Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Обучение кружковцев в школе

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Актуальность проблемы формирования предпосылок учебной деятельности .

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей». Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране инновационной концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. В настоящее время актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных условий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовность к школьному обучению - принятию на себя роли активного субъекта учебной деятельности. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Л.И. Божович, Л.А.Венгер, Г.М.Гуткина, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова И ДР.) На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью.

Учебная деятельность и её структура.

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализовано - с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации. Отмечено, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

Умение определять цель, способы её достижения (целеполагание);

Планирование предстоящей деятельности;

Выполнение действий по разработанному алгоритму;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Самооценка.

Предпосылки учебной деятельности и их формирование .

Как известно элементы деятельности могут формироваться только в процессе самой деятельности. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей, поэтому речь может идти только о формировании предпосылок учебной деятельности. Под «предпосылками учебной деятельности» ряд авторов понимают базовые психические функции и выражающие их действия ребенка по овладению учебно-познавательной информацией в понятиях, позволяющие ребенку быть успешным с точки зрения личностного развития, сформированость системы познавательной деятельности и умений быть субъектом взаимодействия и собственной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).

Активизация и развитие познавательных процессов;

Усвоение общего способа действий, позволяющего решать проблемно-практические и проблемно-игровые задачи;

Овладение планированием (общий способ построения собственной деятельности);

Выполнение действий по алгоритму;

Формирование операций контроля за способом выполнения своих действий;

Формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять

действия оценки.

Психолого-педагогические условия для эффективного формирования предпосылок УД.

Учебная деятельность не дается ребенку в готовой форме, и потому должны быть сформированы ее предпосылки в старшем дошкольном возрасте. Это обусловливает проблему создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению в начальной школе.

Для эффективного формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования необходимы следующие психолого-педагогические условия:

Интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка;

Основными компонентами психолого-педагогической готовности предпосылок учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки;

Сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребѐнка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

1. Рассмотрим первое условие - интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка. Интеграция игровой и учебной деятельности обусловливается не только фактом их преемственности, но и влиянием каждой из них на протекание психического развития ребенка.

В сущности, ребенок обучается с самого первого дня своей жизни. Этот процесс непрерывен, но остается неизменным одно условие: каждый последующий период вырастает из предшествующего, развитие происходит постоянно, условия для более высокого уровня создаются на предшествующих его этапах развития. Таким образом, предпосылки к определенному виду обучения закладываются на предыдущем этапе развития, в частности предпосылки к учебной деятельности «вырастают» из игровой деятельности, дошкольника (Л.С. Выготский). Соотношение игровой и учебной деятельности тесно связано с соотношением образного и логического мышления. В дошкольном периоде преобладают образные формы мышления, на этапе школьного обучения, в частности, при решении учебных задач - логические. Мышление с опорой на понятия обеспечивает ребенку систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях, мышление в образах -возможность выходить за рамки заданного, создавать и воплощать замыслы своих действий при решении учебных задач. Специально организованная деятельность старшего дошкольника, цель которой - формирование психолого-педагогической готовности к овладению учебной деятельностью, должна опираться на ведущую деятельность данного возраста - игру, последовательно включая в нее основные элементы учебной деятельности.

