Как пережить кризис трех лет у ребенка. Преодолеваем кризис трёх лет у малыша! Коррекционные игры: помогаем преодолеть кризис

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

К трем годам у ребенка появляется желание действовать по собственному усмотрению вопреки ситуации и предложенному взрослым, что приводит к "кризису социальных отношений" (Л. С. Выготский). Симптомы кризиса трех лет впервые были описаны известным немецким психологом Эльзой Келер. Среди них главные:

  • 1) негативизм – отрицательная реакция, выражающаяся в отказе подчиняться определенным требованиям взрослых. Ребенок не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали;
  • 2) упрямство – ребенок настаивает на своем решении, причем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались;
  • 3) строптивость, которая направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся системы отношений, принятых в доме порядков и норм;
  • 4) своеволие как тенденция к самостоятельности – ребенок хочет все делать и решать сам. Желание и стремление действовать самостоятельно часто неадекватны возможностям ребенка, поэтому родители сопротивляются реакции "Я сам!", что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Второстепенные проявления кризиса:

  • обесценение взрослых, выражающееся в отрицательном отношении к близким взрослым, в первую очередь к родителям ("а ты плохой", "я с тобой дружить не буду", "дура" и др.);
  • протест-бунт, который проявляется в регулярных конфликтах, частых ссорах с родителями, когда дети как бы находятся в состоянии войны со взрослыми. Поведение ребенка носит протестующий характер;
  • деспотизм, выражающийся в желании проявлять власть по отношению к близким, диктуя, например, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет, и т.д.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе: психологически ребенок отделяется от близких взрослых, у него появляется желание проявить свое "Я", которое он может реализовать только противопоставляя себя взрослому человеку.

К. Н. Поливанова считает, что специфической чертой кризиса трех лет в отличие от кризиса одного года является активный характер поведения ребенка. Годовалый ребенок исходно не протестует, не сопротивляется взрослому (протест возникает в ответ на запрет взрослого, уступка со стороны взрослого приводит к угасанию аффекта). У трехлетнего ребенка протест составляет исходную точку негативизма, он сопротивляется, независимо от того, как ведет себя взрослый (уступка ему не снимает аффективного отношения к ситуации, но приводит лишь к смене предмета недовольства). Кроме того, у трехлетнего ситуация негативизма возникает в словесно оформленном виде: "не хочу...", "я сам!", ребенок как бы ищет содержание этим словам.

По мнению Д. Б. Эльконина, основными новообразованиями раннего детства, оформляющимися в три года, являются личное действие и сознание "Я сам". В раннем возрасте ребенок строит свое действие по образцу действия взрослого, его действие вплетено в ситуацию совместной деятельности со взрослым, но к трем годам ребенок открывает свое действие как личное, возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, желаниям взрослых и даже вопреки собственной пользе.

Основные новообразования раннего детства – структурное и системное строение сознания (Л. С. Выготский), проявляющееся в формировании связей между отдельными функциями и в развитии обобщения как единицы сознания в целом; овладение предметными действиями, символические (замещающие) действия, начальный этап формирования сенсорных качеств, наглядно-действенное мышление, активная речь, становление зачатков волевых качеств; появление категориального "Я". Основное новообразование, которое возникает в конце раннего детства, – феномен "Я сам" и личное действие, благодаря чему у ребенка возникает стремление действовать самому и так, как взрослые люди (Д. Б. Эльконин).

Развитие и становление каждой личности связано с кризисными этапами. Первый такой этап наступает в жизни ещё совсем маленького человека в возрасте примерно трёх лет. Кризис 3 лет у детей психология считает закономерным и неизбежным явлением . Помочь маленькой личности освоиться в окружающем мире должны родители. Чтобы успешно справиться с этой задачей, мамам и папам необходимо подробно разобраться в сути кризиса, особенностях его проявления и рекомендациях специалистов по его преодолению.

​Причины появления кризиса трёх лет

Специалисты отмечают, что кризис трёх лет - это закономерный этап в развитии любого малыша. У него нет чётких возрастных рамок и точного периода продолжительности. Первые его признаки можно заметить у малышей уже в 1,5-2 года. Но пик развития кризисных проявлений достигается к возрасту 2,5-3 лет. От поведения родителей зависит сколько длиться кризис 3 лет у их сына или дочки.

Основной причиной возникновения кризисной ситуации психологи считают естественное развитие детской психики. В это время младенец, опираясь на имеющийся опыт, переходит на более высокий уровень развития личности, осваивает новые умения, учится новым способам взаимодействия с окружающим миром.

Второстепенной причиной, влияющей на развитие кризиса у трёхлеток, является несоответствие между уровнем желаний и потребностей маленькой личности с её знаниями и умениями.

Степень интенсивности кризисных проявлений зависит от реакции родителей на изменяющееся поведение своего малыша и их готовности принимать их.

