Методика ознакомления детей с часами. Как научить ребенка понимать время по часам: игры и способы для детей. Когда пора знакомиться с часами

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Советы для родителей.

Как дошкольнику подружиться с математикой.

Часто слышу от родителей сетование на то, что ребёнок не хочет учить цифры, решать задачи, работать в прописях. На что мне всегда хочется задать вопрос, а часто ли маме, например, хочется сшить себе какую-либо вещь или связать что-нибудь? На что, я уверенна, многие скажут, что это ни к чему или не умею, нет времени и тому подобное. То же самое происходит и с ребёнком. У него в дошкольном возрасте очень много своих дел, которые интересны, нужны и важны. А учиться он будет в школе!

И он прав. Ведь ведущая основная деятельность ребёнка-дошкольника, впрочем, как и ребёнка-первоклассника это игра!

Способности к счету, как и умение читать, можно развивать, используя игру или игровые приемы. Каждый малыш хочет научиться писать своё имя, ведь для этого вы не давали ему задания выучить все буквы, вы просто ему напечатали на листке, и ему было это интересно, и он это запомнил уже на всю жизнь. Точно так же подойдите и к вопросу о том, сколько ему лет, а как это выглядит на бумаге? Так, уже с трёх лет ребёнок может легко усвоить цифры в пределах своего возраста, номера дома, квартиры, численности семьи и т.д. Пусть он научится счету, скажем, от единицы до пяти, а затем - до десяти. На это даже не надо выделять никакого специального времени.

Вот вы пошли на прогулку. Одновременно с шагами проговаривайте любую считалочку:

Раз-два, три-четыре, Три-четыре, раз-два, Кто идет? Мы идем. Кто поет? Мы поем.

Посчитайте число ступенек на пролете вашей лестницы.В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых цифр в считалочке, напевая ее на мотив музыкальной гаммы и исполняя ее в ритм собственным шагам. Ребенок должен выучить не только счет от единицы до десяти, но и в обратном порядке - от десяти до единицы. Это можно сделать, когда вы находитесь дома. Скажем, вы убираетесь в комнате, а ребенок считает, сколько сначала стульев вы должны были протереть, а потом - сколько их остается. Обратный счет можно повторять перед тем, как ребенок укладывается спать: учеными замечено, что информация, получаемая человеком непосредственно перед сном, обычно хорошо запоминается. Сейчас тебе пять лет, а когда ты был поменьше, то тебе было… четыре годика, а ещё поменьше – три, два, один.Помогая вам на кухне, посчитайте, сколько кастрюлек стоит на плите, сколько ковшиков висит на стене, и сколько ложек лежит в мойке. Из яблок, картофелин или фасолинок, из которых готовится еда, ребенок может выложить цифры, обозначающие их число. Обратите внимание, на что похожи отдельные цифры: двойка - на лебедя с длинной шеей, пятерка - на перевернутую двойку, а шестерка и девятка - цифры-акробатки. С привычными предметами легко освоить простейшие приемы сложения и вычитания. «Было у нас на столе три кружечки, а пришел папа, и одну кружку добавили. Сколько стало?» «В вазе утром лежало четыре яблока, а теперь осталось одно. Сколько же яблок мы съели?». Хороший тренинг счета - поочередное называние четных и нечетных чисел. Ребенку предлагается игра, в ходе которой он попеременно со старшим должен называть числа «через одно». Упражняться в счете можно даже в процессе игры в конструкторы. Считаем автомобили, фигурки, сортируем и подсчитываем одинаковые детали. Дети очень любят настольные игры, о чём родители часто забывают или не знают, а ведь это очень хороший материал для счёта, где всякий раз надо считать необходимое число ходов.

Так много интересного вокруг .

Окружающие ребёнка предметы и деятельность взрослых могут значительно расширить математические представления. Необходимо только заинтересовать малыша тем, что находится вокруг, и помочь ему увидеть необычное в обыденном, направить внимание на осмысление процесса и результатов действий: измерения, увеличения или уменьшения подсчётов, установления соответствия, определения времени, нахождения маршрута движения и многого другого.

Нужно расширить границы самостоятельности ребёнка, предоставить ему возможность с помощью практических действий подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяжённости, численности, тяжести, равенства, изучить свойства предметов, поэкспериментировать.

Ваше внимание должно быть направлено на то, чтобы ребёнок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Нередко в семье взрослые не позволяют ребёнку изучать свойства предметов, так как боятся, что он замочит рукава рубашки, испачкает стены или стол, насорит, разобьёт что-то, порежется и т.д. Все опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.

