Использование пальчиковой гимнастики на занятиях по фэмп. Пальчиковая гимнастика для детей. Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Михаленок Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: НДОУ детский сад №68 ОАО «РЖД» г. Брянск
Описание материала: Представляю вашему вниманию подборку пальчиковых игр для детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен для воспитателей, логопедов а также родителей.
Цель: Развитие логоритмических способностей детей.

Для чего нужны пальчиковые игры?

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
Представляю вашему вниманию, пальчиковые игры, используемые мною на практике.

Осенние листья.
Тишина в лесу стоит,
Плавные движения руками.
Еле слышно лес шуршит
Поднести палец к губам.
Ш-Ш-Ш…
Тихо.
Ветер дунет посильней
Движения руками влев-вправо
Листик зашуршит смелей Ш-Ш-Ш… Громче.
Снова ветер налетит, Листик с веточки слетит:
Поднять руки над головой и плавно опускать вниз, вращая кисти
Потанцует,напопоет
И на землю упадет.
Опустить руки на стол.

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое!
Хлопки.
Здравствуй, небо голубое!
Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого.
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую.
Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.

Умывалочка.

Кран открыли: чик-чик,
Вращательные движения кистью.
Руки мыли: шик-шик.
Потереть ладошки друг о друга.

Пусть бежит водичка,
Плавные движения ладонями.
Мы умоем личико.
,Умыться’’.
Мылом мы ладошки трем,
Имитировать мытье рук.
Полотенцем промокнем.

Легкие похлопывания ладоней друг друга.

Вот и чистые ладошки,
Показать ладони.
Мы похлопаем немножко!
Хлопки.

Мышки.

Вышли мышки как-то раз
,Ходьба’’ пальцами по столу.
Посмотреть, который час.
Постукивание указательным
пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки.
Раз, два, три, четыре
Загибать поочередно пальцы на правой руке.
Мышки дернули за гири.
Сжать обе руки в кулак, и опустить.
Тут раздался страшный звон -
Хлопки.

Разбегайтесь мышки вон!
Пальцы,убегают’’.

Мастера.

Если только захотим
Сжимать и разжимать кулачки.
Все из снега смастерим! Лепит Коля колобок, ,Лепить’’пирожки.
Лепит Таня теремок,
Сложить ладошки домиком.
Лепит Света разных рыб,
Прижать ладони друг к другу,
делать волнообразные движения.

Лепит Саша белый гриб.
Сжать одну руку в кулак, накрыть ее ладонью другой руки.

Гроза.

Капли первые упали,
Постукивать пальцами одной по ладони другой.
Пауков перепугали.
Пальцы,убегают’’.
Дождик застучал сильней,
Легкие хлопки.
Птички скрылись средь ветвей.
Взмахи руками.
Дождь полил, как из ведра,
Громкие хлопки.
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает,
Показать рукой молнию.
Гром все небо разрывает,
Постучать кулаками по столу.
А потом из тучки солнце
Поднять руки вверх, опускать одновременно шевелить пальцами.
Вновь посмотрит к нам в оконце.

Волшебные ладошки.

Подними ладошки выше
Поднять руки вверх и сомкнуть
домиком над головой.

И сомкни над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под нею мы с тобой. Подними ладошки выше
Поставить руки перед грудью,
сжать пальчики.

И сомкни-ка их дугой.
Что же вышло? Вышли гуси:
Вот один, а вот другой.
Сжимать и разжимать пальцы.
Подними ладошки выше
Поставить руки перед грудью, Кончиками прямых пальцев коснуться друг друга.
И сомкни перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и большой.

Царапки.

Вот какой коташка
Поставить руки перед грудью,
опустив кисти вниз,качать головой.

Круглая мордашка.
И на каждой лапке
Обвести ладонью вокруг лица.
Коготки-царапки.
Сжимать и разжимать кулачки.
Котик точит коготки,
Скрести пальцами по столу.
Очень острые они.
А потом играет -
Пальцы,бегут’’ по столу.
Мячик догоняет.

Моя семья.

Знаю я, что у меня
Сжимать и разжимать кулачки.
Дома дружная семья:
Это – мама, это – я,
Поочередно загибать пальцы.
Это – бабушка моя,
Это – папа, это – дед,
И у нас разлада нет.
Сомкнуть руки в замок.

Гномик.

