Задания для 4 5 летнего ребенка. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок. Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание. Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок:
— находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник;
— понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда;
— знать несколько профессий, названий деревьев, животных;
— показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;
— сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине;
— понимать, где один предмет, а где много;
— аккуратно раскрашивать, не выходя за линию;
— нанизывать бусины, пуговицы;
— определить, какой из 4-5-6 предметов исчез;
— пересказывать содержание сказки;
— различать погодные явления, времена года, суток;
— называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению;
— знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек;
— рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений.

Это средние показатели. Ваш ребенок может как опережать их, так и не дотягивать. Расстраиваться не стоит, лучше посвятить больше времени его развитию. Возможно привлечь на помощь специалистов.

Уход за ребенком в 4 года

В 4 года ребенок довольно самостоятелен и многие ежедневные процедуры выполняет без помощи взрослых. Необходимо лишь изредка напоминать ему, не забыл ли он умыться, помыть руки, почистить зубы или прополоскать рот после еды. Если ребенок еще не приучен мыть по утрам шею, уши, ухаживать за полостью рта, необходимо его этому научить. У него должны быть свое полотенце, расческа, зубная щетка и стаканчик. Чтобы сделать утренний гигиенический церемониал более интересным, нужно покупать детям яркие гигиенические средства и прочие аксессуары.

После каждой прогулки летом нужно обязательно помыть ноги, вечером ополоснуть ребенка под душем, и не реже раза в неделю купать более тщательно. Ребенку необходимо прививать нетерпимость к грязи и неряшливости. Он быстрее привыкнет к чистоплотности и аккуратности, если родители покажут это на своем примере. Его нужно приучить, чтобы все свои принадлежности по окончании гигиенических процедур нужно разложить по местам: мыло положить в мыльницу, зубную щетку промыть и поставить в стаканчик, полотенце повесить на крючок.

Взрослые должны следить за чистотой детских предметов гигиены: периодически мыть с мылом расческу, зубную щетку (щетку через 1,5-2 месяца меняют на новую), менять вовремя полотенца. Содержать в идеальной чистоте умывальник, ванну, зеркало. Стричь ногти ребенку лучше всего после купания, пока они мягкие. Они обычно у него тонкие и при обрезании образуют острые уголки. Чтобы он не поцарапался, острые края можно подпилить пилкой.

Питание ребенка в 4 года

Питание детей четырех лет должно быть разнообразным и сбалансированным. Ребенок растет быстрыми темпами, поэтому его организм необходимо ежедневно снабжать полезными веществами. Даже взрослые знают, что чем полезнее продукт, тем он менее вкусный. А уж дети поняли это давно. Поэтому их порой так трудно заставить полноценно пообедать. У них уже появились любимые блюда, которые они готовы есть с утра до вечера. Суп, каша или овощной салат вряд ли входят в этот перечень. Родителям необходимо порой проявлять хитрость и смекалку, чтобы накормить малыша полезной едой. Устраивать домашние концерты с привлечением всех членов семьи, чтобы развлечь ребенка, конечно не стоит. А вот поговорить с ним как со взрослым нужно. Объяснить, что от полезной еды он быстрее вырастит, как папа, пойдет в школу, будет сильным.

Как вариант, можно подать самые обычные блюда по-новому. Если ребенок не ест жареные или тушеные кабачки, из них можно приготовить вкусные оладьи. Из нелюбимых овощей и фруктов вырезать фигурки и украсить тарелку. Дети очень любят «осьминожков». Сосиску или сардельку нужно проткнуть сухими длинным макаронинами по всей длине в нескольких местах, затем все вместе отварить. Отварные макароны размягчатся и будут напоминать щупальца или лучики солнца. Это уже как ребенок начнет фантазировать. А выкладывая на тарелку запеченную тыкву, можно вскользь упомянуть, что это та самая тыква, которая превращалась в карету для Золушки.

Ежедневно в рацион детей 4 лет должно входить пол-литра молока, необязательно в чистом виде. Это с учетом кефира и прочей кисломолочной продукции, а также молока, используемого для приготовления каш. Тяжелую, высокобелковую пищу лучше давать в первой половине дня, чтобы она успела перевариться, а после обеда, более легкую – углеводную, молочно-растительную. Ребенок много двигается, поэтому теряет влагу, особенно в летний период. Следите, чтобы не произошло обезвоживание. Чтобы не перебить аппетит, вместо сладких компотов и соков в течение дня лучше его поить свежекипяченой водой, водой минеральной без газа или слабозаваренным чаем.

Режим дня ребенка в 4 года

Если у ребенка сложился определенный распорядок дня, у него уже вошло в привычку делать основные дела в определенное время. Ему хватает время поиграть и отдохнуть, он меньше капризничает, не оттягивает время сна и обеда, становится более собранным и организованным. Прием пищи у него, как и ранее разделен на завтрак с обедом и полдник с ужином. С промежутками между приемами в 3,5-4 часа. А вот потребность во сне сократилась. Сейчас ему требуется на сон 12 часов. Из которых 10 часов отводится на ночной отдых, 2 часа – на дневной. Чтобы его сон был более здоровым и полезным, комнату предварительно нужно проветрить. В теплое время года, если есть возможность, дневной отдых лучше переместить на свежий воздух – оборудовать место на веранде, балконе, в саду.

Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)

В четыре года дети очень подвижны, активны, любознательны. Их интересует буквально все, поэтому нужно вовремя поддержать их интерес и заняться вместе сними развивающими играми. Например, лепкой, рисованием. Лепили и рисовали они и в более раннем возрасте, только техника была довольно примитивной. Сейчас же можно показать им, как нужно держать в руке кисточку или фломастер, показать, как правильно рисовать фигуры. Можно обводить картинки по контуру, или рисовать, используя трафарет. Обязательно купите ребенку разукрашки, чтобы он заполнял цветом черно-белые картинки. Помимо развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Используя пластилин, глину, можно уже не просто мять кусок в руке или лепить простые фигурки. В 4 года можно уже слваять целую тематическую композицию – подводное или лесное царство, новогоднюю, на тему животных. Гуляя в парке, желательно заранее насобирать желуди, листья деревьев, каштаны, а затем использовать их для поделок. Также пригодятся разные пуговички, бусинки, спички или зубочистки.

Если ранее ребенок делал аппликацию из готовых деталей, то в 4 года ему можно дать в руки ножницы, чтобы он сам вырезал фигурки. Не надо требовать вырезать то-то сложное. Нарисуйте ему на цветной бумаге крупные круги, квадраты, треугольники, а он пускай вырезает. Приклеивать можно не только бумагу, но и посыпать клейстер бисером, крупой (манкой, гречкой, пшеном) или цветным песком.

