Школьные деловые игры по экологии. Деловая игра «Современная экологическая ситуация». Решение педагогических ситуаций

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ».

заместитель заведующего

МДОБУ «ДС №11»Белоснежка»

общеразвивающего вида»

Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива ; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

На интерактивной доске высвечено:

Прежде всего, про четыре узнай

Воздух, огонь, животворная почва и влага,

Создается для смертных

(Эмпедокл. Древняя Греция)

Мероприятие проходит в красиво оформленном экологическом кабинете.

Организация игры.

Педагоги разделены на 3 команды «Ромашки», «Ручейки», «Первоцветы». Каждая команда сидит за своим столом (красный, желтый, зеленый). На столах лежат соответствующие карточки. Если команда готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри. Правильный ответ высвечивается на интерактивной доске.

Ведущий (руководитель творческой группы «Экологи») знакомит с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом.

Жюри: три опытных педагога из участников творческой группы – производят подсчёт баллов, подводят результаты деловой игры .

Оборудование: плакаты, выдержки, интерактивная доска, видеофильм «Моя планета», презентация «Ответы на вопросы», карандаши, ножницы, клей, картон, фломастеры.

Ход игры.

Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки, видеофильма «Моя планета» читает стихотворение.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Ведущий: Мы рады приветствовать в этом зале всех, кто хочет показать свои знания по теме «Экологическое воспитание в ДОУ» В состязании примут участие три команды: «Ромашки», «Ручейки», «Первоцветы».

Мало любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она стала еще краше, и богаче.

В игре нашим участникам понадобятся настойчивость, любознательность, фантазия, знание программного материала, методик, технологий, а также умение работать в команде и отстаивать свою точку зрения. Оценивать ваши ответы будет жюри (представление)

1 часть. Теоретическая.

1) Блицопрос. (Каждой команде задается по два вопроса. За правильный ответ команда получает 1балл. Правильный ответ высвечивается на экране интерактивной доски).

· Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

· Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

· Перечислите, какие комнатные цветы должны находиться в группах младшего возраста. Объясните свой выбор.

(Камелия, бальзамин , бегония, герань, т. е растения, у которых четко выражены стебель, лист. Воспитанники 2младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части - стебель, лист, цветок);

· Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

· Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

· Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников

(Наблюдение-это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.)

2). Ринг капитанов. (Каждому капитану задается один вопрос)

· Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» ­«дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле­ - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между со­бой и окружающей средой»)

· Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

· Пожалуйста, закончите предложение : «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наи­больший эффект и пользу в развитии детей….. »

(Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности : непосредственно-образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, игры).

2 часть. Практическая.

1 задание.

Дайте краткую характеристику предложенной Вам программы экологического воспитания дошкольни­ков.

(Каждая команда выбирает конверт с предложенной программой)

· Рыжова «Наш дом-природа»: - М.: Карапуз-Дидактика, 2005.;

· Николаева эколог.- М.: Мозаика-Синтез,2004;

2задание.

Попробуйте смоделировать, как элементы экологическо­го воспитания можно ввести в непосредственно-образовательную деятельность:

· по физической культуре;

· музыке;

· в занятия познавательного цикла.

3 задание.

Постройте схематически систему педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей

(Специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).

4задание.

Вам предлагаются диагностические карты знаний и уме­ний детей «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок». Расскажите, как Вы будете диагностировать следующие знания, умения и навыки детей в подготовительной к школе группе (Вытягивают конверты):

· Владение навыками экологически безопасного поведения в природе;

· стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

· умение вести наблюдения за объектами живой и нежи­вой природы;

· умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности;

· отношение детей к природе.

(используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке, во время прогулки, моделирование ситуаций выбора между оказанием помощи живому существу и более привлекательным занятием)

5 задание.

На столе лежат карточки различных цветов, на которых указаны определенные темы. Вам необходимо составить систему вопросов для бесед с детьми по выбранной теме («Дикие животные», «До­машние животные», «Времена года», «Деревья»)

(На слайде высвечивается примерный перечень вопросов.)

6 задание.

Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на 1-е место поставьте самое ак­туальное, на Ваш взгляд, положение):

·Наличие как можно большего числа видов растений и животных

·Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ра­ковины)

·Обеспечение комфортных условий для всех представи­телей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода

·Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений , отсутствие опасных видов животных, насеко­мых)

·Обеспечение для детей возможности ухаживать за расте­ниями и животными

·Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы

·Обеспечение для детей возможности экспериментиро­вать с объектами неживой природы

3часть. В споре рождается истина.