Под грибком шалашик-домик,
Сложить ладони домиком перед собой.
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
Постучать кулаком одной руки по ладони другой.
В колокольчик позвоним.
Потрясти сжатой в кулак рукой.
Двери нам откроет гномик,
Пригласит в шалашик домик.
Зазывающие движения руками.
В домике дощатый пол,
Прижать ладони друг к другу.
А на нем дубовый стол,
Одну руку сжать в кулак, накрыть ладонью другой руки.
Рядом стул с высокой спинкой,
Сжать другую руку в кулак,
приставить к нему ладонь.

На столе тарелка с вилкой
Показать ладонь одной руки,
на второй раздвинуть пальчики.

И блины горой стоят -
Показать гору.
Угощенья для ребят.
Руки поставить перед собой
ладонями вверх.

Иголка.

Иголка, иголка,
Дети поворачивают указатель- ный палец вправо-влево.
Ты остра и тонка.
Не коли мне пальчик,
Грозить пальчиком.
Шей сарафанчик.
Имитировать швейные движения
Иголочка, иголочка, Шей, не ленись! Машенька, Машенька,
Грозить пальчиком.
Смотри, не уколись!

Наряжаем елку.

Мы повесили игрушки
От подставки до макушки!
Поднять руки снизу вверх.
Шарики цветные,
Вращать кулачками.
Рыбки золотые,
Волнообразные движения руками.
Золотые петушки,
Приставить руки к голове, как гребешок.
Разноцветные флажки.
Сжать четыре пальца вместе, поставить большой палец перпендикулярно.
Громко хлопнула хлопушка -
Хлопнуть в ладоши. Бах! Зазвенели все игрушки:
Вращение кистей.
Ах-ах-ах!

Оладушки.

Топором дрова колю,
Движения ладоней сверху вниз.
А потом пилой пилю,
Движения ладоней вперед-назад.
Отнесу их бабушке,
Пальцы,бегут’’ по столу.
Чтоб испечь оладушки.
,Пекут’’ оладушки.

Кошка.

Мягко кошка посмотри
Сжимать и разжимать руки в кулачки.
Разжимает коготки,
И легонько их сжимает
Мышку так она пугает.
Пальцы,бегут’’по столу.

Пальчики.

Можешь пальцы сосчитать?
Поочередно загибать пальцы на правой руке.
На другой руке опять -

Раз, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев – пара рук,
Сжимать и разжимать руки в замок.
Вот твое богатство, друг!


Строим дом.

Целый день – тук-да-тук
Стучать кулачками друг о друга.
Раздается громкий стук.
Строим дом, дом большой
Сложить руки домиком, поднять над головой.
И с крылечком, и с трубой.
Поставить ладошки перед собой
горизонтально, сомкнуть, по- вернуть в вертикальное положение

Разукрасим мы дом,
Имитировать движения кистью.
Наверху флажок прибьем,
Стучать кулачком по ладошке.
Принесем мы цветов,
Развести руки в стороны.
Новый дом, встречай жильцов!
Приложить руки к груди, слегка
наклониться вперед.

Будут жить в доме том:
Зайка, с мишкой и слоном.
Поочередно: приложить руки к голове, развести в стороны, сделатьуши слона.

Помогаем маме.

Раз, два, три, четыре,
Поочередно загибать пальцы на
правой руке.

Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку
Поочередно загибать пальцы на левой руке.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Имитировать моющие движения.
Только чашку мы разбили.
Поочередно прикасаться кончиками пальцев друг к другу.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Ложку тоже мы сломали -
Так мы маме помогали.
Сжимать и разжимать кулачки.

Весна.

Стучат все громче дятлы,
Стучать кулачком одной руки по
ладошке другой.

Синички стали петь.
Сложить пальцы в щепотку, сжимать и разжимать.
Встает пораньше солнце,
Поднять руки вверх, опустить
через стороны.

Чтоб землю нашу греть,
Бегут ручьи под горку,
Выполнять волнообразные движения руками.
Растаял весь снежок
И из под старой травки
Сложить ладошки в форме чашечки
Уже глядит цветок. Раскрылся колокольчик
Медленно раскрывать,чашечку’’ .
В тени, там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Шевелить пальцами.
Динь-динь, пришла весна.

Хозяйка.

Кукле кашу я сварю,
Имитировать движения помеши- вания каши.
В миску молока налью,
Положу туда крупу,
Тереть пальчики друг о друга.
И поставлю на плиту.
Развернуть руки ладонями вверх,
протянуть вперед.

Будет каша хороша,
Хлопать в ладоши.
Кушай, кукла, не спеша!
Грозить пальчиком.

