Деловая игра по экологии. Деловая игра «Современная экологическая ситуация». задание. Музыкальный калейдоскоп

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

с эколого-экономическим содержанием со студентами и учащимися колледжа ДВГУ

Введение

Обострение противоречий между обществом и природой, возникновение проблем глобального и регионального характера неизбежно требует перехода к новому экологическому образованию, помогающему человеку осознать свое место в мире и свою ответственность перед ним, наладить правильные отношения с окружающей средой, стремиться к активным позитивным действиям.

Сложившаяся традиционная система образования строились на дисциплинарной основе и в соответствии с принципом самостоятельной работы обучаемого над заданием была ориентирована на подготовку к индивидуальной деятельности. Проблемы окружающей среды носят комплексный характер и для своего решения требует объединения усилий.

Экологическое образование, будучи междисциплинарным в своей основе, также требует комплексного подхода, при котором более четко выявляется социальный характер любой человеческой деятельности и ее последствий. Это обусловливает необходимость применения новых форм и методов обучения, ориентированных на развитие у студентов умений и навыков совместной познавательной и практической деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.

В настоящее время все большее распространение в экологическом образовании получает имитационное игровое моделирование, в том числе и с использованием компьютерных моделей. При этом обучаемые, как правило, исполняют какую-либо роль, решая профессиональную задачу в игровой постановке, соответствующей реальной деятельности в имитируемой ситуации. Это позволяет не просто усваивать содержание изучаемого вопроса и знакомиться со структурой и функционированием моделируемых природных и природно-технических систем, но и обеспечивает приобретение опыта коллективного принятия решений в тех случаях, когда их практика в реальных условиях затруднена (например, когда вмешательство в природную среду или производственный процесс связано с риском и может привести к значительному ущербу, аварии, гибели животных и т.д.)

В последние годы компьютерные деловые игры как одна из эффективных форм активного обучения, отличающаяся особой наглядностью и динамичностью, находят все более широкое применение в экологическом образовании.

Накопленный опыт работы в этой области показал, что их использовании в учебном процессе, особенно в условиях дефицита времени, отводимого на эти дисциплины, открывает широкие возможности для совершенствования экологической подготовки студентов (Ролле, 1992).

Цель курсовой работы:

Изучить возможность внедрения деловых игр в учебный процесс на отделении экологии ФОБЭП ДВГУ.

Задачи курсовой работы:

Провести деловую игру “У озера” со студентами-экологами 1 и 3 курсов и учащимися естественного отделения колледжа ДВГУ.

Провести деловую игру “Всемирное рыболовство” со студентами-экологами 3 курса, со студентами-биологами 5 и 6 курсов специализирующихся по экологии, а также с учащимися естественного отделения колледжа.

Провести деловую игру “Стратиджем” со студентами-экологами 3 курса и учащимися естественного отделения колледжа.

Деловые игры: история развития, направление применения

История происхождения и распространения деловых обучающих игр.

Первые примеры применения деловых игр могут быть найденыв военном деле. Военные игры, изобретенные Герцогом Вертурини в 1796 г., были примером детально разработаны игр такого типа. Военные игры используются при составлении планов военных операций (Вульф,1992).

В 1997г. деловым играм в нашей стране исполняется 65 лет. Несмотря на то, что деловые игры заро­дились в нашей стране, и нашими специалистами создано много высокоэффективных оригинальных работ, мы сильно отстали от зарубежной практики использования их. Первый семинар разработчиков деловых игр был проведен в 1976 году под Москвой по инициативе ЦЕМИ и московского государственного университета, и в дальнейшем семинары для разработчиков деловых игр проходили каждые 3 года (Бирштейн,1992).

Родоначальником современной эры деловых игр в Соединенных Штатах была американская ассоциация менеджмента. Деловые игры встречали противодействия сторонников традиционного образования и педагогических методов, потому что изменялась роль преподавателя.

Деловые игры широко распространились в мире: в США, Германии, Франции, Италии, Голландии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Польше и других странах, особенно интенсивно они используются в США… Они проникли во все сферы народного хозяйства, в образование и науку, культуру, психологию и другие области. Деловые игры используются, как правило, в системе подготовки кадров управления в высших и средних учебных заведениях, в старших классах школы и, конечно, при повышении квалификации специалистов. Использование персональных компьютеров делает технологии обучения легко приспособляемыми в любых странах (Вульф,1992). Однако у нас в России и странах СНГ, деловые игры проникли далеко не во все учебные заведения и используется не всеми кафедрами, лишь в последние годы деловые игрыначинают применяться в преподавании технических и гуманитарных дисциплин. Игровой метод в средних школах развит чрезвычайно слабо.

1.2. Основные направления развития деловых игр

Применительно к образованию или организации научных исследований, деловые игры создают такую ситуацию, в пределах которой изменения в поведении людей поддаются наблюдению.

