Китайское искусство вырезания из бумаги. Искусство вырезания из бумаги – «Цзяньчжи» 剪纸 Jiǎnzhǐ Вырезание из бумаги цзяньчжи

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Искусство вырезания по бумаге появилось в Китае, ведь она изобретена именно там. До этого азиаты активно резали по золотой фольге, коже и шелку. В Китае вырезание по бумаге считается престижным увлечением, оно даже внесено ЮНЕСКО в список объектов культурного наследия человечества.

Как выбрать инструменты для вырезания?

Очень важно правильно выбрать хороший канцелярский нож. Для создания действительно ровной вырезки, бумага которой не будет лохматиться по концам, одними ножницами не обойдешься. Чем сложнее ваша работа и чем больше в ней мелких, тем критичнее должен быть выбор ножа. Многие люди, пытающиеся начать заняться вырезанием в китайском стиле используют обычные ножницы для бумаги, а потом удивляются почему у них ничего не вышло.

Подходящий нож не должен быть слишком широким или тонким и не должен иметь лезвие больше 20 миллиметров длинной. Такие лезвия используются для монтажных работ, а не для тонкой бумаги. Очень ровные и узкие ножи тоже не подходят, их не удобно держать в руке и это не даст сосредоточиться на процессе вырезания. Лучше всего найти удобный инструмент с расширяющейся ручкой. Хорошо, если у него есть прорезиненная вставки по бокам, тогда нож не будет скользить в руке и пальцы не устанут. Это действительно важно, потому что вырезание большой картины может занять несколько часов. Иногда в продаже встречаются специальные китайские ножи.

По мере процесса вырезания нож всегда должен оставаться острым. Лезвие канцелярского ножа состоит из нескольких секторов, которые надо отламывать по мере затупления, чтобы нож оставался острым и не цеплял бумагу. Будьте осторожны. Когда отламываете лезвие, держите нож далеко от своих глаз.
Держать нож в руке стоит не так, как ручку или ложку. В таком положении рука слишком быстро устанет. Старайтесь при использовании не держать всю руку на весу, а немного положить ее на стол.

Хорошо подойдет плотная цветная бумага для поделок с глянцевой поверхностью. Она должна быть плотнее обычного альбомного листа, но тоньше картона. Из слишком толстой бумаги очень трудно сделать аккуратную вырезку. Бумага должна обязательно иметь красивый и яркий цвет. Идеально подходит самоклеющаяся бумага. Она и плотная, и красивая и можно потом наклеить рисунок. Традиционно используется бумага красного или черного цвета. В различных регионах Китая используется различная цветовая гамма. Настоящие китайские вырезки бывают даже многоцветные. Они делаются путем вырезание нескольких частей рисунка из разных листов и их склеивания.
Перед тем как вырезать рисунок можно либо сделать набросок по бумаге, либо приложить трафарет. В случае использования трафарета вы будете более точно представлять то, что получится в конце.

Под бумагу сделайте твердую подложку. Она должна быть максимально ровной. Обычно люди используют для этого ненужное зеркало, стекло от книжной полки, коврик для мышки. Хорошая подложка очень важна, бумага не должна даже немного погнуться и помяться в процессе.
Начинайте вырезать с верхнего левого угла и двигайтесь вниз направо. Это позволит не испортить случайно работу рукой. Аккуратно доводите линии до конца, иначе кончики бумаги будут лохматиться, оставляя заусенцы. Чтобы сделать сложную картину, китайцы сначала вырезают трафареты нескольких деталей отдельно, потом соединяют их вместе.

Вырезание узоров из бумаги — очень древнее искусство, встречающееся у разных народов. Зародилось оно, по-видимому, в Китае, где в 105 году н. э. Цай Лунем и была изобретена бумага. Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского двора. Китайские модницы и придворные красавицы вырезанными из бумаги картинками украшали свои лица и прически.

Позднее, в XIII-XVII веках, когда стоимость бумаги существенно снизилась, и она стала более доступна, искусство вырезания широко распространилось и среди простого народа, превратившись в один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, которое называется «цзяньчжи». Это искусство имеет несколько направлений. Одно из них — «чуан-хуа» или «оконные цветы» — берет начало от традиции украшать окна накануне праздника весны (китайского Нового года) бумажными орнаментами с изображениями героев народных сказаний, духов и богов. Эти орнаменты превращали окна в силуэтные ширмы и наполняли дом атмосферой праздника и красоты, а также служили оберегом от злых сил.

Другое направление — «си-хуа» — заключается в изготовлении из бумаги праздничных украшений, ритуальных предметов, символов-пожеланий на разные случаи жизни и т.д.



