Что такое хрусталь и чем он отличается от стекла. ​Хрусталь и хрустальное стекло: в чем разница

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Хрусталь Хрусталь

(от греч. krystallos - кристалл, первоначально - лёд), особый вид стекла, в состав которого входит в значительном количестве окись свинца (или бария). Способы украшения изделий из хрусталя (посуда, осветительные приборы, фонтаны, архитектурные детали) - гравировка (неглубокий матовый рисунок), огранка (широкая полированная грань), резьба (глубокие борозды большей частью треугольного сечения; при частом пересечении борозд образуется сетка, носящая назв. "алмазная грань"), шлифовка. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, тщательной полировке хрусталь отражает и преломляет свет, придавая сверкание и многоцветную игру поверхности изделий (часто массивных толстостенных), обладает красивым звоном. Название "хрусталь" было дано по сходству с горным хрусталём. Наряду с преобладающим бесцветным хрусталём известен цветной хрусталь (синий, красный). Археологические находки свидетельствуют о том, что стекло, содержащее окись свинца, было известно уже в античном мире (Древний Рим), в Древней Руси XI-XII вв. и др. Изготовление посуды из собственно хрусталя (стекла с большим содержанием свинца, отделанного огранкой, резьбой - "алмазным гранением", шлифовкой) распространилось в Англии во второй половине XVII в. (Дж. Рейвенскрофт), получив мировую известность. Во Франции значительное производство хрусталя возникло в XVIII в. в г. Баккара на стекольной мануфактуре Сент-Анн (основана около 1766), где существует и поныне.

В России производство хрусталя достигло особого подъёма во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. на Петербургском стеклянном и зеркальном заводе, где стали изготовляться монументальные архитектурно- художественные изделия - большие вазы, осветительные приборы, фонтаны и архитектурные детали. К созданию их привлекались художники и архитекторы (В. В. Растрелли, Ч. Камерон, К. И. Росси, Ж. Тома де Томон, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов и др.). Хрустальная посуда выпускалась с XVIII в. также частными заводами (Мальцева в Гусь-Хрустальном, Бахметева в Николо-Пестровке). К конце XIX в. качество русской художественной стеклянной продукции, в том числе хрустальной, снижается. В советское время производство хрусталя стало вновь развиваться. Достижением восстановленного производства хрусталя в СССР было создание монументального фонтана для павильона СССР на Международной выставке 1939 в Нью-Йорке (1938, по проекту скульптора И. М. Майкова и инженера Ф. С. Энтелиса).

В 1950-70-х гг. производство хрусталя интенсивно развивается в Великобритании, Бельгии, ГДР, Польше, Чехословакии, ФРГ, Франции и др. Всемирную известность приобрели изделия так называемого скандинавского дизайна, основную роль в создании которого принадлежит финским дизайнерам Т. Вирккала и Т. Сарпанева. Лаконично чёткие по формам, эти изделия отличаются прозрачно-чистыми, лишёнными декора плоскостями. Наряду с такого рода хрусталём производится традиционный хрусталь с "алмазным гранением".

В СССР специализированное производство хрусталя организовано на Ленинградском заводе художественного стекла, цветной хрусталь выпускается на Гусевском хрустальном заводе; другие заводы (Киевский завод художественного стекла, белорусский стеклозавод "Неман", Дятьковский хрустальный завод и др.) производят изделия из хрусталя наряду с простым посудным стеклом. В Ленинграде, основном центре производства хрусталя, сложилась так называемая ленинградская школа советского художественного стекла (так называемый невский хрусталь), для которой характерен стиль торжественно-парадной, строгой, тактично украшенной посуды и сувенирно-подарочных изделий. Ряд уникальных образцов, определивших общее направление "ленинградской школы", выполнили в 40-70-х гг. В. И. Мухина, А. А. Успенский, Э. М. Кример, Б. А. Смирнов. Среди известных художников, работающих исключительно в хрустале, - А. А. Аствацатурьян, А. С. Курилов, В. С. Муратов. А. М. Остроумов, В. А. Филатов, Б. Фёдоров, Л. О. Юрген, Е. В. Яновская.

