Конспект логопедического (интегрированного) занятия в подготовительной группе: «Помощь инопланетянам. Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в сказку» план-конспект занятия по логопедии (подготовительная г

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР « День рождения звука».

Integrated speech therapy lesson in the preparatory group for children with TNR " birthday of sound."

Аннотация: Данное мероприятие проводилось в нашем детском саду открытым для родителей. В течение полугода дети старательно учили новые звуки, автоматизировали их в речи. Данное мероприятие стало для них праздничным событием и подтверждением их достижений.

Ключевые слова: Праздник, логопед, музыкальное занятие, звукопроизношение, фонематический слух.

Цели:

Закреплять приобретённые произносительные умения.

Закрепление у детей самоконтроля за собственной речью.

Развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями.

Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.

Закрепление графического образа печатных букв.

Развитие зрительно-пространственной координации, воображения, внимания, мышления, памяти, чувства юмора.

Воспитание доброжелательности, чувства коллективизма, умение выслушивать друг друга. Развивать фонематический слух.

Ход занятия.

В зал вбегают дети с крупными карточками-буквами в руках под песню «Буквы могут в слова превращаться». Слова - М. Пляцковский, музыка - В. Чернышев.

Встав полукругом исполняют « Песенку о буквах». Музыка Г. Фрида, слова А. Бродского.

Дети после песни садятся на стульчики.

Логопед. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Сегодня у нас всех день рождения, а точнее день рождения звуков. Тех самых звуков речи, которые появились у вас совсем недавно. Для этого вы много трудились и занимались, выполняли трудные задания, упражнения. Ваши родители вам в этом помогали. Поэтому день рождения сегодня у всех нас!!!

Ребята, а на наш праздник сегодня пришел сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Он мальчишка деревянный,

Он доверчивый, простой.

Позабыл он, как ни странно,

Где же ключик золотой.

Нос его острый,

Нос его длинный,

А зовется…..?

Под музыку из мультфильма вбегает Буратино.

Буратино . Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам на праздник повеселиться, говорят у вас день рождения, а это значит тут все добрые, веселые, а главное не надо учиться. Да, ребята? Хорошо вам, а меня Мальвина заставляет учить буквы, цифры, в школу меня готовит! А я не хочу!!!

Логопед . Как не учиться? Нет, Буратино. Наши дети любят получать знания, они каждый день посещают занятия, учатся правильно и красиво говорить, готовятся к школе и делают это с удовольствием. Оставайся с нами на празднике, мы тебе расскажем и покажем, как можно не скучно учиться. Мы учимся, играя!

Давайте поиграем в первую игру - эстафету « Рыбалка». Разделимся на две команды, посмотрим, кто наловит больше слов и назовет все правильно, и разложит рыбок в нужные ведра. (Дети по очереди удочкой ловят рыбок с картинками на звуки [Ш], [Ж]).

Буратино . Ух ты! Как интересно. А поиграйте в мою игру? Я ведь так и не узнал, как вас всех зовут. Мое имя вам всем известно, сейчас я познакомлюсь с вами. Я буду называть вам любую букву, а тот в чьем имени есть эта буква, громко назовет свое имя громко и встанет со мной рядом?

Игра называется « Перекличка».

Буратино . Вот и познакомились!

Логопед . Буратино, а сейчас наши ребята расскажут тебе специальные логопедические стишки, ты сможешь узнать, к каким сложным звукам мы смогли подобрать « ключики».

Дети читают логопедические стихи.

Рыбке рак - ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

В. Лунин

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

А. Барто

Через прозрачный шарик.

Прозрачный красный шарик

на нитке я держу,

через прозрачный шарик

на всё вокруг гляжу.

Я вижу речку красную,

и красный солнца шар,

и много, много красного,

как будто всё — пожар.

Н. Сидельникова.

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

Не скули - сказал я псу, -

Прогони скорей осу.

А. Максаков.

Садятся на стульчики. Под музыку входит Мальвина.

Мальвина . Ах, вот ты где Буратино? Ты сбежал с урока! Но я тебя нашла. А что вы здесь делаете? У вас праздник?