Вырезанные из бумаги картинки в Китае

Кроме того, такие вырезки использовались в качестве трафаретов для резьбы по дереву, украшения мебели, служили образцами для вышивок.

Занимались вырезанием в основном женщины. Кое-где существовал даже обычай, согласно которому юноша накануне обручения просил избранницу что-нибудь вырезать и только после этого принимал окончательное решение о браке.

Самые ранние случаи проникновения китайских бумажных вырезок за пределы страны — в Японию — датируются VII веком. Позднее по Шелковому пути они распространились и по всей Евразии. Это искусство так полюбилось во многих странах, что его стали считать своим исконным ремеслом многие народы. Наибольшее развитие искусство вырезания из бумаги получило во второй половине XIX — начале XX века, так как бумага в это время стала относительно дешевым материалом, доступным простому народу. Она не требовала большой затраты сил и средств, зато прекрасно украшала жилища. Особенно популярно украшение дома бумажными шторками, салфетками, занавесями было в маленьких городках и деревеньках Польши, России, Литвы, Украины, Белоруссии. Славяне вырезки из бумаги называли «выстриганка-ми», «выципянками», «вырезанками», «вытынянками», «вытинанками», «выцинанками».

По форме народные вырезки из бумаги были квадратными, прямоугольными, круглыми — в виде звезды или снежинки. Часто встречались одинаковые мотивы: изображения птиц, наездников, различные растительные узоры. Такие узорные вырезки наклеивались на окна, заменяя шторы; на мебель, заменяя резьбу; на стены, заменяя ковры. Ими можно было красиво оформить праздничный стол или подарить гостям. Искусство вырезания передавалось из поколения в поколение, развиваясь и совершенствуясь. И у каждого народа появились свои собственные традиции и узоры.

Бумажные снежинки

Вырезание снежинок является одним из направлений этого древнего и всеми любимого искусства. В какой именно местности впервые появилась такая вырезка сейчас установить невозможно. Однако можно предположить, что произошло это в России и еще задолго до появления здесь бумаги.

Дело в том, что с незапамятных времен в древней Руси для изготовления различных предметов быта, таких как туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягод использовали кору березы — бересту.


Белорусская вытинанка

Бытовые предметы из бересты часто украшались ажурным прорезным орнаментом. В XVIII веке прорезную бересту активно использовали для украшения, хотя оформленные подобным образом изделия существовали и ранее. Тонкая береста легко прорезалась как ножом, так и ножницами (а ножницы в России появились где-то в X веке) и позволяла создавать сложные орнаменты, которые радовали глаз и пользовались большой популярностью. Человек очень наблюдателен, поэтому неудивительно, что многие идеи он заимствует у окружающей его природы. Русский же человек живет в достаточно суровых условиях, зимы у нас долгие и снежные. Красивые снежинки не могли остаться вне поля его зрения, не вызвать желания подражать природному орнаменту кристаллов льда. Так, по-видимому, и появились узоры на берестяных изделиях, которые воспевали на тепло и краски лета, а суровую красоту зимы.


Фиранка — оконная занавеска из бумаги

В настоящее время снежинки вырезают, конечно, уже не из бересты, а из бумаги. Из года в год зимой резные снежинки на окнах согревают своей красотой людские сердца. Бумажные снежинки можно собирать в гирлянды, украшать ими абажуры, открытки, картонные шкатулки, подарочные коробки и сумочки. Красивую снежинку, например, с силуэтом животного — символа года, можно поместить в рамку под стекло — получится картина. Приделайте к лучу снежинки петельку — и вот готово украшение для елки. Оригинально смотрятся снежинки на праздничном столе. Вариантов применения снежинок множество, главное — проявить фантазию.


польская выклеянка (многоцветная декоративная композиция из частей, наклеенных друг на друга)


Снежинку с красивым силуэтом можно поместить в рамку под стекло

Мы собрали более 100 придуманных нами бумажных снежинок. Они представляют собой круговые композиции, основанные на центрально-лучевой симметрии. Лучи расходятся от середины круга. Наши снежинки, как и их природные прототипы, имеют шесть лучей. Можно, конечно, сделать и четырехлучевые и восьмилучевые снежинки, но они будут далеки от природных образцов.