2. Второе условие - основными компонентами психолого-педагогической готовности к учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки. Основной единицей учебной деятельности (учебы) является учебная задача. Принятие учебной задачи рассматривается как целостное структурное образование, на которое оказывают влияние характер отношения ребенка к взрослому, мотивация, признание необходимости обучения, стремление к школьному образу жизни, уровень развития познавательных интересов, готовность к выполнению учебной задачи в соответствии с заданными условиями. Специфика учебной задачи проявляется в том, что она направляет активность ученика на овладение способами действий. Способ решения задач определенного типа считается усвоенным ребенком в том случае, если им приняты и опробованы на практике все его составляющие. Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, как показали исследования Т.С. Комаровой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, О.М. Анищенко и других, успешно проходит на специально организованных учебных занятиях. Ими выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась готовность к школьному обучению. Ещѐ одной стороной готовности к школьному обучению является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Исследованию этого новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского. Исследователи Л.А. Венгер и Л.И. Цеханская мерой и показателем готовности к школьному обучению называют умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывается ими со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Когда ребенок стремится к получению не только того или другого непосредственного или отдаленного результата, но и к обнаружению обобщенного способа решения всех задач данного типа, то это свидетельствует о его желании выявить и понять существенные связи и отношения изучаемого предмета. В процессе решения учебных задач действию контроля придается большое значение. По мнению Д.Б. Эльконина, именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как руководимый ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько желания учиться или намерением что-то сделать, сколько (главным образом) контролем выполнения действий в соответствии с образцом. Контроль тесно связан с оценкой, фиксирующей соответствие либо несоответствие достигнутого результата требованиям учебной ситуации. Вначале оценку дает педагог, он же и организует контроль. С формированием у детей самоконтроля функция оценки переходит к ним. Осуществление контроля предполагает обращение внимания ученика на содержание своих собственных действий.

3. Третье условие строится при активном сотрудничестве ребѐнка и взрослого, направленном на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности. Основу формирования предпосылок учебной деятельности составляют принципы воспитания личности, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека. Наиболее значимыми в системе педагогического взаимодействия являются ситуации сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход, поэтому личностно ориентированное взаимодействие является необходимым психолого-педагогическим условием обеспечения преемственности по формированию предпосылок учебной деятельности детей.

Результатом формирования предпосылок учебной деятельности, является достижение ребенком такого уровня развития, который в будущем позволит ему овладеть сложным типом учебной деятельности .


Информация, размещенная на сайте, предназначается служить дополнением, а не заменой отношениям между пациентом и его врачом.

Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников

Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.

Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей. Нельзя считать убедительными взгляды тех, кто считает, что учебная деятельность ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. Конечно, эти качества необходимо воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребенка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен быть. Важно помнить, что у детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка.

Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, не пригодным к применению. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. К. Д. Ушинский считал, что «ученье, взятое принуждением и силой воли» (1954, т. 2, с. 342), едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Таким образом, воспитание познавательных интересов и потребностей является первой предпосылкой формирования учебной деятельности.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

♦ Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

♦ Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

♦ Необходимо понимание важности преподносимого материала.

♦ Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

♦ Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

♦ Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

♦ Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Итак, воспитание познавательных интересов - важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественная психология опирается на положения о содержании и структуре учебной деятельности, выдвинутые Д. Б. Элькониным (1960) и В. В. Давыдовым (1986). С точки зрения этих ученых, учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели. Д. Б. Эльконин (1960) отмечает, что учебная деятельность не тождественна усвоению. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности, например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Доказано, что развитие учебной деятельности возможно прежде всего на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Поэтому второй предпосылкой учебной деятельности в ее развитом виде выступает овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А. П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой (1981), составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и т. д.

Учебная деятельность - вид познавательной деятельности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач.

Психологические исследования Н. Н. Поддьякова (1977, 1985) показывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в данном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребенок Приходит к определенному обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия.

В условиях экспериментального обучения, направленного на формирование общих способов решения определенного круга конкретно-практических задач, У детей вырабатывается умение более рационально анализировать условия новой задачи и самостоятельно находить способы ее решения.

Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия. Исследования Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой (1985) показали, что старшие дети могут не только находить рассогласование между заданными и полученными результатами, но и определять его величину и направление, а затем на этой основе успешно осуществлять коррекцию своего действия. Это говорит о том, что у детей детского возраста стихийно складываются элементарные контрольные действия. Задача же воспитателя - целенаправленно обучать детей действиям контроля.

Помимо общей направленности контрольные действия имеют особую функцию, которая определяется целями и содержанием той деятельности, внутри которой они складываются. Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием развития этого контроля являются специальные методы обучения детей приемам сопоставления полученных результатов с заданным способом действий.

Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей, можно назвать основные компоненты этой деятельности: принятие задачи; выбор путей и средств для ее осуществления и следование им; контроль, самоконтроль и самопроверка; личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.

Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер.

