Дефицит родительского внимания. «Как важно уделять внимание детям!» Консультация для родителей Ребенок был нежеланным

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Нехватка внимания для детей – это частая причина детских капризов, непослушания, конфликтов. Не только маленькие дети, но и подростки любого возраста требуют к себе немало родительского внимания и тепла.

Основной причиной непонимания, капризов и непослушаний у детей является нехватка родительского внимания. Как банально это не звучит. Необходимо обдумать вопрос, часто ли мама обращает внимание на малыша, когда он сидит молча без капризов, никого не беспокоит, и его поведение устраивает родителей.

Обычно такой ребенок редко привлекает внимание. Он сам играет, а у родителей всегда неотложные дела. Это очень удобная ситуация, подходящая всем, а особенно маме и папе.

Кроме того, по мере роста ребенка родители все реже уделяют ему свое время. Но в любом возрасте есть свои нюансы воспитания и проблемы, потому ограничивать общение психологи не советуют. Маленькие дети беспомощны и не в состоянии помочь себе, потому родители посвящают заботе о них все время без остатка. Но подрастая, маленький человек уже может занять сам себя большей частью.

В наше время нелегко отдавать детям внимания столько, как им нужно. Родители работают с утра и допоздна, но дети не требуют все 24 часа в сутки.

Нужно сделаться другом своему ребенку, чтобы он знал, что его поймут, что бы ни произошло, и поддержат.

Ведь для детей любовь родителей — это самое важное. Как цветок поворачивается к солнцу, и потому живет. Так и ребенок нуждается в том, чтобы его ценили и любили искренне. Потому нужно говорить ему об этом, и каждый миг показывать заботу, тепло, ласку. Тогда он не захочет огорчать своих близких плохими поступками и совета искать пойдет не к друзьям, а к маме и папе.

Дети — это наивысшая радость, но и огромная ответственность. Это то, что дано родителям на всю жизнь. Друзья, работа, мнения и мысли, даже муж или жена могут прийти или уйти, а дети остаются навсегда.

Есть немало молодых пар, в особенности тех, у кого ребенок родился не сразу, а через долгое время, которые считают, что можно уходить на вечеринки, бурно жить, как они привыкли, и при этом исполнять хорошо обязанности родителей.

Но психологи выражают сомнение по этому поводу. Можно поехать путешествовать, а ребенка оставить дома, увлекаться любимыми занятиями, но когда рождается малыш, то нужно может и не прекратить так жить, но на время остановиться. И это считается нормой.

С появлением малыша в семье жизнь меняется. Все дела становятся второстепенными, и основное время занимает ребенок. Ведь только мама и папа теперь ответственны за формирование характера, чувств, эмоций, и за его будущее.

Каждый ребенок требует внимания, но не все понимают это или даже не помнят.

Ведь наши дети нуждаются в участии так же, как в пище, прогулках на свежем воздухе. Каждую свободную минуту родители должны отдавать малышу.

Как давать детям достаточно внимания?

Естественно сказать, что просто нужно часто проявлять внимание. Но одно дело сказать, а другое — сделать, и как правильно определить. Каждая женщина и каждый мужчина ходят на работу, дома занимаются готовкой, уборкой, стиркой. И плюс к этому множество других дел:

1. Психологи советуют мамам взять за правило уделять ребенку каждый день полчаса.

2. Строить планы таким образом, чтобы время для семьи оставалось достаточно.

Первое место занимает семья, затем работа, а потом уже другие заботы. Ведь близкие – это главное в жизни, и они требуют максимум времени.

3. Время нужно проводить с пользой.

К примеру, если ехать с ребенком в машине, то не слушать музыку или думать о проблемах на работе, а поговорить с ребенком, обсудить его дела, школу, занятия в кружках.

4. Если ребенку захочется поговорить, то нужно оставить дела, повернуться и послушать его, а не просто делать вид.

5. В отпуск ездить с семьей.

Иногда люди уезжают от близких, чтобы отдохнуть, развеяться. Может это и оправдано, но давать себе отдыхать в одиночестве нужно не только в отпуске, а каждую неделю. Сходить к друзьям, подругам, магазинам. От детей тоже супруги могут отдыхать иногда, сходить в ресторан, в гости. Но главный отпуск проводить с семьей.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Быть родителем - это здорово! Но те из нас, у кого есть дети, наверняка знают, что это не всегда легко. Чтобы дети были хорошо воспитаны, образованы, приспособлены к жизни, нужно уделять этому достаточно времени и сил. Рядом с детьми мы понимаем, что и сами не всегда знаем, как себя вести в той или иной ситуации.