Если ребенок еще не овладел счетом, самое время это наверстать. Гуляя с ним по улице, пересчитывайте деревья, ступеньки, машины, людей, дома, птичек. Можно попробовать объяснить простые математические действия – сложение и вычитание. Для удобства, используя пальцы, спички или счетные палочки. Можно начать обучать ребенка чтению, заучивая готовые слоги. Очень удобно иметь готовые кубики со слогами или купить магнитную доску с буквами. Если у него возникнут трудности или он начнет капризничать, не настаивайте, отложите занятия на потом.

Игры и игрушки для детей в 4 года (как развлекать)

Четыре года – возраст вполне подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку первый раз в цирк или театр на детское представление. Не стоит сразу покупать билеты в первые ряды. Вы не знаете, как отреагирует ваш ребенок на громкие выкрики клоунов, хлопки, рыки зверей. Поэтому лучше занять другие места, примерно с десятого ряда и выше.

Дети в 4 года хорошо могут развлекать себя сами, собирая конструктор, мозаику, паззлы. Только задания необходимо усложнять, добавляя большее количество деталей и уменьшая их размеры. Очень хорош конструктор Лего, наборы которого рассчитаны на разные возрастные категории детей. Из него можно собирать не только простые дома или машинки, но и космические или пиратские корабли, самолеты, замки, роботов, подкупая дополнительные детальки.

В этом возрасте можно познакомиться с одним или двумя друзьями, вместе играть во дворе или поочередно водить детей в гости. Им будет интересно играть сообща, а у их мам появится немного свободного времени. Обычно девочки играют в куклы, больницу, семью, мальчики – в машинки или конструируют. Детей можно занять на несколько часов, если дать им коробку и попросить построить дом. Пусть они вырезают окошки, красят стены, расставляют мебель, заселяют игрушечных жителей.

Медицинское наблюдение в 4 года

Ежегодно ребенок проходит плановый медосмотр. Ему необходимо обследоваться у таких специалистов как стоматолог, ортопед-хирург, отоларинголог (ЛОР), невролог, офтальмолог. А также делать раз в год общий анализ крови, мочи, кала на яйца глист. Не лишним будет обследовать внутренние органы на УЗИ и сделать ЭКГ. Если ребенка что-то беспокоит или болит, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он назначит углубленное обследование и направит к более узким специалистам.

Еще недавно вы мечтали, чтобы ваш ребенок быстрее начал говорить. Сейчас вам хочется, чтобы он хоть иногда помолчал. Наступило такое время, когда вашего неугомонного «почемучку», интересует абсолютно все: «Почему собака лает, а кошка мяукает?», «Почему трава зеленая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только ночью, а солнышко днем?» и еще много разных «почему».

Дети не только хотят это узнать, но и осознать, т.е. понять, почему происходит именно так. Иногда от этих «почему» у родителей идет кругом голова, особенно, кода один вопрос задается несколько раз и нужно все заново объяснять. Здесь главное проявить терпение и мудрость. Чтобы немного остановить напор вашего любознательного ребенка, можете у него спросить, а как он сам думает. Вы дадите ему возможность поразмышлять, послушаете его рассуждения, заодно получите несколько минут отдыха.
Иногда он может задавать вопросы на довольно щекотливые темы. Не старайтесь его пристыдить или одернуть. Ведь для детей нет запретных тем, ими всего лишь движет любопытство. Лучше постарайтесь найти подходящие для его понимания слова и дать исчерпывающий ответ, чтобы он понял все с первого раза, и больше к этим темам не возвращался.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Центр образования №16»

(МБДОУ детский сад №92)

«Развивай-ка»

Конспекты занятий

К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

для детей среднего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа носит как развивающий, так и профилактический характер. Занятия с педагогом-психологом направлены по этой программе направленны на пробуждение у детей интерес к интеллектуальной познавательной деятельности и повышение возможностей детей в этой деятельности. Греческий историк Плутарх так писал о секрете обучения: «Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь».

Цель : Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей.

Задачи :

1.Пополненить и систематизировать знания детей об окружающем мире.

2.Обогащать и активизировать словарный запас детей.

3.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции детей.

4.Развивать пространственные представления, быстроту реакции детей.

5.Развивать воображениея, слухового восприятие, творческие способности детей.

6.Помогать в снятии психомышечного напряжения, расслаблении, получении положительных эмоций от успеха в познавательной деятельности.

7.Формировать навыки общения в группе, умение подчиняться определенным правилам.

Организация группы и занятий

С детьми среднего дошкольного возраста проводится 12 развивающих занятий, 1 раз в неделю, в течение октября-декабря. Длительность занятий – до 20 минут.

Принципы работы в группе

1.Наглядный характер преподносимого детям материала.

2.Игровой характер занятий, большое количество игр и упражнений двигательного характера.

3.Частая смена приемов и видов деятельности, чередование приемов работы двигательного и интеллектуального типа.

4.Забота об участии и успешности каждого ребенка.

5.Каждый ребенок принимается таким, какой он есть. Доброжелательное, уважительное отношение к детям.

6.Недопустимы упреки, порицания за неуспех. Затрудняющемуся с ответом ребенку дается возможность выслушать ответы других детей, после чего ему снова предоставляется возможность ответить.

7.Положительная эмоциональная атмосфера, радость за успех каждого ребенка, поощрение малейшего достижения ребенка.

8.Успехи каждого ребенка сравниваются с его собственным уровнем. Друг с другом дети не сравниваются.

9.Создание атмосферы безопасности, дозволенности в системе отношений, свободы выражения чувств и мнений.

10.Воспитание уважительного отношения друг к другу в группе.

Структура занятий, методы и приемы работы.

Весь курс состоит из 12 занятий. Занятия составлены по тематическому принципу: каждое занятие – отдельная тема. Темами занятий является близкая и понятная детям окружающая действительность. Каждое занятие полностью построено на одном материале. Многократное повторение в разных задачах одних и тех же слов должно способствовать обогащению и закреплению словарного запаса детей.

В занятиях не преследуется получения обширных знаний по темам. Каждое занятие больше направлено на обобщение, систематизацию, упорядочивание знаний детей по теме, развитие познавательных процессов во время оперирования материалом.

Каждое занятие состоит из трех частей: приветствия, основной части и прощания.

Приветствие представляет собой словесное упражнение, обличенное в игровую форму с мячом или упражнение двигательного характера. Упражнения первой части занятия направленны на объединение детей, настраивают их на работу, создают положительный эмоциональный фон.

