Методическая разработка "логопедическая тетрадь". Инструкция по работе с индивидуальными тетрадями детей Индивидуальные тетради детей логопедической группы

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Обследование импресивной речи у ребенка – Имя и первая буква фамилии ребенка и возраст (Кирилл Г.6лет)

5 методик

Методика 1. Контекстная речь

Цель: выявление контекстного понимания фразовой речи

10 вопросов(диалог) задавать вопросы над по такому принципы: Тебе 6лет? И вам ребенок отвечает либо кивая головой, либо как-то еще дав понять вам, что речь и ваш вопрос были им поняты.

Записываем себе куда-то % правильных ответов и делаем вывод о данной методике

Заключение: можно предположить, что ребенок понял % ответа, это средний/высокий/низкий уровень

Методика 2. Понимание значений слов

Цель: выявление пассивного словаря у ребенка

Нужно 60 карточек,30-предметы- часть речи существ. И 30- глалолы

1гру.существ.+1гр.глаголов- слова из детской речи, не имеющие симантического и фонетического сходства

Яблоко, кубики,ведро

Работает, прыгает, кормит

2гр. Сущест+глагол – группа средней частотности имеющие фонетическое сходство

Мишка, миска, мышка

Читает, считает

3гр.существ+глагог – слова входящие в одно смысловое поле

Варежки-перчатки

Моет-стирает-умывает

Перед ребенком кладем 1группу сущ.10штук- и говорим покажи где яблоко, где ведро…записываем сколько взял правильных карточек

1группу глаголов 10штук- покажи где кормит, и тоже все подмечаем за ребенком

Заключение: можно предположить, что ребенок владеет % , это уровень ср.высокий,низ.

Методика 3. Понимание предложений

Цель: исследовать на сколько хорошо ребенок понимает предложений

Простые сюжетные картинки с однозначным толкованием 5-6 карточек

Пример дурацкий она привела: пока картинку где книга в пакете, где книга на пакете,где пакет в книге

Выводим % правильных ответов

Заключение: можем предложить…

Методика 4. Понимание инструкций

Цель: исследовать на сколько хорошо ребенок может выполнять инструкции

10инструкций, который взрослый предлагает выполнить ребенку

Картинка на ней мама и дочка(покажи где мамина дочка, где дочкина мама)

Правильность ответов высчитываем в %

Заключение: можно предположить что ребенок набрал средний уровень… понимая все предложенные ему инструкции

Методика 5.Фонетический слух

Цель: исследование фонетического слуха

Все задания будут направлены на 2звука, З и Ш

1вариант восприятие звука в ряду с максимальной контрастностью

Б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д

Ба, кА, ша, та, ра, ша, га, ша, да

2 вариант со слабой контрастностью

П, ш, х, ф,ш,к, т, ш

Па, ша, ха, фа,ша, кА, та, ша

3вариант с минимальной контрастностью

С, ш, ж, щ, з, ш,х,ж,ш

СА, ша, жа, ща, за, ша, ха, жа, ша

С опознанием звука в словах

1 с максимальн.контрасностью

Дом,школа,мешок,рыбак, шалаш

2 со слабой контрастностью

Санки, шапка, жук, нож

3 с минимальной контрасностью

Сумка, сушки,машина, снежки,чайник, щетка, чашка, зайчишка

Все задания, чтоб нам не придумывать самим она дала кому-то отсканировать, они должны их выложить сюда.

Задания где-то от86до 88 для импресивной речи.

    Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.

    Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.

    Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

    Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

    Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.

    Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

    Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

    Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.

    Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.

    Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью! ).

Приложения

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА 7

Работа учителя-логопеда Работа с детьми

1. Выявление и экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

2. Учет детей с нарушениями речи.

3. Логопедическая помощь для коррекции фонетических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

4. Логопедическая помощь для коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

5. Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-профилактической работе с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.

6. Логопедические занятия с детьми 5-7 лет по индивидуальным программам.

