День независимости Эстонии: праздник благодаря большевистской России. В эстонии отмечают самый странный день независимости в мире Когда День независимости Эстонии

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

День независимости Эстонии отмечается 24 февраля. Корни праздника уходят в начало ХХ века, когда в 1918 году в Таллине провозгласили Декларацию о независимости. Именно с 1918 года начинает свою историю свободная и независимая Эстонская Республика.

После Первой Мировой

Обретение самостоятельности эстонцы связывают с Первой мировой войной, когда Эстония также была втянута в войну и отстаивала свою территорию. Сражения длились в течение двух лет, пока, наконец, в 1920 году страна вновь получила свободу. День независимости Эстонии праздновался в течение последующих двадцати лет, пока страна снова не попала под влияние своего большого соседа. В 1940 году после подписания пакта Молотова-Рибентропа маленькая Эстония становилась частью одной большой страны. Это следовало не из общих пунктов советско-германской договоренности, а небольшого секретного протокола, где две европейские сверхдержавы делили Восточную Европу.

Перед Второй Мировой

Не правда ли, события перед началом второй мировой войны, очень напоминают нам сегодняшнее положение в мире. Так же, как и тогда, крупные европейские державы, такие, как Франция и Англия, заручившиеся заокеанской поддержкой признали передачу Эстонии под управление СССР незаконной. Ни одна из стран не поддержала образование новой советской республики Эстонской ССР. Более того, ни одна из крупных западных держав не приняла присоединение Эстонии к Советскому Союзу. О таком празднике, как День независимости Эстонии жителям пришлось забыть на долгие сорок лет.

На руинах империи

Разговоры о свободе стали все чаще звучать в Эстонии лишь в 80-х годах ХХ века, с появлением гласности, перестройки и зачатков демократии в СССР. Люди не боялись открыто выражать свою позицию и выходили на улицы эстонских городов и праздновали, пусть неофициально, зато не менее страстно, День независимости Эстонии. Уже к 1988 году была готова новая декларация о независимости страны, по которым приоритет отдавали не законам СССР, а новым эстонским порядкам.

День независимости Эстонии: Новая страна

Новый День независимости Эстонии наступил 20 августа 1991 года, когда к стране вернулся довоенный статус, потерянный в 1940 году. Советское господство было серьезно представлено в маленькой Эстонии, поэтому войска с территории страны выводили еще в течение трех последующих лет. Несмотря на то, что независимость от СССР настала 20 августа, как и раньше, День независимости Эстонии принято отмечать 24 февраля, на старый лад.

Когда День независимости Эстонии

24.2.1918. – День провозглашения независимости Эстонии

«Было бы непростительной глупостью со стороны эстонского народа...»

Государственным праздником Эстонии считается день провозглашения независимости Эстонской Республики 24 февраля 1918 г.

Каждый человек, обладающий национальным самосознанием и любящий свой народ, с уважением относится к такому же национальному чувству и духовным ценностям другого народа, тем более – соседнего христианского. Если какие-то народы хотят независимости – мы должны уважать их свободную волю. Однако прочные христианские братские взаимоотношения с другими народами могут быть основаны только на исторической правде и справедливости, а в случае христиан – также и на стремлении к одинаковым нравственным принципам и общему духовному идеалу. К сожалению, ничего подобного в данном случае мы не наблюдаем. Поэтому считаем необходимым напомнить историю наших взаимоотношений.

По этому мирному договору шведский король уступал: «…за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевство Свейское Его Царскому Величеству и Его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное и непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, чрез Его Царского Величества оружие от короны свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, который ниже сего в артикуле разграничения означен, и описан с городами и крепостями: Ригою, Дюнаминдом, Пернавою, Ревелем, Дерптом, Нарвою, Выборгом, Кексгольмом, и всеми прочими к помянутым провинциям надлежащими городами, крепостями, гавенями, местами, дистриктами, берегами с островами: Эзель, Даго и Меном и всеми другими от Курляндской границы по Лифляндским, Эстляндским и Ингерманландским берегам и на стороне оста от Ревеля в фарвате и Выборгу на стороне зюйда и оста лежащими островами со всеми так на сих островах, как в вышепомянутых провинциях, городах и местах обретающимися жителями и поселениями…» (Полное собрание законов Российской Империи, т. VI. СПб., 1830, стр. 423).