Иногда вопросы, которые возникают у дошкольника, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое наблюдение помогает изучению свойств предметов, позволяет увидеть изменения, происходящее с ними под нашим воздействием.

Например , с прогулки принесли ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли во дворе. Он лежит на блюдечке и постепенно сереет, темнеет. Через некоторое время превращается в воду, а в ней плавают чёрные крупинки и частички. Вода не такая прозрачная, как предполагалось.

Или другой опыт со снегом. На одно блюдечко положили рыхлый снег, на другое крепкий снежок, на третье - кусок льда. Кладём на стол секундомер и наблюдаем за происходящим, затем объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лёд сохранялся дольше и растаял позднее, чем снег?

Ещё один пример постановки опытов. «Не тяни время», - часто повторяет мама ребёнку. Наконец у маленького философа появляется вопрос: как это - тянуть время? Его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик? Такое явление как субъективность восприятия времени может быть проверено опытным путём.

Опыт 1. Ребёнку предлагается сесть удобно на стульчик и закрыть глаза. Мама включает секундомер. Когда, по мнению ребёнка, пройдёт минута, он должен поднять руку. С помощью секундомера отмечается, сколько времени прошло на самом деле. Мама и ребёнок могут поменяться ролями. По завершении опыта они обмениваются впечатлениями.

Опыт 2. Ребёнку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них отличия. По истечении минуты мама просит ребёнка закончить работу, но не сообщает, сколько времени прошло. Ребёнок высказывает предположение о том, сколько времени прошло, пока он рассматривал картинки.

Необходимо подвести дошкольника к пониманию того, что при занятии интересным делом человек как бы не замечает времени, а при выполнении неинтересной, скучной работы или её отсутствии ему кажется, что время тянется медленно. Делать что-то медленно, тратить попусту время - это и означает «тянуть время».

Можно провести подобные опыты, используя другие задания, выбрав иную продолжительность времени, привлечь к участию в опытах других членов семьи.

Места проведения опытов могут быть самыми традиционными. Например, очень подходит для этого кухня: здесь ребёнка ожидает много интересного (если у мамы есть время и у неё хорошее настроение). Малышу рядом с самым близким человеком очень нравится постигать новое. Разрезали сыр. Какой формы получились кусочки? Треугольные, квадратные, прямоугольные? Можно сравнить квадратные и прямоугольные кусочки сыра и определить, чем они различаются, а чем похожи. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, можно подвести его к догадке. (Скажи, сколько сторон у четырёхугольного и у прямоугольного кусочка; одинаковой ли длины стороны? Сколько углов у каждого из этих кусочков?)

Большой интерес вызывает у ребёнка процесс приготовления печенья. При помощи специальных приспособлений тесту можно придать самую разную форму С помощью стаканов (большого и маленького) из теста можно сделать кружочки. Когда печенье будет готово, предложите ребёнку сначала сосчитать, сколько штук печенья получилось всего, а затем определить, сколько выпечено штук печенья каждой формы, чем различается печенье круглой формы (размером). Усложните задание. Попросите ребёнка условно разделить печенье между членами семьи, определить, сколько всего понадобится печенья, если каждый получит по две или по три штуки, если каждый получит по половинке печенья.

Дошкольники любят делать покупки вместе с родителями. В магазине или на рынке можно показать ребёнку много интересного. Электронные весы, на которых взвешиваются продукты в магазине, сравнить с весами, которыми пользуются на рынке, и бытовыми весами. Обратить внимание на то, что иногда на рынке количество ягод определяют с помощью стакана. Яйца в магазине упаковывают в коробочки по одному десятку, т.е. по десять штук. На ценнике указывается их стоимость именно за один десяток. Сок в пакетах и бутылках может быть разного объёма: по двести или по пятьсот миллилитров, по одному, по полтора или по два литра. Любимое детьми мороженое тоже может быть упаковано по-разному. В каждой упаковке - разное количество граммов. Коробки с шоколадными конфетами тоже различаются по весу - он указан на коробке. Её величина при этом может не зависеть от веса: иногда в большой коробке лежит совсем мало конфет, так как каждая конфета лежит в своём гнёздышке, далеко одна от другой.