7. Оформление индивидуальных речевых карт.

8. Ведение индивидуальных тетрадей.

9. Оформление аудиозаписей произношения звуков.

10. Проведение подгрупповых занятий (по признаку однотипности нарушений звукопроизношения):

Работа над формированием и развитием фонематического слуха;

Коррекция звуковосприятия и звукопроизношения;

Предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

Коммуникативное общение.

Работа с документацией

1. Планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ.

2. Оформление протоколов медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей.

3. Календарный план работы на каждый день (учет рабочего времени).

4. График работы.

5. Списки детей по составу логопедических групп (2-3 раза в течение года).

6. Журнал - учет посещаемости.

7. Тетрадь взаимодействия с педагогами образовательного учреждения.

8. Участие в экспериментальных программах.

9. Оформление папки «Из опыта работы».

10. Подготовка документов к аттестации на высшую категорию.

Работа с воспитателями и педагогами

1. Посещение воспитателями открытых занятий по развитию речи.

2. Индивидуальное консультирование воспитателей.

3. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) по профилактике и коррекции речевых нарушений.

4. Участие в экспресс-обзорах групп медико-психолого-педагогической службы.

Ольга Бардюг
Рабочая тетрадь индивидуальной работы с детьми - логопатами с 3–4 лет.

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половины дня. Воспитатель проводит занятие сначала со всей группой детей, затем занимается индивидуально с теми детьми , фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя . Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя- логопеда с детьми . Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей , с которыми он занимался (для повторения пройденного материала дома) .

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - то сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.

Заводятся для каждого ребенка, логопед записывает дату проведения занятия, примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели или родители (по заданию) наклеивают картинки, записывают стихи и рассказы. На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются воспитатели.

7.4.3. Тетрадь взаимосвязи логопеда ивоспитателя

В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учета воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности.

Работа с родителями

Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары-практикумы; оформляются специальные стенды, папки-передвижки.

Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября . На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит заведующая детским садом совместно с логопедами всех групп.

Второе собрание проводится каждым логопедом в своей группе в декабре. К этому времени он уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании.



Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание.

Заключительное родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или в случае необходимости повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.

На дни открытых дверей, которые проводятся еженедельно, приглашают тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Большую помощь родителям окажут «Сказки о Веселом Язычке», которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей.

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий.

Стенды для родителей логопед и воспитатель в течение года оформляют совместно. На них помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В специальном разделе стенда для родителей указываются даты родительских собраний, время консультаций специалистов, помещается информация о приглашении для беседы с логопедом.

Отчет логопеда

В конце года все логопеды пишут отчет об эффективности проведенной работы, сдают его старшему логопеду, который подает сводный отчет в городское управление образования. В этих отчетах приводятся следующие данные:

1. Дата комплектования.

2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозам).

3. Количество выпущенных детей, из них:

· с хорошей речью;

· со значительным улучшением;

· без значительного улучшения.

· в массовую школу;

· в речевую школу;

· во вспомогательную школу;

· в массовый детсад.

5. Количество детей, оставшихся на повторный коррекционный курс, и распределение их по диагнозам.

6. Количество детей, выбывших в течение года.

7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план работы.

В графе «Примечание» указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ РАЙОННОГО СТАРШЕГО ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Старший логопед назначается приказом по отделу образования из лиц, обладающих организаторскими способностями, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

2. Старший логопед оказывает помощь отделу образования в методическом руководстве специальными дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи и логопедическими группами.

