Раннее развитие ребенка до рождения. Музыкальное развитие ребенка до рождения. Развиваем музыкальный вкус

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Беременность - замечательный шанс воздействовать на способности и интеллект вашего малыша, его духовное развитие.

За девять месяцев маленький человечек переживает широкую гамму эмоций и ощущений, которые “записываются” его мозгом посредством связей между нейронами и в дальнейшем повлияют на его жизнь. Многое из того, что “переживает” малыш в период внутриутробного развития, сохраняется в его памяти. Известно, что будущему ребенку передаются эмоции мамы. Исследования ученых показали, что если они положительны, то и в организме плода происходят позитивные гормональные изменения. Так что не зря наши предки уделяли большое внимание эмоциональному состоянию будущей мамы. У многих народов существовали убеждения, что женщина в ожидании ребенка должна получать удовольствие от красоты окружающего мира.

Оказывается, можно также “изнутри” заниматься и художественным развитием ребенка. Для этого вам нужно научиться сосредоточиваться на своих эстетических чувствах и “предлагать” крохе сопереживать, фиксируя внимание на ощущениях.

“Цветные” упражнения

Для выполнения этих упражнений понадобится комплект карточек из цветной бумаги размером 6×8 см. Хорошо, если в вашей коллекции будет не менее 36-48 цветов: чем больше оттенков подберете, тем лучше. Для создания такого набора можно воспользоваться не только готовыми комплектами цветной бумаги, но и цветными иллюстрациями из старых журналов, упаковочной бумагой или обложками тетрадей.

Знакомимся с цветом

Положите перед собой карточку с синим цветом, посмотрите на нее, закройте глаза, вспомните ощущение от этого цвета и передайте его ребенку. Проделайте то же с другими цветами. Сначала используйте три основных цвета: синий, желтый и красный. Затем производные от них - оранжевый, фиолетовый и зеленый. Для одного занятия используйте не более 5-6 цветов.

Любимые цвета

Из всех цветовых карточек определите тот цвет, который нравится вам больше всех. Положите перед собой. Теперь выберите цвет самый приятный для вас из оставшихся. Положите рядом с первым. Таким образом вы составите ряд из 10-12 любимых оттенков.

Ассоциации

Постарайтесь представить себе, какое чувство вызывает у вас тот или иной оттенок цвета: радость, грусть, ощущение комфорта, свежесть, легкость, мечтательность, сонливость или спокойствие. С чем он ассоциируется: с утром, мокрой травой, с чем-то сладким или пушистым, с жарким солнцем или ночным небом. И, наоборот, с какими цветами вы связываете такие абстрактные понятия, как смех, счастье, молодость, вечность и т.п. Самые приятные ощущения постарайтесь запомнить и иногда мысленно представлять себе те цвета, которые их вызывают.

Визуализации

Специалисты по цветотерапии рекомендуют представлять цвета внутри себя для решения эмоциональных и физических проблем. Так, если представить, что все тело залито прекрасным голубым светом, это поможет создать ощущение умиротворенности и спокойствия. При бессоннице выручит синий цвет. Представьте прекрасный глубокий синий цвет и с каждым вдохом принимайте его в свое тело. Вообразите, что ваше тело - сосуд, который медленно наполняется синим светом. От поможет оранжевый цвет, но не обращайтесь к нему вечером, поскольку оранжевый пробуждает энергию и мешает заснуть. А чтобы стимулировать выделение молока, представьте, что вы сидите под оранжевым водопадом.

Цветовые эскизы

В этом упражнении ощущение создается не от отдельного цвета, а от сочетания оттенков. Представьте, что вам нужно подобрать подходящие цвета, например, для… мобиля, который повесите над кроваткой малыша. Выложите подходящие, на ваш взгляд, карточки. Представьте, что меняете подвеску в течение дня. Вам хочется, чтобы кроха успокоился, глядя на него, или же, наоборот, проснулся утром, увидел ваш мобиль и почувствовал бодрость и радость.

Цвет в природе

Возьмите за правило отмечать свои ощущения от цветовых оттенков в природе. Понаблюдайте за плавными цветовыми переходами вечернего, дневного или утреннего неба, порадуйте себя переливами зелени листвы и травы на солнце. И даже зимним вечером можно полюбоваться искрящимся снегом под светом фонаря. Ведь вы хотите подарить этот прекрасный мир своему малышу. Порадуйтесь вместе с ним такому цветному чуду.

Искусству - “да”!

Теперь, когда вы уже расширили свой диапазон цветовосприятия, переходите к живописным полотнам.

Цветовой эскиз

Возьмите репродукцию живописного произведения и положите ее перед собой. Из набора цветных карточек постарайтесь найти и выбрать цвета, имеющиеся, по вашему мнению, на этой картине. А вместе с этим попытайтесь ощутить то настроение, которое вызвано у вас этими цветами и их сочетаниями.

Путешествие по картине

Положите перед собой репродукцию заинтересовавшего вас произведения. Попробуйте мысленно войти в пространство картины. Постарайтесь не только увидеть, что нарисовано, но и услышать внутреннее звучание картины (шорох листьев, плеск волн, детские голоса, “музыку” цвета и линий и т.п.), осторожно прикоснуться к изображенным предметам: ощутить шероховатость коры дерева, теплую и гладкую поверхность прибрежного камня, холодное стекло запотевшего графина. Проанализируйте свои ощущения пространственной атмосферы изнутри. Для этого ответьте на вопросы: “Насколько комфортно вам внутри картины? Хочется ли вам познакомиться с ее героями, рассказать о чем-то своем или просто понаблюдать за ними со стороны, оставшись незаметной?” Погуляв, осторожно возвращайтесь обратно, не забывая оставить все как было на своих местах.

Поход в музей

Если у вас есть возможность полюбоваться на произведения искусства в подлиннике, не упускайте ее и посетите художественную выставку, сходите в музей. Но помните, что вы должны не просто провести культурное мероприятие для себя и ребенка, а получить эстетическое удовольствие, поэтому гонка по залам с целью увидеть как можно больше прекрасного вам не подходит. Вероятно, стоит сосредоточиться только на одной или двух картинах и с этими впечатлениями бережно уйти. Помните, что переизбыток впечатлений так же вреден, как и их недостаток.

Время творить

Рождение цветка

Представьте себе, что вы посадили семечко прекрасного цветка и с нетерпением ждете его появления. Он начинает расти, и, каким будет, подскажет ваша фантазия. Нарисуйте, как распускаются его листья и лепестки. Мысленно окружите их заботой и вниманием.

