"история появления кукол". Проектная работа на тему: «История возникновения и значение куклы. Кукла-оберег История создания кукол

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
  1. Паспорт проекта__________________________________ 3 стр.
  2. Цель проекта _____________________________________ 3 стр.
  3. Актуальность проекта _____________________________ 3 стр.
  4. Этапы реализации проекта _________________________ 4 стр.
  5. История кукол ___________________________________ 4 – 8 стр.
  6. Разнообразие кукол ______________________________ 8 – 9 стр.
  7. Создание куклы __________________________________ 9 – 10 стр.
  8. Заключение ______________________________________ 10 стр.
  9. Список литературы _______________________________ 10 стр.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Наименование проекта «История кукол».

Разработчик проекта: Бондаренко Данила, ученик 4 «А» класса МБОУ «НОШ» с. Хову-Аксы.

Руководитель проекта: Канторшина Ольга Валерьевна, классный руководитель.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.

Формирование интереса к истории как науки, истории возникновения кукол.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Изучить историю возникновения кукол.

Изучить виды кукол.

Рассмотреть разные способы изготовления кукол.

Изготовить свою куклу, используя изученные приемы и способы изготовления кукол.

Воспитывать интерес к возникновению кукол.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Какую игрушку вы любите больше всего?

На этот вопрос отвечают по -разному. Кто-то любит плюшевого медведя, кто-то гоночную машинку или даже компьютер. Но, чаще всего мы слышим – куклу. У каждого в детстве была кукла, своя собственная или кукла сестренки, мамы и даже бабушки.

В наше время интерес к народной игрушке возрастает. Сейчас можно увидеть в магазинах куклы разных народов, люди коллекционируют кукол. Создание кукол своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает все больше и больше людей. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаëм во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

  1. Поиск информации по теме.
  2. Изучение истории возникновения кукол.
  3. Изучение разных видов кукол.
  4. Изучение технологии изготовления кукол.
  5. Изготовление куклы.
  6. Разработка презентации к проекту.
  7. Защита проекта.

ИСТОРИЯ КУКОЛ.

Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Попутно с посудным лубочным, веретенным производством мастера развивали и игрушечное искусство. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь, игры в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву- «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Но такие куклы появились 100-150 лет назад.

А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку - и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера - природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других - дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок.

Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки - забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивны и представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей. Это были игрушечные инструменты и миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички. Оружие - луки и мечи, кинжальчики, фигурки людей. И сегодня эти находки нас удивляют. Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, плодов и цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы, - ярко и красиво их расписывали.
Кукла участвовала и во взрослых обрядах . В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

История тряпичной куклы

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которых они должны вселиться, - прообразы будущих кукол. Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место. Рукотворная русская игрушка в первые годы советской власти переживала глубокий кризис. Тяжелые времена революционных потрясений и гражданской войны отнюдь не способствовали ее развитию. С другой стороны, рукотворная игрушка начала активно вытесняться фабричными куклами, штампованными металлическими игрушками. Однако с течением времени интерес к игрушке, особенно крестьянской, стал постепенно расти. Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная ив льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле! Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь и др.), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

РАЗНООБРАЗИЕ КУКОЛ.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Обереговые куклы:

Куватка, Ангелочек, Лихоманки, День и ночь, Параскева, Вепсская, Бабушкина кукла, Колокольчик.

Обрядовые куклы:

Неразлучники, Мировое дерево, Масленица и «Домашняя Масленица» , Коляда, Кострома, «Кукушечка» и кукла Кукушечка, Покосница, Купавка, Коза, Зольная кукла, «Козьма и Демьян» , Капуста.

Игровые куклы:

Столбушки,Малышок - голышек, Барыня,Кукла «на выхвалку» , «Кукла с косой».

СВЯЩЕННЫЕ ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ ИГРУШКАХ.

ГОЛУБЬ - священная птица, воплощение Духа Святого, олицетворение доброты и красоты. Голубь может быть и вещей птицей. Если он влетит в избу ∙ - быть смерти или пожару.

ПЕТУХ - апотропей ~ уничтожает нечистую силу. Поутру, после первого крика петуха у русских принято креститься со словами: "Слава богу! Свят дух по земле, а дьявол сквозь земли".