Команда «Ромашки» - выступают с позиции воспитателей, «Ручеек»- родителей, «Первоцветы» - ученые

На обсуждение выносятся вопросы:

· На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)

· Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспита­нии играет формирование у детей эмоционального отно­шения к природе? Важно ли оно для успешного усвоения детьми экологических знаний?

· Решая вопросы экологического воспитания дошкольников воспитателю достаточно ли привлекать родителей только к совместным мероприятиям?

(Работу с родителями надо строить в рамках системы «воспитатели – родители – дети - природа». Экологическое образование дошкольников надо рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленной на формирование экологической культуры всех членов семьи. Компоненты просвещения родителей: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный)

3 часть. Творческая.

Ведущий. (На фоне видеофильма). Современный человек стал жить совсем по другим законам и правилам. Поэтому везде, где бы он не появился, его сопровождает мусор, который уже не нужен не только самому человеку, но и не может быть использован никакими другими организмами. Правда, можно попробовать использовать мусор еще в каких-либо целях. Тогда мусор перестанет быть мусором и снова станет полезной вещью. Сегодня каждая из команд, используя свою выдумку и фантазию, постарается изготовить из ненужного мусора какую-либо поделку.

1 задание. «Новая жизнь ненужному мусору»

Каждая команда выбирает любой из использованных материалов и за 5минут должна создать любую запоминающуюся поделку, либо какой-нибудь яркий шедевр.

2 задание. Дефиле костюмов (домашнее задание)

Командам было дано домашнее задание - изготовить наряд из экологически чистых предметов. В течение 2 минут каждая команда представляет изготовленный костюм, описывает материалы, из которых он изготовлен.

3 задание. Музыкальный калейдоскоп.

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

4часть. Итоговая.

Ведущий. Уважаемые участники игры, пока жюри подводит итоги, предлагаю вашему вниманию презентацию «Сохраним нашу планету чистой, голубой и зеленой!»

Выступление членов жюри. Награждение

5часть. Синквейн.

Вот и подошла к концу наша деловая игра «Экологическое воспитание в ДОУ» и, прежде, чем закончить мероприятие, заполните «Синквейн». Это совсем не сложно.

Вторая строка – три глагола в третьем лице, описывающие действия мероприятия и тему.

Третья строка – это предложение, суждение, Ваше мнение по поводу мероприятия и темы.

Заключительная строка, которая состоит из одного слова – резюме сказанного в предыдущих строках, Ваше эмоциональное состояние сейчас (Например: «Ура!» или «Устала!»), существительные, глаголы, обстоятельства.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

Список литературы:

1.Белая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. и другие. Педагогические советы. - Волгоград: Учитель, 2010.Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников//Дошкольное воспитание№7- с.58-63

3., От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - М.: Мозаика - Синтез,2012.

4.. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2008.

5., Кондратьева природы и ребенок. Методика экологичесукого воспитания дошкольников.-СПб.:Детство-Пресс,2003.

6.Никишина и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007.

7.Николаева эколог: программа и условия ее реализации в детском саду - М.: Мозаика – Синтез, 2004.

8.Николаева экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей. - М.: Просвещение, 2004 Программа «Наш дом-природа»-М.: «Карапуз-Дидактика»,2005.

9.Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001.

10.Соломенкова воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации .-3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.

11.Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.


Человек начал испытывать экологические трудности еще в прошлые эпохи развития человеческого общества, особенно недостаток такого уникального природного объекта, как вода. Особенности расселения и формирования городов имеют четкую географическую привязку - наличие пресноводных объектов. Это в свою очередь сыграло с человечеством весьма злую шутку. Так, рост крупных поселений, привел к тому, что уже в средние века вода во многих районах Европы стала непригодной для питья (опустошительные средневековые эпидемии чумы во многом были связаны с загрязнением водных источников), причем человечество не могло уже воспользоваться новыми ресурсами. Рост промышленности в эпоху индустриального общества с капиталистическим способом производства привел к введению такого термина в экологическую научную терминологию, как «антропогенный фактор», который отражает нарушение экологического равновесия, сложившегося в процессе эволюции, под действием человеческой деятельности. С этого периода времени отходы промышленности начинают угрожать не только существованию флоры и фауны, по и человека как биологического вида. Экологическую ситуацию в различных районах Земли многие ученые характеризуют как кризисную. В.И. Вернадский отмечал в своем учении, что биосфера обладает мощными экологическими резервами и высокой адаптационной способностью, например самоочищение воды при прекращении антропогенного воздействия на водный объект. Но человечество, зная это, не только не сокращает прессинг на природу, по и увеличивает его, что приводит к тому, что экологические системы уже не могут справиться с этим воздействием. К такого рода воздействиям следует отнести загрязнение природной среды химическими соединениями, не свойственными природе (их называют ксенобиотиками); нарушение геохимических циклов; нерациональную, экстенсивную эксплуатацию природных ресурсов, подрывающую способность природы к воспроизводству возобновимых ресурсов и приводящую к быстрому истощению невозобновимых ресурсов.