Применяются деловые игры разной тематики:

· Игры, которые заканчиваются в сравнительно короткое время, называются экспериментальными упражнениями. Они обычно используются как иллюстрации при чтении лекций или при проведении различных исследований.

· Игры при проведении которых используются компьютеры, называются играми с компьютерной поддержкой.

· Игры, моделирующие деловые отношения с полной их организацией и выбором стратегии, называются предпринимательскими..

Деловые игры - это метод

Экспериментирования в области управления с возможным проигрыванием множества вариантов проекта и выявлением оптимального.

Разработок, опробования и выбора наилучших систем управления в промышленности, образовании, культуре и др. областях.

Обучения, используемый в учебном процессе.

Аттестации и выбора специалистов и руководителей.

Обучения общению, коммуникабельности, сотрудничеству.

Перестройки на новое мышление, оказания воздействия на самосознание и развитие личности с воспитанием нравственных, правовых, этических и других качеств человека.

Пробуждения и развитию творчества.

Решения многих экологических проблем (Бирштейн,1992).

Имитационный метод процесса обучения и научного исследования максимально приближает руководителей и специалистов к реальной практической деятельности. Деловые игры любого плана имеют ряд эвристических особенностей, которые делают их наиболее привлекательным средством интеллектуализации многих аспектов производственной, учебной и исследовательской практики.

В игровом процессе достигается известная степень свободы оперирования пространством и временем, недоступная в реальных ситуациях. Это, прежде всего, управление временем и перенос операционного пространства.

В деловой игре время поддается сжатию и растяжению, возможно моделирование настоящего, ближайшего и отдаленного будущего, вплоть до многолетнего периода (Бирштейн, 1992).

Деловые игры доказали, что они способствуют не только закреплению знаний и использованию их в практической деятельности, но и получению умений и навыков.

Деловые игры способствуют:

Адаптации “новичка” к работе в данном учебном заведении;

Формированию умения решать сложные организационно-экономические задачи;

Приобретению навыка работы на компьютере с использованием “обучающих программ”

Распад СССР на отдельные государства, полный развал промышленности и других сфер жизни, эксперимент в области демократических форм управления, переход на рыночную экономику - вызвал поток новых распоряжений, приказов и проектов - множество организационно-экономических новшеств, требующих нестандартного подхода внедрения их в жизнь. Деловые игры способны помочь в этом процессе.

Применение деловых игр находится сейчас на крутом подъеме. Можно ожидать, что в ближайшие годы игровое моделирование управления получит повсеместное всеобщее распространение при преподавании экономических и других дисциплин, а на производстве - при внедрении новшеств. Есть основания полагать, что деловые игры станут неотъемлемым методом обучения умению руководить, используя передовые достижения науки и техники, что игровое моделирование будет способствовать обучению демократизации.

Выделяют несколько областей использования деловых игр:

В научных исследованиях

При отборе рациональных вариантов для принятия решений в производственных областях

При обучении студентов и учащихся.

За годы существования деловых игр тематика их сильно менялась в соответствии с задачами, определявшимися правительственными планами, изменением структур управления, техническим прогрессом, развитием науки и экономики. Деловые игры появились и появляются как отклик на потребность. В данный момент в связи с глобальными реформами в нашей стране и странах СНГ тематика деловые игры круто повернулась в сторону перехода на рыночную экономику, на проблемы экологические, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, на социальные вопросы, на вопросы психологического и социологического порядка, правовые и многие другие.

Новизна проблемы, отсутствие в стране разработанных систем управления, новые формы хозяйствования и пр., и наряду с этим, отсутствие подготовленных руководящих кадров вызывает необходимость многочисленных новых деловые игры по широкой тематике.

Развитие деловых игр всецело связано с научной работой. Масштаб, глубина и сложность научной работы в деловых играх находится в зависимости от целевого назначения и их задач. Создание новых деловых игр - большая творческая научно-исследовательская работа в содружестве разработчиков, конструкторов, практиков, специалистов различных областей, педагогов, психологов, социологов, математиков и др.

Деловая игра состоит из семи неотделимых друг от друга элементов: учебного или обучающего, производственного, научно-исследовательского, логического, психологического, социального, интегрального (Бирштейн,1992).

Разработана система ускоренного поиска нужных деловых игр, но до настоящего времени она еще не реализована (Бирштейн,1192)

На первый взгляд, проведение деловых игр очень просто (подумаешь игра!). На самом деле от игротехника требуется знания, умение и искусство ведения игры. Нередко неумелые игротехники “проваливают” игру, не получают ожидаемого эффекта, дискредитируют этот метод.