​Факторы, влияющие на развитие кризиса

Как правило, у нормально развивающихся детей перестройка психики и адаптация к новым социальным условиям занимает от трёх месяцев до года. К 3,5-4 годам дошкольник в достаточной мере осваивает новые социальные и бытовые навыки. Но существует ряд факторов , некоторые из которых могут существенно смягчить и уменьшить время существования кризисных проявлений:

  • Близкие, доверительные отношения между матерью и ребёнком.
  • Единая линия воспитания и поведения всех взрослых членов семьи.
  • Осознание взрослыми необходимости удовлетворять естественные и разумные детские желания.

Факторы, усугубляющие кризисные проявления:

  • Авторитарная форма семейного воспитания.
  • Потакание всем капризам малыша.
  • Отсутствие единой линии поведения и воспитания среди взрослых членов семьи.
  • Напряжённые семейные отношения.
  • Недостаток внимания из-за занятости родителей, безразличия или появления в семье младшего ребёнка.
  • Совпадение пика кризисных проявлений и адаптации к детскому саду.

​На глубину кризиса влияют и другие факторы:

  • тип характера маленькой личности (у легко возбудимых, энергичных детей симптомы кризиса проявляются острее);
  • острота симптомов зависит от пола малыша (у девочек наиболее остро проявляется капризность, а мальчики сильнее упрямятся);
  • внешние и внутренние факторы (заболевания, переутомление, перевозбуждение, погодные условия).

​Симптомы наступления кризиса 3 лет

Большинство родителей говорит, что изменения в поведении их сына или дочки начались внезапно, без каких-либо предпосылок. Психологи же отмечают, что признаки приближения кризиса всегда отчётливо видны. Большинство специалистов выделяют 7 кризисных симптомов.

  • ​Упрямство тесно связано с настойчивостью. Часто взрослое окружение малыша путает проявления этих качеств. Упрямство является средством для манипулирования взрослыми. Настойчивость позволяет малышу ставить перед собой цели и достигать их. Из-за упрямства ребёнок продолжает настаивать на своих требованиях, даже если они идут вразрез с его потребностями.
  • ​Негативное отношение малыша, переживающего кризис трёх лет, направлено в первую очередь на маму и папу. Опасность развития этого симптома заключается в том, что трёхлетка проявляет негативное отношение к любой просьбе родителей, даже если она соответствует его потребностям. Негативизм часто путают с простым непослушанием. Но непослушание возникает в ответ на несоответствие родительских требований желаниям ребёнка. И негативное отношение в этом случае имеет временный характер и направлено на конкретное действие взрослых людей.
  • Строптивость является близким по своему характеру к негативизму и упрямству. Но если негативизм чаще всего направлен на одного из родителей и может сглаживаться другими членами семьи, то строптивость не имеет конкретной направленности и затрагивает всех взрослых людей, окружающих малыша. Обостряющим строптивость фактором является непоследовательность в семейном воспитании и отсутствие в нём единства. Ребёнок перестаёт выполнять любые требования взрослых просто потому, что просьба исходит от взрослых.
  • Деспотизм свойственен всем детям в определённом возрасте. Любыми средствами (истерики, отказ от еды, разбрасывание и ломание игрушек и вещей) малыши стараются подчинить своим желаниям родителей, заставив выполнять все свои требования. Очень часто именно этот симптом переходит в устойчивую черту характера , так как родители стараются предотвратить детские истерики путём наименьшего сопротивления, удовлетворяя все требования малыша.
  • Бунтарство проявляется в ответ на чрезмерное давление на маленькую личность со стороны взрослых. Чаще всего бунтуют дети в семьях с авторитарной моделью воспитания, где не учитываются мнение и желания ребёнка. Бунтарское поведение может перерасти в постоянную агрессию, направленную на окружающих людей и самого себя. Агрессия по отношению к самому себе очень негативно влияет на психологическое и физическое здоровье ребёнка.
  • Обесцениваются в глазах трёхлеток как вещи, так и люди. Именно во время кризиса трёх лет малыш начинает активно ломать игрушки, рвать книжки, очень небрежно относится к одежде. Ребёнок, переживающий кризис трёх лет, становится очень агрессивен по отношению к близким людям. Особенно это направлено на членов семьи, которые в младенчестве были для него авторитетами. Это поведение тесно связано с последним симптомом кризиса трёх лет - явлением «Я - сам!».
  • Своеволие проявляется в часто повторяющихся малышом словах «я - сам». Причём очень часто его желание самостоятельно выполнять какое-либо действие несоответствует его уровню умений и бытовых навыков. Полностью подавлять своеволие ребёнка нельзя, так как оно является проявлением стремления к самостоятельности и овладению новыми навыками. Справиться с излишне своевольным малышом поможет умение родителей идти на компромисс в отношении безопасных для здоровья ребёнка действиях и обозначение чётких рамок абсолютно недопустимых для трёхлетки требований.