Логопед . Да, у нас праздник наших знаний, день рождения!

Мальвина . Вы любите учиться, замечательно! Наверное, вы знаете, как я люблю уроки и науки! А вы уже умеете читать?

Логопед . Да, Мальвина! Многие наши ребята знают уже все буквы, умеют читать и готовы к школе.

Мальвина . А давайте тогда с вами поиграем в игру « Живые звуки».

Я вам раздам буквы и буду называть слова, которые вы, встав в ряд, друг за другом, это слово построите.

Мальвина называет слова (книга, школа, буква, Буратино, Портфель).

Мальвина . Вот, Буратино, посмотри какие ребята умные, потому что они много учатся и посещают все уроки.

Буратино . Ну ладно, Мальвина, хорошо, я выполню твое домашнее задание. Сейчас, только найду его в своем портфеле.

Буратино ищет свою тетрадь, достает. Из тетради высыпаются буквы.

Буратино . Ой, что это случилось? Пока я с вами играл и прыгал, в моем портфеле все перемешалось и буквы рассыпались в словах. Задание мне твое, Мальвина, теперь не выполнить.

Логопед . А мы с ребятами можем помочь твои буквы вернуть в слова. Правда, ребята?

Буратино из портфеля достает карточки, на которых написаны слова с пропущенными буквами и слова с перепутанными буквами (карандаш, ручка, азбука, звук, буквы, алфавит). Дети восстанавливают.

Буратино благодарит детей.

Логопед . Дети, а ведь не один день рождения не обходится без сладостей и угощения. Давайте мы с вами угостим Мальвину и Буратино конфетами. В имени Мальвина мы слышим звук [Л], а Буратино [Р]. Мы и угостим их конфетками с названиями [Р] и [Л].

Буратино и Мальвина благодарят, Мальвина дарит букет цветов.

Логопед . Ребята, а ведь и цветы у Мальвины тоже «звуковые». Посмотрите на них и назовите их цвета. Мы можем разделить их на две вазы. Вазу [Л] (зеленый, голубой, желтый, белый, фиолетовый), вазу [Р] (красный, розовый, оранжевый).

Логопед . Мальвина, Буратино. Нашим детям с вами интересно и очень понравилось сегодняшнее занятие, сейчас они вам исполнят вам частушки.

Дети исполняют частушки.

Я решила в воскресенье

Все заданья повтрить.

Даже наша кошка Мурка

Научилась говорить!

Вот закончилися муки,

Мне поставили все звуки.

На больничном побывал -

Половину растерял.

Мы играем в пулемет,

Мы рычим, как рация.

Не ругайте нас, идет

Автоматизация!

А вчера я объясняла

Маме с папой гласные.

Этих взрослых обучать -

Затея напрасная!

Логопед . Спасибо вам Буратино, Мальвина, ребята за веселый и увлекательный праздник! Мы с вами многому научились, но еще впереди нас ждут задания, занятия и увлекательные уроки. А сейчас нам пора в группу на праздничное чаепитие с угощением мармеладные буквы!

Логопед дарит детям угощение.

C писок используемой литературы:

1. "Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР" Лапковская, Володькова.

2. С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. Речевые праздники и развлечения в детском саду, ГНОМ и Д, 2009

Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной логопедической группе.

Тема: ГОРОД КРАСИВОЙ РЕЧИ (Слог. Слово. Предложение)

Цель: Обучать грамоте с помощью игры:

Распознавать гласные и согласные звуки

Распознавать звуки по твердости-мягкости

Распознавать слоги в словах, их последовательность, формировать умение

находить слова с заданным слогом

Научить детей составлять простые предложения разных типов из 3-5 слов

Программное содержание:

Продолжать учить делить слова на слоги, называть их последовательность

Определять место звука в слове

Называть гласные и согласные звуки

Закреплять умение составлять предложения по схеме

Совершенствовать грамматический строй языка

Методические указания:

Логопедическая работа в подготовительной группе направлена на то, чтобы научить детей делить слова на слоги, называть из последовательность, находить слова с заданным звуком, учить называть слова с определенным звуком, подбирать слова с этим звуком, определять место звука в слове, называть гласные и согласные звуки, совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение составлять предложение по схеме. Научить детей составлять предложения из 3-5 слов, при этом необходимо научить детей выражать связь между словами с помощью окончаний.