Мы в сайт решили разобраться в самых распространенных проблемах детского поведения, которые часто беспокоят родителей и которые ни в коем случае нельзя пускать на самотек.

Покрывательство

Порой дети боятся рассказывать о том, что стали свидетелями чего-то плохого, потому что думают, что у них будут неприятности из-за этого. Некоторые дети намеренно замалчивают подобное, чтобы проучить или добиться одобрения . Другие действительно считают , что таким образом они делают лучше, помогают другим.

Решение: ребенку необходимо объяснить разницу между болтливостью и бдительностью. Нужно спокойно выслушать ребенка, не осуждать, помочь разобраться в ситуации и решить проблему.

Соперничество между братьями и сестрами

Порой родители сами провоцируют подобные конфликты, навешивая на детей ярлыки (например, что один из них умный, красивый, спортивный) или делая кого-либо из братьев или сестер своим любимчиком.

Решение: выясните корень проблемы и запретите причинение физической боли. Помогите детям почувствовать себя настоящей командой, научите их справедливо разрешать конфликты. Объясните, что важно уважать чувства друг друга. Постарайтесь регулярно проводить время наедине с каждым из детей, это поможет поддерживать теплые связи в семье.

Кража

Ребенок может начать присваивать чужое от недостатка внимания от друзей и семьи, из-за сильного желания владеть понравившейся вещью, от недостатка развития нравственных представлений и воли.

Решение: важно ваше отношение к случившемуся. Сохраняйте спокойствие. Если ваш ребенок взял чужое впервые, узнайте, почему он это сделал, объясните, что так делать категорически нельзя, и попросите его вернуть (или оплатить) вещь и извиниться. Если это повторяется раз за разом - обратитесь за профессиональной психологической помощью. Иначе может закрепиться стойкая привычка.

Неуважительное отношение к окружающим

Неуважительное поведение может проявляться не только у подростков, но и у детей в возрасте от 2 лет. Младшие дети часто повторяют то, что увидели по телевизору, либо копируют взрослых или старших братьев и сестер, потому что считают это нормальным.

Решение: разберитесь, что является причиной подобного поведения. Научите детей правильно выражать свои эмоции и желания и сохранять спокойствие; уметь слушать. Если ребенок ведет себя вызывающе - лишите его привилегий, которыми он пользуется.

Обман

Большое значение имеет возраст ребенка. Ведь у детей до 7 лет, как правило, просто очень активное воображение. Среди причин лжи эксперты называют стремление избежать неприятностей, потребность во внимании, страх авторитарных родителей или стремление получить желаемое.

Решение: сохраняйте спокойствие.Объясните ребенку важность честности и доверия в отношениях. Продумайте адекватное наказание, которое покажет ребенку, что ложь недопустима. Если обман становится для него нормой, это может быть признаком более серьезной проблемы - необходимо работать в этом направлении со специалистом.

Хныканье

Это сигнал о том, что не удовлетворена какая-то потребность ребенка. Прежде всего убедитесь , что с ребенком все в порядке. Также ему может не хватать вашего внимания или что-то тревожить . Таким способом дети могут добиваться желаемого , если родители проявляют нерешительность или предъявляют слишком завышенные требования.

Решение: постарайтесь принять бесстрастное выражение лица. Напомните ребенку, чтобы он говорил обычным голосом. Если такое поведение становится постоянным, нужно разобраться, что происходит в семье, возможно, обсудить это с ребенком, чтобы он почувствовал, что он также ее часть.

Грубые манеры

Нас может поражать, почему дети чавкают или не проявляют элементарного уважения по отношению к окружающим. Возможно, вы удивитесь, но такие манеры закладываются именно в семье . Слова «пожалуйста», «спасибо», «извините», как и самые простые правила поведения за столом, - вполне разумные ожидания.

Решение: не давите на детей, когда обучаете их манерам, а почаще напоминайте им о том, чтобы они были внимательны к другим людям. Также важно родителям и близким правильно вести себя, потому что дети повторяют то, что видят.

