Изучение цветов для детей 2. Учим цвета с ребёнком в игровой форме: развивающие игры, стишки, песенки, мультики, упражнения. Как учить цвета радуги по порядку детям? В каком возрасте ребенок начинает различать и должен знать цвета

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Система раннего развития детей предлагает формировать умение различать цвета уже на первом году жизни. Выпускается узконаправленная печатная продукция со знаком «0+», занимаются с шестимесячными малышами педагоги развивающих центров. Мамы, регулярно посещающие кабинет здорового ребенка в поликлинике, получают рекомендацию изучать основные цвета, когда малышу исполняется полтора года. Это достаточно осмысленный возраст, и не стоит откладывать обучение до трех лет или дожидаться, пока малыш заговорит.
Изучение цвета доступно и неговорящим детям. Если ребенок показывает пальчиком называемые предметы, выполняет просьбу принести что-нибудь, сделать, значит, он готов выучить и цвет. Все отличие в том, что говорящий называет цвет, а «молчун» тычет пальцем или берет предмет в руки.
Мамам-непедагогам приходится непросто, сразу возникает масса вопросов: зачем учить, не рано ли, как учить, как понять, что ребенок знает? Эта статья подскажет, как обучить ребенка самостоятельно, не прилагая особых усилий и не затрачивая средств.
Подумаем
Для мамы, находящейся с ребенком весь день, занятия - хороший повод разнообразить свою жизнь и развлечь сына или дочку: у детей младше трех лет отличная память и высокая тяга к новизне. Не обязательно отводить определенное время. Заниматься с ребенком можно в течение дня в соответствии с его режимом, когда малыш поспал, поел, в хорошем настроении.
Для начала рекомендуется выучить четыре цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Материалом для обучения могут служить любые предметы указанных цветов: игрушки, фрукты и овощи, специальные карточки, карандаши, одежда, пластилин, цветная бумага, краски, растения (желтый одуванчик, зеленая трава), автомобили во дворе, качели, горки, спорткомплексы (их, как правило, окрашивают красной, желтой, синей, зеленой краской).
Познакомим
Специалисты советуют начинать знакомство с одним ярким цветом - красным или желтым. Однажды покажите малышу красный предмет (кубик, машинку, колечко от пирамидки) и скажите: «Кубик красный». Задайте вопросы: «Где кубик? Где красный кубик. Какого цвета кубик? (Покажи кубик красного цвета)». Так поступайте с различными предметами в каждой бытовой ситуации: когда даете красное яблоко, надеваете красную одежду (кофточку, платье или куртку), рисуете красным карандашом и так далее. Тем же образом познакомьте ребенка с желтым цветом.
Закрепим
Теперь подберите парные предметы двух цветов: два колечка, два кубика, два карандаша, две детали конструктора, две машинки, два стаканчика-вкладыша. С ними предлагайте интересные игры: попросите сложить в одну коробку все красное, в другую - все желтое, убрать лишнее в красном (желтом) ряду. Используя карточки-картинки, просите найти предмет того же цвета. Так вы закрепите понятие цвета и убедитесь, что ребенок уверенно отличает предметы по окраске.
Следующий этап - побуждение к действию в разных житейских ситуациях: во время уборки игрушек, одевания, кормления, прогулки, рисования, лепки, чтения книг. Называя цвет, говорите – возьми, дай, принеси, покажи, положи, надень, сделай, нарисуй, поставь - в соответствии с обстоятельствами. Читая книжки, обсуждайте иллюстрации - какая, какой, какого цвета. На этом этапе запоминание цвета доводится до автоматизма: ребенок ориентируется в цветном мире без подсказки.
В том же порядке в словарь добавляют зеленый и синий. Ребенок учится отличать три и, наконец, все четыре базовых оттенка.
Повторим
Если, выучив с ребенком цвета, не возвращаться к этой теме долгое время, может случиться так, что ребенок в большом потоке информации, обрушивающемся на него в дошкольном возрасте, начнет путаться. Поэтому, добавляя новые цвета, изучая счет, обучая грамоте, расширяя кругозор, во время игр, творческих занятий и в быту время от времени интересуйтесь цветом предмета.
Успех в обучении малыша основывается на принципах последовательности, системности, повторения. Последовательность - изучение цветов по очереди, а не всех сразу. Системность - привлечение внимания к цвету при каждом удобном случае, а не в определенные часы. Повторение - своеобразное тестирование, способ проверки знаний.