Итак, эстонцы и латыши не имели своей государственности в 1721 г., когда эти территории вошли в состав Российской Империи через их покупку (!) у Швеции за 2 млн. ефимков согласно Ништадтскому мирному договору. Тогда местная система образования и администрация использовали в основном немецкий язык, своей национальной элиты не было. Немцы составляли около 50% горожан, около 30% были шведами и только 20% эстонцами. Лишь после включения в состав Российской империи эти прибалтийские племена могли развить свою национальную культуру и были избавлены от участи германизированного племени пруссов, от которых давно осталось лишь название. Никаких попыток русификации или эксплуатации после включения прибалтийских народностей в нашу Империю не предпринималось. Достаточно отметить, что упразднение введенного немцами крепостного права в 1816-1819 гг. в Эстонии произошло по воле царской власти (и даже раньше, чем в германских землях).

Ништадтский международный договор никогда впоследствии не был отменен законным путем, как и его финансовая составляющая. В первый раз Эстония и Латвия получили свою государственность нелегитимным способом, в результате и сговора с преступной богоборческой властью большевиков, которая в тот момент еще не была признана ни одним государством мiра.

К лету 1919 г. Белые армии были близки к победе, как никогда. Но этой победе помешали не только военные, но и "дипломатические" обстоятельства. В августе 1919 г. английский эмиссар по заранее составленному списку назначил Северо-Западное правительство при , потребовав от всех членов подписать лист, на котором было «неграмотным русским языком написано... признание эстонской независимости» , иначе Антанта прекратила бы помощь, – вспоминал масон М. Маргулиес, участвовавший в составлении этого масонского "правительства" как министр торговли (Маргулиес М. Год интервенции. Берлин. 1923. Кн. 2. С. 204-214).

Впрочем, обещанной помощи от Антанты все равно не последовало даже в дни многообещающего наступления Юденича на Петроград. Независимые же эстонцы в ответ на его просьбу о помощи откровенно заявили, «было бы непростительной глупостью со стороны эстонского народа, если бы он сделал это» . После отхода Юденича от Петрограда "эстонский народ", по требованию Троцкого, разоружил Белую армию и посадил зимой за колючую проволоку. Все ее имущество было эстонцами конфисковано; десятки тысяч белых воинов и членов их семей умерли за колючей проволокой под открытым небом в Нарве и других лагерях: Иевве, Изенгоф, Ассерин, Копли и Пяэскюла под Ревелем... Иногда белые попадали под перекрестный огонь двух сторон: большевицкой и эстонской – так погиб Талабский полк армии Юденича: его бойцов загнали в воду и с двух сторон расстреляли из пулеметов. «Трупы Северо-Западной армии послужили удобрением для эстонской независимости», – писал очевидец (Г. Гроссен. Агония Северо-Западной армии. Из тяжелых воспоминаний. Берлин, 1924)... Выжившие белогвардейцы были использованы позже в качестве рабской силы на тяжелых работах.

Нагрудный знак "Эстонский Красный Стрелок", 1918-1920

Это предательство было оформлено мирным договором эстонцев с большевиками (2.2.1920), подписанным в древнем русском городе Юрьеве (основан в 1031 г. на Псковской земле , под тевтонскими рыцарями стал называться Дерпт, ныне Тарту). Эстонцы в благодарность получили от жидобольшевицких оккупантов России около 1000 кв. км псковских и нарвских земель с населением 60 000 человек, а большевики получили важную для выживания возможность экспорта ценностей и золота (маскируя его российскую принадлежность) в другие страны через порт . Была и вооруженная помощь большевикам в их оккупационной войне против русского народа – "Красные эстонские стрелки" (8 полков) в составе , которые вместе с красными латышскими дивизиями и прочими интернациональными частями использовались прежде всего в карательных целях при подавлении множества крестьянских восстаний.