Методические приемы:

Рассказ логопеда, вопросы к детям и ответы на итоговые вопросы логопеда

Игра по карте

- «Умные кубики»

Логоритмика

Ход занятия

Организационный момент

1. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и не будем больше отвлекаться.

2. Давайте вспомним нашу речевку:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Основная часть

1. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Красивой речи. У меня есть карта приключений и препятствий, по которой мы должны пройти.

(Карта с переулками, улицами, домами, замком, лесом)

Улица гласных и согласных

Какие звуки существуют в русском языке? (гласные и согласные)

Мы попали на улицу Гласных и согласных букв, все буквы здесь перепутались. Давайте поставим их в алфавитном порядке. Дети поют песенку « Алфавит». Молодцы, вы справились с заданием, и мы движемся дальше.

Улица слогов. ЗООПАРК

Мы с вами попали на улицу слогов. На этой улице случилась беда. Все животные, которые жили в зоопарке, сбежали из клеток. Давайте их поймаем и посадим в клетки.

В первой клетке находятся животные, в названии которых один слог.

Во второй клетке находятся животные, в названии которых два слога.

В третьей клетке – три слога.

(Слон, бегемот, тигр, лев, кенгуру, пантера и т.д.)

После игры, дети делают вывод:

Сколько гласных звуков, столько и слогов в слове.

Переулок перевертышей

В этом переулке все слоги в словах перепутались. Давайте, с вами поиграем в игру «Лесенка»

НАН – БА БА - НАН

ВА – СЛИ СЛИ – ВА

БА – РЫ РЫ – БА

КА – РУ РУ – КА

КАН – СТА СТА – КАН

КА – МЫШ МЫШ – КА

Логопед вешает картинки со словами: СЛИВА, СТАКАН.

Делаем звуко-буквенный разбор слов и ставим ударение. Дети зовут слова, тот звук, который тянется дольше всех, тот и ударный.

Замок

Ребята, а перед нами замок, чтобы его открыть надо собрать слово ЗАМОК из «Умных кубиков». Один ребенок у доски пишет слова, выделяя гласные и согласные, остальные дети собирают слово по кубикам.

ЗАМОК – это живой предмет или нет? (нет)

Назовите неживые предметы. Как мы их обозначаем? (синей чертой)

Назовите живые предметы. Как мы их обозначаем? (зеленой чертой)

Перечислите слова-действия. Как мы обозначаем слова-действия? (двумя чертами)

Назовите слова-признаки. Как мы обозначаем слова – признаки? (волнистой чертой)

А кто может сказать, что такое предложение? (Предложение начинается с большой буквы, в конце ставится точка и имеет законченный смысл.

Давайте, составим предложения со словом ЗАМОК по схеме.

У детей схемы предложений:

_____________ ____________

________________________________.

Молодцы, вы открыли замок, и через ворота пошли дальше, и попали в лес.

БОЛОТО

В лесу нам необходимо пройти по кочкам через болото. Вы должны отгадать загадки и по кочкам перебраться на другой берег.

Кочки- слоги (ЛИ, МОН, КИ, НО, ХАЛ, ВА)

Логопед читает стихотворение:

Что за ЛИ? Что за МОН?

Никакого в звуках смысла!

А как скажут……что?

«ЛИМОН» сразу станет кисло-кисло!

Что за КИ? Что за НО?

Людям вовсе неизвестно!

А как скажут….Что?

«КИНО» сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА?

Вот еще одна загадка.

А как скажут…что?

«ХАЛВА» сразу станет сладко-сладко!

(Э. Успенский)

Вывод: Если мы говорим только слог, то мы не поймем значение слова, а если мы говорим слово, то можно догадаться о чем будет идти речь.