Название "хрусталь" применяется не только к свинцовому стеклу. Во второй половине XV в. в Венеции хрусталём ("кристалле") называлось высококачественное бесцветное стекло (без огранки), не содержащее свинца. С XVII в. в Чехии выпускаются толстостенные, украшенные глубокой гранью изделия из кальциево- известкового стекла, называющиеся хрустальными (так называемый богемский, или чешский, хрусталь; см. Чешское стекло).


Литература: Н. В. Воронов, Дубова М М., Невский хрусталь Очерки основных этапов развития, Л., 1984; Kдmpler F., Viertausend Jahre Glas, Dresden, 1966, Savage G., L"art du verre, P., 1968. Glassproblemer og problemglass, Oslo, 1971.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Хрусталь" в других словарях:

    Кристалл, хрусталь. Созвучие слов и морфологических элементов определяет пути «народной этимологии». Звуковое подобие часто является опорой переосмысления и морфологического переоформления чужого, этимологически неясного слова. Например, греческ … История слов

    - (от греч. krystallos). Обыкновенное стекло, в котором, вместо извести, употреблена окись свинца, гораздо плотнее и прозрачнее обыкновенного свинца. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРУСТАЛЬ… … Словарь иностранных слов русского языка

    ХРУСТАЛЬ, хрусталя, мн. нет, муж. (от греч. krystalios прозрачный камень, кристалл). 1. Стекло высокого сорта, обладающее особым блеском и способностью сильно преломлять свет. 2. Посуда из такого стекла. «Духи в граненом хрустале.» Пушкин. || То… … Толковый словарь Ушакова

    Жен., нем. чистое белое стекло, особ. граненое. Горный, самородный хрусталь, чистый, сквозистый кварц. льный, из хрусталя или к нему относящийся. Народ производит хрусталь от хрусткий, твердый и хрупкий. Хрусталик, внутренняя часть глаза, как бы… … Толковый словарь Даля

    Кристалл, пьезокварц Словарь русских синонимов. хрусталь кристалл (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    хрусталь - ХРУСТАЛЬ, я, м. 1. Пустые бутылки, стеклотара. 2. Любая емкость, сосуд для распития спиртного. Один хрусталь на всех. Операция « хрусталь» сдача пустой посуды, обычно после попойки … Словарь русского арго

    ХРУСТАЛЬ, я, муж. 1. Стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Ваза из хрусталя. 2. собир. Посуда и другие изделия из такого стекла. Коллекция хрусталя. Стол сервирован хрусталём. Горный хрусталь бесцветный прозрачный минерал,… … Толковый словарь Ожегова

    - (от греч. krystallos кристалл) особый вид стекла, в состав которого входит в значительных количествах оксид свинца (или бария). Название по аналогии с горным хрусталем. Изделия из хрусталя, украшенные гравировкой, огранкой, резьбой, отличаются… … Большой Энциклопедический словарь


ПОЧЕМУ ХРУСТАЛЬ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕШЕВЫМ? ЭТАПЫ ХРУСТАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА:
  1. ВЫРАБОТКА - Производство хрустальных заготовок ручным выдуванием из расплавленной стекломассы. Технология выдувания стекла (хрусталь - тоже разновидность стекла) не менялась в течении тысяч лет

В работе стеклодува главное - высокое мастерство четко и слаженно работающей бригады. Стеклодув производит первичный набор хрустальной стекломассы на стеклодувную трубку (понтию)Температура стекломассы (в разных зонах печи различная от 900 до 1500 градусов) , объем, первичная толщинность стекла на трубке - определяется мастером "на глаз". Правильность набора определяет успешность или неудачу всей дальнейшей работы. Важна температура стекла вес и первичная форма. Форма заготовки для дальнейшего выдувания должна быть приближена к геометрическим пропорциям предполагаемого изделия. Баночка формируется с использованием простых ручных приспособлений.

При изготовлении средних и больших изделий стеклодув производит повторную наборку расплавленного стекла на сформированную первичную баночку. При изготовлении особо крупных изделий стеклодув подходит к набору из печи до 5 - ти раз!!! Крупные изделия выдувают бригады стеклодувов самой высокой квалификации.



после каждого набора стекла необходимо формировать необходимые параметры заготовки.



