В средней группе
Актуальность проекта:
Детство – мир любознательных почемучек. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством разнообразных свойств, которые ребёнку предстоит учиться открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветовой гаммой помогает усвоить ребёнку больше информаций об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.
Цель проекта: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя; создание благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.
Задачи проекта: закрепить знание дней недели и их последовательность, знание цветов радуги, их последовательность, умения различать их; научить построению цветовых сочетаний по образцу; находить предметы заданного цвета в окружающем мире; упражнять в умении рассказывать о цвете; упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету; закреплять знания о цвете в памяти; обучать действиям с цветом по словесной инструкции; создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества; привлечь детей к созданию коллективной композиции; развивать речь и словарный запас детей; воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий, познавательный.
По профилю знаний: многопредметный.
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
Участники: воспитатели, дети средней группы.
Материалы: Цветные платочки, разноцветные воздушные шары, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор», краски, кисти, альбомы, цветная бумага, цветной картон, пластилин, цветные карандаши, салфетки, гофрированная бумага, методическая и художественная литература, муляжи овощей и фруктов, наглядный демонстрационный материал, настольно-печатные игры.
Предполагаемый результат проекта: дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной жизни.
Предполагаемый продукт проекта: создание коллективной работы «Радуга-дуга» (рисование ладошками); составление консультации для родителей «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребёнок».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.
Распределение цветовой гаммы по дням недели
Дни недели и цвета | Стихи |
Понедельник: Красный, оранжевый, Жёлтый |
А у нас секретов нет Самый лучший красный цвет. Оранжевый цвет без сомненья Нам поднимет настроенье. Жёлтый, самый главный цвет, Потому что солнца цвет. |
Вторник:
зелёный |
Цвет зелёный у листочка И зелёные иголки Целый год растут на ёлке. |
Среда: синий и голубой |
А небесную лазурь Море после хмурых бурь Голубой подарит цвет. И искрятся в Новый год Голубея снег и лёд. |
Четверг: фиолетовый |
Солнцем будит ото сна Цвет фиалковый весна. Ещё с цветом фиолетом Повстречаться можно летом Ведь на грядке баклажаны Фиолетово-нежны. |
Пятница: разноцветный день |
Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная - вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета. |
Дни недели | Игры | Образовательная деятельность | 2 – ая половина дня |
Понедель- |
- Д/и: «Давайте познакомимся «Я - красный … (оранжевый, жёлтый»; «Найди жёлтые и оранжевые фрукты»; «Найди красные ягоды»; «Найди свой домик». - Пальчиковая игра «Апельсин». - Подвижная игра «Лиса и зайцы», «Платочки». |
1. Познавательное: «Знакомство с оранжевым цветом». 2. Рисование «Лисичка-сестричка». 2 – ая половина дня: Физкультура: упражнения и основные движения с разноцветным оборудованием. |
Игры с Логическими блоками Дьенеша; Прослушивание «Оранжевой песенки»; Игра – забава с воздушными шарами. Чтение С. Маршака «Красная страница»; «Жёлтая страница». |
Вторник | - Д/И «Найди свою пару»; «Краски»; «Найди и назови всё зелёное». - Пальчиковая игра «Дерево». - Подвижные игры «Цветные автомобили»; «Огуречик, огуречик». |
1. Математика: Количество и счёт (пирамидки); величина (большие и маленькие ели); ориентировка во времени (дни недели). 2. Лепка: «Лягушки – зелёные квакушки». |
- отгадывание «зеленых» загадок; - дидактическая игра с кубиками Никитина «Сложи узор»; - чтение С.Маршака «Зелёная страница». |
Среда | - Д/и «Пройди по голубой дорожке, найдёшь синие сапожки»; «Загадочные предметы». - Пальчиковая игра «Дождик». - Подвижная игра «Разноцветные домики». |
1. Познавательное: беседа «Где можно встретить воду» 2 ч.: экспериментирование с водой. 2. Конструирование «Самолётики». 2-ая половина дня: Музыка - прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка». |
Д/и «Чудесный мешочек»; Решение проблемной ситуации: «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»; |
Четверг | - Д/И «Найди и принеси все предметы фиолетового цвета»; «Радуга». - Пальчиковая игра «Овощи». - Подвижные игры « Кегли», «Весёлый старт». |
1. Развитие речи: чтение и обсуждение произведения Н. Агошкиной «Фиолетовая сказка» |
- разучивание потешки «Радуга-дуга не давай дождя…»; - Мозаика. Рисование нетрадиционным способом (печатание ладошками): «Радуга-дуга» - коллективная работа. |
Пятница | - Д/И «Сложи узор»; «Чего не бывает»; «Письмо от Незнайки». - Пальчиковая игра «Радуга». - Подвижная игра «Мячики». |
1. Аппликация: Создание «Разноцветной книги» по стихам С.Я. Маршака. |
- игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное»; - Лото «Форма и цвет». |
Заключительный этап
Создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак).
