Сценарии экологический урок в год экологии. Сценарий мероприятия по экологии. Конкурс «Узнай целебное растение»

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

В связи с ухудшением экологической обстановки на планете в последнее время, большое значение имеет экологическое образование и воспитание школьников. Необходимо знакомить учащихся с различными направлениями современной экологии. Данное экологическое мероприятие учит детей конкретным делам по охране и защите окружающей природы. Показывает детям, как неприглядно выглядят плохие поступки. Вызывает у детей искреннее беспокойство и тревогу за судьбы диких животных. Побуждает детей на гуманное отношение к природе и ее обитателям. Учить детей культуре общения с природой. Расширяет кругозор школьников. В игровой форме закрепляются знания детей о правилах поведения в природе. Учит их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих, добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первомайский филиал ГБОУ СОШ с.Подбельск

м.р. Похвистневский Самарской области

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Мы - друзья природы!»

Провела учитель биологии,

Педагог объединения «Растениеводы»

Старопохвистневского филиала

«ЦВР «Эврика»

ГБОУ СОШ с.Подбельск Субеева Л.Х.

Первомайск - 2014

Цель: формирование у школьников экологического мышления, овладение правилами грамотного поведения в природе.

Задачи:

Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать

Творческие способности ребят;

Воспитывать бережное отношение к природе;

- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Ожидаемые результаты: бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.

Оформление, оборудование и материалы:

Сказочная поляна, где проходят основные события театрализованного представления и конкурсы. В центре поляны одинокое «голое» дерево, которое по ходу игры, в результате правильных ответов учащихся, Фея Тьмы вновь украшает листьями, фигурками зверей, птиц, насекомых. В конце праздника дерево должно быть полностью оформлено;

Костюмы для образов природы и Феи Тьмы;

Компьютер;

Записи песен об охране природы;

Плакаты на экологическую тему: «Маленькие тайны природы»;

Памятки по охране природы.

Ход мероприятия

Звучит музыка.На сцене оформлена сказочная поляна. Выходит ПРИРОДА.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Я – Природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастие одарить –

В моей все это власти!

Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час

восхода и захода, иву над рекой… И, наконец,

солнцем прокаленный, рыжеватый

хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожить (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших – не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.

Сегодня я пришла к вам одна без друзей, птиц и зверей. И пришла я к вам с большой просьбой. Помогите мне выручить моих друзей. Они попали в беду. А одна я помочь не могу. Я только тогда сильна, когда на помощь мне приходят люди.

А чтобы вам было понятно, я сейчас расскажу все по порядку.

В нашем лесу случилась беда, появилась Фея Тьмы. Она очень обиделась на людей. Люди не берегут ПРИРОДУ, губят леса, отравляют реки. Они неразумно обращаются с богатствами, подаренными Природой. Поэтому Фея Тьмы решила наказать людей и спрятала в свою темницу всех птиц и зверей. «Пусть лучше они погибнут там, чем будут мучиться от людей», сказала Фея Тьмы. Но если погибнут мои друзья, то погибну и я – Природа. Поэтому я не могу жить без моих друзей, без их звонких голосов, без моих помощников. Но чтобы выручить их из темницы, необходимо выполнить все те условия, которые поставила Фея Тьмы.

Для этого мне нужны веселые, находчивые, сильные, смелые и смекалистые ребята, которые правильно ответят на все вопросы, и тогда за каждый правильный ответ Фея будет выпускать из своей темницы по одному зверю или птице. А когда они все соберутся на этой волшебной поляне, и я услышу их голоса, я опять буду спокойна.

Поможете мне, ребята? Приглашаю участников на волшебную поляну.

Концертный марш

Ведущий: В обычный лес ходят по ягоды, по грибы, по орехи. А мы пойдем в волшебный лес по загадки.

В лес пришел – не хмурь лица.

Будь веселым до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь!

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся!

Выходят две команды на сцену.

Выходит Фея из тьмы.

Фея: Явились, красавчики, не запылились. Ну-ну, сейчас посмотрим, какие вы молодцы-удальцы!

Давайте честно соревноваться, я буду вопросы задавать, а вы на них отвечать. Договорились?

А чтобы все было по-честному, судить нас будет Совет Мудрейших, согласны?

Природа: Хорошо, Фея, мы согласны, а вы ребята будете у нас Бюро добрых услуг. Если вдруг понадобится ваша помощь, то вы сразу нам ее окажете. Хорошо?

Фея: Ладно, ладно, давайте начнем. А то у меня и без вас дел много. Для начала давайте знакомиться.

У крокодила есть друзья,
И есть подруги у ворон.
А у меня одни враги-и-и,
Одни враги со всех сторон.

Отчего так не любят меня,
Ни понять, ни простить не могу!

Я, видно, слишком уж добра,

И за такую доброту,

В ответ я слышу клевету.

А я всегда во всем права,

И мне на всех даны права.

Из них тогда и выйдет прок,

Когда покроет все вокруг

Тьма, тьма, тьма.

Теперь вы про меня все знаете. А вы кто такие?

  1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД

Фея: Ну, а теперь давайте разомнемся.

А чтобы не было обидно, кто будет начинать, я знаю считалку:

Я - зверёк,
И ты - зверёк,
Я - мышонок,
Ты - хорёк,
Ты хитёр,
А я умён.
Кто умён -
Тот вышел вон!

  1. РАЗМИНКА

Природа: Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей.

ЗАГАДКИ:

  1. Кто на себе лес носит? (ОЛЕНЬ)
  2. Летит – воет, сядет на землю – роет? (ЖУК)
  3. Какое насекомое слышит ногами? (КУЗНЕЧИК)
  4. Какое значение имеет листопад? (ДЕРЕВО ГОТОВИТСЯ К ЗИМНЕЙ ЗАСУХЕ)
  5. У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У ОДУВАНЧИКА, ТОПОЛЯ, ИВЫ)
  6. Какие животные помогают распространять семена? (ПТИЦЫ, МЫШИ, МУРАВЬИ, БУРУНДУКИ)

Фея: Ну, ладно, так и быть, отпущу я тех, кого вы верно угадали. Но не думайте, что и дальше вам будет также легко. Сейчас я такое придумаю, такое наколдую, такое… А ничего я придумывать не буду, я просто проверю у вас домашнее задание. Вот вы, наверное, чего боитесь. Да, небось и не делали его, как всегда. Давайте-давайте посмотрим.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание было дано заранее. Подготовить проект-плакат на экологическую тему:

« Маленькие тайны природы»

Защита проектов.

Фея: Ишь ты, опять справились. Вот уж не думала, не гадала, никак не ожидала, что в вашей школе такие мудрые ученики. Но меня не так трудно обмануть, сейчас я вам такое задам. Сейчас, сейчас вот только посмотрю за свой пенек, что у меня там.

О! Вот замечательно, ни за что не следите и погибнет тогда ваша ПРИРОДА без своих друзей.

  1. КРОССВОРДЫ
  1. Словно царскую корону,
    Носит он свои рога,
    Ест лишайник, мох зеленый,
    Любит снежные луга.
  2. На овчарку он похож:
    Что ни зуб - то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть.
  3. Посмотрите-ка какая,

Вся горит как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

  1. Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

5. Возле ёлок из иголок

Летним днём построен дом,

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

6. Меньше тигра, больше кошки,

На ушах – кисточки-рожки.