В основную часть включено по 3-4 упражнений, в основном игрового характера, дидактических словесных, подвижных игр.

Эти задания направлены на пополнение, систематизацию, обобщение знаний, словаря, развитие познавательных процессов, пространственных представлений, быстроты реакции. В середине основной части обязательно проводится подвижная игра (физкультминутка), а в конце основной части – упражнение творческого характера.

Прощание преследует снятие психомышечного напряжения, расслабления детей, успокоение.

Оценка результативности

Предполагается, что дети, прошедшие курс развивающих занятий пополнят свои знания по основным темам об окружающем мире в соответствии с возрастом, станут свободнее оперировать этими знаниями, так как обогатится их словарный запас. Они станут более осведомленными, смелыми, поверят в свои силы и начнут проявлять себя и в группе на занятиях воспитателей. Это в свою очередь придаст им сил и желания быть более активными, появится интерес к интеллектуальным занятиям. Вполне возможно, что некоторые из них выйдут на более высокий уровень интеллектуального развития в соответствии с возрастом, чем это было на начало года.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1. «Части тела»

Оборудование:

1. Картинки с изображением людей.

2. Спокойная музыка.

Ход занятия.

Приветствие .

Основная часть.

1. «Рассмотрим человека ». Педагог выставляет в ряд картинки с изображением людей, просит детей их назвать и запомнить последовательность расположения. Картинки закрывают, и дети должны вспомнить последовательность их расположения (2-3 раза).

Как можно назвать одним словом всех, кто нарисован на этих картинках? (Люди, человек, семья).

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку с изображением человека. –Как называется самая большая часть тела человека? Затем показывается, где находится на картинке грудь, живот, спина. Дети показывают и называют эти части тела у себя, друг у друга. Затем показывают на картинке и на себе: голову, лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, губы, подбородок – части лица.

2. Упражнение «Загадки и отгадки»

Педагог загадывает детям загадки и беседует с детьми о том, зачем нужны человеку эти части тела.

У зверюшки на макушке, а у нас ниже глаз (Уши). Для чего человеку уши? Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят (глаза). Для чего человеку глаза?

Он бывает самым разным: длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым (нос). Для чего человеку нос?

3.Упражнение «Веселые девочки и мальчики»

Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения в соответствии с содержанием (2-3 раза)

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головками кивают

И тихо приседают.

Дети, чем вы сейчас хлопали? (Руками). Покажите левую руку, правую, пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо. Дети показывают и говорят названия частей руки.

Чем вы топали? (Ногами). Проводится аналогичная работа.

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

Прощание.

Упражнение «Теплые ладошки»

Дети становятся в круг и по цепочке называют части тела человека, кто что запомнил. Затем педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.

Занятие №2 « Геометрические фигуры»

Оборудование .

1. Геометрические фигуры разного цвета и величины: большой и маленький синего и красного цвета круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал – всего 20 фигур.

2.На каждого ребенка набор №2 и №3 игры Никитина «Сложи квадрат» (квадраты со стороной 8см разрезаны на две части прямоугольной и треугольной формы).

3.Музыка.

Ход занятия.

Приветствие.

Упражнение «Мы рады тебя видеть!». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

Основная часть.

1.Упражнение «Распределим фигуры».

Педагог выставляет перед детьми названные в п.2 оборудования геометрические фигуры, обводит их указкой, вместе с детьми повторяя их названия. Дети пальчиком в воздухе поочередно рисуют их. Дети определяют место расположения фигур относительно друг друга: что находится рядом с треугольником; между какими фигурами стоит красный круг и т.д. Затем дается характеристика каждой фигуры по трем признакам: форма, цвет, величина, все фигуры классифицируются сперва по форме, затем по цвету, затем по величине, отвлекаясь при этом от двух других признаков.

2. Упражнение «Сложи квадрат».

Детям даются наборы (пункт 3 оборудования), предлагается сложить квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников. В случае затруднения используется показ выполнения задания, а затем предлагается ребенку выполнить это же задание самостоятельно.

4.Физкультминутка «За грибами»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

5 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Этюд «Насос и мячики»

Дети сидят на корточках, колени прижаты к груди, голова к коленям, руки их обхватывают – сдутые маленькие мячики. Педагог берется за воображаемый насос и делает энергичные наклоны корпуса вперед – «накачивает» мячики. Мячики постепенно надуваются: колени выпрямляются, голова поднимается, руки округляются по бокам, надуваются щеки. Ведущий изображает отбивание мяча о землю вытянутой вперед ладонью. Все мячики весело и легко прыгают. Ведущий делает хлопок в ладоши – «открывает клапан», и мячи начинают медленно сдуваться, расслабленно опускаются на пол (2-3 раза).

Занятие №3 «Игрушки»

Оборудование.

1. Музыка.

2. Игрушки: мячик, матрешка, мишка.

Ход занятия.

Приветствие

Упражнение «Мы рады тебя видеть! ». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

Основная часть.

1.Упражнение «Слушай внимательно!».

Педагог громко, четко, называет разные слова, как только он называет какую либо игрушку, дети должны похлопать в ладоши (стол, яблоко, кукла, мозаика, клей, чашка, машинка, ножницы, кубики, юла, телефон, кастрюля, неваляшка, молоток, пирамидка, мячик, шапка, мыло, погремушка, матрешка)

2.Упражнение «Отгадай-ка»

Педагог демонстрирует детям игрушки: мяч, мишка, матрешка, загадывает загадки и просит детей ответить на вопросы.

Круглый, гладкий и пузатый –

Больно бьют его ребята.

Почему беднягу бьют?

Потому, что он надут.

Что это? Как догадались? Какой он формы, цвета? Из чего сделан? Какой он на ощупь? Как с ним играть?

Косолапые ноги,

Зимой он спит в берлоге.

Догадайся и ответь,

Что за зверь такой? (медведь).

Что есть у игрушечного медведя? Из какого материала он сделан? Как с ним можно играть?

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Что это? Как угадали? Из чего сделана матрешка? Сколько у нас подружек-матрешек?

3.Упражнение «Танины игрушки»

Дети вместе с педагогом произносят слова стихотворения и жестами, движениями изображают персонажей.

На большом ковре в ряд Дети маршируют на месте,останавливаются,

Куклы Танины стоят . Изображают персонажей

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, Прыгают,

Вместе мы пойдем гулять . Маршируют .

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Этюд на расслабление мышц «Петрушка прыгает »

Играющие изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус, руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

Занятие №4 «Посуда»

Оборудование .

1. Картинки с изображением кухонной, столовой, чайной посуды: чайник, чайная пара, конфетница, сахарница; кастрюля, сковорода, дуршлаг; тарелки глубокая и мелкая, салатник, хлебница, ложка, вилка.

