Суть пенсионной реформы. Пенсионная реформа Реформа пенсионной системы в году

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

В декабре 2013 года Государственной Думой были окончательно приняты два федеральных закона, открывающие очередную реформу пенсионного обеспечения российских граждан: «Закон о страховых пенсиях» и «Закон о накопительных пенсиях». В результате, с 1 января 2015 года изменился порядок расчёта пенсий .

История законов о страховых и накопительных пенсиях

С начала возникновения законодательства Российской Федерации, это уже третий закон, регулирующий пенсионное обеспечение. Первый из них, был принят 20 ноября 1990 года, ныне действующий закон о трудовых пенсиях - 17 декабря 2001, а новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

Фактически, пенсионное законодательство меняется каждые десять лет и это обстоятельство не вселяет оптимизма. Верховный суд определил в 2004 году, что каждый гражданин вправе рассчитывать на то, что при назначении пенсии, каждый период его работы будет оцениваться по законодательству, действующему на период, когда протекала данная работа.
Это уже привело к тому, что в настоящее время пенсия рассчитывается по двум законам: за период до 31 декабря 2001 года, и за период с 1 января 2002 года. А с введением нового закона в расчёт пенсии вводится третья составляющая: за период после 2015 года.

Поэтому рядовому гражданину, выходящему на пенсию, разобраться, из каких же величин, в конечном счете, сложился тот или иной ее размер - очень и очень непросто. И это, безусловно, не вызывает никаких положительных эмоций у пока еще работающих граждан.

Главное в пенсионной реформе 2015 года

Новое наименование «страховая пенсия» отражает принципиально иной подход к пониманию пенсионной выплаты. И хотя закон определяет ее как ежемесячную выплату, компенсирующую утраченный гражданами заработок (так же как и в законе о «трудовых пенсиях»), отдельные положения закона настораживают.

Так, в преамбуле прямо указано, что страховая пенсия предоставляется на основе пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Рассмотрение такой неоднозначной категории, как «социальная значимость» до сего момента не входило в задачи пенсионного законодательства.

Законом вводится новая формула расчёта размера пенсии, которая непосредственным образом не основана ни на трудовом стаже, ни на размерах заработной платы гражданина. Это индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) и стоимость пенсионного коэффициента (СПК).

Размер первого из них только косвенно зависит от размера заработной платы, но исчисляется он не из средней заработной платы по стране (как это делается сейчас), а соотносится с максимальным размером заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы.

В 2014 году, например, эта величина составляет 52 000 рублей в месяц. Много ли граждан у нас в стране получает такую зарплату? Кроме того, эта величина ежегодно устанавливается (повышается!) Правительством. Так же ежегодно будет устанавливаться и стоимость коэффициента (СПК).

Вывод следует неутешительный в том плане, что работник, за которого уплачиваются взносы своевременно и в полном объеме, не сможет даже приблизительно оценить уровень своего будущего пенсионного обеспечения.

Существенные изменения в новом законе о пенсиях

Существенные изменения внесены в статью закона, определяющую условия назначения пенсий. Требующийся для назначения обязательный стаж работы теперь составляет 15 лет; повышается он постепенно, начиная с 2015 года- 6 лет, с 2016 - 7 лет и так далее, пока не составит величину, равную 15 (2024 год). Кроме условий по возрасту и стажу, введено еще одно дополнительное условие - величина индивидуального пенсионного коэффициента должна составлять не менее 30.

Законом изменяется порядок индексации фиксированного базового размера, устанавливаемого к страховой пенсии. Законом определена дата увеличения с 1 февраля каждого года; с 1 апреля – Правительство только «вправе» дополнительно увеличить это размер.

Вводятся повышающие коэффициенты к размеру страховой части и фиксированного базового размера, отдельно. Они предусмотрены для тех, кто при достижении возраста не обратился за назначением страховой пенсии или отказался от ее получения. Например, при назначении страховой пенсии позднее наступления права на пять лет, она увеличится на 45%. Фиксированный базовый размер будет больше на 36%.

В заключение можно отметить, что тем, кому на дату вступления нового закона в силу, пенсия уже назначена - беспокоиться не следует. При любых обстоятельствах, пенсия им будет выплачиваться в размере, не меньшем, чем прежний. То есть пенсионная реформа 2015 года никак не затронет действующих пенсионеров.

А вот в отношении тех, кто только начинает трудовую деятельность, возникают сомнения в том, что при данных условиях они смогут приобрести право на пенсию в установленном законом возрасте. Впрочем, им тоже не стоит расстраиваться. Скорее всего, через десять лет наступит время для очередной пенсионной реформы.

Пенсионная реформа 2013-2015 годов - один из этапов реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривавший введение нового порядка формирования пенсионных прав и страховой пенсии.