Орнамент

Рисуя разнообразные орнаменты, вы познакомите малыша с ощущением ритма. А ритм - это одно из основных понятий жизни и искусства. Он входит в нашу жизнь с биением сердца. От того, насколько ритм маленького человека будет созвучен ритмам окружающей вселенной, возможно, будет зависеть его человеческое счастье.

Ангел-хранитель

Вероятно, вам захочется представить себе ангела-хранителя своего малыша. Каким бы вы хотели его видеть? Ведь человек с древних времен желает чувствовать себя защищенным от неизвестных ему опасностей, таящихся вокруг него. Возможно, нарисованный вами ангел-хранитель придаст вам и ребенку чувство уверенности и покоя.

Автопортрет

Автопортреты рисовали многие знаменитые художники. Они стремились запечатлеть не только внешность, но и раскрыть частицу своего внутреннего мира. Может, и вам пора войти в число автопортретистов хотя бы затем, чтобы “познакомить” с собой малыша с помощью языка искусства. Обязательно сохраните эту работу и покажите ребенку, когда он подрастет. Расскажите ему, что это портрет мамы с ним внутри.

Развитие малыша до рождения

Душа не может появиться вдруг, в момент родов.

Хуго Юнг

Что и когда начинает чувствовать плод в утробе матери? Отражается ли это на развитии новорожденного, на его взаи­моотношениях с родителями? Разные ученые в свое время по-разному отвечали на этот вопрос. Зигмунд Фрейд предполо­жил, что, находясь в утробе матери, плод испытывает ужас. Сильвия Санти описывает отношение беременной и плода как попытки взаимного уничтожения. Противоположной точки зрения придерживается Станислав Гроф, утверждающий, что внутриутробный период - самый счастливый, безмятежный в жизни человека. Исследования последнего десятилетия также подтверждают, что при нормально протекающей беременности будущему ребенку хорошо в животе у мамы. Японские ученые записали на магнитофон все внутриутробные звуки, и оказа­лось, что прослушивание этих звуков новорожденными мла­денцами сопровождалось появлением на лицах детишек поло­жительных эмоций. Если бы внутриутробные звуки не ассо­циировались у них с приятными воспоминаниями, этого бы не случилось.

В глубинах подсознания каждого человека дремлют воспо­минания, восходящие ко времени блаженства в уютном полу­мраке маминого животика. Еще задолго до того, как сформи­руется мозг и нервная система ребенка, он едва ли не с первых часов после зачатия обладает необъяснимой способностью за­печатлевать физическое, психологическое и эмоциональное состояние мамы. Так, воспитанный в любви и ласке, ребенок каким-то неведомым образом догадывается, что был нежелан­ным, и это воспоминание может наложить отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Получение информации об окружаю­щей мире, эмоциональные реакции на изменения в нем - пред­посылка сложнейшей психической деятельности будущего че­ловека.

Ребенок - хранитель тайны бытия, он близок к пред­кам… Известно выражение из Торы: «Когда ребенок рождается. Бог накладывает печать на его уста».

Младенец в матке может пережить эмоциональный шок, при­ступ тревоги, вспышку ненависти или агрессии, подавленность, сексуальное возбуждение или, наоборот, чувство релаксации, удовлетворения, счастья, любви. Плод разделяет эмоциональное состояние матери благодаря связи через гормональную систе­му, а также получает информацию об эмоциональном состоя­нии матери через такие сигналы, как тактильное давление, ко­торое является индикатором напряженности, специфические пищеварительные звуки, вокальные интонации или внешние звуки и голоса. Каждый плод развивает собственную модель деятельности, и специалисты, которые проводят ультаразвуковое исследование, подтверждают уникальность каждого буду­щего ребенка, его отличную от других индивидуальность.

Образ жизни будущих мамы и папы должен быть проник­нут уважением к способностям еще не родившегося ребенка. Перед каждой парой стоит задача создать благоприятное ок­ружение для своего ребенка, и нужно сделать это, основыва­ясь не только на научных знаниях, но и на собственном инту­итивном понимании, что это правильно. Такая забота должна начаться еще внутри утробы. Ребенок созревает не только от правильного питания и питья. На него влияет общее состоя­ние мамы, качество ее мыслей, чувств и ее активность. Все, что делают родители, чтобы стимулировать себя, стимулирует и ребенка. Любая мамина активность, будь то танцы, йога, плавание или занятия любовью, влияет на развитие его осяза­ния и чувства равновесия. Речь, пение, повторные и ритмич­ные звуки стимулируют слух и речевые способности. Откры­вая живот прямому свету, особенно свету солнца, мать стиму­лирует развитие зрения у ребенка.

Уже в утробе матери человек проходит свою первую школу принятия и любви или отвержения и ненависти. От того, что пришлось ему испытать, во многом зависит его будущее. Если женщина вынашивает ребенка вопреки желанию мужа или других родственников, то ребенок будет чувствовать в утробе их недоброжелательное отношение и потом станет испытывать неприязнь к этим людям. Будучи в утробе, ребенок безоши­бочно определяет истинное отношение к себе и к своей мате­ри того или иного человека. Так происходит потому, что он воспринимает прежде всего биополе другого человека, которое соответствует реальной духовной, нравственной и психо­логической сущности человека вообще и применительно к дан­ной ситуации общения с его матерью в частности.

Отрицательное отношение к ребенку родных беременной женщины, как и ее самой, вызывает у него мощную психоло­гическую закомплексованность и сильную подсознательную неуверенность в себе и в своих силах.

Ранние переживания - это своеобразный фон, который либо поддерживает человека, либо препятствует ему. Позитивный ран­ний опыт может способствовать возникновению интереса и оп­тимистического отношения к жизни, что подтверждают наблю­дения за детьми, матери которых были достаточно уравнове­шенны в течение беременности и у которых было сформировано положительное эмоциональное отношение к ребенку еще до рождения. Положительный и успешный опыт рождения являет­ся основой активности в критических жизненных ситуациях, в то время как трудности рождения могут подавлять эту актив­ность. Однако благоприятные послеродовые условия жизни по­зволяют преодолеть внутриутробные травмы.

Психолог С. Гроф в ходе своей работы с пациентами и на­блюдений выделил четыре этапа психологического развития человека до рождения и в процессе родов. Эти этапы получи­ли название «базовых перинатальных матриц» (Подробнее об этом вы можете прочитать: Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Ин-т психотерапии, 2001.).