Оформление коллективной композиции «Радуга-дуга».
Занятие - развлечение для детей младшей группы
Тема: "В гости к радуге"
Программное содержание :
· развивать эмоциональную сферу ребенка;
· доставить радость и интерес к деятельности;
· развивать речь;
· закреплять знания о названии цвета (красный, желтый, зеленый, синий);
· закрепление эталонов цвета в игровой форме
· воспитывать интерес к музыке;
· упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмических движений под музыку;
· подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы;
· координация слова с движением, совершенствование навыков ориентировки в пространстве.
Оборудование :
Предметная среда:
- радуга , состоящая из четырёх цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный).
- солнце , одна из сторон которого грустная, другая - весёлая, улыбающаяся, прикрепленное так, чтобы была возможность его перевернуть.
- тучка .
- Зонт для ведущего (воспитателя), для проведения игры.
- цветы на подставке 4 цветов.
Бумажные бабочки на резинке, также четырёх цветов по количеству детей.
Маленькие пластмассовые или резиновые разноцветные мячи(шарики) .
Предварительная работа: подвижные игры, упражнения, беседы о явлениях природы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, обыгрывание простых образов, использование эмоциональных приемов, заучивание стихотворений о радуге.
Словарная работа: радуга, коромысло.
Методические приемы:
2. Игра «Солнышко и дождик»
3. Физминутка
4. Коммуникативная игра
5. Дыхательная гимнастика
6. Рисование карандашами, не выходя за контур. «Зонтик»
Литература:
1. Нищева Н. В. "Разноцветные сказки". Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004. Проект «Цветознайка» (разноцветные сказки)
2. http://www.solnet.ee/ Детский портал «Солнышко»
3. Детская литература. Сборник «Радуга-дуга». Русские народные песенки, потешки, прибаутки (иллюстрации Ю.Васнецова), 1969.
Ход НОД
Дети входят в группу под музыкальное сопровождение
(Из мультфильма «Трям! Здравствуйте!». Слова — С. Козлов, музыка — В. Шаинский.)
В-ль: Ребята, интересно, куда это нас привезли облака?
А чтобы узнать куда, отгадайте загадку :
Разноцветное коромысло
Через реку повисло.
В.: Что это?
Дети: Радуга!
В.: Ребята, мы попали в гости к радуге!
(Воспитатель снимает пелеринку с радуги и представляет ее)
Давайте поприветствуем ее!
В.: Здравствуй, Радуга-дуга,
Разноцветный мостик.
Здравствуй, Радуга-дуга,
Принимай нас в гости!
(Музыкальное сопровождение )
«Песня про радугу» - Божья коровка ).
В это время дети могут потанцевать
В.: Ура! Мы с вами, ребята, сегодня попали в гости к Радуге.
Что вы знаете о радуге ?
Д.: Она появляется после дождя, она разноцветная
В.: Почему в загадке ее сравнивают с коромыслом?
Д.: Она похожа на дугу
В.: Что такое коромысло ?
Д.: Это приспособление для ношения ведер
В.: Посмотрите, ребята на радугу, какая она красивая, яркая, разноцветная?
Как много у нее цветов.
И каждый цвет приготовил нам задание .
Воспитатель обращает внимание детей на красную дугу радуги.
С помощью смайлика, сделанного из самоклеющейся бумаги данного цвета.
В.: А какой же это цвет?
Дайте мне скорей ответ.
Д.: Красный .
В.: Красный цвет с собой зовёт
И задание даёт.
1) задание.
Вешаем веселый кружок на красную дугу радуги.
Воспитатель выносит корзинку, в которой лежит много разноцветных мячей (шариков).
В.: Много шариков у нас, совершенно разных цветов, но нам нужно только шарики красного цвета взять и их для радуги собрать вот в эту красную корзину.
