Написать эссе на тему детей. Эссе "любим ли мы детей". Воспитатель группы «Гномики»: Гостяева С.А

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Размышления православного учителя


Любим ли мы наших детей? «Конечно!» - воскликнет любой родитель, наставник, учитель. Но мы мало задумываемся над тем, как эта любовь к ребёнку должна проявляться.

Каждой эпохе истории человечества соответствуют свои взгляды на проблему взаимоотношения детей и взрослых, свои воспитательные методики. Нам знакомо такое понятие как «спартанское воспитание», подразумевающее строгость, умеренность во всём, достижение физического и духовного совершенства для выживания в экстремальных условиях. Речь шла о воспитании воинов.
Афинское воспитание предполагало нахождение ребёнка в семье до 7 лет, где они обучались и воспитывались, что дало основу модели семейного воспитания. С развитием цивилизации приоритетным стало общественное воспитание в детских садах, школах.

За последние 100 лет в российской истории произошло столько событий, начиная с революций, заканчивая распадом громадного государства, становления практически новой державы,что это не могло не повлиять на менталитет российского населения, проще говоря, в сознании людей произошли необратимые процессы, боюсь сказать, не всегда положительные, приведшие к переоценке ценностей в жизни человека, в первую очередь это коснулось семьи и,естественно, воспитания детей..

Сейчас, в эпоху «модернизации образования» , введения инновационных технологий в процесс обучения и воспитания происходит метание от одной теории к другой, школа превратилась в экспериментальную площадку, а ведь в ней –дети, над которыми, получается, проводятся опыты, как над беззащитными кроликами.
Некоторые из этих новшеств совершенно не совместимы с теми реалиями, которые издавна царят в разных слоях общества. То, что приемлемо в городе, может нанести вред сельскому жизненному укладу, который складывался веками в силу того, что Россия во все времена была аграрной страной.

Воспитание в старых российских семьях всегда основывалось на трудовых отношениях: работа в огороде, уход за скотом, забота о младших. Большое внимание уделялось воспитанию послушания в детях-слово отца и матери считалось законом, в семьях поддерживался авторитет школы, учителя.

Во многих сельских семьях очень долго хранились отголоски «древнерусского воспитания», о котором упоминал в своих произведениях В.О. Ключевский:
«Школой душевного спасения для мирян была приходская церковь с ее священником, духовным отцом своих прихожан. Учение, преподаваемое приходским священником, разносилось отцами семейств. Отец и был домашним учителем...., ...он был обязан беречь телесную и душевную чистоту домашних своих, заботиться о них как о частях своего духовного существа. Труд воспитания дома он делил с женой, своею непременною спутницей и советницей.»

Что же нас всё-таки сильно тревожит в наших детях? Я не говорю о частных случаях, прошу понять меня правильно, не пытаюсь коснуться личных интересов конкретной семьи, но высвечиваются такие проблемы, о которых нельзя молчать.
Сейчас времена изменились, дом превратился из места совместного труда в дом отдыха, так как в силу обстоятельств члены семьи мало бывают дома, отцы уезжают на заработки, матери занимаются хозяйством, а дети большую часть времени проводят в школе. С прошлого столетия, когда большое распространение получило общественное воспитание-в детсадах, в яслях, школах, а сейчас и во время каникул дети находятся в лагерях отдыха, произошло нарушение тесного семейного контакта, что очень повлияло на представление о ценности семейных отношений. Нарушилось общение между детьми и взрослыми посредством такой великой силы как живое слово. Я говорю не о конкретных людях, потому что эта проблема-проблема всей России -душевно-духовное одиночество наших детей.

Статистика представляет нам страшные цифры (данные взяты из телепередачи "Всё начинается с детства" на канале "Спас", с сайта "Проект Здоровье"- http://project.su/ http://project.su/articles/183):
растёт детская агрессивность, часто возникает депрессивное состояние и, как итог:
«1\3 детей готовы уйти из жизни, за 15 лет в 46 раз возрос суицид среди подрастающего поколения.»

"Начиная с 2003, года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Каждый день 17 детей совершает самоубийство. "

Почему мы теряем наших детей? Чего не понимают взрослые? Откуда вдруг такое пренебрежительное отношение к жизни, этому великому дару, данному нам Всевышним?