Игровая форма обучения завоевала симпатию, оказалась заманчивой для использования как в учебном процессе, так и при разработке и внедрении организационно-экономических новшеств в жизнь.

Масштаб внедрения новшеств по стране требует многочисленных подготовленных преподавателей-игротехников.

В настоящее время появилась потребность в специалистах новых специальностей (маркетологах, менеджерах, брокерах, предпринимателях и др.), с одной стороны, и наличие большого числа безработных (из числа военных руководителей, оканчивающих школы и др.) - с другой, вызвала отклик в развертывании краткосрочных школ и семинаров, обучающих соответствующим знаниям и умениям. Важным методом обучения в них являются деловые игры в сочетании с другими формами - МАО (метод активного обучения). Такого рода школы и семинары уже имеются в ряде городов: в Москве, С-Петербурге, Новосибирске, Пензе и др. Тем не менее их пока недостаточно, потребность в преподавателях-игротехниках настолько велика, что число имеющихся преподавателей-игротехников - “капля в море”. Для обеспечения движения применения деловых игр в разных направлениях необходима подготовка большого числа специалистов.

Деловые игры как средства обучения экологическому мышлению

Деловые игры проявили себя как уникальный метод обучения, который способствует эффективному повышению качества подготовки специалиста. Сам игровой процесс в деловых играх вызывает заинтересованность в изучении предмета, подталкивает учащихся к деловой активности. Деловые игры обучают коллективной проработке проблем, создают атмосферу коллективной работы, предназначены для выработки и принятия управленческих решений.

Применение игрового моделирования в процессе экологической подготовки студентов позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с природопользованием, когда предстоит найти правильное решение, соответствующее реальным обстоятельствам. При этом обычно используется не только программный материал, но, что особенно важно, вырабатываются умения и навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию.

В ходе проведения деловых игр и коллективного обсуждения их результатов у студентов формируется важные социальные установки, приобретаются практические навыки и умение находить решения конкретных задач, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, имитационная игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и обратных связей, планирование действий на длительную перспективу. Еще в большей степени этому способствуют игры, созданные на основе математических моделей, которые в последнее время стали одним из основных методов экспериментальной экологии. Обладая наглядностью, относительно простые имитационные модели, воспроизводящие различного рода ситуации из природоохранительной практики, открывают новые возможности для обучения анализу и решению таких проблем (Ролле,1992).

Имитационное моделирование позволяет охватить в одной игре процессы, занимающие в природе многие десятилетия и даже столетия, и сжать их в масштабе игрового времени. Применение же ЭВМ позволяет существенно расширить возможности модели, давая возможность, например, смоделировать совокупный ответ природной среды на то или иное антропогенное воздействие, далеко выходя за пределы оценок изменения отдельных ее параметров, таких как степень чистоты воды, воздуха и почвы, лесистость территории, динамика численности животных и т.д..

Студенты охотно учатся когда им интересно, когда они находят свою собственную дорогу в обучении. Деловые игры дают им такую возможность, если они свободно решают свои собственные проблемные ситуации и участвуют в составлении и развитии своих учебных планов.

3. Опыт проведения деловых игр “У озера”, “Всемирное рыболовство” и “Стратиджем”

Мы опробовали в учебном процессе три довольно известных деловых игры: “У озера”, “Всемирное рыболовство”, “Стратиджем”.

Цели, которые мы ставили при обучении студентов:

Знакомство с моделированием как методом изучения актуальных проблем современности.

Знакомство с эколого-экономическими проблемами.

Формирование экологического мировоззрения учащихся.

3.1. Деловая игра “У озера”

Имитационная игра «У озера» (Комаров, 1994) предназначена для активного изучения процессов согласования индивидуальных и общественных интересов. В ходе этой игры учащиеся постигают принцип ограниченности природных ресурсов для размещения отходов и принцип коллективной ответственности за качество природной среды.

Действие происходит в условной хозяйственной системе, состоящей из 8 промышленных предприятий, расположенных на берегу одного озера. Участники игры исполняют роли директоров предприятий. Предприятия производят продукцию, для изготовление которой требуется вода. Эту воду предприятия берут из озера. Отработанная в процессе производства грязная вода сбрасывается в озеро, которое обладает некоторой ограниченной способностью к самоочищению.

Главная цель игры с точки зрения ее участников - получить максимальную при­быль. Каждый выбирает свою стратегию получения прибыли и принимает одно из пяти возможных решений. От этих решений зависит состояние озера. Чем хуже качество воды в озере, тем меньше прибыль отдельного пред­приятия. Ожидаемую прибыль в следующем месяце можно оценить согласно матрице, в которой каждому уровню качества воды соответ­ствует та или иная прибыль, причем прибыль растет с улучшением качества воды.

Оптимальное количество участников игры - 16 человек.

Известно, что эту игру нередко используют для выявления лидера в коллективе, например потенциальных старост групп.