Родительское собрание на тему

«Компьютер и его влияние на здоровье человека»

Аннотация

Сценарная разработка поможет при организации и проведении родительских собраний в образовательных учреждениях. Необходимо осознать, что обучение детей навыкам вести здоровый образ жизни, правильно относиться к работе за компьютером - это ответственность, которую должны разделять между собой учащиеся, родители и педагоги. В этом сценарии дается полностью разработанная программа для проведения родительского собрания с обсуждением проблемы негативного влияния ЭВМ на здоровье человека. Применение данного сценария актуально на любой стадии учебного процесса и для обучающихся, использующих в своей учебной и неучебной деятельности.

Цель проведения родительского собрания:

Профилактика заболеваний, связанных с работой на компьютере

Задачи:

Формирование потребности здорового образа жизни и понимание значения здоровья для развития гармоничной личности,

Помочь родителям осознать необходимость бесед с ребенком об опасном влиянии компьютера;

Информировать детей и родителей о вреде и пользе компьютера,

Развивать осознанное негативное отношение к вреду компьютера.

Форма проведения : круглый стол.

Оснащение : компьютер, презентация, монитор компьютера, .

Эпиграфы:

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Аристотель

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.

Генрих Гейне

Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование.

Чарльз Дарвин

Структура родительского собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

II. Пресс-релизы. Сообщения учеников

III. Презентация: «Влияние компьютера на здоровье человека»

IV. Анкетирование

V. Выступление врача

VII. Заключительное слово классного руководителя.

Ход родительского собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Учитель: Сегодня в современном мире персональный компьютер из роскоши уже давно превратился в одну из самых важных вещей в доме практически каждого человека.

Не стоит игнорировать тот факт, что несмотря на весь тот вклад, который вложила компьютерная техника в развитие цивилизации, она также оставила "тёмный" отпечаток на здоровье человека. Именно поэтому, родители, приобретая компьютер, планшет и тп. вещи, вне сомнения, очень полезные - должны понимать, что на их плечи ложится ответственность за то, какое влияние может оказать эта техника. Существует ли вред, и чем он может быть так опасен? Дискуссии по этому поводу ведутся долгое время и на сегодняшний день известно как минимум три основных вида негативного влияния компьютера на человека и его здоровье.

Можно сделать вывод, что компьютер – это незаменимая вещь, без которой обойтись сегодня практически невозможно. Однако компьютер может быть и полезным и вредным. Изучая проблему влияния компьютера на здоровье человека, очевидным становится тот факт, что средства информационных технологий оказывают негативное воздействие на организм. Более того, «общение» с умной машиной требует четкой установки рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий. Хорошо то, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.

Компьютер в жизни ребенка имеет огромное значение - помогает в учебе, для дошкольников – на компьютере можно рисовать, играть. Вот только вопрос, какие это будут игры? Большинство игр, которые сейчас можно встретить в интернете оказывают отрицательное воздействие и на физическое, и на психическое здоровье детей.

Первое, о чем хотелось бы упомянуть, это излучение электромагнитных волн. Это излучение вредно даже для взрослых и естественно для детей. Знайте, если Ваш ребенок постоянно просиживает перед компьютером, то ему грозят раковые опухоли, эндокринные, мозговые нарушения, снижение иммунитета. И это далеко не все последствия.

Второй момент касается психического напряжения детей. Посмотрите на ребенка со стороны, как он ведет себя, играя в компьютерную игру. Он весь в напряжении, забывает буквально обо всем, никого не слышит, порой даже кричит, а потом может даже и заплакать. У ребенка – стресс! И чем дальше, тем больше.

Но основной вред – это вред духовный. Сознание ребенка поворачивается в сторону безбожного, безнравственного мировоззрения. Пусть и виртуально, но дети учатся на компьютере убивать и не только каких-то отрицательных героев, различных монстров, чудовищ, но и друг друга.

