Периоды жизни новорожденного. Период новорожденности: основные особенности и характеристика. Особенности работы различных органов и систем ребенка

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Начинается с кризиса новорожденности.

Внутренний фактор – предполагает зачатки психики, внешний фактор – связан с изменениями в условиях обитания:

1. Замена жидкостной среды на воздушную

2. Замена плацентного питания на оральный

3. Замена мышечного типа на легочный

4. Изменение освещения, температуры

У ребенка происходит физическое отделение от матери, но не биологическое.

Вид деятельности – эмоциональное общение со взрослыми.

Психическая жизнь новорожденного:

1. Преобладание нерасчлененного переживания

2. Отсутствие выделения себя из среды

3. Реагирование на сложные комплексные целые, окрашенные эмоционально (например, лицо матери).

Главная особенность то, что ребенок в первые месяцы жизни не реагирует ни на что, у него субъектное состояние.

Центральные новообразования

Л.С. Выгодский:

Индивидуальная психическая жизнь.

Которая уже является социальной и психической, в силу того, что входит часть в социальную жизнь окружающих людей.

Л.И. Божович:

Потребность во впечатлениях.

В.с. Мухина: потребность в общении со взрослыми.

Новорожденность. Л.С. Выгодский:

Жизнь присцща ребенку уже в эмбриональный период развития. Новым возникающим после рождения, является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жихзнь окружающих людей.

Рефлексы новорожденного:

1. Автоматические рецепторы (походка)

2. Защитная (зажмуривание век, отдергивание руки от источника боли)

3. Ориентировочные (на свет, звук)

4. Ориентировочно-пищевой

5. Нижний и верхний хватательный рефлекс

6. Сосательный, хватательный рефлекс

7. Рефлекс Блонского

8. Атавистические рефлексы и др

Оживление:

2. Локализация – гуление

3. Двигательные реакции

Особенности:

1. Малое различие сна и бодрствования

2. Преобладание торможения над возбуждением

3. Почти неподвижный, лежит на спине

4. К 4 мес поза «фехтовальщика»

Ребенок способен подражать некоторым действиям.
К 4-5 мес попытка 1-ой улыбки

Развитие новорожденного ребенка.

Рефлексы новорожденного.

1. защитные: направлены от контакта с раздражителями (зажмуривание век, отдергивание частей тела от боли, сужение зрачков);

2.Ориентировочные: направлены на контакты с раздражителями (поворот головы в сторону источника света на 2-3 день после рождения) …

3.Ориентировочно-пищевые: ориентировка на пищу.

4.Атавистические рефлексы новорожденного.

5.Поисковый рефлекс. (пощекотать щеку, и ребенок поворачивают голову в сторону где щекочут и ищут губами грудь матери)

6.Хватательный рефлекс: смотрим как он хватается, одинаково или по разному каждой рукой, и на положение головки). Угасание 3-4 месяца.

7.Нижний хватательный рефлекс. (жмем на середину под пальцами, смотрим одинаково ли зажимает пальцами, и нет ли большой разницы между силой хвататния).

8.Подошвенное хватаение.

9.Рефлекм галанта (пальцем по спине на весу. Просматривается симметричность и реакия на эти раздражения)

10.Рефлекс опоры автоматической ходьбы. (оценивается как и все рефлексы). Рефлекс опоры угасает в 3х месячном возрасте.

11.Ладонно ротовой рефлекс бабкина.

12.Обхватывающий рефлекс. Исчезает к 4м месяцам.

13.Рефлекс Бабинского.

14.Рефлекс плавания.

15.«эффект кукольных глаз»

Реакции со слухового лабиринта: отмечаются на 9й день): при покачивании ребенок прекращает крик, …

Поведенческое особенности периода новорожденности:

1. Малое различение сна и бодрствования.

2. Преобладание торможение над возбуждением.

3. Спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная).

4. Почти неподвижен, в основном лежит на спине.

5. К 4м неделям принимает, лежа на спине, позу фехтовальщика.

6. Примерно 85% времени головка повернута вправо.

7. На большинство внешних раздражителей отвечает одинаково: вздрагивает,беспокойно двигает ручками и ножкми.

8. Обладает всеми видами чевствительности что и у нас.

9. Малоэмоционален, на первом месяце жизни преобладают отрицательные эмоции.

Основная задача – усвоение нового опыта, прибретения свойственных человеку форм поведения.

Формируются особенности В получении впечатлейний, общения со взрослыми, и еще что-то.