Учебная деятельность - вид познавательной деятельности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность лич стости, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых то и ребенка-дошкольника Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание Низким является уровень его трудоспособноститності.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума К Ушинский утверждал, что \"обучение по принуждению и силой воли\" не способствует пятым созданию развивающих условий * Поэтому воспитание познавательных интересов и потребностей является важной предпосылкой формирования учебной деятельности Ведь устойчивые познавательные интересы вызывают у ребенка желание в сказаться, постоянно получать новые знанияи нові знання.

Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

Возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

Разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

Понимание необходимости и важности учебного материала;

Связь нового материала с усвоенным ранее;

Посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

Яркость и эмоциональность учебного материала;

Положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность

Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка Умение работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования Если дети точно выполняют инструкции педагога, они воспринимаются ають от него образ действий для решения конкретно-практической задачи, а для решения группы определенных задач нужно сначала усвоить общий способ диій.


Важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач Дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, а и знания, умения, которые они при этом усваивают При решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, т.е. осознавать способ, благодаря которому получают новые знания Такое осознание стимулирует формирование у них новых познавательных действий, а соответственно, и формирование новых сложных знаний Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в новых условиях Решая подобные, но не тождественны задачи, они производят определенные обобщения, на основании которых переносят одержим образом в новые условий умови.

Обучение, направленное на формирование общих способов решения конкретно-практических задач, вырабатывает у детей умение рационально анализировать условия новой задачи, самостоятельно находить способы его в решении которой.

Еще одной предпосылкой успешной учебной деятельности дошкольников является овладение контролем способа выполнения своих действий Учебная деятельность, происходящее на основе образца действий, без сопоставления выполнение ной ребенком действия с образцом (без контроля), лишается своего основного компонента Как свидетельствуют результаты психолого-педагогического них исследований, подготовку к учебной деятельности нужно начинать с ф ормування умений контролировать и оценивать свои действия Такие действия у детей дошкольного возраста формируются стихийно целенаправленный контроль своих действий призван научить дошкольников воспитателямитель.

Дети, воспринимая и анализируя оценки, которыми взрослые характеризуют их работу, критерии, по которым сравнивают их старания и результаты этих стараний, начинают правильно контролировать свои действия, оценивать свои знания и умения У них формируются навыки самоконтроля и самооценки в выполнении учебных задач, появление которых является первым этапом овладения учебной деятельностью.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий Основным условием его развития является специальные методы обучения приемов сравнения полученных результатов с заданным способом.

Итак, основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие в них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практичных и познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий Основные компоненты этой деятельности: принятие задачи, выбор путей и средств его осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент; мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы) Структура учебной деятельности зависит от компонентов и взаимосвязей между ними.

Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Цели обучения - организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.

Субъект обучения - центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обучения.

§ стандарты;

§ программы;

§ учебники.

настоящее время чаще всего выделяют следующие составные части обучаемости:

♦ обобщенность мыслительной деятельности;
♦ осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно- логической сторон;
♦ гибкость мыслительной деятельности;
♦ устойчивость мыслительной деятельности;
♦ самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.

Наличие этих особенностей в мыслительной деятельности детей и определяет темп их продвижения в процессе обучения. А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень - более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

III уровень - начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.

Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности к обучению и Учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них характеризуется; усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их Умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают. У детей среднего дошкольного возраста обнаруживается готовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед Ними познавательных задач. Но эти задачи еще непосредственно связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и впрок. Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.

Учебная деятельность у старших дошкольников ясно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.

Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности детей позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе, и в частности к школьному обучению.

Предпосылки учебной деятельности.

Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются

важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную

направленность личности, положительно влияют на все психические

процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъём всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей.

Обухова Л.Ф. , Маркова А.К. считают, что учебная деятельность

ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга,

ответственности, дисциплинированности. Конечно, эти качества необходимо

воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребёнка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен

быть. Важно помнить, что у детей ещё очень слабо развиты произвольное

внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы

учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребёнка.

Если ребёнок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания,

усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным

отношением, остаются мёртвым грузом, не пригодным к применению. Такое

обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.