Логоритмика « Дерево»

Дети встают в круг и делают логоритмику.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Крыльями плавно помашем,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут – покажем,

Крылья сложили назад.

Древо Знаний

Вот мы с вами и оказались у дерева знаний. На ватмане нарисовано дерево знаний с табличками: Звук, Слог, Слово, Предложение. Давайте прочитаем, что написано.

Итог. Под деревом сундучок с конфетами. Вот наше путешествие и подошло к концу, вы нашли Древо Знаний и сокровище. Логопед раздает всем конфеты.

Литература: Ефименкова Л.Н. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на логопункте» Просвещение, 1991г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия учителя -логопеда и физкультурного работника для детей с тяжелыми нарушениями речи " Весна шагает"

Одной из важнейших задач в работе учителя-логопеда- это коррекция отклонений в развитии ребенка, а именно преодаление речевого недоразвития, которое осуществляется через приемственность в работе всего...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....

Татьяна Мецлер
«Играем в игру «Знатоки». Итоговое комплексное логопедическое занятие в подготовительной группе

учитель-логопед Мецлер Т. В.

Тема: «Играем в игру «Знатоки»

Цели: Закрепить, систематизировать знания детей, полученные на логопедических занятиях в течение учебного года, закрепить умения использовать их на практике

Уметь выделять звук на фоне слова, определять его позицию в слове;

Делить слова на слоги, составлять слова из данных слогов;

Выполнять полный звукобуквенный анализ слова (выкладывать схему слова, подбирать слово к данной схеме);

Закрепить знания о предлогах, умение подбирать нужный предлог к данному предложению;

Закрепление навыков письма и чтения;

Закрепить понятия: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; уметь подбирать их к заданному слову;

Закрепить навыки классификации, уметь подбирать обобщающие слова (по лексическим темам)

Закрепить умение составлять и использовать в самостоятельной речи сложные предложения.

Воспитывать умения работать в коллективе сверстников, развивая чувства взаимопомощи, толерантности.

Развивать психические (процессы мышление, память, внимание)

Оборудование: игрушка-волчок, круг с секторами, конверты с заданиями, раздаточный материал для звукового анализа, карточки со словами, карточки с предложениями с пропущенными словами, фломастеры, удочки игрушечные и картинки предметные на магнитах, карточки со слогами в виде яблок на макете дерева, настольно-печатные игры «Четвёртый лишний», «Прочитай слово по первым буквам» или «Ребусы», лото «Читаем сами», фишки для поощрения, призы-наклейки, цветные подушечки.

1 Организационный момент

2 Деление на команды

С помощью удочки «вылови» рыбку-картинку. Назови её, определи в каком месте слова находится звук «Р». Подойди к тому столу, на котором лежит подходящая карта-схема (звук в начале слова – 1 стол, звук в середине – 2 стол, звук в конце – 3 стол)

3 Игра «Знатоки»

Правила игры (объясняются детям):

Логопед вращает волчок, по стрелочке выпадает один из 6 секторов. Задание в секторе на карточке читает ребёнок. Время выполнения каждого задания фиксируется с помощью песочных часов. За правильное выполнение заданий команды получают фишки, по количеству которых подводятся итоги в конце игры.

Каждый член команды будет получать своё задание или одно на всех, игроки могут помогать друг другу.

Сектор №1 «Не ошибись»

Задание: «Подбери схему к слову»

Команде даётся большая карта, поделённая на 6 квадратов. В каждом квадрате написано слово. Необходимо прочитать слова, найти соответствующую слову картинку, а затем подобрать карточку со звуковой схемой этого слова.

Сектор №2 «Волшебное дерево»

Задание: Собери слова из слогов.

На макете дерева закреплены «яблоки» - карточки со слогами из которых дети составляют слова. За каждое слово получают фишку.

Сектор №3 «Будь внимателен»

Задание: Прочитай слово, выложи звуко-слоговую схему.

Каждый ребёнок получает карточку со словом и выполняет полный звуковой анализ слова, используя индивидуальный раздаточный материал. Логопед задаёт детям вопросы: сколько в слове слогов, звуков; назови звуки по порядку; дай характеристику звуку; сколько в слове гласных звуков, согласных и т. д.

