Роль семьи в развитии личности ребенка консультация на тему. "роль семьи в формировании личности" Формирования личности ребенка в семье

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.

Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Также семья способна создать личность или разрушить ее, укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

С первых же дней жизни у ребенка начинает формироваться структура личности благодаря близким отношениям с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками

Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка - это и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства.

Всё это позволило педагогам вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой вырастет в ней человек.

Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается. Точно так же не составит труда, пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок - зеркальное отражение друг друга.

Поскольку семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должно уделяться первостепенное значение общества и государства в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи - это залог мощного государства. Родители являются первыми воспитателями, и они имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений между членами семьи и от отношения к окружающим людям в целом, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит отношения с окружающими. Кроме того, отношения в семье влияют на дальнейшее построение карьеры человека, на выбор жизненного пути. В семье ребенок получает первый жизненный опыт, следовательно, очень важно, в какой именно семье он воспитывается: в благополучной - неблагополучной, полной - неполной.

Отсюда следует, что семьи можно подразделять по следующим типам: по структурному составу, по типу взаимоотношений. По структуре семьи бывают полные и неполные. Понятие “полная” и “неполная семья” ввел А.С. Макаренко, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. К полным семьям обычно относят и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети). Неполной обычно считается семья одинокой матери или отца с детьми.

У одинокой женщины-матери, как правило, довольно часто формируется сугубо отрицательное отношение к мужчинам, к брачной и семейной жизни, а, следовательно, и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье. Снижение воспитательных возможностей неполной семьи происходит в результате стечения ряда неблагоприятных обстоятельств, таких как длительное влияние конфликтных ситуаций на детей, напряженная психологическая обстановка, в связи с неправильным отношением членов семьи к особенностям жизнедеятельности неполной семьи, неумение выбирать педагогически целесообразный стиль воспитания, возникновение ситуаций эмоционального “голода” или чрезмерной, жертвенной родительской любви, а также нередко и аморальное поведение родителя, его низкий культурно-образовательный и профессиональный уровни, материально-бытовые трудности, слабая связь со школой.

Неполными можно считать и семьи, в которых дети живут с дедушкой или бабушкой, но без отца и матери, поскольку их родители развелись, а мать затем либо умерла, либо была лишена родительских прав за пьянство и дурное обращение с детьми, после чего старики взяли детей на воспитание. Либо мать нашла себе нового мужа или сожителя, который не пожелал заботиться о ребенке, и она сама отдала ребенка своим родителям. В этих случаях, даже если старшее прародительское поколение представлено супружеской парой, семья, безусловно, является неполной, поскольку среднего, то есть, родительского поколения в ней вообще нет. С психологической и педагогической точки зрения, дедушки и бабушки, выполняющие родительские функции, вряд ли могут заменить родителей, поскольку их роль в семье принципиально иная. Точно так же неполными являются семьи, в которых дети проживают с дядями, тетями, старшими братьями и сестрами либо другими родственниками.

Помимо этого, существуют семьи, называемые неблагополучными. Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей.

У каждого из нас детство является довольно продолжительным: чтобы маленький ребенок превратился во взрослого, самостоятельного члена общества, требуется немало времени. И на протяжении этого периода времени он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации.

Семья - первая и главная социальная группа, которая оказывает активное влияние на формирование личности ребенка. Здесь тесно переплетаются как естественно-биологические, так и социальные связи родителей с детьми. Эти связи очень важны, поскольку именно они определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Социализация -- это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей».

Являясь одним из важнейших факторов социального воздействия, а также конкретной социальной микросредой, семья оказывает непосредственное влияние на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

На протяжении очень долгих лет ведется спор о том, что же все-таки важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). К единому мнению не пришли до сих пор. Одни великие педагоги отдавали предпочтение семье в этом вопросе, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по своему содержанию, его главной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям.

С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка с момента рождения. У оторванного от родителей (а чаще - брошенного ими) и помещенного в условия дома ребенка малыша снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития (И. Лангмейер, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н. Леонтьев, С.А. Козлова), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н. Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь.