Первая перинатальная матрица - внутриутробная жизнь. Этот этап еще называют «матрицей любви». Мама и ребенок составляют единое целое. Ребенок, соединенный с материнским организмом общим кровотоком, чутко реагирует на малейшие изменения как физического, так и эмоциональ­ного состояния мамы. Через пуповину к нему поступают пи­тательные вещества, эмоциональное состояние мамы влияет на уровень гормонов, что незамедлительно сказывается на со­стоянии ребенка. Оказывают влияние и внешние факторы: зву­ки, изменения температуры, излучение, механические воздей­ствия.

На этом этапе матка - это вселенная малыша. И для каж­дого ребенка эта вселенная уникальна и неповторима. Она может быть дружественной к своему маленькому обитателю, доброй и ласковой. И тогда малыш пребывает в состоянии рай­ского блаженства, он чувствует себя защищенным, спокойным и умиротворенным. Глядя на новорожденного младенца, все­гда можно догадаться, насколько хорошо ему было в его пер­вом «домике»:

Психические переживания мамы во время беременности сказываются на состоянии мышечного тонуса ребенка: если мама постоянно находится в состоянии стресса, тонус будет повышен, если беременность будет проходить под знаком уны­ния, депрессии, постоянных сомнений, тонус будет понижен;

Отсутствие физических нагрузок и избыточное питание будущей мамы делают мышечные ткани малыша рыхлы­ми, кожу - дряблой, у такого ребенка плохо выражены реф­лексы.

В этот период будущей маме стоит избегать:

интеллектуальных перегрузок - при интенсивной ин­теллектуальной нагрузке мама мало думает о ребенке, находится в состоянии постоянного стресса;

работы на компьютере - в первую очередь из-за мало­подвижной позы; кроме того, хотя современные мони­торы снабжены хорошей системой защиты, все-таки луч­ше сидение у компьютера ограничить;

излишних физических нагрузок: профессиональных за­нятий спортом, тяжелой работы по дому;

ожидания ребенка определенного пола, мыслей о пре­рывании беременности;

алкоголя, курения, бесконтрольного употребления ле­карств;

нерационального питания.

Первая матрица закладывает отношение между малышом и окружающим миром. А в мире, как известно, идеальных условий не бывает, поэтому не стоит стремиться превратить обиталище ребенка в рай. Умеренные физические нагрузки, пе­риодическое чувство голода, небольшие перепады настроения окажут на развитие малыша положительное влияние, задавая первичные модели жизненных ситуаций, с которыми ему при­дется столкнуться в дальнейшем. Врачам и психологам извест­но, что после слишком «лучезарной» беременности дети очень часто бывают капризными, требовательными, эмоционально не­устойчивыми.

Вторая перинатальная матрица - период от начала схваток до полного раскрытия родовых путей. Эту матрицу называют «матрица жертвы». Внезапно для ребенка его рай­ское блаженство заканчивается, огромная сила сжимает и да­вит тело, не хватает кислорода и питательных веществ. Но выход для маленького обитателя пока закрыт. От того, как по­ведет себя мама, зависит очень многое. Если она принимает схватки спокойно, понимает, что происходит с ней и малышом, стремится установить с ним контакт, ребенок ощущает под­держку и трудится вместе с мамой. Если же мама не готова к родовым схваткам, впадает в панику, замыкается на своей боли, кричит, ребенок может почувствовать себя отверженным, бро­шенным один на один с неведомой стихией. Все, что малыш успел пережить в этот момент, остается в его памяти и в даль­нейшем влияет на то, как он будет вести себя в трудных, кажу­щихся безвыходными ситуациях.

Третья перинатальная матрица - прохождение ребен­ка по родовым путям и рождение. Эту матрицу называют «матрица борьбы и пути». Физически это самый тяжелый этап родов. Неведомая сила сжимает и выкручивает крохотное тель­це, не хватает кислорода. Однако психологически этот этап легче предыдущего, потому что многое теперь зависит от са­мого малыша. Все силы его организма мобилизуются и про­кладывают путь к выходу, к свету, теперь ясно видимому. Но после появления на свет испытания для ребенка еще не закон­чены. В животе у мамы он находился в состоянии невесомо­сти, а во внешнем мире действуют законы земного притяже­ния, и ребенок переживает «гравитационный удар». Ребенок начинает самостоятельно дышать, изменяется кровообращение, перестраивают работу внутренние органы. С момента рожде­ния начинает пробуждаться сознание, перинатальные воспо­минания уходят в слои бессознательного.

Если потужной период прошел нормально, у ребенка нор­мальный мышечный тонус и внутричерепное давление. Этот этап крайне важен для становления личности ребенка. За вре­мя прохождения по родовым путям запускаются адаптивные механизмы психики. От того, как пройдет этот период, за­висит, сможет ли ребенок приспосабливаться к меняющим­ся условиям жизни, научится ли он ставить цели и дости­гать их.

В этот период маме стоит избегать:

нарушения естественного хода потуг;

грубых акушерских манипуляций;

неадекватного поведения во время потуг.

Четвертая перинатальная матрица - первое время после родов. Эту матрицу называют «матрицей свободы». От того, что увидит, услышит и почувствует малыш в первые минуты после родов, зависит, какими будут его отношения с миром и близки­ми. Во время схваток и потуг малыш чувствовал, что материн­ский организм отвергает его, что он одинок в своей борьбе с неведомой силой. Если, пройдя через ад, он вновь не обретет райского блаженства, то на всю жизнь сохранит тоску по поте­рянному раю и ему будет очень тяжело обрести гармонию с со­бой и миром. Поэтому так важно, чтобы после родов произошло воссоединение: когда мама выдавит ему первые капли молозива, ласково погладит и скажет слова любви, малыш поймет - он любим и желанен, а все неприятности позади. Важно, чтобы мир, куда попал малыш, напоминал его прежний: без громких звуков, яркого света, лишних движений. Мягкое прикосновение рук, при­глушенный свет, теплая водичка помогут скорее адаптироваться в новых условиях. Но если ребенка ослепит холодный свет опе­рационной, чужие руки перережут пуповину и унесут от мамы, вся жизнь человека может пойти по совершенно иному пути. Когда нарушается естественный ход событий и ребенка сразу после родов разлучают с матерью, он находится в постоянном возбуж­дении, у него нарушается мышечный тонус, он испытывает чув­ство страха, незащищенности, одиночества, и в дальнейшем это может привести к неуверенности в себе, страхам, отсутствию доверия к миру, депрессиям, неумению установить нормальный контакт с окружающими.