Вред, наносимый природе, не является неизбежным следствием развития человечества. Весьма часто ухудшение состояния окружающей среды происходит в результате ошибок в технической и экологической политике и связано с «недостаточным уровнем технического развития, слабой изученностью возможных эффектов антропогенного воздействия, широким использованием природной среды в качестве средства снижения интенсивности воздействия вредных отходов производств и других действующих факторов (например, использование природной среды в качестве рассеивателя вредных веществ)...» (1, с. 183].

К сожалению, человек далеко не всегда понимает, какие изменения природной среды дадут полезные результаты, а какие - отрицательные (2]. Дело не только в неопределенности реакций биологических систем на воздействие. Одной группе людей некоторое воздействие па природу может казаться весьма желательным, а другой - наоборот. Яркими примерами являются многолетнее загрязнение Байкала, эпопея с поворотом северных рек. Как много имеется примеров нерационального, варварского отношения к природе со стороны государственных организаций, ставящих ведомственные интересы выше общегосударственных (рекорд в этой области принадлежит, вероятно, Минводхозу).

В условиях сильного антропогенного воздействия на биосферу оптимальная техническая и экологическая политика должна основываться па совмещении интересов человечества и природы. По выражению академика С.С. Шварца, «человек не должен брать функции биосферы на себя, он должен облегчить ее работу. Объединение усилий человека и природы может способствовать формированию стабильных биогеоценозов в измененной человеком среде...... Значение химии в решении экологических проблем необычайно велико: совершенствование аппаратуры, препятствующей загрязнению воздуха и воды; разработка новых, малоотходных процессов и схем получения веществ; создание экологически менее опасных видов топлива, средств защиты растений; опреснение воды; решение проблем, связанных с радиоактивными отходами. Особая роль принадлежит аналитической химии. Определение загрязнителей, измерение концентраций загрязняющих веществ в сложных, многокомпонентных природных смесях - важная составная часть мониторинга антропогенных изменений окружающей природной среды.

Успешное преодоление экологических затруднений возможно лишь в результате совместных усилий представителей различных отраслей знания - естественнонаучных, технических, социальных. Такой объединяющей формой различных отраслей знаний является исследовательская работа, в том числе и в природоохранной области.

В настоящее время необходимо отметить, что в школах фактически не проводится исследовательская работа с учениками в данном направлении, хотя ее важность является очевидной. Данная форма организации деятельности учащихся с одной стороны способствует сближению обучения и жизни, а с другой - формирует экологическую культуру. В ходе исследовательской работы школьники получают возможность проводить эксперименты, в том числе и с использованием методик исследований компонентов природной среды с помощью аналитической химии, изучать данные литературных источников, проводить наблюдения за изменением состояния окружающей среды. Все это в итоге приводит к выработке активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды, отказу от безразличного созерцания изменений природы под воздействием антропогенного фактора.

Все это говорит о необходимости введения экологической исследовательской деятельности в учебный процесс только после того, как учащиеся смогут ориентироваться в определенной системе знаний, то есть после изучения основ физики, химии, биологии, что будет значительно повышать самостоятельность в проведении данного вида деятельности школьниками.

При планировании исследовательской работы главный акцент необходимо делать на анализ учебного материала и материала, необходимого для проведения экологических исследований. При этом необходимо соблюдать следующие условия, обеспечивающие высокую эффективность работы учащихся:

  • а) вновь полученная информация должна дополнять базовые знания;
  • б) выбранная информация должна быль значимой для учащихся, так как только в этом случае они будут мотивированы к проведению исследований и в получении новых знаний;
  • в) выделенная информация должна обязательно содержать проблему, так как исследовательская работа должна быть ориентирована на ее решение.