Для родителей тяжёлым испытанием становится именно кризис 3 лет. Психология достаточно хорошо изучила это явление. Специалисты могут предложить множество рекомендаций для родителей трёхлеток. Следуя им, папы и мамы могут облегчить кризисные симптомы, сделать их практически незаметными.

Совет 1. Ребёнка нужно любить, понимать и поддерживать независимо от его поведения. Оценивать необходимо непосредственно действия и поведение ребёнка, не его личность.

Совет 2. Трёхлетний малыш должен иметь определённые посильные ему домашние обязанности. Он может мыть посуду, вытирать пыль с мебели, помогать накрывать на стол. Участие ребёнка в этих делах существенно продлит время их выполнения, но при этом даст ребёнку почувствовать себя самостоятельным и значимым.

Совет 3. Перегибы в воспитании отрицательно влияют на поведение и формирование психики ребёнка. Авторитарное воспитание со множеством запретов и ограничений подавляет психику ребёнка, препятствует его естественному развитию. В итоге ребёнок начинает активно сопротивляться родительскому контролю и давлению, что приводит к острому и продолжительному кризису. Часто справиться с ним без помощи специалистов родители не в состоянии.

Попустительский стиль воспитания также препятствует нормальному развитию ребёнка. Потакание и выполнение всех капризов и требований ребёнка приводит к отсутствию у него чёткой и последовательной системы норм поведения, обесценивает родительский авторитет и подчиняет жизнь взрослых членов семьи исключительно желаниям маленького деспота.

Мудрые родители должны найти золотую середину. Учась идти на компромисс в некоторых вопросах, мамы и папы должны проявлять твёрдость в случаях, от которых зависят жизнь, здоровье и безопасность малышей.

Совет 4. Ребёнок уже в младенческом возрасте может принимать самостоятельные решения и иметь возможность выбора (пусть даже и строго контролируемого взрослыми). Ребёнок в два или три года может самостоятельно выбрать какую книгу почитать перед сном, какую одежду выбрать для прогулки, из какой тарелки есть обед. Возможность самостоятельного выбора делает малыша уверенным в себе, учит самостоятельности и ответственности.

Если всё-таки кризис трёх лет перешёл в острую фазу, то специалисты советуют:

  • оставаться спокойным и быть последовательным в своих действиях;
  • лишить маленького манипулятора во время истерики зрителей, так как на публике возможностей для манипуляций у него больше, чем в приватном общении;
  • во время обострения кризисных симптомов нельзя вступать с ребёнком в споры и конфликты, насильно заставлять выполнять требования взрослых; разумным в таких ситуациях будет переждать какое-то время, дать ребёнку успокоиться или отвлечь;
  • подавляющее родительское поведение необходимо заменить умением договариваться и уступать в вопросах, которые являются для трёхлетки безопасными;
  • идеальным выходом из кризисных ситуаций может стать введение в повседневную жизнь ребёнка игровых моментов (например, на улицу пойдёт не малыш, а его любимая игрушка).

Помощь специалистов

Иногда кризисная ситуация выходит из-под контроля родителей, и они становятся бессильными. Это приводит к полному подчинению взрослых желаниям малыша или к полному подавлению его потребностей и жёсткому контролю. В таких ситуациях не надо стесняться обратиться за помощью и советом к специалистам в детской психологии и психологам, специализирующимся на семейных проблемах.

Если же по какой-либо причине обращение к специалисту невозможно, то выходом могут стать видео - уроки доктора Комаровского.

В видео, посвящённому проблемам непослушных детей, подробно рассматриваются кризис у ребёнка в 3 года, психология, особенности поведения. Комаровский отмечает, что проблемы в поведении ребёнка провоцируются неумелыми действиями родителей, их неподготовленностью к этой роли. Известный доктор сообщает, что обращаться к специалистам необходимо не в момент обострения кризиса, а гораздо раньше: примерно в 1−2 года. Кризис 2 лет у ребёнка Комаровский не выделяет в отдельный период. Капризы и истерики, которые характерны для детского кризиса, необходимо воспринимать как неизбежное явление и спокойно их переживать.

Через явление кризиса трёх лет проходили все семьи, в которых есть дети. Это трудное время как для родителей, так и для малышей. Помочь ребёнку преодолеть первые проблемы взросления, освоить новые бытовые навыки и социальные нормы должны родители. Это трудная задача, требующая от взрослых терпения, настойчивости, умения слушать и уважать мнение ребёнка, видеть в нём не объект воспитания, а самостоятельную личность.

У всех родителей наступает такой момент, когда их подрастающее чадо начинает делать все наоборот: игнорирует просьбы, разбрасывает только что собранные игрушки, кричит или даже пытается ударить.

Это совершенно не обозначает, что вы – плохие родители. Это свидетельствует о том, что у ребенка наступил кризисный возраст. Сегодня мы с вами поговорим более детально, что такое кризис 3 лет у ребенка, как вести себя родителям, как правильно пережить этот период времени.