В этот период стоит избегать:

неоправданных медицинских манипуляций;

преждевременного (до полного прекращения пульсации) перерезания пуповины;

агрессивного воздействия окружающей среды (громких звуков, яркого света);

разлуки с малышом.

За девять месяцев в животе у будущей мамы формируется не только тело малыша - растет и зреет его душа, формиру­ются многие черты характера. В этой своей первой вселенной маленький человечек получает первые знания о мире, в кото­рый он скоро попадет. И ни один урок всей последующей жиз­ни не будет им заучен так прочно, как этот.

по материалам книг «Большой подарок для будущей мамы» О. Ворожцовой; «Психика и роды» под ред. Айламазяна Э.К.

В этой статье:

Развитие малыша в утробе по дням- это многодневный процесс, увлекательный и достойный внимания. С момента зачатия проходит 40 недель, или 10 акушерских месяцев, в течение которых малыш растет, развивается, ждет момента встречи с самыми близкими для него людьми.

Развитие крохи проходит в несколько этапов, каждый из которых является для него принципиально важным. В течение первых трех месяцев после зачатия ребенка называют эмбрионом. Затем он переходит на новую стадию развития и получает название «плод».

Начальные стадии развития эмбриона

Развитие ребенка начинается с момента зачатия, когда яйцеклетка и сперматозоид сливаются и образуют зиготу. На протяжении трех дней зигота будет несколько раз делиться. Спустя три дня в ней будет уже 58 клеток и по форме она будет похожа на ягоду малины. Из этого числа часть клеток (5) пойдут на создание пуповины, плаценты, хориона. Все остальные клетки понадобятся эмбриону для дальнейшего развития.

Будущим мамам с самого момента зачатия, а особенно с 7 по 14 день, нужно быть чрезмерно аккуратными, так как именно в этом время эмбрион будет укрепляться в стенке матки.

Причинами сбоя этого процесса и последующего прерывания беременности могут быть:

Если ни один из перечисленных факторов не помешает имплантации зародыша в матке, то он благополучно займет свое место в ее стенке в непосредственной близости с поверхностными сосудами, отвечающими за развитие и питание.

Развитие малыша с конца второй недели

В период с 13 по 18 день эмбрион развивается в
слизистой стенки матки, плотно контактируя с миометрием. В это время оболочка эмбриона образует хориальные ворсинки. Впоследствии они войдут в основу пуповины, плодного яйца и хориона. Продолжается деление клеток, формируется околоплодный пузырь и создаются зачатки системы кровообращения.

С 18 по 21 день у крохи продолжается развитие сердца, которое уже начинает работать, и это уже может увидеть врач при проведении ультразвукового обследования. В этот период такое обследование необходимо также и для того, чтобы исключить вероятность замирания беременности.

С 20 по 22 день (считать с момента зачатия) у эмбриона начинают формироваться спинной и головной мозг, а также закладывается кишечник. Еще через четыре дня начнется процесс развития ушей, глаз и рта. В этот период у эмбриона все еще имеется хвост. В начале четвертой недели у ребенка начинают формироваться руки и ноги, продолжает развиваться сердце, дыхательная система, печень и поджелудочная железа.

В конце четвертой недели можно прослушать сердцебиение крохи. Эмбрион уже имеет развитую мышечную систему, конечности, позвоночник. Именно в этот период возможны неожиданные замирания беременности, причины которых указаны выше.

Развитие эмбриона на втором-третьем месяце

На 35-38 день у эмбриона происходит развитие основных органов и систем. Этот период по-прежнему является опасным, так как неправильный образ жизни будущей мамы может привести к фатальным последствиям.

Именно в
это время наступает формирование пуповины на основе вен и артерий, которая обеспечит ребенку поступление питательных веществ на протяжении всего срока беременности. Спустя 7 дней сформируется плацента, которая сможет предотвратить процесс смешения крови ребенка и матери.

В этот же период отмечается непропорциональность малыша, голова которого больше тела, а руки имеют форму лопаток. На 35-37 день у эмбриона формируются прямая кишка, пищевод и желудок, развиваются первые половые клетки.

Спустя 7 дней на конечностях малыша появляются пальцы, происходит развитие глаза, челюсти и мозжечка. В это же время развиваются черепные и спинномозговые нервы, продолжает совершенствоваться сердце. В этот период длина эмбриона составляет 23 мм. Он получает необходимые ему гормоны через плаценту. У ребенка формируются бронхи, задний проход, яичники или яички. В конце этой недели у эмбриона образуются зачатки ушей.

На 8 неделе,
то есть в конце второго месяца, эмбрион имеет длину 22-24 мм. Большая часть органов у него уже сформированы. Дальше они будут только совершенствоваться.

На 70-77 день ребенок начинает глотать околоплодные воды, проявляет чувствительность к теплу, шуму и свету. Спустя еще неделю у малыша развиваются и начинают работать почки. В качестве защиты от вредных веществ в этот и в последующий период выступает плацента.

В конце третьего месяца эмбрион имеет длину около 9 см при весе в 48 г. Главенствующую роль в детском организме играет тимус -иммунный орган.

Развитие крохи во втором триместре

В начале второго триместра, на 13 неделе, кроха начинает прислушиваться к тому, что происходит за пределами маминой утробы. Он реагирует на звуки, на свет, пытается закрыть глаза от вспышек света или прикрыть уши руками, если слышит громкие звуки.

Усовершенствованный вестибулярный аппарат позволяет крохе достаточно уверенно перемещаться в пространстве матки. Спустя еще неделю сердце плода уже перекачивает до 24 литров крови в сутки. Малыш визуально похож на того ребенка, каким он появится на свет. Длина его приближается к 10 см.

На 16 неделе плод весит от 120 до 180 г, длина его составляет 13,5 см. Спустя еще неделю малыш сможет сжимать и разжимать кулаки, он крепчает и толкается в утробе, но мама по-прежнему практически не ощущает этих толчков. На 18 неделе можно различить половые признаки малыша, а на 19 неделе толчки становятся ощутимее, так как мышечная система ребенка развивается и он бьется сильнее. Длина его тела составляет 18 см, вес - 185 г.