Ведущим фактором подростковых суицидов, по мнению учёных-психологов, является преобладание чувств безнадежности и беспомощности, которые могут возникнуть из-за неудачи на экзамене, из-за того, что подросток не может осуществить свой выбор будущей профессии, т.к. родители упорно не разрешают учиться на парикмахера, а хотят видеть своё чадо юристом. Сейчас молодёжь страдает от так называемого "прессинга успеха": надо везде успеть--получить образование, окончить престижный вуз, устроиться на хорошую работу и т.д. Многие родители настраивают детей на обязательный успех. Мало кто скажет: "Сынок (дочка), не торопись, оглядись в этом мире, иди туда, к чему сердце лежит. А мы любим тебя не за твои успехи, а просто любим. " Дети боятся не оправдать надежд старших, чаще всего это происходит в вполне благополучных семьях, где ребята умны, начитаны, есть материальный достаток, но нет у них психологической выносливости в силу их возраста, небогатого жизненного опыта, а ещё, самое главное, если они не чувствуют любви к ним со стороны взрослых, горячей, искренней, но в то же время разумной и строгой. Их охватывает отчаяние.Я уже не беру во внимание семьи, где, прямо скажем, не очень благоприятная ситуация для взращивания юных душ-разборки старших, пьянство, рукоприкладство. "Жить не хочется!"-сердце рвут на части эти слова, сорвавшиеся с уст подростка, может под влиянием эмоций, неосознанно, но ведь они уже сказаны....

Прежде чем беседовать с вами, дорогие читатели, мне пришлось много поразмышлять над этой проблемой, и не одной...А вместе с детьми-моими учениками...У меня их много-каждый день в среднем я общаюсь с 60 ребятами-со 2-по 11 класс..И каждый,поверьте, хочет быть любимым родителями, да и учителями. Я задала вопрос:"В чём,как вы считаете, должна проявляться к вам любовь со стороны родителей и вообще взрослых к детям?" Прочитав откровения ребят я была приятно удивлена.. Может некотрые и не были очень правдивы, но суть -то они правильно понимают. Никто не предъявил запросов в плане материального обеспечения (если что-то купят или денег много дадут-значит любят). Дети хотят искренней любви, понимания, уважения к себе как к личности, чтобы считались с их мнениями в выборе друзей и будущей профессии, но при этом некоторые делают акцент на том, что их нужно и наказывать, если они поступают плохо. Вот некоторые высказывания (да простят меня ребята, что я их мысли взрослым раскрываю, но как же тогда взрослые узнают, как вас надо любить! Тем более я и сама не знаю, кому конкретно из детей принадлежат мысли-записок много, но они все анонимные):

"Взрослые должны понимать ребёнка, заботиться о нём, быть добрым, любить, помочь выбираться из трудных ситуаций...,наказывать, если ребёнок действительно виноват";

"Любовь проявляется в заботе, ласке,..взрослый должен понимать ребёнка, выслушать его, помочь советом";

".. выслушают, что-то подарят, поцелуют, поругают..это не объяснимо-это надо чувствовать.. "

"..Взрослые иногда не понимают детей. Хочется рассказать им что-нибудь, а они не слушают.... Самое главное, надо быть добрым к в з р ос ло м у ребёнку";

"Обычно...родители пытаются доказать любовь к ребёнку через подарки...,но это не нужно..нам нужно, чтобы кто-то из взрослых был рядом, ведь иногда и друзья не могут понять и помочь...часто рядом нет помощи родителей...лучше бы мы жили в полной нищете, но чтобы родители были рядом....обычно это не так";

"Любовь взрослого к ребёнку должна проявляться заботой и вниманием,... но не слишком в большой степени,...так как это будет иметь противоположный эффект.... ";

"...родители ругают ведь не просто так, а за дело";

"Они (родители) сами детьми были и хотят, чтобы мы не совершали их ошибок. Для них роднее нас никого нет. Мы вырастем и также будем любить своих детей... "

