Логопедия в детском саду тема игрушки. Конспект логопедического занятия тема: «Игрушки. II. Объявление темы занятия

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе по теме «Игрушки»

Цель: закрепить обобщающее слово «игрушки», уточнить наименование и предназначение игрушек.

Задачи:

    активизировать словарь по теме

    учить образовывать относительные прилагательные

    согласование количественных числительных 1,2,3,4,5 и существительных

    упражнять в употреблении родительного падежа единственного числа существительных

    развивать слуховое и произвольное внимание

    совершенствовать слоговую структуру слова

    развивать мелкую моторику пальцев рук

    воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии

    воспитывать бережное отношение к игрушкам

Оборудование: воздушные шары, игрушки и предметные картинки с изображением игрушек, мозаика, цветные карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети заходят в класс и встают возле парт .

Здравствуйте, ребята! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.

Ребята, а вы хотите отправиться в удивительное путешествие? Сегодня мы полетим в волшебную страну. А кто мне скажет, на чем можно летать? Но мы с вами полетим на большом круглом воздушном шаре, а поможет нам в этом считалочка. [ 5]

1, 2, 3, 4, 5 дети загибают пальчики по-одному

На лужок пойду гулять руки опустили

Красный шарик захвачу показывают «шарик» руками

Нитку крепко закручу. левая рука сжата в кулак, правая «закручивает»

1,2,3,4,5 по очереди загибают пальчики

Как сочту до десяти показывают все пальцы

Крикну шарику: «Лети!» поднимают руки вверх

II. Объявление темы занятия.

1. - Вот мы и попали с вами в волшебную страну. А как же называется эта страна? Давайте прочтем на воротах.

Нет названия. Наверно необходимо выполнить задание.

На экране картинка с наложенными друг на друга картинками .

Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, что вы видите на экране? Какие предметы изображены?

Дети называют предметы.

Что мы делаем с этими предметами?

А каким общим словом можно назвать все эти предметы?

На экране появляется название страны «Игрушки»

Давайте прочитаем название страны, в которую мы прилетели. Дети читают .

Вот оказывается, в какую страну мы попали. В этой стране мы узнаем много интересного об игрушках.

2. Ребята, я хочу, чтобы вы меня внимательно послушали.

Читается стихотворение.

Какие ты любишь игрушки?

Вот кубики, кукла, юла.

А вот надувная лягушка

Лежит на полу у стола.

Мне нравится плюшевый мишка,

И серый задумчивый слон,

Ещё длинноухий зайчишка

Хотя и трусливенький он.

Какие игрушки были названы? Кого вы запомнили?

Дети называют, а логопед выставляет на фланелеграф картинки.

Ребята, сколько игрушек вы видите? (перечисляют)

А теперь я прошу вас закрыть глаза (логопед убирает одну игрушку)

Посмотрите, что изменилось? Чего нет?

Молодцы!

3. Выставляются игрушки – машинка, кукла, мяч.

Что это? (это мячик)

Это мячик. Какой он по цвету? (мячик красный)

Какой он по форме? (мячик круглый)

Какой мячик на ощупь? Потрогайте его. (мячик гладкий).

Посмотрите как хорошо он прыгает. А что вы будете с ним делать?

Будем играть

Будем катать

Будем бросать

Будем ловить.

4. Физкультминутка

Чуть ударишь этот мячик (ударяем правой рукой)

Начинает он скакать (ударяем левой рукой)

Скачет, скачет, скачет, скачет (прыжки на одной ноге, потом на другой)

И не хочет перестать (прыжки на двух ногах)

Что это? (это кукла)

Давайте рассмотрим куклу. Какая она по размеру? (Кукла большая).

Еще, какая кукла? (кукла красивая)

Что вы будете с ней делать?

Будем играть

Будем кормить

Будем укладывать спать

Будем одевать

Будем раздевать

Будем качать

Что это? (это машинка)

А что мы с ней будем делать?