VI. Выступление психолога. Уход от реальности

В своей жизни человек чувствует естественную потребность в освобождении от ежедневных забот, проблем и неприятностей. Компьютерные игры - это наиболее легкий и доступный способ моделирования другого мира или жизненных ситуаций. Компьютер предоставляет возможность пожить в иной реальности, без проблем, и где нет учебы, которую нужно посещать ежедневно и т.д. В этом смысле может показаться, что компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии. Однако зачастую дети злоупотребляют уходом из реального мира, теряя чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера. В ходе различного рода исследований было установлено, что чем больше проблем у ребенка в жизни, тем он с большим рвением погружается в виртуальную среду. Компьютерная зависимость присуща людям с тонкой ранимой психикой. Когда они включают компьютер, дети мгновенно погружаются в ирреальный мир, где становятся свободными и беззаботными. Со временем развивается привыкание к компьютеру. Врачи давно уже отметили, что частые световые мелькания отрицательно сказываются на ритмах головного мозга. Удовольствие достигается простым возбуждением соответствующих структур в головном мозге, это оказывает расслабляющее влияние на личность и действует как наркотик, такие дети ни чем другим не интересуются.

«Дети онлайн» Социальные сети

Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми , это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей. Подростки и социальные сети - проблема ли это? Уважаемые родители, поднимите руки те, чьи дети являются активными пользователями социальных сетей? Как вы к этому относитесь и считаете ли это проблемой? наши дети растут и взрослеют в виртуальном пространстве, несмотря на все запреты и ограничения. Сегодня поздно, да и глупо отрицать влияние всемирной сети на детей. Пора подумать о правильном ее использовании в воспитании подрастающего поколения. . (Родители приводят аргументы)

Часто тандем «подростки и социальные сети» является губительным для детской психики, а иногда и жизни. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни подростка, который легко входит в доверие и поддается влиянию.

Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях - ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире . Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются неготовы принять это.

Искусственные друзья в социальных сетях лишают подростков возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.

Родители, дети которых пропадают в социальных сетях, сталкиваются с безразличием и невниманием подростка . Ведь он считает, что именно в интернете бурлит настоящая жизнь, а разговоры с родителями кажутся скучными и бессмысленными.

А вы знаете, что делают ваши дети в сетях? Может кто-нибудь хочет высказаться по этому поводу? (Ответы родителей).

Давайте задумаемся почему наши дети сидят в социальных сетях?

Может быть им не хватает вашего внимания?

Тема «Подростки и социальные сети» довольно волнительная для большинства родителей, которым так не хватает общения с детьми. Чаще разговаривайте со своим чадом, пытайтесь его увлечь, станьте для него интересным собеседником. Тогда вам удастся заполучить драгоценное внимание подростка.

VII.Заключительное слово учителя

Учитель:

Надеюсь, уважаемые родители, после сегодняшней беседы вы будете более внимательны к своим детям, будите ограничивать их во времени работы за компьютером и просмотра телевизора и уделять им больше своего внимая.

Ирина Антонова
Консультация для родителей «Детям не хватает внимания»

ДЕТЯМ НЕ ХВАТАЕТ ВНИМАНИЯ

В 99 случаях из 100 причиной не пocлушания, непонимания, истерик и других сложностей в отношениях между родителями и детьми , является не ребенок, а родители .

Если ребенок вас не слушается, причина в вас, а не в ребенке. Вам нужно разобраться именно в вашем поведении, а только потом подумать, чем можно помочь ребенку.

Итак, самая первая и главная причина - нехватка внимания . Как бы банально это не звучало. Подумайте прямо сейчас, как часто вы обращаете внимание на своего ребенка , если он не кричит, не устраивает истерики, полностью действует так, как хотите этого вы? Обычно на таких детей мало обращают внимания . Ребенок чем-то занят, мама или папа занимаются своими делами. Это самая простая ситуация, которая всех устраивает, прежде всего родителей .

Сегодня очень трудно уделять ребенку много внимания и времени . Родители обычно много времени проводят на работе. Тем не менее, не нужно проводить 24 часа в сутки с ребенком для того, чтобы он получил столько внимания , сколько ему нужно. Просто станьте для него другом, человеком, который любит его при любых обстоятельствах, и чтобы не произошло. Станьте тем, кто по-настоящему любит, ценит и поддержит в любой ситуации.

Для детей самое важное и ценное - чтобы их любили. Растения тянутся к солнцу для того, чтобы жить. Также и наши дети, тянутся к тем, кто искренне любит их и ценит. Поэтому если вы не на словах, а на деле покажете им свою любовь, преданность, теплоту и заботу, они никогда не совершат поступка, который может вас огорчить. А принимая важное для них решение, они в первую очередь будут советоваться с вами, а не с друзьями.