Объявленная тогда впервые в истории эстонская государственность просуществовала до 1940 г., когда в результате подписания Эстония была возвращена в состав оккупированной большевиками империи – но уже не Российской, а советской империи. Получилось по пословице: "не рой другому яму...". Кратковременное включение эстонцев в состав СССР в 1940-1941 гг. с массовыми чистками и террором лишь возбудило антироссийские настроения в местном населении, не исчезнувшие по сей день. Этим объясняется и тогдашняя поддержка прибалтами – немцы для них были меньшим злом, чем большевики.

"Освобождение" Прибалтики богоборческой Красной армией приветствовали евреи и коммунисты, но симпатий местного населения к "русским освободителям" ожидать было трудно. К тому же началась "холодная война", в которой США сделали ставку на поощрение антирусских сепаратизмов (). В этих целях коммунистическую оккупацию всех народов, начиная с наиболее сопротивлявшегося и преданного всеми русского – стали лживо называть "русской".

Большинство западных демократических стран объявили незаконной только аннексию Эстонии большевиками, а вот революционное провозглашение государственности новообразованных прибалтийских государств путем их предательского сговора с теми же большевиками – продолжали считать "законным". Западные демократии поддерживали дипломатические отношения с представителями независимой Эстонии и "де юре" не признавали вхождение Эстонской ССР в состав Советского Союза. Некоторые страны признавали правительство Эстонской ССР только "де факто".

Нынешние же преемники власти большевиков, замалчивая советские преступления, но о непреходящем международном значении Ништадского мира предпочитают не вспоминать. И свои нелегитимные договоры 1920-х гг. о "независимости" с их антирусскими границами сомнению не подвергают...

Однако можно ли строить добрососедские отношения на узаконивании беззакония? В заключение несколько абзацев из :

«К пересмотру всех большевицких границ нас морально обязывает и введение в Латвии системы апартеида по отношению к русским: из 2,4 млн. жителей 700 000 русских объявлены "негражданами" и "оккупантами" (при том, что часть их проживает на исторических русских землях), они не имеют политических и социальных прав; для них закрыты многие профессии, запрещено использование русского языка в органах местного самоуправления; запрещено школьное обучение на русском языке. Вся история искажается (к "оккупантам" причисляется Петр I, освободивший их от подлинной оккупации).

В Эстонии в таком же положении находятся 220 тысяч русских. Кроме того, власти отняли у Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (это 90 % всех православных Эстонии) почти все храмы и передали новообразованной эстонской церкви в юрисдикции Константинопольского патриарха. Это оправдывается тем, что в довоенный период самопровозглашенной независимости Эстонии в ней была узаконена лишь константинопольская юрисдикция, хотя все отнятые храмы были построены еще до революции и были собственностью Русской Церкви.

Экономика прибалтийских государств зависит от торговли с Россией, от российских энергоносителей, экспортного транзита и т.д. Пользуясь этим, а также финансово помогая самоорганизации русскоязычного населения, РФ могла бы улучшить его положение, усилить свое влияние на формирование выборных властей и через них поставить вопрос о нынешних нелегитимных границах.

При этом Россия должна воспользоваться тем, что Латвия и Эстония сами выдвигают территориальные претензии к РФ на части Псковской и С.-Петербургской областей. Это дает нам повод обратить внимание Европы на то, что принятие прибалтийских республик в НАТО нарушает условие, по которому принимаемые не должны иметь территориальных споров с соседями».

При наличии должной русской власти все спорные вопросы с прибалтийскими государствами нам можно было бы решить мирно по-христиански в обоюдных интересах на основании безспорных принципов легитимности и исторической справедливости. К сожалению, всё это лишь благие пожелания при нынешнем правительстве РФ, которое прочно культивирует свою преемственность от преступной коммунистической власти, празднует ее "победы" и этим всячески подпитывает ненависть соседей к России и русскому народу.

2. Эстония получила "независимость" без всяких выборов, референдумов, без всякого юридического основания, всякой "великой борьбы", о которой сейчас так много псевдоисторических мифов. (После 1-ой Мировой войны, когда маленькие новообразовывавшиеся государства и не думали спрашивать разрешения у предательски взорванной Империи). Хаос был невообразимый. Вся карта Европы перекроилась в один момент.