Будем играть

Будем нагружать

Будем разгружать

Будем ремонтировать

Будем возить

5. Игра «Четвертый лишний»

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний»

Выставляются предметные картинки:

машинка, юла, кубики, капуста

мяч, пирамидка, кукла, яблоко

Назовите в каждом ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор

(лишняя картинка убирается)

Найдите и назовите картинки, названия которые начинаются на гласную букву, согласный звук.

Найдите и назовите слова-названия игрушек состоящих из 5 звуков.

Назовите слово, в котором 9 звуков.

Сколько согласных в этом слове, какие?

Сколько гласных? Какие?

Разделите слово на слоги. Сколько слогов?

Молодцы!

6. Физкультминутка.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка.

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед, вниз.

Улыбайся и садись.

7. Упражнение «Веселый счет»

Логопед показывает картинки.

Ребята, давайте посчитаем наши игрушки.

(счет 1-2-3-4-5)

Молодцы!

8. –Вы все любите играть с игрушками, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. А игрушки делаю на фабрике игрушек. На фабрике есть различные цеха. И в каждом цехе изготавливают игрушки из разных материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидки – из дерева, машину – из пластмассы или железа. А потом художники специальными красками раскрашивают игрушки.

Посмотрите игрушки и назовите их.

Определите материал, из которого она сделана.

Составьте словосочетания:

    Мяч из резины – резиновый мяч

    Кукла из резины – резиновая кукла

    Танк из железа – железный танк

    Пирамидка из дерева – деревянная пирамидка

    Мишка из плюша – плюшевый мишка

    Кукла из соломы – соломенная кукла

    Машинка из бумаги – бумажная машинка

9. Упражнение на развитие мелкой моторики.

У Тани было много игрушек: и большой красный мяч, и мягкий плюшевый мишка, и резиновая кукла, и деревянная пирамидка с разноцветными кольцами. Но больше всех игрушек Таня любила пластмассовую мозаику. Из разноцветных кнопочек она собирала разные узоры. Больше всего Таня любила собирать из мозаики цветы.

Какие игрушки были у Тани?

Какую игрушку Таня любила больше всех?

Что любила собирать из мозаики Таня?

Мы тоже попробуем собрать с вами Цветок. Слушайте и делайте:

    Возьмите 1 желтую кнопку, поставьте ее по середине.

    Возьмите 6 красных кнопок, поставьте их вокруг.

    Возьмите 5 зеленых кнопок, сделайте стебелек.

    Возьмите 1 зеленую кнопку, сделайте листок.

Молодцы! Какие красивые цветы у нас получились!

10. Итог занятия.

Ребята, как интересно и весело мы провели время в стране Игрушек, но настало время возвращаться обратно. Давайте откроем вот этот волшебный сундучок, что же в нем?

Открывают, а в нем воздушные шарики.

Возьмите себе по одному шарику и полетим обратно.

Звучит музыка.

1, 2, 3 – крикну шарику «Лети!»

Вот мы с вами и вернулись из волшебной страны.

О чем же мы сегодня говорили?

А для чего они нам нужны?

А как нужно относится к ним, можно ли ломать, бросать, разбрасывать по классу?

Правильно! Я знаю, что в вашем классе есть игрушки, и вы их бережете, чтобы они еще долго служили вам.

На этом наше занятие закончено. До свидания!

Использованные источники:

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» -

    А.С.Герасимова, О.С. Жукова, В.Г.Кузнецова

Энциклопедия обучения и развития дошкольника – СПб.:«Издательский Дом «Нива» М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2002. – 352с.

    Теремкова Н.Э.

Логопедические домашние задании дл детей 5-7лет с ОНР. Альбом 1. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.- 48с.

