По безработице понятие. Пособие по безработице: понятие, основания, порядок назначения и выплаты. Формы безработицы и их характеристика

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

В силу ст. 37 Конституции РФ каждый житель нашей страны имеет право на защиту от безработицы. Одной из гарантий безработным гражданам является выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Пособие по безработице представляет собой ежемесячную денежную выплату, осуществляемую органами службы занятости гражданину, признанному безработным, за счет средств федерального бюджета вместо утраченного или не полученного в связи с безработицей заработка (дохода) в целях поддержания жизнедеятельности безработного и стимулирования его к труду. Пособие по безработице исчисляется в процентном отношении к среднему заработку безработного либо в размере фиксированных величин пособия по безработице, устанавливаемых ежегодно Правительством РФ, является основным или одним из основных источников средств существования безработного гражданина.

Функции пособия по безработице. С экономической точки зрения пособие по безработице выполняет обеспечительную и производственную функции. Обеспечительная состоит в том, что пособие по безработице служит основным или одним из основных источников средств существования безработных граждан, средством удовлетворения их потребностей и подержания жизнедеятельности, а производственная оказывает положительное воздействие на экономические процессы, происходящие в обществе, и имеет несколько подфункций.

Стимулирующая подфункция включает мотивационный механизм, побуждающий безработных граждан, являющихся трудоспособными, к поиску работы (занятости). Этому способствуют дифференциация размеров пособия по безработице, сроки его выплаты. Подфункция перераспределения рабочей силы отражает механизм выведения одними работодателями излишней рабочей силы из производственных процессов на рынок труда, на котором другие ведут поиск новых работников. Одновременно работники, используя механизмы защиты от безработицы, могут осуществлять поиск новой работы.

Социальная функция пособия по безработице служит предупреждению, смягчению или устранению неблагоприятных последствий, связанных с безработицей, а именно защищает безработного гражданина от угрозы нищеты, болезней. С помощью пособия человек, оставшись без работы, может вести достойное существование, удовлетворять свои основные потребности, поддерживая трудоспособность. Компенсационная подфункция основана на взаимосвязи между размером пособия по безработице и размером заработной платы работников перед увольнением, учитываемом при его назначении, а также взаимосвязи между размером пособия и снижением его реальной стоимости в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. В первом случае имеется в виду компенсация утраченного заработка с помощью механизма исчисления размера пособия по безработице, во втором - индексация размера пособия .

При определении размеров пособия по безработице законодатель делает акцент на компенсирующем характере пособия применительно к тем безработным гражданам, которые проживают в местностях, в которых применяется районный коэффициент.

Политическая функция пособия по безработице основана на том, что пособие является одним из инструментов социальной политики государства, целями которой являются предотвращение снижения жизненного уровня населения, поддержание материального положения трудоспособного населения, снижения роста социальной напряженности в обществе.

Социально-психологическая функция пособия по безработице направлена на обеспечение у трудоспособных граждан уверенности в том, что в ситуации, связанной с поиском работы, они будут социально защищены. Особое значение эта функция приобретает в период кризисных явлений в экономике.

Демографическая функция пособия по безработице отражает роль пособия в демографических процессах, которые происходят в обществе.

  • Обратите внимание: максимальная и минимальная величины пособия по безработице, определяемые ежегодно Правительством РФ, в течение 2009-2016 гг. не изменялись.

Одним из видов гарантированной государством материальной поддержки является назначение и выплата безработным гражданам пособия по безработице.

Пособие по безработице - это периодические денежные выплаты из средств Государственного фонда занятости

населения РФ, предоставляемые гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в целях материального обеспечения безработного и нетрудоспособных членов его семьи в период поиска подходящей работы.

Основными нормативными актами, регулирующими условия и порядок предоставления данного пособия, являются Закон РФ от 19.04,1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения) и Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 №458.

Закон о занятости населения предусматривает предоставление государством социальных гарантий и компенсаций безработным гражданам. Организационно-правовой формой и методом социальной защиты безработных стало

государственное социальное страхование по безработице.

Оно охватывает все трудоспособное население и предоставляет защиту в случае безработицы всем застрахованным независимо от причины увольнения. В соответствии со ст. 31 Закона о занятости населения пособие по безработице выплачивается только тем лицам, которые признаны безработными. Условия признания граждан безработными определены в ст. 3 данного Закона.

Обязательным условием признания граждан безработными, начисления и выплаты им пособия по безработице является их регистрация в органах службы занятости по мету жительства. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации они признаются безработными с первого дня предъявления соответствующих документов.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохожения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.

Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью соответственно 25 и 29 лет, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

При этом общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Размеры пособия по безработице. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы; имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

а) в первом (12-месячном) периоде выплаты: - в первые три месяца - в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

В следующие четыре месяца - в размере 69%; - в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума;

б) во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Пособие по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

а) в первом (шестимесячном) периоде выплаты - в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;

Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию и признанным безработными, пособие по безработице начисляется:

а) в первом (шестимесячном) периоде выплаты - в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;

б) во втором (шестимесячном) периоде выплаты - в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Решение об этом принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

Признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным Законом о занятости населения;

Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению

органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

Переезда безработного в другую местность;

Попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

Осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

Назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, либо

трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой

пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

Отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

Смерти безработного.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

Отпуска по беременности и родам;

Выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

Призыва безработного на военные сборы; привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной

службе, исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

Неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

Отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

Отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

Отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию;

Явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ (порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством РФ);

Увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

Нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

Самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. 27.

Одно из самых острых и негативных социально-экономических явлений – безработица . Ситуация, при которой значительная часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу, чревата целым рядом серьезных последствий. В политическом и социальном плане, это большой стресс для общества, ведущий к росту недовольства народа. С точки зрения экономики безработица говорит о неэффективном и неполном использовании трудовых и производственных ресурсов. Но при всем при этом, совершенно избавиться от безработицы невозможно, всегда будет сохраняться некоторый естественный ее уровень.

Понятие безработицы и экономически активного населения

(unemployment ) – наличие в стране части экономически активного населения, которая желает и способна трудиться, но не может найти работу.

Экономически активное население – жители страны, которые обладают самостоятельным источником средств к существованию, либо желают и потенциально могут его иметь.

  • занятыми (наемные работники, предприниматели);
  • безработными.

Синонимом понятию экономически активного населения является термин – рабочая сила (labor power ).

Безработный - человек, в возрасте 10-72 лет по определению МОТ (в России в возрасте 15-72 лет по методологии Росстата), который на дату проведения исследования:

  • не имел работы;
  • но искал ее;
  • и был готов к ней приступить.

Показатели уровня безработицы и ее продолжительности

Одни из важнейших показателей, характеризующих явление безработицы, это ее уровень и продолжительность.

Уровень безработицы – доля безработных в общей численности экономически активного населения определенной возрастной группы.

где: u – уровень безработицы;

U – численность безработных;

L – численность экономически активного населения.

Важное понятие – естественный уровень безработицы, «естественный» потому что даже при самых благоприятных экономических условиях будет пусть небольшой, но некоторый процент безработных. Это люди, которые могут, но не хотят работать (например, у них имеются выгодные инвестиции и они живут на проценты, как раньте).

Естественный уровень безработицы – уровень безработицы при обеспечении полной занятости рабочей силы.

То есть это процент безработных в ситуации, когда все желающие трудиться могут найти себе работу. Этого можно достичь при условии максимально рационального и эффективного использования рабочей силы.

Полная занятость экономически активного населения предполагает наличие в стране только структурной и фрикционной безработицы. Поэтому естественный уровень безработицы можно рассчитать как их сумму:

где: u * – естественный уровень безработицы;

u фрикц. – уровень фрикционной безработицы;

u структ. – уровень структурной безработицы;

U фрикц. – численность фрикционных безработных;

U структ. – численность структурных безработных;

L – численность рабочей силы (экономически активного населения).

Продолжительность безработицы – период, в течение которого человек ищет и не может найти работу (то есть является безработным).

Фрикционная, структурная, циклическая и другие формы безработицы

Можно выделить следующие важнейшие формы безработицы :

1. Фрикционная – безработица, обусловленная добровольным поиском работником нового лучшего места работы.

В этом случае работник сознательно увольняется с прежнего рабочего места и ищет другое, с более привлекательными для него условиями труда.

2. Структурная – безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на рабочую силу, вследствие которых образуется несоответствие между требованиями к претендентам на свободные рабочие места и квалификацией безработных.

Причинами структурной безработицы могут быть: ликвидация устаревших профессий, изменения в технологии производства, масштабная перестройка всей экономической системы государства.

Различают две разновидности структурной безработицы :

  • деструктивная - с негативными последствиями;
  • стимулирующая - побуждающая работников повышать квалификацию, переучиваться на более современные и востребованные профессии и пр.

3. Циклическая – безработица, вызванная спадом производства во время соответствующей

Кроме того, различают и другие виды безработицы :

а) добровольная – вызвана нежеланием людей трудиться, к примеру, при снижении уровня заработной платы.

Добровольная безработица особенно велика во время фазы экономического пика или бума. При спаде экономики ее уровень снижается.

б) вынужденная (безработица ожидания) – появляется тогда, когда люди могут и согласны работать при данном уровне заработной платы, но они не могут найти работу.

Причиной вынужденной безработицы, к примеру, может быть негибкость рынка труда в отношении заработной платы (борьба профсоюзов за высокие зарплаты, установление государством МРОТа). Часть работников готова работать за маленькую зарплату, но работодатель просто не может их устроить по таким условиям. Поэтому он возьмет меньшее число работников, более квалифицированных и на более высокую зарплату.