С виду кроток, но не верь,

Страшен в гневе этот зверь.

Фея: Нет, вы только посмотрите на них, все знают, все умеют. Но вы меня не проведете. Я знаю, почему вы такие смелые и умелые. Это потому, что вы вместе, а ну-ка, я вас сейчас разделю. Выходите по одному. Тогда и посоревнуемся.

Природа: Хорошо Фея, но тогда давайте соревноваться на равных. Давай ты тоже будешь участвовать.

Фея: Пожалуйста, я ничего не боюсь.

Природа: Внимание! Сейчас перед вами произойдет грандиозное соревнование, в котором участвуют 2 капитана и Фея Тьмы.

  1. КОНКУРС КАПИТАНОВ

Ведущий: Дорогие друзья! Находясь в природе во время экскурсий, прогулок, походов, оглянитесь вокруг и вы увидите, как прекрасен мир, который нас окружает. Вряд ли найдётся на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу!». На словах природу любят все. Но каждому понятно, что любовь проявляется прежде всего в желании защитить, сохранить. Тогда почему же, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к окружающему миру потребительски, часто не знают, как вести себя в лесу, поле, на лугу, реке и в других местах? Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, поймать птенца. А это совсем не так.

Чтобы человек помнил об ответственности за окружающую природу во время походов, прогулок, существуют знаки предупреждения, которые помогают усвоить ряд несложных правил поведения в природе.

Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить «спасибо». И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что обозначают знаки предупреждения. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак.

Задание для капитанов . Как вы объясните друзьям, что это за знак и для чего он нужен?

Первый знак. Правило первое:

Не ломайте ветки деревьев и кустарников! Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много деревьев, дышится легко.

Второй знак. Правило второе:

Не топчите цветы и грибы! В лесу старайся ходить только по тропинкам. От вытаптывания травы и почвы погибают многие растения, насекомые. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает его и не любит. Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные деревья, упавшие сучья, отмершую листву. Они – санитары леса.

Третий знак. Правило третье:

Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострище – это своеобразные раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. Если есть старое кострище, новое делать не следует. Костёр служит мощным источником теплового излучения. Жар от него распространяется не только вверх, но и в стороны. Деревья, находящиеся неподалёку от огня, нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного жара погибают корни деревьев. Всё это вызывает их гибель.

Огонь отпугивает всех лесных обитателей. Это всегда сигнал тревоги для диких зверей и птиц. Увидев огонь, они обычно спасаются бегством. Если в лесу горит костёр, то в радиусе 100-150 м покидают гнёзда совы, певчие дрозды, другие птицы, покидают надолго, и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает.

От костра может возникнуть пожар в лесу в ветреную погоду. Даже правильным образом разведённый, а затем тщательно потушенный костёр может вызвать пожар: часто внутри полусгоревших дров остаётся незамеченной маленькая искорка.

Четвёртый знак. Правило четвёртое:

Не разоряйте птичьи гнёзда! Если вы увидели гнездо птицы, не вытаптывайте траву у гнезда, если оно на траве. Не трогайте яйца руками и не берите их из гнезда. Не берите в руки птенцов, иначе птицы-родители навсегда могут покинуть гнездо.

Пятый знак. Правило пятое:

Не рвите цветов в лесу и на лугу! Любовь к цветам не должна выражаться в истреблении растений. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти! Пусть лучше это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех, кто придёт следом за вами. Сбор цветов для букетов прежде всего опасен тем, что мы не даём возможности растениям образовывать семена. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть. Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение, необходимо 7-8 лет, а до цветения венерина башмачка проходит целых 18 лет! Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.

Во Франции на горных лугах вывешены «обращения цветов» к путешествующим: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте произвести потомство. Цветы.»

Шестой знак. Правило шестое:

Не ловите диких животных и не уносите их домой! Нельзя раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью, никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.

Седьмой знак. Правило седьмое:

Не разоряйте муравейники! Лес здоров, если на каждый его гектар приходится по крайней мере четыре муравейника. Установлено, что если бы леса оставались без муравьёв, то урон, нанесённый вредителями, мог бы сравниться

пожаром. Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Всего за 1 час муравьи берут в «плен» на 0,4 га леса вокруг муравейника более 2 тыс. гусениц. Если лесных санитаров нет, гусеницы уничтожают около 10% листьев, значит, гибнут деревья. Только за один день муравьи приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья уничтожает в день 7 200 гусениц дубовой листовёртки, 3 500 гусениц сосновой совки и тысячи других гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда пернатые почти не опускаются.

Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса.

Муравьи часто спасают лес от пожаров. Они быстро гасят непотушенную спичку или окурок, брошенные около муравейника.

Встаньте же на защиту лесных санитаров, если увидите варварское истребление муравьиных семей.

Восьмой знак. Правило восьмое:

Не шумите в лесу! В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы . Нужно ценить и охранять извечную и мудрую тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.

Девятый знак.. Правило девятое:

Не оставляйте после себя мусор! Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, озере, реке. Помните, что брошенная бумага до полного разложения будет лежать более 2 лет, консервная банка – 90, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – свыше 1000 лет.

Надо всегда помнить золотое правило туриста: сколько мусора в лес принёс, столько и унеси с собой. На худой конец консервные банки следует обжечь на костре, расплющить и вместе с другими несгоревшими отбросами закопать в землю.

Если остался хворост, дрова, нужно аккуратно сложить их.

Покидая лес, луг, берег реки, посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте всё возможное, чтобы после вашего ухода река осталась прозрачной, лес – зелёным и здоровым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой!

Ведущий: Да, именно наедине со своей совестью остаётся человек, оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте. Совесть для человека – единственный контролёр. И быть может, одна из самых важных задач, которая стоит перед теми, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Фея: Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Звучит песня «Дружба с природой» на мотив «Песенка крокодила Гены»

Защитим нашу Землю

Мы от рук браконьеров

Не позволим глумиться над ней.

Пусть живут на планете –

Заяц, волк и пантера

И в лесу пусть живёт соловей.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

Знай, наш милый дружочек,

Даже лист и цветочек

Нам без дела не следует рвать

Зайца, белку, синицу,

В речке чистой водицу

Надо в братья свои записать.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

  1. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

Ведущий: Мы познакомили вас с основными правилами поведения в природе: не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить! А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдите из ситуаций, которые могут вам встретиться в природе.

1. Во время прогулки вы нашли в лесу поляну с редкими растениями. Каковы будут ваши действия?

2. Вы увидели, что ребята, оказавшись в лесу до вас, нарвали букет первоцветов (ландышей). Как вы поступите?

3. Вы отправились в лес, вам навстречу идут ребята и несут маленького зайчонка, чтобы ухаживать за ним. Ваши действия.

4. Вы увидели в лесу ребят, которые сбивали ногами и топтали мухоморы. Что вы скажите по этому поводу?

5. Собирая в лесу ягоды, некоторые ребята обламывают побеги черники. Ваше отношение к этому.

6. Вы увидели упавшего из гнезда птенца. Что вы предпримете?

  1. Вы увидели в лесу ребят, которые сильно шумели, громко включали музыку. Ваши действия.

Природа: Ну что, Фея, как тебе нравятся мои помощники. Всех моих друзей выручили.