3.1.2. Результаты проведения игры

Эта игра мной была проведена 4 раза. В ней принимали участие студенты-экологи 1 и 3 курсов, учащиеся колледжа и сборная команда студентов в общежитии № 4.

Для студентов третьего курса игра “У озера” была проведена в рамках дисциплины “Экологическое моделирование”. Для учащихся колледжа - в рамках курса “Экология(практические занятия)”. Для первого курса и для студентов проживающих в общежитии - вне учебного процесса.

В начале игры студентам была поставлена цель - получить максимум прибыли, и они старались выполнить эту установку. К середине игры стало очевидно, что загрязняя озеро, участники процесса сами уменьшают себе прибыль, но попытки тех кто предлагал перестать загрязнять озеро, оказались тщетными, только третьему курсу удалось на некоторое время остановить загрязнение озера, договорившись не делать сбросы. Игры проводились в течении двух-трех часов без перерыва. Играющие быстро входили в свою роль и, по их словам, вся игра держала их в напряжении и интерес не ослабевал.

Изменение качества воды в озере во времени для разных игр (рис.1) показывает, что ни в одном из случаев командам, принимавшим участие в игре, не удалось избежать существенного загрязнения вод. По-видимому экологическое образование помогло студентам 3 курса немного лучше других позаботится о состоянии озера. Максимальная частная прибыль одного участника достигла величины 1006 у учащихся колледжа, 999 - у студентов 3 курса, 968 - у студентов первого курса и 599 - у студентов, проживающих в общежитии. Потенциальная возможная величина прибыли каждого участника при оптимальном коллективном управлении составила бы не менее 2400.

На послеигровом обсуждении всем командам предоставлялась возможность оценить свою деятельность и проанализировать ход игры. Все пришли к выводу, что можно было избежать таких плачевных для озера и для предпринимателей последствий

3.2. Деловая игра “Всемирное рыболовство”

Деловые игры «Всемирное рыболовство» и «Стратиджем» требуют обращения к компьютерным моделям (Медоуз,1992)

Цели игры “Всемирного рыболовства”:

Продемонстрировать некоторые законы, лежащие в основе восстановление воз­обновимых природных ресурсов и их сбалансированной эксплуатации,

Дать участникам возможность попрактиковаться в

Искусстве ведения переговоров и руководства группой,

Помочь участникам освоить оптимальные стратегии использования ресурсов в условиях коллективного природопользования.

В деловой игре “Всемирное рыболовство” расширяется представление об ограниченности природных ресурсов на примере эксплуатируемых популяций рыб. Игра посвящена проблемам океанического рыболовства. Участники стремятся максимизировать свои доходы, вылавливая рыбу из двух общедоступных стад. Одно из них находится в дальнем море, обильно, но добыча в нем обходится дорого, второе - ближе, доступнее и менее обильно. Как и в игре «У озера», участники хозяйственного процесса исполь­зуют общедоступный потенциально истощимый, но возобновимый ресурс. Если он используется со скоростью, большей, чем скорость его возобновления, то неизбежно и быстро истощается. Динамика рыбных стад и природные условия, на фоне которых приходится действовать участникам, моделируются компьютерной моделью, разработанной Д.Медоузом.

В игре принимают участие 4-6 команд (10-30 человек). Каждая команда пред­ставляет руководство компании, в распоряжении которой есть рыболовные суда, от их количества зависит вылов и прибыль компании. Задача команды - попытаться накопить наибольшее состояние. На каждом шаге, соответ­ствующем 1 году, решения, принимаемые командами, вводятся в компьютер и после работы модели команды получают информацию о ситуации, сложившейся к данному моменту в районах промысла.

3.2.2. Результаты проведения игры

Игра “Всемирное рыболовство” была проведена мною со студентами-экологами третьего курса, пятого курса, студентами 6-го курса заочного отделения и учащимися колледжа.

Данная игра отличается большим разнообразием игровых ситуаций, и, по словам студентов, более интересна чем игра “У озера”. В процессе игры для послеигрового обсуждения составлялся график поведения системы во времени. Обобщенные индексы определенные той же моделью, дают возможность судить, как изменялось количество кораблей, улов и количество оставшейся в море рыбы (рис 2). По изменению индекса “рыба” можно судить о том с какой интенсивностью вылавливалась рыба и какое количество рыбы осталось. Индекс “улов” показывает общее изменение количества рыбы вылавливаемой всеми командами. Индекс “корабли” показывает общее изменение количества кораблей купленных командами, по ним можно сравнить игру команд. Динамика индексов прослеживает тенденцию изменения состояния системы в сторону ухудшения. Быстрое увеличение количества кораблей привело к слишком большой нагрузке на промысловое стадо и бесповоротно подорвало его воспроизводительную способность уже через 3-4 года. Хотя наибольшее количество кораблей было приобретено командой пятого курса, а наименьшее - командой третьего курса, тем не менее, все группы довольно быстро довели численность рыб до критического состояния, и к десятому году полностью их выловили. При этом не играло большой роли, что командам пятого и третьего курса удалось немного дольше других задержать окончательное истребление обоих стад рыб.