Познавательное общение дошкольника со взрослым и сверстником имеет огромное значение для всего последующего детского развития. Ребёнок уточняет представления об окружающем, сталкивается с новыми свойствами и признаками предметов, познаёт взаимосвязь явлений. Он проявляет завидное упорство, ему всё интересно, но не всё доступно. Многое находится за пределами его непосредственного восприятия. Благодаря содержанию, насыщенному интересной и полезной для ребёнка информацией, познавательное общение расширяет кругозор ребёнка, помогает построить в сознании целостную картину мира.

Примеры задач на сообразительность и задач-шуток:

Папа-гусь и мама-кошка купили для своих деток по восемь тапок. Сколько деток у каждого?

Бабушка купила внучкам пять конфет и три порции мороженого. Съели все порции мороженого и столько же конфет. Сколько осталось конфет?

Какие камни в море? (Мокрые)

Назови число больше пяти, но меньше двух? (Такого числа не существует)

И напоследок, мне хочется сказать родителям, что всё вышеизложенное возможно, легко и просто, но только в том случае, если вы будете общаться с ребёнком не по расписанию и от случая к случаю, а ежечасно и ежедневно и положительный результат будет непременно!

Советы для родителей.

Как дошкольнику подружиться с часами.

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Иванчикова Татьяна Николаевна

Для закрепления ребенком успехов в математике обязательно научите его разбираться, который настал час.С приходом ребенка в школу для него начинают особую роль играть временные указатели. Мама будит его поутру словами «пора вставать», торопит с завтраком - «а то опоздаешь», волнуется, ожидая из школы, а дома встречает вопросом «почему вас задержали?» Часы учебы ребенка подчинены школьному звонку. Во время урока он ни за что не подаст голос раньше, чем хотелось бы, зато и не удлинит веселую перемену.Знаете, какая народная загадка существует про часы: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда обедать, когда спать, когда учебу начинать». Очень точная загадка, все детали в ней подмечены. Пошел ребенок в школу - должен научиться сам, без посторонней помощи, определять, который настал час. Пора уроки делать или время спать ложиться. Задача родителей - показать дошкольнику, как ориентироваться по циферблату, ведь такое познавательное приобретение станет насущно необходимым в течение всей жизни.Обучить этому несложно - типовые циферблаты есть в каждом доме.Сначала выясните, умеет ли ребенок считать до двенадцати и знает ли он цифровые обозначения каждого из чисел. Закрепите эти знания, указав на циферблате каждое число. Пусть ребенок вместе с вами вслух посчитает до двенадцати, переставляя палец от числа к числу. Посмотрите, сколько часов имеется в вашем доме, каковы их внешние различия и предназначение - ручные, настенные, будильник и т.д.Затем расскажите о назначении стрелок. Короткая (маленькая) стрелка показывает, как движутся часы, эта стрелка чуть потолще своей подружки. А длинная (большая) стрелка - минутная. У каждых часов есть свои звуки - они тикают, звенят, попискивают, наконец, бьют. Пусть ребенок попытается передать голосом механические звуки часов.Объясните, что на циферблате расположены указатели двенадцати часов. А каждый час отдельными черточками разделен на 60 минут. Часы и минуты показываются разными стрелками - большой и маленькой. То, что часовая стрелка – маленькая, а минутная - большая, принято на любых часах во всем мире - и на крошечных наручных. Кроме того, все часы в мире ходят в одном направлении. Есть даже такое выражение - двигаться по часовой стрелке, то есть ходить по кругу так, как действительно ходят стрелки- указатели времени. Понаблюдайте за часами, пусть ребенок убедится, что маленькая стрелка двигается медленно, а минутная ее обгоняет. Пока часовая проходит расстояние от одной цифры к другой, большая успевает обежать целый круг.Начать обучение восприятию часового циферблата лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. К примеру, если маленькая часовая стрелка находится на цифре восемь, это означает восемь часов утра - пора идти в школу. Если на цифре двенадцать – то пора возвращаться из школы домой и так далее. А если стрелка расположена на переходе от одной цифры к другой, значит и время находится на переходе от одного часа к другому. Поиграйте с ребенком в своеобразную игру - в течение дня несколько раз спросите его: «Который час?». Если ребенок не знает пока чисел до шестидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая. А про минутную стрелку он может говорить, сообщив ее местонахождение - на какой цифре она расположена. Постепенно с практикой придет навык определения времени по циферблату.Изображение часов можно нарисовать, причем стрелки на них хорошо сделать движущимися, прикрепив в центре на кнопку, кусок проволоки или винтик с гаечкой.С умом играем - знаний набираем. А вот с приобретением настоящих наручных часов для первоклассника лучше не торопиться – они будут отвлекать его внимание от других более прозаических моментов урока

Нужно расширить границы самостоятельности ребёнка, предоставить ему возможность с помощью практических действий подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяжённости, численности, тяжести, равенства, изучить свойства предметов, поэкспериментировать.