К.Д. Ушинский считал, что « учение, взятое принуждением и силой воли,

едва ли будет способствовать созданию развитых умов». Таким образом,

воспитание познавательных интересов и потребностей является первой

предпосылкой формирования учебной деятельности.

Обобщение исследований Исаева Д.Н. , Коган В.Е. , позволяет

выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы

ребёнок активно действовал, вовлекался в процесс

самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал

вопросы проблемного характера;

Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный

материал и однообразные методы его преподнесения очень

быстро вызывают у детей скуку;

Необходимо понимание важности преподносимого материала;

Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети

усвоили раньше;

Не слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает

интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны

быть трудными, но посильными;

Важно положительно оценивать все успехи ребят, положительная

оценка стимулирует познавательную активность;

Учебный материал должен быть ярким и эмоционально

окрашенным.

Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественные

психологи опираются на положение о содержании и структуре учебной

деятельности, выдвинутые Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. С точки зрения этих учёных, учебной является такая деятельность, в ходе

которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических

задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели. Д.Б. Эльконин отмечает, что учебная

деятельность не тождественна усвоению. Знания, умения и навыки ребёнок

может получать и вне этой деятельности, например, в игре, в труде. Однако

только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Доказано, что развитие учебной деятельности возможно прежде всего на

основе осознанного вычленения ребёнком способа действий. Поэтому

второй предпосылкой учебной деятельности в её развитом виде выступает

овладение детьми общими способами действий, то есть такими способами,

которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач,

выделять новые связи и отношения.

Методика обучения детей умению овладевать способами действий

разрабатывалась А.П. Усовой и её сотрудниками. Интерес к способам

выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой, составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям - способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами.

Учебная деятельность – вид познавательной деятельности самого ребёнка.

Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для её

формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкциям

педагога, они воспринимают от него способ действия для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определённого типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей

является самостоятельное нахождение способов решения практических

и познавательных задач.

Психологические исследования Н.Н. Поддъякова показывают, что дети

дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия,

но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в данном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, то есть осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже изменённых

условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребёнок приходит к определённому обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, изменённые условия.

Четвёртой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю

за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребёнком действия с образцом, то есть без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого – педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия. У детей детского возраста стихийно складываются элементарные контрольные

действия. Задача педагога – целенаправленно обучать детей действиям

контроля. Помимо общей направленности контрольные действия имеют

особую функцию, которая определяется целями и содержанием той

деятельности, внутри которой они складываются.

Таким образом, воспитание познавательных интересов – важнейшая

составная часть воспитания личности ребёнка, его духовного мира. И от того,

насколько правильно решён этот вопрос, во многом зависит успешность

организации учебной деятельности детей, овладение детьми общими

способами действий составляет психологическую основу учебной

деятельности, самостоятельное нахождение способов решения практических

и познавательных задач повышает успешность формирования у детей новых

познавательных действий, формирования новых, более сложных знаний.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип

контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием развития этого контроля

являются специальные методы обучения детей приёмам сопоставления

полученных результатов с заданным способом действий.

Posted in Детская психология

Учебная деятельность - деятельность, направленная на мыслительное развитие человека и на приобретение им новых знаний, умений, навыков или их изменения в ходе специально организованного и целенаправленного обучения .

Обучающая программа дошкольника должна реализовывать два требования:

1) должна приближать ребенка к обучению, предполагаемому школьной программой, то есть расширять его кругозор, готовность к предметному обучению;

2) быть программой самого ребенка, то есть отвечать его интересам и потребностям.

Чрезвычайно важной является мотивированность к учебной деятельности. поэтому существенное влияние на эффективность обучения оказывает уровень развития познавательных интересов ребенка. Можно выделить некоторые условия, способствующие возникновению познавательного интереса:

1) учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок имел возможность активно действовать, участвовать в самостоятельном поиске и «открытии» новых знаний;

2) учебная деятельность должна быть разнообразной;

3) новый материал должна опираться на то, что было ранее усвоено детьми;

4) необходимо, чтобы ребенок понимал необходимость и важность осваиваемых знаний, умений, навыков в собственной жизнедеятельности;

5) учебные задания не должны быть слишком легкими или слишком трудными. Одни должны быть сложными, но посильными;

6) необходима положительная оценка успехов детей;

7) учебный материал должен быть ярким и вызывать эмоциональный отклик у ребят.