На 20 неделе вес малыша увеличивается до 300 граммов. Кожа малыша сохраняет красный цвет, покрыта легким пухом. На 21
неделе кожа становится более плотной, на голове появляются волосы, сердце бьется по 130-150 ударов в минуту.

В 22 неделе тело малыша покрыто лануго - тонкими волосками, которые к моменту рождения выпадут. Жировой прослойки практически нет, поэтому кожа достаточно тонкая и сморщенная. На 23 неделе ребенок получает достаточно околоплодных вод для поступления необходимого количества питательных веществ. В конце второго триместра кроха энергичнее двигается внутри утробы и весит порядка 680 г при длине в 25 см.

Развитие малыша на третьем триместре

На первой неделе третьего триместра ребенок визуально имеет максимум сходства с тем крохой, которого родители ожидают увидеть при рождении. Голова его все еще непропорционально большая. Вес составляет около 440 г, рост - 31 см. У мальчиков развивается мошонка, а у девочек - яичники.

На 26 неделе
у ребенка налаживается режим дня. Большую часть времени он спит, а в периоды бодрствования дает о себе знать толчками. На 27 неделе кроха весит уже около 700 г, длина его составляет 34 см. На 28 неделе масса плода увеличивается. По-прежнему жировой слой минимальный, на теле не исчезли пушковые волосы. Дети, рожденные на этой неделе, хотя и считаются недоношенными, могут выжить при условии правильного ухода.

На 29 неделе у крохи развиваются легкие, он открывает глаза и активнее реагирует на свет. В этот период малыш сосет палец в период бодрствования и сна. Он весит около 800 г.

На 30 неделе ребенок уже считается вполне жизнеспособным, несмотря на то, что основные системы его организма находятся в стадии развития. На 31 неделе крохе становится тесно в утробе, его тело становится максимально пропорциональным, появляются ресницы и брови.

На 32 неделе малыш становится менее энергичным из-за ограниченного места в матке, он прижимает к себе руки и ноги, компактно размещаясь в утробе. Практически все органы и системы крохи уже развиты, продолжают совершенствоваться легкие. Принимая во внимание тот факт, что передача нервных импульсов происходит в ускоренном темпе, можно начинать постепенно обучать кроху: разговаривать с ним, петь песни и пр.

С 34 по 36 недели ребенок продолжает развиваться, тренируется дышать. У малыша увеличивается подкожный слой жира, уменьшается число волос на теле и увеличивается на голове.

На 38-40 неделе кроха уже почти готов к рождению и принимает правильное положение в матке - головой вниз. С момента зачатия к 40 неделе должно пройти 266 дней.

Развитие ребенка во время беременности, особенно в самом ее начале, происходит быстро и... незаметно. Незаметно, потому что этот процесс надежно скрыт от любопытных глаз окружающих, которым, конечно, очень хочется узнать, как "обычная" клетка может превратиться в самого настоящего человека, только очень-очень маленького! Чтобы помочь вам разобраться с этим, попробуем вместе проследить все основные этапы развития ребенка.

В последнее время в медицинской литературе все чаще появляются сведения о развитии и становлении функций органов и систем еще не родившегося ребенка. Получить эти данные стало возможным благодаря новым методам исследования: ультразвуковому сканированию, (исследование биотоков неродившегося ребенка), кино- и фотосъемке внутри матки.

Одним из первых открытий, сделанных с помощью УЗИ, стали регулярные, ритмичные "дыхательные" движения грудной клетки ребенка. Затем было отмечено, что малыш может глотать и икать, а его мочевой пузырь периодически наполняется и опорожняется. Дальнейшее изучение внутриутробного развития органов показало, что еще не родившийся ребенок видит, может чувствовать запах, вкус и способен ориентироваться в пространстве.

Специалисты, изучающие жизнь ребенка внутри матери (эмбриологи, нейрогистологи, неврологи), детально описали процесс развития нервной системы и головного мозга. Стало известно, что к 28-й неделе беременности структура мозга уже соответствует той, что обнаруживается на 40-й неделе развития, то есть в то время, когда малыш уже готов родиться.

Что происходит внутри?

1-й день. Сперматозоид соединяется с . В результате этого образуется одна "большая" (размером меньше, чем крупинка соли) клетка, которая содержит 46 хромосом, унаследованных от родителей (по 23 хромосомыот каждого). Кроме того, оплодотворенная яйцеклетка включает в себя весь генетический набор будущего человека: рост, пол, цвет глаз и кожи, волосы, черты лица (папины или мамины).

3-9-й день. Оплодотворенное яйцо опускается по маточной трубе в . Разросшаяся слизистая оболочка матки уже готова принять зародыш, который прикрепляется к ее стенке и вскоре начинает получать "пищу" для питания и кислород для дыхания с кровью мамы, поступающей к нему через пуповину и ветвистый хорион (будущую плаценту).

10-14-й день. Зародыш становится больше на одну десятую своего прежнего размера!

20-й день. Начинается процесс закладки нервной системы.

21-й день. Начинает биться сердце.

28-й день. Формируются позвоночник и мышцы. На экране монитора видны руки, ноги, глаза, уши.

30-й день. За прошедший месяц эмбрион вырос в десять тысяч раз и продолжает активно развиваться. Сердце прокачивает через кровеносную систему все увеличивающееся количество крови.

35-й день. На ручке малыша можно различить пальчики. Цвет глаз темнеет, поскольку организм ребенка уже начал производить пигмент.

40-й день. Специальный прибор может обнаруживать и записывать сигналы, поступающие от мозга.

. Печень берет на себя производство кровяных клеток, а мозг контролирует движения мышц и работу сердца.

. Веки наплывают на глаза ребенка и постепенно закрывают их, защищая таким образом развивающуюся структуру глаза от света и сухости (с 28-й недели по желанию малыша глаза могут начать открываться). На этом же формируется внутреннее ухо младенца, развивается внешнее ухо, оформляются челюсти, появляются зачатки зубов. Но самое главное — малыш начинает шевелиться! А так как он еще слишком мал, мама не чувствует его движений.

. Малыш подрос до 2,5 см! Он уже совсем похож на взрослого человека. Сердце бьется, желудок вырабатывает желудочный сок, начинают функционировать почки. Мышцы сокращаются под воздействием импульсов, поступающих от мозга. По крови ребенка можно определить его Rh-принадлежность. Сформировались пальцы и суставы. Лицо малыша приобретает собственные черты, мимика начинает отражать то, что происходит в окружающей его среде. Тело ребенка реагирует на прикосновение.