Внимание родителей должно быть направлено на то, чтобы ребёнок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Нередко в семье взрослые не позволяют ребёнку изучать свойства предметов, так как боятся, что он замочит рукава рубашки, испачкает стены или стол, насорит, разобьёт что-то, порежется и т.д. Все опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.

Иногда вопросы, которые возникают у дошкольника, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое наблюдение помогает изучению свойств предметов, позволяет увидеть изменения, происходящее с ними под нашим воздействием.

Например, с прогулки принесли ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли во дворе. Он лежит на блюдечке и постепенно сереет, темнеет. Через некоторое время превращается в воду, а в ней плавают чёрные крупинки и частички. Вода не такая прозрачная, как предполагалось.

Или другой опыт со снегом. На одно блюдечко положили рыхлый снег, на другое крепкий снежок, на третье - кусок льда. Кладём на стол секундомер и наблюдаем за происходящим, затем объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лёд сохранялся дольше и растаял позднее, чем снег?

В подобных ситуациях взрослый направляет поиск, подводит с помощью вопросов, рассуждений к выделению свойств, вычленению наиболее значимых из них в данной ситуации. Например, плотность снежной массы, отсутствие свободного пространства между её частицами, куда может проникать тёплый воздух комнаты.

Ещё один пример постановки опытов

«Не тяни время», - часто повторяет мама ребёнку. Наконец у маленького философа появляется вопрос: как это - тянуть время? Его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик? Такое явление как субъективность восприятия времени может быть проверено опытным путём.

Опыт 1. Ребёнку предлагается сесть удобно на стульчик и закрыть глаза. Мама включает секундомер. Когда, по мнению ребёнка, пройдёт минута, он должен поднять руку. С помощью секундомера отмечается, сколько времени прошло на самом деле. Мама и ребёнок могут поменяться ролями. По завершении опыта они обмениваются впечатлениями.

Опыт 2. Ребёнку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них отличия. По истечении минуты мама просит ребёнка закончить работу, но не сообщает, сколько времени прошло. Ребёнок высказывает предположение о том, сколько времени прошло, пока он рассматривал картинки.

Необходимо подвести дошкольника к пониманию того, что при занятии интересным делом человек как бы не замечает времени, а при выполнении неинтересной, скучной работы или её отсутствии ему кажется, что время тянется медленно. Делать что-то медленно, тратить попусту время - это и означает «тянуть время».

Можно провести подобные опыты, используя другие задания, выбрав иную продолжительность времени, привлечь к участию в опытах других членов семьи.

Места проведения опытов могут быть самыми традиционными. Например, очень подходит для этого кухня: здесь ребёнка ожидает много интересного (если у мамы есть время и у неё хорошее настроение). Малышу рядом с самым близким человеком очень нравится постигать новое. Разрезали сыр. Какой формы получились кусочки? Треугольные, квадратные, прямоугольные? Можно сравнить квадратные и прямоугольные кусочки сыра и определить, чем они различаются, а чем похожи. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, можно подвести его к догадке. (Скажи, сколько сторон у четырёхугольного и у прямоугольного кусочка; одинаковой ли длины стороны? Сколько углов у каждого из этих кусочков?)

Большой интерес вызывает у ребёнка процесс приготовления печенья

При помощи специальных приспособлений тесту можно придать самую разную форму (для этого пригодится и нож, правда, потребуется больше времени, старания и осторожности). С помощью стаканов (большого и маленького) из теста можно сделать кружочки. Когда печенье будет готово, предложите ребёнку сначала сосчитать, сколько штук печенья получилось всего, а затем определить, сколько выпечено штук печенья каждой формы, чем различается печенье круглой формы (размером). Усложните задание. Попросите ребёнка условно разделить печенье между членами семьи, определить, сколько всего понадобится печенья, если каждый получит по две или по три штуки, если каждый получит по половинке печенья.