    Л.Н.Смирнова

Логопедии в детском саду. Занятии с детьми 4-5лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.

    http //www .dou 21ribka .narod .ru – стихи (считалочка)

    Л.Г.Парамонова

Стихи для развития речи – Издательство: Дельта - 1998

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Учить запоминать и повторять цепочку из трех слов.
  • Учить образовывать относительные прилагательные.
  • Учить детей составлять описательный рассказ по заданной схеме.
  • Учить детей различать и называть наложенные контурные картинки.
  • Учить образовывать родительный падеж существительных.
  • Закрепить и уточнить знания детей об игрушках.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать словарь детей по теме игрушки.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях.
  • Воспитывать взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Методические приемы^

Загадывание загадки.

Сюрпризный момент.

Демонстрация дидактического материала.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный - игрушки: медвежонок, мяч, пирамидка, кукла, машинка.

Раздаточный -листки с наложенные контурные картинки, карандаши.

Лексический материал:

Слова: медведь, медвежонок, кукла, мяч, танк; матрёшка, мишка, ведро, машина, кубики, юла, неваляшка, пирамидка, мозаика; лото, дудочка, домик, зайчик, кубик, лошадка, грузовик, шар, телефон, лопатка, лиса, поезд, кроватка, поезд.

Предложения: Я сделаю пирамидку из дерева. Она будет деревянная. Я сделаю самолёт из пластмассы. Он будет пластмассовый. Я сошью зайца из шерсти. Он будет шерстяной...

Предварительная работа^

Чтение художественной литературы о игрушках, рисование игрушек.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят взявшись за руки.

Учитель-логопед: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения.

Упражнение «Повтори правильно».

Учитель-логопед: Сядет тот, кто повторит за мной.

Кукла – мяч – танк; матрёшка – мишка – ведро; машина – кубики – юла;

неваляшка – пирамидка – мозаика; лото – дудочка – домик, зайчик - кубик - лошадка; грузовик - шар - домик; телефон - лопатка - лиса; поезд - мяч - кроватка.

(Дети повторяют и садятся на свой места.)

Учитель-логопед: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

Ответы детей: (о игрушках).

Основная часть

1. Беседа об игрушках

Учитель-логопед: К нам на занятие придет гость. А вот кто это вы узнаете отгадав загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

Ответы детей: (медведь).

Учитель-логопед: Медвежонок принес нам корзину с игрушками (кукла, пирамидка, матрешка, зайчик).

Вы все любите игрушки, играете с ними. А вы знаете, где делают игрушки?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа, или пластмассы (логопед достаёт игрушки из корзинки). Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

2. Упражнение «Из чего сделана игрушка?»

Учитель-логопед: Ребята, мы с вами тоже будем делать из разных материалов свои любимые игрушки и рассказывать об этом медвежонку.

Я сделаю пирамидку из дерева. Она будет деревянная.

(Дети рассказывают и передают медвежонка друг другу.)

Ответы детей: (Я сделаю самолёт из пластмассы. Он будет пластмассовый...)

3. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед выставляет 4 игрушки в определённой последовательности и предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить, как они стоят. Дети закрывают глаза, логопед меняет игрушки местами.

4. Упражнение «Чего не стало?»

Логопед убирает одну игрушку и предлагает детям назвать предмет, который убрали.

5. Физкультурная минутка «Мячик»

Раз, два прыгай мячик. (Взмахи правой ладонья, как бы удары по мячу.)

Раз, два и мы поскачем. (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.)

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

6. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

7. Развитие речевого слуха

(Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза.)

Послушайте стихотворение, постарайтесь представить и запомнить, сколько игрушек было у Андрюшки.

Расставил Андрюшка в два рядка игрушки.

Рядом с мартышкой - плюшевый мишка.

Вместе с лисой – зайка косой.

Следом за ними – ёж и лягушка.

Сколько игрушек расставил Андрюшка? (В. Волина.)

Ответы детей: (шесть).

Учитель-логопед: Назовите все игрушки мальчика Андрюшки.

Ответы детей: (мартышка, мишка...).

8. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану:

Что это?

Из каких частей состоит?...

Какой формы?...

Какого цвета?...

Из какого материала сделана?...

9. Упражнение «Наложенные изображения»

У детей на столах лежат листочки.