2.Музыка.

3. Бумага и карандаши.

Ход занятия.

Приветствие.

1. Упражнение «Мы рады тебя видеть! ». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

2.Упражнение «Блины».

Давайте печь блины. Какая посуда для этого нужна?

Сделаем сковороду. (Дети встают тесным кружком и берутся за руки)

Наливаем тесто. (Держась за руки, все отходят назад максимально широко, чтобы получился большой блин).

Печем блин.(Держась за руки, одновременно слегка приседают, при этом имитируя шипение блина звуком «ш»).

Мажем блин сметаной. (Расцепляют руки и двигают ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие, пластичные).

Скручиваем наш блин. («Моторчик» перед собой).

Раскрываем широко рот, вот так – (развести руки в стороны и со звуком «А-а-ам» сделать хлопок).

Основная часть.

1.Беседа о посуде.

Перед детьми выставлены картинки с изображением посуды (п.1 оборудования).

Каким одним словом можно назвать все эти предметы?

Какие предметы посуды вы еще знаете?

Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся во время еды.

В какой посуде готовят пищу? Как называется эта посуда? (Кухонная).

Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Как называется эта посуда? (Чайная).

А как называется посуда, из которой мы едим за столом? (Столовая). Назовите столовую посуду, которая есть на наших картинках.

Рассмотрим кастрюлю. Из каких частей она состоит? (Стенка, донышко, крышка, ручки). Зачем нужна крышка, ручки?

Рассмотрите чайник, назовите его части. Зачем у чайника носик?

2.Упражнение «Превращаемся в посуду»

Дети вместе с педагогом произносят текст и своим телом изображают разную посуду.

Вот большой заварный чайник (надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута –

Очень важный, как начальник. носик)

Вот фарфоровые чашки, (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос – (сделать большое кольцо руками)

Он посуду нам принес.

3 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Занятие №5 «Одежда»

Оборудование.

1.По 2-3 картинки с изображением верхней, нижней, повседневной, нарядной, зимней, летней одежды.

2.Музыка

3. Бумага, карандаши

4.Мячик

Ход занятия .

Приветствие

Упражнение « Поздороваемся»

Основная часть.

1.Рассматривание одежды и беседа о ней.

Психолог показывает детям картинки, спрашивает каким одним словом можно назвать все, что нарисовано на картинках (одежда).

Психолог рассказывает, что одежда бывает разная: для улицы, для дома, для праздников, для девочек, для мальчиков, для зимы и лета. Мы сейчас с вами рассмотрим разную одежду на картинках, назовем ее.

Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя, теплая).

Выставляются картинки с изображением трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы.

На что мы надеваем эту одежду? (на тело). Она называется нижняя одежда или белье.

Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (праздничная, нарядная).

Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду?

Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

Зимнюю одежду шьют из теплых, толстых тканей, меха. А летнюю из легких, тонких тканей. Почему?

У одежды есть разные детали, части. Покажите то, что я назову на своей одежде или на одежде других детей. Воротник, рукава, длинные, короткие рукава. Карманы. Молнии. Кнопки. Пуговицы. Пояс.

2.Подвижная игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

3. Упражнение «Какая это одежда?»

Если психолог называет зимнюю одежду, дети широко раскрывают руки в стороны, а если зимнюю – обнимают себя.

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Дети встают по кругу, и, соприкасаясь с соседом ладонью улыбаются ему, дальше ребенок «передает» улыбку по кругу, пока она «не вернется» к первому ребенку.

Занятие №6 «Времена года: зима, весна»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Сюжетная картинка о зиме и весне.

3.Карандаши и бумага

4.Музыка

Ход занятия .

Приветствие.

1.Упражнение «Волшебный снежок».

Дети передают по кругу снежок из ваты и называют то, что им нравится зимой и желают друг другу хорошего дня.

2 .Игра – упражнение «Снежинки».

Подул легкий ветерок, снежинки легко закружились (кружатся на месте легко, медленно, плавно на носочках).

Началась снежная буря, полетели снежинки (бегут по комнате на носочках врассыпную легко, стремительно).

Ветер затих, намело сугроб (все «слетаются» к центру и собираются в один «сугроб»: приседают, тесно прижавшись друг к другу). Намело сугробы, пришла настоящая зима.

Основная часть.

1.Рассматривание сюжетной картины о зиме

После какого времени года наступает зима?

Что бывает зимой на земле? Где еще лежит снег?

Какие деревья зимой?

Как надо одеваться зимой? Почему?

Какая погода зимой?

2.Упражнение «Зимние забавы»

Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой)

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали (Имитируют ходьбу на лыжах)

И по снегу побежали.

Сегодня из снежного кома (Движутся друг за другом, «катят ком»)

Мы снежную бабу слепили у дома. (Рисуют руками в воздухе три круга)

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдет. (Грозят указательным пальчиком).

3. Рассматривание сюжетной картины о весне

Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает весна?

Что бывает со снегом весной?

Какими деревья становятся весной, что на них появляется?

Как надо одеваться весной? Почему?

Какая погода весной?

Чем занимаются дети на этой картине?

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Занятие №7 «Времена года: лето, осень»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Сюжетная картинка о лете и осени.

3.Карандаши и бумага

4.Музыка

Ход занятия.

Приветствие .

1.Упражнение «Солнечный зайчик».

Дети передают по кругу мячик и говорят что-нибудь приятное своему соседу.

2 .Игра – упражнение «Листопад».

Исходное положение – руки в стороны – вниз, ладони вниз.

В осеннем парке подул легкий ветерок, листочки легко закружились (кружатся на месте легко, медленно, плавно на носочках).

Но тут ветер стал очень сильным, и листочки быстро закружились в воздухе (бегут по комнате на носочках врассыпную легко, стремительно).

Ветер затих, листочки стаи медленно опускаться на землю (все плавно опускаются вниз и затихают). Как тихо стало в осеннем парке.

Основная часть.

1.Рассматривание сюжетной картины о лете

Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает лето?

Что растет летом?

Какие деревья летом?

Как надо одеваться летом? Почему?

Какая погода летом?

Чем занимаются дети на этой картине?

2. Физкультминутка «Летняя прогулка»

Ветер веет над полями

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

3. Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает осень?

Что происходит с листьями осенью?

Как надо одеваться осенью? Почему?

Какая погода осенью?

Чем занимаются дети на этой картине?

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Дети встают по кругу, и, соприкасаясь с соседом ладонью улыбаются ему, дальше ребенок «передает» улыбку по кругу, пока она «вернется» к первому ребенку.