(Дети собирают шарики под музыкальное сопровождение)
Мячики “вылетают” из корзинки, детям предлагается сначала собрать красные мячи и сложить их в корзинку, стоящую рядом с Радугой, затем продолжить сбор остальных мячей.
Можно повторить игру 2-3 раза, снова смешав все мячики и повторив задание.
В.: Ребята, какие вы молодцы все красные шарики собрали (1 корзина), Давайте соберем оставшиеся шарики вот в эту цветную корзину (2 корзина).
В.: Мы с задание
2) задание.
В.: Пора выполнять следующее задание .
А какой же это цвет?
Дайте Радуге ответ.
Д.: Жёлтый.
В.: Молодцы, правильно!
Вешаем веселый кружок на желтую дугу радуги.
Посмотрите-ка вокруг, что вы видите жёлтого цвета? (в группе).
Дети: Посуда, шкафчики, игрушки и т.д.
Дети перечисляют то, что имеет жёлтый цвет.
(Воспитатель надевает на радугу указательную стрелку)
В.: Умники! Что же это?! Желтый цвет показывает нам свернуть на дорожку, пойдем, посмотрим? Куда стрелочка нам указывает?
Физминутка
(Железновы - Аэробика для малышей)
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаем
И кружимся вдвоем.
На пути встречается солнышко, но оно почему-то грустное.
В.: Что это?
Д.: Солнышко
В.: Какое оно?
Д.: Грустное
В.: Давайте покажем, как оно грустит.
(Дети передают эмоцию солнышка)
Как вы думаете, почему солнышко загрустило?
Д.: Ему скучно, может его кто-то обидел, с ним никто не играет
В.: Наше Солнце загрустило,
Глазки грустно опустило.
Чтоб его развеселить
Надо деткам всем дружить.
Коммуникативная игра
Раз ладошка,
Два ладошка,
Потрясем мы их немножко
Мы покрутим наш кружок
И обнимемся дружок.
В.: Вот и Солнце засветилось,
Засияло, заискрилось!
(Воспитатель переворачивает солнце, и оно становится весёлым, улыбающимся).
В.: Мы с заданием справились, радуге понравились.
Какие молодцы, наше солнышко заиграло, стало ярким, теплым, согрело нас и на полянке выросли цветы !
3) задание.
Пора выполнять следующее задание.
В: Какой это цвет?
Дети: Зеленый
Вешаем веселый кружок на зеленую дугу радуги.
В.: Цвет зелёный приглашает,
Поиграть нам предлагает.
На полянку, на лужок
Мы пойдём с тобой дружок.
Там цветочки разные:
Жёлтые и красные.
В.: На носочках мы пойдем и полянку ту найдем.
В.: Вот мы и пришли.
Сейчас мы с бабочками полетаем, с ними поиграем.
Дети одевают бабочек, под музыку летают, кружатся с ними, можно остановиться и подуть на бабочку (дыхательная гимнастика).
По окончании музыки дети должны посадить бабочку на цветок соответствующего цвета.
(Цветы на подставках размещены по углам полянки).
В.: Вам нужно найти свой цветок, такого же цвета какого и ваша бабочка.
В.: Ты найди скорей, дружок,
Своей бабочке цветок.
Игру можно повторить 2-3 раза. После игры бабочки остаются на цветах, а дети возвращаются к Радуге.
Музыкальное сопровождение
Мелодия - Полет бабочки
В.: Мы с задание справились, радуге понравились.
4) задание.
В.: Какой цвет остался на нашей радуге? Назовите!
Дети: Синий
Вешаем веселый кружок на синюю дугу радуги.
Синий цвет дает задание.
В.: Синие Тучки по небу плывут,
Синие Тучки нам дождик несут.
(Звучит музыка, напоминающая накрапывание дождя).
В.: Давайте поиграем
Игра “Солнышко и Дождик” - действие по сигналу.
(Музыкальное сопровождение )
В.: Вы ко мне скорей бегите,
Дождик начинается,
Зонтик открывается.
Можно поиграть 2-3 раза.
В.: Вот и дождь совсем прошёл,
Стало всем нам хорошо!
В.: Мы с задание справились, радуге понравились.
В.: Радуга чудесная,
Очень интересная.
С нами пела, танцевала,
Нам задания давала.
Приготовим ей подарки
Красивые и яркие!
Продуктивная деятельность.
В.: Давайте раскрасим ЗОНТИК в цвета радуги для нашей гостьи, как настоящие художники. Ведь зонтик нам необходим, чтобы укрываться от дождя.