ФИЗМИНУТКА с элементами логоритмики «Весёлые человечки»

Сектор №4 «Слово потерялось»

Задание: прочитай предложение, вместо точек вставь пропущенное слово (предлог).

Каждому ребёнку даётся карточка - перфокарта с пропущенным словом. Рёбёнок фломастером вписывает нужный предлог.

Сектор №5 «Угадай-ка! Объясняй-ка!»

Задание: а) игра «Четвёртый лишний»

Из четырёх картинок на карте надо исключить одну и объяснить, почему она лишняя, назвав обобщающим словом три оставшиеся. Ответ должен быть развёрнутым со словами «потому что».

б) игра «Ребусы»

каждый ребёнок получает карточку, на которой нарисованы предметы. По первым звукам названий картинок нужно собрать зашифрованное слово.

Сектор №6 «Придумай слово»

Дети рассматривают три зрительных опоры-карты: одна прямая линия – слова-предметы, две прямые линии - слова-действия, двойная волнистая линия – слова-признаки.

Командам предлагается выбрать одну одну предметную картинку на столе.

Задание: придумать, подобрать по 5 слов-признаков и по 5 слов-действий к каждому предмету, изображённому на картинке.

4 Подведение итогов игры.

Подсчитываются все полученные в ходе выполнения заданий фишки. Дети поощряются призами – сюрпризами в виде забавных наклеек.

Самоанализ занятия

1 Занятие является итоговым на конец учебного года. С детьми пройден весь учебный материал согласно программе, курс коррекционного обучения закончен. Форма проведенного занятия - фронтальное групповое, вид занятия – комплексное, сочетающее в себе программный материал фонетических, лексико-грамматических занятий, а также занятий по развитию связной речи и обучению грамоте.

2 На занятии поставлены и реализованы коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные цели и задачи. Выбор целей обусловлен местом занятия в системе занятий (итоговое, его видом (комплексное) и формой организации (фронтальное групповое). Структура занятия нетрадиционная, в форме игры с применением социо-игровых технологий (деление детей на группы-команды, смена лидера, сочетание двигательной активности и сменой мизансцен, интеграция видов деятельности).

На занятии были реализованы принципы личностно-ориентированного обучения:

Природосообразности (занятие построено с учетом возраста детей данной группы, речевого диагноза, ведущего вида деятельности детей дошкольников – игре)

Дифференцированного подхода (все задания подобраны с учетом индивидуальности, внутри каждого задания предусмотрена вариативность)

Взаимодействия (партнерское взаимодействие между детьми и логопедом, побуждение к общению и взаимопомощи)

Свобода выбора (не абсолютная, а относительная): педагогом поощрялась самостоятельнось детей в выборе способов решений, партнеров.

Опора на опыт детей (педагог обращался к индивидуальному опыту ребёнка или группы)

Проблемности (все задания несли элементы проблемы, поощряя детей к исследовательской деятельности, поиску решений проблемы)

Открытости и гибкости (в ходе занятия обучение не ограничивалось строгими рамками, а изменялось по желанию детей)

3 На занятии было 11 детей с речевыми заключениями ПМПК: дизартрия средней степени тяжести, ОНР 3 уровня. Дети занимались с логопедом 1 год.

4 Данное занятие проведено в нетрадиционной форме, поэтому в нем нет строгой этапности и соблюдения принципа «от простого к сложному». Все задания подобраны одной сложности и сочетали в себе материал из разных разделов (фонетики, лексики, грамматики,обучение грамоте) и выбирались хаотично по волчку. Чтобы обеспечить максимальную двигательную активность детей и смену видов деятельности, каждое игровое задание проводилось в разных местах группы. Дети имели возможность работать сидя за столами, сидеть на ковре на подушечках, стоять в кругу и вокруг столов. Была включена подвижная логоритмическая физминутка. Это помогло повысить эффективность занятия, предотвратить утомляемость детей.

