Зинкевич евстигнеева песочная терапия. История. мелкой моторики рук)

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик нз стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 5Ох7Ох8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты “любовно” называют ящик с песком “подносом” - по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.

Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”.

3. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:

Человеческие персонажи

Здания: дома, школы, церкви, замки

Животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

Машины: сухопутные, водные, космические, боевые

Растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

Постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота

Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.

Символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

Сказочные герои: злые и добрые

Религиозные предметы и сувениры

Живая зелень и пр.

Домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей “коллекции”. Сбор оборудования для игр не будет для Вас обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет Вам в этом (фигурками из “Киндера-сюрприза”, деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Теперь, у Вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по Стране Песочных Игр.

Первая глава нашей книги посвящена ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

Вторая глава поведет Вас в страну ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.

В третьей главе описаны ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что “делает” бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; увидите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в Детский Мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.

Серия "Ребенок и взрослый XXI века"

Татьяна Грабенко Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

чудеса на песке

Методический практикум по песочной игротерапии

Санкт-Петербург 1999

Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т.

Чудеса на песке. Методический практикум по песочной

игротерапии. - СПб.: «Златоуст», 1999. - 80 с.

Рецензент: Л.А. Нисневич, доцент Института специальной

педагогики и психологии Международного универ­ситета семьи и ребенка им. Р.Валленберга

Зав. редакцией: А.В. Голубев а, канд. филол. наук

Редактор: И.В. Евстратова

Корректор: Г.А. Седова

Художник: Р.И. Ш у с т р о в

Оригинал-макет: Л.О. П а щ у к

Книгу «Чудеса на песке» авторы адресуют родителям, педагогам и пси­хологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребен­ка через игру, близкую и понятную ему. Рекомендациями авторов можно воспользоваться для работы как с дошкольниками, так и с млад­шими и старшими школьниками.

Перепечатка всей книги, а также отдельных частей запрещена. Всякое коммерческое использование данного издания возможно лишь с ведома авторов.

© Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., текст, 1999. © Шустров Р.И., иллюстрации, 1999. © АОЗТ "Златоуст", 1999.

Подготовка оригинал-макета: издательство "Златоуст".

Подписано в печать 21.04.99. Формат 60x90/16. Печ.л. 5. Печать офсетная.

Тираж 1000 экз.

Издательство "Златоуст": 191011, С.-Петербург, Инженерная ул., 13, зал 29. Тел. 7-812-315-25-12, факс 7-812-314-09-20, e-mail: [email protected].

Отпечатано с готовых диапозитивов в издательски-полиграфической фирме "Береста". С.-Петербург, ул. К.Томчака, 28. Тел. 298-90-00.

Авторы выражают искреннюю признательность своим семьям за проявленное сотворчество, терпение и «героизм», а также Ларисе Виноградовой - директору школы-интерната N 20, Надежде Кравцовой - директору Центра «Симба» за содействие в творческих экспе­риментах.

Огромное спасибо Людмиле

Нисневич за ценные советы

и методическую помощь

и Дмитрию Фролову за

очаровательный

стихотворный

материал.

Об авторах

Грабенко Татьяна Михайловна -

дефектолог (сурдопедагог, логопед), игротерапевт. Ведущий сотрудник Ин­ститута сказкотерапии, преподаватель Института специальной психологии и педагогики Международного универ­ситета семьи и ребенка им. Р.Валлен-берга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фоне­тической ритмике, лауреат Премии мэра, победитель многих конкурсов педагогического мастерства.

Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмит­риевна - доктор психологических наук, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии «Комплек­сная сказкотерапия», ректор Институ­та сказкотерапии.

Проходила профессиональную подго­товку у лучших психотерапевтов: по техникам креативной терапии (д-р Р.Гарднер; 1995, 1997), по основам по­веденческой терапии (д-рХ.Зенг; 1994), по технологии данс-терапии (д-р

М.Бергер; 1995), по технике песочной терапии (д-р Д.Бержер; 1996, 1997), по игротерапии (М.Кондратова; 1997).

М ногие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одни говорят - еще в утробе матери; другие - не учи­те вообще, школа научит; третьи посоветуют отдать Вашего любимца в руки грамотных специалистов как только он нач­нет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.

Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действи­тельно, ребенок начинает познавать мир, находясь в утробе ма­тери. Причем учеными установлено, что основой этого процес­са является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: «Кожей чувствую». Появившись на свет, ребенок ак­тивно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть про­цесс САМООБУЧЕНИЯ. Может, все чаще Вам приходится слы­шать от специалистов фразу: «Главное, ребенку не мешать!»

«Как не мешать? Чем я могу ему помешать?» - задаете Вы себе вопрос. Оказывается, помешать можно, если подходить к ребенку со взрослыми мерками. Как же этого избежать?

Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размажут ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать на зуб; но главное - их просто тянет к тому, что НЕЛЬЗЯ. Безусловно, все это доставляет взрослым множе­ство хлопот. И мы ВЫНУЖДЕНЫ, как заботливые родители и педагоги, ставить перед ребенком череду запретов. Так кирпи­чик за кирпичиком растет и крепнет «Стена Плача», отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.

Как же сохранить связь между нашими мирами: предоста­вить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе, направлять, не ограничивая? Давайте отложим на вре­мя эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему ВНУТРИ каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое;

ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом ощущать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с пес­ком.

С каким упоением дети парят супы и каши из песка и кор­мят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку на маму, ложку за папу» и др. Именно на песке строится пер-в жизнидом, сажается дерево, создается «семья». Все это - Мир Ребенка, и котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.

Теперь, наверное, Вам легче будет ответить на вопрос: ког­да и как начинать обучение ребенка. Быть может, тогда, когда Вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к про-цессу его саморазвития. Надеемся, что наша книга поможет Вам

Введение

то из нас в детстве не играл в куличики? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом

происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочни­цы с педагогической стороны.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя кар­тины из песка, придумывая различные истории, мы в наибо­лее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную душу, раскрывая своего Внутреннего Ребенка.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Часто на наши вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие работники отвечают: «Пе­сок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как ле­том, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству пе­сочной терапии, в основе которой лежит спонтанность прояв­ления индивидуальности ребенка в песочных играх.

Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Гус­та вом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очи­щает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В иг-роном помещении созданного ею Лондонского института детс­кой психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный пес ком, а другой-водой, и формоч­ки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробку с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловен-фельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции песочной терапии (или «sand play») занимались, в основном, представители юнги-анской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возмож­ности песка до недавнего времени практически не исполь­зовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана сис­тема песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Основные принципы игр па песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в кото­рой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, прояв­ляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возмож­ностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказоч­ной форме; И(исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геомет­ рических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и уси­лить положительную мотивацию к занятиям и личностную за­интересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных си­ туаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный пе­реход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, ока­завшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто пред­лагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он на деле убеж­дается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.

Что нужно для игры в песок?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или ин­дивидуально, его размер - 50x70x8 сантиметров. Такой раз­мер ящика соответствует оптимальному полю зрительного вос­приятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» -

по бокам его могут быть ручки для удобства транспорти­ровки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятель­ность. Однако не беда, если Ваш ящик будет из другого ма­териала.

Дли занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашива­ются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прока-ливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком круп­ным пли слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую линию гори­зонта.

3. Коллекции миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:

    человеческие персонажи;

    здания: дома, школы, церкви, замки;

    животные: домашние, дикие, доисторические, морские и пр.;

    машины: сухопутные, водные, космические, боевые;

    растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;

    постройки: мосты, ограды, в орота, порталы, загоны для скота;

    естественные предметы: ракушки, неточки, камни, кос­ ти, яйца и пр.;

    символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;

    сказочные герои: злые и добрые;

Религиозные предметы и сувениры; живая зелень и пр.;

Домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, бол­тики и др.;

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различ­ные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямо­угольники, пирамиды и др.).

Слоном, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей «коллекции». Сбор оборудо­вания для игр не будет для Вас обременительным, так как се­годня каждый ребенок поможет Вам в этом (фигурками из «Киндер сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок образов, их можно вы­лепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Теперь у Вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребен­ком в увлекательное путешествие по (/гране Песочных Игр.

Первая глава нашей книги посвящена ОБУЧАЮЩИМ иг­рам. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

Вторая глава поведет Вас в страну ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.

В третьей главе описаны ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнае­те о том, что «делает» бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; уви- дите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в детский мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.

Итак, в путь!


Глава 1 Песочные уроки (обучающие игры на песке)

Просто сыграем, как делают дети, Что «вне игры», то для них - мишура, Это сладчайшее дело на свете - Общая наша игра!