1. Как проявляется кризис? Симптомы

3. Психология
4. Кризис трех лет, советы родителям
5. Чем же полезен такой прием?
6. Кризис трех лет у детей психология

Если у трехлетнего ребенка спрашивают: «Какого цвета твоя игрушка?», и он прекрасно зная правильный ответ, говорит, что она зеленая (хотя на самом деле – красная), а потом еще и пытается устроить истерику по данному поводу, доказывая свою правоту, ? это первый звоночек кризисного возраста. Родители, как правило, знакомы с этим термином, но все же ассоциируют его со сложностями подросткового поведения. На самом же деле кризисный возраст бывает и у малышей, просто ведут они себя немного с другим размахом.

Кризис 3 лет психологи называют порой упрямства. Главный симптом, который свидетельствует о том, что он начался, - это упрямство во всех его проявлениях: негативизм, протест и т.д.

Негативизм – это когда ребенок всегда старается поступить наперекор взрослому, несмотря на свои желания. Например, пришло время дневного сна. Мама просит сына лечь в кроватку, а он отказывается это делать, невзирая на то, что сам уже практически засыпает во время игр.

Или еще хороший пример: бабушка предлагает внучке пообедать, та много набегалась, напрыгалась и очень хочет кушать, но отказывается садиться за стол, чтобы сделать вопреки просьбе бабушки. Упрямство в чистом виде выражается тем, что, если ребенок уже ответил на вопрос, переубедить его ответить иначе будет очень сложно.

Например, родители вместе с сыном гуляют вечером перед сном на улице. Мама говорит, что пора идти домой, ребенок отказывается. Далее мама с папой пытаются убедить сына, что на улице уже стемнело, похолодало, стало страшно. Мальчик соглашается с их доводами, но домой идти отказывается, так как не желает менять своего первого ответа «нет».

Если вы спросите, сколько длится кризис 3 лет у ребенка, то ни один специалист не даст вам точный ответ. Так как продолжительность кризисного периода зависит от каждого отдельного случая, а еще – от правильного поведения родителей.

Если вы сможете достойным образом вести себя с капризным трехлеткой, то кризис минует гораздо быстрее. А поэтому к нему нужно быть готовым заранее. Но все же примерные возрастные рамки есть: кризис может происходить в период с двух с половиной и до трех с половиной лет.

У более активных деток с хорошо развитой речью кризисный возраст более ранний и первые его признаки проявляются приблизительно в 2 годика и 6 месяцев – 2 годика 8 месяцев.

Психология

Трехлетний малыш, как и подросток, пытается покорить мир и перекроить его под себя, но арсенал его влияния на родителей еще не так велик. Ребенок в возрасте 3 лет с каждым днем осваивает речь, поэтому для него характерна «речевая вредность» - крики, истерики, ругательные слова, услышанные на улице от прохожих и т.д.

Более того, 3 года – это такой возраст, когда ребенок уже понимает, насколько он важен для родителей, поэтому он может испытывать их своими просьбами, требованиями. Например, вот хочется ребенку во время ужина играть в мяч, он сделает все, чтобы добиться своего. Будет канючить, плакать, перекидывать посуду и т.п.


Как же нужно вести себя родителям с ребенком во время кризисного периода?

На самом деле им нужно просто запастись выдержкой и спокойствием, чтобы, несмотря ни на что, проявлять свою требовательность. Ребенок должен осознавать, что все правила нужно выполнять независимо от его желаний.

Руки перед едой моют, шапку в плохую погоду обязательно одевают, игрушки складывают в корзину, на улицу обуваются и т.д.


Но взрослый должен четко ставить свои требования перед ребенком и быть последовательным в их исполнении. Если сегодня вы заставили ребенка вымыть руки, то должны это сделать и завтра, и послезавтра. Если вы не дали разрешения играть кухонным сервизом сегодня, то должны это делать всегда.

А не так, что сегодня можно поиграть, а завтра уже нельзя, потому что от такого непоследовательного поведения взрослых ребенок теряется. Он абсолютно не понимает родителя, почему вчера это было можно делать, а сегодня стало вдруг нельзя. И, естественно, он будет пытаться добиться своего, во что бы то ни стало.


Читайте как можно больше книг, в которых идет речь о привычных ситуациях .

Включите в цикл своих развлечений игру «все наоборот»,

во время которой вы будете предлагать трехлетке определенное задание, а он должен будет выполнить его наоборот.

Сначала потренируйтесь на его любимой игре, занятии. Например, вашему малышу нравится рисовать.

Начните с «противоположного» цвета. Пусть солнышко станет зеленым, а дерево – синим. Или же поиграйте со словами: называйте бабушку – дедушкой, маму – папой, кошку – собакой, белое – черным и т.д.