Пальчиковые игры просто не заменимы в дальней дороге, или чтобы скоротать время в ожидании в поликлинике или другой очереди. Для воспитателей эти игры хороши для того, чтобы снять напряжение, отвлечь детей или успокоить их после активных игр или после прогулки перед обедом. Когда я работала воспитателем, то часто использовала пальчиковые игры в режимных моментах, чтобы сосредоточить внимание дошкольников на себе. А сейчас я мама и также достаточно часто играю со своим ребёнком в эти игры. Дети очень любят играть в пальчиковые игры. Данные игры просто незаменимы для детей и мелкой моторики. Мне хочется познакомить Вас с некоторыми самыми распространёнными пальчиковыми играми, которые очень образны и легко запоминаются.

Первые три игры подойдут детям раннего возраста, в них можно играть примерно с полутора лет.

В гости…

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

(руки сжаты в кулачки, показываем большой пальчик)

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик, Малышок

Постучался на порог.

(поочерёдно дотрагиваемся каждым пальчиком до большого пальчика в соответствии с текстом стихотворения)

Семья.

(поочерёдно показываем пальчики одной руки, начиная с большого пальца, поглаживая их пальцами другой руки. Если ребёнок маленький, то взрослый сам может поглаживать пальчики малыша, начиная с большого пальца)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я:

Вот и вся моя семья!

За грибами…

(поочерёдно показываем пальчики одной руки, начиная с мизинца, после чего упражнение повторяем с другой рукой)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё поел,

От того и потолстел!

В следующие игры можно начинать играть с двух лет. И некоторые из них можно выделить тематически. Например, для весны и занятия посвящённого весне подойдут такие игры:

Цветок.

Вырос высокий цветок на поляне,

(постепенно поднимаем вверх руки, при этом запястья прижаты друг к другу, а кисти рук имитируют бутон цветка)

Утром весенним раскрыл лепестки,

(раскрываем ладошки над головой, запястья по-прежнему прижаты друг к другу)скрываем ладошки над головой, предплечья прижаты друг к другу, а кисти рук имитируют бутон цветка)й рукой)

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

(опускаем руки вниз, запястья прижимаем друг к другу тыльной стороной и шевелим пальцами)

Птички.

Птички прилетели,

(поднимаем руки вверх)

На деревья сели,

(раскрываем пальцы, имитируя деревья)

Крыльями махали,

(машем ладошками, не опуская рук)

Вместе отдыхали.

(опускаем руки на уровень плеч, пальчики собираем в щепотку)

А для осени другая игра:

Мы капусту рубим…

Мы капусту рубим, рубим,

(ладони разворачиваем так, чтобы смотрели друг на друга, а ребро ладони смотрело вниз, имитируем «рубку капусты», поднимая и опуская ладони)

Мы морковку трём, трём,

(руки сжаты в кулачки, трём кулачок о кулачок)

Мы капусту солим, солим,

(пальчики собраны в щепотки, имитируем движения, изображающие, как мы «солим капусту»)

Мы капусту жмём, жмём!

(разжимаем и сжимаем пальцы рук)

Ну и остальные относятся к нейтральной тематике, в них можно играть в любое время года в любом месте…

Дружные пальчики.

Друг без друга нам нельзя

Потому что мы семья –

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

(сжимаем руки в замок и разжимаем их, то поднимая пальцы вверх, то опуская их)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(разжимаем замок и держим ладошки друг напротив друга)

Раз, два, три, четыре, пять,

(прислоняем поочерёдно каждый пальчик друг к другу)

(стряхиваем кисти рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(снова прислоняем поочерёдно каждый пальчик друг к другу)

(стряхиваем кисти рук)

На поляне дом стоит,

(прислоняем пальцы рук друг к другу, имитируя крышу дома)

Ну, а к дому путь закрыт,

(делаем «забор» из ладошек, пальцы соединены)

Мы ворота открываем,

(раскрываем «ворота», размыкая пальцы одной руки от другой)

В гости в домик приглашаем.

(«зовём в гости», помахивая пальчиками на себя)

Замок.

На двери висит замок,

(смыкаем руки в замок на уровне груди)

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

(растягиваем замок из пальцев, как бы выворачивая его на изнанку, затем вращаем кистями рук, не открывая замка, соответственно тексту)

Постучали и открыли.

(стучим ладошка об ладошку, не открывая замка, и … открываем замок, показывая ладошки)

Очень нравиться детям такое пальчиковое развлечение как «Под моею крышей…». В эту игру дети могут играть бесконечное число раз.