КУРОЧКА - символ плодовитости, многодетности.

УТОЧКА - чистая птица, так как плавает по воде, а все, что на воде, считается чистым.

ЖАВОРОНОК - символ жары и ясного неба.

СИРИН - посланница властелина подземного царства. При христианстве стала райской птицей, поющей и зовущей в рай. Чаще изображается неулыбчивой, даже лукавой, таинственной. Может человека убаюкать.

АЛКОНОСТ - солнечная птица. Часто изображается с Сирином. Птицы с женским ликом. В отличие от Сирина, от нее вреда нет, даже при сладком пении. Изображают улыбающейся.

МЕДВЕДЬ - пращур, тотемическое существо. Главного бога Белеса представляли в виде медведя. Называют дедом, хозяином, владыкой. В игрушках -символ богатства, духовного и материального.

КОНЬ - символ самой земли, пахарь, но одновременно символ света, пространства, устремления. Конь - атрибут высших славянских богов - символ белого света. Его образ связан также с культом плодородия, смерти, загробным миром.

БЫК - воплощение земной силы, жертвенное животное. Бык - опора земли, надежность.

КОРОВА - символ небесной воды. Облака в народном представлении- небесные коровы. Корова ≈ кормилица, ассоциируется с женщиной, невестой, несущей в дом счастье и благополучие.

КОЗЕЛ - апотропей, уничтожает нечистую силу. Одно из древнейших животных. Его шкура, шерсть считаются лечебными.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа № 1512"

Дошкольные группы по адресу ул. Молдагуловой дом 20

«История игрушки-куклы от возникновения до наших дней»

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет . Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров.

Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита. Сам ряд изображений - в живописи, графике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.

В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.

Таким образом, эти представления имели философские корни. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». Особую роль, как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение. И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»).

Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др.

Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была по своему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу.

В конце XIX века в России , в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

В середине XIX века , наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе , проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол . Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.

В XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла . Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. Классический материал, используемых для создания кукол - фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех стадиях работы с ним.

В 1970 г . в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются куклы малыши, изготовлением которых занимались около 900 предприятий.

У производителей современных кукол главенствующая задача - приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы».

Современная тенденция - очеловечивание «малыша для малыша». Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике может воспроизводиться около 15 различных эмоций, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете, как прикасаетесь, как с ней говорите. Но что особо поражает - ее можно научить говорить!

«Растим фотомодель», так говорят некоторые мамы, покупающие малышкам куклу Барби . Она была верным спутником не одного поколения девочек. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена.

Популярнее Барби сегодня только кукла Братц . Если Барби представляла собой куклу-женщину, то Братц - это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица.

Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разно-образной кукольной продукции. Не сек-рет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Таки-ми куклами любуются, украшают интерье-ры квартир, их коллекционируют.

Сегодня, к сожалению, утеряны древ-ние корни возникновения куклы. Изна-чально она служила и тотемом, и обрядо-вым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь пол-ноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства.

(К Слайду по изготовлению пеленашки) . Но са-мой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, ожив-лена собственной вдохновенной фантази-ей. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисован-ных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной на-полняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы на-зываем душой.

6 век н.э. - в Японии появляются куклы-неваляшки. Наверное, это самая старая игрушка, в которой человек сознательно использовал принцип устойчивого равновесия.

19 век - появилась первая русская матрешка , она сразу снискала небывалое признание, как символ русского народного искусства. Прообразом матрешки явилась завезенная с острова Хонсю фигурка буддийского монаха Фу-ку-ру-му, в которой находилось несколько фигурок, вложенных одна в другую.

19 век-1840г. - в США производителю кукол удается получить патент - впервые кукол начинают выпускать серийно.

19 век-1884г. - начало истории шведской компании BRIO , крупнейшего производителя экологических деревянных игрушек. Сегодня игрушки BRIO продаются более чем в сорока странах мира.

19 век -1887г. - Йоханом Мезелем изобретена говорящая кукла . В 1820-м она была модернизирована Томасом Эдисоном - в куклу вмонтировали фонограф.

1915 - Джонни Грулл, газетный художник, начинает продажу кукол Энн - копий куклы, сделанной для дочери Марселлы.