3. Основные функции старшего логопеда:

· знание инструктивно-методическихдокументов, приказов, писем вышестоящих организаций;

· участие в проведении МППК по отбору детей и комплектованию логопедических групп;

· изучение, обобщение и распространение практического опыта работы логопедов среди коллег;

· регулярная информация логопедов района о проводимых логопедических мероприятиях в масштабе города, ответственность за посещение этих мероприятий;

· составление планов и организация мероприятий на учебный год совместно с логопедами района;

· проведение районных методических объединений не реже одного раза в 2-3 месяца;

· систематическое посещение логопедических занятий для оказания практической помощи на местах;

· оказание помощи заведующим в контроле за ведением специальной документации речевых групп;

· составление отчета эффективности работы за год, сдается в городской методический кабинет дошкольного воспитания;

· поддержание рабочего контакта с отделом образования, главным логопедом системы здравоохранения.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Первые 3 недели идет комплексное обследование детей логопедических групп.

СЕНТЯБРЬ

IVнеделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти:

а) развитие интереса и внимания к речи окружающих (выполнение одного-двух поручений в одной инструкции в игре «Поручения»);

б) подбор парных картинок (лото «Малышам»).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Части тела и лица».

Цель: практическое усвоение форм словообразования (дидактическая игра «Покажи на себе, на кукле, назови»).

3. Развитие моторики:

а) движения по подражанию (руки в стороны, вверх, вперед, вниз);

б) движения по подражанию с флажками (в стороны, вверх, вперед, вниз);

в) прыжки на двух ногах, на одной (правой, левой);

г) работа по развитию мелкой моторики рук («Мозаика», вкладыши, матрешки, разрезные картинки).

4. Расширение математических представлений:

а) нахождение множества предметов и одного предмета в окружающей обстановке (в указанных местах); согласование числительного «один» с существительным в роде, числе;

б) учить пользоваться словами «один», «много».

Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, постановка звуков, их автоматизация.

5. Домашнее задание:

б) раскрашивание нарисованных овощей (морковь, репа, огурец), развитие мелкой моторики.

ОКТЯБРЬ

I неделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти.

а) подбор по аналогии парных геометрических форм (по форме, цвету, величине);

б) игра «Угадай, что звучало» (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, металлофон, пианино).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Овощи».

Цель: рассматривание овощей на картинках; обобщающее понятие «Овощи».

Закрепление существительных единственного и множественного числа именительного падежа по теме «Овощи».

Дидактическая игра (лото «Овощи»).

3. Развитие моторики:

а) движения по подражанию с предметами и без предметов в сочетание речи с движением:

Мы флажками так помашем

И тихонечко попляшем,

А теперь маши быстрее

И пляши повеселее;

в) развитие мелкой моторики рук: раскрашивание полосок, дорожек в разные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

4. Расширение математических представлений: а) счет в пределах 1-3 (на материале «Овощи»);

б) сравнение полосок, контрастных по длине (пользоваться словами «длинная», «короткая»).

5. Работа над звукопроизношением:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) дифференциация слогов и слов с парными согласными т и д .

6 Домашнее задание:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) закрепление обобщающего понятия «Овощи»;

в) обводка и раскрашивание овощей.

II неделя

1. Развитие усидчивости, слухового и зрительного внимания:

а) игра «Обезьянка», использовать платочек или другие предметы;

б) игра «Угадай, что делает кукла Маша».

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Овощи».

Цель: закрепление единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи»;

а) практическое усвоение форм словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи»;

б) загадки по теме «Овощи»;

в) дидактическая игра «Угостим большого и маленького мишек», классификация по величине.

3. Развитие моторики:

а) игры с мячом («Кати мяч по дорожке», «Попади в цель»);

Капля - раз, капля -два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап-кап, кап-кап. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем;

в) развитие мелкой моторики рук: нанизывание шариков; игра «Кто быстрее?» (наматывание шнура на деревянный стержень), шнуровка, застегивание пуговиц.

а) счет предметов 1-3 (овощи);

б) сравнение полосок, контрастных по длине и ширине, активизировать: «длинная-короткая», «широкая-узкая».

5. Звукопроизношение:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) дифференциация парных согласных и и б.

6. Домашнее задание:

а) общая артикуляционная гимнастика, штриховая;

б) рисование и раскрашивание овощей, штриховка широких и узких полосок.

III неделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания:

а) игра «Где позвонили?»;

б) дидактическая игра «Что изменилось?» (на материале овощей).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Фрукты».

Цель: рассматривание фруктов на картинках, обобщающее понятие «фрукты», дифференциация понятий «Овощи- фрукты».

3. Развитие моторики:

а) игра с мячом («Сбей мячом булаву»);

б) движения по подражанию с флажками и без флажков;

в) сочетание речи с движением («Флажки», «Капля», «Часы»);

г) подвижная игра «Обгони»;

д) работа по развитию мелкой моторики рук: шнуровка, обводка нарисованных фруктов.

4. Расширение элементарных математических понятий:

а) счет 1-4 (по теме «Фрукты»);

б) согласование существительных со словами «один», «много» и с числительными 1-4 по темам «Фрукты», «Овощи» (одна слива, четыре сливы, много слив);

в) понятия «круг», «квадрат», «треугольник»; нахождение фигур по образцу, преобразование геометрических форм в овощи и фрукты.

5. Звукопроизношение:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) постановка звука с;

в) дифференциация глухих и звонких согласных т-д, п -б в слогах, словах, стихотворениях.

6. Домашнее задание:

а) повторение упражнений для постановки звука с;

б) лепка, аппликация, рисование овощей и фруктов.

IV неделя

1. Развитие зрительного и слухового внимания:

а) подбор полосок, кружков по цвету:

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Осень».

Цель: расширение словаря, обозначающего признаки осени, употребление существительных в винительном падеже (игра «Кого или что увидел?»).

3. Развитие моторики:

а) подвижная игра («Осенние ласточки»);

б) сочетание речи с движением:

Бей в барабан,

Бей в барабан!

Громче бей в барабан!

Тра-та-та, тра-та-та!;

в) работа по развитию мелкой моторики: разрезные картинки (из трех частей составить целую), составление узоров из листьев.

4. Расширение элементарных математических представлений:

а) закрепление счета 1-4;

б) закрепление представлений о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник;

в) нахождение геометрических форм на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу (игра «Чудесный мешочек).

5. Звукопроизношение:

а) закрепление звука с в слогах, словах и чистоговорках;

б) выделение гласного а из ряда звуков.

6. Домашнее задание:

а) закрепление звука с (слоги, слова, чистоговорки);

б) обводка, рисование и раскрашивание осенних листочков или грибов (печатание буквы с помощью трафаретки и без нее).

7.6.1. Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи

Цель: расширение представлений об окружающем (развитие зрительного и слухового внимания), обогащение словаря, развитие моторики, математических представлений.

Ход занятия:

Организационный момент.

Развитие зрительного внимания: подбор разноцветных полосок по аналогии (красная, синяя, зеленая, желтая). Задание: найди одинаковые полоски, подбери по цвету.

Развитие слухового внимания: игра «Что звучит?». Предлагаются звучащие игрушки: бубен, металлофон, барабан, дудочка. Дети слушают, как они звучат, затем по звучанию отгадывают игрушку.

Обогащение словаря: работа по картине «Осень». Уточнить характерные явления природы: ветер, листопад, похолодание, дождь, отлет птиц.

Развитие математических представлений: закрепление понятий много-один-ни одного; много-мало, находить один предмет,много и мало предметов в окружающей обстановке.

Развитие общей моторики: вверх, вниз, вперед, в стороны и т. д.; речь с движением: «часы» - тик-так, тик-так, всегда так, всегда так (наклоны корпуса влево и вправо) - 2-3 раза; «капля» - капля - раз, капля - два, очень медленно сперва, а потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом (хлопки руками на каждое слово).

7. Домашнее задание: нарисовать и раскрасить четыре разноцветные дорожки.