В этом разделе вы найдете пособия и карточки для изучения цветов с малышом, начиная с двух лет.

Стихи про цвета с картинками









Карточки-пазлы «Учим цвета»

Распечатайте пазлы, разрежьте на 4 части. Предложите малышу собрать пазлы, чтобы получился прямоугольник одного цвета.

Наглядные карточки «Учим смешивать цвета»










Первое знакомство с цветом

Прежде всего ребенок должен запомнить основные цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Учить малыша различать цвета надо последовательно и постепенно.

Красный цвет

Найди предметы красного цвета

Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг: дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.

Жёлтый цвет

Учимся различать красный и желтый цвета

Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.

Зелёный цвет

Учимся различать красный, жёлтый и зелёный цвета

Попросите ребенка: «- Покажи, что на картинке красного цвета? Найди, что зеленое. Выбери, что желтое». Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите: «-Помидор какой? Груша какая?», побуждая ребенка проговаривать названия цветов.

Синий цвет

Учимся различать зелёный и синий цвета

Попросите ребёнка: «Покажи, что синее. Найди всё зеленое».

Учимся различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета

Попросите ребенка: «Покажи и назови, что красное. Что синее? Что зеленое? Что желтое? Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок?»

Разложи по коробочкам

Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки. Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место. Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку. Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»

Подбери куклам одежду

Скажите ребенку: «Давай поможем куклам одеться». Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам.

«Мой малыш не различает цвета, что делать?» - «Дочка считает, что все вокруг зеленого цвета», «До 3-х лет мой мальчик постоянно путал цвета», «нам уже три года, а сын до сих пор не различает цвета, не дальтоник ли он?»

С какого возраста ребенок может различать и называть цвет

Попробуем разобраться вместе - к какому возрасту различать цвета?

Все дети с раннего детства замечают и видят, что цвета не одинаковые, Но запоминать названия цветов, то есть слова, которыми они обозначаются, дети учатся уже после того, как научились говорить. А полностью различать и называть цвета – после достижения определенного уровня интеллектуального развития. Распознавание цветов и оттенков - относится к сфере лингвистики, поэтому учить ребенка узнавать цвета можно с раннего младенчества. Но малыш запомнит названия цветов и сможет их называть только тогда, когда сформируется речь.

Беспокойство родителей можно понять – но для начала следует запомнить один очень важный постулат: ваш ребенок уникален. Он не должен и не обязан к определенному сроку знать и уметь по таблице или по расписанию: ходить, четко говорить, знать цвета, буквы, цифры и так далее. Все развивается по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Задумайтесь – разве вы видели взрослого человека, который вообще не знает цвет, буквы, цифры и т.п.? Но это не означает, что малыша не следует учить различать цвета – учить обязательно нужно , и чем раньше, тем легче ему будет запомнить и усвоить информацию: ведь в раннем возрасте мозг работает быстрее, а вся информация как бы накапливается, и по мере взросления ребенок учится ей пользоваться и применять.

К какому возрасту ребенок должен узнавать и называть цвета?

В два года ребёнок имеет полное право вообще не говорить, точно не должен различать цвета и сортировать предметы по размеру. Если с младенчества с малышом занимались, к 3-м годам он может уже называть основные цвета, узнавать их, отделять от других, но абсолютная норма в том, что в три года ребенок может ошибаться и путаться в названиях цветов.

Специалисты утверждают, что диагностировать ребенка по поводу нарушений цветовосприятия можно, как правило, в 7 лет, до этого времени ребенок может не понимать понятия «цвет» и имеет на это полное право. Если родители ребенка имеют нормальное цветоощущение, то, согласно законам классической генетики, дальтонизм у ребенка исключен.Теоретически существует вероятность, что вы являетесь носителем гена дальтонизма. В таком случае у Ваших сыновей есть 50%-ная вероятность родиться дальтониками, девочки дальтонизмом не страдают. Но даже в случае наличия данного заболевания, это еще не приговор – дальтонизм бывает разной степени, например, ребенок может не различать всего один цвет.

Почему малыш может не различать цвета?

  • Поздно начали учить (ребенок не сможет сам запомнить цвета, если его не учить).
  • У каждого ребенка свой темп познания мира, многие дети сначала накапливают информацию, а через некоторое время она прорывается наружу, и выясняется, что малыш все знал – просто молчал.
  • Малыш может вредничать, потому что ему нравится ваша реакция – когда он говорит неправильно, и специально путать цвета.