Дошкольники любят делать покупки вместе с родителями

В магазине или на рынке можно показать ребёнку много интересного. Электронные весы, на которых взвешиваются продукты в магазине, сравнить с весами, которыми пользуются на рынке, и бытовыми весами. Обратить внимание на то, что иногда на рынке количество ягод определяют с помощью стакана. Яйца в магазине упаковывают в коробочки по одному десятку, т.е. по десять штук. На ценнике указывается их стоимость именно за один десяток. Сок в пакетах и бутылках может быть разного объёма: по двести или по пятьсот миллилитров, по одному, по полтора или по два литра. Любимое детьми мороженое тоже может быть упаковано по-разному. В каждой упаковке - разное количество граммов. Коробки с шоколадными конфетами тоже различаются по весу - он указан на коробке. Её величина при этом может не зависеть от веса: иногда в большой коробке лежит совсем мало конфет, так как каждая конфета лежит в своём гнёздышке, далеко одна от другой.

В домашнем образовании рекомендуется использовать разные по содержанию задания на сообразительность, требующие применения различных методов при их выполнении. Например, задания на нахождение персонажа или объекта решаются методом исключения. На картинке изображено три котёнка: один котёнок полосатый с бантом, второй котёнок полосатый с белым хвостом, а третий котёнок чёрный. Задание: три котёнка играли с клубком. Скажи, кто запутал нитки. Это был не чёрный котёнок, а полосатый; у него не было бантика, зато у него белый хвостик. При выполнении задания рассуждения строятся так: из условия известно, что это бы не чёрный котёнок. Значит, остаются два полосатых. Чем они отличаются друг от друга? Один котёнок с бантом, другой с белым хвостом. Нам надо выбрать одного из них. В условии сказано, что котёнок полосатый, но без банта. Следовательно, остаётся только один возможный вариант ответа: нитки запутал полосатый котёнок с белым хвостом.

А вот задание на определение числа, где используется различное основание счёта. В магазин пришли три лыжника и купили для себя лыжные палки. Сколько палок было продано? Необходимо наглядно продемонстрировать ребёнку эту задачу, нарисовав сначала две палки, обвести их кружком и под ними условно изобразить лыжника. Сделать такой же рисунок для второго лыжника, а затем для третьего. Подсчитать общее количество палок и сделать вывод: всего было продано шесть палок.

Познавательное общение дошкольника со взрослым и сверстником имеет огромное значение для всего последующего детского развития. Ребёнок уточняет представления об окружающем, сталкивается с новыми свойствами и признаками предметов, познаёт взаимосвязь явлений. Он проявляет завидное упорство, ему всё интересно, но не всё доступно. Многое находится за пределами его непосредственного восприятия. Благодаря содержанию, насыщенному интересной и полезной для ребёнка информацией, познавательное общение расширяет кругозор ребёнка, помогает построить в сознании целостную картину мира.

Примеры задач на сообразительность и задач-шуток:

  1. Папа-гусь и мама-кошка купили для своих деток по восемь тапок. Сколько деток у каждого?
  2. Бабушка купила внучкам пять конфет и три порции мороженого. Съели все порции мороженого и столько же конфет. Сколько осталось конфет?
  3. Какие камни в море? (Мокрые)
  4. Назови число больше пяти, но меньше двух? (Такого числа не существует.)

Елена Евсеева
НОД «Знакомство с часами» для детей 6–7 лет

НОД в подготовительной группе

«Знакомство с часами » .

Задачи :

Обучающие : познакомить детей с историей часов и их назначением, расширить представление о часах (устройство, виды часов,определять время по часам ; закреплять умение изображать разные часы.

Развивающие : развивать умение ориентироваться во времени, зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, логическое мышление детей .

Воспитательные : воспитывать умение беречь свое время и время окружающих людей.

Предварительная работа : Чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» , рассматривание часов, разучивание пословиц о времени и часах (всему свое время; всякое семя знает свое время; делу - время, потехе – час; скучен день до вечера, коли делать нечего) с объяснением значения.

Материалы : разные часы, картинки с изображением часов, цветные карандаши, набор цифр – наклеек (по набору на ребенка) .

Мотивационный момент.

В гостях у детей Незнайка . Он просит помощи. Вот уже несколько раз его приглашали на праздники друзья. Но, когда он приходил, то было уже поздно – все гости разошлись.

Ребята, как вы думаете, почему Незнайка опоздал? (не знал, когда выходить из дома; нет часов; проспал)

Вы все говорите правильно. А как же узнать, что уже пора выходить из дома? (посмотреть на часы)

А у Незнайки есть часы? (нет)

Как вы думаете, часы были всегда?