Учебная деятельность возможна лишь при наличии у дошкольников общих способов действий, которые позволяют решать практические и познавательные задачи, выделять новые связи и отношения. По мнению А. П. Усовой, к ним относятся:

1) умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указанию;

2) способность отделять свои действия от действий других детей;

3) контроль за своими действиями и словами и др.

Таким образом, в дошкольном детстве идет подготовка ребенка к учебной деятельности, которая станет ведущей в младшем школьном возрасте.

Главное меню

Сущность дошкольного обучения - Страница 8

СУЩНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Обучение представляет собой специально организован­ную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (пре­подавание) , и тех, кого обучают (учение) . Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение. Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом обучения является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно .

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения ,в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями.

1. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.

2. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен»

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен : они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности

Обучение в детском саду – составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка-дошкольника.

Под обучением в ДОУ понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе.

В основе обучения , следовательно, лежат навыки, умения и знания.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки.

Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности : умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

В) УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, УРОВНИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (А. П. УСОВА) . ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 23 НОЯБРЯ 2009 Г. N 655 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФГТ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Учебно-познавательная деятельность дошкольников – это самостоятельная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений, навыков, способов действий.

Существует ряд точек зрения на определение учебной деятельности .

1. С. Л. Рубинштейна рассматривал учебную деятельность как вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

2. Анализ учебной деятельности, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно:

Учебная задача------>учебные действия------>контроль------>оценка.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной зада­че . Учебную задачу не следует понимать как задание, кото­рое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная зада­ча - это цель .

Сущность цели заключается в овладении обоб­щенным способом действий , который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Так, пе­дагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное де­рево. Основное внимание уделяется выработке умения пере­давать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного со­держания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цвету­щая яблоня», «Зимний сквер» и др.) .

Учебные действия , с помощью которых решаются учеб­ные задачи, состоят из многих различных учебных опера­ций.

Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной разверну­тости всех операций . На первых порах операции соверша­ются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализованно - с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Например, усваивая понятия ра­венства и неравенства групп предметов, ребенок выполня­ет действия с игрушками, картинками, фишками, замеща­ющими реальные предметы или их изображения. Лишь по­степенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности , формируются отдельные ее элементы .

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет) , учить освое­нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет) .

После 4 лет (средний дошкольный возраст) деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

Умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Учебная деятельность формируется под влиянием обучения.

А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности .

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень - более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

III уровень - начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.

Эти показатели отражают не возрастное развитие,а развитие процесса обучения и познавательной деятельности .

Уровни учебной деятельности /по Усовой А. П./

Высокий. Слушают указания, активно ими руководствуются, правильно оценивают сделанное, спрашивают о непонятном, до­стигают нужных результатов. Действуют осознанно, не прибегая к механическим подражаниям.

Средний. Имеющиеся признаки УД нестойки, в то же время могут обучаться. Слушают указания, придерживаются их в работе, при выполнении заданий склонны к подражанию друг другу.

Самоконтроль: сравнивают свей резуль­тат с результатом другого.

Низкий. Часто внешняя общая дисциплинированность, но обучаться еще не могут: слушают, но на слышат указаний, не руко­водствуются ими в работе, результата не достигают, к оценке не чувстви­тельны.

Как показало исследование А. П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания.

Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закре­пить успех, исправить ошибку, пополнить опыт) , а это снижает возможности его обучения.

Приказ Минобрнауки рф от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Программа) , разрабатываемая в дошкольном образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.

П.2.11. приказа указывает, что общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

- образовательную деятельность , осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) ;

- образовательную деятельность , осуществляемую в ходе режимных моментов ;

Самостоятельную деятельность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ФГТ определяют новое представление о содержании и организации дошкольного образования , а именно:

Совокупность образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

Формирование общей культуры , предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей : в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов) , самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Мотивы учебной деятельности дошкольника. - Студопедия

Педагогические условия формирования учебной деятельности дошкольника

1. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет) , учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет) .