Занятие №8 «Овощи»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки: картофель, огурец, помидор, редис, репа, лук, морковь, свекла, капуста.

3.Бумага и карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие.

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2. Упражнение «В огород пойдем».

Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения.

В огород пойдем, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем «Таскают»

И картошки накопаем. «Копают»

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают руками форму, величину

Огурцов нарвем немножко «Рвут»

И вернемся по дорожке. Идут по кругу в обратную сторону

Основная часть.

1.Упражнение «Сажаем огород».

Педагог выставляет 1 картинку с изображением любого овоща (Я посадила помидор).

Дает задание детям: посадить картошку справа от помидора; посадить огурец слева от помидора; посадить лук между помидором и огурцом и т.д.

2. «Отгадай-ка».

Когда перед детьми выставлены все картинки с овощами, педагог загадывает детям загадки, просит смотреть на овощи и находить картинку-отгадку. Назвать овощ ласково.

Он и в дождик, он и в зной В огороде вырастаю,

Клубни прячет под землей. А когда я созреваю,

Клубни вытащишь на свет – Варят из меня томат.

Вот и завтрак и обед. (Картофель). В борщ кладут, и так едят. (Помидор).

Круглый бок, желтый бок. Щеки розовы, нос белый,

Сидит на грядке колобок. В темноте сижу день целый.

Врос он в землю крепко. А косичка зелена,

Что же это? (Репка). Вся на солнышке она. (Редиска).

3.Дидактическая игра «Повар и овощи»

Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять – Считают вместе с педагогом

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем, Хлопают

Ножками потопаем. Топают

Покружились, покрутились, Крутятся

В овощи вы превратились. Останавливаются

Каждому ребенку дается в руки картинка овоща, он превращается в этот овощ.

Дети стоят в кругу – это кастрюля. Педагог говорит, что он собирается готовить, а овощи, нужные для этого блюда, входят в круг. Затем суп «варят». Дети идут по кругу, взявшись за руки, а овощи в кастрюле кружатся, шипят, булькают – варятся.

Я хочу сварить картофельный суп. (В круг должны выйти картофель, лук, морковка).

Я буду варить щи. (Капуста, лук, морковка, помидор).

Я буду варить борщ. (Капуста, свекла, картошка, лук, морковь, помидор).

Я буду готовить салат. (Огурец, помидор, редис, лук).

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Упражнение «Тянем репку». Дети становятся в круг и показывают, как в сказке «Репка» тянули репку с усилием, а когда вытащили, расслабились и отдыхали.

Занятие №9 «Фрукты»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Картинки фруктов: слива, яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан, абрикос,персик.

3.Трафареты фруктов по количеству детей, цветные карандаши, ½ листа бумаги А 4 на каждого ребенка.

4.Карандаши, бумага.

5. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие .

1.Упражнение « Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2.Подвижная игра «Фрукты-овощи».

Дети ходят по комнате, педагог называет вразнобой фрукты и овощи. Услышав название фрукта, дети должны остановиться и поднять руки вверх (фрукты растут вверху, на фруктовых деревьях); услышав название овоща, дети должны присесть (овощи растут внизу, на грядке, на земле).

Основная часть.

1.Рассматривание фруктов, беседа.

Выкладываются картинки фруктов по одному. По мере этого о каждом фрукте беседа:

Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? На каком дереве растет?

Когда выкладывания и беседы по всем фруктам:

Как все это назвать одним словом? А деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые). Как назвать сад, в котором растут фрукты? (фруктовый).

2. «Отгадай – ка».

Педагог предлагает послушать загадки о фруктах и найти среди картинок отгадки. Назвать фрукт обычным и ласковым названием.

Круглое, румяное, Я сладкий, рос на юге,

Я расту на ветке. Как солнышко в листве.

Любят меня взрослые Оранжевый и круглый,

И маленькие детки. (Яблоко-яблочко) Я нравлюсь детворе. (Апельсин-апельсинчик)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы – сливки – сливочки)

Желтый я, как одуванчик, Выросли на ветке

Очень кислый, в чай прошусь. Оранжевые детки:

Отгадайте – ка, ребята, Щечки бархатны, румяны.

Как я, южный фрукт, зовусь? (Лимон – лимончик). Сочны, сладки, ароматны. (Персик)

3.Упражнение «Будем мы варить компот».

Дети вместе с педагогом произносят текст и в соответствии с содержанием и ритмом выполняют движения.

Будем мы варить компот. Идут по кругу, взявшись за руки.

Фруктов нужно много. Вот: Останавливаются.

Будем яблоки крошить, «Крошат»

Грушу будем мы рубить. «Рубят»

Отожмем лимонный сок, «Отжимают»

Слив положим и песок. «Кладут»

Варим, варим мы компот, Делают вращательные движения руками, кружатся

Угостим честной народ. Протягивают руки вперед ладонями вверх

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Упражнение «Из семечка в яблоньку»

Ведущий (садовник) предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко яблони (сжаться в комочек на полу.) Садовник бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает (гладит детей по голове, спине). С теплым весенним солнышком семечки яблони начинают прорастать (поднимаются). Появляются веточки, почки, бутончики (руки вверх, кулачки сжаты, потянуться). Почки и бутоны лопаются, появляются листочки и цветочки (резко разжимают кулачки). На месте цветочков вырастают маленькие яблочки (сильно сжать кулачки), подрастают (кулачки расслабляются). Яблоньке тяжело держать плоды (напрягаются, ноги прижимают к полу). Но вот спелые плоды снимают, яблоньке легче. (Расслабляются всем телом).

Занятие №10 « Домашние животные»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки животных и их детенышей: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза.

3. Бумага, карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие.

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2.Упражнение «Доброе животное ».

Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! (все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей). А теперь подышим все вместе, ведь мы одно животное. Вдох – шаг назад, выдох – шаг вперед. (Выполнять в среднем темпе, ритмично). Так не только дышит животное. Так же ровно бьется его большое доброе сердце. Тук – шаг назад, тук – шаг вперед. (Выполнять в течение 1 минуты).

Основная часть.

Выставляются картинки с изображением домашних животных.

По мере выставления картинок дети называют животных, просит показать как «разговаривают» эти животные. Педагог загадывает загадки о животных, дети должны найти картинку-отгадку, сказать название животного обычное и ласковое кот-котик и т.д.

Отворилась тихо дверь Все следы находит точно.

И вошел усатый зверь, Охраняет дом он ночью.

Сел у печки, жмурясь сладко, Уши чуткие и нос.