В частности, была введена новая формула расчёта размера пенсии , учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младше получили право решить, продолжать ли им накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривалось постепенное увеличение страховых платежей, чтобы они соответствовали уровню пенсионных выплат. Был принят ряд мер по реформированию системы досрочных пенсий. Предполагалась отмена существовавшего перерасчёта пенсий работающим пенсионерам .

Условия получения права на страховую пенсию

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости назначается по новой пенсионной формуле.

Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

СП = (ФВ х КПВ1) + (ИПК х СПК х КПВ2)

СП - страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ - фиксированная выплата в составе пенсии в год её назначения

КПВ1 и КПВ2 - коэффициенты за выход на пенсию позже установленного пенсионного возраста (для фиксированной выплаты и для страховой пенсии);

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии .

Годовой пенсионный коэффициент

Годовой пенсионный коэффициент - это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:

Годовой ПК = максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 - в 2021 году)

Особый годовой коэффициент будет присваиваться за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву или из-за ухода за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет .

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и младше могли до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

В правительстве РФ осенью 2015 года шли активные дискуссии о продлении срока выбора, однако 23 декабря вице-премьер Ольга Голодец объявила о том, что в «правительстве принято решение придерживаться действующего законодательства». После этой новости действующие на российском рынке представители негосударственных пенсионных фондов констатировали ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений из государственного фонда, который превысил существовавшие у них бизнес-планы .

Формирование пенсионных прав самозанятых граждан

Меры, предложенные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной Минтрудом России , были направлены на приведение в соответствие пенсионных прав самозанятых граждан правам наёмных работников. В частности, они предполагали постепенное повышение страховых выплат самозанятых граждан (для обеспечения приемлемой по размеру пенсии необходимы отчисления в размере 7000 - 8000 руб.). Однако, по факту, увеличение размеров страховых выплат отрицательно сказывалось на финансовом положении большого числа самозанятых работников с невысокими доходами .

Пенсионный мораторий

30 сентября 2013 года Правительство России решило, что пенсионные накопления граждан за 2014 год, поступающие в Пенсионный фонд РФ и Негосударственные Пенсионные Фонды (НПФ), будут направлены в распределительную систему . Предполагалось, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений .

В июне 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов открыто признал, что денег на возврат накоплений НПФ у правительства нет, эти деньги пошли "на Крым" и принятие антикризисных мер .

В конце 2014 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2015 год , а в сентябре 2015 года - аналогичный закон на 2016 год . В марте 2016 года рассматривались варианты очередного продления пенсионного моратория ; в конце августа того же года Ольга Голодец объявила, что правительство решило продлить «заморозку пенсионных накоплений» и на 2017 год .

В декабре 2017 года Владимир Путин подписал закон о продлении пенсионного моратория до 2020 года .

Оценки

Пенсионная реформа стала одной из тем, по которой разошлись оценки между членами правительства. Представители министерств экономики, экономического развития, финансов и первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно выступали за сохранение накопительной части пенсии и против «пенсионного моратория» на 2014-2015 гг. . Представители министерства труда и вице-премьер Ольга Голодец, напротив, выступали за «заморозку» пенсионных накоплений и дальнейшее формирование накопительной части пенсии только на добровольной основе .

Также разошлись мнения среди экспертов и политиков. Среди сторонников реформы активно выступали депутаты ГД Андрей Исаев и Оксана Дмитриева , среди противников - экс-министр финансов Алексей Кудрин .

Ключевым аргументом сторонников реформы является низкая доходность накопительной части пенсионной системы в РФ. Противники реформы аргументируют её необходимость сложными демографическими условиями, которые возникнут в начале 2020-х, и необходимостью наличия «длинных денег» в экономике .

См. также

Примечания

  1. Пенсионный фонд РФ (неопр.) (недоступная ссылка) . Проверено 2 июня 2014. Архивировано 2 июня 2014 года.
  2. , с. 101.
  3. Екатерина Метелица , Альберт Кошкаров . Пенсионные фонды зафиксировали ажиотажный спрос на перевод накоплений "РБК ", 25.12.2015
  4. , с. 151.
  5. Накопительную часть пенсионной системы в 2014 году приостановят на год (неопр.) . РИА Новости (30 сентября 2013).
  6. Правительство отдает ВЭБу пенсионные накопления (неопр.) . Ведомости (23 сентября 2013).
  7. Силуанов признал отсутствие средств на возврат накоплений НПФ , РБК (25 июня 2014).
  8. Совфед одобрил закон о заморозке пенсионных накоплений на 2015 год (неопр.) . Lenta.ru (26 ноября 2014).