После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются следующие элементы учебной деятельности:

Умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Умение планировать произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

2. Как показало исследование А. П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умение слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкции при выполнении учебного задания.

Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправит ошибку, пополнить опыт) , а это снижает возможности его обучения.

3. Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятиях может быть похожей, но внутренне, психологически, весьма разной.

Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок.

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь) ». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно порадовать бабушку») , а прямой целью деятельности ребенка.

Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Типы и структура занятий, обучение детей вне занятий

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ С ФГОС - VII Студенческий научный форум - 2015

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ С ФГОСДанченко Ж. В. Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Быть готовым к школе - это не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

А. Л. Венгер.

Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению - желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности.

Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря 2012г., а также в введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО.

Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. ФГОС понимает «совокупность групп требований»; соответственно «определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования - это значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте» . Одним из условий ФГОС является:

Формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;

Преемственность основных образовательных программ, структура которой включает 3 основные раздела (целевой, содержательный и организационный) .

Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров (п. 4.6) :

Овладение основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

Обладает развитым воображением…различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Достаточно хорошо владеет устной речью…у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

Может контролировать свои движения и управлять ими;

Способен к волевым усилиям;

Проявляет любознательность…способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Современная социокультурная ситуация вызвала изменения в процессе развития ребёнка, поэтому очевидна необходимость разработки научных и психолого-дидактических основ перестройки воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Вот почему возрастает актуальность исследований, направленных на выявление и изучение неисследованных возможностей дошкольников для формирования у них предпосылок учебной деятельности.

Существует очевидная необходимость подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. В процессе учебной деятельности они усваивают определённую систему знаний, умений, навыков, овладевают общими способами действий при решении практических задач. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности.

В науке сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:

В недрах игровой деятельности;

В процессе специально организованного обучения.

В представленном исследовании за основу принимается концепция Л. А. Венгера, В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, но также учитывается и положения А. П. Усовой об определённой роли обучения в формировании предпосылок учебной деятельности. Это связанно с тем, что развитии ребёнка дошкольного возраста нельзя недооценивать роль обучения.

В процессе обучения приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр.

Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т.е. игровой деятельности с её приобретениями и новообразованиями. Целью исследования являются теоретическое обоснование и практическая разработка психолого-педагогических условий формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и игровых упражнений.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников будет эффективным при наличии специально разработанной модели которая должна включать следующее:

1. Система дидактических игр и игровых упражнений познавательного содержания, построенная с учётом педагогических условий:

Обеспечение развития предпосылок учебной деятельности и познавательных представлений;

Обеспечение практической деятельности детей, их познавательной активности при решении поставленных задач;

Использование разнообразных форм организации и проведения игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности и на занятиях) ;

Создание условий для взаимодействия детей.

2. Профессиональное просвещение педагогических кадров с целью повышения их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов (анализ научной, философской, психологической, педагогической и методической литературы; нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнение) ;

Эмпирические методы (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы; опросы, педагогическое наблюдение, изучение педагогической документации и педагогического опыта) ;

Методы математической обработки собранных данных, методы оценивания и измерения.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился детский сад № 3 п. Тульского «Яблочко». Выборку составили 24 ребёнка старшего дошкольного возраста (12детей посещающих детский сад и 12 детей, не посещающих детский сад; и 16 педагогов дошкольной образовательной организации) . Исследование проводилось с 08.09.2014 года по 31.11.2014 года и осуществлялось в 3 этапа:

1. Анализ научной литературы, определение проблемы, цели, задач, гипотезы, методологии и методики исследования.

2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

3. Обобщение и систематизация материалов опытно-экспериментальной работы, оформления материалов дипломного исследования.