Когда следует беспокоиться по поводу того, что малыш не может различить цвет?

Если вашему ребенку больше 5-ти лет и он совсем не различает цвета. Только начиная с 7-ми лет можно провести диагностику распознавания цветов по полихроматическим таблицам.

Как научить ребенка узнавать цвета или как научить ребенка правильно называть цвета

Дети быстрее учатся в коллективе, на развивающих занятиях например, в детском клубе или детском развивающем центре. Не следует спрашивать ребенка: какой это цвет – может привести к тому, что малыш будет бояться ошибиться и разовьется неуверенность в себе. Не стоит целенаправленно учить, как в школе, узнавать цвета, лучше упоминать их между делом, во время игры или рисования.

Правила обучения цветам ребенка

Начните с акцентирование внимания на цвете предметов, затем перейдите к сортировка предметов по цвету. Малыш не сможет выучить цвета, если вы просто будете называть что какого цвета, необходимо дать ему понять, что существуют разные цвета. После того, как ребенок освоит основные цвета, можно сортировать цвета на теплые и холодные.

  • Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.
  • Привязывайте цвета к предметам;
  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим)
  • Учите нецеленаправленно, а между делом и в игровой форме.
  • Учитывайте возраст ребенка, характер (есть дети, которые медленно усваивают информацию, зато запомнив в спокойной обстановке один раз, уже никогда не забывают, другим – достаточно повторить один раз, и они все запоминают, но только в подвижной игровой форме и т.п.)

Учим различать и называть цвета

До года – игровая форма

Начиная с рождения, малыш уже видит, что цвета разные. Вначале он различает желтый (не случайно выбирают именно желтые погремушки). В этом возрасте малыш пассивно воспринимает и впитывает информацию, которая впоследствии будет осознанна и переработана посредством речи. До года малыша уже можно знакомить с разными цветами, называть их в игре, рассказывать, что какого цвета, но не стоит ожидать, что он может это запомнить и тем более сказать.

Просто обращать внимание на то, какого цвета его кружка, одежда, лопатка, ведерко, игрушка.

С 1 года до 2-х лет

С этого возраста можно уже включать в процесс изучения цветов – сортировку по цветам: строить синие и зеленые башни из кубиков, проговаривать названия цветов пирамидки и т.п. Не нужно просить ребенка запомнить название цвета, главное в этом возрасте, научить ребенка правильно раскладывать и сортировать предметы по цветам. Пусть он путает названия, но правильно кладет зеленый кубик в зеленую коробочку. Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: «Положи в эту коробку такие же кубики, как этот».

Уже можно лепить из пластилина одного цвета, называя его, рисовать, вместе наклеивать наклейки разных цветов.

К 3-м годам малыш уже вступает в активную фазу познания мира. А значит, для того, чтобы лучше усвоить цвета, он должен двигаться, трогать, бросать, кидать, перекладывать, сыпать и активно участвовать в процессе, например, рисовать, лепить из пластилина, наклеивать наклейки, кормить зверей и т.п.

Когда малыш рисует, достаточно просто упоминать, каким цветом он рисует « а глазки мы нарисуем синие, а волосы желтого цвета, травку нарисуем зеленую…» и т.п. Когда ребенок немного подрастет, можно попробовать вместе с ним смешивать краски и смотреть какой цвет получился.

Чтобы научить различать цвета нужно привязывать их к предметам, например, рассматриваете книжку и поясняете - зеленые листики на деревьях, желтое солнышко и т.д. Пусть ребенок все видит в сравнении, не надо требовать запомнить и повторять сто раз, пусть это будет естественно.

Несколько несложных правил обучения цветам

  • Когда одеваете ребенка, называйте цвет одежды;
  • Рассматривая на улице что-либо, называйте цвет;
  • Когда рисуете или играете с ребенком, называйте цвет;
  • Когда обедаете, сервируйте стол вместе с малышом, купите салфетки и тарелки разных цветов, когда даете кружку малышу – называйте цвет его любимой кружки (игрушки, горшка, вещи итп.)
  • Проговаривайте свои действия, упоминая цвета: в песочнице – ведерко красное, лопатка зеленая итп.

Простые игры для запоминания цветов

В игры, которые помогают запомнить цвета, можно играть где угодно: на детской площадке, дома, в транспорте.

