Песочная игротерапия. Песочная терапия для детей дошкольного возраста. Рисование песком Песочная игротерапия с дошкольниками

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Здоровьесберегающая технология песочная игротерапия

В последнее время значительно возрос интерес педагогов к занятиям с детьми в песке, песочная игротерапия. Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочка, совок – первое, что мы приобретаем ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. В песочнице строится первый дом, сажается первое дерево, создается семья. Все это мир ребенка, где ему комфортно, все понятно и близко. Стоит песочница в группе, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом и играли сами.

«Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желание, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола,

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор возьмем в игру.

Подобно Богу мы создаем свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу».

В чем причина такого глубокого интереса к песку?

Наверное, человеку очень важно чувствовать себя Создателем и Строителем. Архитектурное строительство – самая символическая и оттого, может быть, самая творческая работа. А материал для игры – песок – такой шершавый, послушный, текучий – рождает множество ощущений и ассоциаций.

Сегодня песочную терапию используют в разных целях. Песок стал привычным материалом во многих развивающих центрах, его используют и для психодиагностики. Песок – идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать (в отличии от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, сенсорики, памяти, воображения, фантазии, наблюдательности. Песок станет подспорьем, если ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно произносить звуки. Все это может происходить в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее. В песке даже обучают географии или истории, разыгрывая целые картины. Если вы захотите совершить путешествие на Север или горные вершины, запаситесь солью, пенопластом или ватой – «вечными снегами». Материал, усвоенный в таких играх, дети запоминают на всю жизнь. Вот какое это чудо песок.

Мы у себя в группе изготовили «мини-песочницу», используем ее как на занятиях, в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и деятельности детей.

Дети с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего он не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить, игры-занятия с песком в качестве дополнительного методического приема.

Играя на песке, мы включаем сказочного персонажа «Песочного человека». ОТ его лица ведется увлекательный рассказ, он загадывает загадки, приглашает в путешествия, в исследовательскую лабораторию, иногда обращается за помощью к детям. Он ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, поддерживает каждого из ребят.

Для организации игр с песком мы используем большой набор миниатюрных предметов и игрушек. Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Это развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Дошкольник учится самоанализу, умению понимать себя и других.

Наблюдая за детьми, мы не смогли не заметить, что в последние годы стало появляться много детей с нарушением в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.

Свое выступление мы хотим закончить словами педагогов Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М.Грабенко: «Мы точно знаем, что песок – великий Актер. То он новые возможности человека; то становится его памятью; то играет роль непокорного разрушителя; то перевоплощается в податливую субстанцию, из которой можно лепить что угодно»

Существует много приёмов и методов, которые помогают исправить нарушения и развивать детей. Мы в своей группе используем песок круглый год. Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев, они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. Мы знаем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Играя с песком, дети сами приходят к выводу, что на сухом песке дырочка от пальца исчезает, на мокром – хранится долго. Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, дети одновременно делают массаж кисти. Просим пройтись по поверхности песка каждым пальцем одной и другой руки, затем одновременно указательными, большими, средними, безымянными, мизинцами обеих рук. Скользим ладонями по песку, делая зигзагообразные и круговые движения. Дети играют по песку, как по клавиатуре пианино, сравнивая с ощущениями от тех же движений по твёрдой поверхности; рисуют палочками, ищут сходство узоров с окружающими предметами.