Став старше, ребенок будет понимать, оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека: «Мама требовательная, но добрая», «Папа учит меня быть смелым», «Дедушка все-все на свете знает». А на пороге жизни первые «кирпичики» в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период. И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен.

И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой» тети (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение друга, приятеля, задевает реплика прохожего, а в первые семь-восемь лет самое авторитетное - «Так мама сказала!», «Так велел папа».

Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.)

Таким образом, роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа -- прямая функция родителей. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные.

Ведение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка

1.1. Роль семьи в формировании личности ребёнка…………………………6

1.2. Родительские стили воспитания и установки…………………………..13

1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка……..22

1.4. Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания…………………...25

Заключение…………………………………………………………………………31

Литература…………………………………………………………………………..32

Введение

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).

В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.

Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).

В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка. Роль семейного фактора по сравнению с остальными, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность темы данной работы.

Цель исследования – изучить роль семьи в формировании личности ребёнка.

Задачи:

Дать теоретическое обоснование данной проблемы;

Гипотеза нашей работы заключается в том, что семейные взаимоотношение играют огромную роль в формировании личности ребенка Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

Работа состоит из введения, одной главы, заключения, литературы.

Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка

1.1. Роль семьи в формировании личности ребенка

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего по­коления. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития . В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изме­нением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер от­ношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте , базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудниче­ство и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении са­мостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; созда­ние условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-пози­тивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная под­держка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уни­кальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Ребёнок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Выступление на общешкольном родительском собрании.

Роль семьи в формировании личности.

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниям.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

- любовь умиления;

- любовь деспотическая;

- любовь откупа.

Любовь умиления - самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него скла-дывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви -

деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того,

что у ребенка с малых лет извращается представление о

добром начале в человеке, он перестает верить в человека и

человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви -л юбовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он - «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им

полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? |Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети - наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

Если:

1) ребенка постоянно критикуют,

он учится... (ненавидеть):

2) ребенок живет во вражде.

он учится... (быть агрессивным);

4/ ребенок растет в упреках,

он учится... (жить с чувством вины);

4) ребенок растет в терпимости,

он учится... (понимать других);

5) ребенка хвалят,

он учится… (быть благородным);

6) ребенок растет в честности,

он учится... (быть справедливым);

7) ребенок растет в безопасности,

он учится... (верить в людей);

8) ребенка поддерживают,

он учится... (ценить себя);

9) ребенка высмеивают,

он учится... (быть замкнутым);

10) ребенок живет в понимании и дружелюбии,

он учится... (находить любовь в этом мире).

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. В жизни есть три несчастья: смерть, болезни и угрызение совести. Счастье - это всё остальное. И большое счастье - наши дети. А вот какими вырастут дети - всё в наших руках.

Притча. Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить мудрецу добра. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая - я разожму ладонь - бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, - какая она?» - спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!».

Помните: всё в ваших руках, именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. И ещё очень важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Своё выступление хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же - никогда.

Тот лучший проповедник -

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

«Роль семьи в формировании личности ребенка».

Роль родителей в воспитании детей очень важна - именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети.

Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Ошибки семейного воспитания.У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Что же является целью воспитания?

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его жизни в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать вперёд и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!


Х1У школьная научно-практическая конференция

Секция: обществознание

9 класс, МБОУ СОШ № 20

Место выполнения работы:

г.Невинномысск, ул.Калинина 159 а,

Руководитель: Фомина Лариса Владимировна,

учитель истории МБОУ СОШ № 20.