еред Вами песок. Естественное желание - погру-зить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцами, чувствуя при этом тепло соб-

«Чувствительные ладошки»

(Игры, направленные на развитие

Тактильно-кинестетической чувствительности и

Мелкой моторики рук)

ак Вы уже знаете, тактильная форма ощущений шляется наиболее древней для человека. Это ощу пения, которые мы получаем через кожу: горя-

чее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Они помогают нам узнать, насколько удоб­но мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движе­нии. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связа­ны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.

Серия игр «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по оче­реди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней сто­роной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и при­слушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощу­щениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) пес­ка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребе-нок в точности воспроизводит ваши слона, передавая свои ощу­щения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он

научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. По­старайтесь не навязывать ему своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно дер­жать так руки. А тебе?» Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить, что лучше сделать, чтобы их изменить. Мо­жет, подвигать руками?

    Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.),

    выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

    пройтись ладошками по проложенным трассам, остав­ ляя на них свои следы,

    создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узо­ ры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождин­ ки, травки, дерево, ежик и пр.),

    пройтись по поверхности песка отдельно каждым паль­ цем поочередно правой и левой рукой, после - одновремен­ но (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).

    Поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пиа­ нино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле имеют колос­сальное значение для развития психики ребенка. Во-первых,

такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоцио­нальное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится по­нимать себя и других. Так закладывается база для дальнейше­го формирования навыков позитивной коммуникации.

Серия игр «Что же спрятано в песке?»

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменя­ется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от теска, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играю-щего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - «сапера» - откопать «мину», не дотрагиваясь до нее.

«Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помо­гать себе тонкими палочками.

Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку ■ важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе рас­копок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытает-ся догадаться, что же было закопано.

Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек и наощупь узнавать: что или кто это (вариация игры (Чудесный мешочек»), и т.п.

Любую из игр можно предлагать ребенку в форме сказки. Например:

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. За­думал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...

Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, Дракон заколдовал ее в невиданное существо и зато­чил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказоч­ной страны? Попробуй!..»

Наверное, дорогие друзья, многие из Вас в детстве делали «секретики». Каждый из Вас, наверняка, до сих пор помнит свои стеклышки, фантики, блестки, цветочки и пр. А ведь «засекре­чивать» можно буквы, цифры, геометрические фигуры.

Итак, наш малыш получил первый опыт успешного взаи­модействия с песком. А теперь можно уже начинать учиться. Безусловно, наши игры не заменят Вам и ребенку учебники, но помогут подготовить ребенка к школе, создадут базу для более органичного усвоения учебного материала. В этом по­может следующая серия наших игр.

«Песочная грамота» (игры, направленные на развитие фонематического

слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму)

ачнем с игр-сказок о звуках, а потом познакомимся с основами письма.

Серия игр «Путешествия к звукам» Путешествие в страну «А»

Есть прекрасная страна - Где принцессу зовут А,

(взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрач­ным скотчем приклеена буква А)

В море плещутся А-кулы,

(в песочнице создается море и помещаются акулята из коллек­ции «Киндер-сюрприза», на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут,

(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут,

(в песочнице появляются растения, на которых изображена бук­ва А)

Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать. ■ Привести сюда друзей, В чьих названьях - А. - Смелей!

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает ин­тонационный акцент на звук А)

Для того чтобы начать игру, взрослому придется немнож­ко подготовиться:

    отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5- 10 штук),

    наклеить на них букву А,

    подготовленные к игре фигурки расставить рядом с пе­ сочницей,

    если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисо­вать, вырезать, вылепить,

    приготовить деревянную или пластмассовую букву А или карточку с ее изображением.

Взрослый проговаривает стихотворение-инструкцию и од­новременно вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится не­посредственным участником процесса - положительная моти­вация сформирована... И тут Вы даете задание, требующее са­мостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не ме­нее 3-х слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последова­тельности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом - в конце, потом - в середине. Причем мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится нечетко. Ребенку могут помочь Ваши вопросы. Например:

«Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон и...?»

«Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и...?»

«Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?»

«Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варе­нье, малину и...?»

Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ от страны принцессы А и являет­ся ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть

с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу дру­гих героев.