Под моею крышей…

Под моею крышей

Собралися мыши:

(взрослый ставит свою ладонь, имитируя крышу, ребенок или дети ставит/ят свой пальчик под «крышу»)

Папа, мама, жаба – цап!

(взрослый сжимает свою ладонь, стараясь поймать детские пальчики)

Приятного Вам времяприпровождения!!!

Пальчиковая гимнастика для детей

Методические указания

«Колечки»

Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.

«Кулачки»

С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.

«Лучики»

При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.

«Веер»

Прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«Замок»

Соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей.

«Гребешок»

Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены.

«Клювики»

Большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.

«Коза»

Соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими.

«Маятник»

Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок.

«Кнопочки»

Кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками).

«Коготки»

Прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев.

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик сред ветвей. Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

«Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Только заиньке не спится – Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, Напетлял – и был таков!

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Показывают большой палец, вращая им. Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот

«В гостях у сказки»

Раз, два, три, четыре, пять – Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка,

Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок. Курочку Рябу назвать еще надо – Героев из сказок вспомнить мы рады.

Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

Будем сказки называть:

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад.

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. Показывают большой палец.

«Веселая встреча»

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

«Смешные человечки»

Бежали мимо речки смешные человечки.

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Забрались на мостик

И забили гвоздик.

Потом – бултых в речку.

Где же человечки?

«Человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга. Пальчиками «попрыгать» на плечах друг друга. Ласково положить руки на щеки друга. Сложить мостик из рук. Постучать кулачками. Наклониться и свободно покачать руками. Спрятать пальчики под мышки друг друга.

Упражнения

для развития мелкой моторики без речевого сопровождения

1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).

2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.

4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»): сначала большой палец - с большим, затем указательный - с указательным и т.д.

5. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.

6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).

7. Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.

8. Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).

9. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).

10. Те же движения производится пальцами левой руки.

11. Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).

12. Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Коза»).

13. То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).

14. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).

16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с котиком большого пальца («зайчик»).

17. Те же упражнение выполняется пальцами левой руки.

18. То же - одновременно пальцами обеих рук («зайцы»).

19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).

20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз («птички летят, машут крыльями»).

21. Поочередно сгибать пальца правой руки, начиная с большого пальца.

22. Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.

23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.

25. Выполнять то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.

26. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

27. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).

28. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).

29. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя» - «кресло»).

30. Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку («стол»).

31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие оставить сверху отверстие («бочонок с водой»).

32. Левая рука в том же полевении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).

33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска» - «гнездо»).

34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).

35. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»). 36. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).

37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».

38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонах «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.

39. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»). 40. Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («чашечка», «цветок»).

41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растений»).

42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («бежит собака», «бежит лошадь»).

43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы девой руки (они изображают «всадника»), посадить «всадника» на «коня» - указательный палец правой руки.

44. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцу, расставить их («улитка с усиками»).

45. Правая рука - как в предыдущем упражнении, а левую положить сверку («раковина улитки»).

46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («кошка»).

47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палеи и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («кошка», «собака»).

48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).

49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).

50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («солнечные лучи»).

51. Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («елка», «ветви»).

52. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).

53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).

54. Катание пластмассовых шариков.

55. Разрывание бумаги на мелкие куски.

56. Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.

57. Застегивание пуговиц.

58. Развязывание и завязывание узлов.

59. Шнуровка ботинок.

60. Складывание пирамидок, домиков и др.

61. Игра «почтовый ящик».

62. Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и т.п.

63. Пальчиковые игры («сорока-белобока», «индейская лесенка»).

64. Теневой театр.

Упражнения по коррекции стереогнозиса

Стереогнозис (стерео + греч. gnosis познавание) - это способность узнавать предметы путем их ощупывания.

а) определение фактуры различных предметов с закрытыми глазами, сначала «лучшей» затем «худшей» рукой;

б) развитие способности определения формы различных предметов наощупь, сначала «лучшей», затем «худшей» рукой;

в) определение формы различных геометрических тел по величине, толщине и др.;

г) определение фактуры ткани наощупь;

д) определение объемных цифр, букв наощупь;

е) сортировка 2 и 3 видов предметов наощупь.

Комплексы пальчиковой гимнастики

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет «раз, два, три»)

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)

7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)

8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

Пальчиковая гимнастика

1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)

5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)

6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)

7. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно

8. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками)

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)

6. Ушки (показываем пальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)

7. Кулак-ладонь. Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется

8. Ножницы - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.