Для детей, переживающих кризис, это будет довольно интересно, так как соответствует их бунтарскому поведению. Затем по аналогии вы можете прокручивать жизненные ситуации. Например, «не будем сегодня мыть руки», значит – будем и т.п. Данная игра, когда все делается наоборот, очень забавляет трехлетку. А если в его адрес еще поступят похвальные слова, то восторгу ребенка не будет предела.

Еще малышам нравится, когда взрослые начинают с ними дурачиться.

В таком случае они не чувствуют, что кто-то главный, а кто-то подчиненный, а наоборот – ощущают себя равноправно вместе с мамой и папой, что очень важно для становления капризного трехлетки.

К примеру, это может быть игра со словами, когда всем предметам вы присваиваете увеличительные суффиксы и проговариваете все название более громким голосом: «А сейчас мы с тобой наденем зеленое куртище» или « А мы будем кушать вкусный-превкусный супище».

Чем же полезен такой прием?

Совсем недавно малыш понял, что благодаря речи он может идти наперекор родителям. А сейчас взрослые помогают сделать ему новое открытие: оказывается, это еще и может быть смешным. У трехлетки появляется чувство юмора.



- Более того, родителей 3-летнего малыша могут выручить любимые персонажи из мультфильмов ребенка. 4 На их примере можно объяснять, что делать в той или иной ситуации (если герой мулька положительный).

Например: «А что бы сделал в такой ситуации Кузя из «Лунтика»?». Или же ввести любимых персонажей в игру. Для начала купить или смастерить самостоятельно их фигурки, а потом с их помощью обыгрывать жизненные ситуации. Ребенка увлечет такая игра, и на подсознательном уровне он выработает себе со временем правильные установки.

Кризис трех лет у детей психология

Кризис трех лет: психология объясняет этот период не только как один из сложнейших, но и как один из самых важных, потому что в данное время ребенок впервые проходит процесс становления себя как личности, осознает свое «я».

Ну и самое главное, о чем должны помнить родители: каким бы сложным не был кризисный возраст ребенка, он обязательно имеет и свои положительные стороны.

Вредность трехлетнего малыша – это своеобразный катализатор его речевого развития. Во время игр и установки правил поведения ваше чадо узнает все больше и больше новых названий абстрактных понятий, предметов, т.е. обогащает свой словарный запас.

Статья рассказывает о трехлетнем возрастном кризисе, о том, как он проявляется и как помочь ребенку и родителям поскорее с ним справиться.

Так приятно смотреть, как растет и развивается ребенок, как он всему учится, как у него многое уже получается. И вдруг наступает момент, когда родные и близкие перестают узнавать малыша, когда он становится непослушным ребенком — этот момент можно обозначить, как возрастной кризис.

Кризис 3 лет у ребенка симптомы

Первый возрастной кризис в жизни человека приходится на возраст трех лет. Именно в этот период ребенок попадает из раннего возраста в дошкольный.

В эти мгновения резко и кардинально перестраиваются сложившиеся личностные механизмы малыша, ребенок приобретает новые очертания своего сознания, своей личности. Вырабатываются иные подходы во взаимоотношениях с окружающими.

Кризисом трех лет психологи именуют достаточно условный период, который у разных детей протекает в разные периоды. Данный период может приходится на период от двух до четырех лет.

Продолжительность данного кризиса также является условной и занимает небольшой отрезок времени, около нескольких месяцев. Степень выраженности и интенсивности данного периода зависит непосредственно от конкретного ребенка.

Кризис трех лет психологи предлагают охарактеризовать «семизвездием симптомов»:

  • Стремление к деспотизму

Данный признак проявляется в том, что кроха пытается проявить деспотическую власть и подчинить себе, в первую очередь, своих родителей и заставить их выполнять все его прихоти.

  • Обесценивание

У ребенка теряется ценность всего того, что было важно до этого периода жизни малыша. Это могут быть скандалы с родителями, небрежное отношение к самым любимым игрушкам, хулиганское поведение в песочнице

  • Протест-бунт

Формирование воли, независимости и самостоятельности может проявляться бунтарским поведением. Малыш начинает требовать серьезного отношения к его самостоятельности.

В случаях, когда ребенок не чувствует, что к его мнению родители прислушиваются, он начинает протестовать. Протест однозначно будет касаться прежнего поведения, прежних отношений, прежних рамок.

  • Своеволие

«Я — сам!» — такой фразой характеризуется один из симптомов кризиса трех лет. Не всегда ребенок, имея желание удовлетворить познавательную потребность, может оценить свои силы и способности, что неизбежно приводит к дополнительным конфликтам с родителями.

Не всегда родители готовы осознать, что ребенок не пытается им мешать, а лишь проявляет активность и любознательность, необходимые для утверждения личности малыша, для формирования стимула к совершенствованию своего «Я» и саморазвитию.