7.6.2. Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи

Основные направления Содержание работы
Фонетика Работа по воспитанию правильного произношения шипящих звуков, дифференциации ш-ж изолированно, в слогах и словах
Развитие зрительного внимания и памяти Игры: «Чего не стало на столе?», «Что изменилось?» с подбором игрушек, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж»
Лексика Закрепление словарного запаса по теме «Зима»: 1) беседа по картине «Зима»; 2) беседа: кто где и как зимует (ежик, заяц, лиса, белка, медведь); 3) Практическое овладение навыками словообразования: мама - лиса, папа - лис, лисенок, лисья; 4) загадки о диких животных (Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?; Белый и пушистый, в лесу живет, скачет прыг-скок; Под соснами, под елками бежит мешок с иголками и др.)
Грамматический строй Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже
Математические представления Закрепление счета до 5, закрепление понятий один - много, больше-меньше, одинаково, спереди-сзади, длинный - короткий
Развитие общей моторики Движения по подражанию: игры снежками (подбрось и поймай, попади в цель)
Подвижные речевые игры Зайка беленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так; зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: вот так, вот так; зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: вот так, вот так. 1. «Выпал беленький снежок». 2. Хороводная игра «Зайцы»
Лепка, аппликация, рисование Снежная баба, елочка, звери наших лесов

В соответствии с Номенклатурой в системе Министерства просвещения могут открываться дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта (умственно отсталых), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи (при сохранном слухе).

Утверждены и направлены в отделы образования типовые положения о специальных учреждениях и группах для детей дошкольного возраста:

1. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха» - Министерством просвещения СССР 31 декабря 1968 г. № 130-М. Данное положение опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию» (М.: Просвещение, 1972).

2. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» - приказом министра просвещения СССР № 36 от 26 мая 1970г. (также опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию»).

3. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения» - приказом министра просвещения СССР № 40 от 15 апреля 1974 г. Было опубликовано в «Сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР» № 21 за 1974 г. Кроме того, в 1978 г. в отделы образования данное положение направлено как приложение к совместному приказу Министерств здравоохранения и просвещения РСФСР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения» № 300/112 от 4 мая 1978 г.

Комментарии к презентации

Слайд 1 «Ведение индивидуальных логопедических тетрадей как важное условие успешной коррекционной работы»

Слайд 2 Содержание: 1. Цель ведение индивидуальных тетрадей логопеда.

3. Обзор тетрадей для закрепления полученных знаний у детей (по лексическим темам, автоматизации звуков).

4. Ведение интерактивного дневника.

Слайд 3 Цель . Индивидуальная тетрадь ребенка – это тетрадь взаимосвязи между логопедом и родителями. Представляет собой удобную форму организации работы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители.

  • Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий.
  • Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Слайд 4 артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков

Могут предлагаться в различной форме: вклеенные или нарисованные картинки, соответствующие артикуляционным упражнениям, альбомы «Нескучные артикуляционные упражнения». Включает в себя как повторение артикуляционных упражнений, так и различные игры, раскрашивание картинок, логические задания. Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

Слайд 5 В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка ).

Слайд 6 задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.

Слайд 7 серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

Слайд 8 развитие связной речи это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

Слайд 9, 10, 11 Кроме самостоятельно оформленных тетрадей логопеды часто используют готовые тетради для автоматизации поставленных звуков. Таких авторов как: Е.А.Азова, О.О.Чернова, Ю.Б.Жихарёва-Норкина, Коноваленко, Костюк… Для формирование фонематического слуха Колесникова. Для развитие связной речи и формирования лексико-грамматических категорий: Теремкова, Арбекова…

Слайд 12 Ведение интерактивного дневника ребёнка . Сайт Мерсибо предлагает вести дневник на каждого ребёнка, в котором можно заполнить анкету (анамнез), записать речь ребёнка на диагностики. И подбирать речевые игры, в которые ребёнок может поиграть дома, за успешное выполнение заданий он получает поощрения в виде фруктов. Логопед может отследить сколько по времени занимался ребёнок.

Слайд 13 Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»