Деловая игра “Стратиджем”

«Стратиджем» - наиболее содержательно насыщенная деловая игра и более сложная из проведенных мною. Ее можно проводить в течение 3-4 часов, нескольких дней или нескольких недель, причем заинтересованность участников игры поддерживается во всех случаях от начала до конца на высоком уровне.

Это микрокомпьютерная обучающая управленческая игра о взаимодействиях между энергетической отраслью производства и окружающей средой. Предназначена для формирования у обучаемых представлений о взаимозависимости долгосрочных решений в экономике, использовании энергетических ресурсов, охране окружающей среды и благосостояния населения. Она рассматривает экономику как бы с высоты «птичьего полета», откуда видны потоки ресурсов. Каждая команда - это кабинет министров некоторой страны. Каждый участник команды принимает решения за свое министерство и все работая совместно, пытаются достичь высокого качества жизни людей в своей стране. Модель опирается на представление о законах развития стран, близких по своему экологическому и социальному уровню к странам третьего мира. Решения обсчитываются на компьютере. Для наглядности используют игровое поле с фишками. Здесь воспитывается живое, образное восприятие действительности, умение строить стратегию. Игра дает возможность ее участникам приобрести личный опыт в принятии решений, требующих достижения сбалансированного роста капиталов, влияющих на рост населения страны, уровень жизни людей, эффективность функционирования экономики, качество природной среды и использования энергии. Игроки могут испытать на прочность различные теоретические модели управления экономикой страны.

Результаты проведения игры

На группах рисунков 3-8 приведены результаты одной игры, проведенной на третьем курсе. На рис. 3.1 - 8.1 показаны графики изменения численности населения и удельного коэффициента прироста численности. Во всех случаях проведенных игр численность населения росла по S-образному закону и к 10 шагу еще не достигла равновесного состояния. Коэффициент удельного прироста всюду был значительно выше нуля. Таким образом, командам не удалось воплотить эффективную стратегию управления демографическими процессами. Это создало немало трудностей. В других частях макроэкономической системы - в промышленности и сельском хозяйстве - вложение капитала увеличило нагрузку на природную среду.

Графики на рис 3.2 - 8.2, показывают изменение количества продовольствия и товаров на душу населения. Эффективно регулировать численность населения, согласно модели заложенной в основу игры, можно, повышая благосостояние людей, в особенности обеспечивая их товарами. Причиной высокого роста численности населения в играх студентов было то, что они не сразу обратили внимание на эту особенность системы. К сожалению, были попытки контролировать численность путем уменьшения снабжения продовольствия (это увеличивает смертность).

Рис 3.3 - 8.3 показывают, что общее количество продовольствия, товаров и энергии в “странах” увеличивалось. Студенты во всех командах довольно эффективно уменьшали потребление энергии на производственные нужды (рис.3.4 - 8.4) вкладывая средства в совершенствование технологий.

Благосостояние населения в целом росло (рис. 3.5 - 8.5), однако этот процесс шел довольно медленно.

Качество природной среды всех случаях сначала падало, а затем к концу игры поднималось довольно высоко (рис. 3.6 - 8.6). Это говорит о неплохой экологической подготовке участников игры.

3.4. Выводы

Кажется очевидным, что в игре “У озера” всем игрокам выгодно не загрязнять озеро. Это позволяет набрать максимум прибыли, но практика показывает что всегда находятся игроки, пытающиеся получить сверхприбыль за счет других и поэтому в результате каждому игроку удается получать меньше прибыли, и к тому же, озеро гибнет. Чтобы получить максимум прибыли, всем игрокам надо выработать общую стратегию, которая приведет к достижению максимального блага для всех вместе и для каждого в отдельности.

Как и в игре “У озера”, во “Всемирном рыболовстве” наилучшего результата можно было добиться, только выработав заранее коллективную стратегию, которой каждый участник принимает обязательство следовать неукоснительно. В процессе игры учащиеся знакомятся с элементами экономики предприятия.

В отличие от рассмотренных выше двух деловых игр, “Стратиджем” обучает мыслить макроэкономическими категориями и развивает глобальное эколого-экономическое мышление.

Оценка результатов игр участниками

После проведения всех игр мы предложили студентам заполнить анкету и оценить игры. Было задано 7 вопросов:

Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “У озера”? Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Всемирное рыболовство”? Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Стратиджем”?