Пальчиковая гимнастика

1. Замок (на счет «раз» - ладони вместе, а насчет «два» - пальцы соединяются в замок)

2. Лиса и заяц (лиса крадется - все пальцы медленно шагают по столу вперед;

заяц убегает - перебирая пальцами, быстро движутся назад)

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)

6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются

8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)

Потешка
Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Пальчиковая гимнастика

1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)

3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)

4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)

5.Цветок (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)

6.Птички летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)

7. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно

8. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка-"Солнечные лучи".

Массаж рук

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

3. Упражнение «Сорока-белобока»

4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7. Интенсивное растирание каждого пальца

8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и

фронтально-тыльных сторон

9. «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

10. «Пальчики здороваются»

11. Повторить первое упражнение.

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

«Погода»
Холодно. Осень. Пальцы мои

Дружно ругают холодные дни.

Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:

Холод-то какой!

Указательный палец шепчет едва слышно:

А вдруг пойдет снег? Средний палец ворчит:

От ветра я оглох! Безымянный палец кричит:

Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!

Здоровяк большой палец восклицает:

Жаль, я не в сапогах!

Дайте мне кожух!

Пальчики растираем и поглаживаем

«Десять пальцев»
Десять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, и их осталось девять.

Девять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось восемь.

Восемь тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось семь.

Семь тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось шесть.

Шесть тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось пять.

Пять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось четыре.

Четыре тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул,

И их осталось три………

«Твои пальчики»
Этот пальчик - самый большой.

Самый веселый, самый смешной!

(Показываете ребенку большой палец и потираете его.)

Этот пальчик - указательный.

Он солидный и внимательный.

(Указываете на что-нибудь

указательным пальцем.)

Этот пальчик средний,

Ни первый, ни последний.

(Отгибаете средний палец.)

Этот пальчик - безымянный,

Он не любит каши манной.

(Согните безымянный палец,

как будто он не хочет каши.)

Самый маленький - мизинчик,

Любит бегать в магазинчик!

(Оттопырьте мизинец, будто он

хочет убежать от остальных пальцев.)

«Пальчики»
Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу,

Средний пальчик – самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

«Белочка»
(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял

Этот толстый поросёнок спинку о забор чесал

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал

Этот толстый поросёнок лежебока и нахал

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал

По очереди поглаживайте пальчики малыша, сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный.

Это большой пальчик,

Он, как толстый мальчик,

Десять порций каши съел,

Оттого и растолстел.

Это пальчик - указательный,

Он самый внимательный,

Всё увидит, но не скажет,

Только в сторону покажет.

Средний пальчик – это вот,

Он в серёдочке живёт.

А другому пальчику

Имени не дали,

Потому и безымянным

Его все прозвали.

Ну а этот пальчик -

Маленький мальчик,

Мизинец называется -

На нём рука кончается.


Туккаева Зарема Казбековна

Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук - движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.

Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач. Например, по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» можно закреплять обратный счет. На базаре (выставляют кулак)

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (показывают ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро)

Для барашков (пальцы левой руки «играют»)

Для овечек (пальцы правой руки «играют»)

Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев)

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

(показывают соответствующее количество пальцев).

Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),

А для женушки - подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

Игра "Часы "

(Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Игра "Червячки "

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: "Вот и обед!"

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь - а червячков уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Игра "Весна"

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты "ковшом").

Уже глядит цветок...

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки

Уже глядит цветок

(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Елена Бурлакова
Развивающие игры с математическим содержанием для детей младшего дошкольного возраста

Это презентация программы "Развивающие игры с математическим содержанием для младших дошкольников Занятия состоят из шести частей.

I. Подвижная коммуникативная игра с речевой разминкой.

II. Работа с дидактическим материалом .

IV. Пальчиковые игры .

V. Игры-головоломки .

VI. Заключительная часть.

I. Подвижная коммуникативная игра

Цель такой игры - организовать детей , настроить на занятия, дать положительный эмоциональный настрой.

Примеры игр.

1. Простое приветствие – Здравствуй Катя! Здравствуй Миша!

и т. п. ребенок отвечает.

a. Такое же приветствие с мячом.

2. - Здравствуйте ребятки! – Здравствуйте!

Здравствуйте котятки! – Мяу!

слева) есть одно местечко!» и т. п.

3. Предай ласковое движение. По кругу гладим друг друга по голове, руке и т. д.

4. Бывает не бывает. Дети сидят в кругу, им раздаются карточки с предметными картинками, воспитатель задает любой вопрос, а ребенок отвечает тем словом, которое у него на картинке-карточке. Если такое бывает, дети поднимают руки вверх и машут ими, а если не бывает – садятся на корточки.