И умылся серой лапкой. (Кот – котик). Это друг наш верный …(пес - песик)

Молоко дает нам кто-то Бежит замарашка

Детям пить его охота. В щетинистой рубашке.

Чтобы были все здоровы, Хвост крючком,

Молоко дают …(коровы - коровки). Нос пятачком. (Свинья - свиночка)

Бегут по дорожке борода да ножки. (Коза - козочка)

2.Дидактическая игра «Чьи детки?

Педагог показывает картинки с изображением детенышей животных и говорит, что они потерялись Нужно каждому детенышу помочь найти свою маму. Дети по очереди берут картинку-детеныша, называют его, находят его маму и помещают рядом с ней.

3. Физкультминутка

Кошка ходит по – кошачьи,

(пружинистый шаг)

А собака по-собачьи

(ходьба с высоким подъемом колена)

По утиному утёнок, чуть вразвалочку идёт

(шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)

По-козлиному козлёнок скачет рожками вперед

(подскоки)

По-слоновьи ходит слон, тяжело ступает он

(ходьба, опираясь на ступни и ладони)

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание .

Упражнение «Кошечка»

Психолог предлагает превратиться детям в кошечек, которые лениво потягиваются на солнышке, вытягивают лапки, округляют, потом прогибают спинку, довольно мяукаю, а потом превратиться обратно в детей.

Занятие 11 «Дикие животные»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки животных: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж.

3. Бумага, карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия

Приветствие

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

Основная часть.

1.Рассматривание картинок о животных, беседа по картинкам, загадки.

Выставляются картинки с изображением диких животных.

По мере выставления картинок дети называют животных, педагог загадывает загадки о животных, дети должны найти картинку-отгадку, сказать название животного обычное и ласковое кот-котик и т.д.

Зверька узнаем мы с тобой Хвост пушистою дугой.

По двум таким приметам: Вам знаком зверек такой?

Он в шубке беленькой зимой, Острозубый, темноглазый,

А серенький он – летом. (Заяц -зайчик) По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы жить ему в тепле. (Белка - белочка)

Сердитый недотрога Хитрая плутовка,

Живет в глуши лесной. Рыжая головка,

Иголок очень много, Хвост пушистый – краса,

А нитки ни одной. (Еж - ежичек) А зовут ее … (лиса - лисичка).

2.Дидактическая игра «Кто где живет?»

Педагог просит детей хлопать в ладоши, если он назовет домашнее животное, а если дикое, то постучать по полу.

3. Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой - косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Игра «Еж»

Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, сворачиваются в клубочек, сжимаются, растопыривают свои иголки, чтобы враг укололся. Но опасность миновала, и ежи остались в кругу друзей. Они расслабляются, вытягиваются и греются на солнышке. (Повторяется 3 раза).

Занятие 12 «Мебель»

Оборудование .

1. Мяч.

3.Картинки с изображением разных предметов мебели: кровать, диван, кресло, стол, шкаф, тумбочка, стул.

4. Бумага, карандаши.

5. Музыка.

Ход занятия

Приветствие.

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

Основная часть.

1.Рассматривание картинок с мебелью, беседа по картинкам.

Выставляются картинки с изображением мебели. По мере выставления картинок дети называют, что это за предмет мебели, для чего он нужен. Затем дети отгадывают загадки и на картинках находят отгадки.

1) Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)

2) Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать.

Любят бабушки и внуки,

Посидеть и полежать. (Диван)

3) Если ты устал играть,
То ложишься спать в … (Кровать)

2. Упражнение «Скажи наоборот»

Психолог кидает ребенку мяч и описывает какой-то предмет мебели, ребенок должен бросая мяч обратно, дать противоположный по значению ответ.

- Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.

- Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.

- Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.

- Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.

- Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.

- Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.

- Табурет жесткий, а диван … мягкий.

- Стол жесткий, а кресло … мягкое.

3. Физкультминутка

Это стул, на нём сидят (дети приседают).

Это стол, за ним сидят (дети выполняют наклоны).

Вот кровать – на ней лежат (руки вытянуть наверх, подняться на пальцы).

В шкаф мы вещи убираем, (имитация складывания вещей).

На прогулку все шагаем (марш на месте).

4. Упражнение «Рисуем музыку».

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Дети располагаются на ковре в удобном положении, психолог читает стихотворение, звучит спокойная музыка.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

ЛИТЕРАТУРА

    АлябьеваЕ.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ, 2002г.

    Бантикова С. Геометрические игры// Дошкольное воспитание, №1, 2006г.

    Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия/ Составители С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2008г.

    Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6лет, М.: ТЦ Сфера, 2004г.

    Кушнир Н.Я. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях, Минск, 1996г.

    Чистякова М.И.. Психогимнастика. М., 1990г.

    Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002г.

Ребенок, пройдя сложный кризис трех лет, переходит в средний дошкольный возраст. На этапе происходит стремительное психическое и физическое развитие. Родители обязаны знать, как совершается развитие ребенка 4–5 лет, чтобы помогать малышу преодолевать возникшие трудности.

Особенности физического формирования

В таком возрасте быстро развиваются мышцы и кости скелета. Поэтому важно знать особенности развития детей 4–5 лет. Дитя сильно меняется внешне и внутренне. Внутренние органы по форме соответствуют взрослому человеку. Это ведет к тому, что ребенок совершает больше физических нагрузок. Родителям важно знать стандартные показатели норм, чтоб в непредвиденных ситуациях помогать. Выявить и исправить, появившиеся отклонения.

Общая характеристика:


Важно! В этом возрасте следует объяснять и приучать к здоровому образу жизни. Соблюдать распорядок дня, выполнять утреннюю гимнастку, регулярные прогулки на свежем воздухе. Питание должно быть сбалансированным и отвечающее возрасту.

Психическое развитие

Психические процессы сильно меняются. Они становятся устойчивыми, осознанными. Начинают сформировываться волевые качества. Зная, как происходит психическое развитие ребенка 4–5 лет выстраивается правильная форма воспитания.

Ребятишкам в пятилетнем возрасте хочется самостоятельности. Уже не так нуждаются в помощи старших. Учатся устанавливать свои правила. Но готовы сопереживать и осознавать чувства других людей.

Стремительно развиваются творческие наклонности. Малыш создает сказочный мир, где выступает главным героем. Наделяет себя волшебными способностями. Фантазии связаны не только с прекрасным, но и спровоцировать страхи.

Происходит социализация, при которой возникает желание быть услышанным не только в кругу семьи, но и со стороны сверстников. Игровая деятельность видоизменяется. Она расширяется, наблюдается сюжетная линия. В игровом процессе учатся дружить, делиться вещами, помогать друг другу, ссориться и сразу мириться.