Другим важным моментом является выявление уровня знаний и умений учащихся, что необходимо для определения степени участия учителя в исследовательской работе школьников. Безусловно, роль учителя в данном виде работ является ведущей, так как именно он должен помогать ученикам определять объект исследования в свете рассматриваемой экологической проблемы, помогать с выбором методики исследования и проведения эксперимента, с оценкой результатов анализа и с помощью такого метода как синтез - давать заключение о качестве состояния природного объекта, выявлять уровень ошибки исследования, что делает полученные результаты наиболее значимыми.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что в курсе химии заложены большие возможности, связанные с формированием экологической культуры у школьников, экологического воспитания и познавательной деятельностью, основанной на проведении исследовательской работы, направленной на выявление уровня антропогенного воздействия на окружающую среду, на сохранение биоразно образия на нашей планете. Круг экологических проблем, решаемый с помощью курса химии, достаточно широк, начиная от определения качества воды, воздуха, почвы, уровня деградации почв в зависимости от вторичного засоления до определения качества продуктов питания и выявления уровня воздействия на человека электромагнитного излучения от ЛЭП, установления причин смертности.

Литература

  • 1. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с.
  • 2. Нифантьев Э.Е. и др. Кружковая работа со школьниками на тему «Химия и охрана окружающей среды» // Химия в школе- 1980. -№ 5. - С. 64-66.

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Экология рядом с нами»

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Деловая игра состоит из 4 частей. Каждый этап ее регламентирован, в конце подводится общий итог. В игре участвуют педагоги всех возрастных групп.

Игра «Имена». Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на все буквы.

Игра «Фауна». Каждый участник выбирает, какое животное, птицу, рыбу или растение он попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Остальные участники угадывают, какое животное было изображено.

Вступительное слово:

Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего. Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

1 часть. Разминка .

  • Что означает термин “экология”?
  • Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашем городе?
  • В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо заниматься с дошкольного возраста?
  • Каково влияние экологии на здоровье детей?
  • В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
  • Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  • В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?
  • Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ.
  • Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.
  • Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.
  • Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.

2 часть. Презентация дидактических игр (воспитатели представляют 1 дидактическую игру по экологии своей возрастной группы).

3 часть. Игра «Эти забавные животные»

  • Книга рекордов природы.
  • Самый длинный язык у….(хамелеона)
  • Самые умные животные … (дельфины)
  • Самое сильное обоняние у …(бабочки)
  • Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)
  • Лучше всех слышит … (сова)
  • Быстрее всех летает … (стриж)
  • Самый зоркий … (беркут)
  • Чемпионы по долгожительству … (черепахи)
  • Самые зубастые … (акулы)
  • Чемпион по глотанию… (удав)
  • Чемпионы по нырянию… (кит, черепаха)
  • Кто это такие? Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.
  • Финвал – сельдяной кит
  • Фенек – пустынная лиса
  • Калан – камчатский бобер
  • Сервал – кошка из Африки
  • Кожан – летучая мышь
  • Игрунка – маленькая обезьянка
  • Бородавочник – кабан
  • Кабарга – олень
  • Афалина – дельфин
  • Пищуха - заяц
  • Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.
  • Пескарь – живет в песке
  • Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый
  • Синица – поет «зинь – зинь»
  • Кулик – кричит «куик»
  • Стрекоза - стрекочет
  • Щегол – денди, щеголь
  • Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад
  • Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.
  • Волк – тащит добычу волоком
  • Насекомое – насечки на туловище

4 часть. Решение кроссворда «Растения рядом с нами».

В детском саду много внимания уделяется развивающей среде - то есть тому, что окружает ребенка каждый момент в детском саду и что на него влияет – развивает, обогащает мыслительную, игровую и трудовую деятельность. Много внимания уделяется и среде, которая образует экологическое пространство. В этом кроссворде записаны названия растений, которые есть в детском саду и по программе должны быть в групповых уголках природы. Все они вам знакомы, только будьте повнимательнее, и вы их легко отгадаете. В выделенных клеточках появится слово, если будут отгаданы все названия правильно.

1. В слове ФОКУС букву О

Замени в мгновение –

И узнаешь ты его.

Назови растение (Фикус)

2. Хотели детишки от мамы удрать,

Но мама сумела их удержать.