Стеклодув раздувает баночку до необходимых размеров и пропорций перед помещением ее в стекольную форму


Последний этап выдувания: в раскрывную стеклодувную форму. Готовую к продувке в форме "баночку" помещают во внутреннюю полость раскрывной формы, форма закрывается и продувается до принятия колбой геометрии внутренней полости формы.



Затем форма раскрывается и заготовка из нее извлекается, снимается со стеклодувной трубке и отправляется в печь термообработки, тоннельную ("лер") или муфельную ("опечек")


промежуточный прогрев хрустальной заготовки. Выдувание особо крупного изделия в деревянную форму

Наибольшие сложности возникают в процессе выдувания крупных изделий - здесь и сложный набор большого веса стекломассы, толщинность и геометрию выдержать труднее, и процесс выдувания в форму требует значительных усилий, занимает намного больше времени. Следует учитывать большую вязкость хрустля в процессе выработки, и то что при этом хрусталь остывает, поэтому часто приходится в процессе работы производить промежуточный прогрев (на фотографии бригада прогревает хрустальную заготовку перед окончательным выдуванием в форму. Обратите внимание на то что стеклодувная трубка гнется из за большого веса заготовки) На особо крупных изделиях хрустальная заготовка за время выдувания прогревается несколько раз. Отжиг (термообработка после выдувания) больших хрустальных изделий - длительный и энергозатратный процесс, себестоимость его также намного дороже относительно небольших изделий.


имеем технические возможности изготовления особо крупных изделий

Выдувание изделия большого размера в деревянную форму. вся бригада должна работать четко и слаженно, как единое целое. От высокой температуры стенки формы быстро прогорают, и форма выдерживает небольшое количество изделий. Права на ошибку у стеклодувов нет.


Перед помещением в тоннельную печь на термообработку изделие необходимо остудить до температуры при которой изделие не деформируется от собственного веса. Стеклодув крутит заготовку на трубке пока не очтынет до необходимой температуры.


после выдувания хрустальные заготовки снимаются со стеклодувной трубки и помещаются в тоннельную печь на термообработку время отжига составляет от 2 до 12 часов в зависимости от геометрических размеров и веса изделия


готовая к нанесению рисунка алмазной грани заготовка - "гладье"

после отжига заготовки обрезаются в нужный размер и производится обработка края (заправка) Изделие имеет габариты и форму необходимую для будущего изделия. край обрезан на нужной высоте и заправлен по горизонтальной плоскости. На одной форме можно наносить различные рисунки алмазной грани, так как они наносятся вручную мастерами алмазчиками на профильных кругах.


Нанесение рисунка алмазной грани на хрустале производится вручную Сложность рисунка и четкость исполнения зависит от квалификации мастера - алмазчика. Заготовки с нанесенными гранями необходимо отполировать. полировка может быть химческой - в растворе кислот или ручной - с применением шлифпорошков. Ручная полировка целесообразна для проведения реставрационных работ антикварных изделий имеющих большую ценность.


ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Императорский Стекольный Завод
Время производства: до 1900 г. Изделие выпускалось в большом количестве, в свободную продажу не поступало. Фужер входил в состав Дворцового сервиза парадной сервировки, которым сервировался стол для больших приемов, официальных мероприятий.
Техническое задание к Компании РУССКИЙ ХРУСТАЛЬ: подготовить предложения для серийного производства фужеров похожей стилистики и архитектуры. Фужеры должны как минимум не уступать по качеству Романовским .

Производство рукотворного хрусталя

Во времена Древнего Рима считалось что хрусталь - это изменившие свои свойства вода.

С егодня простое стекло заменило хрусталь. Крупные Российские предприятия, не выдержав наплыва дешевого товара, закрывают свои производства. Многие пытаются под видом хрусталя продавать стеклянные вещи, это такой маркетинговый ход, рассчитанный на не очень знающего потребителя.

Подарки как символ эпохи, огромные картины, скульптуры, ковры ручной работы и конечно изделия из хрусталя, такими подношениями баловали придворные чиновники своих кумиров, и все с царским размахом. Хрусталем одаривали "высокопоставленных" и в царское время, в советский период, дарят хрусталь и сейчас.

Варка хрусталя


Хрусталь тоже стекло, но в него обязательно добавляют окись свинца, который придает материалу совершенно новые свойства, это прозрачность и мелодичный звон. Помимо свинца в состав хрусталя входят и другие компоненты, например, сурьма, мышьяк. Все засыпается в огромную, с трех этажный дом, печь, в ней варится около ста тонн хрусталя.