Проявляют ко всему любознательность, чем ставят взрослых в тупик, задавая вопросы. Они болтают часами, не останавливаясь ни на минуту. Перебивать не стоит, так как можно отбить интерес к познанию нового и неизведанного до сих пор.

Эмоционально дети восприимчивы. Понимают похвалу и ругань, так как экспансивно чувствительны к словам. Поэтому браня, подбирать выражения нужно тщательно. Неприятные слова приведут к развитию нежелательных комплексов, которые сохранятся на дальнейшую жизнь.

В пять лет интересуются половыми отличиями между девочкой и мальчиком.

На основе психических особенности развития детей 4- 5 лет можно грамотно продумать способ целостного и гармоничного воспитания.

Умственные особенности

Любознательность ведет к формированию интеллекта. Без поддержки родителей не обойтись. Не отмахивайтесь от детишек, если просят поиграть, или что-то объяснить. Это провоцирует задержку психического развития. В старшем возрасте приводит к нежеланию учиться. Необходимые навыки, которые нужно развивать у ребѐнка. У родителей часто возникает вопрос, что должен уметь ребенок к пятому году жизни.

Математические способности

Ребенок пятилетнего возраста, должен уметь:

  1. Знать название геометрических фигур.
  2. Сравнивать предметы по количеству.
  3. Находить предметы.
  4. Считать в пределах.

Логическое мышление

Вид мышления - наглядно-образный, где проявляется практический характер. Поэтому можно наблюдать следующее:

  1. Запоминание большого объема информации.
  2. Улучшение концентрации внимания.
  3. Нахождение различий между двумя картинками.
  4. Умение называть антонимы.
  5. Распознавание ошибок на изображении, объяснение правильного выполнения.
  6. Выполнение заданий занимает меньше времени, при этом нет реакции на посторонние предметы и действия.

Речевое развитие

К четырем годам происходят серьезные изменения в речи:

  1. Строят предложения из 9 слов.
  2. Употребляют множественное число.
  3. Знают свои личные данные — имя, фамилию, домашний адрес.
  4. Называют профессии людей.
  5. Поддерживают беседу.
  6. Могут выучить стихотворение.
  7. Ищут, находят предметы по описанию.

Повседневные способности

Применять навыки самообслуживания. Уметь на леску нанизывать крупные бусинки. Рисовать прямые линии на бумаге, не отрывая кисть от поверхности. Раскрашивать изображения аккуратно не выходя за поля. Знать правую, левую руку.

Окружающий мир

Называть времена года. Знать названия домашних животных. Уметь отличать овощи, фрукты, ягоды.

Родителям надобно ежедневно занимать с малышом. Развитие интеллектуальных способностей пятого года жизни нужно для подготовки к школе. Чтобы в учебном процессе не возникло стрессовых ситуаций.

Совет! На этом этапе развития прививайте бережное отношение к предметам, вежливость, приобщайте к совместному труду.

Эмоциональные особенности

Дети чувствительны в этот период жизни. Способны сочувствовать и сопереживать окружающим людям. Однако, многие родители сталкиваются с истериками. В большинстве случаев ребятенок пытается обратить на себя внимание или получить желаемую вещь. Чаще всего, мамы и папы сталкиваются с этой проблемой, то не ведают, как себя вести с малышом. Детская истерика появляется, когда ребенок не знает слова «нет». Или один из родителей разрешает, а другой запрещает. Такого не должно быть. Рассмотрим несколько примеров из жизни, где встречается капризы и упрямство.

Ситуация No1

Мама со своим четырехлетним сыном отправилась на прогулку, по пути она встретила знакомую. Они заболтались. Сын тут же стал капризничать, тянуть за руку, при этом говорит: «Мамочка, идем!»…

Что сделать в таком случае?

Обратите на ребенка сразу внимание. В окружающей обстановке найдите чем можно занять дитя. Предложите ему покачаться на качелях или поиграть в песочнице. Так, он поймет, что мама проявляет по отношению к нему внимание. Ребенок будет занят, а мать сможет продолжить спокойно общение с приятельницей.

Ситуация No2

В семье появилась долгожданная дочка Оля. Взрослые ее опекали, исполняли все ее прихоти. В 5-летнем возрасте сами ее одевали и раздевали. Окружающие стали отмечать, что Оля стала капризной, по любому поводу устраивала истерики.

Что происходит с Олей?

Не секрет, что за любленные дети зачастую капризны. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо убрать повышенную опеку. Чрезмерное внимание приводит к непослушанию.

Ситуация No3

Никита 4 года 5 месяцев

Внезапно вполне послушный ребенок начал капризничать, каждый день закатывает маме истерики. Стал упрямым и непослушным.

Не так давно в семье произошло прибавление. На свет раньше срока появился мальчик. И мама большое количество времени уделяет новорождённому. А капризы Никиты сводят маму с ума.

Почему Никита так резко изменился?

Из-за повышенной занятости мама перестала уделять старшему сыну время. Своими капризами он пытается обратить на себя внимание. Старайтесь проявлять заинтересованность по отношению к малышу.

Ситуация No4

Каждый день мама после работы заходила за четырехлетним Славой в дошкольное учреждение. Вместе шли в супермаркет, где он, закатывал истерические крики, прося, что-то купить. Сразу падал на пол, начинает биться головой и рыдать. Мать, не находя иного выхода, покупала все, что Слава хотел.

Как избежать подобной ситуации?

  • Исключите на время походы в те места, где малыш устраивает истерику.
  • Не обращайте внимание на действия просто уйдите.
  • Попытайтесь переключить внимание на что-то другое в момент истерики у ребенка 4 лет.
  • Установите в семье единые требования по воспитанию.
  • Соблюдайте последовательность в своих требованиях.
  • Сохраняйте спокойствие в момент всплеска истерики.
  • Оставляйте право выбора за малышом.

Роль семьи имеет большое значение в формировании личности малыша, и влияет на эмоциональное развитие.

Специалисты разработали памятку правил для родителей, в которой позволит построить с малышом правильные взаимоотношения.

Не устанавливайте много запретов. Чадо не способно освоить все сразу, в итоге возможна истерика. Рассказывайте спокойно о переживаниях, о тех чувствах, что испытываете. Реагируйте умеренно на всплеск гнева. Разбирайте сложные ситуации в которые попадает чадо. Старайтесь чаще хвалите, а не ругайте. Не пугайте страшилками, не говорите о смерти и болезнях. Расспрашивайте об интересах малыша. Давайте право играть со сверстниками. Отвечайте на все вопросы. Читайте книги. Проводите совместный досуг.