3. Тем не менее, русское население ЭР на своих исторических российских землях считает незаконным воровство эстонских властей у них политических и, во многом, экономических прав, требуя незамедлительно ликвидации института безгражданства и незамедлительного урегулирования бытовой напряженности между обыкновенными людьми и ликвидации их основы в лице Яйцелийта, являющегося зеркалом запрещенной Международным нюрнбергским Трибуналом преступной Омакайтсе. Но эта действительная борьба за свои самые насущные человеческие права нигде не находит никакого отклика. И прежде всего в самой России. Поскольку, видимо, (по примеру ЧВК Вагнера) "#никакихрусскихв эстониинет".

4. Страна стремительно милитаризуется и наводняется всяким военным хламом от шведских БМП «Combat Vehicle 90» (шведская маркировка – «Stridsfordon 90») до самолётов-бомбардировщиков, время подлётов которых к Питеру 3 минуты.

Печально, что постбольшевистская Россия страдает пережитками большевизма и поэтому не обращает внимания на русских в Прибалтике. Избавится ли Россия от этих пережитков и скоро ли?

1918 года Комитет Спасения провозгласил суверенитет Эстонии как отдельного государства. Теперь день независимости страны отмечается ежегодно.

После Первой мировой войны и кровопролитного противостояния во имя свободы в период 1918-1920 годов, в Таллинне была принята декларация о признании самостоятельности Эстонии как государства.
В 1940 году страна входит в состав СССР. Движение за восстановление суверенитета республики на долгое время вновь остановилось и продолжилось только в 80-е годы, но люди по-прежнему отмечали знаменную дату. В 1988 году была издана декларация суверенитета Эстонии, означающая то, что законы государства теперь будут обладать преимуществом над законодательством СССР. Сам Советский Союз признал независимость страны только в 1991 году. В 1994 году страну впервые признали как самостоятельное государство на дипломатическом уровне; пионером в этом деле стало правительство Исландии.

Другие отмечаемые даты, связанные с независимостью

Кроме общепризнанной даты 24 февраля, в связи с историческими событиями, связанными с длительной борьбой за самостоятельность, жители государства зачастую празднуют и другие знаменательные дни:
- 28 ноября (появление органа власти в Эстляндской губернии в 1918 году);
- 23 февраля (дата обнародования манифеста, ставшего предпосылкой к признанию автономности);
- 23 июня (в 1919 году в процессе Освободительной войны, во время битвы под Вынну, эстонская армия разгромила дивизию немецких войск);
- 2 февраля (подписание в 1920 году Тартуского мирного договора с Советской властью, который признал суверенитет Эстонии);
- 8 мая (принятие первых шести параграфов Конституции в период распада Советского Союза и принятие трех государственных цветов: черного, синего и белого);
- 20 августа (митинг Народного фронта и принятие Верховным советом согласованного решения "О независимости" в 1991 году).

Несмотря на наличие большого числа связанных с борьбой за свободу дат, на официальном уровне эстонцы отмечают только 24 февраля. Для граждан Эстонии этот день является символом надежды и напоминания о том, что независимость их государства было получено очень высокой ценой.

10:37 — REGNUM Сегодня, 24 февраля, Эстония отмечает государственный праздник — День независимости (Iseseisvuspaev). Об этом ИА REGNUM сообщили в эстонской общественно-правовой телерадиокорпорации ERR, отметив, что по многолетней традиции в этот день проходят официальные торжественные мероприятия, включая поднятие государственного флага на башне «Длинный Герман» в Таллине, богослужение в Эстонской Евангелической Лютеранской церкви, возложение венков к памятникам в честь государственных деятелей или участников Освободительной войны (1918−1920 годов), военный парад и президентский прием с последующим концертом. Все эти мероприятия в прямой трансляции показывает эстонское государственное телевидение.

