-пискуном и мухой-горюхой.

Пазлы «Сказки»

Задание учит составлять целую сюжетную картинку из фрагментов, развивает внимание, образное мышление и усидчивость.

Лягушонок раздает детям картонные пазлы и просит каждого собрать какую-то сказку.

Лепка из пластилина «Лягушонок»

Задание учит превращать капсулу киндер-сюрприза при помощи пластилина в лягушонка.

Дети опускают руку в таз с водой, в котором плавают головастики (капсулы от киндер-сюрпризов). Малыши вылавливают себе по одному «головастику», обтирают его полотенцем. Лягушонок просит превратить этих «головастиков» в лягушат. Для этого дети прикрепляют сверху капсулы глаза, пониже длинный рот, по бокам и снизу — лапы.

Во время работы можно рассказать детям стихотворение А. Барто «Лягушата».

Воспитатель

Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат —

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

Упражнение пальчиковой гимнастики «Лягушка» рассчитано на детей в возрасте от 2 до 4 лет. Такую гимнастику можно проводить с детьми в яслях и младших группах детского сада. Игры в этом занятии направлены на развитие моторики и укрепление концентрации и внимания детей.

Цели

  1. Сформировать у детей представление о лягушке, ее внешнем виде, повадках и отличительных качествах.
  2. Дать и закрепить у детей знания о геометрических фигурах, их цветах, формах и размерах.
  3. Научить детей правильно соотносить счет с числом предметов.
  4. Познавание мира путем звукоподражания.
  5. Способствовать развитию речи, общей и мелкой моторике, внимания, восприимчивости и чувства ритма.
  6. Улучшение навыков рисования и лепки.

Необхимый инвентарь

Для занятия можно использовать следующее оборудование и средства:

  • коробка или сундук для размещения в нем разных предметов;
  • одна большая и несколько маленьких игрушек «лягушек», также бумажные игрушки-прыгалки «лягушки»;
  • цветные карандаши и бумага (можно заготовить лист с нарисованной лягушкой, лист бумаги с нарисованным лотосом и комарами);
  • сделанные из бумаги листья кувшинки и изображения лягушат;
  • разные геометрические фигуры, сделанные из картона;
  • пластилин и соленое тесто;
  • прищепки, камушки и цветы;
  • игрушки «бабочки» и «насекомые»;
  • краски для рисования или раскраска с готовыми картинками лягушек и их места обитания;
  • звуковое сопровождение: звуки лягушачьего кваканья и песни про лягушек.

Ход занятия

Занятие основано на ознакомлении детей с лягушкой и проведении тематических игр.

Перед детьми находится коробка или сундук, в которых находится лягушка. На фоне раздается звук лягушачьего кваканья. Открыв коробку, дети понимают или узнают, что это лягушка. Чтобы закрепить знание в памяти детей и создать полное представление о лягушке, нужно провести игры с участием фигур лягушек.

Звукоподражание

Очень важно сформировать у ребенка правильный слух и понимание звуков. Для этого нужно проводить занятия со звуковым восприятием и подражанием. Так, объясняем детям, что лягушки издают звук «ква» и несколько раз повторяем с ними. У детей формируется звуковое представление о животном.

Игра «Как прыгает лягушка»

Для этой игры понадобятся игрушки-прыгалки. Нажимаем на хвостик лягушки – она прыгает. Так формируется представление о движениях и способе передвижения лягушек.

Артикуляционная игра «Лягушка»

Лягушка-попрыгушка,

Глазки на макушке,

(Прикладываем ладони к макушке, имитируя глаза)

И все ее слова —

Это «Ква!» и «Ква!».

(Повторяем этот звук несколько раз)

И щечки надувает (Надуваем щеки)

И ротик разевает,

(Нужно открывать, а потом закрывать рот, подражая действиям лягушки)

Чтоб комарики и мушки

Попали в рот к квакушке.