Учитель-логопед: Медвежонок приготовил для вас задание. Посмотрите какие игрушки нарисованы на ваших листочках.

Ответы детей: (мяч, юла, пирамидка).

Учитель-логопед: Девочки раскрасят цветными карандашами юлу, а мальчики пирамидку.

(Дети выполняют задание.)

Учитель-логопед: Молодцы ребята! Вы справились с заданием медвежонка.

Заключительная часть

Учитель-логопед: «Ребята, медвежонку пора домой к маме. Вспомните, что медвежонок нам принес. Какие игры вам понравились?» (Медвежонок прощается и уходит.)

Литература:

1. «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. / Составитель В.В. Волина. - М.: Просвещение. 1991.

2. «1000 загадок». Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. - Ярославль: «Академия развития». 1998.

3. Нищева Н. В. «Тетрадь № 1 для старшей логопедической группы (2 год обучения) - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

4. Метельская Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях». - М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М.: ТЦ Сфера, 2004.

Методическая разработка — конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи на тему «Игрушки». На данном занятии обогащаем словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме «Игрушки». Предлагаемый практический материал может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых занятиях с детьми старшего возраста.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, частях, из которых они состоят.
  • Закрепление обобщающего понятия «игрушки».
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными; согласование числительных 2 и 5 с существительными, образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами),
  • образование слоговой структуры слова,
  • обучение фонематическому анализу слова,
  • развитие пространственных представлений.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие диалогической речи, мышления, зрительного внимания, физиологического дыхания, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, бережного отношения к игрушкам.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Уточнение и расширение словаря по теме « Игрушки », образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, развитие диалогической речи.

Мне пришла посылка. Посмотрите на окно, догадались, кто её прислал? (на окне изображение Деда Мороза).

Скоро праздник, и Дед Мороз начинает дарить подарки. Хотите узнать, что в посылке? Отгадайте загадки.

Его пинают,
А он не плачет,

Его бросают-
Назад не скачет.

Верно. Мяч сделан из резины, значит он какой?- резиновый. Мяч, какой по форме, какого цвета?

Резиновый, круглый, большой, разноцветный.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.

Это матрёшка.

Правильно. Матрёшка какая?

Деревянная, новая, красивая, яркая.

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?

Верно. Машина какая?

Бумажная, маленькая, оранжевая, легковая.

Что всё это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать
День, и два, и даже пять.

Верно. Кукла какая?

Пластмассовая, красивая, маленькая, разноцветная.

Что за игрушка-непоседа
Танцует, бегает по следу? -
Я нажала, завела,
Закружилась вдруг…

Правильно. Юла сделана из металла. Какая юла?

Металлическая.

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.

Верно. Мишка какой?

Молодцы. Отгадали все загадки правильно.

II. Тема занятия.

Что прислал нам Дед Мороз, назовите, одним словом.

Правильно. Кому нужны игрушки? Для чего? Как можно играть с мячом? А с куклой? А с машинкой? С юлой? С мишкой? С матрёшкой?

Дети рассказывают, как играют с игрушками.

Как надо относиться к игрушкам? (не ломать, не пачкать, не разбрасывать, убирать на место).

III. Игра «Сосчитай-ка».

(согласование числительных 2 и 5 с существительными).

Давайте сосчитаем, сколько матрёшек.

Дети разбирают матрёшку и пересчитывают.

IV. Игра «Превращения».

(образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Давайте поиграем с игрушками в «превращения».

На экране компьютера дети «превращают» большие игрушки в маленькие.

Я превратил мяч в мячик.

Я превратил машину в машинку.

А я превратила куклу в куколку.

Я превратил паровоз в паровозик.

А я превратила пирамиду в пирамидку.

V. Игра «Живая игрушка».

(развитие связной речи, общей моторики).

Давайте «оживим» игрушки. Дети берут по одной игрушке, называют её, сообщают, какие действия она может выполнять и показывают.