23 февраля в преддверии праздника проходит торжественное вручение государственных наград Эстонии. На зданиях страны вывешены государственные флаги, в различных городах и уездах Эстонии проходят многочисленные официальные мероприятия. Свои поздравления Эстонии в связи с национальным праздником прислали главы многих государств и монархические особы, в том числе и королева Великобритании Елизавета Вторая и президент России Владимир Путин .

Тем не менее, отмечаемая сегодня дата 24 февраля при всем многообразии официальных «парадных» мероприятий, проводимых в Эстонии, считается среди эстонских историков и журналистов одной из самых странных и противоречивых.

Причина: явно не соответствующие смыслу понятия «независимость» условия и обстоятельства, при которых была объявлена независимость Эстонской Республики. Именно объявлена, а не реализована, потому что фактически «независимая» Эстония перестала такой считаться уже на следующий день, 25 февраля 1918 года из-за оккупации страны войсками кайзеровской Германии. Именно поэтому история «реальная и мнимая» и созданная вокруг него мифология культа 24 февраля многими интеллектуалами в Эстонии оцениваются скептически и принимаются как «неизбежность» при формировании позитивного образа молодого государства.

Основная интернет-энциклопедия об Эстонии Estonica в главе «1914−1920 гг. Первая мировая война и обретение Эстонией независимости» признает, что 24 февраля 1918 года Комитет спасения принял «Манифест о независимости» и объявил о создании Эстонской Республики, воспользовавшись уникальным положением. «Русские войска» (отряды эстонских большевиков и группы красногвардейцев из числа бывших царских военнослужащих, Красная Армия еще не была сформирована — прим. ИА REGNUM ) покидали Эстонию, а наступающие немецкие войска еще не оккупировали всю территорию страны. 24 февраля в условиях строжайшей секретности и под защитой одного из отрядов зарождающейся эстонской армии в Ревеле (теперь — Таллин) было сформировано Временное правительство Эстонии, которое оставалось «действующим»… до вечера 25 февраля, когда в Таллин вошли немецкие войска и в Эстонии до ноября 1918 года установился немецкий оккупационный порядок. Члены Временного правительства в объявленной ими «независимой» стране в этот период (февраль-ноябрь 1918 года) либо бежали из страны и скрывались по домам, либо пошли на сотрудничество с оккупационными войсками в качестве представителей местной (не государственной) администрации, либо были арестованы немцами.

Не случайно, что основной информационный сайт для интуристов Visitestonia в главе «День независимости Эстонии» умудряется вообще не упомянуть о событиях 24 февраля 1918 года, сосредоточив все внимание исторической справки на … 23 февраля 1918 года, когда текст данной декларации был впервые зачитан и произошло это не в Ревеле (теперь — Таллин).

Кроме того, историки Эстонии признают, что не все эстонцы и жители страны с восторгом приняли независимость Эстонской Республики. Как сообщает историк Аго Паюр в своем исследовании «Рождение манифеста о независимости Эстонии», долгое время самопровозглашенный Комитет спасения боялся озвучивать данный документ в Таллине из-за «явного перевеса большевиков», попытка провозгласить его в Хаапсалу (западная Эстония, 100 км от Таллина) в расположении I Эстонского полка 21 февраля 1918 года тоже не удалась, так как в город вошли немецкие части. В обстановке строжайшей конспирации участники эпопеи провозглашения независимости передали через связного — делопроизводителя Земской управы Яана Соопа — текст данного манифеста командирам Второго Эстонского полка, взявших под контроль центр города Пярну (западная Эстония) после ухода из него «красных» и при отсутствии наступающих немцев. Данный манифест был впервые зачитан с балкона местного театра «Эндла» вечером 23 февраля, что и можно считать официальной датой провозглашения «независимости» Эстонии. Однако официальная историография Эстонии перенесла эту дату на 24 февраля, так как в этот день данный текст был впервые озвучен в Таллине. До этого в четыре часа дня 24 февраля текст манифеста был зачитан в Вильянди и Пайде (центральная Эстония).