  • 1. Найти как можно больше предметов одного и того же цвета (например в квартире).
  • 2. «А у тебя – а у меня» - у меня колготки черного цвета, а у тебя? У меня туфли красного цвета, а у тебя? И так далее.
  • 3. Рассыпьте разноцветные карандаши, покажите карандаш любого цвета и попросите малыша «Дай мне такой же».
  • 4. Дарить игрушкам предметы определенного цвета: мишке все коричневое, зайке все оранжевое и так далее.
  • 5. Что бывает зеленым? (или – что бывает красного цвета?).
  • 6. Сортируем игрушки: нет ничего проще, когда вы убираете вместе с малышом комнату, сортировать игрушки по цвету.
  • 7. Кормим зверей цветной едой. Например, кошка ест только белые кубики(молочные), обезьяна любит желтые бананы(все предметы желтого отдаем ей).
  • 8. Читать стихи о радуге.
  • 9. Учить цвета с помощью машин на улице. Это очень увлекает не только детей, но и взрослых.
  • 10. Самый вредный способ обучения цветам – учить различать цвета с помощью цветных конфет, драже. Угадал – съел. Не угадал, кладет в сторонку.
  • 11. Сделать цветные домики для любимых героев из мультфильмов.
  • 12. Взять цветной картон, вырезать цветные фигурки (кружочки, квадратики и пр.). Разложить целые цветные листы и просить ребенка отнести фигурку на коврик того же цвета, называя при этом цвета: отнеси желтый круг на желтый коврик, а теперь красный треугольник на красный коврик.

Дети начинают хорошо различать цвета только в 2–4 года. Но можно подготовить малыша к различению на сенсорном уровне - используйте коробочки с сокровищами. В Монтессори-педагогике их предлагают малышам с 6 месяцев для получения информации о сенсорных свойствах предметов.

Наполните коробку вещами одного цвета. Так как это сенсорное упражнение, необязательно определять и запоминать названия. Презентуя коробочку малышу, скажите: «Смотри, здесь всё красное!», но не настаивайте, чтобы он запомнил.

Как учить цвета с двухлетним детьми

  • Сортировки.

Прежде чем переходить к изучению названий, дайте ребёнку потренироваться в различении на сортировках. Сначала предлагайте предельно простые сортировки на 2–3 цвета. Одинаковые предметы раскладывают рукой в ёмкости соответствующей расцветки.

Постепенно усложняйте сортировку, например, дайте раскладывать предметы щипцами, ложкой, пинцетом.

  • Упражнение с пластилином.

Сделайте вместе лепёшки из красного, жёлтого, зелёного и синего пластилина. Подготовьте пуговицы, блёстки, бусинки таких же цветов. Предложите детям приклеить их на пластилин. Это занятие также прекрасно развивает моторику.

  • Упражнения с табличками.

Когда сортировки перестанут вызывать сложности, вводите названия. Сделайте парные таблички разных цветов. Вводите названия трёхступенчатым уроком :

1 ступень: покажите 3 таблички и назовите «Это красный, синий, жёлтый».

2 ступень: попросите ребёнка указывать на табличку того цвета, который вы назовёте.

3 ступень: спросите название каждой таблички.

Как учить цвета с трёхлетними детьми

К трём годам дети часто могут запомнить несколько названий. Если этого не произошло, не волнуйтесь: продолжайте работу с сортировками и другими упражнениями, приведёнными ниже.

  • Подбор предметов из окружающей среды.

Малыш подбирает к каждой цветной табличке мелкие игрушки. Это обучает восприятию оттенков: красный редко бывает одинаковым, но ребёнку нужно выбрать наиболее близкое соответствие.

  • Коробочка с вещами из дома.

Это уже более абстрактное занятие: дети не видят перед собой табличек. Вы даёте корзинку и просите положить туда всё жёлтое, что есть в доме или классе. Не забудьте, что всё собранное нужно будет разложить по местам.

Большинство детей в раннем возрасте путают названия цветов. Желтый цвет могут назвать оранжевым, синий зеленым. Многие родители, пытаясь выучить цвета с ребенком приходят в полное отчаяние и думают, что их малыш дальтоник. Совсем не стоит так думать, попробуйте представить лишь на минуту, что эти названия цветов, например, звучат на иностранном языке. Насколько быстро мы с вами, взрослые уже люди, сможем запомнить их? Нашим с вами детям также крайне тяжело запомнить эти пока еще непонятные и ни с чем несвязанные слова. А что, если постараться запастись немного терпением и приступить к занятиям с ребенком развивающими играми , дающие возможность не просто запомнить названия цветов , но и развить у них мышление, память, и воображение?