в) сезонная – безработица характерная для некоторых отраслей экономики, где потребность в рабочей силы зависит от времени года (сезона).

Например, в сельскохозяйственной отрасли во время посева или сбора урожая.

г) технологическая – безработица, вызванная механизацией и автоматизацией производства, вследствие которой производительность руда резко возрастает и требуется меньшее число рабочих мест с более высоким уровнем квалификации.

д) зарегистрированная – безработица, характеризующая незанятое экономически активное население, официально состоящее в этом качестве на учете.

е) скрытая – безработица, фактически существующая, но официально не признанная.

Примером скрытой безработицы может быть наличие лиц, формально трудоустроенных, но фактически не работающих (во время спада многие производственные мощности простаивают и рабочая сила оказывается задействованной не в полной мере). Или это могут быть люди желающие работать, но не зарегистрированные на бирже труда.

ж) маргинальная – безработица слабо защищенных социальных слоев (женщины, молодежь, инвалиды).

з) неустойчивая – безработица, вызванная временными причинами.

Например, увольнение в сезонных отраслях экономики после окончания «горячего» сезона или добровольная смена людьми своих рабочих мест.

и) институциональная – безработица, спровоцированная вмешательством профсоюзов или государства в установление уровня заработной платы, который в результате становится отличным от того, что мог бы сформироваться на естественным путем.

Причины и последствия безработицы

Факторов, которые могут инициировать рост безработицы множество. Можно выделить следующие основные причины безработицы :

1. Структурные усовершенствования в экономике – появление и внедрение новых технологий и оборудования может привести к сокращению рабочих мест (машины «вытесняют» человека).

2. Сезонные колебания – временные изменения в уровне производства продукции и предоставления услуг (а соответственно и количестве рабочих мест) в отдельных отраслях.

3. Цикличность экономики – во время спада или кризиса потребность в ресурсах, в том числе и трудовых, снижается.

4. Демографические изменения – в частности рост трудоспособного населения может привести к тому, что спрос на рабочие места будет расти быстрее, чем их предложение, что и приведет к безработице.

5. Политика в сфере оплаты труда – меры государства, профсоюзов или руководства компаний по повышению минимального размера оплаты труда, могут вызвать рост производственных издержек и снижение потребности в рабочей силе.

Ситуация, когда трудоспособное население не может найти работу, не безвредна, и могут быть серьезные последствия безработицы:

1. Экономические последствия:

  • сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления (в частности от );
  • рост затрат общества – на общество в лице государства ложится бремя поддержки безработных: выплата пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т. д.;
  • снижение уровня жизни – лица, ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается;
  • недополученный выпуск продукции – в результате неполного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.

Закон Оукена Показать

Закон Оукена (Okun"s law ) – назван в честь американского экономиста Артура Мелвина Оукена.

Он гласит: превышение уровня безработицы над уровнем естественной безработицы на 1% вызывает снижение реального ВВП относительно уровня потенциального ВВП на 2,5% (выведен для США в 1960-е годы; сегодня и для других стран численные значения могут быть иными).

где: Y - фактический ВВП;

Y * - потенциальный ВВП,

u цикл. - уровень циклической безработицы;

β - эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2,5). У каждой экономики (страны) в зависимости от периода будет свое значение коэффициента β.

2. Неэкономические последствия:

  • обострение криминогенной ситуации - больше краж, грабежей и пр.;
  • стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, сильный психологический стресс;
  • политические и общественные беспорядки – массовая безработица может вызвать острую социальную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и привести к бурным политическим переменам.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

Введение

1. Понятие пособия по безработице и порядок регистрации безработного

1.1 Понятие пособия по безработице

1.2 Понятие безработного. Порядок регистрации безработного

2. Размер пособия по безработице и сроки выплаты

2.1 Порядок определения размера пособия по безработице

2.2 Условия и сроки выплаты пособия по безработице

3. Приостановление и прекращение пособия по безработице

3.1 Сокращение размера и приостановление пособия по безработице

3.2 Прекращение выплаты пособия по безработице

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Безработицей является незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когда индивид не ищет работу по собственному желанию, и институциональная безработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в нестесненном рыночном хозяйстве.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032–1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.

Цель данной курсовой работы – изучение вопроса социального пособия по безработице в РФ.

В связи с поставленной целью необходимо изучить следующие задачи:

– понятие пособия по безработице;

– правовое регулирование выплаты пособия по безработице;

– понятие и порядок признания лица безработного;

– условия и размеры выплаты пособия по безработице;

– сроки выплаты пособия по безработице;

– условия приостановления и прекращения выплаты пособия по безработице.

Предметом исследования является пособие по безработице, как один из видов социального обеспечения.

Объектом исследования является система функционирования выплаты пособия по безработице в различных аспектах и перспективах дальнейшего развития.