(Имитируем комариный писк: «з-з-з»)

Рисование цветными карандашами

Берем заготовленный лист с изображенной на нем лягушкой и комарами. Дети раскрашивают воду – синим цветом, лист кувшинки – зеленым цветом, и проводят линии красным цветом ото рта лягушки до насекомых.

Гимнастика для рук «Две подружки»

Прыгали лягушки –

Зеленые квакушки.

(Сгибаем и разгибаем пальцы на обеих руках при движении по поверхности стола)

Комариков половили,

К воде поспешили.

Прыг-скок ножками,

(Хлопаем ладонями по столу, передавая звук прыжков)

И хлопок ладошками!

(Дети хлопают ладошками).

Игра на пальчиках «Две подружки-веселушки»

Две веселые лягушки

(Нужно сжать ладони в кулаки и разместить их на столе)

Ни секунды не грустят

(Нужно резко выпрямить пальцы, тем временем подпрыгивая руками над столом)

Быстро прыгают лягушки.

(Ладони нужно положить на стол прямыми)

Одни брызги лишь летят.

(Нужно резко сжать кулаки и снова поместить их на стол)

Игра на пальчиках «Лягушки-хохотушки»

Две подружки-хохотушки

(Загибают все пальцы, кроме двух, указательный и средний изображают лягушек)

Топали, скакали.

(Нужно изобразить пальцами прыжки)

Лапкой – скок, Другой – скок,

(Нужно похлопать ладошками по ноге в ритм)

Щечки надували.

(Пальчиками показываем свои щеки)

Заметили комара,

(Из всех пальцев, сложенных вместе, изображают комара и его полет)

Прокричали: «Ква-ква-ква!»

(Изображаем пальцами руки кваканье, четыре пальца вместе, а большой напротив них)

Улетел комар наш, дети!

(Рукой изображаем быстрый полет комара вверх)

Красота вокруг, да ветер!

(Нужно помахать в воздухе ладонью).

Конструирование

Для этой игры нам понадобятся геометрические фигуры. Попробуем сложить из них схематично лягушку. Эта игра помогает провести аналогию между фигурами и формами, так, выявляем из какой фигуры какую часть лягушки лучше всего изобразить.

Упражнение «Лягушачий язык»

Нужно высунуть язык, показывая как лягушка ловит комаров. Затем прячем язык. Такое упражнение полезно для правильной речи и дикции.

Лепка

Для этого занятия понадобятся пластилин или соленое тесто. Дети попробуют слепить лягушошка, лист лотоса и цветок. Можно также слепить озеро и сделать камыши.

Музыкальное упражнение

Дети под ритмичную музыку хлопают ладошками, попадая в ритм. Это поможет развить слуховое восприятие и чувство ритма.

После такого занятия у детей должен закрепиться в сознании образ лягушки, должно сформироваться общее представление о ней и ее образе жизни. Кроме того, часть упражнений направлена на артикуляционное развитие ребенка. Упражнения помогают также научить ребенка считать и правильно ориентироваться в размерах и формах.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8».

Интегрированное занятие в подготовительной группе №7 по теме: «Какие бывают лягушки?»

г. Череповец, 2016 г.

Цель: формирование представлений о лягушках, способах их маскировки и питания.

Задачи:

  • Познакомить детей с разными видами лягушек.
  • Расширить и уточнить знания детей о питании и маскировке лягушек.
  • Упражнять детей в исследовательской деятельности.
  • Развивать произвольное внимание, диалогическую речь.
  • Развивать наблюдательность у детей, их умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы.
  • Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
  • Воспитывать усидчивость, способность работать в командах, коллективе. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
  • Воспитывать у детей любознательность, интерес и гуманное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей : познание (развитие продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.

Предварительная работа : Беседы о жителях водоёмов, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций с изображением лягушек, энциклопедий, подвижные игры, слушание песен и т.д.

Оборудование : мини - музей лягушек, презентация, различные предметы, снабжённые присосками, бумага разного цвета, алгоритм выполнения оригами, фломастеры, разные виды лягушек, коробка, картинки для рефлексии, картинный материал, схемы.