(Музыкальное сопровождение
Чайковский - Спокойная музыка )
Давайте вспомним, какие цвета радуги нам давали задания!
Д.: красный, желтый, зеленый, синий.
В.: Вы молодцы со всем справились!
Давайте покажем ей рисунки.
В.: Смотрите, и она приготовила для нас подарки, что у нее в “руках”?
(В “руках” бусы из конфет)
Д.: Угощения!
В.: Спасибо нашей радуге, за ее гостеприимство!
7 июня в образовательном учреждении прошли мероприятия , посвященные Дню радуги .
Что за чудо - чудеса!
В гости радуга пришла ,
Семь дорожек принесла.
Все дорожки не простые,
А волшебные такие:
По дорожкам кто пойдет,
Тот и пляшет и поёт,
Веселится и играет,
Как здоровым стать , узнает.
Одному из красивейших явлений природы были посвящены игровые мероприятия в этот день ! В 8 группе дети под руководством педагога Анны Юрьевны Шатура познакомились с волшебным семицветьем и в ходе беседы учились рассказывать о своих впечатлениях о радуге , играли в дидактические игры "Соберем радугу !" и "Соберем цветик-семицветик !". Играли в подвижную игру "Скакалки", приняли участие в экспериментировании "Образование радуги", а также учились рисовать на темы "Радуга " и "Радужная история ".
Кроме этого, под руководством педагога Юлии Николаевны Зеленько воспитанники участвовали в подвижных играх : «Цветные автомобили », «Солнышко и дождик », «Встань на свое место ». Разучивали речевки о радуге и слушали произведения детских писателей (Агнии Барто, Валентины Осеевой, Самуила Маршака, Сергея Михалкова) по данной теме.
Почитайте детям !
В радуге - семь дужек ,
Семь цветных подружек !
Красная дужка - оранжевой подружка !
Желтая дужка - зеленой подружка !
Голубая дужка - синей подружка !
Фиолетовая дужка - всем дужкам подружка !
А пойдут как обниматься
Разноцветных семь подружек ,
Начинают тут сливаться
В белый цвет семь ярких дужек !
Наша "Почемучка "
Что такое радуга ?
Люди
давно
задумывались
над природой
этого
красивейшего
явления
природы
. Человечество
связало
радугу
с множеством
поверий
и легенд
. В древнегреческой
мифологии
, например
, радуга
- это дорога
между
небом
и землей
, по
которой
ходила
посланница
между
миром
богов
и миром
людей
Ирида
. В Китае
считали
, что радуга
- это небесный
дракон
, союз
Неба
и Земли
. В славянских
мифах
и легендах
радугу
считали
волшебным
небесным
мостом
, перекинутым
с неба
на
землю
, дорогой
, по
которой
ангелы
сходят
с небес
набирать
воду
из
рек. Эту воду
они наливают
в облака
и оттуда
она падает
живительным
дождем
.
Сценарий развлечения в старшей группе «Путешествие в разноцветный край Радуги»
Ковтун Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», с. Ижевское, Рязанская область.Описание: Данный материал может пригодиться воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Можно провести это мероприятие с детьми младшего школьного возраста в летнем лагере.
Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с расположением цветов в цветовом спектре на примере радуги.
2. Развивать сенсорные чувства, умение видеть красоту окружающей действительности.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, эстетическое отношение к природе.
Оборудование и материалы:
2 обруча, 3-4 тучки, вырезанные из картона основных цветов, 7 цветных дощечек цветов радуги (из набора строительных материалов), 7 атласных лент семи цветов радуги (длина каждой примерно 60-70 см), письмо от Радуги, музыкальный центр, аудиозаписи по выбору педагога.
Раздаточный материал:
Цветы искусственные (по количеству детей), небольшие цветные капли, вырезанные из картона 3-4 основных цветов, совпадающих с цветом тучек (по количеству детей), разноцветные колпачки (по количеству детей), сладкие угощения по количеству детей.
Оформление зала: Стены украшены воздушными шарами, изображениями радуги, солнышка, цветов, бабочек.
Ход развлечения:
Ведущий: Ребята, сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие, но сначала, отгадайте загадку:Славный мост такой хороший (Автор – Т. Лаврова)
Через речку переброшен.
До чего наряден, ярок,
Словно праздничный подарок.
В семь цветов раскрашен мост,
Как павлиний пёстрый хвост.
Только дождик прекратился,
Тут и мостик появился.