Многие считают и учат людей, которые еще на стали родителями , что жизнь после появления в семье ребенка никак не меняется. Это в корне неверно. С появлением в вашей жизни нового человечка изменяется все. Все, что раньше было на первом месте уходит на второй план. Ближайшие 15-18 лет самой главной заботой в вашей жизни являются дети.

Дети - это самая большая радость, но вместе с тем, самая большая ответственность. Дети - это то, что останется с вами навсeгда. Друзья, работа, мысли и убеждения, даже супруг или супруга могут приходить и уходить, дети же остаются навсeгда!

Самое сложное в воспитании и уходе за детьми - отказаться от некоторых, а иногда многих занятий, которые были важны для вас раньше. Постепенно вы откажетесь от всего того, что расходует ваше время.

Многие супружеские пары, особенно те, кто прожил долгую совместную жизнь до появления на свет ребенка, считают, что можно совмещать развлечения, хобби, вести активный образ жизни, как и прежде, и быть прекрасными родителями .

Это заблуждение. Да, без детей вы можете путешествовать, общаться неограниченное время с друзьями, подругами, родственниками, заниматься любимым хобби и прочее. Но когда появляется ребенок, наступает если не конец этому всему, то, по крайней мере, временное затишье. Это абсолютно нормально и естественно.

На самом деле, с момента рождения ребенка, ваша жизнь меняется. Все дела переходят на второй план. Прежде всего, вам теперь нужно заниматься ребенком. Вы и только вы на 99% влияете на его характер, развитие, чувства и эмоции, в целом на то, как сложится вся его будущая жизнь.

Каждый ребенок, и ваш - не исключение - нуждается во внимании . Это прописная истина, но немногие родители это понимают . А кто-то просто забывает.

Внимание со стороны родителей - такая же потребность каждого ребенка, как потребность в еде и прогулках на свежем воздухе. Уделяйте ребенку как можно больше внимания . Каждый день! Каждую свободную минуту!

Как же дать столько внимания , сколько нужно ребенку?

Конечно, само собой напрашивается ответ - увеличить количество внимания . Легко сказать, но трудно сделать! Да и как определить этот уровень?

Мы все работаем, у нас много дел, и у мужчин и у женщин. Миллионы женщин во всем мире ежедневно ходят на работу, готовят завтрак, обед и ужин, стирают и гладят, убирают. Найдется еще тысяча дел, которые непременно нужно сделать!

1. Заведите привычку с сегодняшнего дня уделить каждому своему ребенку 15-30 минут времени в течение ближайших 90 дней. Не просто включить мультфильм и уйти на кухню, а прочитать сказку, вместе порисовать, полепить, вместе приготовить кушать, выслушать ребенка, рассказать о том, как прошел ваш день. Сходите в театр, кино, на каток, в парк. Сходите всей семьей! Вы сами не заметите, как это 15 -30 минут каждый день кардинально изменят вашу жизнь и ваши отношения с ребенком! Вы будете испытывать неимоверное счастье и гордость за то, что делаете. Ведь только 15% родителей уделяют 30 минут в день на общение со своим ребенком! Будьте лучше других 75%!

Встаньте в один ряд с лучшими родителями планеты !

2. Планируйте свой день таким образом, чтобы хватало времени и на работу и на семью. Делайте каждый день сначала дела, относящиеся к этим двум сферам вашей жизни, а уже потом занимайтесь остальным.

3. Самое важное, что у вас есть - ваши семья и дом. Проводите как можно больше времени дома со своими близкими.

На работе главное - качество, дома - количество!

4. Всегда проводите свободное время с пользой. Например, когда едете с ребенком в машине, я не включайте плеер. Намного важнее поговорить с ребенком о его чувствах, планах, событиях в его жизни, чем послушать любимую песню или новости по радио.

5. Когда ребенок хочет что-то вам сказать, слушайте его внимательно . Вместо попытки слушать в пол уха, повернитесь к нему, оставьте все свои дела и слушайте внимательно ! Не делайте вид, что слушаете, а именно слушайте.