  • Строптивость

Данный симптом характеризуется противостоянием не конкретному человеку, а нормам и системам, сложившимся в семье в целом. Это и воспитание, и отношения, и образ жизни семьи.

  • Упрямство

Этот показатель проявляется в том, что ребенок ни при каких обстоятельствах не отступит от требуемого лишь потому, что он требует желаемого именно у взрослого. Скорее всего ребенок не откажется от своего решения, даже если изменятся обстоятельства.

Существует тонкая грань между упрямством и настойчивостью в достижении цели. Родителям стоит научиться различать эти два понятия.

  • Негативизм

Негативизм выражается в противостоянии конкретному человеку — к примеру, дома только одному из родителей, а в детском саду только одному из воспитателей.

Избирательное поведение ребенка заключается в том, чтобы сделать все без исключения наоборот, но не так, как предложил конкретный родитель или воспитатель.

Кризис 3 лет: как вести себя родителям?

В период, когда ребенок учится осознавать себя в этом мире, когда психологически начинает отделять себя от родителей, когда ребенок начинает понимать и принимать свое «Я», когда начинает зарождаться самооценка малыша, родителям стоит быть особенно внимательным к своему ребенку.

Для того, чтобы поддержать свое чадо в этот нелегкий период, чтобы поспособствовать скорейшему протеканию неизбежного возрастного кризиса, родителям стоит прислушаться к некоторым советам:

  • Родителям стоит отказаться от гиперопеки и начать осознавать, что ребенок подрастает и имеет право на самостоятельность. Для этого можно попробовать определить круг обязанностей, с которыми малыш может справиться самостоятельно и позволить ему выполнять их

ВАЖНО: Не отказывайте ребенку, если он предлагает вам свою помощь в делах, к примеру, в уборке квартиры, даже если, по вашему мнению, он вам будет только мешать. Исключения могут составить лишь те дела, которые являются небезопасными для ребенка, к примеру, работа с электричеством.

  • Взрослые должны уметь хитрить и, дабы избежать конфликт, предоставлять малышу право выбора. К примеру, право выбора тарелки, с которой он будет есть суп
  • Не навязывать правила, а просить. К примеру, попросите своего ребенка перевести вас через дорогу за руку
  • При возникновении истерик, следует контролировать свое поведение — никаких срывов и истерик. Только благодаря вашему спокойствию и отсутствию реакции на истерическое поведение, ребенок поймет, что таким образом он точно не сможет манипулировать вами, и, как следствие, отпадет необходимость такого поведения крохи
  • Не следует вступать с малышом в спор, избегайте конфликтов. Не стоит насильно пытаться подавить его упрямство — малыш всего-навсего пытается отработать навыки отстаивания своего мнения
  • Учитесь уступать в мелочах своему ребенку. К примеру, за обедом позвольте ему сначала съесть любимую котлету, а только потом супчик
  • Учитесь договариваться с ребенком, но, в обязательном порядке, выполняйте свои обещания
  • В трехлетнем возрасте в воспитании ребенка важно использовать игровые приемы. К примеру, в случае отказа малыша от прогулки, можно предложить ему вывести на прогулку его любимую игрушку. Используя ролевые игры, малышу можно привить нормы поведения и правила этикета

  • В три года кроха начинает гордиться своими достижениями, своими успехами — не забывайте хвалить малыша за любые мелочи и поддерживать его, для него это очень важно
  • Взрослые не должны сравнивать своего малыша с другими детьми, это может лишь вызвать отрицательное отношение к последним — в этом возрасте ребенок еще не способен распознать чувство здорового соперничества. В данном случае важно показать ребенку, что он растет, развивается и у него любое дело каждый раз получается все лучше, и гораздо лучше, чем вчера
  • В случае неудачи, не стоит давать ребенку отрицательных характеристик, которые очень сильно могут ранить малыша такого возраста и стать основой психологических проблем в будущем. В любом случае поддерживайте ребенка, объясняйте, что, если сегодня у него что-то и не получилось, то в дальнейшем обязательно все получится

Как преодолеть кризис 3 лет у ребенка?

В любом деле главное — терпение. Родителям стоит не забывать об этом.

Проявляя терпение и чуткость в такой нелегкий для ребенка период, взрослые смогут облегчить жизнь абсолютно всем. Такое поведение поможет взрослым сблизиться с ребенком, понять его мотивы, а ребенку поможет почувствовать себя важным и нужным.