Маленький комментарий. Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них - развитие фонематического слуха, то есть уме­ния слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правиль­ного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным су­ществом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его по­дачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем мы усложним ребен­ку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты ин­струкций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков.

Как Вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие «буква», хотя и использовали их в играх. Таким образом, опира­ясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое вос­приятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием, он уже узнает буквы. И начинает, на первых по­рах неосознанно, соотносить звуки и их графическое изображе­ние. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.

Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному нужно подольше задержаться в одной стра­не. Другой, схватывая все на лету, ждет новых игр, приключе­ний, знакомств. Пожалуйста, давайте познакомимся!..

" Большебратская Э.Э. - Петропавловск, 2010 г.

Пособие "Песочная терапия" Большебратская Э.Э. предназначено для психологов, учителей-логопедов, воспитателей, учителей русского языка, преподавателей ИЗО, специалистов дошкольных образовательных учреждений в качестве дополнительного методического материала.

Эта книга дает читателю представление о песочной терапии - увлекательной и для родителей и для специалистов, форме психотерапевтической работы. Материал данного пособия поможет педагогам в увлекательной форме организовать занятия по психологии, логопедии, развитию речи, ознакомлению с окружающей средой, экологии. Рекомендуется использовать элементы данных игр и тренингов, как на занятиях, так и во время прогулок, предложенный материал способствует развитию у детей познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие), интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения со взрослыми и со сверстниками.

Песочная терапия в практике

Цели занятий (соответственно предмету):

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению

4. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму

5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии

7. Снижение психофизического напряжения

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Занятие 11

Занятие 12

Занятие 13

Занятие 14

Занятие 15

Занятие 16

Занятие 17

Занятие 18

Занятие 19

Занятие 20

Список использованной литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия ». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии ». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

Книга представляет собой компактный и высокоинформативный обзор истории, теории и практики юнгианского подхода в песочной терапии как составной части терапии через искусство. Тогда как иные подходы в данном виде арт-терапии фокусируют внимание на значении используемых миниатюрных объектов, Л. Штейнхард обращается к анализу создаваемых песчаных форм, анализируя баланс природных, культурных и рукотворных элементов в творчестве клиентов. Детальное описание и анализ отдельных терапевтических случаев, наглядный иллюстративный материал, захватывающие перспективы нового подхода делают это пособие неоценимым руководством для психотерапевтов, консультантов, социальных работников и представителей других помогающих профессий, вызовут интерес каждого творчески ориентированного читателя.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 8 БЛАГОДАРНОСТЬ 12

ПРЕДИСЛОВИЕ 14 ЧЕРЕПАХА 16

ЧАСТЬ I ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Песочная терапия и арт-терапия 20

Фундамент и форма 26

Создание основы и классификация форм 33

Факторы, влияющие на создание основы 36

Краткий обзор содержания книги 40

ЧАСТЬ II ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ АНАЛИЗУ ПЕСОЧНЫХ ФОРМ

Глава 2. История и описание песочной терапии 44

История М Некоторые аспекты песочной терапии, влияющие на создание песочных форм 48

Обсуждение 65

ЧАСТЬ III АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Глава 3. Арт-терапевтический подход к творческому использованию различных материалов 68

Глава 4. Арт-терапевтическая специальность 72

Глава 5. Формы художественного творчества, связанные с песочной терапией

Рельеф, коллаж, ассамбляж, «найденные объекты» (objettrouve) 80

Глава 6. Арт-терапевтический кабинет и материалы 84

Кабинет 84

Три группы материалов для художественного творчества 85

Критерии классификации материалов 88

Глава 7. Классификация материалов в арт-терапии 100

Неструктурированные пластические материалы, используемые в арт-терапии 101

Оформленные материалы, используемые в арт-терапии 103

Глава 8. Песочница в арт-терапевтической работе 106

Песочница: метод, материал и движения 106

Песочница, изобразительное искусство и грязь 108

Создание изображений и отпечатков 112

Глава 9. Материалы песочной терапии 118

Введение 118

Песок и вода 118

Предметы песочницы 122

Используемый в песочной терапии набор предметов 127

Глава 10. Классификация материалов, используемых в песочной терапии 131

Песок и вода 131

Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии 132

Глава 11. Цвет 135

Синие оттенки: кобальт и лазурь 138

Цвет в качестве составной части живых систем.... 139

Цветовая карта для песочной терапии и арт-терапии 141

ЧАСТЬ IV СОЗДАНИЕ ФОРМЫ В АРТ-ТЕРАПИИ И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Глава 12. Визуальная экспрессия 146