Пенсионная реформа 2013-2015 - очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий ввод нового порядка формирования пенсионных прав и расчёта страховой пенсии.

В частности, вводится новая формула расчёта размера пенсии , учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младше смогут сами решить, продолжать ли им накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривается постепенное увеличение страховых платежей - они должны соответствовать уровню пенсионных выплат. Будут приняты меры по реформированию системы досрочных пенсий. Предполагается отмена существующего ныне перерасчёта пенсий работающим пенсионерам .

Условия получения права на страховую пенсию

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости будет назначаться по новой пенсионной формуле.

Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ)

СП - страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ - фиксированная выплата в год назначения пенсии

КПВ - коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии);

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии .

Годовой пенсионный коэффициент

Годовой пенсионный коэффициент - это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:

Годовой ПК = максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 - в 2021 году)

Особый годовой коэффициент будет присваиваться за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву, уходом за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет .

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и младше смогут до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

В правительстве РФ осенью 2015 года шли активные дискуссии о продлении срока выбора, однако 23 декабря вице-премьер Ольга Голодец объявила о том, что в «правительстве принято решение придерживаться действующего законодательства». После этой новости действующие на российском рынке представители негосударственных пенсионных фондов констатировали ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений из государственного фонда, который превысил существовавшие у них бизнес-планы

Формирование пенсионных прав самозанятых граждан

Меры, предложенные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной Минтрудом России , направлены на приведение в соответствие пенсионных прав самозанятых граждан правам наёмных работников. В частности, они предполагают постепенное повышение страховых выплат самозанятых граждан (для обеспечения приемлемой по размеру пенсии необходимы отчисления в размере 7000 - 8000 руб.). Однако увеличение размеров страховых выплат может отрицательно сказаться на финансовом положении большого числа самозанятых работников с невысокими доходами .

Пенсионный мораторий

В конце сентября 2013 года стало известно, что пенсионные накопления граждан за 2014 год не поступят в Пенсионный фонд РФ и НПФ, а будут направлены в распределительную систему . Предполагалось, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений .

В июне 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов открыто признал, что денег на возврат накоплений НПФ у правительства нет, эти деньги пошли на Крым и принятие антикризисных мер .

В конце 2014 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2015 год .

В сентябре 2015 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2016 год .

В марте 2016 года появилась информация о том что правительство может продлить пенсионный мораторий ещё на год . В конце августа Ольга Голодец объявила, что правительство решило продлить «заморозку пенсионных накоплений» на 2017 год .

Оценки

Пенсионная реформа стала одной из тем, по которой разошлись оценки между членами правительства. Представители министерств экономики, экономического развития, финансов и первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно выступали за сохранение накопительной части пенсии и против «пенсионного моратория» на 2014-2015 гг. . Представители министерства труда и вице-премьер Ольга Голодец, напротив, выступали за «заморозку» пенсионных накоплений и дальнейшее формирование накопительной части пенсии только на добровольной основе .

Также разошлись мнения среди экспертов и политиков. Среди сторонников реформы активно выступали депутаты ГД Андрей Исаев и Оксана Дмитриева , среди противников - экс-министр финансов Алексей Кудрин .

Ключевым аргументом сторонников реформы является низкая доходность накопительной части пенсионной системы в РФ. Противники реформы аргументируют её необходимость сложными демографическими условиями, которые возникнут в начале 2020-х, и необходимостью наличия «длинных денег» в экономике .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пенсионная реформа в России (2013-2015)"

Примечания

Литература

  • Валентин Роик. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. - М .: Альпина Паблишер , 2014. - 277 с. - ISBN 978-5-9614-2235-1 .

Отрывок, характеризующий Пенсионная реформа в России (2013-2015)

– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.
– Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?…
– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
– Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая…
– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение.
– Отчего вы не служите в армии?
– После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду, ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3 го округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем.
– Стало быть вы служите?
– Служу. – Он помолчал немного.
– Так зачем же вы служите?
– А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своей привычкой к неограниченной власти, и теперь этой властью, данной Государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, – сказал князь Андрей с улыбкой; – так я служу потому, что кроме меня никто не имеет влияния на отца, и я кое где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился.

Обсуждение пенсионной реформы 2013-2014 годов в России с каждым новым днём набирает обороты. В Правительстве страны, Министерстве труда, Министерстве финансов, в Пенсионном фонде и Госдуме в начале сентября текущего 2013 года проходят ожесточённые споры о судьбе пенсионных выплат.