Особенности общения взрослого с ребенком в период кризиса трех лет: рекомендации психолога

Практически все мнения психологов по поводу общения взрослых с детками в период возрастного кризиса трех лет сводятся к одним и тем же рекомендациям. Кратко их можно изложить следующим образом:

  • Родителям стоит научиться предоставлять ребенку право выбора, чтобы ребенок сам мог выбирать и определять важность выбранного им решения. При этом родителям не стоит забывать о том, что все же рамки и ограничения они должны устанавливать сами
  • Взрослые должны поддерживать ребенка в стремлении к самостоятельности, поддерживать его «Я — сам» и в планировании своих дел учитывать временные затраты. К примеру, начать собираться на улицу на десять минут раньше обычного, т.к. ребенок будет самостоятельно одеваться

  • Родители смогут облегчить жизнь себе и ребенку, если научатся переключать его внимание. К примеру, ребенок не желает ехать в гости к деду, но можно сконцентрировать его внимание на выборе игрушки, которую он с собой возьмет
  • Взрослые в обязательном порядке должны хвалить своего ребенка, поощрять его самостоятельность, не навязывать свою помощь, но всегда интересоваться нуждается ли он в ней. Если ребенок ответит положительно, либо сам попросит вас о помощи, то ни в коем случае нельзя ему в этом отказывать, даже несмотря на то, что он много раз уже справлялся с этим заданием самостоятельно
  • Родители должны учиться общаться с ребенком, как со взрослым. В обязательном порядке следует посвящать его в некоторые домашние дела и проблемы, спрашивать его совета, и даже прислушиваться к ним. В случае оказанной малышом помощи, в обязательном порядке стоит его поблагодарить
  • Каждый взрослый, который общается с ребенком, должен контролировать свое поведение и поступать именно таким образом, каким должно быть поведение малыша. Ребенок полностью копирует поведение тех взрослых, с которыми он общается

  • При любом проступке ребенка взрослым не стоит слишком сильно ругать ребенка, но, в обязательном порядке следует объяснить ему, почему вы на него сердитесь, почему его поступок вы считаете плохим. К примеру, расскажите малышу, что его поступок вас очень сильно обижает — не стоит бояться говорить ребенку о своих отрицательных эмоциях

ВАЖНО: В любом случае, при совершении проступка, ребенок должен знать, что это не он плохой, а всего лишь его поступок. Следует объяснить ребенку, что он все равно любим, но всем будет гораздо лучше, если он не будет поступать плохо.

  • Устанавливая рамки дозволенного, взрослые должны понимать, что у ребенка не должно быть слишком много запретов, «нет» ребенок должен слышать достаточно редко. Требования взрослых должны быть едины, они должны быть понятны ребенку

Кризис 3 лет у детей Комаровский

Трехлетний кризис легко распознать по изменившемуся поведению ребенка. А вот как же справиться с появившимися истериками, капризами легко может помочь разобраться опытный доктор Комаровский в видео на тему: Непослушный ребенок — Школа доктора Комаровского

Кризис трех лет у ребенка — это не только проблема ребенка. Данный период может стать очень сложным как для самого малыша, так и для взрослого.

Набравшись терпения, проявив немного мудрости и воспользовавшись вышеназванными советами, взрослые могут помочь как себе, так и ребенку в преодолении любых трудностей возрастного кризиса.

ВИДЕО: Кризис 3 х лет? 7 основных признаков. Часть 1

ВИДЕО: Кризис 3-х лет. Что делать? Часть 2

Кризис – это переходный период, которым всегда сопровождается переход от одного возрастного этапа к другому. Мы подчеркиваем слово «всегда» с той целью, чтобы укрепить в сознании обеспокоенных родителей мысль, что кризис – это нормально , и это первое и главное, что следует о нем знать. Второе, что следует знать о кризисных периодах: кризис — это временно . Кризис может проходить более или менее ярко, может пройти быстро, а может затянуться – это зависит от множества обстоятельств, как внешних, так и внутренних. Как вести себя с ребенком, переживающим кризис 3 х лет и как этот кризис может проявляться?

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА 3 ЛЕТ

Для начала, о причинах кризиса 3 лет и о значении этого периода для психологического развития ребенка. Возрастная психология период от 3 до 7 лет связывает с формированием у ребенка представления о себе, как об отдельной от родителей Личности. Поскольку у него есть потребность обозначить себя, как отдельное «Я», но очень мало средств для выражения этой потребности, это выражается в сопротивлении всему, что исходит от родителей или других взрослых, от которых ребенок эмоционально зависит. Ребенок вовсе не ставит своей целью вас разозлить или сделать «назло» — он еще не умеет мыслить такими категориями. Смысл всего этого бунта в том, чтобы проверить реакцию взрослых на его «Я» — действительно ли это «Я» имеет право на существование? Действительно ли мир готов принять это «Я»? Действительно ли с ним будут считаться? Поэтому то, как поведут себя родители в этот период по отношению к ребенку, очень важно для формирования его отношения к собственному «Я», его уверенности в себе, в своей нужности, и в вашей любви.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ КРИЗИС 3 ЛЕТ

  • Итак, первое и самое «неудобное» для взрослых проявление кризиса 3 лет – это непослушание и упрямство. На языке психологии эти проявления называются «негативизм» . Ребенок отвергает все, что ему предлагают, даже если еще вчера он с удовольствием это делал. Негативизм может проявляться как ко всем взрослым, так и к одному из членов семьи, в то время как остальных ребенок прекрасно слушается.
  • Эгоцентризм и ревность – ребенок начинает ревновать маму к папе, папу к маме, братьев и сестер – к родителям, и т.п.
  • Агрессивность – ребенок злится, если что-то происходит не по его воле. Агрессивность может проявляться как вербально, так и физически: драчливость, швыряние предметов, крики.