6. Всeгда ездите в отпуск всей семьей. Многие хотят отдохнуть от близких в отпуске. Да, есть доля логики в этом. Но! Отдыхайте от всех, то есть проводите время наедине с собой регулярно. Для этого сделайте правилом в вашей семье два раза в неделю на 1-2 часа освобождать мужа (жену) от всех забот, и также поступайте сами. Проводите два раза в неделю время с собой и для себя. Погуляйте, сходите с подругой в кафе, сходите за покупками, в бассейн и т. д. А отпуск проводите всей семьей. Конечно, многие родители хотят отдохнуть от детей и побыть наедине друг с другом. Также делайте это регулярно и не привязывайте это к отпуску.

Итак, самая распространенная причина плохого поведения - это борьба за внимание родителей . Как только ребенок начинает себя плохо вести, родители сразу же отвлекаются от своих важных и нужных дел и бросаются воспитывать дитятко. Если ребенок не получает нужного количества внимания , единственным способом заслужить это внимание он видит в непослушании.

Ребенок нуждается в вашем внимании также сильно , как в еде или сне. Это нормальная потребность, которая просто необходима ему для нормального рос

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Читаем детям» Консультация для родителей «Читаем детям» Подготовила: Казеева Е. Ю. Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте,.

Консультация для родителей «Чтение детям» «Привить ребёнку вкус к чтению – это лучший подарок, который мы ему можем сделать» (С. Лупан). «Книги- это корабли мысли, странствующие.

Консультация для родителей «Детям о ПДД» Консультация для родителей «Детям о ПДД» Ермолаева О. Л. Консультация для родителей «Детям о ПДД» Уважаемые, взрослые! Помните! Ребенок.

Консультация для родителей «Детям о рождестве» Рождественский вечер – особенный, он возвращает взрослым веру в чудо, а детям открывает новый удивительный мир. Знакомимся с историей праздника.

Память - одно из самых удивительных и загадочных психических процессов. Сущность этого феномена современной наукой до сих пор не раскрыта.

Как-то летом у нас на даче гостила немецкая семья. Сабина, Гернет и 3-х-летний Роберт. Вот у них я и "подглядела" замечательное семейное правило, которое, до этого знакомства, мы у себя не применяли.

Жан Ледлофф

Должна ли мать всегда удовлетворять потребности малыша в ее присутствии и внимании? Есть опасения, что излишнее внимание ведет к избалованности.

Эволюция снабдила младенцев сигналами и жестами, которые обеспечивают здоровое развитие, и разумнее всего на них реагировать. Будучи родителями, мы должны следовать своему импульсу спешить к своим малышам, когда они плачут, улыбаться им в ответ, разговаривать с ними, когда они лепечут, и т. д. Младенцы биологически готовы к тому, чтобы направлять нас в отношении опыта, который им "необходим, и наши отношения с ними будут развиваться наиболее благоприятным образом, если мы последуем их подсказкам.

Как было показано, эту позицию подкрепляют исследования Эйнсуорт и других ученых. Привязанность годовалых малышей к родителям была сильной, если те сенситивно и быстро реагировали на сигналы своих младенцев. В домашней обстановке эти малыши плачут реже, чем другие младенцы, и относительно независимы. По-видимому, у них вырабатывается чувство, что они всегда могут добиться внимания родителя в случае необходимости, поэтому они могут расслабиться и исследовать окружающий мир. Конечно, такие младенцы следят за тем, где находятся родители; система привязанности слишком сильна, чтобы быть полностью выключенной. Но даже в новой обстановке они не проявляют чрезмерного беспокойства по поводу присутствия матери. Напротив, они используют ее в качестве надежной отправной точки своих исследований. Они отваживаются отходить от нее, чтобы изучить окружающую обстановку, и несмотря на то, что оглядываются и, возможно, возвращаются к ней время от времени, через короткое время возобновляют свои исследования. "Эта картина, - говорил Боулби, - свидетельствует об удачном равновесии между исследованием и привязанностью" (1982,р. 338).

Родители, по словам Боулби , могут воспитать избалованного и изнеженного ребенка. Но это произойдет не в результате их излишней сенситивности и отзывчивости на сигналы малыша. Если мы посмотрим внимательно, то увидим, что родитель берет всю инициативу на себя. Родитель может добиться близости к ребенку или излить на него любовь, хочет того ребенок или нет. Родитель не ориентируется на ребенка (р. 375).