В этот период закладываются основные черты характера. Поэтому крайне значимо принимать во внимание особенности развития детей 4–5 лет. В первую очередь от родителей завит физическое и психическое развитие. Важным фактором, является взаимоотношения отношение внутри семьи. Это влияние на будущую жизнь детей.

Когда ребенку исполняется 4-5 годиков, многие родители начинают всерьез задумываться о дошкольной подготовке малыша. Ведь первый класс уже не за горами, а к этому времени кроха должен научиться читать, хорошо владеть карандашом и ручкой, освоить азы математики. Конечно, начинать подготовку лучше заблаговременно, это позволит малышу получить необходимые знания и не потерять интерес к учебе в дальнейшем.

Кстати, по поводу интереса: проводя развивающие занятия для детей 4-5 лет, не нужно забывать, что в этом возрасте карапузы продолжают изучать мир посредством все той же верной спутницы детства – игры. Также процесс обучения должен предполагать смену рода деятельности и выявление таланта.

Несколько подробней о том, как грамотно организовать развивающие занятия для детей 4-5 лет дома, как расставить приоритеты, раскрыть потенциал и пробудить интерес к учебе, мы поговорим в этом статье.

Развивающие занятия для дошкольников 4-5 лет

Да, ваш малыш заметно подрос и повзрослел, он во всем старается проявить самостоятельность и тем самым заслужить похвалу родителей. Но не стоит забывать, что он еще ребенок и нуждается в правильном распорядке дня и полноценном дневном отдыхе. Поэтому любые развивающие занятия, особенно с уклоном на развитие логики, тренировку внимания и памяти, лучше проводить в утренние часы. Также в первой половине дня лучше заняться изучением букв, чтением и точными науками, то есть математикой. Все занятия должны проводится в игровой форме, дружественной и непринужденной атмосфере. Поэтому взрослым необходимо заранее приготовить специальные дидактические материалы, составить план действий и запастись терпением.

Занятие на развитие речи можно провести во время прогулки. Например, не спешно прогуливаясь в магазин, можно разучить насколько простых стишков, или вместе придумывать слова на заданную букву.

Должное внимание в процессе обучения должно отводится творчеству. лепка, рисование, складывание композиций из мелких предметов развивают мелкую моторику, фантазию и воображения ребенка. Кроме того, такие занятия способствуют раскрытию таланта и стабилизации эмоционального состояния малыш.

По прежнему в приоритете у родителей должно оставаться физическое развитие ребенка: ни в коем случае нельзя игнорировать прогулки на свежем воздухе и активные игры. У многих деток в этом возрасте появляются свои увлечения. Будет замечательно, если малыш начнет посещать спортивные Так девочек могут заинтересовать занятия танцами, гимнастикой, а мальчикам придется по душе плавание, теннис. Начиная с 5-ти лет, юные защитники могут начать постигать азы техник восточных единоборств.

Примеры развивающих занятий и игр для детей 4-5 лет дома?

В наши дни возможности родителей практически не ограничены. В специализированных магазинах или в интернете можно найти дидактические материалы, различные игры, с помощью которых проводить детские развивающие занятия для деток от 4-х лет можно легко и непринужденно.

Развивающие занятия для детей 3-4 лет и более младшего возраста сегодня становятся естественной потребностью каждой семьи. Уже доказано – ребенок начинает учиться с самого рождения. Чему? Прежде всего, быть самостоятельным. И, конечно, ориентироваться в окружающем его Огромном Интересном Мире. Такое видение отношений Родителей с Малышом помогает создать особый вид взаимодействия внутри семьи. Уже с первых месяцев мы видим и поддерживаем в своем новорожденном младенце творческую, активно развивающуюся Личность.

В чем особенность развивающих занятий для детей от 3-4 лет?

Возраст трёх лет знаменует начало особого периода – кризиса негативизма. Следующие полтора-два года пройдут под девизом «Я сам!» и «Не хочу!». Слишком много терпения уходит лишь на то, чтобы организовать простые действия вроде одеть-накормить-сходить на прогулку-уложить спать. В такой ситуации домашние занятия для детей 3 лет могут стать обременительными для близких. Однако не стоит отчаиваться и думать о том, что активный познавательный процесс придется отложить на неопределенное время.

Вам на помощь готовы прийти заботливые внимательные педагоги и психологи нашего Монтессори-центра! Хотите точно узнать, как проходят наши занятия? Приходите с малышом на первое занятие бесплатно!

Неповторимый метод выдающегося педагога Марии Монтессори демонстрирует свою эффективность на протяжении целого столетия. В своей работе мы учли все наработки автора и творчески применили их в своей деятельности:

  • Мы организовали интересную и одновременно абсолютно безопасную Монтессори-среду для проведения развивающих занятий для детей от 3-4 лет и других возрастов;
  • Для того чтобы любознательные малыши могли раскрыть все данные от природы способности и удовлетворить познавательные потребности, мы приобрели качественные авторские дидактические материалы для работы над мелкой и крупной моторикой, реализации интеллектуальных задатков;
  • Абсолютно все виды обучения и творчества, все занятия для детей 3 лет в нашем центре организованы таким образом, чтобы ребёнок приумножил свой главный ресурс, основную движущую силу – мотивацию к познавательной деятельности;
  • Мы не стремимся выполнить какую-либо «программу», которая по каким-либо критериям соответствует определённому возрасту; мы стараемся создать гармоничное мировосприятие и особую творческую атмосферу в процессе развивающих занятий для детей от 3-4 лет.

Индивидуальные и групповые занятия, в ходе которых педагог понимает особенности характера и когнитивных процессов маленьких Звёздочек, придают малышу спокойствия и уверенности в себе. Ведь каждый ребёнок просто создан для того, чтобы получать и впитывать в себя просто потрясающие объёмы новых знаний. Когда малыш получает такую возможность, его характер становится более мягким и покладистым. Ведь у него есть все, что необходимо!

Какие развивающие занятия для детей 3-5 лет есть в нашем центре?

Мы предлагаем выбрать наиболее подходящий для Вас вид занятий:

  • Мини детский сад – это 3 или 4 часа, в течение которых карапуз занимается с любящими грамотными специалистами, сопровождение родителей при этом не требуется;
  • Группа общего развития «Космонавты» - это полутора или двухчасовые занятия для детей 3 лет и старше, где малыша научат читать, считать, под руководством логопеда позаботятся о развитии речи, предложат интересные ролевые игры и театрализованные представления;
  • Группа адаптации к детскому саду, на занятиях которой мама может присутствовать вместе с малышом, если ему будет тяжело с ней расстаться на первых порах;
  • Развивающие занятия для детей 3-4-5 лет в группе выходного дня.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»