Фея: Да, оказывается, когда вы вместе вы непобедимы. Придется мне освободить всех и дружить с вами. (Дерево на сказочной поляне полностью оформляется)

Ведущий: Надеюсь, вы навсегда запомните правила поведения в природе и будете их выполнять. А сейчас мы хотим вам вручить памятки по охране природы.

Ведущий: Надо всем ребятам объединиться и оказывать помощь природе: развешивать скворечники и кормушки для птиц, очищать берег местной реки, озеленяют территорию школы.

Велика сила доброго примера. И пусть каждый из вас выступает примером дружелюбного отношения к природе, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ.

Звучит песня «Гимн Природе» на мотив «Солнечный круг».

Против стрельбы, против беды

Встанем за нашу планету.

Звери навек, счастье навек,

Так повелел человек!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

Приложение 1

ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.

2. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.

3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего оборачивается против нас.

Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.

4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.

5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.

6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.

7. Брошенная бумага лежит не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.

Приложение 2

ПЛАКАТЫ СО СЛОВАМИ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ:

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

И при всём честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знаньем и умом.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек.


С любовью к природе

Опыт работы муниципальных библиотек

Весёловского района

по э кологическо му просвещению населения

Мы живем на прекрасной, овеянной легендами манычской земле. Седые курганы, бескрайние пшеничные поля, зелень садов, голубое зеркало Веселовского водохранилища – это современный пейзаж Веселовского района. Но, к сожалению, так называемый антропогенный фактор до неузнаваемости видоизменил и продолжает изменять природу наших степей, почвенный покров и водоемы. Неразумное хозяйствование человека ставит на грань исчезновения многие виды животных и растений.
Разнообразные аспекты нашей жизни указывают нам на неблагополучие современного образа жизни. Состояние окружающей среды давно диктует нам необходимость перемены в отношении к окружающему миру. Желание человека жить в чистом и процветающем мире закономерно, поэтому тема охраны окружающей среды и рационального природопользования давно перестала быть уделом только экологических активистов. Эти вопросы вышли на уровень государственных органов и стали частью деятельности самого широкого круга специалистов, перед которыми встала задача формирования у населения экологического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде.
В начале третьего тысячелетия нам всем пора наконец-то исходить из той простой истины, что жить надо не в борьбе с окружающей природой, а в гармонии и полном согласии с ней. Нужно уважать законы природы – основные законы существования всего живого на Земле.

2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. В связи с этим, библиотеки Веселовского района активизировали работу по экологическому просвещению населения.

Особенность экологического просвещения в деятельности библиотек является то, что эта работа ведётся опосредованно, т.е. через приобщение к чтению книг данной проблематики, развитие глубины их восприятия, понимания сущности проблемы.

Библиотеки Веселовского района ежегодно принимают активное участие в реализации целей и задач Общероссийских дней защиты от экологической опасности.
Всего с 22 марта по 5 июня 2013 года библиотеками района было проведено 90 мероприятий экологической тематики, их посетило – 1550 чел. В ходе мероприятий было представлено 354 экз. литературы, выдано 1670 экз.
В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности была проведена районная акция «Прочитайте книгу о природе».

В ней приняли участие 529 чел., выдано литературы 1172 экз. Так, в Маныч-Балабинской СБ в акции приняло участие 11 школьников, ими была про-читана 101 книга. Итоги акции были подведены 5 июня в торжественной обстановке. Победителем стала Силик Е., учащаяся 4 кл., прочитавшая 41 книгу о природе. Детям были вручены призы. В Краснооктябрьской СБ в акции приняло участие 92 чел., выдано 187 экз. документов.
Самой популярной формой проведения мероприятий экологической тематики для всех групп пользователей являются дни информации, часы информации, беседы, часы экологии, выставки.
В Мало-Западенской СБ прошёл День информации «Зов Земли, которой ты частица». В библиотеке была оформлена выставка-диалог «Земли моей лицо живое», на которой была представлена не только естественно-научная литература, но и рисунки детей по прочитанным книгам. Для учащихся 6-8 классов был проведён экологический час «Живая планета – живая душа», в ходе которого школьники выступили с сообщениями по теме. Закончился День информации откровенным разговором – актуальным диалогом «Что можешь сделать ты для своей земли?».
В рамках Всероссийской акции «Библионочь-2013» в МЦБ были проведены конкурс «Экологическое ассорти» и музыкальная викторина «Цветы в песнях».
В Кировской СБ также во время акции «Библионочь-2013» была оформлена выставка-просмотр «Планета в опасности», проведена беседа «Эта хрупкая планета» и видеоурок «Сочи-2013».



В Садковской СБ был проведён День информации «Сохраним Землю – сохраним жизнь». В его программе: выставка-просмотр «Как прекрасен это мир», обзор литературы «Одумайся, человек», викторина «В мире флоры и фауны».

День информации «Природа – вечный источник красоты» прошел в Кировской сельской библиотеке. Для всех групп пользователей была оформлена выставка «Живая планета», проведена беседа «Береги природу, человек», оформлен библиографический список литературы «Природа лечит».
В Ленинской СБ был оформлен библиографический список литературы «Приоткроем дверь в природу».



В Отделе межпоселенческого обслуживания прошли день экологиче-ской периодики «Библиотека выписывает» и день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете». Посетило 34 чел., было выдано 216 экз. литературы.

День информации «Планета Земля: знакомая и неизвестная», час информации «Целительная сила растений» (Казачинская СБ)
Беседа «Планета Земля – наш общий дом» (Свободинская СБ) – для пожилых людей.
Беседа «Лес – дар бесценный» (Свободинская СБ) – для всех групп
Обзор литературы «Одумайся, человек!» (Верхнесоленовская ЦБ)
Обзор выставки «Живи, Земля – планета добра и красоты» (ОМО МЦБ)

Особое внимание библиотекари уделяли выставочной работе:
«Водные ресурсы Земли», «Наша пёстрая планета» (Казачинская СБ)
«Охранять природу – значит охранять Родину», «Чудесный мир – природа» (Верхнесоленовская ЦБ)
«Весна в произведениях классиков», «Заповедники России», «Наши пернатые друзья», «Птичьему пенью внимаем с волненьем» (ДО МЦБ)
«Живи, Земля!» (Новинская СБ)



«Вода – это жизнь, жизнь – это вода», «Живи, Земля – планета добра и красоты», «Природа донского края», «Ах ты, Маныч, - речка быстрая», «Осень дождями ляжет, листьями заметёт…» (ОМО МЦБ)
«Экология – наука жизни на Земле», «Деревья – украшение Земли» (Краснооктябрьская СБ)
«Здравствуй, лес, полный сказок и чудес», «Земля, которой краше нет» (Маныч-Балабинская СБ)
«Земля – планета людей» (Краснознаменская СБ)
«Земля – слезинка на щеке Вселенной», «Чудесный мир природы» (Мало-Западенская СБ)
«Нам жить на этой земле», «Земля – планета людей», «Цветы в вашем доме» (Спорненская СБ)
«Загадочный мир природы», «В мире животных» (Багаевская СБ)
Всего в течение года в библиотеках было оформлено 35 выставок экологической тематики, которые стали местом постоянных бесед со всеми группами читателей с рекомендацией представленной на выставках литературы.