В последние годы многие родители нашли новый способ вмешательства. Они обеспечивают своих младенцев и начинающих ходить детей всевозможными видами ранней стимуляции, от развивающих картинок до компьютеров, в попытке ускорить интеллектуальное развитие своих детей. Эйнсуорт считала подобное поведение родителей нездоровым, поскольку оно отнимает у ребенка слишком много инициативы (процитировано Кагеп, 1994, р. 416).

Родители могут принести больше пользы, утверждают Эйнсуорт и Боулби, если будут давать детям возможность следовать их собственным интересам. Часто родители могут это делать, просто оказываясь доступными для ребенка, обеспечивая его надежной отправной точкой в его исследованиях. К примеру, когда маленькая девочка хочет взобраться на большой камень или окунуться в морской прибой, присутствие родителя необходимо ради безопасности ребенка и оказания помощи, если она потребуется. Но ребенок не нуждается в надзоре и наставлениях родителя. Все, что ему нужно, - это доступность терпеливого родителя. Одно это придает ему необходимую уверенность" чтобы смело осваивать новые виды деятельности и самому исследовать мир.

По мере того как дети взрослеют, они могут успешно проводить все более продолжительное время в полном отрыве от своих основных опекунов. Пятилетние дети могут уходить в школу на полдня и даже более, а подростки способны проводить недели или даже месяцы вдали от дома. Однако все мы преодолеваем жизненные трудности с наибольшей уверенностью, когда знаем, что у нас есть домашний очаг, хранимый нашей семьей или компаньонами, к которому мы можем вернуться. "Все мы, от колыбели до могилы, счастливы более всего, когда жизнь организована в виде серии экскурсий, долгих или коротких, от некой надежной отправной точки, обеспечиваемой нашим(и) объектом(ами) привязанности" (Bowlby, 1988, р, 62).

Разлучение

Боулби, как мы видели, был одним из первых, кто привлек внимание к потенциально опасным эффектам разлучения с родителями. Его работа с Джеймсом Робертсоном в начале 1950-х гг. убедила многих, что помещение маленького ребенка в больницу при редких контактах с родителями вызывает у ребенка сильные страдания, и с годами все больше и больше больниц стали разрешать матерям и отцам жить в одной палате со своими маленькими детьми.

Работа Боулби имеет также значение для подбора приемных родителей и воспитателей. Если нам необходимо переместить ребенка из одной семьи в другую, мы должны принять во внимание стадию привязанности малыша. Если возможно, наиболее разумным, по-видимому, будет помещение малыша в постоянные домашние условия в течение первых нескольких месяцев жизни, до того как он начнет направлять свою любовь на какого-то одного человека. Разлучение, скорее всего, будет наиболее болезненным в возрасте между 6 месяцами и 3-4 годами. В это время у ребенка интенсивно формируются привязанности и отсутствуют независимость и когнитивные способности, позволяющие справиться с разлучением в адаптивной манере (Ainsworth, 1973).

Интернатская депривация

Как отмечалось, Боулби также одним из первых привлек внимание к потенциально вредным последствиям воспитания в детских домах. В начале 1950-х гг. он заметил, что во многих детских домах контакты между детьми и взрослыми настолько редки, что дети неспособны привязаться к кому-либо из взрослых. Труды Боулби оказали позитивное воздействие и на эту сферу.

В 1970 г., продолжая ту же традицию, педиатры Маршалл Клаус и Джон Кеннелл стали доказывать, что обычный больничный уход за новорожденным малышом уже является разновидностью интернатской депривации. До этого в родильных домах новорожденных, как правило, держали отдельно от матерей в течение продолжительного времени. Малыш находился в детской палате, и его кормили раз в 4 часа. Эта практика служила предотвращению инфекций, но основным эффектом, согласно Клаусу и Кеннеллу (Klaus & Kennell, 1970), было лишение матерей возможности начать устанавливать связь со своими младенцами. Это особенно нежелательно потому, что первые несколько дней могут составлять "сенситивный период" в процессе формирования связи.