Каково? Вот такие умные у нас с вами дети... Но они нуждаются в мудрых наставниках и защитниках. От чего защищать наших детей? От несовершенства окружающего нас мира, от избытка информации, разрушающей личность человека, которая так и льётся грязным потоком с экрана ТВ, с некоторых сайтов Интернета.. Мы не можем прекратить этот поток-но давайте будем учить детей разбираться в том, что преподносят нам СМИ, вместо того, чтобы самим (иногда вместе с детьми) усесться перед экраном и смаковать под час нелицеприятные сцены под эгидой М. Зеленского и ему подобных, во всех подробностях демонстрирующие факты суицида детей, избиения учениками учителя, интимную жизнь звёзд и ахать, ужасаться, возмущаться, не задумываясь, что это просто шоу, на котором делают большие деньги, но здесь проблемы не решаются, скорее они навязываются зрителям... А детей, особенно избалованных и экспрессивных, с эгоистическими наклонностями, такие, к сожалению, тоже есть, как следствие слепой родительской любви и вседозволенности с младенческого возраста, эти шоу вообще могут толкнуть на непредвиденные поступки, которые могут поставить в тупик взрослых. Однажды родители могут услышать;"Если я не получу то-то и то-то, ... "А дальше прямые страшные угрозы... Вы понимаете, о чём идёт речь.

И так, с одной стороны, детям не хватает помощи и понимания, а, с другой стороны, они могут играть на родительских чувствах...

Что делать, когда ситуация выходит из-под контроля? Тут хороши все пути и средства, не противоречащие закону и не вредящие жизни и здоровью человека, например, обращение за помощью к учителю, психологу, врачу, в конце концов к священику, хотя, исходя из своих жизненных принципов, я бы посоветовала искать первую помощь именно у батюшки. Самоубийство, по канонам Православия, является страшным грехом, потому что в нём нельзя раскаяться. Дети мало что понимают в необратимости смерти. Волей или неволей кто-то должен им всё грамотно объяснить, лучше духовного наставника этого сделать никто не сможет. К счастью, сейчас в школах начали проходить уроки ОПК, где дети в буквальном смысле учатся отличать добро от зла, что им полезно, а что вредно, эти уроки учат познанию смысла жизни человека.

Важно понять-сердце человека, тем более неискушённого ребёнка, является полем битвы добра и зла. Назначение родителей-бороться за своих детей, за спасение их от врага рода человеческого, молиться за них, призывая на помощь Господа, Пресвятую Богородицу, Ангела-Хранителя и всех святых покровителей.

Заканчивая наш с вами разговор, дорогие читатели, мамы и папы, дедушки и бабушки, коллеги-учителя, просто знакомые, родственники и соседи призываю вас, давайте присмотримся к нашим детям, ко всем, спокойным и непоседам, к послушным и озорным, заглянем в их глаза, нет ли в них скрытой тревоги, боли, страха, немого вопроса. Поговорим с ними по душам, поинтересуемся их делами, приласкаем, дадим понять, как мы их любим и как они нам нужны...

КГУ «Красносельская СШ»

Мини-центр

Эссе на тему:

«Как воспитать ребёнка счастливым?»

Воспитатель группы «Гномики»: Гостяева С.А.

Как воспитать ребёнка счастливым? Этот вопрос интересует многих родителей. Но понятие «счастье» у всех разное, для одних родителей – это, чтобы ребёнок был здоров, хорошо кушал, развивался; для других – отличался чем-либо, например, был одет лучше всех; другие стремятся развивать талант – отдают ребёнка в разные кружки, секции и т.д. У каждого есть своя формулировка.

Проблема понимания счастья – вечная проблема. Кто-то «легко идёт по жизни», всё ему удаётся, он легко решает любые задачи, другие преодолевают множество трудностей и проблем и, решая их, тоже счастливы.