. Рост ребенка достигает 4 см, вес — приблизительно 2 г. В этот период у малыша начинают формироваться наружные и внутренние половые органы.

. Малыш растет. Время от времени его можно застать за необычным занятием: сосанием пальчика! В период бодрствования (который чаще всего сменяется отдыхом, сном) малыш энергично "упражняет" свои мышцы: поворачивает голову, загибает пальцы на руках и ногах, открывает и закрывает рот. Если внешний мир начинает беспокоить его резкими звуками, ребенок пытается закрыть руками уши (он слышит!) и старается загородиться ладошкой от луча света, направленного в глаза (он видит!). Если дотронуться до его ладошки, она сожмется в кулачок. Все эти движения осуществляются благодаря тому, что у малыша сформировался вестибулярный аппарат, который помогает ему ориентироваться в пространстве.

. Ребенок весит примерно 150 г, его рост достигает 16-18 см. На головке появляются волосы, на лице — реснички и брови. Малыш открывает ротик, глотает, сосет, улыбается! В этот период начинает полноценно функционировать плацента, которая связывает его с мамой.

. Рост малыша достигает 30 см, у него появляются ноготки на пальцах рук и ног. Теперь мама хорошо чувствует его , так как время от времени он начинает заниматься "физкультурой": отталкивается от одной стенки матки и доплывает до другой. Кроме того, ребенок может отреагировать на резкий наружный звук или волнение матери прыжком, который мама принимает за активное шевеление. Если же малыш начнет икать, женщина ощутит слабые ритмичные толчки, идущие изнутри. В 20 недель врачи уже выслушивают сердцебиение малыша с помощью специальной слушательной трубки (стетоскопа).

. Малыш уже может рассердиться! Это доказывает сфотографированный сердитый взгляд, напряжение мышц вокруг глаз, сморщивание губ и плач — так ребенок выражает свое недовольство. Кстати, чтобы отдохнуть ночью, малыш "ложится" спать и... видит сны!

В этом возрасте ребенок весит 500 г — совсем немного, но ведь он только начал набирать вес! Его кожа, красная и морщинистая, похожа на кожу старичка. А так как она еще и очень нежна, малыш защищается от воздействия околоплодных вод специальной смазкой.

К 24-й неделе беременности начинают функционировать жировые и потовые железы, созревают легкие ребенка. В них образуется пленка, которая не дает им склеиваться при дыхании. Если ребенок родится в это время и будет обеспечен необходимой заботой, он сможет выжить.

. Ребенок весит около 1000 г, его рост достигает 35 см. Теперь он пользуется всем набором чувств: зрением, слухом, вкусом, осязанием (эти данные подтверждаются исследованием биотоков мозга (ЭЭГ) еще неродившегося ребенка). В этом возрасте он начинает узнавать голос мамы. Малыш осуществляет первые элементарные дыхательные движения. Его кожа уплотняется (утолщается) и становится больше похожа на кожу новорожденного. Если на этом сроке беременности начнутся роды, то их назовут преждевременными, и врачи будут в состоянии помочь ребенку выжить.

. Ребенок весит около 2 кг, у него образуется подкожно-жировая клетчатка, ручки и ножки становятся пухленькими. Происходит закладка иммунной системы: малыш начинает получать от матери иммуноглобулины и интенсивно образовывать антитела, которые защитят его от болезней в первые месяцы жизни. Объем околоплодных вод, окружающих ребенка, составляет один литр. Каждые три часа они полностью обновляются, поэтому малыш всегда плавает в "чистой" воде, которую можно безболезненно глотать.

. Малыш весит 1800-2100 г, его рост достигает 40-41 см. Ему становится тесно в матке: он уже не может перевернуться и чаще всего располагается головкой вниз. Его легкие окончательно созревают, и в случае ребенок будет дышать самостоятельно. Однако подкожно-жировой слой пока развит слабо, и новорожденный плохо удерживает тепло.

. С девятого месяца беременности малыш ежедневно прибавляет в весе (до 14 г). В его печени накапливается железо, которое будет помогать кроветворению в первый год жизни на земле. Пушок, покрывающий кожу ребенка (особенно плечи и спину), к сроку родов исчезает. Ребенок интенсивно растет, матка становится слишком тесной, поэтому его шевеления ощущаются более интенсивно.

Обычно в 38 недель его головка опускается ко входу в малый таз. Малыш уже готов к самостоятельной жизни и "считает" дни до рождения... Роды, произошедшие на сроке 38-40 недель беременности, считаются своевременными. Обычно ребенок рождается с весом 3500 г и более и ростом примерно 50 см. Едва родившись, он издает первый крик, как будто приветствует окружающий мир! Ребенок самостоятельно дышит, его сердце бьется, он активно двигает ручками и ножками. С днем рождения, малыш!

Жизнь до рождения!

Луч божественной красоты облекается в лоне женщины в человеческий образ". Эдуард Шюрэ .

В момент зачатия, как только слились мужская и женская половые клетки, сразу же начинается формирование совершенно уникальной личности. Каждый ребёнок с момента зачатия - человек, который никогда не существовал раньше и не повторится снова! Всё уже определено: мальчик или девочка, цвет кожи,глаз и волос, даже то, какие цветы малыш будет любить! В первые часы, дни, недели своей жизни маленький ребёнок - прелестный Бутон. Обычно сухие медицинские термины и те не могут устоять перед трогательным Чудом Новой Жизни, когда говорят о нём: «corona radiata» - «лучистый венец» оплодотворённой яйцеклетки, «зародышевые лепестки», слово «зигота» означает буквально - «маленькое существо»! Он сам с Божьей помощью построит для себя свой первый маленький домик - плаценту. На востоке о беременной мамочке говорят: «Две души в одном теле»!

3 - 4-ый день Оплодотворенная яйцеклетка направляется вниз по трубе в матку.

5 - 9-ый день В это время она врастает в слизистую оболочку полости матки и начинает питаться.

10 - 14-ый день Эмбрион заявляет о своём развитии и существовании через химический состав плаценты и плацентарные гормоны, и у женщины прекращается менструация.

18 -20-ый день Происходит образование мозга, спинного мозга и нервной системы.

21-ый день Начинает биться его крохотное сердечко. Устанавливается кровообращение, которое видно на ультразвуке.