Не самый приятный набор качеств, согласитесь. Однако, именно в этот период очень важно проявлять вашу любовь, хотя именно в этот период это сложнее всего. Послушного ребенка любить гораздо проще, однако непослушный нуждается в этом гораздо больше.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ

Как НЕ надо:

Не критикуйте при ребенке другого взрослого , который совершил какую-то педагогическую ошибку или «дал слабину» — этим вы роняете в глазах ребенка авторитет взрослого человека в целом. Если вы считаете, что кто-то из взрослых был неправ – выскажите ему это наедине, обсудите конструктивно сложившуюся ситуацию и выработайте общие правила.

Изо всех сил старайтесь не орать на ребенка и тем более не бить его даже если он совсем разойдется. В этой ситуации взрослый – вы, и вы должны уметь держать себя в руках, только в этом случае вам удастся научить этому ребенка.

Не надо обижаться на ребенка и наказывать его своей холодностью. Этим вы вряд ли добьетесь положительного эффекта – скорее, усилите сопротивление и увеличите эмоциональную пропасть между вами.

Не поощряйте капризы. Игнорируйте показательные истерики в общественных местах. Классический пример: ребенок в магазине падает на пол с воплем «Хочу игрушку!» в ответ на ваш отказ ее купить. Он отлично знает, что вам будет стыдно перед другими и вы сдадитесь – купите ему то что он хочет. Не думайте о том, что подумают о вас другие, не ругайте его и не читайте морали посреди магазина. Просто спокойно скажите: «Я ухожу. Ты со мной?» — и направляйтесь к выходу. Если понадобится, подождите минут 5 на улице: будьте уверены, долго ждать не придется. Когда выйдет, не забудьте его обнять и сказать, как вы его любите 😉

Как надо:

В первую очередь, все взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка, должны договориться друг с другом о единой стратегии поведения , чтобы не было такого, что мама говорит и делает одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает. Такая система и отсутствие единых правил поспособствует формированию у ребенка нервозности, а также может научить его манипулировать взрослыми. Единая стратегия позволит укреплению авторитета взрослого человека в целом и уважения к его словам.

Спокойно, но уверенно пресекайте недопустимые проявления : крик и физическую агрессию со стороны ребенка. Фиксируйте его руки, если он дерется, и, сидя на корточках так, чтобы быть с ним одного роста, скажите ему, спокойно и твердо, глядя в глаза: «Я не люблю, когда меня бьют, этого делать нельзя!», «Нельзя на меня кричать!», «Нельзя ломать вещи!». Возможно, после этого последуют еще несколько попыток со стороны ребенка «проверить, продавить» эту границу, но она должна быть незыблемой: вы должны, набравшись терпения, раз за разом фиксировать его подвижность и повторять одно и то же – и всегда твердо и спокойно «Меня бить нельзя!».

Позволяйте ребенку быть самостоятельным везде, где это возможно. Ходить в магазин, конечно, рановато, но пойти туда вместе с ним и позволить ему самому брать с полок продукты, складывать их в корзинку и даже позволить ему под вашим присмотром отдать кассиру деньги на кассе – вполне. Пускай он сам завязывает шнурки – криво и плохо – неважно, важно, что сам. Пусть сам одевается – неважно, что долго и неаккуратно – важно, что сам. Заложите побольше времени на сборы, в конце концов – вашему ребенку важно максимально делать все самому. Поднимите его к кнопке лифта, если он хочет его вызвать, и позвольте ему подняться самому по лестнице; дайте ему повезти коляску с младшим братиком и покормить кошку – даже если он просыплет корм мимо миски. Это очень важно для него, поверьте!

Спрашивайте его мнения, отучайтесь решать за него. Вместо «мы идем в гости к бабушке!» теперь должен быть выбор: «Пойдем в гости к бабушке, или к тете Наташе?». И этот выбор нужно принимать, учиться искать альтернативу: «Хорошо, давай сегодня мы пойдем на площадку, как ты хочешь, а завтра – к бабушке, хорошо?». Он должен понимать, что его мнение что-то значит, что с ним считаются.

Говорите, как вы его любите. По поводу и без повода обнимайте и целуйте его так часто, как только можете. Ребенок должен быть уверен в вашей любви и принятии.

Чем больше у ребенка будет возможности почувствовать себя большим, взрослым, значимым и любимым – тем быстрее и успешнее пройдет трудный кризисный возраст и тем лучше будут ваши отношения в этот непростой для всех вас период.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»