Каждый год в библиотеках района проходят мероприятия, посвящённые аварии на Чернобыльской АЭС. В 2013 г. были проведены:
Презентация «Чернобыль сегодня» и беседа «Чернобыль – зона памяти» (Ленинская СБ) - 10 кл.
Тематический вечер «Чернобыль - зона памяти» (Верхнесоленовская ЦБ)
Час истории «Припять – город-призрак», книжная выставка «Чернобыль - зона памяти» (Кировская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль – наша боль» (ОМО МЦБ)
Дайджест «Чернобыль. Долг и мужество» (ОМО МЦБ)
Выставка-просмотр «Чернобыль: взгляд сквозь годы» (Нижнесоленовская СБ)
Выставка «Эхо Чернобыля» (Позднеевская ЦБ, Маныч-Балабинская СБ)
Выставка-просмотр «Зарево над Припятью» (Краснооктябрьская ЦБ)
Выставка «Пепел Чернобыля» (Краснознаменская СБ)
Выставка и дайджест «Чернобыль: 27 лет спустя» (Мало-Западенская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль: это не должно повториться» (Свободинская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль: боль, память, уроки» (Красноок-тябрьская СБ)




Вопросы экологии сегодня – это проблемы нравственности. Можно работать со зрелыми людьми, но главное – воспитать подрастающее поколение, которое станет у власти, у руля промышленных и сельскохозяйственных предприятий с убеждением в первоочерёдности решения проблемы загрязнения окружающей среды.

Каждая библиотека подходит к экологическому просвещению по-своему, внедряя активные формы и методы работы, особенно с детьми: конкурсы стихов и рисунков, викторины, экологические часы и уроки, экологическое лото, игры и т. д.



В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности (22 марта – 5 июня 2013 г.) в библиотеках района было проведено 43 мероприятия для детей (на 11 больше, чем в 2012 г.), в т.ч.:
Викторина «Вода – чудесный дар природы» (Спорненская СБ) - 4-6 кл.
Час экологии «Те, чей дом – небо», круглый стол «Мир людей в мире природы» (Новинская СБ) – 2-4 кл.
Мультимедиа-презентация «Путешествие по Ростовскому зоопарку» (Верхнесоленовская ЦБ) – 2-4 кл.
Урок биологии «Здравствуй, белка!», час экологии «Дети и окру-жающая среда» (Краснооктябрьская ЦБ)
Экологическая игра «Люблю тебя, природа, в любое время года» (Краснооктябрьская СБ) – 4-5 кл.
Конкурсная программа «Зелёная школа», конкурс рисунков «Братья наши меньшие», конкурс рисунков «Природа вокруг меня», экскурсия «Берегите природу» (Багаевская СБ)
День информации «Мы – друзья природы», урок экологии «Стану я природе другом» (Кировская СБ)
День информации «Цветочный рай в моём саду» (Краснознаменская СБ)
и др.
Работа по экологическому просвещению особенно активизировалась во Всемирный день Земли, Всемирный день Воды, Международный день птиц, Всемирный день защиты животных.

Большая работа была проведена заведующим Ленинской СБ Воронцовой Л.А. В марте была оформлена выставка-просмотр «Идёт матушка-весна, отворяйте ворота». В апреле для детей 3-4 классов прошло громкое чтение по произведениям В. Бианки «Сова», К. Паустовского «Заботливый цветок» и «Кот-ворюга» (прис.25 чел.). К 140-летию со дня рождения М.Пришвина прошло громкое чтение «Мир начинается с детства» (по рассказам «Золотой луг», «О чём шепчутся раки», «Ёж», «Лисичкин хлеб»).



В мае для учащихся 5-6 классов совместно с СДК был проведён устный журнал «Шуми, шуми, зелёный лес»:
1 страница - «Кто и что растет в лесу?»;
2 страница – «Ой, рябина, рябинушка» (поэтическая страница о рябине и берёзе);
3 страница – «Звуки леса (загадки о лесе).
На мероприятии присутствовало 30 чел.



5 июня в День охраны окружающей среды в библиотеке прошёл экологический конкурс «Мы – друзья природы» для детей 1-5 кл., посещающих летнюю оздоровительную площадку. Дети приняли участие в конкурсах «Растения», «Млекопитающие», «Насекомые», «Птицы», «Грибы», «Музыка природы» (прис.29 чел.). В сентябре для школьников прошёл час экологии «Землянам – чистую планету».

Интересные и познавательные мероприятия прошли в Краснооктябрьской сельской библиотеке.



Заведующий СБ Паникаровская Н.М. провела экологическую игру «Люблю тебя, природа, в любое время года» для учащихся 4-5 классов. Девизом игры стали слова: «Судьба природы – наша судьба, твоя судьба». В увлекательной игровой форме детям было рассказано об охране лесов, рек и озёр, о бережном отношении к животным и растениям. Весёлая игра «Если я приду в лесок» была посвящена правилам поведения в лесу. Детей ждала цепочка экологических загадок, викторина о растениях и животных. Кроме этого, учащиеся узнали о профессии «эколог», чем занимается это специалист, где можно получить эту профессию.



К Всемирному дню кошек для учащихся начальных классов в библиотеке была подготовлена мультимедиа-презентация «Всё о кошках». После просмотра презентации дети рисовали своих домашних питомцев и рассказывали о них.
С учащимися 2-4 классов был проведён праздник «Без леса нет жизни». Дети читали стихи, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины об обитателях леса, а в заключение детям были вручены памятки «Как вести себя в лесу».
Для учащихся 1-4 классов была проведена экологическая игра «По следам Красной книги». Для учащихся 5 класса прошёл час информации «В капле воды отражается мир». Для учащихся 6 класса проводился познавательный час «Природа – дом, в котором мы живём».

Разнообразием отличается работа библиотекарей Детского отдела МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека». Для учащихся 5-7 классов было проведено громкое чтение «Весна идёт – весне дорогу» (весна в произведениях русских классиков), в ходе которого ребята читали стихи М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А. Фета, С. Есенина и других русских поэтов. В заключение ребята прослушали рассказ И.С. Тургенева «Лес и степь».



В апреле дважды была проведена мультимедиа-презентация «Птичьему пенью внимаем с волненьем» для учащихся 1 и 3 кл. ВСОШ №2, посещающих ЦДТ.
В детском клубе «Семицветик» был проведён литературный час «Любимые питомцы Веры Чаплиной» (с использованием мультимедийных технологий).
Для членов объединения «Кинолог» при ЦДТ была проведена мультимедиа-презентация «День Земли».
В дни весенних каникул для ребят 5-7 классов, посещающих оздорови-тельную площадку при ВСОШ №1, была проведена игра – «Поле чудес» «Птицы» (прис.52 чел.). Победителем игры стала учащаяся 6 «Б» класса Маслова Владислава.
Для учащихся 3-4 классов ВСОШ №2 была проведена экологическая викторина «Лесными тропами».



Праздник «О Барсиках и Мурках», посвящённый Всемирному дню ко-шек, был проведён 1 марта для учащихся 1-х классов ВСОШ №2, посещающих объединение «Расти, развиваться здоровым» при ЦДТ. Библиотекарь Корнева О.М. познакомила детей с историей праздника; дети рассказывали о своих любимых питомцах. Затем дети познакомились с литературой о кошках и прослушали рассказ А.Н. Толстого «Кот Васька». В заключение ребята с удовольствием приняли участие в викторине «Знатоки кошек» и просмотрели фрагменты мультфильмов про кота Леопольда. Литературный час «Кошачий калейдоскоп» (с использованием мультимедийных технологий) был проведён для учащихся 2 «Б» класса ВСОШ №2.