Умение слышать и вычленять разные звуки и их сочетания в слове – основа формирования правильного звукопроизношения. Мы стараемся помочь детям, превратить звук из абстрактного символа в сказочное существо из песочной страны. К такой игре заранее готовимся, например, мы хотим отработать с детьми звук «А». Подбираем фигурки, в названиях которых есть звук «А» (можно вырезать или вылепить их). Наклеиваем на них букву «А». Готовим букву «А» (например пластилиновую) лучше такую, которую легко пощупать. Затем с детьми строим сказочную страну «А», где есть сады с Акациями и Арбузами, реки с Акулами и дворцы с Арками. Дети становятся непосредственными участниками процесса. Например, сочиняют, кто может жить в такой стране, где правит принцесса «А» (придумывают ей имя, называют её любимые блюда (Апельсины). Потом вручаем детям ключ от этой страны (карточку с буквой) и они продолжают играть с любым её жителем, а также могут вносить какие – то изменения, наклеивая изображения букв, мы готовим детей к изучению и соотношению со звуками. Чтобы развести понятия «звук» и «буква», объясняем, что таинственные знаки, нарисованные на одежде каждого звука, помогают им узнать друг друга, не произнося имени вслух. Эти знаки называются буквами. Поэтому можно называть персонажей и голосом, и прописывать знаки- буквы на песке. Чтобы дети запоминали, как зрительно, так и на ощупь, можно сделать буквы (из картона, пластилина, бархатной бумаги, сшить и набить ватой), которые легко потрогать. Дети пишут буквы на песке, лепят из песочка, прячут и находят персонажи- буквы, зарывая в песок, строят для них домики и т. д. Наблюдаем, как одна буква превращается в другую (скажем, «Л» в «А»). Дети любят придумывать сказки, например, про гномика «С - с - с», который мог говорить только своё имя, пока не встретил двух других гномиков по имени «О- о- о» и «К- к- к». Когда они взялись за руки, произошло что- то необычное - они смогли произносить «СОК» и в руках у них появились стаканчики с соком. Постепенно вводим буквы- персонажи, а игрушки из песочницы убираем. Так мы помогаем детям освоить подступы к такому непростому делу, как чтение и письмо.

Играя с песком, проводим игры на развитие правильного дыхания:

«Выровняй дорогу»- от детской машины воспитатель проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;

«Что под песком? »- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;

«Ямка»- ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

«Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

Проводим упражнения для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:

положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;

погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;

погрузить пальцы в песок, и лёгкими движениями создавать «волны»;

Артикуляционные упражнения:

«Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчка, «скакать по песку»;

«Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движением языка двигать по песку в том же направлении;

«Часики»- языком ритмично двигать вправо- влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку;

Автоматизация звуков:

«Сильный мотор»- произносить звук «Р», проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения- рисовать на песке букву «Р», произнося одновременно звук «Р».

«Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук «С», насыпая горку.

«Дорожка»- произносить заданные слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлёпывая по песку ладошками;

После обучения манипуляциям с песком мы переходим к предметному конструированию. Строим природные ландшафты: реки, озёра, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Проводим уроки волшебства, например: «Лес, поляна и их обитатели», «Море, река, озера и их обитатели», «Город, его жители, профессии и службы», «Деревня и ее жители», «Космическое путешествие» и т.д. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.

Все песочные картины стараемся сопровождать рассказами, а дети при этом манипулируют деревьями, животными, транспортом. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Дети очень любят писать на песке, они не боятся ошибиться, это не бумага. Легко можно всё исправить, если допустили ошибку.

С большим удовольствием дети показывают сказки на песке: «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка» и др. Они рассказывают сказки и рукой передвигают фигурки в разных направлениях, и учатся соотносить речь с движением персонажей.

Занятия в песочнице являются очень полезными: улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

В ходе занятий мы выяснили, что действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:

1. совершение определённых манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки) ;

2. проникновение в толщу песка, рытьё ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующем извлечением;

3. организация сюжетов, создание композиции.

Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки - это люди и другие живые существа.

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.

Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы применяются:

  • с целью диагностики;
  • с целью профилактики;
  • с целью оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии;
  • в процессе продолжительного психологического воздействия;
  • на развивающих занятиях по коррекции психических процессов.

Песочная игротерапия, является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми, особенно с детьми, соматически ослабленными.

У часто болеющих детей могут развиваться различные психологические проблемы, "комплексы". Прежде всего, это "комплекс неполноценности", неуверенности в себе, так как частые болезни могут привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому большое внимание следует уделять психоэмоциональному здоровью детей.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:

  • трудности в общении;
  • взаимоотношения детей и родителей;
  • психологические травмы;
  • расстройства настроения;
  • кризисные ситуации;
  • страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
  • проблемы поведения.

Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:

  • развить более позитивную Я - концепцию;
  • развить самооценку;
  • обрести веру в себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
  • научить способам самовыражения.

При организации занятий песочной игротерапии, ставятся следующие задачи:

  • Создавать для ребенка атмосферу безопасности.
  • Создавать ощущение дозволенности.
  • Понимать и принимать мир ребенка.
  • Поддержка положительного тонуса и самочувствия.
  • Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций.
  • Облегчить ребенку принятие решений.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.

В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции (например, при наличии у ребенка поведенческих или эмоциональных нарушений). В других случаях - в качестве вспомогательного средства при развитии сенсомоторики, при активизации к действию, для снятия психоэмоционального напряжения, нервозности.

Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Для игр с песком используется материал:

  • водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком;
  • вода;
  • небольшие подносы;
  • стаканчики для воды;
  • лопаточки;
  • формочки;
  • мелкие игрушки;
  • животные;
  • сказочные персонажи;
  • транспорт;
  • геометрические формы;
  • природный материал;
  • камешки, ракушки;
  • бросовый материал.

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.

Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.

Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.

По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей, на этом фоне - стабилизация соматического здоровья, что способствует снижению заболеваемости детей.

Вашему вниманию предлагается три конспекта авторских разработок занятий по песочной игротерапии, которые направлены на коррекцию психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений, развитие связной речи; коррекцию страхов, боязливости, агрессивности, гиперактивности.

Предложенные занятия могут проводиться с детьми индивидуально и с небольшой подгруппой детей.

"Зарывание секретиков"

(коррекция психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений)

Цель: установление психологического комфорта.

  • Коррекция психических процессов (внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета).
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений.
  • Совершенствовать умения и навыки практического общения.
  • Развитие фантазии.
  • Побуждать ребенка к активным действиям концентрации внимания.
  • Стабилизация положительного эмоционального фона.

Материал: ящик с песком, вода, игрушки, геометрические формы, различные "волшебные" предметы; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Если занятие индивидуальное, то "секретики" зарывает взрослый, а если групповое - то каждый ребенок в "секрете" от другого.

Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но выбирается только 5 - 6 предметов. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается "по секрету" зарыть (закопать), спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел какие "секретики" зарыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе раскопок по открывающимся частям догадаться, что там спрятано и описать (т.е. на ощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают "секретики" и отгадывают друг у друга, что спрятано в песке.

Другой вариант.

"Победим страх"

(коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности)

Проективная игра.

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

  • Научить ребенка справляться с негативными эмоциями.
  • Научить ребенка выражать положительные эмоции.

Материал: ящик с песком, вода, фигурки по выбору, бросовый и природный материал; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.

По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки. Музыка затихает.

Взрослый: "У меня сейчас хорошее, спокойное настроение. А какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?" (ответ ребенка).

"Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я теперь спокоен, "страх" убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый".

"Я колючий только снаружи"

(коррекция агрессивного поведения)

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Научить ребенка справляться с гневом (в неразрушительной форме для окружающих).

  • Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.
  • Побуждать к активным действиям.
  • Способствовать к проявлению эмпатии.

Материал: ящик с песком, вода, на выбор фигурки; магнитофон и аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

По окончании работы ребенок моет руки и садится на стул.

Взрослый: "Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я спокоен, у меня хорошее настроение, я очень добрый и ласковый".

Литература:

  1. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева, СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998.
  2. Юнгинская песочная психотерапия. Л. Штейнхард, СПб.: Питер, 2001.
  3. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  4. Дошкольная педагогика. Январь - февраль, 2007. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста.
  5. Мой ребенок. 2003. Май. Кулакова Н., ГрабенкоТ. Следы на песке.

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете -

Общая наша игра!

Кто из нас в детстве не играл “в куличики”? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные . Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Какие же бывают игры с песком?

1. ОБУЧАЮЩИЕ игры. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ игры. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.

3. ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что “делает” бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; увидите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в Детский Мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.

Итак, в Путь!