Ход образовательной деятельности :

В.: Дети, посмотрите, что это у меня? (дети подходят к макету водоёма). Да, это водоём. Кто может здесь жить? (рыбы, головастики, жучки-плавунцы, водомерки и т.д.).

В.: Дети, а вот Артём назвал лягушек. Вы согласны?

Слайд -картинка лягушки

В.: Дети, давайте рассмотрим лягушку. Назовите части тела, какие вы знаете. (голова, туловище, 4 лапки с перепонками, большие, выпуклые глаза, большой рот, длинный язык, влажная, блестящая кожа). схема

В.: Где можно встретить лягушек летом? (во многих местах, потому что они бывают разные). Где они могут жить? (в болоте, в озере, в реке, в траве).

В.: Правильно. Отсюда и произошли их названия. В болоте живёт какая лягушка? (болотная) А в озере какая (озёрная). В траве? (травяная). В реке? (речная). А какого цвета бывают лягушки? (Зелёного…).

В.: Как вы думаете, от чего зависит тот или иной цвет лягушки? (От цвета окружающей среды.) Правильно, если лягушка живёт в траве, на земле, то у неё какая будет окраска? (бурая под цвет земли). А в воде? (зелёная под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений).

Показ слайда.

В. : Дети, а кто скажет почему лягушки такого цвета? Хорошо ли заметна лягушка среди травы? Почему? (Это - маскировка. Каждое животное приспосабливается к той среде, в которой он живёт).

Окраска для чего им нужна? (Скрываться от врагов).

А от кого они прячутся? Добычей кого лягушки являются? (аист, цапля, журавли, крупные рыбы и т.д.).

Показ слайда

В.: Дети, а лягушка хищник или нет? (да). Почему вы так решили?

А чем питаются лягушки? (мухами, гусеницами, паучками, бабочками, личинками комаров и т.д.)

Показ слайда

В.: Дети, каким способом лягушка добывает себе пищу? (Когда мимо неё пролетает какое-нибудь насекомое, лягушка моментально выбрасывает свой длинный и липкий язык и, поймав добычу, быстро её проглатывает).

В.: Дети, давайте вспомним, у нас в России обитают какие лягушки? (Болотная, озёрная, речная, квакша, жаба).

А чем жаба отличается от простой лягушки? (Она больше по размеру, кожа у неё бугорчатая).

Показ слайда (жаба)

В.: Дети, а кто знает, чем квакша отличается от обычной лягушки?

Показ слайда (квакша)

Её ещё называют древесной лягушкой. Давайте поразмышляем, откуда взялись у неё такие названия. Как по-вашему, почему её прозвали квакшей?

Д.: Потому что квакает.

В.: А за что получила она название «древесная лягушка», как вы думаете?

Д.: Живёт на деревьях.

В.: Сейчас нам о квакше расскажет Юра С., а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «Чем отличаются квакши от других лягушек?».

Сообщение ребёнка . Квакша или древесная лягушка живёт и охотится на деревьях. Глаза у квакши очень большие, с золотым ободком. Язык у квакши липкий. Поэтому, когда она видит добычу, то выталкивает изо рта свой язык и добыча прилипает к нему. Если добыча большая, квакши помогают себе передними лапками заталкивать её в рот. При этом они смешно хлопают глазами. Квакш можно назвать чистюлями. Перед охотой, вечером, если есть рядом вода. Квакша обязательно искупается. Каждые две недели квакши линяют - стягивают с себя старую кожу, а под ней уже свеженькая, новая кожица. А старый наряд- старую кожу квакши съедают.

Очень интересные у квакш ножки. Каждый палец заканчивается как бы подушечкой. Квакши умеют выгибать эти подушечки или делать плоскими. А ещё умеют надавить на подушечку так, что выделится на подушечку клейкая жидкость.

В результате получается, что лапки у квакши действуют как присоски. Такую же клейкую жидкость квакши умеют выпускать на брюшке. Благодаря этому, лазая и прыгая во время охоты по листьям и веткам, квакши прекрасно держатся, никогда не срываясь вниз.