Для детей, посещающих летние оздоровительные площадки, были проведены мультимедиа-презентация «Летающие лепестки» (о бабочках) (четыре раза, прис. 124 чел.), экологическое путешествие «Созерцание чуда» (2 раза, прис.63 чел.) и мультимедиа-презентация «Мои питомцы. Мы в ответе за тех, кого приручили» (прис. 47 чел.).
В сентябре для детей 2-3 классов, посещающих ЦДТ, был проведён эко-логический час «Удивительное рядом». А вниманию всех детей, посе-щающих библиотеку, была представлена книжно-иллюстративная вы-ставка «Уж небо осенью дышало».

В Отделе межпоселенческого обслуживания МБУК ВР «Межпоселенче-ская центральная библиотека» в апреле для учащихся 6 кл. ВСОШ №2 был проведён час экологии «Человек в окружающем мире. «Что есть правда?» (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»). В ходе мероприятия ребята вспомнили животных и птиц, сопровождавших главных героев, читали отрывки из произведения, проанализировали притчу о деревьях и, подводя итоги, ответили на вопросы: «Что есть правда, какая он, где живёт и как её найти?». В заключение, ребята отметили, что человек природа едины, что природу надо любить и беречь.



В январе для учащихся 7 класса ВСОШ №2 был проведён час экологии «Сохраним богатство России», посвящённый Дню заповедников и национальных парков.
28 мая учащиеся 6-8 классов ВСОШ №2 стали участниками познавательной игры «Экологическое ассорти».



5 июня для детей, посещающих летнюю оздоровительную площадку при ВСОШ №1, библиотекари провели праздник «Мы с тобой друзья, природа!», в ходе которого для ребят были проведены интеллектуальная игра «Виртуальное путешествие по лесным дорожкам», познавательная виртуальная игра «Экологическое ассорти» (прис.24 чел.).



21 июня дети, посещающие летнюю оздоровительную площадку при ВСОШ №1, совершили виртуальную экскурсию «По Ростовскому зоопарку» (46 чел.).

Библиотекарь Маныч-Балабинской СБ Трембова Е.В. с учащимися 5,7 и 8 классов провела читательскую конференцию «Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя» (по рассказу Ю.Коваля) и праздник «Приоткроем дверь в природу» для учащихся 2-4 классов.
В Нижнесоленовской СБ библиотекарь Федоренко В.Н. провела час экологии «Боль природы – наша боль» и устный журнал «Самое-самое в природе Земли»:
1 страница – «Нужны нам воздух, вода и леса»;
2 страница – «Знаешь ли ты?»;
3 страница – биологическая викторина.

Заведующая Краснознаменской СБ Стародубцева М.П. провела для дошкольников громкое чтение, посвящённое Всемирному дню кошек. Дети познакомились с этими удивительными соседями по планете и братьями нашими меньшими – кошками. В их честь звучали стихи Б. Заходера «Кошка-вьюшка», Ю.Мориц «Свежие коты» («Букет котов»). Состоялось знакомство с Лодырями и котом С.Маршака. Дети поделились интересными историями из жизни своих любимцев.


В сентябре для дошкольников прошла интеллектуальная игра «ЭкоКолобок».




В Садковской СБ библиотекарь Шапошникова Л.П. провела для учащихся 1 и 3 классов громкое чтение рассказа В. Бианки «Первая охота» («Рассказы о животных»). Для учащихся 1-6 классов прошли: презентация книги «Тайны живой природы» и час прекрасного «Природа в русской живописи». Для 4-5 кл. было проведено громкое чтение «Лесные загадки».

Библиотекарь Казачинской СБ Бармина Т.В. провела громкое чтение «Читаем детям о природе» (по произведениям Е. Чарушина).
Кроме этого, в библиотеках были проведены:
Мультимедиа-презентации
«Пушистые и пернатые» (Нижнесоленовская СБ, Верхнесоленовская ЦБ)
«Уроки живой природы с тётушкой Совой: Мы из Африки» (Верхнесоленовская ЦБ)
«Собака – друг человека», «Сюрпризы лесной тропинки», «22 апреля – Всемирный день Земли» (Багаевская СБ)

Обзоры, беседы
«Мы – друзья природы», «Кого любит ветер?», «Заповеди природы» (Верхнесоленовская ЦБ) – 3-5 кл., 5-6 кл.
«Целители вокруг нас» (Краснознаменская СБ)
«Костры опасны для природы» (Казачинская СБ)
«В царстве флоры и фауны», «Мир пернатых друзей ждёт поддержки от друзей» (Позднеевская ЦБ) – 3 кл.
«Войди в лес другом» (Спорненская СБ) -1-5 кл.
«Кто лучше всех выводит трели» (Свободинская СБ) – 4-6 кл.
«Рыбы, птицы, звери», «Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету» (Свободинская СБ)
Викторины
«Цветы – бесценный дар природы» (Краснознаменская СБ) – с использованием мультимедийных технологий
«Зверяткины загадки» (Маныч-Балабинская СБ) - 3-4 кл.
«Мир природы» (Ленинская СБ) – 1-5 кл.
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (Верхнесоленовская ЦБ, Нижнесоленовская СБ).

Заведующий Позднеевской ЦБ Полухина И.В. провела для детей игру «В гости к министру экологии» в целях обобщения и углубления экологических знаний учащихся. Игра была проведена с использованием мультимедийных технологий.




Дети с большим удовольствием отвечали на вопросы викторины, выполняли задания экологических конкурсов. В конце мероприятия дети сделали вывод о том, что каждый человек должен помнить о своей ответственности за судьбу природы.

Разнообразна и тематика проведенных мероприятий для юношества. Особенно часто используются такие формы работы, как уроки экологии, часы экологии, дни информации, круглые столы и др.
Так, в Краснознаменской СБ был проведен экологический час «Не только в гости ждёт тебя природа», День информации «Экология и современность», приуроченный ко Дню экологических знаний. В рамках Дня информации старшеклассники познакомились с выставками «Учимся жить на Земле» и «Будь природе другом»; приняли участие в беседе «Я и природа» и в ходе актуального диалога оценили экологическую ситуацию хутора.
В Краснооктябрьской СБ прошло заседание «круглого стола» «Экологические проблемы и человек» с учащимися 10 класса.
Детский отдел МЦБ провёл мультимедиа-презентацию «Сюрпризы лесной тропинки» для 8-х классов ВСОШ №2 (прис.45 чел.).
Отдел межпоселенческого обслуживания МЦБ провёл для учащихся 9 «Б» класса ВСОШ №2 час экологии «Сохраним богатство России», посвящённый Дню заповедников и национальных парков.
Для старшеклассников ВСОШ№1 были проведены обзоры книжной выставки «Живи, Земля – планет добра и красоты».