1927 - изобретен особый вид пластмассы - полистрол . Хотя один из видов пластмассы, целлулоид, был изобретен в 1860-ых, полистрол стал первым достаточно прочным материалом, чтобы удовлетворить запросы производителей игрушек.

1959 - Эллиот Хандлер и его жена Рут создают куклу Барби . Сегодня каждую секунду продается по одной кукле Барби.

1965 - Стэнли Вестон создает куклу для мальчиков. Герой заимствован из телешоу и назван Лейтенантом Джо. К удивлению многих производителей игрушек, убежденных в том, что мальчики не играют с куклами, Джо становится более популярным, чем телевизионный герой. Интересен тот факт, что подругу Джо, выпущенную год спустя, ожидал полный провал.

Такая история развития игрушки-куклы дошла до нашего времени.

Притулина Диана

2014 год объявлен годом культуры в России. А мы так мало знаем о своей культуре, об истории тех предметов, которые нас окружают. Притулина Диана решила узнать об истории куклы, какие куклы были раньше, в которые играли её бабушки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

VIIIРАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЧЕРНИГОВСКОГО РАЙОНА «Я ПОЗНАЮ МИР»

Исследовательский проект:

учащаяся 4-а класса МКОУ СОШ №8 с.Чернигова

Руководитель: Мордвинцева Галина Геннадьевна

Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 8

с.Черниговка

2014 год

  1. Паспорт проектной работы……………………...………………3
  2. Введение………………………………………...………………..4
  3. Основная часть…………………………………..……………….5
  4. Заключение…………….………………………………………..10
  5. Список литературы………….………………………………….11
  6. Приложение ……………………………….……………………12

I.Паспорт проектной работы

  1. Название исследовательского проекта: «История появления куклы»
  2. Подготовила: Притулина Диана, ученица 4а класса МКОУ СОШ№ 8.
  3. Руководитель проекта – Мордвинцева Галина Геннадьевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 8 с. Черниговка
  4. Консультант проекта: Притулина Ольга Николаевна, мама.
  5. Учебные дисциплины близкие, к теме проекта: литературное чтение, окружающий мир, художественный труд.
  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект : дети младшего школьного возраста.
  7. Тип проекта : по продолжительности мини-проект, по числу участников – личный, по содержанию –межпредметный.

II. Введение

У меня дома много различных кукол. Я как-то задумалась: а всегда ли они были такими? Или наши бабушки играли в другие куклы?

Актуальность работы: 2014 год объявлен годом культуры. Мы так мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают.

Цель проекта: узнать, какая она, одна из наших любимых игрушек, была вначале своего существования, где она появилась.

Задачи проекта:

1.Собрать материал по теме.

2.Узнать о происхождении куклы и её роли в жизни людей.

3.Проанализировать собранную информацию и создать презентацию «История появления куклы» для учащихся начальной школы.

4.Познакомить учащихся начальных классов с историей появления куклы на классном часе.

5.Представить результаты исследовательской работы на научно-практической конференции.

В процессе работы:

Я изучила теоретический материал;

Составила презентацию, с которой выступила на классном часе,

Изготовила куклу, такую, какие были у наших предков

Ш. Основная часть

  1. Где же появились первые куклы?
  • “Кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кука”, что может означать и клубок ниток и кулак.
  • В словаре русского языка С.И.Ожегова: кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.
  • Где же появились первые куклы? Ответ на этот вопрос очень прост: везде. Кукла - один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима.
  • Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет.
  • Вырезались они из тонких дощечек.
  • Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус.
  • Но служили эти куклы взрослым и были связаны с религией той эпохи.
  • А также они были погребальными дарами и были призваны скрасить одиночество умершего.
  • Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере.

Для большинства людей куклы были больше, чем просто игрушками.
Например, среди американских индейцев, детская кукла была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась как бы частью религиозного воспитания детей.

В Японии куклы- неотъемлемая часть японской культуры. Японию называют «страной десяти тысяч кукол». Это и куклы – обереги, и куклы-талисманы, традиционные куклы, передающиеся по наследству. Амулеты и обереги привлекали добрых божеств и охраняли от злых духов. Японское слово «нингё»(кукла) пишется двумя иероглифами, которые дословно переводятся как «образ человека». Признак первых японских кукол- большие глаза, как у сов, которые отпугивали злых духов.