Опасен или нет свинцовый компонент хрусталя?

Специалисты по поводу свинца поясняют так:

Когда производится варка хрустальной массы, свинец оказывается уже в химической связи с другими компонентами стекла и более выделиться уже никуда не может.

Поэтому хрустальная посуда совершенно не опасна.

Стеклодувы и конвейер


Далее за дело берутся стеклодувы. У мастеров стеклодувов все просто и слажено, мягкий стеклянный шар опускают в нужную форму из жаропрочной стали. Более сложные вещи выдувают, без каких либо заготовок. В соседнем цехе работает конвейер, ножницы автоматически отрезают кусочек расплава, который выплевывается на вращающуюся форму, порисуется, снимается и изделие готово. На конвейерах делаются чайные стаканы, стопки, небольшие рюмочки и т.д. Редкой вещью из хрусталя считается, конечно же, только изделие ручной работы.


Отжиг


Важным этапом производства хрусталя является, так называемый "отжиг" изделия - это процесс при котором температура разогретого хрусталя в течении четырех часов медленно опускается до комнатной. Если остудить стекло резко, то внешние слои отдадут тепло быстрее внутренних и фужер просто разорвет.

Гранение


Следующий этап - гранение. На этом этапе вазы, фужеры, подносы гранят - наносят клинообразные канавки. Чем глубже и острее края, тем больше преломляются и отражаются лучи света и хрусталь начинает сверкать всеми цветами радуги.

Химическая шлифовка


Дальше происходит химическая шлифовка хрусталя, в том числе и серная. Воздух в этом цехе пропитан едкими испарениями, через несколько минут начинает першить в горле. После нанесения огранки алмазная грань становится матовой, чтобы сделать ее прозрачной изделия укладываются в специальные кассеты, подвешиваются на специальной установке и поочередно окунаются, то в кислоту, то в воду. Постепенно верхний слой разъедается, и поверхность становится идеально гладкой, отполированной.

Конец 70-х в советской семье хрусталь считается признаком достатка. Предприятия наращивают темпы и объемы производства, посуда из этого материала становится массовой и как следствие качество хрусталя снижается. А сегодня в моде обычное стекло, а хрусталь если и останется эталоном изысканного вкуса, то только для любителей роскошной и дорогой посуды.

Бокалы из цветного хрусталя делают вручную.

Хрустальные бокалы ручной работы - кропотливый и трудоемкий процесс, а изготовление бокалов из цветного хрусталя и подавно. Многие, приходя в магазины, удивляются высоким ценам на цветной хрусталь ручной работы. Мы решили описать процесс изготовления бокалов из цветного хрусталя. Делаем это для того, чтобы потребитель знал насколько это тяжелый и творческий процесс, благодаря которому из рук мастеров выходят настоящие шедевры.

Начнем с того, что многие фабрики в 18 веке уже начали экспериментировать с различными добавками к бесцветному хрусталю. В то время они добивались различных оттенков, добавляя к сырью коллоидное золото или окись урана в разных пропорциях.

Сегодня технология производства бокалов из цветного хрусталя уже обкатана. Например, современные технологи знают, что добавление марганца дает фиолетовый цвет. А кобальт отвечает за синий. Добавление меди прибавляет изделию зеленые оттенки, кадмий позволяет получить ярко-красный цвет хрусталя, а кремний дает нежный розовый.

Производство цветного хрусталя

Производство хрусталя - трудоемкий процесс.

Теперь к производству. Смесь песка, поташа и оксида свинца называется «шихта». Перед ее выплавкой мастер тщательно проверяет пропорции всех составляющих, измеряет вес каждой добавки до миллиграмма, добавляет ингредиенты, отвечающие за цвет, а затем смешивает их.
Шихта плавится в печи при температуре 1500 градусов. Каждый мастер (а их несколько) отвечает за свой участок работы. Поскольку расплавленное сырье быстро остывает, вся команда должна действовать быстро и слаженно.