В Свободинской сельской библиотеке прошёл час экологии «Окно в природу».
В экологическом просвещении очень важным является краеведческий компонент. Именно поэтому в каждом мероприятии, посвященном проблемам экологии, уделялось большое внимание экологии Веселовского района и, особенно, проблеме сохранения природных ресурсов Маныча и Веселовского водохранилища. Библиотеки поставили перед собой задачу повышения информированности читателей о состоянии наших водоемов, о путях преодоления экологических проблем нашей уникальной реки.
В Мало-Западенской сельской библиотеке старшеклассники совершили заочное увлекательное путешествие по родной земле «Веселовское водохранилище».
Природе родного Приманычья были посвящены часы общения для старшеклассников «Редкие растения родного края» и «Не рвите первоцветы», которые были проведены в Казачинской СБ.

Заведующий Кировской СБ Рогачёва Т.Н. дважды провела тематическую конференцию «Экологические проблемы Веселовского района» сначала для учащихся 6-7-х классов, а затем - для учащихся 10 класса.

В Позднеевской ЦБ прошел урок экологии «Этот загадочный Маныч», в ходе которого дети не только узнали об истории, гидрологии, растительном и животном мире Маныча, но и приняли участие в увлекательной игре «Поле чудес». После окончания мероприятия на сайте библиотеки был размещён кроссворд эколого-краеведческой тематики. Победителем стала учащаяся 5 класса Кондратьева Аня.
В Верхнесоленовской ЦБ в рамках акции «Будь здорова, экология!» для учащихся 10-11 кл. был также проведен урок экологии «Этот загадочный Маныч» (об истории реки Маныч, Веселовского водохранилища, о богатом растительном и подводном мире экосистемы Маныча).

Таким образом, главный упор в массовой работе по экологическому просвещению сделан на детей и юношество. Связано это в первую очередь с тем, что именно эти читатели особенно нуждаются в наглядных, активных формах приобщения к проблемам экологии, а также с тем, что в школьную программу включен цикл предметов, так или иначе связанных с экологическим просвещением. Помимо этого, школьники с удовольствием отвечают на вопросы викторин, участвуют в конкурсах.

Внедрение в практику библиотечного обслуживания новых информационных технологий позволило проводить мероприятия на качественно новом уровне. Использование мультимедийных возможностей сделало их более информативными и красочными.


Сост.: заведующий МБО
МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
О.В. Дегтярева
2013 г.

15 апреля в рамках Года экологии библиотеки Устьянского района приняли участие во Всероссийской библиотечной акции "День экологических знаний". В этот день в библиотеках одновременно пошли различные мероприятия: беседы, творческие мастерские, экологические уроки, викторины и многое другое.

В Центральной районной библиотеке прошёл День экологических знаний. Для читателей был подготовлен информационный стенд на котором размещены документы об охране окружающей среды, Указ президента РФ, законы, постановления, права и обязанности граждан. В разделах «Эконовости» и «Экодаты», представлены интересные факты по данной теме. В этот День в библиотеке, для всех читателей, проводился обзор книг, представленных на книжных выставках «Экологический календарь» и «Через книгу – любовь к природе». Книги заставляют задуматься, что необходимо сделать каждому из нас, чтобы сберечь эту красоту для будущих поколений. В день экологических знаний библиотекари провели познавательные уроки для студентов Устьянского индустриального техникума и учащихся Устьянской детской школы искусств и показали электронную презентацию «Путешествие по страницам Красной книги». Они узнали о том, какие животные, птицы и цветы Архангельской области, в том числе и Устьянского района охраняются Красной книгой, что такое Красная книга, почему возникла необходимость в ее создании, какие существуют редкие животные, растения, какие спасены от полного истребления, и каких мы уже не увидим никогда. Студенты проверили свои экологические знания, пройдя онлайн-тест «Экология и человек», где показали отличные результаты. А так же приняли участие в викторине «Лицом к лицу с природой» и заработали призы. Были подготовлены памятки, которые раздавались всем участникам акции. Так же все присутствующие в этот день посмотрели фотографии удивительных поделок из мусора и бытовых отходов, которые привлекают массу внимания к данной проблеме.

Библиотекари Строевской библиотеки пригласили читателей-детей на "Свою игру" по экологии «Буду я природе другом». Ребятам были предложены 30 вопросов в шести категориях: «Народные приметы», «Растения леса», «Животные леса», «Птицы леса», «Грибное лукошко» и «Экологическая культура». В завершении мероприятия был проведён обзор журналов «Свирелька», «Тошка и Кº» и «Свирель». Все участники справились с заданиями и получили заслуженные сладкие призы.

В Советской библиотеке была проведена экологическая игра «Подружись с природой». Библиотекарь пригласила ребят отправиться в виртуальное путешествие по станциям в лесное царство. На первой остановке «Лесная энциклопедия», нужно было по описанию определить о каких деревьях идет речь. Вторая остановка называлась «Жители леса». Ребята отгадывали загадки и отвечали на вопросы викторины-презентации о животных, обитающих в наших лесах. На следующей остановке «Давайте познакомимся» смотрели презентацию о перелетных птицах и по описанию определяли названия птиц, раскрашивали рисунки птиц. А на «Лесной полянке» отгадывали загадки о цветах и лекарственных растениях. Закончилось путешествие по весеннему лесу на станции «Юные экологи». Библиотекарь познакомила с Красной книгой Архангельской области, а ребята перечислили известных им представителей растительного и животного мира, занесенных в книгу.
Воспитанники Коррекционной школы в Киземской библиотеке №2 совершили литературно-экологический круиз "Путешествие с каплей воды". Ребята постарались выяснить, зачем нам нужна вода. С помощью презентации, спустились вниз по реке и оказались на дне океана, смогли познакомиться с удивительными и необычными морскими обитателями. В игре "Кто же это?" определяли кто перед ними: рыба или растение. А в игре "Верю - не верю" раскрывали удивительные факты о морских обитателях, попробовали отгадать, что на самом деле, правда, а что – вымысел. Прослушав стихотворения Б. Заходера "Что случилось с рекой", и Фомушкина В.П. "Что главнее для природы?" узнали, что неразумно расходуя драгоценную воду, мы можем сделать из нашей цветущей планеты безжизненную пустыню.
В Плосской библиотеке прошёл обзор книг с книжной выставки "Экологический календарь": "Красная книга Архангельской области", книги "Экология России", "Об охране окружающей среды", "Животные леса", "Животные водоёмов", "Растения леса", "Лесная аптека" и др. "Путешествие по Красной книге" проведено библиотекарем Березницкой библиотеки для учащихся 4 класса Березницкой школы. Дети принимали активное участие в занимательных играх и конкурсах на тему экологии. Выставка книг «Верность и преданность» о кошках и собаках, была оформлена в Орловской библиотеке. Библиотекарь провела обзор книг с выставки и викторину о домашних любимцах.
Экологический час “Эта удивительная планета Земля!” прошёл в Илезской библиотеке для дошкольников. Дети посмотрели презентацию “100 интересных фактов о планете Земля”, внимательно рассмотрели плакаты по теме “Береги свою планету – ведь другой похожей нету!” В конце мероприятия библиотекарь вслух прочитала стихотворение Л. Панасюк “Красивая наша планета Земля!” В Районной детской библиотеке для детей дошкольного возраста была проведена экологическая викторина «Мир животных. Мир растений». Дети отгадывали загадки о природе и играли в игру «Найди лишнее слово».
Во Всероссийской библиотечной акции "День экологических знаний" приняло участие 150 читателей. При проведении каждого вечера, беседы или викторины библиотекари обращали внимание на экологические проблемы и совместно с читателями старались найти пути их решения.