Каракури-нингё - не просто кукла, которую заставили двигаться, она сделана с особым чувством прекрасного.

  1. Первые куклы на Руси.

Самые первые куклы на Руси в давние времена делались из золы. Женщины брали из очага золу, смешивали ее с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Эту куклу называли«Баба» - женское божество. «Баба»передавалась от поколения к поколениюпо женской линии, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Еще одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы. Они собирали их в небольшой мешочек и делали куклу. Таких кукол клали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал.

У каждого младенца в колыбельке была яркая куколка, которая охраняла его от сглаза. Такими куклами не играли, они являлись оберегами. Они хранились в сундуках и передавались, как правило, в день свадьбы.

Но были на Руси и простые игровые куклы , с которыми дети играли. Самой распространенной была кукла «стригушка».

Она делалась из травы. Дети игрались ими в поле, пока мать работала.

Популярны были также тряпичные куклы.

В некоторых домах их накапливалось до ста штук. С пяти лет девочки уже сами могли сделать простую куклу. Они красиво наряжали своих кукол, делали им прическу. Но лица у традиционной тряпичной куклы не было. Это имело особый смысл: так она оставалась недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, была безвредной для ребенка. В то же самое время, таким образом, она могла быть многоликой, то есть и смеяться и плакать в зависимости от игровой ситуации.

В кукольных забавах дети проигрывали разные деревенские праздничные обряды. Они очень серьезно относились к игре: сохраняли последовательность обряда, повторяли разговоры взрослых и исполняемые ими песни.

Взрослые всегда оценивали умение детей в изготовлении куклы, так как кукла выступала эталоном рукоделия. Изготавливая кукол, девочки учились вышивать, шить, прясть.

В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

IV.Заключение

Выводы

Итак, первая кукла появилась в эпоху первобытной истории. Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра , а ритуальные и обереговые цели.

Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с развитием общества.

Изучив данную тему, мне захотелось рассказать об этом моим одноклассникам на классном часе. А узнав, о том, что кукла, сделанная своими руками может служить оберегом, нам захотелось сделать такой оберег на уроке технологии. Мы попробовали и у нас получилось. (Приложение)

Весь собранный материал я оформила в виде презентации и рассказала об истории кукол и другим ребятам из начальной школы.

Думаю продолжить изучение данной темы дальше и узнать о куклах в разных странах.

V. Литература и источники

1.Агапова И.С. «Куклы на Руси» - Издательство «Лада», 2006 год

2. Голдовский Б.П. / Ред. Журавлёв А.Ю. – Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы». – М.: Дизайн Хаус, 2009.

  1. Источники интернета:
  • Задачи: 1. Собрать материал по теме. 2.Узнать о происхождении куклы и её роли в жизни людей. 3.Проанализировать собранную информацию и создать презентацию «История появления куклы» для учащихся начальной школы. 4.Познакомить учащихся начальных классов с историей появления куклы на классном часе.

    Где же появились первые куклы? Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов.

    Египетские куклы Впоследствии куклы стали носить обрядовый и обережный характер. Самым древним египетским куклам около 4 тыс.лет

    Первые куклы на Руси Первые куклы на Руси делались из золы. Эту куклу называли «Баба» - женское божество.

    Еще одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы. Они собирали их в небольшой мешочек и делали куклу. Таких кукол клали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал.

    Кувадка Кувадка – одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками

    Сонница-бессонница “ Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой”.

    Игровые куклы Но были на Руси и простые игровые куклы, с которыми дети играли. Самой распространенной была кукла «стригушка». Она делалась из травы. Дети игрались ими в поле, пока мать работала.

    Тряпичные куклы В некоторых домах их накапливалось до ста штук. Но лица у традиционной тряпичной куклы не было. Это имело особый смысл: так она оставалась недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, была безвредной для ребенка.

    Обрядовые куклы Обрядовые куклы стали заменять людей в обрядах жертвоприношений богам во время народных празднеств. Масленица- большая кукла из дерева и соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Её делали в конце зимы во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Сгорая, кукла заодно превращала в золу и пепел весь негатив, что накопился у людей за долгую зиму.