Вот так и висят те пучки – малолетки.

На нитях зеленых растения – детки (Хлорофитум).

3. Среди листьев огоньки –

Ваньки мокрого цветки.

Так прозвал его народ.

Много он водички пьет.

А как правильно назвать –

Постарайся угадать (Бальзамин).

4. У меня растет лиана

В кадке около дивана.

Листья у нее резные,

В них окошечки сквозные (Монстера).

5. Из листка – на удивленье –

Можно вырастить растение.

Я сорву цветок – не жалко,

Будет новая … (фиалка).

6. Весь в колючках, некрасивый,

Но однажды всем на диво

Летом начал он цвести –

Так, что глаз не отвести (Кактус).

7. В нашей комнате растет,

Никогда он не цветет.

Листья у него как перья,

А в народе есть поверье –

Где в лесу он зацветет,

Человек там клад найдет (Папоротник).

8. Стебли древовидные,

Листья мечевидные.

Может он живет сто лет?

Что вы скажите в ответ? (Алоэ).

9. Пахнут стебли и цветочки,

Опушенные листочки.

Ты пораньше утром встань

И полей свою … (герань).

Эти все растения комнатные, за ними можно организовать наблюдения и уход в условиях детского сада.

5 часть. Решение педагогических ситуаций.

Ситуации задаются всему коллективу.

1 . На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2 . Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (детьми)?

4. Вы вышли с ребенком на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и ветрено. «Опять погода испортилась», - подумаете вы. А что скажите ребенку? О чем вы будете с ним разговаривать?

5. Сынишка подходит к матери, которая стирает белье:

Мамочка, поехали сегодня в лес, там птичкам есть нечего. Мы им корм отвезем.

Займись чем-нибудь, сынок, ты видишь, я занята, - отвечает она.

Как бы вы поступили в данной ситуации?

6. Прогулка по лугу дарит возможность увидеть множество полевых цветов, порою очень редких. Вам повстречались синеглазые колокольчики. Их так много, что луг, будто тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется сорвать цветок, другой. Какими будут ваши действия?

7. Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть ее и запомнить внешний вид: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Правильно ли поступила мама? Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы ребенка? Чему способствовала мама постановкой такой задачи?

8. Пока мама разговаривала со своей знакомой, двухлетний малыш сорвал на клумбе цветы. Мама возмущена и «выдает» ребенку порцию шлепков. Малыш плачет. Проанализируйте поведение ребенка и матери. Каковы могли быть причины описанного поступка двухлетнего малыша?

6 часть. Экспресс-вопросы .

Вопросы быстро задаются по очереди каждому педагогу, ответы должны быть также моментальными:

  • Зачем белке длинный и пушистый хвост?
  • Какая ветка не растет на дереве?
  • Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
  • На каких полях трава не растет?
  • Каким гребнем голову не расчешешь?
  • Дышит ли цыпленок в яйце?
  • Может ли страус назвать себя птицей?
  • Чем заканчивается день и ночь?
  • Когда небо ниже земли бывает?
  • Сороке через три года, что бывает?
  • Что ест зимой жаба?
  • У кого уши на ногах?

Подведение итогов игры.

От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.


Цель: углубление знаний учащихся в области экологии, формирование экологической культуры учеников, улучшение охраны окружающей среды, способствование развитию природоохранной деятельности школьников.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Экология». Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы их предупреждения и ликвидации.
  2. Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся.
  2. Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  1. Прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать уверенность в своих силах.
  2. Способствовать развитию у ребят ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой.

Ход урока

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

Наша планета Земля – маленькая крошка в Солнечной системе и песчинка в Мировом космическом пространстве. Но она уникальна в своей звездной системе, уникальна и неповторима своим живым миром – миром бактерий, вирусов, грибов, растений и животных. Этот живой мир развивался миллионы лет и создал сложнейший, единственный в своем роде, сознательный организм человека. Это значит нас. А если мы живые, то обязаны знать, как мы взаимно связаны с окружающей нас природой, какие законы существуют в живом мире, почему нельзя их нарушать, какие глобальные проблемы стоят в настоящее время перед человечеством. Ребята, мы в течение нескольких уроков пытались приоткрыть занавес огромного, разнообразного, интересного экологического мира. Даже не войти в него, а всего лишь приоткрыть занавес. И сегодня мы обобщим полученные знания. И сделаем это в форме конкурсно – деловой игры « Экологический мир – это жизнь».