Современные дети отличаются от нас, у них другие цели, возможности, они требуют от нас к себе особого понимания и внимания. И нам, важно знать и помнить, что мы, родители, всегда служим примером для ребёнка, недаром говорят – «Ребёнок - зеркало семьи», для него имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми, как радуются или печалятся, как они общаются с друзьями, как смеются, читают и многое другое, часто дети копируют своих родителей, их манеру говорить, жестикулировать, выполнять какие-либо действия (укладывать куклу спать, читать книгу, надев очки, что-то ремонтировать, рассуждать, разговаривать и т.д.). Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих любопытных внимательных глаз ребёнка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно помочь своему ребёнку воспринимать правильно окружающий мир. Родительская любовь к детям и ответные чувства детей к маме, папе, бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам помогает взрослым преодолеть ряд трудностей (бытовых, педагогических), создать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – всё способствует выполнению главной задачи воспитания детей. Практика убедительно доказала, что больше чем отец и мать познают ребёнка, организуют игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Я считаю, что разговаривать с ребёнком нужно постоянно, обсуждать их проблемы, при любом удобном случае, рассказать, разъяснить доступным для него языком всё, что его интересует, проводить свободное время вместе с ребёнком, стараться создавать дружеские, тёплые доверительные отношения. Мы, взрослые, не всегда даём отчёт своим поступкам, работа занимает много времени, спешим, торопимся, а пройдёт время, жалеем, что когда-то недоговорили, недообъяснили, а может просто, не заметили. Как горят глаза малышей, когда мама или папа приходят на праздники, участвуют вместе в соревнованиях, совершают поездки с ними, делают поделки, что-то мастерят, с какой гордостью они рассказывают об этом. И если ребёнок видит неподдельный интерес к его жизни, поддержку, защиту, он всегда оценит это, будет доверять вам.

По моему мнению. Семья оказывает на ребёнка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребёнок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего получает гармоничное развитие. Тропинка к счастливой семье лежит через доверительные детско-родительские отношения, через сказку, игру, рисунок, беседу, пример родителей.

Берегите своих детей, принимайте его таким какой он есть, обнимайте, ласкайте, говорите ласковые слова, помогайте, когда он просит, поддерживайте, отмечайте его успехи, слушайте его переживания и просто любите своих детей, ведь счастье – это когда тебя понимают. Ведь самые тёплые и светлые воспоминания у нас – это детство.

Татьяна Нестерова
Эссе «Мой взгляд на становление ребенка дошкольника как личности»

Многие представляют труд воспитателя как игру с детьми, веселое времяпрепровождение и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый их воспитанник вырос настоящим человеком.

Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все : шить и рисовать, вязать, в определенной степени владеть актерским и режиссерским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона. Постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач воспитания всесторонне развитой личности . Для каждого возраста существует своя система воспитания, помочь воспитанникам как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Не зря талантливый педагог, помогая своему воспитаннику познать мир, создает такие условия, в которых наиболее полно происходит процесс саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.

В современном детском саду преобладает деятельность, организованная взрослыми (рисование, конструирование, дидактические и подвижны игры и т. д.) . Ребенок , владея определенными умениями и навыками не может использовать их для решения задач своей деятельности. Любое задание, требующее фантазии становится неразрешимым («не знаю» , «не умею» , «не могу» , т. е. обнаруживает себя скованность детского мышления, стремление действовать по готовым схемам. Игра в свободное время однотипна, рисунки повторяются. То есть не развивается деятельность ребенка и его личностное развитие .

Педагогам удобнее послушный, исполнительный, а не самостоятельный ребенок . Как отмечал еще Л. А. Венгер, взрослый учит детей не деятельности, а только действиям. «Обучение деятельности - это не обучение навыкам, это обучение умению постановки целей и дальнейшей их реализации». Если в дошкольном возрасте ребенок не научится ставить цели, то в школьном возрасте это приведет к проблемам. Что нужно сделать, чтобы избежать скованности мышления, отсутствие творческого подхода к реализации цели на основе уже имеющихся знаний у ребенка .

Чтобы научить ребенка деятельности необходимо выделить достаточно времени на реализацию самостоятельной деятельности детей, как в рамках свободного времени, так и в режиме образовательной деятельности по экологии, математике, развитию речи и т. д. Дети должны получить возможность определиться со своими интересами, самостоятельно познакомиться со свойствами и возможностями новых материалов и применить полученные знания на практике. Чтобы освободить время необходимо интегрировать занятие. Во второй половине дня ребенок может выбрать себе занятие по интересам. Воспитатель должен организовать специальную игровую деятельность, цель которой – обогащение игрового опыта детей. Помочь в организации игры, развитии сюжета, а по мере перехода игровой инициативы в руки детей, самоустраниться. Самостоятельность нельзя сформировать там, где ребенок предоставлен сам себе. Если образовательной деятельности не будет вовсе, ребенок не получит необходимого опыта, но если работа педагога ограничится только организацией образовательной деятельности – ребенок не научится применять полученный опыт.