28-ой день Формируется позвоночник и мышцы. Определяются ручки и ножки, глаза и ушки. Его длина около 1,5 - 2,5 мм. Душу человеческую не измеришь в сантиметрах и не взвесишь в граммах. «Человек создан по образу Божию», - сказано в Библии, в её первой книге Бытие (глава 9 стих 6). Жизнь ещё нерождённого ребёнка - огромная, ни с чем не сравнимая ценность. Драгоценна она в глазах Создателя В той же древней Книге написано: «Бог тихо ведёт беременных», так написал пророк Иезекииль (глава 40 стих 11).

30-ый день В возрасте одного месяца эмбрион в 10 000 раз больше изначально оплодотворённой яйцеклетки и продолжает очень быстро расти. Увеличивается поток крови, перекачиваемый сердцем ребёнка через систему кровообращения. Плацента образует уникальный барьер, отделяющий кровь матери от крови ребёнка, но при этом позволяющий ребёнку получать кислород и питательные вещества.

35-ый день Можно различить 5 пальцев на руке твоего ребёночка. По мере появления пигмента темнеют глаза.

40-ой день Можно зарегистрировать сигналы, посылаемые мозгом ребёнка и сделать электроэнцефалограмму.

6-ая неделя Бог и ангелы с восторгом следят, как развивается дитя! Именно в этот период УЗИ фиксирует осторожные движения ребёнка. Сердце теперь имеет четыре отделения. Формируются пальчики на руках и ногах. Мозг начинает контролировать движения мышц и органов. Формируются лёгкие, желудок и печень.
7-ая неделя Его рост около 7 - 9 мм. Начинаются спонтанные движения. Личико начинает оформляться: обозначается рот, формируется челюсть и десна с зачатками молочных зубов, маленький носик, глаза, веки скоро закроются, чтобы защищать чувствительные глаза.

8-ая неделя Присутствуют все важные части тела ребёнка, хотя они ещё не полностью сформированы. Уже больше месяца бьётся сердце, желудок производит пищеварительные соки, начинают функционировать почки. Хорошо заметны глазки, уши, руки и ножки ребёнка. Продолжают формироваться мышцы и скелет ребёнка. 40 мышечных узлов начинают действовать вместе с нервной системой. Ребёнок начинает реагировать на поглаживание живота, хотя мать не ощущает шевелений ребёнка.

9-ая неделя Началось развитие молочных зубов! Сформированы локтевые суставы. Малыш совершенствует свои навыки движения. На пальцах уже различим рисунок кожи. Пока рост ребёночка 22-30 мм. А вес около 4 гр.

10-ая неделя Малыш начинает двигаться в животе матери. Но она этого пока ещё не чувствует. Малыш уже такой большой и сильный, что если он коснётся маточной стенки, то может оттолкнуться от неё! Ребёнок может щуриться, глотать, морщить лоб. Пальцы на руках и ногах уже имеют ногти. Сердцебиение ребёнка может быть услышано специальным стетоскопом.

11-ая неделя Все его органы сформированы - настоящий человек! Исследования науки о плоде, фетологии, доказали, что твой 11-ти недельный ребёночек уже реагирует на свет, шум, тепло, может чувствовать боль и прикосновение. К этому времени длина его тела достигает 5 см. Ребенок выделяет небольшое количество мочи. Мышечные движения становятся всё более координированными.

12-ая неделя Начали формироваться ноготочки на ручках и ножках. У него есть уже сосательный рефлекс, он тренируется и сосёт большой пальчик! Кровь образуется внутри костей. Сформировавшиеся мышцы позволяют ребёнку делать полные движения. Он очень активен в этот период! Сформированы веки малыша. Можно определить пол ребёнка. Ребёнок уже спит, просыпается, энергично упражняет свои мышцы - начинает двигаться, поворачивая головку, сгибая пальчики на ножках и ручках, открывает и закрывает рот, развивает дыхательную систему. Он все чувствует!!! На ребенка, находящегося еще в утробе, и в самом деле можно влиять, как верят некоторые мамаши. Они читают ему книжки, ходят на концерты хорошей музыки, смотрят на красивые картины в надежде на то, что ребеночек все это услышит, увидит и станет потом умненьким. Наверное, стоит признать, что такое «предварительное» воспитание - верное. Малыш все чувствует и реагирует. Это подтверждают фотографии. Равно как подтверждают и то, что ребенка нельзя обижать в утробе грубыми словами, травить его алкоголем и табаком. Он плачет.

Британские ученые засняли на пленку поведение плода на самых ранних стадиях беременности. Оказывается, зародыш начинает двигаться уже в возрасте 12 недель, вслушивается в голос матери и плачет, когда будущая мама курит или пьет слишком крепкие, по его разумению, алкогольные напитки...

13-ая неделя Продолжает расти плацента, стоящая на страже здоровья ребёнка. Он весит примерно 28г. Сформированы зачатки 20-ти молочных зубов. Начинают расти волосы на голове. Начинают различаться половые органы.

14-ая неделя Поджелудочная железа малыша начинает вырабатывать инсулин. В это время его сердце перекачивает 24 литра крови в день. Малыш достигает размера ладони матери.

15-ая неделя Его вес примерно 50 г. Рост - 13 см. Сформирована голова, руки и ноги человека.

16-ая неделя Хорошо видны все части тела и лицо ребёнка. Он уже умеет гримасничать, производит хватательные движения руками. Он слышит сердцебиение матери. Ребёнок уже чувствует волнения матери и реагирует на них. Кожа ребёнка розовая.

17-ая неделя Мама начинает чувствовать движения ребёнка. При первой беременности женщина чувствует шевеления своего ребёнка немного позднее. Кожа плода покрыта специальной защитной смазкой.

18-ая неделя Вес малыша около 200-250 г. длина 20-25 см. Он слышит звуки потока крови по твоим сосудам. Появляются дыхательные движения, однако, их недостаточно для выполнения нормальной функции легких. Пол ребенка возможно определить с помощью УЗИ. В Библии описывается случай, что младенец Иоанн Креститель «взыграл радостно в утробе» матери своей при приближении к ней Марии, матери Христа. И беременная женщина исполнилась Духа Святого. Об этом можно прочитать в Евангелии от Луки, главе 1 (кстати, Лука, апостол Иисуса Христа был врач, видимо поэтому он и начинает своё Евангелие с самого начала - с зачатия Спасителя!). Подглядывание за таинством не просто занимательно. Оно избавляет еще и от некоторых заблуждений. Например, медики считали, что зародыш открывает глаза на 26-й неделе. Оказалось, что на 18-й. И не просто открывает - он моргает, поводит глазами из стороны в сторону, словно бы оглядывается, мол, где это я?