С целью выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности (принятие учебной задачи, выполнение учебных действий и действий самоконтроля) была разработана программа, представленная в виде подробных сценариев занятий. В подборе занятий мы опирались на «Компилятивную программу коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста» Н. А. Овсянниковой (педагог-психолог) ; Л. Ф. Тихомирова; О. Н. Земцова; Е. В. Кузнецова и И. А. Тихонова.

Эти разработки послужили основой для создания собственных сценарий с учётом потребностей и особенностей каждой конкретной группы. Ценностью программы является психологически основанная последовательность групповых занятий.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Экспериментальное исследование состояло из 3х этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На первом этапе был проведён констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. В целях диагностики использовались следующие методы и диагностические методики:

    Наблюдение, беседа. Тест С. А. Банкова.

Рисование фигуры человека по представлению;

Графическое копирование фразы из письменных букв;

Срисовывание точек в определённом пространственном положении;

3. Методика №2. Тест Р. С. Немова «Проставь значки».

4. Методика №3. Тест А. Р. Лурии «Заучивание 10 слов».

В результате проведённых всех методик на констатирующем этапе исследования по каждому ребёнку в каждой группе, мы можем сделать вывод, что количественные показатели уровня развития предпосылок учебной деятельности в контрольной группе гораздо выше, чем у детей экспериментальной группы. Дети контрольной группы посещают детский сад с младшей группы, у них лучше развита память, внимание, речь, координация мелкой моторики рук, а значит лучше сформирован уровень развития предпосылок учебной деятельности, чем у детей экспериментальной группы. В диаграмме № 1 представлены данные по выявлению предпосылокучебной деятельности у детей экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) .

Результаты экспериментальной группы убеждают нас о необходимости последовательной и целенаправленной работы с детьми этой группы по развитию предпосылок учебной деятельности.

Формирующий этап исследования проводился по 2 м направлениям: работа с педагогами и организация работы с детьми экспериментальной группы направленной на формирование предпосылок учебной деятельности. У детей формировались следующие предпосылки:

Принятие учебной задачи;

Планирование и выполнение учебных действий;

Контроль, самоконтроль.

Основными задачами экспериментальной работы было определение и реализация психолого-педагогических условий способствующих формированию предпосылок учебной деятельности.

Поэтапное формирование у детей предпосылок учебной деятельности.

Дидактически обоснованное сочетание и взаимосвязь игровых упражнений и дидактических игр на разных этапах работы.

Использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса.

Реализация дифференцированного подхода к детям с учётом степени проявления у них предпосылок учебной деятельности.

Организация взаимодействия дошкольников с педагогом и со сверстниками.

Широкое использование дидактического наглядного материала.

Развивающий характер системы дидактических игр и игровых упражнений.

Реализация комплекса психолго-педагогических условий в процессе работы с детьми позволило достичь значительных позитивных изменений в характере и уровне проявления предпосылок учебной деятельности.

Одним из значимых условий проводимого исследования явилась организация различных форм методического сопровождения подготовки педагогов к этой работе (психолого-педагогические и методические семинары, просмотр открытых мероприятий, тренинги, круглые столы, групповые и индивидуальные консультации и др.) .

Эффективность данного сопровождения отразилась на качестве экспериментальной работы с детьми, с целью выявления динамики в развитии предпосылок учебной деятельности у детей, был проведён контрольный эксперимент предусматривающий решение задач, направленных на:

1.выявление уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей экспериментальной и контрольной групп;

2.изучение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, прошедших экспериментальное обучение по вопросам формирования у детей предпосылок учебной деятельности;

3.определение эффективности разработанной программы формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

Для решения этих задач использовались следующие методы:

Тестирование детей;

Наблюдение за ними в процессе занятий и в свободной деятельности;

Анкетирование педагогов, беседа с ними;

Изучение педагогической документации (планов учебно-воспитательной работы) ;

Наблюдение за работой педагогов.

На контрольном этапе работы осуществлялись итоговые обработки результатов опытно-экспериментальной работы, использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Результат проведённых диагностических методик у детей экспериментальной группы стал несколько выше, чем на констатирующих. Ниже в таблице представлена динамика развития предпосылок учебной деятельности старшего дошкольного возраста:

Подробней www.scienceforum.ru



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»