Взаимодействие со взрослыми:

Взрослый выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку качества субъекта общения – обращается к нему, о чем-то прашивает, комментирует собственные действия.

Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют (феномен лицевой имитации новорожденных).

На 3-4 недели у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать «ротовое» внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос м улыбку взрослого – ребенок замирает, губы слегка вытягиваются в трубку.

4-5 недель возникает попытка улыбнутся и социальная улыбка или улыбка общения. Социальная улыбка – важнейшим психологическим новообразованием крихзисного периода новорожденности как возникновение ответной реакции ребенка на общение….

Верхняя граница новорожденности : Конец первого- начало второго меся ца жизни, когда наступает поворот в психическом развитии связанный с появлением Комплекса оживления.

Комплекс оживления – особая эмоционально – двигательная реакция, обюращенная к взрослому.

Он включает в себя три компонента:

2.Вокализаци

3.Двигательные реакции (вытягивет ручки, движения ножками).

Комплекс оживления служит границей критического перида новорожденности и докахателем перехода к младенчеству как периодку стабильного развития.

Вот и прошли 9 месяцев в ожидании чуда, то время, когда будущая мама не только предвкушает счастье предстоящей встречи со своим малышом, но и переполнена тревогами и страхами по поводу родов.

Когда же на свет появится младенец, покажется, что все уже позади, но на самом деле сразу же после рождения у вашего ребенка начинается наверняка самый важный в жизни период новорожденности.

Длительность периода новорожденности

Период новорожденности длится до конца (условно 28 дней). А начинается он вместе с первым вдохом малыша. Кроме того, принято выделять ранний и поздний неонатальный период. Ранний период новорожденности длится первые 7 дней жизни, а поздний, соответственно, - следующие три недели.

Сущность и основные характеристики периода новорожденности

Неонатальный период - это такой промежуток времени, когда младенец отделен от матери физически, но физиологическая связь очень сильна.

Характеристика периода новорожденности малыша имеет ряд особенностей:

Неполная зрелость систем и органов новорожденного младенца;

Значительная незрелость центральной нервной системы;

Изменения функционального, биохимического и морфологического характера;

Функциональная подвижность водного обмена;

Организм новорожденного малыша сильно подвержен воздействию внешних факторов (даже незначительные изменения могут привести к серьезным нарушениям, а физиологические процессы перетекают в патологические).

Период новорожденности характеризуется тем, что малыш практически постоянно спит. Окружение лаской, заботой, удовлетворение потребностей в еде, питье и сне взрослыми помогают выжить младенцу.

Данный период также является адаптационным к новым незнакомым условиям жизни:

Постепенно малыш начинает меньше спать, а больше бодрствовать;

Развиваются зрительная и слуховая системы;

Развиваются первые условные рефлексы (к примеру, если малыш лег на колени к матери, он знает, что нужно открыть ротик и повернуть голову).

Описание младенца в неонатальный период

Описание новорожденного малыша имеет ряд основных особенностей:

1) можно наблюдать отличия в пропорциях тела в сравнении со взрослым человеком. Голова ребенка намного больше в соотношении с телом (у доношенного младенца масса головы составляет около 25% от всего тела, у недоношенного - до 30-35%, тогда как у взрослого человека - около 12%). Такая особенность обусловлена тем, что развитие головного мозга в период новорожденности опережает остальные органы и системы.

2) Окружность головы у доношенных младенцев составляет около 32-35 см.

3) Форма головы может быть разной, и зависит она от родового процесса. При рождении путем кесаревого сечения голова младенца круглая. Прохождение через природные родовые пути ребенка предусматривает подвижность костей черепа, поэтому голова младенца может быть сплющена, вытянута или ассиметричной формы.

4) Сверху черепа у младенца есть мягкое темечко (от 1 до 3 см) - место головы, где нет черепной кости.

Лицо и волосы новорожденного

1) Глаза у новорожденных малышей в первый день жизни обычно закрыты, поэтому тяжело их рассмотреть.

2) Нос у младенца крохотный, а носовые ходы - узкие, слизистая оболочка в носу - нежная, поэтому требует особого ухода.

3) Слезные железы еще не полностью развиты, поэтому в период новорожденности ребенок плачет, но слезы не выделяются.

4) Большинство детей рождаются с волосами темного цвета, которые чаще всего стираются, и появляется постоянный волосяной покров. Есть дети, которые рождаются совсем лысыми.