    Купавка Делали эту куколку на крестообразной основе специально для праздника Ивана Купалы. Затем наряжали в красивую женскую одежду, на руки вешали ленточки, таким образом, девушки загадывали заветные желания, и отправляли плыть по реке, а ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

    Куклы-обереги от моих одноклассников

    Куклы- обереги от одноклассников

Рита Кантуганова

Цель:

рассказать историю возникновения куклы и показать ее роль в жизни человека.

Задачи:

1) раскрыть процесс развития и изменения куклы;

2) показать материал, из которого создавалась кукла в разные времена;

3) определить применение куклы.

Гипотеза:

доказать, что с развитием человеческого общества изменялись внешний вид, значение и использование куклы.

Проблема заключается в том, что можно дожить до глубокой старости, играя в детстве куклами, вырастить детей и внуков, не зная историю игрушек.

Кукла – это самая любимая игрушка детей. История игрушек имеет такую же летопись, как история человека. Игрушки появились одновременно с появлением человека. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла.

Кукла – это игрушка в виде фигурки человека (или животного).

Эволюцию куклы можно условно поделить на четыре этапа:

1) Первые куклы были обнаружены в египетских пирамидах 4 тыс. лет назад и выражали мировоззрение первобытного общества. Она была выполнена из примитивного материала: камней, дерева, простой или слоновой кости. Куклы использовались для религиозных ритуалов или в качестве «идола» для изгнания злых духов, вреда, смерти, болезни и несчастья.

2) Ремесло по изготовлению кукол возникло в Древней Греции 5 веков до нашей эры. Их делали из терракоты (обожженной глины) в городе Сордис, который был центром игрушек и выгодно расположен на торговом пути в Персию. Так как наша страна долгое время оставалась аграрной и не каждая семья могла позволить себе купить куклу, то их чаще делали вручную. Пока дети были маленькими кукол шили бабушки, мамы и старшие сестры, а с пяти лет любая девочки могла создать себе потешку.

Слово «кукла» родственно греческому «киклос», что означает круг, то есть что-то свернутое. Куклу научилась сворачивать из старых лоскуткой ткани, в которые набивали золу, вату, зерно, паклю. А также лепили из глины, воска, плели из лыка, травы, сена, соломы. Куклы использовались на праздничных обрядах и свадьбах, а также служили символом продолжения рода, плодородия, оберега людей и жилья, защиты мужчин в военной службе, уюта и благополучия в доме.

Отметим тот факт, что куклы наших прабабушек тоже выполнялись из подручного материала. Так как их детство совпало с тяжелыми послевоенными годами и многим приходилось работать на полях, помогать взрослым по хозяйству и ухаживать за младшими сестрами и братьями. (Например: пеленашка).

3) Золотым веком кукол принято считать конец 19 и начала 20 века. В период отмены крепостного права и промышленной революции в Европе из Франции (Англии и Германии) привозили фарфоровых кукол. Это красота, эстетика и целый пласт ушедшей культуры, который манит своим очарованием и таинственностью. Куклу украшали драгоценными камнями или жемчугом. Она являлась семейной ценностью в богатых дворянских и королевских семьях, передавалась из поколения в поколение. Маленькие барышни играли ими под присмотром гувернанток. Теперь такую куклу можно увидеть только в музеях.

4) Современная кукла умеет говорить, ходить, плакать, спать и даже капризничать. Раньше о таких куклах можно было только мечтать.

В настоящее время существует огромное многообразие кукол: пластмассовые, пластиковые, тряпичные, вязанные, перчаточные, теневые (проектируемые на экран как тени или силуэты, марионетки (куклы, управляемые актером кукловодом, бумажные, механические, куклы-сувениры, матрешки, неваляшки, манекены, куклы для заварочного чайника, куклы-двойники знаменитостей. По размерам куклы бывают от дюйма (например, на брелках для ключей) и до двух метров (например, манекены на витринах магазинов).

Самая молодая кукла – это кукла Барби. Она появилась в 1959 году в американской семье Рут и Эллиот Хендлеров и была названа в честь их дочери. Позднее у нее появился муж Кен, дети, сестры и подруги, в том числе темнокожие. Она имеет дом с садом и бассейном, личный автомобиль, гардероб, аксессуары и домашних животных. Она уверенно шагает в ногу со временем.