5 Весь речевой и дидактический материал подобран с учетом целей и задач. На каждом этапе был использован эстетически оформленный наглядно-дидактический и раздаточный материал, что помогало поддерживать интерес у детей на протяжении всего занятия.

6 Все этапы занятия чётко выдержаны по времени. Поддерживался интерес в течение всего занятия. Все дети были активны и внимательны. Дети показали хорошие знания и проявили умения применять их на практике.

Подготовила и провела: Волкова Арина Анатольевна, учитель – логопед МБДОУ №83 «Звёздочка» г. Астрахани

Задача: обобщить знания детей по теме «Лето» , используя разнообразные приёмы и методы.

Цель:

  1. Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха) , включая его компоненты – фонематический, ритмический слух, силу голоса.
  2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, чёткая дикция) .
  3. Формирование словаря по теме «Лето» , грамматического строя, связной речи.
  4. Способствовать развитию эмоционально – волевых и познавательных процессов детей.
  5. Использовать выразительные возможности изобразительного искусства для развития творческого потенциала детей, их самооценки и самовыражения.

Оборудование:

  • музыкальное оформление («Лесные звуки» , этюд «Из семени в цветок» )
  • рисунки детей (приметы лета)
  • картинки – символы «Гимнастика для язычка»
  • цифры от 1 до 5 по количеству детей
  • картинки на звуки С, Ш, Р, Л, изображённые на лепестках ромашек
  • краски, трубочки из – под сока
  • грибы из картона
  • зеркала на каждого ребёнка.
  • картинки с изображением летних месяцев.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма «Лесные звуки» .

Логопед: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Хотите побывать в лесу?

Тогда отправляемся. А как же мы с вами туда попадём? Ведь у нас нет маршрута?!

(Стук в дверь. Входит почтальон Печкин)

Печкин: Здравствуйте, ребята.

Логопед: Ребята, а вы узнали, кто это?

Печкин: Слышал я, что вы в лес собираетесь. А дорогу вы туда найдёте?

Логопед: Да вот в чём беда. Нет у нас карты.

Печкин: Я вам помогу. Есть у меня письмо от старичка – лесовичка, но я вам его не отдам. Покажите – ка вы мне, что вы умеете.

Логопед: Хорошо. Давайте, ребята, покажем Печкину «Сказку о Язычке» .

II. Артикуляционная гимнастика «Приключения Язычка» . (см. Приложение)

Ш. Ввод в занятие.

Печкин: Спасибо, ребята за интересную сказку. Но письмо я вам не отдам.

Отгадайте – ка вы мне загадку.

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом)

(Печкин отдаёт письмо, прощается)

Логопед (читает письмо)

Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас встретить лето в лесу, посмотреть, как здесь красиво и интересно. А чтобы вы не заблудились, отправляю вам маршрутный лист.

Старичок – лесовичок.

(Логопед показывает детям маршрутный лист)

Отправляемся в лес встречать лето.

Логопед: Мы пойдём лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами.
За малиной? – За малиной!
За грибами? – За грибами!

Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Может мы пойдём за солнцем?
Что же?

Может и за солнцем!
Может, бабочка нам попадётся,
Может, ёжик ждёт нас где – то…
Мы пойдём гурьбой весёлой

Ясным утром
В гости к лету!

Логопед: Ребята, а какие вы знаете летние месяцы?

IV. Дифференциация звуков. Игра «Собери ромашку» .

Логопед открывает карту и загадывает загадку.

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)

Дети собирают ромашки по группам. (С – Ш, Р – Л)

Логопед: Какие полевые, лесные цветы вы ещё знаете?

V. Физ. минутка. Этюд «Из семени в цветок» .

(Звучит тихая музыка)

Давайте представим, что мы с вами маленькие семена цветов.

(садимся в комочек, прячем голову в колени и закрываем её руками)

Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает за ними.

(логопед гладит детей по голове)

С тёплым солнышком семечко начинает медленно расти.

(дети поднимаются)

У него раскрываются листочки.

(руки тянутся кверху)

Растёт стебелёк.