Предварительно вы разбились на 4 команды, в каждой из которых есть свой капитан. Я предлагаю Вам поучаствовать в нескольких экологических конкурсах, оценивать которые будет наше объективное и компетентное жюри в лице:

Для каждого члена жюри подготовлена карточка оценивания (приложение 1 ).

Критерии оценивания:

  • Глубина знаний.
  • Умение грамотно выражать свои мысли.
  • Оригинальность и сообразительность.
  • Темп.

Конкурс 1. Домашнее задание.

И начнем мы с домашнего задания, т.е. с ваших выступлений.

Ребята, в качестве домашнего задания вашим командам было предложено составить алгоритм решения природоохранных задач по следующей схеме:

Вы выбрали ту часть нашей планеты, т.е. оболочку земли, которая, по-вашему мнению, наиболее сильно подвержена антропогенному воздействию и нуждается в незамедлительном принятии мер в отношении её охраны.

Действительно, мир природы удивителен. На всем протяжении своей жизни природа работала каждым организмом, достигая гармонии, совершенства, красоты. И все организмы сосредоточены в одной оболочке Земли – биосфере, которая является единой живой тканью, покрывающей планету. Это единственная уникальная среда, без которой невозможна жизнь человека и всякого живого существа. Послушаем ребят из команды 1 под названием … (выступление учащихся по теме «Загрязнение биосферы», представление алгоритма).

Учитель: Определяющим экологическим фактором для развития растений, животных, человека в том числе, является вода. Представление алгоритма команды 2 (выступление учащихся по теме «Загрязнение гидросферы»).

Учитель: Границы делят территорию, но не Землю как планету. Землю разделить нельзя, нельзя разделить её природу. Тучи, несущие кислотные дожди, пыльные бури, дым производства, «мертвые» воды рек не знают государственных границ. На неделимой Земле самое неделимое – атмосфера. Представление алгоритма команды 3 (выступление учащихся по теме «Загрязнение атмосферы»).

Учитель: Как писал известный литовский поэт Эдуардас Межелайтис,

«Всё, что на нашу Землю придет
Все, кто на нашу Землю пришли, –
Из земли …»

У человека всё от земли и из земли. Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым, самодействующим существом. И, наверное, это правильно. Ведь и сейчас чтобы прокормиться, одеться, человек пользуется земельными ресурсами. Представление алгоритма команды 4 (выступление учащихся по теме «Загрязнение литосферы»).

Конкурс 2. Конкурс мудрейших.

Учитель: Как говорил Аполлон Николаевич Майков в своей лирической драме «Три смерти»:

«Мудрец отличен от глупца
Тем, что он мыслит до конца».

Я предлагаю вам помыслить и разобрать следующие ситуации (на обсуждение каждой ситуации дается время).

  1. К вымиранию животных и растений часто приводит их варварское потребление из-за ожидаемой огромной выручки за изделия, которые можно из них получить. Так, в 1981 году было убито 80 тыс. африканских слонов только ради бивней, т.е. слоновой кости. С начала до конца 80-х гг. цена на слоновую кость поднялась с 25 до 80 долларов за фунт. Чем более редкими становятся растения и животные, тем больше увеличивается цена на них. Самый простой выход – обвинить людей, непосредственно убивающих или отравляющих животных и уничтожающих растения. Однако истинными виновниками, скорее всего, являются не они. А кто же? Проанализируйте данную ситуацию. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите примеры из повседневной жизни, которые подтвердили бы ваш ответ.
  2. В начале 70-х годов Б. Коммонер сформулировал четыре важных положения, которые в настоящие время получили названия «законов экологии» Коммонера:
    • всё связано со всем;
    • природа знает лучше;
    • всё должно куда-то деваться;
    • ничто не даётся даром.
    Приведите несколько примеров, иллюстрирующих данные «законы»
  3. Джонатан Свифт писал:
    «Под микроскопом он открыл, что на блохе
    Живет блоху кусающая блошка;
    На блошке той – блошинка-крошка,
    В блошинку же вонзает зуб сердито
    Блошиночка … и так ad infinitum (до бесконечности, без конца)».
    О каком явлении написано стихотворение? Выскажите свои предположения, как в ходе эволюции могло появиться это явление.
  4. В настоящее время США – это одна из быстро растущих промышленно развитых стран. Один американец употребляет столько же энергии, сколько 3 японца, 6 мексиканцев, 13 китайцев, 35 индийцев, 153 бенгальца, 499 эфиопов. Оцените создавшуюся ситуацию. Какие перспективы развития уровня потребления населения разных стран вы считаете наиболее отвечающими экологической стратегии развития Земли?
  5. Английский священник XVIII века Томас Мальтус утверждал, что население планеты растет в геометрической прогрессии, а средства существования – арифметической, поэтому необходимо думать о соотношении этих процессов. Условно данные процессы представлены на рисунке. Точка А – характеризует переломное (кризисное) состояние. Попытайтесь интерпретировать соотношение рассматриваемых тенденций до точки А, в точке А и после точки А. Предложите вариант решения возникшей проблемы.