5. Кошки - собаки. Дети делятся на две команды.

Шаг вперед

Те, у кого есть хвост!

Те, кто сторожит дом!

Те, кто любит молоко!

(Белки-зайцы, волки-медведи, и т. п.)

6. Раздувайся пузырь. Дети берутся за руки, отходят назад, круг расширяется и «пузырь» лопается.

7. Дети здороваются с различными игрушками. Игрушка здоровается с каждым ребенком и рассказывает о содержании первого задания по плану.

8. Собирайся детвора.

Собирайся детвора

Нам играть пришла пора

Быстро встанем мы все в круг

Ты мой друг и я твой друг!

II. Работа с дидактическим материалом .

В этой части занятия дети работают с дидактическим материалом , позволяющим развить не только сенсорное , но и логическое мышление, а также дать им знания по теме количество и счет. Это количественный счет и порядковый счет.

Дидактический материал .

1. Блоки Дьенеша

2. Кубики Никитина

3. Палочки Кюизенера

4. Волшебный квадрат Воскобовича

5. Счетные палочки

6. Счетный раздаточный материал (демонстрационный)

III. Подвижная логическая игра

Эта игра является физ. минуткой, а также помогает закрепить материал по ознакомлению с окружающим миром, развивает логическое мышление .

1. Прилетели птицы

Прилетели птицы : голуби, синицы, чайки, сороки, миски, сковородки (если звучат названия птиц- дети машут руками, если нет -прячут руки за спину)

2. Шаг вперед (игра с мячом)

Например : съедобное- ловим мяч, несъедобное – не ловим Делаем шаг вперед,меняем задание (мебель- не мебель и т. п.) Шаг вперед делают только те дети, кто правильно выполнил задание

3. Командиры (зайчики, мышки и т. п.)

Детям предлагается выполнить какие-то движения только после того, как они услышат определенное обращение (Зайчики, руки вверх, Зайчики,руки в стороны, а теперь –опустили (дети не опускают – т. к. слова «Зайчики» не было)

4. Разбегалочки

Дети сидят в кругу «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!» (кто одет в зеленое, у кого есть брат и тп)

5. Волшебный сад

Дети-цветы Воспитатель-садовник Воспитатель «сажает» цветы. 1й ребенок поднимает руки вверх, 2й –руки на пояс, 3й-вверх,4й-должен сам догадаться что делать, за ним в заданной последовательности становятся все дети группы.

6. Ветерок

Делай как я.

Жил-был ветерок. Сначала он дул вперед (Наклоняемся вперед, потом пошевелил листочки на деревьях (руки вверх, трясем ладошками ) и т. п.

Мы –дрессированные собачки (показываем, мы- клоуны, мы жонглеры, мы – акробаты, и т. п.

IV. Пальчиковые игры .

Пальчиковые игры помогают нам развить мелкую моторику и подготовить руку к письму.

Пальчиковые игры сопровождаются стихотворным текстом, иногда иллюстрациями. Дети сами проговаривают текст, сопровождают его движениями.

Обычно игры подбираются по теме занятия. Особое место занимают пальчиковые игры для двух рук .

V. Игры-головоломки

Это игры в которых из частей собирается целое. Игры проходят в самом конце занятия, каждому ребенку дается индивидуальное задание.

1. Сложи квадрат.

В игре «Cложи квадрат» задача собрать из частей квадрат. Задания бывают первой, второй и третьей степени сложности. Все квадраты разного цвета. Первая степень сложности – две, три части. Вторая – три, четыре. Третья – пять, шесть.

2. Колумбово яйцо

Эта игра представляет из себя деревянное яйцо, собранное из двух больших треугольников, двух маленьких треугольников, двух полукругов, двух деталей трапециевидной формы и двух частей круга.

Из этих деталей составляют различные силуэты. Силуэтов очень много.

Детям предлагается :

а) собрать картинку по контуру (т. е. наложить детали «яйца» на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

3. Головоломка Пифагора

Это квадрат разделенный на семь частей : маленький квадрат, большой квадрат, параллелограмм, два больших и два маленьких треугольника.

Из этих деталей составляют различные силуэты. Детям предлагается :

а) собрать картинку по контуру (т. е. наложить детали головоломки на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)

в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самому подобрать детали)

I. Заключительная часть.

В заключительной части занятия подводятся итоги, даются индивидуальные задания, оглашается план следующего занятия.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»