Первый мастер - стеклодув достает расплавленное сырье из печи, быстро выдувает из него нужную форму и снова отправляет в печь. Другой мастер (мастер - наборщик) набирает нужное количество сырья из печи и относит мастеру - прессовальщику, который, в свою очередь, с помощью шаблона придает будущему элементу изделия нужную форму.

После этого на выдувную форму наносится нужная фактура от мастера - прессовальщика и будущий бокал из цветного хрусталя снова отправляется в печь, но уже в другую. Эта печь предназначена для, так называемого, отжига. В течение полутора часов температура в печи постепенно опускается с 700 градусов до 40. Благодаря этому хрусталь приобретает прочность.

При помощи специальной горелки от будущего бокала срезается конец, где была трубка стеклодува.

На следующем этапе, при помощи специальной горелки, от будущего бокала срезается конец, где была трубка стеклодува, и изделие отправляется на контроль качества, где проверяется отсутствие пузырьков внутри хрусталя и правильность формы. Если изделие не проходит контроль, то его отправляют на бой с последующей переплавкой.

Затем бокал отправляется к мастеру - гравировщику для нанесения рисунка на грани хрусталя. Кстати, на этом этапе хрусталь еще не прозрачен, а имеет матовый цвет. Узор на него наносится с помощью маленьких абразивных кругов, а чтобы нагрев не превышал допустимых температур, весь процесс проходит под струей воды.

Далее следует несколько уровней шлифовки изделия. На первом этапе избавляются от лишних частей, заусениц, аккуратно шлифуются края бокала и ножка. И только после этого, с помощью специальных абразивных паст, бокалы из цветного хрусталя становятся прозрачными и искрящимися сказочными переливами.

Надеемся, что теперь, после прочтения донного материала, вас не будет удивлять высокая стоимость бокалов из цветного хрусталя. Теперь и вы по достоинству оцените труд художников и мастеров, которые вложили свою душу и труд в цветной хрусталь.

Хрустальная посуда

Пример классической хрустальной люстры

Изготавливают сплавлением оксида свинца PbO с кремнезёмом , соединением натрия или калия (содой или поташем) и малыми добавками других оксидов . Свинцово-калиево-силикатные стекла дороже известковых стекол, однако они легче плавятся и проще в изготовлении. Это позволяет использовать высокие концентрации PbO и низкие - щелочного металла - без ущерба для легкоплавкости. Высокое содержание PbO дает высокие значения показателя преломления и дисперсии - двух параметров, весьма важных в некоторых оптических приложениях. Те же самые характеристики придают свинцовым стеклам сверкание и блеск, украшающие самые утонченные изделия столовой посуды и произведения искусства.

Хрустальное стекло

Хрустальное стекло - это свинцово-силикатное стекло, содержащее 13-23 % оксидов свинца и до 17 % оксидов калия. Из хрустального стекла производят высококачественную посуду и декоративные изделия. Оно обладает повышенными плотностью, прозрачностью, лучепреломляемостью и блеском, но меньшей термостойкостью по сравнению с другими видами стекол. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, изделия из хрусталя отличаются необыкновенно яркой, многоцветной игрой света. Обладают красивым звоном. Хрусталем называется также высококачественное венецианское и чешское стекло. Стиль художественного стекла (хрусталь) - торжественно-парадный, сувенирно-подарочный. Способы обработки изделий из хрусталя: гравировка , огранка , резьба , шлифовка .

Добавление оксида свинца к стеклянной массе практиковалось ещё на заре стеклоделия, в древнем Египте и Месопотамии . Тем не менее, хрусталь в более или менее современной форме был получен только в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом (George Ravenscroft).

Производители хрусталя

Действующие заводы в России

  • Дятьковский хрустальный завод , Дятьково
  • Гусевской хрустальный завод , Гусь-Хрустальный
  • Бахметьевский хрустальный завод, Никольск

Действующие заводы в Белоруссии

  • Стеклозавод «Неман» , Берёзовка

Закрытые заводы

  • Ленинградский завод художественного стекла ; производство закрыто 29 января 1997 года .
  • Завод «Красный Гигант» , Никольск ; производство закрыто с конца 2008 года .
  • Хрустальный участок Таганрогского металлургического завода , Таганрог ; производство закрыто в конце 2012 года .
  • Борисовский хрустальный завод им. Ф. Э. Дзержинского , Борисов закрыт


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»