Как отмечает историк Аго Паюр, провозглашение независимости Эстонской Республики в Таллине стало возможным благодаря… большевистской России. В ночь на 24 февраля 1918 года эстонские «большевики» получили официальное сообщение Советского правительства о передаче Эстонии германским войскам по итогам переговоров в Бресте, и началась их спешная эвакуация из Ревеля. Комитет спасения решил воспользоваться периодом безвластия. При этом провозглашение манифеста в Таллине днем 24 февраля на Ратушной площади носило едва ли не кулуарный характер «для своих».

По утверждению историка, первое публичное для народных масс провозглашение Манифеста в Таллине вовсе состоялось… утром 25 февраля 1918 года исключительно в эстонских гимназиях и «эстонских» церквях. Известно, что немецкая община Ревеля отказалась зачитывать манифест, сославшись на отсутствие перевода на немецкий язык. В полдень в честь независимости в центре Ревеля прошел импровизированный военный парад из подразделений третьего Эстонского полка. Здесь же на крыльце Реального училища назначенный Комитетом спасения премьер-министром Временного правительства Эстонии Константин Пятс впервые от имени центральной власти страны публично прочитал собравшимся манифест. Через несколько часов в столицу Эстонии вошли немецкие части, и «независимость» Эстонии закончилась.

Об идеологических противоречиях в вопросе независимости Эстонии среди самих эстонцев красноречиво свидетельствует тот факт, что текст манифеста о независимости рабочие типографии Paevaleht в Таллине отказались печатать, как отмечает историк Паюр, «дело, видимо, было в мировоззренческих противоречиях», поэтому их заставили это делать под угрозой огнестрельного оружия.

А о самой специфике «независимой» Эстонии рассказал историк Мати Граф в своей книге «Эстония и Россия 1917−1991: анатомия расставания». По его подсчетам, как минимум трижды в 1918 году правительство Эстонской Республики просило Великобританию оккупировать свои территории, чтобы защититься от большевиков и немцев.

В Эстонии отмечают самый странный День независимости в мире

24 февраля Эстония отмечает государственный праздник - День независимости (Iseseisvuspaev). Об этом ИА REGNUM сегодня, 22 февраля, сообщили в эстонской общественно-правовой телерадиокорпорации ERR, отметив, что по многолетней традиции в этот день проходят официальные торжественные мероприятия, включая поднятие государственного флага на башне "Длинный Герман" в Таллине, богослужения в Эстонской Евангелической Лютеранской церкви, возложение венков к памятникам в честь государственных деятелей или участников Освободительной войны (1918-1920 годов), военный парад и президентский прием с последующим концертом. Все эти мероприятия в прямой трансляции показывает эстонское государственное телевидение. На зданиях страны вывешиваются государственные флаги, в различных городах и уездах Эстонии проходят многочисленные официальные и общественные мероприятия и акции. В 2013 году дополнительную масштабность празднику придает 95-летняя годовщина с момента провозглашения независимости Эстонии 24 февраля 1918 года.

Тем не менее, отмечаемая 24 февраля дата при всем многообразии официальных "парадных" мероприятий, проводимых в Эстонии, считается среди эстонских историков и журналистов одной из самых странных и противоречивых. Причина - явно не соответствующие смыслу понятия "независимость" условия и обстоятельства, при которых была объявлена независимость Эстонской Республики. Именно объявлена, а не реализована, потому что фактически "независимая" Эстония перестала таковой считаться уже на следующий день, 25 февраля 1918 года. Именно поэтому история "реальная и мнимая" и созданная вокруг нее мифология многими интеллектуалами в Эстонии оцениваются скептически и принимаются как "неизбежность" при формировании позитивного образа молодого государства.