Беседа об истории возникновения часов.

Раньше люди время определяли по солнцу.

Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко садилось – ложились спать.

А когда люди спали дольше, летом или зимой? (зимой день короткий, а ночь длинная)

Позже люди поняли, что по солнцу можно очень точно определять время. Утром и вечером тень от деревьев длиннее, чем днем. Утром с одной стороны, а вечером с другой. Человек понял это и придумал солнечные часы

Как вы думаете, удобны были такие часы? (нет)

Они были очень большими, нельзя взять их с собой, в дождливую погоду не было солнца.

После этого появились песочные часы, которые ничем не отличались от современных песочных часов (показ картинки) .

Они могли показать, сколько прошло времени : 1 минута, 5 минут, 1 час, но только тогда, когда просыплется весь песок. Можно точно сказать, сколько прошло времени, но они тоже были не практичны – их всё время нужно переворачивать.

Вот песочные часы, они рассчитаны на 1 минуту.

Это много или мало?

Сейчас мы это проверим.

Игра «Что можно сделать за 1 минуту» .

Нарисовать круг;

Полить цветы;

Одеться;

Накрыть на стол.

Затем человек придумал механизм.

Были изготовлены разные механические часы (показать картинки) :

Игра «Какой, какая, какое?»

Как называются часы, которые висят на стене? (настенные) ;

Которые стоят на полу (напольные) ;

Которые стоят на столе (настольные) ;

Которые человек носит на руке (наручные) .

Но и у всех этих часов были недостатки. Их надо было часто заводить. Если забудешь завести, то они остановятся. Поэтому придумали электронные часы, которые работают на батарейках. Это самые удобные часы из всех созданных (показать изображение) .

Ребята, а как устроены часы?

Внутри есть механизм, который приводит в движение стрелки. Большая стрелка показывает часы, маленькая – минуты, есть еще секундная стрелка. В1часе-60 минут, в 1 минуте-60 секунд. В одних сутках 24 часа .

Вы, знаете как определяют время?

Показ воспитателем на макете.

Ребята, скоро вы пойдете в школу и должны уметь определять время по часам , чтобы не опоздать на урок.

Установите время, когда мы встаем по утрам? (7 :00)

Во сколько мы идем на зарядку? (8 :00)

Во сколько мы обедаем? (12 :00)

Во сколько ложимся спать вечером? (21 :00)

Работа с раздаточным материалом :

Игра «Определи который час» (по карточкам)

Физкультминутка :

Тик – так, тик – так,

Все часы идут вот так (наклоны головы влево - вправо)

Тик – так, тик – так, тик – так

Смотри скорей, который час? (наклоны туловища влево – вправо)

Тик – так, тик-так, тик-так,

Налево – раз, направо – раз (повороты туловища влево – вправо)

Мы тоже сможем так :

Тик-так, тик-так, тик-так (наклоны туловища вперед – назад)

А теперь я хочу проверить, как Вы научились определять время!

Логические задачи :

Маша с мамой идут до школы 10 минут. Сколько минут ей понадобится, чтобы дойти до школы одной?

1 яйцо варится 7 минут. Сколько варятся 5 яиц?

Кто в семье самый старший папа, Алеша или дедушка? Кому из них может быть 6 лет, 27 лет,70 лет.

Игра : «Назови, не ошибись» .

Какая стрелка показывает минуты? Какая стрелка показывает часы?

Сколько часов в сутках? Сколько минут в одном часе? Что длиннее один час или одна минута?

А Вы знаете пословицы о времени?

Всему свое время.

Всякое семя знает свое время.

Делу- время, потехе- час.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Какая пословица, из тех, что мы учили, подходит лучше? (скучен день до вечера, коли делать нечего) .

Правильно, время долго тянется, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать для Незнайки любые часы, которые вам понравились или придумать свои, а цифры уже готовые их только нужно приклеить. А потом мы с вами подарим их Незнайке и его друзьям, чтобы они определяли по ним время и никуда не опаздывали.

Дети читают стихотворения :

1. Говорят : часы стоят,

Говорят : часы спешат,

Говорят : часы идут,

То немножко отстают,

Мы смотрели с вами вместе,

А часы стоят на месте.

2. Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

Как Вы думаете, помогли мы Незнайке?

Зачем Незнайке часы?

Ребята, что нового Вы сегодня узнали?

Какие задания Вам показались самыми трудными?