В.: Дети, чем отличаются квакши от других лягушек? (есть присоски). Для чего квакшам нужны присоски на лапках (присоски позволяют затаиться. чтобы проще добыть себе пищу).

Дети, а вы хотите понять, как квакша с помощью присосок великолепно держится на деревьях?

У вас на столах лежат брелки, игрушки, мыльницы и другие предметы с присосками. Попробуйте воспользоваться присосками на них, чтобы это понять.

Исследовательская деятельность детей.

Дети прикрепляют к поверхности стола предметы с присосками, затем отсоединяют присоски, выясняя принцип присосок.

В.: А хотите ли вы узнать, как маскировка помогает другим лягушкам добывать себе пищу? (да).

В.: Дети, а вы эту лягушку знаете? (нет)

Показ слайда (золотая мантелла)

Где она обитает? У нас обитает или нет? (нет) Докажите.

Давайте опишем её по внешнему виду (по схеме- два глаза, язык, овальная форма тела, тупая мордочка, оранжевый цвет).

Как вы думаете, эта лягушка обитает в жарких странах или в холодных?

Докажите. (В жарких странах. Оранжевый цвет - цвет теплоты).

В.: Дети, а давайте посмотрим на глобусе место обитания золотой мантеллы.

(Дети с воспитателем находят остров Мадагаскар).

В.: Дети, как вы думаете, какие там растут растения?

(Мандариновые и апельсиновые деревья).

Золотая мантелла своим окрасом на какой фрукт похожа? (мандарин, апельсин). Для чего природа мантеллу наградила таким цветом? (для маскировки, чтобы проще было добывать себе пищу).

В.: Дети, эта лягушка всем кажется ядовитой, поэтому хищники держатся как от неё? (подальше). Но на самом деле опасности от неё нет. Золотая мантелла разгуливает целый день ничего не опасаясь. Чем она питается? (насекомыми, фруктовыми мошками, термитами, которые поедают деревья). Ещё она может быть красного или жёлтого цвета. А по размеру она совсем маленькая - всего от 2 до 3 см. (показ предмета )

В.: У меня в коробочке лежат лягушки. Оля, подойти, пожалуйста, найди золотую мантеллу и посели в нашем мини-музее. Спасибо.

Работа в группах (таблички на столах).

В.: А хотите ли вы узнать, каких лягушек мы сегодня ещё поселим в наш мини-музей?

В.: Дети, сейчас мы разделимся на три команды. Вы должны сами определиться, с кем вы будете работать. Первая команда подойдите, пожалуйста, к столу с табличкой №1, вторая -№2, третья -№3.

Послушайте внимательно задание: каждой команде нужно рассказать по алгоритму о лягушке, картинка которой у вас на столе (рогатая лягушка, желто-чёрный древолаз, летающая лягушка):

    Внешний вид

    Где обитает

    Чем питается

    Польза для людей

А также ваш рассказ нужно зарисовать на чистых листах. Приступаем к работе.

Проверка.

В.: Вы уже справились. Присаживайтесь, пожалуйста,на стульчики. Из первой команды нам сей час расскажет о лягушке Егор, а другие дети внимательно слушайте, как они справились с заданием. (Ребёнок выходит к мольберту).

Рассказ ребёнка о рогатой лягушке.

Показ слайда.. Обобщение воспитателя (добавить к общей схеме рога).

Рогатая лягушка очень необычная! Над глазами у неё находятся заострённые выступы, напоминающие рога, а когда они «поют», то это напоминает мычание коров. Эта лягушка мало двигается, но много ест. Поэтому она такая вялая и толстая. На закуску ей достаточно несколько насекомых, но если она голодна, то может полакомиться и другими лягушками, и мышками, и ящерицами..(размер: от 10 до 20 см, Ю. Америка) .(сравнение)

В.: Дети, давайте и эту лягушку поселим в нашем мини-музее.