5) Кожа младенца очень нежная и чувствительная. Роговой слой - тонкий. Цвет кожи в первые минуты после рождения - бледный с синеватым оттенком, тогда как немного позже кожный покров становится розового и даже красноватого оттенка.

Видит ли новорожденный малыш?

Бытует такое мнение, что после родов у малыша слух и зрение не полностью развиты, поэтому ребенок ничего не может увидеть и услышать. Только спустя некоторое время малыш начинает распознавать силуэты и слышать голоса и звуки. Так это или нет, нужно разобраться. Выясним, когда ребенок начинает видеть.

Как и что видят новорожденные малыши?

Научно доказано, что новорожденный ребенок способен видеть, ведь эта функция человеческого организма является врожденной и формируется еще в утробе матери. Другой вопрос состоит в том, насколько хорошо развит зрительный орган. Сразу после того, когда ребенок начинает видеть, все предметы и люди вокруг ему кажутся расплывчатыми. Это легко объяснимо, ведь так зрение постепенно адаптируется к новой среде жизнедеятельности и перестраивается.

Точно можно сказать, что ребенок после родов хорошо различает свет и тьму. Он сильно щурится, если на него направлен источник яркого света, и приоткрывает глаза во тьме и полутьме. Это также легко объяснить, ведь даже взрослому человеку сложно привыкнуть к яркому свету после пребывания во тьме. Ребенок в утробе матери находится именно в полутьме, а рождается, как правило, в родовом зале, где яркий свет и лампы.

Хотя бывают и такие случаи, когда первые минуты после рождения малыш может проводить с широко открытыми глазами, и кажется, что он наблюдает за всем происходящим вокруг и не отводит глаз от своей мамы.

На протяжении около 2 недель после рождения малыш может останавливать взгляд на предмете лишь на 3-4 секунды.

Физиологические состояния неонатального периода

Особенности периода новорожденности - это так называемые физиологические состояния, о которых каждая молодая мама должна знать, чтобы не допустить патологий и заболеваний.

1) Эритема кожи (на кистях и стопах она выглядит красноватой с синеватым оттенком из-за расширения сосудов, вследствие снижения температуры от 37 градусов в утробе до 20-24 и изменения водной на воздушную среду обитания). При этом физиологическом процессе температура тела, аппетит и общее состояние малыша остаются неизменными. Через 3-4 дня кожа начинает шелушиться в местах покраснения. Такой процесс не требует лечения и специального ухода.

2) Реакции сосудов в период новорожденности. Чаще всего такой физиологический процесс проявляется у Можно наблюдать:

Неравномерное покраснение кожных покровов, когда одна часть тела приобретает красноватый оттенок, а другая - наоборот, бледная и даже с синюшным оттенком вследствие сна или лежания на одном боку;

Мраморные, синюшные проявления на коже возникают из-за незрелости сосудистой системы.

Такие процессы обычно проходят через несколько дней после рождения, но требуют врачебного наблюдения.

3) проявляется из-за незрелости функции печени и неспособности обезвредить повышенное количество билирубина в крови. Физиологическая желтуха обычно сопровождает новорожденных в первые дни их жизни и проходит спустя неделю после рождения. требуют более пристального внимания, ведь данный процесс затягивается и длится около 1,5 месяца. Если желтизна остается, то потребуется обращение к специалисту.

4) Часто у новорожденных малышей на носу, лбу или щеках можно обнаружить маленькие белые прыщики, их нельзя трогать. Через несколько недель все пройдет само собой.

5) Акне. К концу первого месяца жизни ребенка могут появиться маленькие прыщики с белым оттенком на лице. Данный процесс не требует лечения и проходит после сбалансирования в организме малыша гормонов - через 2-3 месяца. Соблюдение гигиены и нанесение тонкого слоя "Бепантена" 1 раз в 3 дня - единственное, что разрешено делать в таком случае.

Болезни новорожденных

Заболевания периода новорожденности можно разделить на несколько видов:

1) Врожденные болезни - заболевания, которые развиваются у плода еще в утробе матери в результате воздействия негативных факторов внешней среды. К таким заболеваниям относятся:

Гепатит врожденного типа у новорожденных проявляется в том случае, если им переболела мать во время или до беременности;

Токсоплазмоз, который передается от кошек;

Цитомегаловирусная инфекция;

Листериоз (новорожденный может быть инфицирован данной болезнью во время беременности, родов или в детском отделении);

Врожденная малярия;

Туберкулез;

Сифилис.