Если вам было интересно играть, то объясните, пожалуйста, почему?

Что нового дают навыки и знания, приобретенные в ходе деловых игр, по сравнению с навыками и знаниями, полученными при изучении других дисциплин специализации?

Если вы считаете что такие игры следует проводить регулярно, то укажите желаемую, с вашей точки зрения, периодичность?

Хотели бы вы сами научиться проводить такие деловые игры, и с кем вы могли бы их провести?

В каких учебных курсах, пройденных вами, можно, по вашему мнению, ввести аналогичные занятия?

Какую бы вы поставили оценку за каждую из деловых игр(из 5 баллов)?

Анкеты были анонимными, так что студенты могли искренне отвечать на поставленные вопросы, и заполнение анкет было не обязательным.

Отвечая на первый вопрос, студенты отметили что:

Просто интересно.

На примере видно, к каким последствиям может привести деятельность человека.

Состоянием озера можно управлять, несмотря на загрязнения.

Очень важно давать возможность восстанавливаться возобновимым ресурсам.

Экономически выгоднее решать проблему озера сообща, заниматься очисткой и постоянно контролировать его состояние.

Нужно не только копить деньги, но и следить за состоянием окружающей среды.

Групповое решение влияет на состояние природного объекта.

Очень сложно противостоять злостным вредителям в одиночку.

Состояние озера зависит не от одного участника, а от совокупности решений и действий всех игроков, это коллективная игра.

Игра дает умение наблюдать за общим ходом процесса (Да сгинет воровское истребление продуктов).

Необходимо регулировать вылов рыбы, регулировать количество судов, следить за динамикой численности популяции, решать проблему сообща.

Оптимальный вариант - договориться, посчитать, а затем действовать.

Различные процессы влияют друг на друга, они целостностны и взаимосвязаны.

Благополучие возможно в условиях стабильности всех эколого-экономических параметров.

Ключевой проблемой в решении благополучия страны является обеспечение энергией.

Для управления государством требуются сильная воля, свежий ум и рассудительность.

При ответе на второй вопрос, студенты отмечали интересную структуру модели, полезность совместного обсуждения решений. По их мнению интерес к игре определялся тем, что:

Нужно было просчитывать различные варианты.

Новое всегда интересно.

Игра заставляет думать, анализировать состояние и прогнозировать будущее озера.

Игрок чувствует себя человеком, реально влияющим на состояние среды в роли директора.

Ситуации связаны с жизнью.

Совместная игра позволяет действительно выявить характер и наклонности участников игры.

Можно почувствовать себя в конкретной ситуации, понять, почему все происходит именно так и как найти оптимальный выход.

Отвечая на третий вопрос, студенты показали, что введение деловых игр в учебный процесс действительно может существенно дополнить образование будущих экологов. По их мнению, игры:

Наглядны, интересны, гораздо лучше запоминается суть экологических проблем, задействованы компьютеры это не оставляет участника игры безучастным к теме, к экологическим проблемам.

Позволяют приобрести навык коллективной работы, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и принимать самостоятельно ни от кого не зависящее решение.

Дают навыки практически мыслить, анализировать данную ситуацию в долговременном плане, побывать в роли руководителя.

Дают надежду на практике применить свои знания.

Помогают приобрести навыки в учебе (в том, что мы изучаем теоретически).

Во время игры появляются все новые и новые трудности, которые готовят нас со столкновению нас с реальностью.

Дают возможность делать все своими руками, очень хорошо заметна индивидуальность каждого участника, проявляются деловые качества играющих.

Стимулируют способность мыслить более объемно, смотреть в будущее, решать.

Студенты готовы участвовать в деловых играх со следующей периодичностью:

Раз в 2-3 недели

Раз в месяц или даже чаще

2 раза в семестр

Не реже чем 1 раз в месяц

Раз в 3 месяца

Хотя бы раз в семестр

Студенты принимавшие участие в деловых играх, готовы стать игротехниками и самим проводить деловые игры в следующих аудиториях:

Со школьниками

С руководителями предприятий, воздействующих на окружающую среду

Просто со всеми

Со студентами других курсов и отделений ФОБЭП

В кругу своих однокурсников

Со студентами 1-2 курсов

Со школьниками старших классов

С ребятами других курсов, факультетов и старшеклассниками

С родственниками

По мнению студентов, ввести проведение деловых игр можно в следующих учебных курсах:

География

Биология

Литература

История

Высшая математика

Культурология

Общая экология

Популяционная экология

Региональные проблемы экологии,

Экомониторинг

Природные ресурсы

Экоэкспертиза

Другие, учитывая особенности каждого курса

Средние оценки за проведение игры:

У озера - 3- одна оценка, 4- одна оценка, 5- десять оценок

Всемирное рыболовство - 4- четыре оценки,5- восемь оценок

Стратиджем - 5 - девять оценок

Заключение

Согласно поставленным передо мной задачам, при выполнении курсовой работы были проведены:

Три игры “У озера” - со студентами 1 и 3 курса отделения экологии ФОБЭП и с учащимися колледжа

Четыре игры “Всемирное рыболовство” - с 6 курсом ОЗО (3 команды), 3 курсом отделения экологии (4 команды), 5 курсом ФОБЭП специализация экология (3 команды), учащимися колледжа группы 2Е (3 команды)

2 игры “Стратиджем” - со студентами 3 курса (3 команды), с учащимися колледжа (2 команды).