Пенсионная реформа 2014 года необходима в первую очередь самим гражданам

До 2002 года в РФ пенсии гражданам обеспечивались, главным образом, отчислениями всех работодателей в соответствующие фонды, а также взносами работающих граждан. Такая система была возможна в экономических условиях, характерных для советского периода, то есть до перехода к рынку. Но Рубикон был пройден. Кроме того, на фоне ухудшения демографической ситуации – резкое снижение рождаемости с 1990 года по 2000 год — возникла серьезная угроза дефицита бюджетных средств в Пенсионном фонде страны. Это означает, что количество работающих граждан будет неуклонно сокращаться, а численность пенсионеров увеличиваться.

Исходя из такой пессимистичной перспективы, правительство еще в 2002 году преступило к проведению в стране пенсионной реформы. Сейчас установлен и действует новый механизм образования и функционирования Пенсионного фонда, а также другой порядок исчисления пенсий гражданам. На сегодняшний день мы имеем следующую картину:

Будущая пенсия любого гражданина России состоит из двух частей, страховая же часть находится в прямой корреляции (или зависимости) от размера заработной платы сотрудника и формируется из взносов, выплаченных работодателями в Пенсионный фонд на протяжении всей трудовой деятельности. Средства этой части будущей пенсии можно назвать «виртуальными», поскольку они фактически используются для выплат пенсий нынешним пенсионерам.

  1. Страховая часть выплачиваемой пенсии текущим пенсионерам индексируется государством соизмеримо с величиной инфляции и ростом заработной платы в стране. Понятно, что при постепенном уменьшении числа работающих граждан государству будет всё труднее пополнять её.
  2. Накопительная часть будущей пенсии тоже формируется за счёт средств работодателей.

Работодатель перечисляет страховой взнос, равный 22% от фонда оплаты труда своего сотрудника. Эти средства делятся на солидарную (16%) и накопительную(6%) части.

Накопительной частью будущей пенсии человек может распоряжаться по своему усмотрению:

  • отдать её в управление Пенсионному фонду;
  • отдать в распоряжение управляющей компании;
  • направить в негосударственные пенсионные фонды.

Размер накопительной части может быть увеличен за счёт дополнительного дохода от инвестирования.

Новая пенсионная формула

Вице-премьер Правительства страны Ольга Голодец 11 сентября 2013 года высказалась о том, что Правительство РФ приняло решение одобрить новый механизм вычисления пенсий – или «расчётную формулу» как ее еще иногда называют. Ключевым моментом нововведения является тот факт, что страховая часть теперь будет измеряться уже не в абсолютных величинах (то есть рублях) как было ранее, а в пенсионных коэффициентах – тех, которые были накоплены гражданином за период всей трудовой деятельности.

Теперь будущая пенсия будет состоять из страховой части, но уже с учётом пенсионных добавок с расчетом индивидуального коэффициента в сумме с фиксированными платежами, плюс также из накопительной части, которая уже и была ранее.

По мнению разработчиков нового расчёта, такой подход к начислению пенсии будет стимулировать человека трудиться дольше, чтобы уровень пенсии был выше. В настоящее время идёт активное и острое обсуждение этого проекта пенсионной реформы, нацеленной на пополнение Пенсионного фонда, при этом, не повышая пенсионный возраст для будущих пенсионеров и не урезая выплаты нынешним пенсионерам.

Депутаты Государственной Думы будут голосовать против пункта проекта, внесённого Министерством финансов, касающегося работающих пенсионеров. Они должны получать пенсию в полном объёме как и неработающие пенсионеры, а не её часть, как предложено в документе. Заметим, что председатель комитета, занимающийся делами по труду, соц. Политике, а также делам ветеранов – А. Исаев справедливо отметил, что: пенсионеры в стране работают не потому, что им, как может показаться, делать нечего, а чтобы сформировать более приемлемый жизненный уровень.

  • Остаётся открытым и обсуждается вопрос о ежегодном пересчёте пенсий для работающих пенсионеров. В проекте предлагается отказаться от пересчёта.
  • Идут жаркие споры и нет единого мнения в вопросе льготного стажа для выхода на заслуженный отдых для учителей и врачей. Министерство финансов выступает за поэтапную отмену льгот. Напомним, льготный стаж в настоящее время дает право врачам и учителям выходить на раньше, чем среднестатистический гражданин за соответствующую выслугу лет (для учителей необходимый стаж составляет 25 лет работы, а для медицинских сотрудников – 27).
  • Остаётся открытым вопрос о предложении Министерством труда продлить программу государственного софинансирования, заключающаяся в увеличении накопительной части пенсий граждан за счет добровольных взносов с учетом, что государство также будет производить доплату в соответствующем размере (пропорционально вкладу гражданина). Однако, Министерство финансов дало отрицательный ответ на это предложение, хотя обсуждение вопроса все еще продолжается.
  • Следующий момент, по которому пока не выработано единого решения и идут споры – это оплата нестрахового периода — времени, когда женщина, ранее работавшая, теперь находится в вынужденном отпуске для ухода за своим ребёнком, возраст которого составляет до полутора лет.
  • Кто будет утверждать каждый год стоимость пенсионного коэффициента, используемого в формуле пересчёта пенсий? В проекте – Правительство постановлением. Депутаты считают, что законом, утверждённым парламентом стран.
  • Непростая судьба и у накопительной части. Гражданам, родившимся после 1967 года, предложено или сохранить её в объёме 6%, или сократить до 2% в сторону увеличения страховой части. О своём выборе будущие пенсионеры должны сообщить (заявить) до конца 2013 года. Если заявления не последовало, то накопительная часть будет принудительно уменьшена до 2%.