Важно создать условия, предоставить время для активного присвоения этого опыта и построения самостоятельной деятельности детей на его основе. Педагог должен осторожно использовать различные образцы , которые могут формировать привычку действовать по шаблону.

О системе детской деятельности писал еще Д. Б. Эльконин : «В центре этой системы находится ролевая игра….» она «является ведущим видом деятельности, оказывая определяющее влияние на формирование личности ребенка в этот период ».

Детская игра обладает свойством становиться центром и привлекать к себе другие виды детской деятельности. Ребенок начинает создавать предметную среду и персонажей своей игры, обращаясь к рисованию, конструированию, может начать сочинять предысторию, перейти к театрализованной деятельности, рисовать карту волшебного мира, где живут его герои. Это способствует мотивированному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой и обратно, в зависимости от задач которые он ставит себе сам. Развивающая среда должна способствовать проявлению детской инициативы и поддержанию разных видов деятельности детей. Создание мини-музеев природы, фольклора, искусства, лаборатории, уголки творчества, изостудии, исследовательские уголки. Работа в таких уголках сталкивает ребенка с проблемами , вызывает формулировку вопросов, постановку новых целей .

Педагог должен постоянно давать возможность детям проявлять инициативу, не подавлять ее. Давая детям право выбора деятельности, способов, материалов повседневной жизни и в образовательной деятельности. Педагог должен быть активен проявлять себя как творческая личность . Воспитание творческой и деятельной личности всегда составляет важнейшую и одновременно сложную задачу образовательной системы.

Моя задача ответственна и благородна : обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребёнка. Ребёнок по своей природе уникален. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от педагога. Дать ребенку внутреннюю свободу - это дать ему возможность отправиться в свободный полет в бескрайние просторы Вселенной это научить его любить себя, свое Я.

Как писал А. Н. Леонтьев : «Одно дело – формировать человека в качестве персонифицированной функции, а другое дело – формировать человека – созидателя, активного строителя жизни общества».

Публикации по теме:

«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника» Ритмическая гимнастика - это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей.

Семинар-практикум 22 апреля 2015г. на базе нашего МКДОУ д/с "Ручеек" прошел районный семинар-практикум на тему "Роль образовательных областей.

Консультация «Нравственное становление личности дошкольника» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость.

Практикум для педагогов ДОУ. Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника. Задачи: 1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного.

Развитие личности дошкольника средствами аппликации Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.

«Почему я воспитатель»

Мы, взрослые, не всегда находим время для душевных слов, теплых объятий. И как часто в наших взрослых заботах, мы забываем, что рядом с нами наш ребенок – личность, человек с сердцем, умом, душой ничуть не слабее, чем наш взрослый разум, а в сто раз сильнее, терпимее, добрее. Остановиться, понять душу ребенка, быть ему другом, близким и родным человеком – занятие не из простых. Ребенок мал, легок, уязвим, а нам надо подняться до его детской философии, дотянуться до него и проживать эту жизнь вместе с ним.
Назначение человека на земле – оставить после себя прекрасные «ростки», способные сделать жизнь после себя ещё краше. Эти хрупкие «ростки» — дети, ведь дороже золота и всех райских благ – ребёнок. Это прекрасно – закладывать ростки будущих характеров, поддерживать их своей любовью, отдавать им, этим неугомонным созданиям, тепло твоего сердца. Вспомнить только эти бесконечные «где? когда? почему?», энергию, бьющую через край! Она заставляет забыть обо всем.
Я не мечтала быть воспитателем, но меня с самого детства окружали дети. В школе я была постоянной вожатой для первоклашек. Они делились со мной своими переживаниями, впечатлениями, проблемами. Не я выбрала профессию, а профессия выбрала меня.
Что же означает слово «воспитатель»? Каково его предназначение на земле?
Слово воспитание без приставки «вос-» звучит как – питание. Приставка «вос-» меняет его значение. Как ребёнок не может выжить без питания, так он может не выжить и без хорошего воспитания. Воспитатель – человек, питающий душу, сердце ребёнка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий внутренний мир человека. Без доброго, мудрого воспитания не может вырасти Человек.
Ушинский писал: «Только личность может воспитать личность» И мне ясно, что хороший воспитатель всегда учится сам. Учится, работая над собой.
Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми, веселое времяпрепровождение. Это не так! Работа воспитателя – каждодневный, кропотливый труд. Он первым открывает дверь в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей познания. Предо мной стоит непростая задача – научить ребенка понимать и ценить все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Я хочу быть всегда интересной для своих детей!
Особым образом осознаешь значимость своей профессии, когда видишь распахнутые навстречу глаза малышей, глаза, готовые вместить в себя весь мир, глаза, жадно ловящие каждое твое слово, твой взгляд, твой жест. И ты понимаешь, ты нужна им, ты для них целая вселенная.
Я хочу , чтобы мой воспитанник вырос человеком добрым и отзывчивым, научился бережно относиться ко всему живому, быть созидателем, умел ценить прекрасное и доброе, чтобы то, что было ценно во все времена: Добро, Истина, Любовь, Красота, Взаимопонимание остались ценностью для наших детей. Чтобы свободу не подменили на вседозволенность.
Я могу, принимать ребенка таким какой он есть, быть с ним откровенной, понять детские заботы и проблемы, каждый день вместе с ним совершать открытия и радоваться жизни, научить его общаться и принимать людей такими какие они есть, помогать ему справляться с трудностями, учить преодолевать неудачи, быть ему другом, партнером, заботливой мамой и мудрым наставником, помочь ребенку почувствовать себя частью этого мира, понять свою человеческую роль, ее значение для окружающих, для природы. Быть с ребенком откровенной, делиться своим жизненным опытом, понять детские заботы и проблемы, принимать своего воспитанника таким, каков он есть.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