2) Врожденные пороки органов и систем:

Пороки сердца, легких и ЖКТ;

Врожденный вывих бедра;

Врожденная косолапость;

Врожденная кривошея.

3) Травмы родовой деятельности:

Повреждения скелета;

Гипоксическая родовая травма.

Такими инфекционными заболеваниями, как корь и краснуха, дети в неонатальный период не заражаются, так как мать во время беременности и после родов вместе с грудным молоком передает им антитела.

Кризис новорожденного ребенка

Кризис периода новорожденности - это сам процесс рождения младенца, проход его по родовым путям матери.

По мнению психологов, для ребенка процесс рождения является очень сложным и переломным этапом.

Выделяют несколько основных причин такого кризиса у новорожденных:

Физиологические. В результате рождения ребенок физически отделяется от своей матери, что является для него огромным стрессом.

Малыш попадает в незнакомые для него условия жизнедеятельности, где все отличается от того, что было в утробе (среда обитания, воздух, температура, свет, смена системы питания).

Психологические причины. После рождения и физического отделения малыша от матери ребенком овладевает чувство тревоги и беспомощности.

Сразу после рождения малыш выживает благодаря врожденным (дыхательный, сосательный, ориентировочный, защитный и хватательный).

Таблица прибавки веса новорожденных

Возраст, месяц Масса, г Рост, см Окружность головы, см
После рождения 3100-3400 50-51 33-37
1 3700-4100 54-55 35-39
2 4500-4900 57-59 37-41
3 5200-5600 60-62 39-43
4 5900-6300 62-65 40-44
5 6500-6800 64-68 41-45
6 7100-7400 66-70 42-46
7 7600-8100 68-72 43-46
8 8100-8500 69-74 43-47
9 8600-9000 70-75 44-47
10 9100-9500 71-76 44-48
11 9500-10000 72-78 44-48
12 10000-10800 74-80 45-49

Таблица новорожденных (вес и рост) включает приблизительные среднемесячные показатели прибавки роста и веса у младенцев.

Человек родился. Сколько радости и надежд имеет это событие. Первые 5-7 дней, пока вы и ваш малыш окрепнете, наблюдение и уход за ним будет в надежных руках медицинских работников роддома. Наконец, наступил счастливый день - ваше долгожданное младенец уже дома. Дальнейшая его судьба и здоровье в ваших руках. С появлением первенца в доме возникают заботы, волнения, а также различные вопросы: "Как вести себя с малышом и ухаживать за ним?", "Как и когда его кормить?", "Когда и как начинать его воспитывать?" и другие. Не волнуйтесь, будьте спокойнее! Все будет хорошо. Со временем, вы приобретете опыт и уверенности.

Вам необходимо знать все о периоде пребывания в родильном отделении, а также о первом месяце жизни ребенка (период новорожденности).

Период новорожденности. Переходные состояния новорожденных

С момента рождения и перевязки пуповины прекращается биологическая связь ребенка с матерью. Ребенок вступает в период новорожденности, который длится четыре недели, то есть первые 28 дней жизни. Каждая мать, особенно первородящих, должен знать, что новорожденный ребенок имеет ряд переходных состояний в связи с приспособлением (адаптацией) ее организма к новым условиям среды. Переходные состояния проявляются во время пребывания младенца в роддоме (первые 5-10 дней жизни).

Исходное уменьшение массы тела ребенка

В первые З-4 дня практически во всех новорожденных наблюдается начальная физиологическая потеря массы тела, в среднем составляет 100-250 г (она связана в основном с потерей жидкости) и происходит в связи с переходом ребенка к новым условиям обмена (прежде всего это касается органов дыхания, пищеварения и кожи). При правильной организации ухода и кормления в роддоме масса тела новорожденного восстанавливается конце первой недели жизни.

Физиологические эритема и шелушение кожи новорожденного

У новорожденного ребенка в первые два дня может наблюдаться покраснение кожи, а в последующие 4-6 дней - шелушение. Это состояние называется физиологической эритемой, ее интенсивность и продолжительность зависят от степени зрелости ребенка (Это ребенок, родившийся при сроке беременности 38-42 недели со средней массой 3000-4000 г и длиной тела 48-52 см.).
Расширение потовых желез может наблюдаться в виде маленьких пузырьков с творожистые или прозрачным содержимым сразу после рождения ребенка на разных участках тела. Пузырьки снимаются ватным тампоном, смоченным спиртовым раствором, и лечение не требуется.