От введения новой пенсионной формулы расчёта выиграют те граждане, кому выплачивается «белая» зарплата, а также те, кто проработает больше необходимого трудового стажа. Заметно проиграют высокооплачиваемые работники, поскольку изменения предполагают ограничение размеров заработной платы, с которой будут взиматься взносы, до 47 333 рублей.

Предполагается ввести дополнительный коэффициент стажа, увеличивающий пенсионные выплаты, для женщин, трудовой период которых составил от 30 до 40 лет; и для мужчин, трудовой стаж которых находится в интервале от 35 до 45 лет. Если гражданин добровольно принимает решение о том, что будет выходить на заслуженный ими отдых в несколько более пожилом возрасте, величина его будущей пенсии существенно возрастёт.

Мнения экспертов

Некоторые эксперты считают, что новая пенсионная расчётная формула – не что иное, как завуалированное весьма аккуратно повышение пенсионного возраста граждан: вышедший на заслуженный отдых гражданин будет вынужден либо довольствоваться небольшой пенсией, либо продолжать работать какое-то время для увеличения ее размера.

В пенсионной реформе кардинальные изменения касаются страховой пенсии. Принципы и методика ее определения, новая пенсионная формула, описаны в законе «О страховых пенсиях». Они сложны для понимания, но давайте разбираться.

Действующая пенсионная система

С 2002 года в России для лиц 1967 года рождения и моложе действует смешанная пенсионная система , включающая распределительную (страховую) и накопительную части.

Работодатель отчисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда работника (сверх его зарплаты), из них:

6% поступают в солидарную часть, предназначенную для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, и не учитываются на индивидуальном лицевом счете работника, не сказывается на размере его будущей пенсии;

10% номинально учитываются при определении размера страховой части будущей пенсии работника, реально же эти деньги тоже идут в солидарную часть;

6% направляются в накопительную часть пенсии. Эти средства исключаются из «солидарного кошелька», уменьшая бюджет Пенсионного фонда.

Родившиеся до 1967 года накопительной части трудовой пенсии по старости не имеют. По ним схема такая: 6% страховых взносов поступают в солидарную часть, 16% - в страховую.

Установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов - максимум годовой зарплаты, взносы с которой правительство разрешает учитывать при формировании страховой и накопительной частей пенсии. Предельную величину правительство ежегодно индексирует с учетом роста средней зарплаты по стране. В 2013 году взносооблагаемый максимум зарплаты составил 568 тыс. рублей в год, или 47 тыс. рублей в месяц. С фонда оплаты труда в пределах этой суммы взимаются страховые взносы по ставке 22%, а свыше - по ставке 10%. Эти 10% не сказываются на размере будущей пенсии работника, а напрямую поступают в «солидарный кошелек». Поэтому люди, получающие более высокую зарплату, скептически относятся к системе обязательного пенсионного страхования, предпочитают самостоятельно заботиться об обеспечении своей старости.

Период дожития, в течение которого пенсионер получает пенсию, до 2016 года равен 19 годам, или 228 месяцам.

Фиксированный базовый размер страховой части, который выплачивается наряду со страховой и накопительной частями, одинаковый для всех пенсионеров - не зависит от состояния индивидуального лицевого счета. Его величину ежегодно определяет правительство. В 2013 году он равнялся 3610 рублей.

Право на начисление трудовой пенсии по старости имеют мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие не менее 5 лет.

Дефицит средств в Пенсионном фонде

Пенсии периодически индексируются и повышаются. Но с каждым годом пенсионеров становится все больше, а граждан в трудоспособном возрасте - все меньше . Собираемых страховых взносов на всех пенсионеров уже не хватает, дефицит ПФР превышает 1 трлн рублей. Для сокращения объема пенсионных выплат многие специалисты предлагают повысить пенсионный возраст , который в России остается одним из самых низких, и отказаться от многочисленных льгот, обеспечивающих досрочный выход на пенсию. Но на эти непопулярные, социально взрывоопасные меры российские власти не идут.