У меня юла. Она может кружиться. (Ребёнок кружится)

А у меня мяч. Он умеет прыгать и скакать. (Ребёнок прыгает)

У меня неваляшка. Она умеет качаться. (Ребёнок качается)

У меня кукла. Она умеет танцевать. (Ребёнок танцует)

У меня мишка. Он умеет рычать. (Ребёнок изображает мишку)

VI. Игра «Собери пирамидку».

(развитие фонематического восприятия, формирование навыков фонематического анализа).

В коробке лежит ещё одна игрушка. (Логопед достаёт из коробки пирамидку без колец)

Что это?

Пирамидка.

Пирамидка без чего?

Без колец.

Верно. Дед Мороз придумал для вас задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите колечко. Дети называют первый звук в названии игрушек, определяют какой он и прикрепляют на доску магнит соответствующего цвета (гласный – красный, согласный твёрдый – синий, согласный мягкий – зелёный).

Предлагаются картинки с изображением: мишки, автомобиля, куколки, мышки, домика.

VII. Формирование слоговой структуры слова, обучение слоговому анализу.

Ребята, дедушка Мороз просит помочь отправить игрушки, распределив их правильно по вагонам поезда. В 1-ом вагоне «отправим» игрушки, в названии которых одна часть (один слог), во 2-ом – две части, в 3-ем – три части, в 4-ом – четыре.

VIII. Игра «Четвёртый лишний».

(развитие зрительного внимания, мышления).

О чём мы говорили на занятии?

Об игрушках.

Верно. И я хочу проверить, как хорошо вы знаете игрушки.

Дети выбирают лишний предмет на экране компьютера. Если выбор сделан правильно, предмет исчезает.

IX. Организация окончания занятия.

Молодцы. Вы помогли Деду Морозу. Во что вам понравилось играть, а что было трудным? В коробке есть ещё мешочек. Я думаю, что это подарки от Деда Мороза для вас. Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке.

Хлуднева Ольга Владимировна,
учитель-логопед,
ГБДОУ детский сад № 106
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Фронтальное логопедическое занятие

Тема: «Игрушки»

(старший дошкольный возраст)

Учитель-логопед Сухинина О.Ю.

Цель: формирование представлений об игрушках, их назначении.

Задачи:

образовательные:

  1. уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Игрушки»;
  2. закрепить знания о предложении;
  3. совершенствовать грамматический строй речи;

развивающие:

  1. развивать диалогическую речь;
  2. развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;

воспитательные:

  1. воспитывать культуру общения и поведения на занятиях;
  2. формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Тип занятия: комбинированное.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

1. Организационный момент:

Дети стоят взявшись за руки

Логопед: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения

2. Упражнение «Повтори правильно».

Кукла – мяч – танк;

Матрёшка – мишка – ведро;

Машина – кубики – юла;

Неваляшка – пирамидка – мозаика;

Лото – дудочка – домик.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? (Об игрушках).

3. Беседа об игрушках.

Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки? Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа, или пластмассы. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

4. Артикуляционная гимнастика:

1. «Лошадка». 3. «Язычок вышел погулять».

2. «Кошечка».

5. Отгадывание загадок.

Круглый, гладкий и пузатый - Косолапые ноги,

Больно бьют его ребята. Зимой он спит в берлоге.

Почему беднягу бьют? Догадайся, ответь,

Потому, что он надут. Что это за зверь?

(Мяч). (Медведь).

7. Упражнение «Из чего сделана игрушка?».

(образование относительных прилагательных)

Машина сделана из железа, она – железная;

Самолёт сделан из пластмассы, он…;

Матрёшка сделана из дерева, она…;

Мишка сделан из плюша, он…;

Кукла сделана из резины, она… и т. д.

8. Упражнение «С какой игрушкой ты играл?»

(усвоение глаголов 3 лица единственного числа прошедшего времени по картинкам)

9. Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Слоговой анализ слов:

Пирамидка, неваляшка, машинка, мишка, кукла, кубики, шарики, дом… (определить самое короткое и длинное слово).

10. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану:

Что это?

Из каких частей состоит?...