Основная интернет-энциклопедия об Эстонии Estonica в главе "1914-1920 гг. Первая мировая война и обретение Эстонией независимости" признает, что 24 февраля 1918 года Комитет спасения принял "Манифест о независимости" и объявил о создании Эстонской Республики, воспользовавшись уникальным положением. "Русские войска" (отряды эстонских большевиков и группы красногвардейцев из числа бывших царских военнослужащих, Красная Армия еще не была сформирована - прим. ИА REGNUM) покидали Эстонию, а наступающие немецкие войска еще не оккупировали всю территорию страны. 24 февраля в условиях строжайшей секретности и под защитой одного из отрядов зарождающейся эстонской армии в Ревеле (теперь - Таллин) было сформировано Временное правительство Эстонии, которое оставалось "действующим"... до вечера 25 февраля, когда в Таллин вошли немецкие войска, и в Эстонии до ноября 1918 года установился немецкий оккупационный порядок. Члены Временного правительства в объявленной ими "независимой" стране в этот период (февраль-ноябрь 1918 года) либо бежали из страны и скрывались по домам, либо пошли на сотрудничество с оккупационными войсками в качестве представителей местной (не государственной) администрации, либо были арестованы немцами.

Не случайно, что основной информационный сайт для интуристов Visitestonia в главе "История Эстонии: хроника ключевых событий" сразу после революции 1905 года в Эстонии называет события в такой последовательности, игнорируя дату 24 февраля:

*1905:* первая русская революция.

*Февраль 1918:* оккупация Эстонии Германией.

*Февраль 1920 года*: Тартуский мирный договор, заключенный между РСФСР и Эстонией, с признанием независимости последней.

Кроме того, историки Эстони признают, что не все эстонцы и жители страны с восторгом приняли независимость Эстонской Республики, а первое провозглашение независимости Эстонии состоялось и вовсе... 23 февраля в Пярну. Как сообщает историк Аго Паюр в своем исследовании "Рождение манифеста о независимости Эстонии", долгое время самопровозглашенный Комитет спасения боялся озвучивать данный документ в Таллине из-за "явного перевеса большевиков", попытка провозгласить его в Хаапсалу (западная Эстония, 100 км от Таллина) в расположении I Эстонского полка 21 февраля 1918 года тоже не удалась, так как в город вошли немецкие части. В обстановке строжайшей конспирации участники эпопеи провозглашения независимости передали через связного - делопроизводителя Земской управы Яана Соопа - текст данного манифеста командирам Второго Эстонского полка, взявших под контроль центр города Пярну (западная Эстония) после ухода из него "красных" и при отсутствии наступающих немцев. Данный манифест был впервые зачитан с балкона местного театра "Эндла" вечером 23 февраля, что и можно считать официальной датой провозглашения "независимости" Эстонии. Однако официальная историография Эстонии перенесла эту дату на 24 февраля, так как в этот день данный текст был впервые озвучен в Ревеле. До этого в четыре часа дня 24 февраля текст манифеста был зачитан в Вильянди и Пайде (центральная Эстония).

Как отмечает историк Паюр, в ночь на 24 февраля 1918 года эстонские "большевики" получили официальное сообщение Советского правительства о передаче Эстонии германским войскам по условиям Брестского мирного договора, и началась их спешная эвакуация из Ревеля. Комитет спасения решил воспользоваться периодом безвластия. В полдень 24 февраля 1918 года в честь независимости в центре Ревеля прошел импровизированный военный парад из подразделений З-его Эстонского полка. Здесь же на крыльце Реального училища назначенный Комитетом спасения премьер-министром Временного правительства Эстонии Константин Пятс впервые от имени центральной власти страны публично прочитал собравшимся манифест. Через несколько часов в столицу Эстонии вошли немецкие части, и "независимость" Эстонии закончилась. По утверждению историка, первое публичное провозглашение Манифеста в Таллине вовсе состоялось... утром 25 февраля 1918 года исключительно в эстонских гимназиях и "эстонских" церквях. Известно, что немецкая община Ревеля отказалась зачитывать манифест, сославшись на отсутствие перевода на немецкий язык.

Об идеологических противоречиях в вопросе независимости Эстонии среди самих эстонцев того времени красноречиво свидетельствует тот факт, что текст манифеста о независимости рабочие типографии Paevaleht в Таллине отказались печатать. Как отмечает историк Паюр, "дело, видимо, было в мировоззренческих противоречиях", поэтому их заставили это делать при помощи огнестрельного оружия. Получается, что "священный" декрет о независимости Эстонской Республики печатался с применением насилия и угроз.
14:46 22.02.2013



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»