Был проведен анкетный опрос мнения участников игр о целесообразности включения деловых игр в учебный процесс, при обучении экологическим дисциплинам и формирования экологического мышления. Студенты весьма высоко оценили потенциальную полезность этого нововведения на отделении экологии ФОБЭП, поскольку игры дают им возможность почувствовать себя ответственными за принятие решений влияющих на состояние природной среды и общества, приучают их работать коллективно, дают представление о целостности и взаимосвязанных экологических процессов.

По их мнению игры содержат в себе полезную информацию, которую они пока не могут получить при других формах обучения. Студенты проявили готовность не только играть в деловые игры (с периодичностью от 2-3 недель до 3 месяцев), но и участвовать в проведении подобных деловых игр практически со всеми аудиториями в качестве игротехников. Они полагают желательным ввести деловые игры в такие учебные курсы, как: общая экология, популяционная экология, региональные проблемы экологии, экоэкспертиза, природные ресурсы и возможно в другие.

Исходя из опыта проведения деловых игр “У озера”, “Всемирное рыболовство”, “Стратиджем” на отделении экологии ФОБЭП ДВГУ, я полагаю возможным ввести эту перспективную методику обучения в учебный план по специальности экология. Начиная с первого курса и последовательно расширяя тематику, проводить деловые игры вплоть до пятого курса. Некоторые игры можно повторять неоднократно, поскольку каждое очередное обращение к игре приносит студенту не меньше пользы чем первая игра.

В дальнейшем целесообразно было бы поддержать студентов намеривающихся создать клуб игротехников и стимулировать студенческое движение в этом направлении. Умение проводить деловые игры будет полезно им после окончания университета, и будет полезным делу экологического образования в целом.

Результаты работы по данной теме были доложены на краевой конференции по экологическому образованию в Приморье (Ащепкова, Служенко,1997)

Наталья Харченко
Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов»

Деловая игра для воспитателей .

"Повышение экологической компетентности педагогов "

Цель : закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения

Организация игры :

Педагоги разделены на 2 команды. Каждая команда сидит за своим столом (желтый, зеленый) . На столах лежат соответствующие карточки. Если команда готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри.

2. Относительно новое название опытов в природе. (Экспериментирование.)

3. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи)

4. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа)

5. Какую лекарственную траву и слепой знает? (Крапива)

(Клюква)

7. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная)

Основная часть :

1. Что вы понимаете под термином экология ? Каково значение этого слова?

2. Что такое «экологическое воспитание » детей дошкольного возраста?

Педагогический процесс , направленный на формирование у детей экологической культуры .

3. Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим миром;

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;

Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром;

Цель экологического воспитания дошкольников – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним

4. Пожалуйста, закончите предложение : «Для того, чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

Достаточно занятий по экологии

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно -образовательного процесса и включаться во все виды деятельности : физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике, развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.

5. Перечислите основные задачи .

Формирование системы знаний о явлениях и предметах природы;

Формирование умений и навыков для организации экологически целесообразной деятельности;

Формирование познавательного отношения к природе;

- воспитание эстетического восприятия природы ;

- воспитание культуры поведения на природе.

6. Каковы условия, необходимые для ?

Уголок природы в группе;

Участок детского сада.

7. Что должно быть в уголке природы?

Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.

8. Что должно быть на участке детского сада?

Деревья, кустарники, цветники, огород.

9. Какие методы используются для экологического воспитания детей ?

Наглядные, практические, словесные.

10. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей .

Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, презентаций.

11. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников .

Игра ; элементарные опыты; моделирование.

12. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников .

Рассказы воспитателя и детей ; чтение художественных произведений о природе; беседы.

13. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников .

Наблюдение.

14. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию .

Занятия;

Экскурсии;

Повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы);

- экологические праздники и развлечения;

Элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте) .

Минута отдыха «Это интересно знать» .

Яблоки гораздо более эффективно бодрят людей по утрам, чем кофеин.

Зеленый чай содержит на 50% больше витамина С, чем обычный черный.

Чихнуть с открытыми глазами невозможно.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет

Кроссворд :

По горизонтали :

1. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы

2. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны

3. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички.