Для удобства работы мы разделили все снежинки на три категории:
Снежинки-орнаменты. В этих снежинках преобладают орнаментальные мотивы, основанные на повторе и чередовании составляющих их элементов. Орнамент может быть простым или сложным, выдуманным или реально существующим — на ваше усмотрение. Зачастую орнаменты не требуют предварительной проработки деталей и придумываются по ходу вырезания.
Снежинки-подобия. В эту категорию вошли снежинки, созданные по образцу и подобию настоящих снежинок, падающих зимой с неба. Для изготовления подобий вам пригодится знание классификации природных снежинок и их внимательное рассматривание.
Снежинки-силуэты. Снежинки этой категории украшены сюжетными композициями и напоминают силуэтную графику. Они самые сложные по исполнению, но при этом и самые живописные. Придуманный сюжет рисуется на заготовке снежинки, при этом желательно, чтобы его внешний контур походил на один из видов классификации природных снежинок.
Это разделение весьма условно, так как все вырезанные изделия по своей сути одновременно являются как силуэтами, так и орнаментами.


Снежинка-орнамент


Снежинка-подобие

Цзяньчжи - традиционный вид декоративно-прикладного искусства Китая

Художественные вырезки - "цзяньчжи" - один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Поднебесной.

Искусство вырезания узоров из бумаги «Цзяньчжи» в городе Хайлунь провинции Хэйлунцзян отличается своим изящным, тонким и свежим художественным стилем и пользуется популярностью среди китайских и зарубежных художников и народа.

В 1993 году город Хайлунь был назван Министерством культуры КНР «Родиной народного искусства вырезания узоров из бумаги».

Уникальность культуры Китая заключается в том, что многие направления в искусстве были изобретены именно в этой стране. А за длительную историю развития Поднебесной достигли своего совершенства.

Китайская архитектура, изделия из фарфора и живопись стали настоящими символами культурного наследия страны.

Кроме всего прочего, одним из самых древних видов искусств в Китае считается мастерство вырезать из бумаги самые разнообразные фигурки, и даже целые картины.

Этот вид декоративно-прикладного творчества получил свое название - Цзяньчжи. Многие историки и исследователи считают, что первые Цзяньчжи появились в эпоху правления династий Шан и Чжоу. Это приблизительно VI столетие. Но есть мнение, что вырезать из бумаги китайцы начали задолго до этого времени.

Первоначально такие вырезанные из бумаги фигурки использовались для религиозных целей. Бумажные предметы, фигурки людей и животных клали рядом с умершим человеком во время его похорон. Иногда их сжигали на похоронах. Все это имело символическое значение, и было частью ритуального обряда. В древние времена бумажные фигурки использовались также для украшения во время исполнения ритуального действа подношения богам даров.

Позднее искусство Цзяньчжи потеряло свою обрядовость, однако это не значит, что фигурки из бумаги были забыты китайцами. До сих пор изделия, вырезанные из бумаги, используется в качестве декоративного элемента интерьера помещения.

Кроме того, бумажными фигурками обклеивают торшеры ламп и зеркала, колонны и окна, двери и фонари для придания им уникальности и красоты. Раньше искусство Цзяньчжи было незаменимым в других видах прикладного творчества. Вырезанные из бумаги узоры являлись своеобразной калькой при вышивании или изготовлении орнаментов на других предметах обихода.

Для того, чтобы вырезать из бумаги настоящее произведения искусства требовалось достаточно много времени, ведь в этом деле главное точность и продуманность всех линий. Именно поэтому, возникнув в древности, этот вид декоративного творчества свято оберегался и передавался от матери к дочери. Чаще всего Цзяньчжи занимаются деревенские женщины.

В настоящее время бумажные узоры «Цзяньчжи» используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

Современные китайские мастера Цзяньчжи

Чжанпуская продолжательница искусства вырезки из бумаги- Линь Тао

Она родилась в 1903 г., в ее жизни были неудачи и крушения. С 16 лет Линь Тао начала учиться искусству вырезки из бумаги, а сейчас ножницы и цветная бумага уже стали ее кистью, которой она отображает счастливую жизнь.

Старушка Линь Тао с помощью ножниц и бумаги рисует жизнь такой, какой она себе представляет. Ныне ее искусство широко популярно. Например, некоторые ее работы включены в книгу «Полное собрание китайского народного искусства. Орнамент», изданную издательством «Изобразительное искусство» провинции Цзянсу. В этой книге о Линь Тао сказано следующее: «У нее удивительно богатое воображение, прирожденное чувство и способность управлять красотой орнамента... ее произведения представляют собой вершину китайского народного искусства вырезок из бумаги». Специалисты из Нанкинского художественного института, приезжавшие в Чжанпу в этнографическую экспедицию, с восторгом говорили: «Она китайский Пикассо из народа!»