В.: Теперь нам расскажет о своей лягушке вторая команда.(летающая лягушка).

(добавить к общей схеме крылья).

Летающая лягушка очень ловко прыгает с одной ветки на ветку, взмывает в небо как птица благодаря огромным парусообразным перепонкам на задних и передних лапках. Дети, представьте себе, что эта лягушка может прыгнуть с высоты равной трёхэтажному дому. Самка прикрепляет икру на растения, нависающие над водоёмом. А когда головастики вылупляются, они летят прямо в воду. Вот это прыжок! (размер от 3 до 4 см, Азия) .(сравнение)

(поселить в мини-музее).

В.: А теперь - третья команда (жёлто-чёрный древолаз).

Показ слайда. Обобщение воспитателя .

Жёлто - чёрный древолаз из Бразилии (размер от 3 до 4 см).

Почему её так назвали?

Во время его любимого сезона дождей древолаз постоянно ищет еду и поёт во весь голос как птица. Когда засуха, то он дремлет где-нибудь под деревьями. Окраска яркая, но к нему лучше не прикасаться. Его блестящая и скользкая кожа выделяет яд, производимый муравьями, которыми лакомится древолаз

(поселить в мини - музее).

В.: Спасибо, все команды справились с заданием и какой мы можем сделать вывод про лягушек? (В мире существует много разных лягушек, отличаются друг от друга в зависимости от того, где живут).

Дети, а лягушка - это хищник или добыча? (И хищник и добыча).

Дети, а лягушки приносят пользу для человека или нет? (Уничтожают в больших количествах вредителей леса, садов, огородов: комаров, гусениц, слизней, улиток и других вредителей).

В.: Как нужно обращаться с лягушками? (Лягушка такая же как и человек. Она, как и мы чувствует боль. Она, как и мы может пораниться, она растёт, живёт, стареет и умирает, как человек. Поэтому к ним нужно относиться очень бережно. Нельзя их мучить. Существуют легенды, по которым лягушек обвиняют в появлении бородавок и в отсутствии дождя. На самом деле - слизь на коже этих животных совершенно безвредна).

В.: Молодцы, а сейчас, ребята, давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка.

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ручками хлопали,

Ножками топали,

Вправо - влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкультпривет!

В,: Дети, посмотрите, сколько прибавилось лягушек сегодня в нашем мини-музее. А как вы думаете, можно ли игрушками из мини-музея играть? А вы хотите поиграть? Что мы можем сделать для этого? (Сделать лягушку самим)

Конструирование из бумаги (оригами).

А сейчас присаживайтесь за столы. Для того, чтобы всё у нас получилось замечательно, немножко потренируем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки.

Только брызги вверх летят.

Практическая работа.

В.: Вы можете выбрать любой цвет бумаги. Пользуйтесь схемой.

Самостоятельная работа детей.

Итог занятия .

В.: Дети, какие замечательные лягушки у вас получились. И все такие разные! А сейчас оставьте свои поделки на столах и выходите ко мне, пожалуйста.

В.: Дети, что сегодня вам понравилось на занятии? Может, вы что-то нового и интересного узнали? Оля, чтобы ты рассказала дома нового о лягушках?

А мне сегодня очень понравилось, как вы работали в командах.

В.: Ребята, как вы думаете, а у нас в Вологодской области много лягушек? На следующем занятии мы с вами узнаем, какие виды лягушек обитают в наших краях.

Вам дома я предлагаю вместе с родителями нарисовать рисунок - что бы вы сделали для лягушек Вологодской области, нашего города Череповца.

Дети, я ходила в библиотеку и нашла очень интересную книгу (показ), я её предлагаю нам вместе прочитать и узнать ещё много нового о лягушках.

Рефлексия.

У меня на тарелочках лягушки.. Кто на занятии узнал много нового и интересного и кому было всё понятно - возьмите большую лягушку.. А кому было интересно, но хотел бы ещё больше узнать про лягушек - маленького лягушонка.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»