Какие часы вам понравились больше всего?

Вы все сегодня старались!

Наш друг Незнайка говорит Вам «Спасибо!»

Публикации по теме:

Соленое тесто чисто экологический материал для детей дошкольного возраста. Очень часто стали применять на занятиях с детьми. Наша задача.

Буклеты: «ФЭМП у детей 3–4 лет», «Знакомим детей с часами», «ФЭМП детей 3–4 лет по методике Л. Венгера» Что же такое время? Чем его измерить? Что такое минута, секунда, год? Для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по.

Цель: Приобщение детей к истории и традициям русского народа, через знакомство с календарно - обрядовыми праздниками. Программные задачи:.

Конспект НОД по ФЭМП (подготовительная группа) «Ознакомление с прибором учета времени - часами» Конспект НОД по ФЭМП (Подготовительная группа) Тема: «Ознакомление с прибором учета времени - часами» Программные задачи. Продолжать.

Занятие по формированию математических представлений.

Тема: «Знакомство с часами». (предшкола)

Цель занятия: Познакомить детей с часами и их назначением; показать как человек совершенствовал часы. Продолжать учить считать в пределах 20. Развивать память, внимание, мелкую моторику руки.

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Материал: персонажи сказки «Теремок», пазлы-детали теремка, карточки с цифрами, рисунок теремка из геометрических фигур, макет часов.

Ход занятия:

Ребята, вы любите сказки?

Назовите ваши любимые сказки.

Хотели бы вы встретиться с героями из какой-либо сказки?

Они сегодня у нас в гостях.

Как вы думаете, из какой они сказки?

Ребята, что ещё должно быть в этой сказке?

Что же произошло с теремком?

Как вы думаете, почему он развалился?

Нужен ли теремок нашим героям? Или пусть идут по лесу кто куда хочет?

А вы хотели бы участвовать в постройке теремка?

А кто строит дома, детские сады, школы?

Какими должны быть строители?

А вы трудолюбивые? Старательные? Внимательные?

Тогда я думаю, мы с вами сможем построить большой теремок, в котором хватит места всем героям.

Для того, чтобы строить дома, мы должны обладать некоторыми математическими знаниями, а недостающим мы научимся при строительстве.

Чтобы возвести каждую часть теремка, нужно будет выполнить некоторые математические задания. Вы готовы?

И так, начнём строительство.

Чтобы здание было прочным, нужен фундамент. Вот и плиты для фундамента, но не хватает некоторых цифр, каких? (3….5), (…6….8), (10…12).

Молодцы, фундамент готов. Я думаю, что на таком фундаменте теремок будет крепким. Пора возводить стены. Это более кропотливое занятие, поэтому задание будет не одно.

Первое задание на внимательность, в игре «Что изменилось».

Второе задание: На этой карточке написана цифра, вы её не знаете, но можете догадаться: эта цифра на 1 больше 8 (9).

А эта цифра меньше 7 на 1 (6).

Следующая меньше 3 на 1 (2).

Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Продолжаем строить теремок. Что-же следующее?

Ребята, вот небольшой рисунок нашего теремка. Посмотрите на него внимательно, и постарайтесь запомнить, из каких геометрических фигур он состоит, сколько всего фигур, что это за фигуры. (убираю).

Сколько всего геометрических фигур в домике?

Сколько треугольников?

Сколько квадратов?

Прямоугольников?

Молодцы! Вы были очень внимательные. А теперь попробуйте нарисовать эти фигуры.

Теремок почти готов, чтобы в нём было всегда светло, заглядывало солнышко, чего-то не хватает? (окон). Вот вам следующее задание, для окон.

Возьмите счётные палочки. Покажите один десяток.

Сколько показываете? (2-3 ответа).

Положите один десяток на стол, и добавьте две единицы.

Какое число получилось?

Сколько десятков в числе 12? , сколько единиц?

Добавьте ещё две единицы.-Какое теперь число у вас?

Сколько в нём единиц? Десятков?

С какой стороны лежат десятки? Единицы?

А если положить два десятка, какое будет число?

Молодцы, ребята! (дополняю теремок нарисованными окнами).

Когда вселяются в новый дом, что-то празднуют? (новоселье).

А на новоселье принято дарить подарки, нужную вещь и для дома, и для хозяев. Я предлагаю подарить часы. А как по ним узнавать время, давайте научимся сами и научим жителей теремка.