Блистательна, полувоздушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит …. Она

Она….. Взгляд ее глаз, взмах руки, улыбка, чарующее «Здравствуйте…..» и в зале тишина, и «галерка» и « партер» ею покорены. Десятки детских глаз обращены к ней. В них – ожидание, ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия. Все чудеса совершит она. Кто? Ответ кроется в слове УЧИТЕЛЬ - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий хорошо давать материал; честный, человечный, чуткий, с чувством юмора; искренний, тактичный, толерантный, терпеливый; естественный, единомышленник, любящий детей, любящий свою работу. И очень мягкий, как мягкий знак, как само слово-учитель! Разве можно пройти мимо такой профессии?

Нет человека на земле, который не примерял бы на себя профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы не вырастем, мы никого другого не видим на работе, в действии – только учителя. И потому каждый определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: «Я буду учителем» или «Нет, я никогда не буду учителем…»

Поступив в школу, я, как многие девочки, начала примерять на себя эту роль. Вернувшись из школы, домой, мы затевали игру «в школу», и мне всегда хотелось быть учительницей, доброй, терпеливой, поправляющей ручку в руке ученика, проверяющей тетради.

Позже появилось внимательное отношение к труду учителя, любопытство. Я неосознанно пыталась проникнуть в тайны этой профессии. Внимательно следила за поведением учителей на уроке и дома перед зеркалом копировала манеру говорить, водить указкой по карте и даже поправлять очки. Учительский стол со стопками тетрадей, книгами, журналами, какими-то карточками привлекал меня.

Мы росли с сознанием того, что педагогами становятся самые умные и самые хорошие люди на свете, что им открыты все тайны мира, что на любой вопрос они ответят. Такими были мои, учителя, многие из них до сих пор работают в нашей школе. Мне повезло с моими учителями! Я видела, с каким удовольствием они выполняют свою работу. Мне казалось, что это так легко быть учителем, никаких сложностей в профессии не возникает.

А когда я училась в старших классах, у нас был 10 педагогический класс. В течение всего года у нас были уроки педагогики и психологии, в конце года, мы со знанием дела (как нам казалось)проводили тестирование будущих первоклашек и чувствовали себя страшно гордыми и взрослыми…….И судьба моя была предрешена..

И вот наступило 1 сентября 1997 года. Я стою перед целым классом, на меня смотрят семнадцать пар таких чудных глаз. С тех пор я окунулась с головой в этот шумный, беспокойный, проблемный и радостный мир детства. Так началась моя жизнь в школе.

Школа –удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее, а компьютер – это величайшее достижение современной технологии.

Кто покажет ученикам, что компьютер – не только средство для развлечений, а друг и помощник человека во многих делах? Кто научит их работать на компьютере? Кто покажет многогранный мир информации и научит ориентироваться и жить в нём, что так необходимо в условиях становления нового типа общества – информационного? Конечно же, учитель информатики! И я им стала.