19-ая неделя Слышит голос матери, реагирует и на внешние шумы.

20-ая неделя 5 месяцев - половина беременности. Рост малыша достигает 30,5 см. На сравнительно резкий и громкий звук ребёнок реагирует толчками. Это период быстрого развития головного мозга.

21-ая неделя На его язычке уже есть вкусовые сосочки, когда он пьёт околоплодную воду, то причмокивает! Его система пищеварения достаточно сформирована для усвоения воды и сахара из околоплодной жидкости.

22-ая неделя Малыш изучает своё тело, трогает ручками свои ножки, личико. Он познаёт себя как личность. Начинают формироваться жировые отложения. Это период интенсивной прибавки в весе. Легкие развиваются настолько, что ребенок может выжить вне утробы матери, но лишь в условиях палаты интенсивной терапии.

23-ая неделя Вес малыша примерно 510г. Малыш обладает зрительным восприятием, у него развивается чувство вкуса.

24-ая неделя Малыш уже весит около 600 г, а его рост 30 см. Функционируют жировые и потовые железы. Лицо уже такое, каким ты его увидишь при рождении. Реснички, волосики продолжают расти. Улучшаются рефлекторные движения, а движения тела становятся более сильными. Продолжают свое развитие легкие. Кожа становится красноватой и покрывается морщинками и тонкими волосиками. Если бы он теперь родился, то при надлежащем уходе он сможет выжить. Приблизительно восемь из десяти детей, рождающихся в этот срок, выживают (в палатах интенсивной терапии)

25-ая неделя Он растёт не по дня, а по часам! Вес уже 700г. Малыш сжимает и сжимает кулачки, шевелит пальчиками. Его ладошки нежно-розового цвета и по нежности превосходят лепесток розы. Определяется приоритет левой или правой сторон тела.

26-ая неделя А с 26-й недели, то есть на 6-м месяце беременности, малыш уже демонстрирует полный набор человеческих реакций. Он икает, морщится, царапается, что-то хватает, плачет. Сосет палец, как правило, большой, но может сосать и другие, по очереди засовывая их в рот. Медики считают, что так зародыш «тренируется» сосать грудь. А когда малышу что-то не нравится, он куксится и кривит ротик, мимикой выражая недовольство. Теоретически зародыш мог бы и крикнуть, да только воздуха в утробе для этого нет. Но плод и тут «тренируется» - открывает рот. Похоже, будто бы он зевает. Но на самом деле, как считают теперь медики, малыш подготавливает себя к первому вздоху, который надо будет сделать сразу же по прибытии в наш мир. Самое удивительное, что шестимесячный ребеночек чему-то улыбается в утробе. А прежде все были уверены, что дети начинают улыбаться через несколько недель после рождения.
Его движения уже может почувствовать и домочадцы. Губы и ротик становятся более чувствительными. Характеристики мозговых импульсов сравнимы с таковыми у доношенных детей. Около девяти из десяти родившихся на этом сроке детей продолжают жить (в палатах интенсивной терапии)

27-ая неделя Вес сейчас чуть больше 900 г. Он радуется, если мама поглаживает живот, может притихать или наоборот приплясывать от восторга.

28-ая неделя 7 месяцев. Его вес чуть больше килограмма. Ребёнок обладает чувством абсолютной гармонии, ему нравится мелодичная классическая музыка. Ребенок открывает и закрывает глазки, сосет пальчик, плачет и отвечает на внешние звуки. Ритмичное дыхание и температура тела контролируются головным мозгом (центральной нервной системой). Легкие способны дышать обычным воздухом, но помощь медиков все еще требуется. Почти все дети, родившиеся с этими сроками, продолжают жить (с помощью медиков).

29-ая неделя Ребёнок занят подготовкой к рождению и внеутробной жизни. Он научился регулировать температуру своего тела. Кожа уплотняется, накапливается жирок. Постоянно увеличивается количество антител. Всё это пригодится малышу!

30-ая неделя Он хорошо различает комнату, если она ярко освещена. Попробуй показать ему большую игрушку - вот он обрадуется! И теперь он учится узнавать голоса других членов семьи. Увеличивается степень контактов между нервными клетками мозга. Примерно с этого срока ребенок быстро растет. Почти все дети, родившиеся в этот срок, выживают (с помощью медиков).

31-ая неделя Вес дитя около 1,5 кг. Он может перевернуться головой вниз и, упираясь ноженьками вверх, попытаться раздвинуть таким образом жизненное пространство. Не очень то приятное ощущение для мамы. Но что поделать!

32-ая неделя Рост около 40 см. Он уже хорошо знает голос м. Ушки приобретают свою форму. Глазки открыты во время бодрствования, а во время сна закрыты. Кожа ребенка гладкая и розовая. Почти все дети, родившиеся в этот срок, живут (только некоторым необходима медицинская помощь).

33-ья неделя Малыш обзавёлся особым веществом - сурфактантом, которое поможет ему самостоятельно дышать после родов. Он занял положение, удобное для появления на свет.

34-ая неделя Малыш привыкает к тому вкусу, которым обладают наиболее часто употребляемые тобой блюда. У него достаточно развиты вкусовые ощущения. Волосы на голове становятся шелковистыми Нарастает тонус мышц, и ребенок способен поворачивать и поднимать голову. Почти все родившиеся в этот срок дети продолжают жить. 37-ая неделя Твоя беременность подобралась к определению «доношенная». Малыш опускается ниже, буквально «сидит на чемоданах». Не торопи его! Перед дорожкой к солнышку и твоей Любви ему надо набраться сил. Он уже умеет совершать дыхательные движения. Его вес приблизительно 2кг 400г.

38-ая неделя Рост ребенка (от головы до ягодичек) составляет 30см, а полный рост - около 50см, вес - от 2,6 до 4кг. Он прибавляет в весе в среднем 28-30 г в день. К моменту рождения у ребенка развиты более чем 70 разнообразных автоматических рефлекторных движений, необходимых для выживания. Ребенок достаточно развит и подготовлен к рождению.

39-ая неделя ФИНИШ ВСЕ БЛИЖЕ!




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»