Клаус и Кеннелл (Klaus & Kennell, 1970, 1983) указали, что на. протяжении значительной части человеческой эволюции матери носили новорожденных на себе и в этой материнской среде у малышей проявлялись реакции и качества, которые с самого начала облегчали формирование привязанности. Новорожденные широко раскрывают глаза и оживляются на короткое время, перестают плакать, когда оказываются на плече у взрослого, радуются тому, что их нянчат, и поражают родителей своей миловидностью. Подобные реакции и качества незамедлительно пробуждают у матери чувство любви. Она любит своего малыша, который внимательно смотрит на нее, которого утешают ее объятия, который наслаждается ее грудью и который выглядит так прелестно. Тем самым, мать сразу же начинает устанавливать связь с малышом - или начинала до появления современных родильных домов.

Клаус и Кеннелл (KlauS & Kennell, 1983) указали на ряд исследований, которые свидетельствуют, что развитие протекает более успешно, когда матерям и малышам предоставляют хотя бы несколько дополнительных часов ухода во время их пребывания в родильном доме. Матери выглядят более уверенными и спокойными и чаще кормят грудью, а малыши кажутся более счастливыми. Однако критики приводят веские аргументы в пользу того, что Клаус и Кеннелл преувеличили степень исследовательской поддержки (Eyre, 1992). Несмотря на это, Клаус и Кеннелл пробудили интерес к самым ранним стадиям привязанности и оказали позитивное влияние на политику родильных домов, которые теперь разрешают более тесные контакты матери и младенца.

Дневной уход (ясли по американски)

Сейчас, когда все большее число американских матерей работают вне дома, семьи начинают обращаться за помощью в центры дневного ухода и отдают в них своих детей во все более раннем возрасте. И действительно, дневной уход за младенцами (детьми до 12-месячного возраста) стал уже вполне обычным явлением.

В некоторой степени дневной уход превратился в вопрос политический. Некоторые люди доказывают, что дневной уход поддерживает право женщин на профессиональную карьеру. Другие ратуют за дневной уход потому, что он позволяет малоимущим родителям трудиться и зарабатывать больше денег. Тем не менее Боулби (Кагеп, 1994, chap. 22) и Эйнсуорт усомнились в его полезности. Не препятствует ли ранний дневной уход установлению связи с родителем? Каковы эмоциональные эффекты ежедневного разлучения с родителями в первые несколько лет жизни?

Исследования подобных вопросов по-прежнему страдают неполнотой, но ясно, что даже младенцы, которые проводят в центре дневного ухода по несколько часов в день, привязываются прежде всего к своим родителям, а не к воспитателям из центра (Clark-Stewart, 1989). Также очевидно, что дети, которых отдают в центры дневного ухода после 12-месячного возраста, в целом не страдают от негативных последствий - при условии что дневной уход хорошего качества (осуществляется постоянным персоналом, который заботится о потребностях каждого ребенка). Но многих исследователей беспокоят дети, которых отдают в центры дневного ухода до 12-месячного возраста. У этих малышей нередко отмечается неуверенная, избегающая привязанность к своим родителям. И все-таки представляется, что этот риск можно компенсировать за счет сенситивного, отзывчивого поведения родителей и высококачественного дневного ухода (Rutter & O"Connor, 1999; Stroufe et al., 1996, p. 234-236). Беда в том, что качественный дневной уход не всегда легко найти или позволить себе.

В каком-то смысле поиск качественного дневного ухода в действительности отражает более широкие проблемы современного общества, как на это пытались указать Боулби (Bowlby, 1988, pp. 1-3) и Эйнсуорт (Кагеп, 1994, p. 415). Прежде в сельских общинах родители могли взять детей с собой на работу в поле или в мастерскую и, возможно, получали большую помощь со стороны дедушек и бабушек, тетушек и дядюшек, подростков и друзей. То было также время игр и социализации с детьми. В сегодняшнем суматошном мире иная ситуация. Родители обычно живут отдельно от своих родственников и должны воспитывать детей в одиночку и к тому же часто возвращаются домой с работы слишком усталыми, чтобы проявить настоящую отзывчивость к своим детям. Попытки выделить полчаса "качественного времени" для детей каждый вечер указывают лишь на то, какими загруженными стали родители. Таким образом, хотя качественный дневной уход может казаться желанным, в действительности родителям нужны трудовые и социальные нововведения, которые позволят им проводить значительно больше времени в общении с детьми, отдыхая и получая удовольствие от этого.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»