Отделение культи пуповины (отпадение остатка пуповины) происходит, как правило, на 3-4-е сутки. На ее месте образуется пупочная ранка, которая покрывается корочкой, которая отпадает через 10-15 дней.

Физиологическая желтуха новорожденных может проявляться в первые 2-4 дня жизни ребенка. ее объясняют распадом неполноценных эритроцитов (красных кровяных телец), на месте которых образуется красящее вещество билирубин - непрямой билирубин, не связан с белками крови. Содержание его в крови превышает норму вследствие временной (функциональной) неполноценности ферментов печени и кишечника. Током крови он разносится по всему организму, избыток его откладывается в коже, слизистых оболочках и в других органах. К 5-6-го дня количество билирубина в крови уменьшается, а к 7-8-го дня достигает нормы. К этому времени желтуха, как правило, исчезает.

Половая кризис у новорожденных проявляется на первой неделе жизни в виде увеличения (нагрубание) молочных желез независимо от пола, а у девочек могут наблюдаться и кровянистые выделения из влагалища.

Развитие половой кризиса объясняют реакцией организма новорожденного на освобождение от материнских гормонов - эстрогенов. Пусть вас не пугает. Такие явления могут быть у каждого новорожденного на первой неделе жизни, связаны они с перестройкой и приспособлением организма к новым условиям окружающей среды и исчезают в конце первой недели жизни самостоятельно. Если такие явления наблюдаются после выписки новорожденного из роддома, необходимо обратиться к педиатру.

Как, собственно, выглядит ребенок?

В первые часы у родителей обычно просто нет времени, чтобы внимательно рассмотреть ребенка. Ведь все, от рождения до кормления, было слишком волнительным, а радость после появления ребенка была слишком большой. Теперь же, в послеродовой период, во время кормления и общения, пеленания и купания, у родителей появляется достаточно времени, чтобы внимательно изучить новорожденного. Сначала, возможно, вы постараетесь обнаружить сходство - "Вылитый папа, а нос твой!" Затем многие родители начинают внимательно изучать своего ребенка. Возможно, он будет выглядеть не так, как это представляли молодые родители: голова имеет несколько неправильную форму и кажется слишком большой по сравнению с туловищем, да и кожа вовсе не такая, как у малышей более старшего возраста, но он изменится в ближайшие недели, и это изменение начнется уже через несколько дней.

Пропорции тела

Вначале туловище длиннее, чем конечности, руки длиннее, чем ноги, и даже стопы кажутся несоразмерно большими. Кроме того, живот новорожденного сильно выпячивается вперед, он даже может выглядеть, как надутый. Так как у ребенка почти нет жира, он кажется очень хрупким и худым. Но все соотношения частей тела со временем изменятся и станут нормальными.

Голова

Это самая большая часть тела новорожденного, слегка овальной формы, чтобы он мог легче проходить по родовым путям. Редко бывает, чтобы сразу же после рождения голова ребенка имела правильную форму. Намного чаще голова бывает отечной, сдавленной в некоторых местах или вытянутой в длину. Деформация возникает из-за большого сжатия мышцами матки во время схваток или из-за вынужденного применения во время родов вакуумных щипцов. Из-за подобной деформации головы не происходит нарушений деятельности мозга, так как при этом бывают только ушибы или припухлость на коже. Уже на первой неделе жизни ребенка деформация формы головы заметно уменьшается.

Роднички

Кости черепной коробки не срощены - опять же из-за необходимости: во-первых, они должны быть подвижными, чтобы поддаваться сильному сжатию мышц (при схватках) во время родов. Во-вторых, за первый год жизни объем мозга удваивается, и черепная коробка должна успевать соразмерно увеличиваться. Узкие места стыков костей образуют два мягких, "открытых" участка (родничка), защищенных соединительными тканями. С этими участками нужно обращаться очень осторожно и ни в коем случае не следует сильно на них нажимать. Маленький родничок закроется через 5-8 месяцев, а чтобы закрылся большой родничок, потребуется примерно 18-24 месяца.

Волосы

В период беременности плод покрыт с головы до ног мягким пушком. Этот волосяной покров (lanugo) исчезает у большинства младенцев еще в утробе матери, другие же рождаются, полностью покрытые пушком. Спустя несколько дней поле рождения эти волосы выпадут, иногда с головы тоже. Конечно, волосяной покров на голове потом восстановится, хотя цвет и структура волос (прямые или волнистые) в течение первых лет жизни, и даже позже, может часто меняться.