Локальный выход нашли в том, что на 2014 год заморозили накопительную часть пенсии - все страховые взносы независимо от возраста работника полностью отправляются на формирование страховой части пенсии, пойдут на латание дыры в бюджете Пенсионного фонда. Министр труда и социальной защиты М. Топилин : «Средства обязательной накопительной части пенсии фактически изымаются из пенсионной системы , не могут быть направлены на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Это создает 300-400 млрд рублей дефицита бюджета Пенсионного фонда. Поэтому накопительная составляющая должна перестать быть обязательной и перейти в разряд добровольной».

В пенсионной реформе, реализуемой с 2015 года, власти не отказываются совсем от обязательной накопительной пенсии, но ставят ее явно в проигрышное положение, всячески стимулируя выбор в пользу страховой пенсии и более позднего выхода на пенсию. Средний размер страховой пенсии по старости в середине 2013 года составлял 10 тыс. рублей, или примерно 1,7 прожиточного минимума пенсионера. В результате пенсионной реформы правительство рассчитывает довести этот показатель до 2,5 к 2030 году.

В будущем государство обещает вернуть позаимствованную в 2014 году накопительную часть пенсии. М. Топилин : «Ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компаний или негосударственным пенсионным фондом и будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда работник получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением».

Пенсионная реформа

Законы «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», принятые 28 декабря 2013 года, составляют основу пенсионной реформы. Они вступают в действие 1 января 2015 года. Но в полной мере заработают для тех, кто начнет трудиться с 1 января 2015 года. Предусмотрен 10-летний переходный период.

С 2015 года пенсия будет делиться на страховую и накопительную , а также включать фиксированную выплату к страховой пенсии. Назначение и выплата страховой и фиксированной частей будут производиться независимо от назначения и выплаты накопительной пенсии.

Новое в пенсионной реформе.

Страховая пенсия по-прежнему обязательна. Фиксированная выплата привязана к страховой пенсии. А по накопительной пенсии работникам 1967 года рождения и моложе предстоит выбрать: отказаться от нее с 2015 года (при этом накопления, сделанные до 2014 года, останутся и войдут в будущую пенсию) или сохранить. Во втором случае, если работник не менял тариф формирования накопительной части пенсии в 2013 году, не переводил пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и/или обратно в Пенсионный фонд, то с 2014 года 16% страховых взносов (из 22%) будут направляться на страховую пенсию, 6% - в общий «солидарный кошелек», не влияя на размер будущей пенсии работника.

Права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах (рублях), как раньше, а в баллах. Их станут начислять работнику ежегодно. Ежегодно будет определяться и стоимость балла. Вместо индивидуального лицевого счета работника вводится понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) по двум периодам: до и после 1 января 2015 года. Принципы и методика определения ИПК после 1 января 2015 года и новая пенсионная формула описаны в законе «О страховых пенсиях». Они сложны для понимания, но давайте разбираться.

Новая пенсионная формула

Страховая пенсия по старости с 1 января 2015 года будет определяться по новой пенсионной формуле:

Индивидуальный пенсионный коэффициент до 1 января 2015 года. Все уже сформированные права на страховую часть пенсии, учтенные на индивидуальном лицевом счете работника, сохранятся. Они будут как-то пересчитаны в 2014 году из рублей в баллы и составят ИПК до 1 января 2015 года.

Индивидуальный пенсионный коэффициент после 1 января 2015 года представляет собой сумму годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за все годы - с 1 января 2015 года и до момента выхода работника на пенсию.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент будет складываться из начислений в зависимости от годовой зарплаты и уплаченных с нее страховых взносов и начислений за полный календарный год нестраховых периодов, засчитываемых в страховой стаж (военная служба по призыву, декретный отпуск по уходу за детьми до 1,5 лет и др.):

В этой формуле начисленные за данный год взносы на страховую пенсию (работник отказался от накопительной пенсии - тариф 16%, не отказался - 10%) делятся на некий нормативный, единый для всех, показатель. Это максимально возможная сумма взносов, которую удалось бы получить, применив высший тариф 16% к предельной взносооблагаемой годовой зарплате в России.

Предельная (максимальная) величина годовой зарплаты в стране для начисления страховых взносов ежегодно устанавливается правительством. Она зависит от средней зарплаты по стране и поправочного коэффициента. В 2013 году взносооблагаемый максимум составлял 568 тыс. рублей в год. Авторы новой пенсионной формулы предлагают постепенно увеличить этот коэффициент с нынешних 1,8 до 2,3 к 2021 году в надежде повысить заинтересованность более высокооплачиваемых работников в формировании страховой пенсии.