Соотношение темпов роста населения и природных ресурсов (средств существования).

Конкурс 3. Кроссворд.

По горизонтали:

1. Совокупность особей со сходными морфологическими и физиологическими признаками, общим происхождением, свободно скрещивающихся между собой.
3. Совокупность организмов, обитающих в глубоких слоях морей и на дне водоемов.
5. Природный комплекс, образованный совокупностью живых организмов и непрерывным потоком веществ и энергии на Земле.
8. Процесс, в результате которого уменьшается продуктивность земель, подверженных засухе.
9. Комплекс работ, проводимых с целью восстановления нарушенных территорий и приведения земельных участков в состояние безопасности.
13. Автотрофные организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических и преобразовывать путем фотосинтеза солнечную энергию в биохимическую.
16. Ионизирующее излучение, причиной которого является нестабильность атомного ядра радионуклидов. Причина разнообразных мутаций в живых организмах.
17. Сообщество животных организмов (беспозвоночных и позвоночных), обитающих в почве, водной и надпочвенной среде.
18. Вещества, используемые для уничтожения сорных растений.
20. Выносливость организма или вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора.
21. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой.

По вертикали:

2. Оболочка Земли, включающая как область распространения живого вещества, так и само это вещество.
3. Выраженное в единицах массы общее количество сухого или сырого состояния живого вещества особей одного вида, группы видов или сообщества организмов.
4. Область экологических исследований земной коры.
6. Группа особей одного вида, обитающих на определенной территории.
7. Опасные для здоровья человека химические вещества, используемые для уничтожения вредных насекомых.
10. Совокупность живых организмов (растений, животных, микроорганизмов), существующих на относительно однородном по условиям жизни участке среды обитания.
11. Сообщество грибов.
12. Растение, растущее в условиях избыточной влажности.
14. Организмы, питающиеся готовой органической пищей.
15. Наблюдение, оценка и прогноз всех явлений и изменений в окружающей среде.
19. Состояние динамического подвижного равновесия биологических процессов, поддерживающих свои состав и структуру независимо от изменений окружающей среды.
22. Суперэкотоксикант чрезвычайно высокой токсичности и биологической активности. Обладает канцерогенными свойствами.
23. Аллотропная форма кислорода, образующая слой атмосферы, защищающий живые организмы от ультрафиолетовых лучей.

Конкурс 4. Конкурс капитанов.

  1. Подумайте и предложите варианты «чистых» источников энергии, не загрязняющих биосферу.
  2. Составьте максимальное количество экологических слов, используя буквы одного слова «природопользование».

Конкурс 5. Экологическое лото.

Учитель:

«Великие законы мироздания,
В сущности, изящны и просты.
Нам порой лишь не хватает знанья
Для разгадки этой простоты.
Только гениев великое прозренье
Предопределяет путь движенья
Для науки к новым рубежам.
Много в экологии талантов
И подчас им было нелегко.
Только стоя на плечах гигантов,
Мы сегодня видим далеко».

Вам предложены карточки с именами известных биологов (предварительно карточки нужно разрезать). Необходимо сопоставить имена ученых с их вкладом в биологическую науку.

Конкурс 6. Литературный.

(конкурс стихов на тему «Нам беречь планету надо»)

Конкурс 7. Блиц-викторина.