Учитель экологии Чибисова В.Е.

Сценарий экологического вечера
«Судьба Земли в твоих руках»

Оформление зала : на стенах плакаты, высказывания о природе, рисунки; цветы, эпидиаскоп, слайды с пейзажами нашей Родины, экологические газеты, музыка.

Звучит музыка песни «С чего начинается Родина», на сцену выходят двое ведущих, которые, сменяя друг друга, читают пролог. Одновременно проецируются слайды со знакомыми всем пейзажами.

Земля!.. Какая она?

Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам быстроногих зверей.

Земля качает на себе города. Выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет. Здесь, на Земле, за каждым селом – дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников земли нашей.

Выходят еще трое участников и под сменяющуюся музыку продолжают чтение.

Человека Земля всегда увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарёй, за соседним селом, за лугом?

И человек собирался в путь, оставлял крестьянский рубленый дом, стрелецкий посад или тихую, над прудом, усадьбу.

По топям, по болотам, по тропам, по безымянным дорогам шел человек, меняя ладью на лошадь, обдирая ноги о камни. И слаб, и мал был человек перед силами природы!

Выходит чтец в костюме странника с посохом и читает фрагмент поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин», потом уходит, остальные продолжают чтение.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И Солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить я.
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить.

Если бы можно было на машине времени перенестись на несколько тысячелетий назад и подняться над нынешней густонаселенной Землей, то мы заметили бы очень мало признаков обитания человека: кое-где группы примитивных шалашей и навесов, дымки костров, узкие тропинки, теряющиеся сразу же за поселениями. И леса, леса, леса!..

В то время со своими примитивными орудиями человек не мог нанести природе сколь-нибудь существенный урон. Он сам был частью природы и не отделял себя от нее. Нетронутая природа… Как великолепна она!

Выходит чтец в костюме Природы (одна половина зеленая, живая, вторая – темная, мертвая), читает стихи.

Я – природа! Я – великий мастер.
Великий мастер жизни.
Я могу, человек, тебя за соучастье наградить –
В моей это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и захода,
Иву над рекой...

Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань, я не раба.
Не забудь: ты сам мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба.

Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня.
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.

Но не услышал человек голос природы! Населенные пункты становятся крупнее, развивается транспорт. Люди пытаются заглянуть за горизонт. Они находят океан безбрежным, землю необъятной, богатства природы неисчерпаемыми. И человек научился прокладывать каналы, осушать болота…
Родился лозунг: «Покоряй природу!»

  • Создано новое водохранилище.
    Все. Человек покоряет природу!
  • Пользуйтесь ДДТ! Создан новый химический препарат, который избавит вас от всех насекомых, летающих и кусающих!
    Все. Человек покоряет природу!
  • Открыто новое месторождение, и в тайге построен новый комбинат, новый поселок, проложена железная дорога!
    Все. Человек покоряет природу!

Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чем вопрос.
От вас, от меня, от каждого зависит, сбудется ли мрачное пророчество поэта:

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!

(Ф.И. Тютчев )

Или же человек сумеет преодолеть разлад с природой и в гармонии с ней обретет счастье.
Но человек шагает по планете Земля, оставляя в ней, что ни шаг, глубокие незаживающие раны.

Выходят новые участники и приводят факты деятельности человека.

  • С 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих. Животные просят о помощи!
  • Качество воды основных крупных рек России оценивается как неудовлетворительное: 82% вод, сбрасываемых предприятиями в реки, не подвергается очистке.
  • Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 м! Только для свалок бытовых отходов Москвы ежегодно приходится отводить площадь в 40 га.
  • Происходит быстрое сокращение количества озона над Антарктидой, где оно достигает пример-
    но 3%. Сокращение озона только на 1% ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5–7%, т.е. ежегодно по этой причине на европейской территории 6–9 тыс. человек заболевают раком кожи.
  • Диоксин – клеточный яд, более сильный, чем цианистый калий и яд кураре. В 1995 г. в Чапаевске был выброс диоксина, что привело к заражению вод.
  • Диоксин вызывает раковые заболевания. В России ежегодно 20 тыс. человек умирают от рака, вызываемого диоксинами. Диоксины накапливаются в организме, передаются от матери младенцу, нарушают работу генного аппарата.
  • Самой страшной в истории человечества была авария на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 г. произошел вынос в атмосферу ядерного топлива, его количество превысило массу радиоактивных веществ при взрыве атомной бомбы в Хиросиме более, чем в 10 раз. Последствия этого взрыва будут еще долго ощущать жители Украины, Белоруссии, России и других регионов.

Выходит чтец в костюме Земли и читает стихотворение С.Михалкова «Стон Земли».

Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет.
Я так устала. Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело.
И яды травят воды чистых рек.
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,
Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю?

И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасли.

Чтец уходит, все, под музыку, читают стихотворение М.Дудина «Берегите Землю!».

Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Чудо песен городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,

Стариков последнюю отраду –
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье,

Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,

Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите!
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,
Дерево Надежд и Беспокойства,
Откровение Земли и неба,
Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб она за слабого сражалась,
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.

Все дарю!
Все доброе приемлю,
Только
Берегите
Эту Землю!

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

«Репортажи из леса»

Предварительная подготовка:

Накануне мероприятия объявлены общешкольные конкурсы на лучшее сочинение по теме «Лес наш лучший друг» и на лучший рисунок «Зеленая планета глазами детей». Выставка рисунков и сочинений организовывается на месте проведения мероприятия.

Звучат позывные передачи. В студии появляются «телеведущие». 1

Ведущий 1. Мы рады видеть вас в нашей студии и цикл сегодняшних репортажей будут называться «Репортажи из леса».

Ведущий 2: 2-5

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,

Ведущий 1 Строки, прозвучавшие в самом начале передачи, вызывают тревожные чувства, они затрагивают актуальную на данный период тему - сохранение нашего главного богатства - лесных массивов.

6 Ведущий 2. Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Лес - это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. «Леса учат человека понимать прекрасное» - эти замечательные слова принадлежат А.П.Чехову. И, действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.

Ведущий 1. Но чтобы любить лес по-настоящему, чувствовать красоту, нужно его знать! Сегодня в нашей передаче мы постараемся раскрыть разные грани этой природной драгоценности.

Нам помогут специальные корреспонденты

Ведущий 2 . Вот уже с нами на связи Алексеева Ольга и Актуганова Лера с репортажем «Этот загадочный лес».

1-й корреспондент. Добрый день, дорогие друзья! Задача нашей рубрики выяснить, что вы знаете о лесе и его обитателях. Для этого мы будем загадывать вам загадки.

2-й корреспондент. Самые догадливые и активные получат призы от нашего канала.

Загадки:

Его весной и летом, мы видели одетым,

А осенью бедняжке сорвали все рубашки. (Лес)

В птичник повадится - ждите беды.

Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки

На меня они глядят, молока они хотят. (Ёж)

Зверька мы узнаём с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубе беленькой зимой

И в серой шубе летом. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка).

На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

Летом ходит без дороги, между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень).

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки. (Рысь).

Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)

Жу-жу-жу, я на ветке сижу, букву Ж твержу,

Зная твердо букву эту, я жужжу зимой и летом. (Жук).