Максимальный годовой индивидуальный пенсионный коэффициент используется для того, чтобы дополнительно стимулировать работников отказываться от накопительной пенсии. С 2021 года и далее он будет равен 10 баллам у тех, кто формирует только страховую пенсию, и 6,25 баллам - у кого за счет страховых взносов формируются и пенсионные накопления.

Законом «О страховых пенсиях» предусмотрено постепенное увеличение максимального годового индивидуального пенсионного коэффициента:

Условный пример. В 2016 году за работника, у которого формируется только страховая пенсия, работодатель перечислил в Пенсионный фонд страховые взносы с годовой зарплаты 430000 рублей (35000 в месяц) по тарифу 16%, то есть 68800 рублей (430000×0,16). Максимальная взносооблагаемая годовая зарплата, допустим, была установлена правительством в размере 580000 рублей. Нормативные взносы с нее по тарифу 16% составили 92800 рублей (580000×0,16). Максимальный годовой индивидуальный коэффициент в 2016 году равен 7,83. Значит годовой индивидуальный пенсионный коэффициент составит: 68800: 92800×7,83 = 5,80 баллов.

Очевидно, что получить максимальные 10 баллов в год, удастся, если зарабатывать не менее максимальной зарплаты в стране, облагаемой страховыми взносами, и то не ранее 2021 года (92800: 92800×10 = 10). Предполагается, что до 2022 года уровень предельной зарплаты будет повышен до 1 млн рублей в год (83,3 тыс. рублей в месяц).

По аналогии, для работника, формирующего страховую и накопительную пенсии, годовой индивидуальный пенсионный коэффициент в 2016 году составит: 430000×0,10: 92800×4,89 = 2,26 баллов. Максимально такой работник сможет получить с 2021 года существенно меньше 6,25 баллов, поскольку с максимальной взносооблагаемой зарплаты взносы у него будут начисляться по тарифу 10% (580000×0,1 = 58000), а не 16%, то есть 58000: 92800×6,25 = 3,91. Ситуация не изменится и при росте предельной зарплаты до 1 млн рублей: 100000: 160000×6,25 = 3,91.

Начисления за полный год нестраховых периодов. В страховой стаж засчитываются не только трудовой стаж, когда за работника перечисляются страховые взносы в ПФР, но и социально значимые нестраховые периоды - военная служба по призыву, служба в органах внутренних дел и других силовых органах, декретный отпуск по уходу за детьми до 1,5-летнего возраста, уход за ребенком-инвалидом или гражданином старше 80 лет, получение пособия по временной нетрудоспособности и др. Вводится новый оплачиваемый нестраховой период - уход за четвертым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. За нестраховые периоды присваиваются особые баллы за полный год, если гражданин не работал. Если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году оказалась меньше 12 месяцев, скажем 252 дней, то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360. В случае совпадения страховых и нестраховых периодов человек может выбрать более выгодный для него.

За каждый год военной службы по призыву будет начисляться 1,8 балла.

Одному из родителей, ухаживающему за детьми до 1,5-летнего возраста, будет начисляться: за первого ребенка - 1,8 балла за год декретного отпуска, за второго - 3,6 балла, за третьего - 5,4 балла, за четвертого ребенка - тоже 5,4 балла. Это положение касается родителей, которые выйдут на пенсию после 1 января 2015 года.

Повышающий коэффициент для индивидуального пенсионного коэффициента. Пенсионный возраст формально остается неизменным - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но авторы пенсионной реформы с помощью повышающего коэффициента пытаются стимулировать добровольный более поздний выход на пенсию. Коэффициент применяется, если страховая пенсия назначается позднее возникновения права на нее, то есть человек продолжает работать, и за него отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

Повышающий коэффициент зависит от числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию и до дня обращения за ее начислением:

То есть человек, который проработает сверх пенсионного возраста 5 лет, увеличит индивидуальный пенсионный коэффициент на 45%, 10 лет - в 2,32 раза. Если же он будет работать больше 10 лет, то коэффициент останется 2,32.

Стоимость балла зависит от того, сколько денег имеет Пенсионный фонд в данном году и сколько баллов предъявили все желающие получить страховую пенсию. Стоимость балла будет определяться по формуле:

В законе «О страховых пенсиях» зафиксирована начальная стоимость балла на 1 января 2015 года - 64,1 рубля. Предусмотрено, что ежегодно 1 февраля стоимость балла будет увеличиваться на индекс роста потребительских цен (инфляции) за прошедший год. Хотя источники поступления денег на эти цели не названы. 1 апреля стоимость балла станет устанавливаться законом о бюджете Пенсионного фонда на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной зарплаты и произведенной корректировкой на индекс инфляции.