(дети поднимаются на носочки)

Появляются бутоны

(руки в стороны, пальцы сжаты)

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются

(кулачки резко разжимаются)

Росток превращается в красивый цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой

(дети осматривают себя)

Улыбается цветам соседям, слегка дотрагивается до них своими лепестками

(кончиками пальцев дотрагиваются до соседей) .

VI. Ритмико – интонационное упражнение «Грибы» .
Логопед загадывает загадку.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки.

Встала шапка из травы –

Нет под шляпкой головы. (Гриб) .

На фланелеграфе расположен ряд грибов. Дети отхлопывают в ладоши нужный ритм.

II-II-II-II-II-II

I- II-I-II-I-II-I

I-III-I-III-I-III

II-III-II-III-II

Логопед: Какие вы знаете грибы?

VII. Слоговая структура слова. Деление слов на слоги.

Логопед: Какие ещё слова связаны со словом «лето» ?

Названные слова дети делят на слоги и поднимают карточку – цифру с нужным количеством слогов.

Логопед загадывает загадку.

Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А слышит. (Эхо)

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа произносит предложение, составленное по рисункам о лете, другая тихо повторяет только последнее слово из предложения три раза.

IX. Развитие речевого дыхания и дыхательной мускулатуры. Кляксография трубочкой.

Логопед загадывает загадку.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка) .

Логопед: Сегодня мы попробуем нарисовать бабочку кляксой. (даётся инструкция)

Берётся плотный лист бумаги, сгибается пополам. Разводится краска до жидкого состояния. Краска капается на половинку листа. Берётся трубочка, и клякса выдувается в разные стороны. Теперь складываем бумагу пополам, разглаживаем, а затем разворачиваем. Получается рисунок. Рассматривание.

X. Подведение итогов занятия.

Игра «Собери ромашку»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Осень»

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание работы: конспект интегрированного занятия разработан для подготовительной логопедической группы по обобшенной теме «Осень». Занятие проводят учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, используя устное народное творчество. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель: закрепление представлений детей об осени.
Коррекционно-образовательные задачи:
Актуализировать словарь по темам: «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты». Совершенствовать навыки чтения предложений, грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с прилагательными), певческие навыки.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематические представления (звуковой анализ слов), дыхание, речевой слух, артикуляционную, мелкую и общую моторику, психические процессы: восприятие, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать активность, ответственность, самостоятельность. Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: мольберт, голубая ткань, музыка П.И.Чайковского «Времена года», картинки с изображением сада, огорода, леса, плоскостные изображения конфет, соков, повидла из фруктов, карточки с пословицами, в которых пропущена буква Е, карточки со слогами, буквами для составления слов по количеству детей, фломастеры, ручки, карточки из бархатной бумаги с нарисованными контурами листьев, шерстяные нитки по количеству детей.
Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе. Разучивание загадок, пословиц, поговорок, народных примет об осени, пальчиковой гимнастики «Посмотрите, дождь полил». Слушание пьесы П.Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года», разучивание хоровода «На горе-то калина» на музыкальных занятиях.

Ход занятия:

1.Организационный момент.
Дети проходят в музыкальный зал, где звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь». На ковре разбросаны осенние листья. Вдоль ковра лежит голубая ткань - «река», рядом столы и стулья – «теплоход».
Логопед: Ребята, в какой стране мы живем? Как называется наш город?

Дети. Наш город называется Бендеры.
Логопед. На какой реке стоит наш любимый город Бендеры?


Дети. Город Бендеры стоит на реке Днестр.
Логопед. Мы отправимся в путешествие по Днестру на теплоходе «Дружба» и увидим, что происходит осенью.

2. Речевое упражнение.
Логопед предлагает проговорить чистоговорки и сделать упражнения.
Шла-шла-шла - осень к нам пришла! (Дети хлопают в ладоши).
Ре-ре-ре - осень на дворе! (Сгибают и разгибают руки в локтях перед собой).
Ри-ри-ри - ты на клёны посмотри. (Руки подняты над головой, сжимают и разжимают кулачки).