Разноцветная дуга
Чудо-юдо…
Дети: Радуга!
Ведущий:
Радуга красавица
Вам велела кланяться.
В гости приглашает,
В разноцветный край!
- Вот разноцветные колпачки, выбирайте любой и надевайте (дети выбирают колпачки понравившегося цвета). Отправляемся в путь!
Ведущий: Посмотрите, ребята, впереди разноцветный мостик (дощечки), нужно его перейти. Смотрите, здесь письмо от Радуги! Давайте прочитаем. ("Помогите, пожалуйста! Ветер-озорник перепутал все цвета моего мостика!") Поможем Радуге?
Дети: Поможем!
Игра "Разноцветный мост"
Дети выкладывают мост из дощечек в соответствии с цветами радуги.
Ведущий: Ребята, давайте проверим, правильно ли мы всё сделали. Радуга придумала для нас шутку-подсказку: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан!". Первая буква каждого слова такая же, как и первая буква названия цвета.
Каждый - красный
Охотник - оранжевый
Желает - жёлтый
Знать - зелёный
Где - голубой
Сидит - синий
Фазан - фиолетовый
Ведущий: Молодцы! Всё правильно! (Дети друг за другом проходят по мостику). Мост мы с вами перешли, идём дальше. Вот мы и очутились в краю Радуги!
Посмотрите-ка, ребята, ветер-озорник унёс все цветы разноцветного края. Давайте посадим новые цветы в клумбы.
Эстафета «Посади цветы»
Дети делятся на 2 команды и по очереди переносят искусственные цветы в обручи-клумбы.
Ведущий: Какие красивые у нас получились клумбы!
Ребята, а вы знаете, в разноцветном краю Радуги даже дождик бывает цветным!
Игра «Цветные капельки»
Детям раздаются цветные капельки, вырезанные из картона. Под музыку дети с капельками в руках кружатся, бегают. Когда музыка закончится, все капельки (дети) собираются в свой кружок по цвету к тучкам (цветные тучки, вырезанные из картона, заранее раскладываются на полу). Дети меняются капельками, игра повторяется 2-3 раза.
Ведущий: Вот и закончился дождик, а после дождя на небе иногда появляется …?
Дети: Радуга!
Танец «Радуга желаний»
Игра «Составь радугу»
Ведущий: Ребята, давайте поиграем с нашими цветными лентами!
Я раздам вам ленточки, а вы, пока звучит музыка, должны выстроиться в правильном порядке, в соответствии с цветами радуги (в игре принимают участие 7 человек, каждый держит ленту перед собой, вертикально)
Молодцы, ребята!
А впереди нас ждут цветные ворота!
Игра "Цветные ворота"
Ведущий и ещё один взрослый образуют ворота (повернувшись лицом друг к другу, взявшись за руки и подняв их вверх). Дети берутся за руки, образуя цепочку. Взрослые говорят считалку, а цепочка быстро старается пройти в ворота.
Вот цветные ворота,
Пропускают не всегда.
Первый раз – разрешается,
Второй раз – прощается,
А на третий раз
Не пропустим мы вас!
Взрослые опускают руки вниз - ворота закрываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся воротами. Игра повторяется несколько раз.
Ведущий: Ребята, вам понравилось наше путешествие в разноцветный край Радуги-красавицы? (Да!) Но настала пора возвращаться. Для этого нам надо произнести волшебные слова: «Вокруг себя обернись – в детский сад вернись!» (Дети оборачиваются вокруг себя). Вот мы и снова вернулись в свой любимый садик!
А теперь - угощения для всех ребят от Радуги-дуги!
(Под весёлую музыку детям раздаются сладкие угощения, начинается дискотека)
Вслед за радугой
Основные задачи:
Закрепить знания детей об основных цветах спектра, умение выделять цвет в предметном окружении, подбирать предметы по цвету;
Закрепить изобразительные умения;
Развить творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.
Игровой персонаж: педагог в образе художника (можно радуги-дуги, цветика-семицветика и т.п.).
Сюрпризный момент
Педагог говорит детям, что когда она пришла утром в группу, то увидела, что вся группа стала какая-то цветная. Вместе с детьми находит на стене нарисованную радугу, на столе цветик-семицветик, на полке - цветные ленты, в уголке ряжения венки из цветочков разного цвета, в корзине - воздушные шары разного цвета. Говорит детям, что они, наверное, попали в разноцветное сказочное государство.
Дидактическое упражнение «Воздушные шары» }