Какой формы?...

Какого цвета?...

Из какого материала сделана?...

11. Упражнение «Скажи ласково».

Кукла – куколка, мишка - …, дом -…, машина - …, самолёт - …, матрёшка - …, и т. д.

Пальчиковая гимнастика

«Мяч»

Чуть ударишь этот мячик –

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не хочет перестать.

(поочерёдное соединение всех пальцев с большим)

14. Работа в тетрадях.


Методическая разработка:

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей (5-6 лет) в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Игрушки»

1. Расширение, активизация словарного запаса по теме. Введение обобщающего понятия «игрушки».

2. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных, употребление существительных в дательном (с чем?), винительном (кого? что?) падеже.

3. Учить понимать обращенную речь, отвечать на вопросы.

4. Развитие внимания, памяти, тактильного восприятия.

Оборудование: предметные картинки по теме, натуральные игрушки(кукла, кубики, машинка, мяч, робот и т.д),картинки больших и маленьких игрушек, мешочек из ткани.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот ребенок, кого я назову ласково. Лена, Леночка, Андрей, Женечка, Оленька, Соня, Ульяночка…..

2. Сообщение темы.

Ребята, сегодня в гости к вам пришли картинки. Они лежат перевернутые у вас на столах. Давайте посмотрим и назовем их.(Дети по очереди переворачивают картинки, называя ее. Логопед выставляет картинки на панно.)

Дети: кубик, машинка, мяч, поезд, кукла, кубики…

Логопед: Как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети: Игрушки.(хором, индивидуально)

3. Игра «Большой- маленький».

Логопед: Игрушки хотят поиграть с вами в игру «Большой- маленький». Я буду бросать вам мяч и называть игрушку, обычным названием, а вы называете ее ласково, бросаете мяч обратно мне. Например: кукла-куколка, машина –машиночка,машинка.

(Для наглядности логопед выставляет на панно картинки больших и маленьких игрушек. Получившееся ласковое название игрушки, дети проговаривают вслух вместе с логопедом.)

4. Игра «Чудесный мешочек».

Логопед: Посмотрите, у меня на столе необычный мешочек. Давайте посмотрим, что в нем? Я буду доставать предметы, а вы их называйте.

Дети: робот, пирамида, кубик, конструктор, кукла, машина, грузовик, мяч, пила и т. Д. Логопед: Теперь, все эти игрушки спрячутся назад в мешочек, а вы на ощупь должны отгадать, какая вам попалась игрушка. Называете ее, а только потом вытаскиваете. Подсматривать не надо. Только чувствовать пальчиками. (Далее игрушки выставляются на стол.)

5. Физ.минутка.

Проговаривание стихотворения с пальчиковой гимнастиковой «Пальчики здороваются» на каждый слог, можно с отхлопыванием. (дети стоят по кругу)

Детский сад мы очень любим,
В нем играть мы вместе будем.

6. Игра «Что ты видишь?»

Логопед: Рассмотрите игрушки на столе, я сейчас буду спрашивать: «Что ты видишь?», а вы отвечаете: «Я вижу мишку». (Логопед обращает внимание детей на четкое,по возможности, проговаривание окончания слов. Если дети допускают ошибку, педагог спрашивает у других детей, а как они думают, согласны ли они с таким ответом.)

7. Игра «Чем любуешься?»

(игрушки стоят на столе) Логопед: А теперь посмотрите, подумайте, какая игрушка вам нравится больше всего?

Я буду говорить: «Любуешься-чем?», а вы отвечаете: «Я любуюсь-мишкой.(можно коротко-мишкой)».

8. Игра на развитие внимания, памяти «Чего нет?»

(5-6 картинок)

Логопед выставляет картинки на панно или игрушки на столе, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и говорят, чего нет. Например: Нет мячика.

9. Итог.

Кто приходил к нам в гости? Понравились они вам? Вы сегодня хорошо отвечали и играли с игрушками.

Турова Наталья Ивановна,
учитель-логопед



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»