Сегодня куклы чаще всего можно встретить в детских садах. Обычно ими играют девочки. Проявляя материнский инстинг, они переодевают, кормят, заплетают косички, разговаривают с куклами, бережно и ласково относятся к ним и любят их как живых.

О куклах писатели пишут книги, композиторы сочиняют музыку и песни, режиссеры снимают мультфильмы, художники рисуют картины.

Вывод: Кукла сохраняет и передает в своем образе культуру, самобытность и характерные черты создающего ее народа.

При проведении исследовательской деятельности был собран материал, который раньше использовался для изготовления кукол.

Материал.

Кости, камни, дерево.

Зола.


Опилка.


Зерно.


Береста.


Глина.


Воск.


Сено.


Пакля.


Который проходит в Москве, вызывают экспонаты исторические, восстановленные. Кукла история происхождения: сегодня мы расскажем увлекательную историю появления кукол в России.

На Руси у женщин было много забот, поэтому игровые куклы делались очень просто. Куклам даже лица не делали, так как считалось, что вместе с человеческим лицом она получает душу и может нанести вред ребенку. В старину считалось дурной прерывать ребенка, который играл с куклой. Ведь когда дети играли в них, в доме царила гармония.

«Магические» куклы

Русским куклам часто приписывали магические качества. Такие куклы дошли и до наших времен: куклы-обереги, покровительницы, обрядовые.

Деревянные куклы

Детской игрушкой кукла стала ближе к XV веку. Известно, что деревянные куклы для детей создавали в Подмосковье, в Поволжье и в северных регионах страны. Одним из центров был Сергиев Посад. Сам преподобный Сергий Радонежский вырезал игрушки из дерева. К XIX веку производство кукол в этом городе стало массовым. Наибольшей популярностью пользовались куклы, одетые в национальные костюмы. Не каждая семья могла позволить себе купить созданную мастерами игрушку, поэтому в крестьянских семьях кукол мастерили сами из соломы и лыка, ткани или мочала. Как правило, такие куклы не несли в себе художественную ценность, но с их помощью можно узнать о народных традициях, отразившихся в костюмах, тканях, рисунке.


Мир кукол преобразился с изобретением фарфора в начале XVIII века. Куклы были в то время очень дорогими. Одну куклу можно было купить, например, на годовую зарплату директора школы или полицейского инспектора. Поначалу куклы были доступны только царским детям, отпрыскам высшей знати, детям банкиров или важных чиновников. В богатых семьях было принять преподносить на праздники дорогих кукол из фарфора, изготовленных на знаменитых фабриках Франции и Германии. Наряды игрушечных модниц воспроизводили роскошные туалеты изысканных великосветских красавиц. В маленьких шкатулках хранились веера и лорнеты, перчатки и белье и даже ювелирные украшения для любимых кукол. Создавались целые гардеробные, в которых были туалеты для конных и пеших прогулок, загородных пикников, походов в театр, платья для балов и великосветских визитов.

Фарфоровая кукла являлась предметом роскоши, ее доставали из коробок в особых случаях. Девочки из обеспеченных семей, как правило , играли с такими игрушками под наблюдением гувернанток, которые во время игры учили ребенка разбираться в нарядах и аксессуарах. По сути, такая игра формировала вкус в одежде, правила поведения в обществе, отношение к людям, представление ребенка о мире.

Изначально маленькие кукольные домики были развлечением состоятельных взрослых. Они делались по индивидуальному заказу и в мельчайших подробностях воссоздавали интерьеры и сценки жизни.

Вскоре такие «инсталляции» стали заказывать и для детей, причем размер домика был прямо пропорционален финансовому состоянию заказчика. Эта миниатюрная копия реальной жизни не только развлекала, но и многому учила. Так девочки всех сословий знакомились с азами искусства быть хозяйкой дома.

Авторская кукла — реплика эпохи, произведение искусства, детская игрушка и предмет коллекционирования. Единственная в своем роде, она отражает эмоциональный и образный мир автора. Сегодня искусство создания кукол переживает новый подъем. В Москве ежегодно проходит салон-бал авторской куклы, где свои творения представляют лучшие мастера России и гости со всего мира. Сотни кукол в нарядах разных эпох, словно живыми глазами, смотрят на этот мир.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»