Невинномысск, 2014
План
Введение 3-4

Основная часть

1. Формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей. 5-6

2. Формы познавательной, трудовой и досуговой деятельности. 7

3. Разновидности любви родителей к детям. 8-9


Практическая часть

1. Роль семьи в жизни ребенка по мнению родителей 10-12

2. Роль семьи в жизни человека по мнению учащихся 13-14

Заключение 15-16

Литература 17

Введение

Тема «Роль семьи в формировании личности ребенка» является актуальной , так как традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Целью данной работы - является изучение влияния семьи как фактора влияющего на развитие личности.
Задачи:
1) изучить социальную роль семьи в формировании личности;
2) исследовать особенности становления личности в подростковом возрасте;
3) проанализировать результаты проведенных исследований;

Экспериментальная база: исследование учащихся и родителей проводилось с помощью следующих методик:
1) метод опроса;
2) анкетирование;
3) кинетический рисунок семьи;
4) тест – опросник родительского отношения к ребенку

Объектом исследования является психология личности подростка, семьи и семейного воспитания.
Предметом исследования: процесс формирования человеческой личности под влиянием социальных и биологических факторов.


Гипотеза исследования: кризис подросткового возраста является важнейшим периодом формирования личности, роль семьи в этот период является решающей.

Научная и теоретическая значимость исследования: изучение влияния семьи на формирование и развития личности необходимо для изучения поведения личности.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе с учащимися школы и их родителями.


  1. Формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей.

Существуют различные формы взаимодействия педагогов и родителей, т. е способов организации их совместной деятельности и общения.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия .

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.

Родительский лекторий – способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов.

Конференция по обмену опытом воспитания детей. Может быть тематической. Её проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись на группы, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому, в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические мероприятия они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием.

2. Формы познавательной, трудовой и досуговой деятельности

С целью улучшения воспитательного процесса, в школе необходимо осуществлять организацию совместных дел родителей и детей.

Это могут быть различные формы познавательной деятельности :

Общественные форумы знаний,

Творческие отчеты по предметам,

Дни открытых уроков,

Праздники знаний и творчества,

Турниры знатоков,

Совместные олимпиады,

Выпуск предметных газет,

Заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья - эрудит», «Семейные увлечения», «Круг семейного чтения».

Формы трудовой деятельности:

Оформление кабинетов,

Бла­гоустройство и озеленение двора,

Посадка аллей,

Создание библиотеки;

Ярмарка-распродажа семейных поделок,

Выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга :

Совместные праздники,

Подготовка концертов, спектаклей,

Просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,

Сорев­нования,

Конкурсы,

Туристические походы и слеты,

Экс­курсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали:

День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения;

Игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др.

Совместная деятельность в творческих объе­динениях различной направленности, музеях и т.п.

Совместная познавательная, трудовая и досуговая деятельность способствует сплочению семьи и достижению в ней взаимопонимания.


3. Разновидности любви родителей к детям.

Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:


- любовь умиления;
- любовь деспотическая;
- любовь откупа.

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь . Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке , он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять и вдохновлять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Необходимо уважать детское желание быть хорошим и помнить, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа . Она состоит в том, что родительский долг видится родителям только в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие. Ощущение ребенка себя счастливым складывается из множества обстоятельств: отношение к нему сверстников, взрослых, успехов в учебе и в других важных делах.

Задача родителей – умело разрешить или сгладить те противоречия, с которыми неизбежно сталкивается ребенок в процессе приобретения им социального опыта, постижения законов сосуществования с окружающими. Нужно настойчиво готовить ребенка к осознанию того, что жизнь полна препятствий, преодоление которых и позволяет ощутить всю ее полноту.

Практическая часть

1. Роль семьи в жизни ребенка по мнению родителей

В жизни каждого человека семья занимает особое место, так как именно здесь с первых лет жизни ребенок усваивает социальные нормы, нормы человеческих взаимоотношений, общепринятые в семье ценностные мировоззренческие установки, тем самым, формируя свою определенную позицию в системе межличностных взаимодействий с окружающими.

В этой связи было проведено анкетирование родителей учащихся 9 в класса МБОУ СОШ № 20 (Приложение 1).

На вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что современная семья постепенно утрачивает свои позиции – беспрекословный авторитет старших членов семьи, уважительное отношение к традициям предков, бескорыстную заботу о стариках и детях и т.д.?» 41% реcпондентов ответили: «частично», 26% - «согласен полностью», 18% - «совсем не согласен» и 15% - «затрудняюсь ответить».

52% опрошенных родителей полагают, что ослабление института семьи способно вызвать духовно-нравственный кризис во всем обществе, 17% с ними не согласны и 31% затруднились ответить.

Особая значимость семейного воспитания обусловлена глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям.

В этой связи представляет интерес распределение ответов на вопрос: «Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?» Подавляющее большинство (88%) респондентов оценили свою как семью как дружный коллектив.

В среднем из всех опрошенных 57% респондентов считают отношения в их семьях хорошими, 36% - очень хорошими, 6% - не очень хорошими, 1% - плохими.

К важным социально-культурным факторам семьи относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие и благополучие всех членов семьи; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи.

Не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное, моральное единство семьи, ее трудовой характер, авторитет родителей, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей с детьми и уровень сформированности педагогической культуры родителей .

На вопрос «Как часто ваша семья собирается вместе?» 63% респондентов выбрали вариант «ежедневно», 27% - «по выходным дням» и 10% ответили «редко».

На открытый вопрос анкеты «Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи ?» получены следующие ответы:


  • Уважение к старшим, гостеприимство;

  • Уважение к старшим;

  • Новый год только в кругу семьи ;

  • Уважение к старшми;

  • Преемственность традиций в воспитаний детей;

  • Семейные праздники;

  • Дни рождения, Новый год;

  • Национальные традиции, праздники, выходные дни;

  • Семейные торжества (Наурыз, дни рождения и т.д.);

  • День рождения, Новый год, выезды на природу;

  • Знаменительные даты (годовщина свадьбы, дни рождения);

  • Вечерние прогулки, выезд за город;

  • Отмечаем дни рождения членов семьи;

  • Отпуск всей семьей;

  • Праздники;

  • Просто партнеские дружеские, доверительные отношения и все;

  • На выходных всей семьй ездим на природу;

  • Отдых всей семьей;

  • Проведение знаменательных дат, рождение детей, поминки;

  • Собираться за ужином
В ходе опроса выявлено, что мнение родителей по поводу того, кто оказывает большее влияние на воспитание девочки, разделилось: 43% считают, что это мать, 47% - оба родителя вместе, 6% - отец и 4% не смогли определиться с ответом.

Что касается воспитания мальчиков, 34% респондентов выбрали вариант «отец», 10% - «мать», 51% - «оба вместе» и 5% затруднились с ответом.

Основными причинами семейных конфликтов являются отсутствие взаимопонимания между членами семьи (42%), отказ участвовать в семейных делах, заботах (15%), нарушение этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.) (14%), разногласия в вопросах воспитания детей (12%), злоупотребление алкоголем (6%), а также другими обстоятельствами (15%). При этом всегда (12%) и иногда (43%) свидетелями конфликтов взрослых становятся дети.

Большинство (62%) опрощенных не согласны с утверждением, что в неполной семье, как правило, вырастают неблагополучные подростки; 14% - согласны и 24% затруднились с ответом.

Подавляющее большинство (69%) респондентов считают, что для того чтобы в стране было как можно меньше неполных семей, государству нужно создавать условия для семей, имеющих двух и более детей, почти треть (28%) опрошенных в высказалась за ужесточение мер наказания отцов и матерей, бросивших своих детей.

На вопрос «Что делает Ваша семья, собравшись вместе?» было эмпирически зафиксировано, что главными семейными занятиями для опрошенных являются – семейно-бытовой труд (34%); обмен впечателениями о прожитом дне (32%); совместное решение житейских проблем (31%); коллективный досуг (29%) и т.д.

Согласно результатам опроса, 41% респондентов занимаются своими детьми более 3 часов в день, 28% - от 1 до 3 часов, 9% - менее часа, 19% отдали на временное воспитание своих детей бабушкам и дедушкам, а 3% не общаются с детьми по причине развода с супругой или супругом.