Он по рабочему одет - удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)

Еще на свет не появился, в чужом гнезде он очутился. (Кукушонок).

Всю ночь летает - мышей добывает

А станет светло - спать летит в дупло. (Сова).

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели,

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).

В сенокос - горька, а в мороз - сладка,

Что за ягодка? (Рябина).

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Не спорю - не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик).

Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

1-й корреспондент.. Отгадав все эти загадки, и просмотрев картинки, вы теперь знаете, какие растения и животные находятся в наших лесах. Именно они составляют главное богатство природы. Некоторые растения и животные занесены в Красную книгу Татарстана. Книгу вы можете найти на выставке «Все о Зеленом Доме».

Ведущий 1. Спасибо, Оля и Лера. А сейчас на связь выходят Оля Силачева и Ратов Александр Тема репортажа «Лесная аптека».

1-й корреспондент. Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью,

Мята, пижма, зверобой.

2-й корреспондент. Здравствуйте, уважаемые зрители! На самом деле, как показывает статистика, мы не умеем беречь то, что нас окружает. С наступлением весны, появляются цветы, травы. И мы начинаем их рвать охапками. Но оказывается вокруг нас растет очень много полезных растений. И в этом вы сейчас убедитесь. Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем использовать растения в лечебных целях, его нужно тщательно проверить. Сведения, которые мы вам представим, проверены временем и подтверждены специалистами.

1-й корреспондент. Посмотрите на стенд «Зеленая аптека» - здесь представлены препараты из растения нашего леса.

На стенде изображения ландыша майского, веток сосны, веток березы, калины, рябины и др. растений.

2-й корреспондент. О некоторых мы расскажем подробнее.

Когда в конце весны в последний раз срываю

Любимые цветы, - тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз еще на ландыши взглянуть…

С древних времен человеческая молва приписывала этому оригинальному пахучему цветку множество целебных свойств и поверий, что отражается в многочисленных сказках и народных преданиях. Считается, что ландыш помогает от всех недугов.

1-й корреспондент.

Она весну встречает-

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице в полоску.

Ты узнаешь … Березку.

В состав березы входит органический краситель бетулин, содержащий большое количество ионов серебра, благодаря чему лекарственные препараты из неё обладают отличным антимикробным действием. По достоинству оценят свойства березы любители банных процедур. Дело в том, что под воздействием горячего воздуха её листья выделяют целебные фитонциды, прекрасно стерилизующие воздух и наполняющие его антисептиками.
2-й корреспондент. А вот слова из русской песни на слова И.Сурикова

Что стоишь качаясь,

Тонкая рябина,

Головой склоняясь

До самого тына?

В народной медицине используют ягоды рябины, кору, цветки, листья. Лечебные свойства красной рябины в ее мочегонном, кровеостанавливающем, желчегонном, слабительном, потогонном действии. Рябина красная очень хорошее средство при авитаминозе.

1-й корреспондент. На выставке книг вы сможете найти и книги по народной медицине. В этих изданиях собраны полезные рецепты и другая интересная информация о лекарственных растениях. А мы с вами прощаемся! До новых встреч!

Ведущий 1. А теперь с нами на связь выходят корреспонденты Лена Власова и Алина Миндубаева.

Во время выступления на экран проецируются слайды картин известных художников с изображениями леса.

1-й корреспондент. Здравствуйте, дорогие зрители! Мы подготовили репортаж, который носит название «Поэзия и проза леса».

Образ леса часто встречается в поэзии и прозе. Лес привлекает мастеров пера и кисти своей таинственностью и многообразием красоты весной, летом, осенью и зимой. Особые чувства вызывают темнохвойный лес и многоцветная дубрава, веселая березовая роща и светлый кедровник. И в каждом лесном сообществе своя жизнь, свои животные, растения и грибы.

2-й корреспондент. Чувством восторга перед жизнью исполнены стихи русских поэтов, обращенные к родной природе. В отечественной лирике есть немало проникновенных строк о лесе, деревьях. Травах и цветах русской земли. Лес для поэтов - источник вдохновения, глубоких переживаний и размышлений.

Голубая весна Василия Бакшеева

Николина гора Сосны Анатолия Зверева

Утро в сосновом лесу Ивана Шишкина

Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии Шишкин И.И.
«Рубка леса » Шишкин И.И.
Исаак Левитан, Осенний лес

Тропинка в лиственном лесу. И. Левитан

Лес художника Виктора Быкова

Янулевич Геннадий . В лесу

Ведущий 2. А следующий Фоторепортаж приготовили для вас корреспондент Никифорова Сабина по одному проблемному вопросу.

1-й корреспондент. Здравствуйте, друзья! Наш фоторепортаж называется «Ох уж этот мусор!» он не нуждается в лишних комментариях. Смотрите и делайте выводы. Все места на этих фотографиях вам знакомы с детства.Мы призываем всех жителей нашего села и сел поселения прекратить загрязнение окрестных лесов, не лишать нас и наших будущих детей чистого воздуха и, радующих глаз, пейзажей.

На фоне тревожной музыки на экран проецируются фотографии снятые в окрестных лесах: стихийные свалки, выгоревший лес, несанкционированные вырубки деревьев.

Ведущий 1. Литераторами еще на заре прошлого века затронута проблема экологии, проблема исчезновения лесов. А какие же факторы способствуют уничтожению чуда природы - леса? Послушаем корреспондента Лену Ефимову

1-й Здравствуйте, дорогие зрители! Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит людям лес, - а взамен требует только одного - бережного обращения с ним.

1-й корреспондент. Вот несколько правил поведения в лесу. Обратите внимание на экран.

На экране демонстрируется презентация «Как вести себя в лесу».

Не разоряйте птичьи гнёзда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнёзда у птичек

Нельзя разорять!

Не разоряйте муравейники

Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

Не забирай из леса домой животных

Для ёжиков и белок

Лес - это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

Не рвите полевые цветы

Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты. Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Не ловите бабочек и стрекоз

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают…

Не шумите в лесу

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Не разжигай костёр в лесу без взрослых

Без взрослых с огнём развлекаться опасно -

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться искриться -

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные - большая беда!

Не оставляй мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

Не вырывайте кустарники с корнем

Если встретил землянику,

Куст брусники иль черники -

Нежно ягодки сорви,

А куст - оставь, побереги.

2-й корреспондент. Если вы будете соблюдать все эти правила, леса многие годы и даже века будут радовать нас и наших будущих потомков.

Спасибо за внимание! С вами была Ефимова Елена.

Ведущий 1 . а сейчас мы осветим ситуацию, связанную с самым страшным врагом леса-огнем. Специальный корреспондент А.Даннил подготовил для вас познавательный мультфильм

Ведущий 2. Спасибо Даниилу. А наш эфир подходит к концу. В завершение хотим вам представить наших специальных гостей. Видео ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проводится награждение.

Ведущий 1.

Лес - не только для нашей забавы,

Он богатств нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Будьте верными лесу, ребята,

Ведь красивее мест не найдешь.

Библиография:

Журнал «Педсовет».- 2007.- №8.

Журнал «Педсовет».- 2006.- №5

Журнал «Читаем, учимся, играем» .- 2006. - №7.

Журнал «Последний звонок».- 2006. - №10.

Лысаков В. Г. 1000 загадок/ В.Г.Лысаков. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»