А каким должен быть современный учитель, современный учитель информатики, это человек, который способен учить современных детей, детей нового поколения?

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в школе.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся обычным явлением подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на ребенка? Каков он современный ребенок? Это ребенок, конечно же, имеющий определенные особенности развития. Современные дети отличаются своей энергией, талантами. Они не признают идеалов и не ищут кумиров. Они верят в себя, в свои возможности и способности. Демократия и сотрудничество – единственно возможная форма организации отношений между детьми нового поколения. Они не воспринимают жесткие рамки, готовые принципы. Недаром во Франции современное поколение называют «тефлоновые дети», т.к. к ним «не прилипают» общепринятые стереотипы поведения.

Их сознание отличается от нашего. Если мы росли на сказках, любили в детстве фантазировать, придумывать правила игр, то современные дети более прагматичны и осведомлены об окружающем мире. Девочкам уже не интересно просто одеть куколку и покатать ее в коляске. Они открывают компьютер и для виртуальной куклы продумывают все: от одежды и туфель до макияжа и маникюра. Сегодня дети они живут в эпоху информационного бума. Вот это их и делает другими. И вот таких «других» изо дня в день учитель встречает на уроке.

Утро…. Все спешат на работу, спешу и я, учитель информатики. Иду по светлому коридору в класс на урок. А навстречу мне маленькие и большие, спокойные и не очень, кто шагом, кто бегом, мои ученики. Они все такие разные!.. Но они – мои! Что я им дам сегодня на уроке?! Каким он будет, этот урок! С чем я приду на урок?

Во-первых, я приду с убеждением того, что ребенок – главная ценность. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Я считаю, что педагогу необходимо создать на уроке ту среду, в которой наиболее полно могут раскрыться способности ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост. Свою роль как учителя информатики я вижу в том, чтобы снабдить учеников инструментами, которые помогут им не потеряться в современном информационном обществе. Навыки работы с информацией, овладение информационно-коммуникационными технологиями – это ключ к успешной учебе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» об этом так говорится «Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...».

На уроках я учу детей не только основам алгоритмизации и программирования, владению информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, но и умению осваивать новое, критически мыслить, отбирать нужное. Стандарты второго поколения направлены на качественное усвоение через системно-деятельностный подход. Вот чему мы должны научить ребенка - мыслить и действовать, чтобы он в самостоятельной жизни был конкурентоспособен, коммуникативен, не ждал, когда на него свалится манна небесная.

Что необходимо для того, чтобы мои ученики стали успешными, конкурентоспособными? Главное, по-моему, чтобы ребенок преодолел страх. Д октор педагогических наук Н.В.Кузьмина считает: «Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха». И это действительно так. Если учитель одобряет ученика, он привыкает быть уверенным в себе. Эту уверенность я и помогаю обрести детям. Сотрудничество для меня является сутью школьного обучения. Учитель …Он и артист, и скульптор, и врач, и художник, и творец… Но если он артист, то сегодня на уроке – артист второго плана. На передний план выходит ученик. Учителю необходимо поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности.

При этом нам, педагогам, нужно направить детей не в свободное плавание по этой бурной реке «компьютеризации и информатизации», а задать им верное направление. Ведь сколько подростков "уходит в омут" компьютерных игр. Их «засасывает» компьютерная паутина Интернета в свой виртуальный мир, и они уже не могут выбраться на поверхность, не могут жить в реальной жизни. Мы, учителя информатики, должны научить ребят сделать выбор между хорошим и плохим, уметь обезопасить себя при выходе в виртуальный мир точно так же, как мы учим наших детей при выходе в окружающий реальный мир. Ведь в том виртуальном мире хранится столько же, а может, и больше опасностей, что и в реальном мире.

На уроках я объясняю ребятам, что компьютер, конечно, облегчает человеку жизнь, но смысл жизни к нему не сводится. Моя задача – заинтересовать, показать, что, кроме компьютерных игр, в компьютере есть много интересного и полезного, что, в Интернете, кроме чатов, форумов, есть весьма интересные сайты, где можно найти много полезной информации, принять участие в конкурсах, олимпиадах.