В процессе подготовки данной курсовой работы мной было переработано большое количество литературы, в том числе периодических изданий. Работа построена в строгом соответствии с последними изменениями законодательства.


1. Пособия по безработице и порядок регистрации безработного

1.1 Понятие пособия по безработице

Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета. Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т.е. на третьем этапе регистрации.

Размер пособия по безработице и порядок его выплаты установлены ст. 30–35 Закона о занятости. Размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен в течение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу или возобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы – 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы – 60%; в дальнейшем – 45% указанного заработка. Во всех случаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. При не предоставлении работы более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 30% величины прожиточного минимума. Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях

общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

Законом предусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующих категорий безработных граждан:

К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

К числу лиц, находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.

Ко второй категории относятся граждане, Проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособия устанавливается с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

И, наконец, третья категория граждан, к которой относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие

– постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года – в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;

– постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение – в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;

– постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы – в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.

Пособие по безработице - гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России [ТЕКСТ]: учебник/ Зущина Г.М., Султанова Р.Москва 2003 с. 127 Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т.е. на третьем этапе регистрации.

Размер пособия по безработице и порядок его выплаты установлены ст. 30-35 Закона о занятости.

Размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен в течение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу или возобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы - 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы - 60%; в дальнейшем - 45% указанного заработка. Во всех случаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. При не предоставлении работы более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 30% величины прожиточного минимума. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения [ТЕКСТ]: учебник/ Власов В.И., Крапивин О.М. Москва. 2007 с. 208 Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста. семейный обязанность правовой трудовой

Законом предусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующих категорий безработных граждан:

К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

К числу лиц, находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения [ТЕКСТ]: учебник/ Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Москва 2001 С. 81-83 Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.

Ко второй категории относятся граждане, Проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособия устанавливается с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

И, наконец, третья категория граждан, к которой относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие

  • - постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года - в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;
  • - постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;
  • - постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы - в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.

С пособий по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение причиненного ущерба, обратное взыскание с работника денежных сумм, полученных на основании судебного решения) в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, но не трудоустроенных по окончании обучения, в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

  • - гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей;
  • - гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Основным условием выплаты пособия по безработице является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения [ТЕКСТ]: учебник/ Власов В.И., Крапивин О.М. Москва 2007 С. 49-55 Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей, если иное не предусмотрено Законом о занятости.

Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет средств федерального бюджета не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Установленная Законом о занятости продолжительность периода выплаты пособия по безработице может быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста. В этом случае установленный период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Задача

5 июня 2010 года вахтер АО «Гранат» Миронов проходил медицинское обследование в связи со сдачей крови в качестве донора и вышел в этот же день на работу. От предложения работодателя предоставить ему отдых 6 июня отказался, но просил оплатить ему рабочие дни 5-го и 6-го июня в двойном размере.

Вопрос: Законна ли просьбы Миронова? На какие гарантии и компенсации он имеет право?

Ответ обоснуйте.

Человек, добровольно сдающий кровь и ее компоненты для использования ее в лечебных целях, является донором. Донорство - свободно выраженный добровольный акт. Оно подразделяется на следующие виды: донорство крови, донорство плазмы, в т.ч. иммунной, донорство клеток крови. Донорство может быть безвозмездным и платным.2. Правовое положение доноров помимо ст. 186 ТК определяется Законом о донорстве. В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования донор освобождается от работы в организации независимо от форм ее собственности.

Выход работника в день сдачи крови на работу определяется соглашением между работником и работодателем, которое должно быть оформлено письменно. При этом работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. Если соглашение не достигнуто, то работник в день сдачи крови на работу не выходит.

Не допускается заключать соглашение с работником, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда; его выход на работу в этот день невозможен.

Если день сдачи крови совпадает с выходным, нерабочим праздничным днем или приходится на период ежегодного отпуска, то работник вправе выбрать - воспользоваться ему другим днем отдыха или нет.

Помимо этого работнику после каждого дня сдачи крови и ее компонентов предоставляется дополнительный день отдыха. Он вправе присоединить этот день к ежегодному оплачиваемому отпуску (основному, дополнительному) или использовать его в иное время в течение календарного года после дня сдачи крови. Часть 5 ст. 186 ТК устанавливает, что гарантия сохранения за работником среднего заработка и предоставления в связи с этим дней отдыха распространяется на тех работников, которые сдали кровь и ее компоненты безвозмездно.

А в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" Статья 9. Льготы, предоставляемые донору. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день донору по его желанию предоставляется другой день отдыха или день сдачи крови оплачивается не менее чем в двойном размере.

В день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств соответствующего бюджета.

5 июня 2010 года - суббота, если в данной организации суббота, является выходным днем, то просьба Миронова законна, если же суббота в данной организации, рабочий день, то незаконна.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»