Фактически окончательный размер пенсии будет зависеть от доходов бюджета ПФР. При этом методика и принципы определения величины трансфертов из федерального бюджета не согласованы даже на начальном уровне и не упоминаются в законах о новой пенсионной реформе. Но в законе «О страховых пенсиях» сказано, что ежегодное увеличение стоимости балла не может быть меньше индекса роста потребительских цен за прошедший год.

Условный пример. Мужчина к 60 годам заработал 300 баллов и продолжал работать еще 5 лет. За это время его индивидуальный пенсионный коэффициент мог вырасти максимум до 350 баллов (не более 10 баллов в год). Умножив их на повышающий коэффициент отложенного на 5 лет выхода на пенсию, получим существенно возросшую величину ИПК: 350×1,45 = 507,5 баллов. А сколько будет стоить 1 балл, предсказать невозможно. То есть какую пенсию мужчина получит в рублях, он узнает только во время обращения за ее начислением. Это будет зависеть от состояния «кошелька» Пенсионного фонда (скопившихся в нем страховых взносов и возможностей госбюджета делиться с пенсионерами), от числа всех захотевших стать пенсионерами и от суммарной величины накопленных ими баллов, предъявленных для «отоваривания». Допустим, стоимость балла осталась 64,1 рубля. Тогда получим: 300×64,1 = 19230 рублей, а через 5 лет 507,5×64,1 = 32530 рублей.

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии. Она - аналог фиксированного базового размера страховой части в нынешней пенсионной формуле, который в 2013 году составлял 3610 рублей. Этот показатель правительство ежегодно индексирует 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (с 1 февраля 2014 года - 3845 рублей), а с 1 апреля вправе дополнительно увеличить с учетом роста доходов Пенсионного фонда. В законе «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии установлена в размере 3935 рублей в месяц. Эта единая для всех нормативная величина увеличивается для льготных категорий населения и для тех, кто продолжит работать после достижения пенсионного возраста.

Повышающий коэффициент для фиксированной выплаты предусмотрен для дополнительного стимулирования позднего выхода на пенсию. Он зависит от числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию и до дня обращения за ее начислением:

Условный пример. Продолжим предыдущий пример, когда мужчина к 60 годам заработал 300 баллов, проработав еще 5 лет, и повысил свой ИПК до 507,5 баллов. Параллельно у него увеличится фиксированная выплата к страховой пенсии: 3935×1,36 = 5352 рубля. Вряд ли такой прирост будет иметь значимый стимулирующий эффект.

Фиксированная выплата к страховой пенсии, кроме того, повышается на 100% лицам, достигшим возраста 80 лет, и инвалидам I группы; на 50% - проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин; на 30% - проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин; на 33% - лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, на каждого нетрудоспособного, но не более трех; на 25% - тем, кто проработал не менее 30 лет в сельском хозяйстве и остался жить на селе, если за них уплачивались страховые взносы в ПФР.

Право на страховую пенсию по старости в 2025 году будут иметь мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет при условии, что их индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30 баллов, а страховой стаж не менее 15 лет. По данным Минтруда, 30 баллов россияне смогут заработать, если будут перечислять 16% взносов на формирование страховой пенсии, отказавшись от накопительной, в течение 15 лет с двух МРОТ или в течение 30 лет - с одного МРОТ. В 2013 году МРОТ равнялся 5205 рублей.

Пороговая величина индивидуального пенсионного коэффициента , дающая право на получение страховой пенсии, будет нарастать постепенно - на 2,4 балла ежегодно:

Начальная величина индивидуального пенсионного коэффициента (не ниже 6,6 балла) появится у работника в результате пересчета в 2014 году в баллы его страховой части пенсии, зафиксированной на индивидуальном лицевом счете (индивидуальный пенсионный коэффициент до 1 января 2015 года).

Пороговый страховой стаж , дающий право на получение пенсии, с нынешних 5 лет будет ежегодно увеличиваться на 1 год:

Средний стаж при выходе на пенсию составляет в России 34 года, получателей пенсии по старости со стажем 5-10 лет - менее 1%. Максимальную пенсию обеспечит стаж не менее 30 лет. Как уже говорилось, в страховой стаж засчитываются, кроме трудового стажа, социально значимые нестраховые периоды. Учитываемый в страховом стаже период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими 1,5-летнего возраста составит в общей сложности не более 6 лет (прежде - 3 года). За каждый год военной службы по призыву будет засчитываться один год нетрудового стажа, учитываемого в страховом стаже. Если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году оказалась менее 12 месяцев, скажем 252 дней, то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360.

Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, получат право обратиться в Пенсионный фонд за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины в 65 лет). Кроме того, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

Для тех, кто уже на пенсии, их действующие пенсионные права будут пересчитаны в баллы, они продолжат получать ту же пенсию.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»