Невозможно найти класс, в котором дети обладали бы одинаковыми способностями, одинаково бы интересовались компьютерными технологиями, поэтому в процессе преподавания предмета опираюсь на личностно-ориентированный подход. Работу со школьниками, интересующимися компьютерными технологиями, и с учащимися, не увлечёнными предметом строю следующим образом: при подготовке к уроку учитываю особенности учащихся: каждой группе готовлю разные задания. Новый материал подаю в зависимости от направленности группы учащихся. Домашнее задание для каждой из групп также отличается в зависимости от специфики группы: учащимся, увлечённым информатикой, на дом задаю дополнительные задания, для остальных по минимуму.

Во-вторых, у учителя должно быть стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

Я хочу показать ученикам, как интересна эта наука и как наполнена ею наша жизнь. Сегодня фантастическими темпами развиваются технические и программные средства. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого бурного развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Чтобы успевать за прогрессом, требуются личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий. И я, как учитель информатики, должна научить школьников мобильности, то есть готовности к освоению новых технологий и способности применять их для работы с информацией. А для этого использую проблемное обучение, игровой и проектный методы, интерактивные и мультимедийные технологии, Интернет-сервисы и цифровые образовательные ресурсы. Стараюсь быть в курсе новинок и событий в компьютерном мире и сфере ИКТ, постоянно совершенствую свое мастерство и хочу быть современным учителем. . И я учусь до сих пор, учусь у своих коллег, своих учеников. Я поняла, что главное дело учителя, как и школьника - учиться! Для реализации стандартов требуется главное качество педагога – умение учиться самому. Учить и учиться. Не ошибешься, если прочтешь эту фразу справа налево. Я нахожусь в поиске новых образовательных технологий. За последние годы мы освоили облачные технологии, сайтостроение, моделирование, не забываем и о языках программирования. Мечта – освоить робототехнику.

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю…». Так и я стремлюсь заразить своих учеников к бесконечным просторам знаний, причем на своем примере.

Все свои знания лучшие, передовые учителя должны направить на то, чтобы разработать отвечающие запросам времени учебные программы, создать пособия и учебные материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие креативности и лабильности мышления школьников.

А в- третьих, и самое главное, идя на урок, педагог должен любить детей, без любви не может быть учителя. Современный подросток испытывает большую потребность в общении. Родители, для которых свой ребенок является несомненной ценностью, тем не менее, часто отказывают ему в необходимом внимании. Вместо общения на равных, на интересные подростку темы, взрослые навязывают свои представления о правильном поведении. Подросток пытается обсудить важные события в своей жизни, взрослые больше озабочены дисциплиной и коррекцией поведения подростка. Современный учитель должен быть человеком, с которым можно поговорить не только о предмете, который он преподает, но и о многом другом. Чем глубже знания, чем шире кругозор и всесторонняя образованность учителя, тем в большей степени он не только преподаватель, но и воспитатель. И я учусь быть воспитателем. Мне хочется не просто делиться своими знаниями с учениками, но и делиться частичкой своей души. Учить мыслить, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать и сочувствовать, сопереживать. Самое главное, что я поняла – педагог не просто должен отбыть положенный период урока, он живет проблемами и бедами детей, вместе со своими учениками радуется успехам и огорчается неудачам.

Вместе со своими семиклассниками учусь петь и танцевать, учу вместе с ними стихи и рисую плакаты, мы вместе размышляем, что-то придумываем и творим. Ни одна другая профессия не дает такой уникальной возможности саморазвития и самовыражения. Профессия учителя обязывает меня быть молодой, активной и неуспокоенной. А еще надо шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства жить неуютно. Вспоминаются слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает.

Таким образом, чтобы обучать современную молодежь, учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:

уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;

обладать критическим мышлением, уметь находить нестандартные решения;

быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;

Быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии

Незаметно наступает вечер, школа гасит огни, смолкает детский щебет. Учитель усталый, но вдохновленный идет домой. О доме тоже забывать нельзя. И долго будет гореть свет в окне этого дома, ведь учитель готовится к своему очередному уроку. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь». Каждый урок – это маленький спектакль, затрагивающий струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, учитель состоялся. Я верю, что лучший мой урок – впереди.

P . S .Возможно, когда-нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем детей нового поколения!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»