Таким образом, более половины (59%) опрошенных родителей уделяют внимание собственным детям менее 3 часов в день или совсем лишены общения с ними по разным причинам.

Стоит ли удивлятьcя, что дети находят утешение в телевизоре и компьютерных играх?

Тест для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку показал, что 11% родителей все усилия направляют на то, чтобы интересы ребенка были надежно защищены. Однако, это вскоре может вызвать его протест. «Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его собственных интересов, самооценки. У него не развито умение самостоятельно принимать решения и нести груз ответственности за них». 85% родителей заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом имеет возможность проявлять свою независимость и взрослость.
4% мало уделяют внимания вопросам воспитания своего ребенка. «Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения» (Приложение 2)

Можно сделать вывод, чем больше родители уделяют внимания собственному ребенку, интересуются его проблемами, своим личным примером показывая ценности жизни, тем больше взаимопонимания они могут найти у детей и вырастить их хорошими, достойными людьми.
Роль семьи в жизни человека по мнению подростков

Было проведено исследование направленное на изучение традиций семьи. Учащимся 9 в класса было предложено изобразить традиции своей семьи в виде схематического рисунка . Анализ рисунков показал, что на первом месте Совместное проведение праздников (92%), на втором Выход на природу(86%), далее Досуг (79%), Фотоальбом (72%), Театр, выставки, музеи (66%), Уборка (57%), Чтение (49%), Династии (12%).

Также проводилось анкетирование учащихся 9 в класса.

Анализ результатов анкетирования показал, что поддержку со стороны родителей чувствуют 84% респондентов, 38% - хотели бы иметь больше самостоятельности, 42, 5% считают, что родители предъявляют высокие требования.

Конфликты случаются: редко – 56, 3%, часто - 8,1%. Происходят они по причине: слишком громкой музыки, из-за одежды, реже по поводу учебы.

Нет взаимопонимания с мамой у 9% девятиклассников.

Секреты от своей семьи имеют 28% опрошенных ребят данного класса.

Все ответили, что знакомы с материальными проблемами своей семьи.

От семьи, дети хотели бы получить в первую очередь радости общения, затем покоя и защищенности и хорошей организации быта. Большинство молодых людей хотели бы, чтобы их будущая семья была похожа на сегодняшнюю. Главное для будущего поколения: быть обеспеченными, встретить свою любовь, реализовать свои возможности (ценности названы в порядке значимости). Они считают, что их родителей заботит в первую очередь здоровье детей, затем хорошая учеба, немного - настроение и причины его изменений.

Большие нравственные переживания ребенку доставляет плохая учеба, ведь ему приходится выслушивать упреки по этому поводу и от учителей, и от родителей. Отсюда возникает нежелание ходить в школу, так как ребенок знает, что, вернувшись домой, он должен будет отчитываться перед родителями за очередную двойку. Но никакими наказаниями и угрозами нельзя заставить сына или дочь хорошо учиться. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность с усилиями педагогов могут изменить ситуацию. Необходимо спокойно разобраться, почему ребенок плохо учится, чтобы помочь ему справиться с бедой (а для него это действительно беда, которую без вашей помощи меленькому человеку не одолеть). Возвращаясь из школы домой, ребенок должен быть уверен, что там его встретят с любовью и радостью независимо от того, какие отметки стоят сегодня в его дневнике. Чувствуя поддержку и заинтересованность родителей в его успешной учебе, ребенок сам захочет учиться лучше, а не станет придумывать всевозможные способы, чтобы скрыть плохую оценку. И пусть он не станет отличником, зато будет расти честным человеком, не падающим духом из-за неудач, потому что рядом с ним всегда стояли любимые им и любящие его мудрые люди – отец и мать, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, если в этом возникнет необходимость.

Только чувство защищенности от всего враждебного, что есть в окружающем ребенка мире, делает его психику устойчивой к различным негативным жизненным явлениям.

Заключение

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»