В 2004 г. Центральный художественный институт дал ей такую оценку: «Она талантливый представитель продолжателей китайского народного искусства вырезок из бумаги в приморских районах». Кроме того, этот институт организовал выставку ее работ в Музее изобразительных искусств Китая под названием «К матушке-реке - жизнь и творчество талантливого продолжателя искусства китайских народных вырезок из бумаги». Позднее сюжет о выставке был включен в телефильм «Исчезающая матушка-река», снятый совместно Центральным художественным институтом и представительством ЮНЕСКО в Пекине, для включения в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Познав превратности судьбы, горе и радость, пожилая женщина говорит: «Самая большая радость - это быть вместе со всеми членами семьи». Теперь в ее родной деревне и даже в уезде, когда отмечают свадьбу, люди обязательно обращаются к ней за вырезками, изображающими красивые цветы, дракона и феникс, уток-мандаринов, которые символизируют счастье и радость, с тем чтобы приклеить их на подарки и на приданое. Иногда молодые люди приходят к ней учиться искусству вырезки, она всегда передает свои секреты мастерства без утайки. Теперь почти во всех средних и начальных школах есть группы любителей вырезок из бумаги, которые в свободное от занятий время, в летние и зимние каникулы приглашают ее и других мастеров прочитать лекции и дать конкретные советы.

Никто не может ответить на такой вопрос: как же она, пожилая женщина, нигде и никогда специально не обучавшаяся этому искусству, смогла добиться таких достижений?

Вырезанные ею изображения цветов и людей выглядят как живые; жизнь, отраженная в ее работах, прекрасна, как мелодия песни. «До тех пор, пока буду в состоянии держать в руках ножницы, я намерена ежедневно и из года в год воспевать эту счастливую жизнь в своем вырезках из бумаги!» - говорит замечательная старушка Линь Тао.

Огромная картина выполненная в технике “цзяньчжи” с пионом в центре была представлена посетителям в государственном парке пионов города Лоян, расположенном в китайской провинции Хэнань.

В центре картины вырезан цветок пиона диаметром 1, 5 м, по краям около ста маленьких пионов, а также десять не похожих друг на друга драконов.

Произведение из бумаги шестидесятичетырехлетняя китаянка Ли Цзинчжу - вырезала пять лет!

Современный мастер Цзяньчжи - Jiakai Yin

Художник Цзяньчжи - Yongshou Zhang

Things do not happen out of nothing. Everything has its background, context and purposes - often cross purposes. Features combine numerous articles on a topic or event to bring you not only information but a deeper understanding of what is going on - the whys and whats of the matter.

How do we make recommendations?

Our recommendations are based on many factors. We look at the metadata of for example an article that is open and find other articles that have similar metadata. Metadata consists mainly of tags that our writers add to their work. We also take a look at what other articles other visitors who have viewed the same article have viewed. In addition, we can also consider some other factors. For example, when it come to features, we also consider the metadata of the articles in the feature and look for other features that comprise of articles with similar metadata. In effect, we look at the use of the content and the information that the content creators themselves add to the content to bring you the kind of content that is likely to interest you.

Всем доброго дня и хорошего настроения!

Меня зовут Ксения, и это мой первый пост в Стране Мастеров. Я работаю в технике цзяньчжи (китайское вырезание из бумаги), и по совету друзей, знакомых и клиентов, постепенно стартую "из тени". И начинаю это делать со знакомства с вами, дорогие мастера. Надеюсь, мой МК про зайчика цзяньчжи будет интересным.

Для того, чтобы вырезать такого зайчика, нам понадобятся:
- Распечатанная схема* (можно скачать по ссылке: http://yadi.sk/d/QnKhRJd82lJg3)
- Красная бумага (1 лист)
- Маникюрные ножницы с прямыми кончиками
- Степлер со скобами
- Клей – карандаш для бумаги (самый слабый из доступных)
- Белая (или жёлтая) офисная бумага формата А4 (для подложки)
- Файл А4 (для готовой работы)
(подробности о подборе инструментов и бумаги есть в блоге jianzhi-ru.blogspot.ru)

Складываем схему и работу вместе: красную бумагу вниз, схему наверх (если листы у вас разной формы и размера, то следите, чтобы края красного листа полностью закрывали края схемы).

Скрепляем листы степлером по краям, как можно ближе к рисунку. (Можно также скрепить какой-нибудь участок внутри рисунка. Главное следите, чтобы это была область, которую мы потом вырежем).

Обрезаем всё лишнее по краям. Новички обычно боятся отрезать слишком много, и оставляют большие края. Этого делать не нужно, т.к. они потом мешают в работе. Целесообразно оставлять край около 1 см, а впоследствии, возможно, даже меньше.