4. Какую лекарственную траву и слепой знает?

5. Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова.

6. Какая ягода заменяет лимон?

7. Верхняя сторона листа зеленая и холодная, нижняя – светлая, мягкая и тёплая. Что это за растение?

8. В простонародье это растение называют «бородавником» . Что это за растение?

По вертикали :

Подведение итогов.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

"Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы;
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс "Визитная карточка".
(представление команд)


Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

Станция "Орнитологическая"
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


Станция "Золотые россыпи помоек"
Нужно подчеркнуть правильный ответ.

I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).

Сидорова Евгения Александровна

МБДОУ «Юринский д/с «Теремок»

Музыкальный руководитель

Знатоки природы 1 слайд

1 ведущий: Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех в этом небольшом зале на экологической проекте «Знатоки экологии»!

2 ведущий: Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы и, соответственно, его собственная судьба. Глобальный экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставил людей задуматься над этой проблемой. Мы долго жили иллюзиями о том, что природа вечна, неисчерпаема, щедра и всегда будет осыпать бесплатными дарами своё любимое детище – человека. И безоглядно брали, расточительно использовали природные ресурсы. Сейчас нам нужно научиться пользоваться ими рационально, так, чтоб они не разрушались до конца, а могли восстанавливаться для будущих поколений, что бы воздух, вода, и земля нашей планеты оставалась чистыми, а человек в этом мире был здоровым, спокойным и мудрым. Вот почему здесь собрались те, кто знает и любит природу родного края.

1 ведущий: Начнем мы нашу игру с формирования команд. Предлагаем Вам взять по одному листочку, с обратной его стороны вы увидите номерок, соответствующий номеру вашей команды. Всего команд будет 2. Пожалуйста, присаживайтесь все на свои места за столами.

2 ведущий: Домашним заданием каждого было подумать над названием, девизом и эмблемой команды. Предлагаем Вам в течение нескольких минут в командах все это обговорить и представиться членам жюри и друг другу. Не забудьте выбрать капитана. За ходом игры будем наблюдать мы сами и Елена Павловна.

(как подготовятся к представлению команд)

1 ведущий: Итак, мы начинаем наш экологический конкурс. (Фанфары) Для проведения жеребьёвки прошу подойти ко мне по одному представителю из каждой команды (выходят). Вам надо вытянуть листок с номером и объявить, какой номер вам достался.

Итак, первое задание – это домашнее задание. Просим представить вашу команду.

2 ведущий: А теперь я хочу дать слово председателю жюри (выступление жюри).

А мы продолжаем и впереди конкурс « Не пора ли переодеться?» Назовите животных, которые в зиму меняют свою шубку. (После ответов на экране будет выставлена картинка с животными). 2-3 слайд

Слово жюри.

1 ведущий: 2 конкурс «Кто здесь лишний?»

Нужно назвать среду обитания животных и определить, кто в ряду лишний. Жюри будет оценена быстрота и правильность ответа.

на 4 слайде ПОЧВЕННАЯ СРЕДА, лишняя ящерица, она живет в наземно – воздушной среде. Роющие совы для всеобщего развития, они живут в почве.

на 5 слайде ВОДНАЯ СРЕДА, лишний аист, он считается наземно – воздушной птицей.

Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

Цель игры: активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;

закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

Ход игры

Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

1.Разминка («Экологическое лукошко»)

Набор вопросов для каждой команды, за 2 минуты ответить на большее количество вопросов:

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле )

* Где у кузнечика уши? (На ногах )

* Лесной петух. (Глухарь)

* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

* Наука о растениях. (Ботаника)

* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

* Трава от 99 болезней. (Зверобой)

* Пингвин птица или животное? (Птица)

* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

сигнал опасности)

2.Теоретическая часть

*Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

* Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

* На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)

*Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

*Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

*Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

*Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

*Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей….. »

(Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все : непосредственно-образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, игры)

*По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим. (Наблюдение)

*Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

*Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ “Лисичкин хлеб”. (М.М.Пришвин)

*Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

3.Педагогические задачи(ситуации)

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника, например:

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

*Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3 . Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

*Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

*Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

5 . Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

*Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

6 . Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку,

привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

*О чём нужно говорить с детьми?

7 . Девочка принесла в детский сад котёнка. Воспитатель в ответ: «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же! » Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

*Ваши действия?

8. В детском саду произошёл случай: группа детей увидели кузнечика, кричали

«саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

на глазах у остальных. Дети в недоумении.

*Ваша реакция на действия детей?

9 . Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

*Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?.

Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

4.«Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

6. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

7. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

8. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

5. Музыкальный калейдоскоп.

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

Уважаемые педагоги! Предлагаем вам посмотреть презентацию(практическую часть),как осуществляется экологическое воспитание в средней группе.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»