Как вы думаете, часы были всегда? Давным-давно люди узнавали время по солнцу. Когда солнце вставало, и люди вставали, принимались за работу. Прошло солнце половину дороги - надо отдыхать. А спряталось - пора на покой. Затем люди заметили, что тень от дерева не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. И человек изобрёл солнечные часы. Но вскоре и они перестали устраивать человека, как вы думаете, почему?

И люди изобрели разные часы.

Какие часы знаете, или слышали? (водяные, песочные, механические, электронные, цветочные…).

Посмотрите на часы, которые я принесла для вас.

Что есть у часов?

Какие стрелки по длине?

Может быть, вы знаете, как называется большая стрелка? Маленькая?

Когда обе стрелки стоят на 12, это значит ровно 12 часов. Но стрелки не стоят на месте, постоянно движутся. Минутная быстрее, а часовая медленнее. И вот, минутная прошла половину циферблата, говорят: -«Половина первого». Прошла ещё вторую половину – ровно один час. Чтобы прошёл один час, минутная стрелка должна сделать целый круг, а часовая только до следующей цифры.

Две сестрёнки друг за другом

Пробегают круг за кругом

Коротышка только раз,

Та, что выше, - каждый час.

Догадались, о ком эти слова? С первого раза, конечно, трудно узнавать и правильно называть время, но давайте попробуем. У вас на листочках нарисованы часы. Внимательно посмотрите, что показывают стрелки и запишите, сколько на них часов.

Сколько времени на твоих часах? (3-4 ответа).

Ребята, вам понравилось строить теремок?

Какое задание понравилось?

Я благодарю вас за старательность, за вашу доброту, терпение и усидчивость. И наши сказочные герои тоже говорят вам спасибо и до встречи в следующей сказке.

Большие часы мы подарим зверятам на новоселье, а маленькие подарите нашим гостям, чтобы они напомнили им, о их беззаботном детстве, и о том времени, когда они тоже учились узнавать время.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

Тема занятия: История часов

Группа: Подготовительная

Используемая технология: Интегрированное занятие

Задачи:

- Познакомить с историей часов.

Подвести к пониманию их назначения.

Закрепить умение рисовать разные часы.

Развивать творческое воображение и логическое мышление.

Воспитывать способность и умение беречь время.

Материал : Различные часы, картинки с изображением часов.

Ход занятия:

В: Послушайте загадку:

Мы,когда идем, стоим,

А стоять умеем лежа

Даже если мы убежим,

Мы не двигаемся тоже.

В: - Ребята как вы думаете, что это?

Д: Часы

В:- Молодцы ребята, правильно это часы. Сегодня я хочу рассказать немного про историю часов. А скажите ребята, всегда были или было время, когда не было часов?

Ответы детей.

В: Было время, когда не было часов. В те времена люди определяли время по солнцу.

Солнце вставало и люди просыпались, солнце заходило и люди ложились спать. А когда люди дольше спали - зимой или летом?

Ответы детей.

В:- Люди меньше спали летом, потому что летом ночь короткая, а зимой дольше спали, потому что зимой ночь длинная.

По солнцу можно определять время точно. Когда солнце светит, от деревьев отходит тень. Ребята скажите, а когда тень бывает длиннее, утром, днем или вечером?

Ответы детей.

В:- Когда солнце встает или когда солнце заходит за горизонт, то тень длиннее, а днем тень короче. Когда человек заметил свойства тени, то он придумал солнечные часы.

Человеку было плохо с этими часами, потому что такие часы работали только в солнечную погоду.

Потом человек придумал песочные часы.

Эти часы человеку тоже были неудобными, потому что все время их нужно было переварачивать каждые 3 минуты.

Пока будет сыпаться песок мы с вами поиграем в подвижную игру про зайчика.

Дети играют.

В:- Дальше поговорим о часах. Вместо песка в часы наливали масло, масляные часы, но такие часы время показывали не точно. Самые необычные часы -это цветы часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты.По ним тоже можно определять время.

Потом человек придумал механизм и повесил на башню. И они не подошли.Вскоре появились разные часы:

В:- Как называются часы, которые висят на стене?(настенные)

Как называются часы,которые стоят на полу?(Напольные)

Как называются часы которые лежат на столе? (настольные)

Как называются часы, которые носят на руке?(Наручные)

Ответы детей.

И в конце концов человек придумал электронные часы, которые работают на батарейках.

А сейчас я вам ребята предлагаю придумать и нарисовать любые часы.

В конце занятия рефлексия




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»