Игра «Ковер-самолет ». Если ребенку уже исполнилось три года, можно поиграть в эту игру, используя цветную бумагу. Расположите на полу несколько листочков цветной бумаги изначально не более трех цветов и расскажите вашему чаду сказку о волшебных коврах — самолетах, которые берут на свой борт только такие игрушки, которые соответствуют по цветовой гамме коврам. Еще раз повторите названия цветов.

Можно, поступить таким образом: показать лист бумаги и называть предмет, который окрашенный в такой же цвет, чтобы у малыша формировались ассоциативные связи. Для примера, зеленый, как огурец; желтый, как солнце; зеленый, как трава и в этом духе. Смею вас уверить, что ждать долго не придется и ваш ребенок начнет запоминать и повторять те характеристики цветов, которые соответствуют определенному предмету или игрушке. Если ваш ребенок успешно справился с заданием, продолжите свой рассказ, сообщи, что внезапно началась буря. Поднялся штормовой ветер и унес наши ковры-самолеты в неизвестную даль. Наши игрушки упали на землю и перепутались. В этот момент появился добрый волшебник, предложите эту роль ребенку, который собрал все игрушки и разложил их по местам. Далее можно продолжать.

Веселая геометрия – еще одна увлекательная игра в цвета, которая подойдет для детей в возрасте от двух лет и старше. Расположите на полу цветную бумагу. Это по-прежнему наши с вами ковры-самолеты, однако, вместо игрушек будут использоваться различные геометрические фигуры. Если ребенок не понимает, что из себя представляют данные фигуры, то вы можете изобразить на них мордочки — получаться человечки, которых можно назвать именами круг, квадрат и тому подобные названия. В итоге ребенок должен научиться не только узнавать их, но и называть по именам.

Игра «Собери игрушки» . Для этой игры вам необходимо подобрать игрушки основных цветов. Начать лучше с двух цветов, например, выбрать игрушки красного и синего цвета. Это могут быть кубики, колечки от пирамидки, стаканчики для вкладывания, шарики и другие некрупные игрушки. Также подготовьте емкости: ведерки или коробки, обклеенные соответствующими цветами. Сообщите малышу, что игрушки потерялись и не могут самостоятельно найти свое место. Предложите ребенку помочь им: разложить все красные игрушки в красное ведерко, а синие- в синее ведерко или коробку. Когда ребенок освоит эти два цвета, добавьте к ним еще один, например зеленый, потом желтый и т. д.

Можно вырезать домики из цветного картона и человечков соответствующих цветов: найди каждому свой домик. Если от домика отрезать крышу получится новая игра: Собери домик одного цвета.

Приготовить корзинки разных цветов и вырезать кружочки (ягодки) таких же цветов, предложите малышу собрать красные ягодки в красную корзинку, а желтые ягодки- в желтую корзинку.

Нарисуйте или наклейте на лист бумаги цветы красного, синего, желтого, зеленого цвета. Вырежьте из цветного картона бабочек соответствующих цветов, пусть малыш посадит каждую бабочку на свой цветок.

Вырежьте трафареты из картона, например морковку, яблоко, василек, елочку. Накладывая такие трафареты на листы цветной бумаги, ребенок научится подбирать нужный цвет, а также быстрее запомнит названия цветов .

Игры-сортеры .Крышки разных цветов просто можно сортировать по цветам, или взять баночки разных цветов и сверху сделать прорезь для крышек. Малыш с удовольствием будет сортировать крышки по цветам, распределяя их по баночкам соответствующего цвета, а также тренировать пальчики, проталкивая крышки в прорези.

Интересно будет поиграть в словесную игру: «Назови, все что красное, синее, зеленое» . Когда ребенок освоит основные цвета, включайте в игру оттенки цветов: оранжевый, розовый, голубой, салатовый и т.д.

Аналогичных игр можно придумать бесконечное множество. Проявите фантазию. Результат не заставит себя долго ждать- ваш малыш очень быстро запомнит названия цветов. Кроме того, когда вы одеваетесь с ребенком, гуляете, играете, обращайте внимание на цвета предметов, которые вас окружают.

Посмотрите видео, о том, как легко выучить цвета по системе Монтессори.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»