ЧАСТЬ V ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

ВВЕДЕНИЕ 168

Глава 13. Поверхность песка. Создание горок и отпечатков, лепка и рисование на песке 169

Глава 14. Проникновение в толщу песка. Отверстия, тоннели, закапывание и раскапывание предметов 187

Глава 15. Использование воды. Капание мокрым песком и выливание воды в песочницу 201

Глава 16. Тактильная коммуникация с песком и ее отсутствие 211

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 217

ЧАСТЬ VI ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Глава 17. Ниспровержение коллективного 221

Глава 18. Ванда: привнесение воды в центр 256

Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита 277

Глава 20. Заключение 302

Песо́чная терапи́я - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

История

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира» Шарлотты Бюллер.

Формирование концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. В 50х годах швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

ВИДЫ ИГР:

ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; увидите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в Детский Мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ!!!

Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры - есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому мы назвали игры, с которыми, сейчас будем знакомиться, ПРОЕКТИВНЫМИ.

Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.

Строя картину из песка, ребенок переносит на песочный "лист" ландшафт внутреннего мира и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, "Маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт! Таким образом, осуществляется, если перефразировать известное явление, "круговорот переносов в природе". Сначала внутренняя реальность переносится вовне - на песочный "лист", потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.

Просто сыграем, как делают,

Общая наша игра Создать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации; способствовать развитию самооценки, обретению веры в самого себя, снятие эмоционального напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

г. Заволжье

Семинар-практикум.

Студия песочной терапии

«Чудеса на песке»

Провёл: заместитель заведующего по ВМР

Н.В. Сулейманова

Ноябрь 2013 год.

Основная цель – достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения .

Задачи:

Создать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации; способствовать развитию самооценки, обретению веры в самого себя, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песок, стекло А 4, декоративные детали, камни ракушки, магнитофон, аудиозапись звуков природы.

Просто сыграем, как делают,

Что вне игры, что для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете -

Общая наша игра!

Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок-первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Мы с вами посмотрим использование песочницы с другой стороны.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Также как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинном трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.

  1. Ящик желаний. Знакомство с песком.

Прежде чем начать работу давайте познакомимся с песком, но мы это сделаем в не обычной форме. Вы не только будете знакомиться с песком, но и узнавать, что вас ждет в этом году. Для этого у нас есть песочница желаний. - Сейчас вы будете подходить к песочнице и по одному вытягивать предметы, по предложенным, обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждет в будущем (Приложение № 1). Пожалуйста, проходите. Понравились вам предсказание песка. Ну а если понравились, значит, вы с ним подружились.

2. Материализация мечты на песке (музыкальное сопровождение).

Вы познакомились с песком, получили положительный заряд эмоций. Ну а теперь пусть каждый из вас при помощи песка и декоративных деталей материализует свою мечту. Но прежде чем начать это делать, мы с вами подготовимся. Закройте глаза, расслабитесь. Подумайте, что вы хотите больше всего на свете. Попробуйте представить свою мечту в виде образа или предмета. У кого-то это может быть семейное счастье, выигрыш в лотерею, встреча друга, путешествие в новую страну, карьерный рост или просто отдых у костра. Рассмотрите свою мечту со всех сторон, погладьте ее. Прострогайте и мысленно возьмите с собой. Мы знаем, что наши мысли материализуются. Откройте глаза и пусть каждый из вас при помощи песка на стекле материализуем свою мечту. Т.е изобразите ее в виде символов или предмета.

Участники изображают.

Вы выложили свою мечту на стекле, посмотрите на неё внимательно, зафиксируйте этот образ в памяти. Теперь каждый раз, когда вы будете думать о своей мечте, вы будете представлять в виде этого образа. И она обязательно исполнится.

3.Рефлексия.

Приложение № 1

Песочница желаний

Монета - к деньгам

Конфета - сладкая жизнь

Кристалл - исполнение желания

Ключик - приобретение недвижимости

Ракушка – путешествие

Пупсик – пополнение в семье

Кольцо – изменение семейного положение

Сердце – романтические отношения

Камушек – хлопоты

Ленточка – длинная дорога

Цветок - благополучие




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»