ТАЙНЫ НАШЕЙ ДУШИ. Проективные игры на песке СОВЕТЫ АВТОРОВ

Очень непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить “трепет” души другого. Безусловно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Но как же быть с крылатой фразой: “Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли”? Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свои творческие потенциалы, приоткрыть перед нами тайны своей Души? Психологи скажут, что самое главное “спроецировать” свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент -ландшафт его Души. Как это сделать Вы узнаете дальше.

Первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием “ковыряются” в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома,

а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыряет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песочнице, родители открывают в своем любимце новые, неожиданные качества. Одни могут ужасать, другие - радовать. Что же нас огорчает и озадачивает? То, что наш ребенок позволяет другим ущемлять свои интересы: бить, отнимать игрушки, прогонять. Что делаем мы в этой ситуации? Один попытается “восстановить справедливость” и “покарать” обидчика своего чада; другой - уводит рыдающего малыша домой, с чувством горечи и невыраженного протеста; третий - сразу начнет учить “давать сдачи”; а кто-то поступит по принципу: “Если деточки дерутся, лучше в драку не вступать”. Первые сложности нашего ребенка в общении с другими детьми (в сюжетно-ролевых и совместных играх) мы часто воспринимаем как личное оскорбление и проблему.

К психологу молодые мамы приходят с вопросами: “Мой сын не умеет общаться с детьми - в песочнице отнимает игрушки и бросается песком, что делать?” или “Мой сын не умеет общаться с другими детьми - в песочнице у него постоянно отнимают игрушки, а он терпит, что делать?” Оказывается и “Агрессор” и “Тихоня” проблемны. Почему? Потому что у них обоих не сформированы, как бы сказали психологи, коммуникативные навыки. То есть умение нормально общаться.

Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому мы назвали игры, с которыми сейчас будем знакомиться, ПРОЕКТИВНЫМИ.

Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.

Пожалуй, милые Читатели, пришло время рассказать о том, что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок. Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный “лист” ландшафт внутреннего мира и “диспозицию” в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде “концентрата” попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой “песочный” опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, “круговорот переносов в природе”. Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный “лист”, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Песочная игротерапия

ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ . РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Основные принципы организации игр на песке

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.

«Оживление» абстрактных символов : букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

Что нужно для игры в песок

Что нужно для игры в песок ? А нужно, в сущности, так мало : Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор Возьмем в игру. Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу.

Так что же понадобится, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр ?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают

с учетом величины группы - количества детей, принимаю-

щих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в ма-

лой группе (3-4 человека) или же индивидуально, то реко-

мендуемый размер - 50x70x8 сантиметров. Такой размер

ящика соответствует оптимальному полю зрительного вос-

приятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.

Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» - для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов.

Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже про-

каливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слиш-

ком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется

меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше , если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта» .

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров) . Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти :

Куклы-человечки;

- здания : дома, школы, церкви, замки;

- животные : домашние, дикие, доисторические и пр. ;

- машины : сухопутные, водные, космические, фантастические;

- растения : деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;

- постройки : мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

- естественные предметы : ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр. ;

- символические предметы : источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. ;

- сказочные герои : злые и добрые;

Живая зелень и пр. ;

Домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др. ;

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.) -

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции» . Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза» , деталями конструкторов и пр.). Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

Обучающие игры

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу : горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и т. д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.

«Отпечатки наших рук» . На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук : внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок , и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях : «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами : «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.) ;

Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.) ;

«пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после - двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом - средними, затем - безымянными, большими, и наконец - мизинчиками);

«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

Сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать : чьи они)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа) . Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

«Что же спрятано в песке?» . Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.

Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Многим известна пляжная игра «Мина» . Рука одного играющего превращается в «мину» : она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, «сапера» ,- откопать «мину» , не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину» , помогать себе тонкими палочками.

В нашей игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно) . В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры «Чудесный мешочек» ) и т. п.

«Откопай разгадку» .

Разгадка закопана в песок . Ребенок проверяет себя, откапывая ее. Или же «пишет» ответ, вылепляя песочные буквы .

Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись. Ты, используя разгадку, За задание берись.

Кто колдует, заклинает, В ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка Ежка)

Индивидуальные игры на песке

Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, которые привлекают его внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Каждый ребенок должен выбирать фигурки в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - значит, сейчас ему важно «проработать» имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не участвует, однако внимательно следит за тем, что и как выбирает ребенок. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается «сказочная» инструкция : «Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница) . Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И наконец пришел в пустыню. И задумал ты, Волшебник, превратить пустыню в сказочную страну и населить ее разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь».

Конечно, это не единственный вариант «введения» в мир песочных игр . В зависимости от наших целей и возраста ребенка (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок , инструкции будут звучать по-разному : «Создай то, что хочешь» , «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна» , «Создай из песка твою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать и дополнение к инструкции : «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает».

Маленькому ребенку имеет смысл сначала продемонстрировать возможности песочницы : раскопать дно, показать синий цвет - воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного творчества необходимо опять все разровнять.

Как только ребенок начнет строить песочную картину , нам важно занять такое место, где нас не видно, нам же видно все.

Некоторые дети начинают построение песочной картины с создания ландшафта : прокладывают реки, создают озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют свой мир разными существами. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист . Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость .

Когда ребенок заканчивает создание своей сказочной страны, мы при помощи наводящих вопросов просим его рассказать о ней :

Что это за сказочная страна;

Какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке) ;

В каких взаимоотношениях они находятся между собой;

Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если же нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить;

Какие события будут происходить в этой стране, что герои будут делать дальше?

Последние два вопроса побуждают ребенка вносить изменения в картину, фантазировать, таким образом проецируя свои осознанные и неосознанные желания на будущее песочной страны . Задача взрослого в этой ситуации - побуждать ребенка не только размышлять, но и реально что-то создавать или менять - ведь фигурки можно легко переставлять, внося новые и убирая то, что больше не нужно.

Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает и им хочется оставить все «как есть» . Это может быть связано с переносом на песочный лист состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает «остановить мгновенье» , полностью прожить свое состояние. То есть можно сказать, что данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для ребенка такая песочная «диспозиция» выражает состояние динамического равновесия.

Если ребенок говорит, что в песочной стране есть существо (или существа, испытывающие дискомфорт, мы спрашиваем : «А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы ребенок не только фантазировал, но и отыгрывал свои фантазии на песке. После каждого нового изменения в картине мы можем спрашивать : «А что будет дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?» и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока обиженный поначалу персонаж не попадет в более благоприятную ситуацию или же пока ребенок не скажет : «Теперь всем хорошо» . Это показатель того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне.

Если ребенок говорит : «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя» , мы можем предложить ему помощь : «Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим - может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся - сразу их не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны».

Если и после этого ребенок не может найти себе помощника, - это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное решение ее еще «не созрело» . В данном случае можно предложить ребенку попытаться хотя бы защитить страдающее существо. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой сам может себя защитить». Таким образом мы усиливаем психологическую устойчивость ребенка, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, на третью-пятую игру ребенок уже сможет найти помощников уязвленному герою.

Не забудьте только, что по окончании игры ребенок САМ разбирает песочную картину . Таким образом закрепляется приобретенный им на символически-бессознательном уровне опыт.

Групповые игры на песке

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Группа может состоять из 2, 4 и более детей. Если вы имеете дело со «сложными» детьми (агрессивные, гиперактивные, лучше не собирать группу более 3 человек - вы сами будете четвертым.

Детям дается следующая инструкция : «Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, для того чтобы найти землю, где еще никто не жил,- пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы хотели бы поселить в новой стране. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома - все, что понадобится вам для создания сказочной страны».

Образ Волшебника в данной инструкции является «нормирующим» : его «кодекс чести» не позволяет детям ссориться, бросаться песком или разрушать то, что создает Волшебник рядом, активизирует потенциальные творческие части личности и др.

Когда дети выберут фигурки, можно предложить им создавать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. «Каждый Волшебник создавал свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят Волшебники рядом». Или : «Все Волшебники по очереди подходили к пустыне и строили то, что считали нужным, и каждый следующий Волшебник пристраивал к новому миру что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока все Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга».

Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то из них проявит себя лидером, кто-то - ведомым. Один будет играть обособленно, другой «распространится» на всю территорию песочницы . Вы заметите, что в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия . Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом формируется эмпатия - способность понимать ближнего и сопереживать ему.

Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

КОРРЕКЦИОННЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ И АДАПТИРУЮЩИЕ ИГРЫ

«Песочная игротерапия, как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Песочная игротерапия, как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг Учитель-логопед Якушева И.В.


«


* При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встаёт вопрос, какими методами и средствами пользоваться учителю - логопеду для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Одним из новейших и перспективных методов в работе учителя - логопеда является использование песочной терапии в работе с дошкольниками.


* Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. * Работая с детьми в рамках песочной терапии, моей главной задачей является не обучить детей работать на песке и каким-то специальным приёмам, а больше связано с получением удовольствия от самого процесса и решения проблем с речью воспитанников.


В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно- ласкательные формы, классифицировать предметы, расширяется словарный запас, дифференцируются и автоматизируются звуки.


Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности: - игры с песком имеют определённое функциональное значение – мы строим, мы изучаем и закрепляем геометрическую форму, цвет, размер. - игры с песком имеют физиологическое значение для ребёнка, развивается мелкая моторика рук, ловкость, координация движений. - игры с песком развивают произвольное внимание, навыки произвольного поведения. В играх с песком существуют определенные правила, формируется умение работать в коллективе, по инструкции, предложенному плану. - данные игры влияют на психическое развитие ребёнка


Игры с песком разнообразны: - обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; - познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; - проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.


Мной были апробированы следующие методы и приёмы используемые в песочнице: -дискуссии (по лексическим темам: профессии, транспорт, мой поселок и т.д.); -беседы (по лексическим темам и пройденным произведениям); -игры – коммуникации «Маленькие волшебники-мы создаем мир»; -познавательные игры: «Мой город»; -рисование песком: «Узоры на песке», «Чей след»; -элементы сказкотерапии (по программным произведениям); -музыкальное сопровождение; -ролевые игры: «Мы едем в гости»; -элементы психогимнастики: «Здравствуй песок», «Песочный дождик»; -работа в паре: «Песочные строители»; -проблемные ситуации: «Построй ступеньки»- деление на слоги, «Секретные задания кротов»; -игры – путешествия: «Путешествие в пустыню»; -опыты с песком и водой.


Благодаря командной работе специалистов и воспитателей через игры с песком успешно решаются следующие коррекционно – развивающие и воспитательные задачи: - формирование у детей чувства прекрасного; - формирование положительной мотивации к самостоятельной деятельности, активизация познавательной деятельности; - развитие коммуникативных навыков, содействие умению разворачивать разные сюжеты, устанавливать и выполнять правила совместной деятельности, вести ролевой диалог, развитие умения действовать по инструкции взрослого сверстника; - коррекция эмоционально-волевых нарушений, воспитание доброты, бережного отношения ко всему живому; - создание условий для развития речи: активизации словаря, усложнение лексико-грамматических конструкций, совершенствование монологической и диалогической речи; - развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; - формирование сенсорных эталонов - цвета, формы, размеров, пропорций; - коррекция пространственных представлений; - развитие мелкой моторики и формирование оптимального тонуса в мышцах руки, обучение специальным движениям (технике игр и рисованию на песке); - развитие умения адаптироваться в меняющихся условиях, активизация исследовательского интереса.


Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение полноценно общаться.


На занятиях совместно с детьми осваиваем технику рисования руками. Это несколько другое рисование, нежели рисование кистью. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).


Говоря о результативности данной работы, я отметила качественные изменения в развитии связной речи, дети стали чётче проговаривать слова, в речи появились сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. У старших дошкольников расширился репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи (могут совместно планировать предстоящую игру, распределять игровые действия, дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить своё решение). Я убеждена в том, что с помощью игры обучение детей идёт более эффективно, а воспитание естественно.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»