  1. Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания и наносящими огромный урон хозяйственной деятельности человека (биологическое).
  2. Вещества, вызывающие онкологические заболевания (канцерогены).
  3. Высшая стадия развития биосферы, сфера разума (ноосфера).
  4. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой». Чьи слова? (В.И. Вернадский)
  5. Плотоядные животные, хищники (консументы 2 порядка).
  6. К какому виду загрязнений относится сброс в мировой океан нефтепродуктов с промышленными сточными водами? (антропогенное, химическое, первичное, глобальное)
  7. Выдающийся ученый, академик, основоположник геологической науки Казахстана. (К. Сатпаев)
  8. Отрицательное последствие повышения содержания в атмосфере углекислого газа (парниковый эффект).
  9. Биоценоз, состоящий из культурных растений (агроценоз).
  10. Правильное поведение человека на природе (экологическая этика).
  11. Количество особей популяции, приходящееся на единицу площади или объема (плотность популяции).
  12. Гетеротрофные организмы, замыкающие цепь питания (редуценты).
  13. Научное название теплокровных животных (гомойотермные).
  14. Наиболее благоприятный уровень воздействия экологического фактора, в пределах которого возможно процветание и размножение организма (оптимум).
  15. Птицы, которых казахский народ считал священными (ласточка, лебедь, улар).

Заключительные слова учителя: Французский исследователь Жак Ив Кусто сказал: «Раньше природа устрашала человека, о теперь человек устрашает природу». Пришла пора перестать устрашать друг друга, а совместными усилиями всех живущих на Земле – будь то человек или микроорганизм – совершенствовать наш общий дом – биосферу.

Подведение итогов. Награждение победителей. Рефлексия.

Список литературы:

  1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экология: Информационно-развивающие дидактические задания.- Спб.: СМИО Пресс, 1999.
  2. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды.- М.: Аспект Пресс, 1996.
  3. Кузовникова Т. А. Экология: Юнита 1.- М.: СГУ, 1999.

Сидорова Евгения Александровна

МБДОУ «Юринский д/с «Теремок»

Музыкальный руководитель

Знатоки природы 1 слайд

1 ведущий: Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех в этом небольшом зале на экологической проекте «Знатоки экологии»!

2 ведущий: Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы и, соответственно, его собственная судьба. Глобальный экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставил людей задуматься над этой проблемой. Мы долго жили иллюзиями о том, что природа вечна, неисчерпаема, щедра и всегда будет осыпать бесплатными дарами своё любимое детище – человека. И безоглядно брали, расточительно использовали природные ресурсы. Сейчас нам нужно научиться пользоваться ими рационально, так, чтоб они не разрушались до конца, а могли восстанавливаться для будущих поколений, что бы воздух, вода, и земля нашей планеты оставалась чистыми, а человек в этом мире был здоровым, спокойным и мудрым. Вот почему здесь собрались те, кто знает и любит природу родного края.

1 ведущий: Начнем мы нашу игру с формирования команд. Предлагаем Вам взять по одному листочку, с обратной его стороны вы увидите номерок, соответствующий номеру вашей команды. Всего команд будет 2. Пожалуйста, присаживайтесь все на свои места за столами.

2 ведущий: Домашним заданием каждого было подумать над названием, девизом и эмблемой команды. Предлагаем Вам в течение нескольких минут в командах все это обговорить и представиться членам жюри и друг другу. Не забудьте выбрать капитана. За ходом игры будем наблюдать мы сами и Елена Павловна.

(как подготовятся к представлению команд)

1 ведущий: Итак, мы начинаем наш экологический конкурс. (Фанфары) Для проведения жеребьёвки прошу подойти ко мне по одному представителю из каждой команды (выходят). Вам надо вытянуть листок с номером и объявить, какой номер вам достался.

Итак, первое задание – это домашнее задание. Просим представить вашу команду.

2 ведущий: А теперь я хочу дать слово председателю жюри (выступление жюри).

А мы продолжаем и впереди конкурс « Не пора ли переодеться?» Назовите животных, которые в зиму меняют свою шубку. (После ответов на экране будет выставлена картинка с животными). 2-3 слайд

Слово жюри.

1 ведущий: 2 конкурс «Кто здесь лишний?»

Нужно назвать среду обитания животных и определить, кто в ряду лишний. Жюри будет оценена быстрота и правильность ответа.

на 4 слайде ПОЧВЕННАЯ СРЕДА, лишняя ящерица, она живет в наземно – воздушной среде. Роющие совы для всеобщего развития, они живут в почве.

на 5 слайде ВОДНАЯ СРЕДА, лишний аист, он считается наземно – воздушной птицей.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»