3. Дыхательные упражнения «Листья шелестят»
Ша (наклон вправо).
Шо (наклон влево) .
Шу (наклон вправо).
Ши (наклон влево).

4. Упражнение «Напечатай пропущенные буквы»
Звучит гудок теплохода. Дети занимают места на «теплоходе».
Логопед. Наш теплоход отправляется по реке.


Логопед. Возьмите на карточках напечатанные пословицы и поговорки об осени. В словах пропущена буква Е, напечатайте и прочитайте пословицы.
Дети печатают пропущенную букву в словах и читают пословицы.

5. Звуковой анализ слова.
Логопед. Ребята, посмотрите, на правом берегу фруктовый сад.
Логопед на мольберт помещает картину с изображением сада.


Логопед. Отгадайте загадку:
Как камень были тверды груши.
Их не грызут и их не сушат.
Но приготовь из них варенье –
И выйдет просто объеденье!
Дети. Айва
Логопед. Выполните звуковой анализ слова айва.
Дети обозначают звуки фишками, называют количество слогов в слове, ударный слог.

6. Игра «Собери фрукты».
Логопед. Какие фрукты собирают садовники в саду, вы узнаете, составив слово из букв.
На карточках дети из букв составляют и печатают названия фруктов.

7. Игра: «Какой? Какая? Какое?»
Дети берут плоскостные изображения конфет, варенья, соков из фруктов.


Логопед. Какой сок ты любишь?
Ребенок. Я люблю сливовый сок.
Логопед. Какое варенье ты любишь?
Ребенок. Я люблю вишневое варенье.

8. Проговаривание скороговорки.
Логопед. Посмотрите, на левом берегу огороды. Произнесите скороговорку:
У Егора огород, там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры - там на грядке помидоры.

9. Игра «Собери урожай»
Логопед на мольберт помещает картину с изображением овощей.


Логопед. Что собирают огородники? Из конвертов возьмите карточки со слогами и составьте названия овощей.
Из слогов дети составляют слова: ре-па, го-рох, пе-рец, ре-дис, ка-ба-чок, по-ми-дор.

10. Загадывание загадок об осени.
Логопед. Ребята, посмотрите направо. Мы видим лес.


Логопед. Давайте, выйдем из теплохода на берег.
Дети выходят, их встречает воспитатель.
Воспитатель. Осенью в лесу очень красиво! Какие загадки об осени, осенних явлениях вы знаете?
Дети загадывают загадки.

11. Упражнение «Назови осенние приметы»
Воспитатель. Какие народные приметы об осени вы знаете?
Дети. Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Если в октябре листья с березы и дуба опадают не чисто - готовься к суровой зиме.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.

12. Пальчиковая гимнастика «Посмотрите, дождь полил» (народная потешка).
Посмотрите, дождь полил (указательный палец правой руки стучит по левой ладони).
Воробьишку намочил. (Показывают ладонями «птичку»).
Он летит к себе домой (машут руками)
Весь до ниточки сырой. (Обхватывают себя руками).
Посмотрите, дождь полил,
Лягушонка намочил. (Прыжки на месте).
Прыгает к себе домой (прыжки по кругу)
Весь до ниточки сырой. (Обхватывают себя руками).
Ой, ой, ой! Дождь полил, (указательный палец правой руки стучит по левой ладони)
Медвежонка намочил. (Кулачки прикладывают к голове).
Мишка топает домой (идут на внешней стороне стопы)
Весь до ниточки сырой. (Обхватывают себя руками).

13. Упражнение «Листопад»
Воспитатель раздает детям, карточки из бархатной бумаги с нарисованными контурами листьев, шерстяные нитки.
Воспитатель. Выложите аккуратно по контуру листья нитками. Угадайте, с какого дерева листочек?
Лист клена – кленовый
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый

14. Хоровод «На горе-то калина»
Под музыку дети вместе с воспитателем поют и выполняют движения.

15. Итог. Дети проходят в “теплоход”.
Логопед. Мы возвращаемся в детский сад. Вам понравилось путешествовать на теплоходе? Что интересно было делать?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»