Ну вот, теперь всё готово, и мы можем начать вырезать нашего зайку. Однако прежде, чем мы начнём, хотелось бы уточнить один момент:
Не сочтите за занудство, но очень важным является контроль за тем, как вы сидите. Это вопрос здоровья, и на мой взгляд, пренебрегать этим нельзя. Чтобы вам было удобно, чтобы глазки не портились, ножки не затекали, и спина не отваливалась, постарайтесь с самого начала приучить себя работать в правильном положении.
Итак, садимся прямо, держим спинку. Ножки на полу. Локти в стороны не разводим, стараемся держать поближе к бокам (чтобы не перегружать плечи и спину). Работу держим приблизительно на уровне груди (это для глаз).

Теперь перейдём непосредственно к зайцу. Как мы видим, весь узор на нём формируется с помощью 5 видов отверстий. Назовём их условно: кружочек, галочка, лепесток, бородка и треугольник. Давайте посмотрим, как следует вырезать каждый из них.

Кружочек: острием одного конца ножниц делаем прокол в центре, в таком месте, чтобы этот прокол мы обязательно срезали в результате. Затем по спирали доводим окружность до нужного нам размера, и плавно завершаем кружок. Если сразу не получилось - не расстраивайтесь. Кружочки - самый трудный элемент для вырезания ножницами.

Лепесток: от прокола аккуратно вдоль границы лепестка доводим разрез до границы, и далее вырезаем по линии границы. Если доведёте разрез до границы плавной линией, то не будет бахромы на стыке, и потом не придётся ничего исправлять.

Бородка: это важный и очень часто применяемый приём в цзяньжи. С помощью таких элементов обычно вырезают шерсть и перья у животных и птиц, а также «пестики-тычинки» у цветочков. Сегодня я расскажу, как вырезать такие бороздки ножницами, т.к. здесь есть свои тонокости (если вы работаете ножом, то там техника немного другая).

Итак, сначала мы вырезаем «улыбочку», которая одной гранью проходит по ровной стороне границы элемента, а второй – по кончикам шерстинок.

А затем уже мы вертикально вырезаем треугольнички «бородки».

Такая техника вырезания здесь наиболее эффективна, т.к. она позволяет нам не повредить «шерстинки». Возможно, в рамках нашего конкретного зайчика это не самая большая проблема, но в будущем, когда треугольнички превратятся в тоненькие полосочки, это станет очень важно. Так что нарабатываем правильные навыки с самого начала!

Галочки: Тут всё просто. Прокол в центре. Далее 2 разреза к уголкам центра, и дальше 2 треугольничка (по примеру треугольничков бородки).

Ну вот, собственно так, от элемента к элементу, вырезаем все внутренности зайчика. Я лично, начала с цветочка, потом сделала лепестки на спинке, потом галочки на грудке, затем носик, глазик и "бородку" на головке, потом лапки и затем ушки. Но вы можете менять эту последовательность по своему желанию.

И наконец, вырезаем контур. Здесь всё, как обычно. Я, как правило, вырезаю от скрепки к скрепке (чтобы работа не расходилась). Но я работаю медленно и основательно, поэтому, если вы любите делать всё побыстрее, и уверены в своих навыках, можете вырезать последовательно по контуру.
Единственная рекомендация здесь, «бородки» лучше вырезать в конце, чтобы случайно их не затрепать и не оборвать.

Теперь можно отделить работу от схемы и полюбоваться на результат.

На листик работу мы не приклеиваем. Можно чуть-чуть прихватить с одного края (лучше сверху или один из верхних уголков) бумажным клеем, чтобы она держалась. Но ровно настолько, чтобы можно было легко её отделить, не повредив.
Обычно для работ из красной бумаги используют жёлтый или белый фон. Выбираем ту, которая вам больше нравится, прикрепляем к ней зайку, вставляем в файл, и отрезаем у файла белую грань крепления.

Всё, можно на стенку или дарить.

Ну и в завершении немножко о символике: зайчик (или кролик, разницы нет) в символике цзяньчжи означает «долголетие». Имейте в виду, что китайское понятие долголетия, это не то же самое, что наше размытое «ниочём». У китайцев вообще нет абстрактных понятий. Всё очень конкретно.
Так вот китайское «долголетие» означает «долгая жизнь и естественная смерть от старости». Это и будет являться вашим пожеланием тому, кому вы подарите своего кролика цзяньчжи!

Более подробный МК (с деталями по материалам и технике) можно посмотреть у меня в блоге (jianzhi-ru.blogspot.ru). Всем спасибо за внимание. Надеюсь, было интересно и полезно. Буду рада комментариям и вопросам.

С уважением,
Ксения Рахманова

*Схема для МК взята из личного архива и с разрешения мастера Жао Баолян



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»