Все новорожденные сначала имеют голубые глаза. Это объясняется тем, что в радужной оболочке отсутствуют пигменты. Природные пигменты станут образовываться спустя несколько недель после рождения и глаза младенца начнут приобретать цвет. Но только в один-два года у ребенка образуется нормальный цвет глаз. У многих новорожденных сразу после рождения глаза отечные. Это происходит вследствие сильного сжатия во время родов. Отечность часто исчезает спустя несколько дней. Возможно, Вы обратите внимание на то, что ребенок косит глаза. Сначала и это нормально, так как умению видеть ребенок будет учиться. Ребенок еще не может пользоваться глазами синхронно, он научится этому не позже чем через один-два месяца. Если ребенок к этом моменту все еще будет косить, то следует проконсультироваться у врача. Наблюдательные родители обязательно заметят, что первоначально плач ребенка не сопровождается слезами. Пройдет примерно четыре-пять недель, прежде чем у него появятся слезки. Слезные протоки у многих новорожденных закупорены или сужены, поэтому слезы не могут вытекать, и в уголках глаз образуются белые выделения. Часто это сужение проходит само в первые месяцы жизни. До этих пор выделения нужно несколько раз в день осторожно вытирать бумажной салфеткой.

Во время родов немного достается также и вздернутому носику многих младенцев. Он иногда смещен набок или вдавлен, что через некоторое время проходит. Все равно свою окончательную форму нос принимает только в период половой зрелости.

Как у девочек, так и у мальчиков грудь может быть набухшей, а из сосков часто выделяется молочная жидкость. Набухание груди вызывается гормонами матери, которые еще находятся в крови младенца. Через несколько дней они исчезают, а набухание и выделение молока прекращаются сами по себе.

Пуповина отрезается после рождения на расстоянии 10 сантиметров от живота ребенка и перетягивается зажимом. Остаток пуповины высыхает и отпадает сам в течение 14 дней. До полного заживления пупочной раны за ней необходимо тщательно ухаживать. Пупочная грыжа появляется, если в мышцах живота слишком большое отверстие (пупочное кольцо). В этом случае может даже выступать кишка. Пупочная грыжа часто бывает у новорожденных, обычно она проходит сама по себе в первые месяцы жизни. В настоящее время педиатры советуют ничего не предпринимать для лечения пупочной грыжи до возраста, в котором ребенок начинает посещать детский сад, так как в большинстве случаев, она сама бесследно исчезает. Когда ребенок кричит, грыжа отчетливо выступает вперед, что не приводит к ее увеличению.

Половые органы

Половые органы всех новорожденных выглядят несоразмеримо большими по сравнению со всем телом. В процессе развития ребенка это соотношение будет изменяться. Половые губы и мошонка могут иметь болезненный красноватый оттенок, что объясняется наличием гормонов матери в системе кровообращения ребенка. У девочек эти гормоны вызывают даже легкие кровянистые или беловатые выделения. Через несколько дней материнские гормоны будут разрушены, и подобная реакция организма прекратится.

Сначала кожа новорожденного покрыта остатками послеродовой слизи. Кожа имеет оттенок от розового до нежно голубого. Это объясняется тем, что маленькие кровеносные сосуды постепенно перестраиваются для работы вне материнского организма. На некоторых участках тела кожа может шелушиться. Это естественно, так как верхний слой кожи в первые дни отмирает. Складки и морщинки исчезают за несколько дней. На коже могут иметься так называемые родимые пятна: у новорожденного могут быть розовые пятнышки в центре лба, на веках и на подбородке или на шее. При этом речь идет об увеличенных кровеносных сосудах, которые уменьшатся через несколько месяцев. Безвредная опухоль кровеносных сосудов называется гемангиомой. Она красного цвета, иногда немного выпуклая и может достигать размера монеты в три копейки. Если гемангиома не причиняет неудобств ребенку, то можно отказаться от лечения. Часто она сама по себе опадает или тускнеет со временем. Если же она причиняет неудобства ребенку, находясь, например, на веке или губе, то следует удалить хирургическим путем или облучением. Такие же меры должны быть приняты, если опухоль разрастается по мере роста ребенка. Очень часто на носике новорожденного появляются прыщи и гнойнички в форме маленьких белых точек. Это происходит из-за закупорки небольшой сальной железы, которая сама откроется через несколько дней. Сыпь, красными пятнами, покрывающая кожу, обычно безвредна и быстро исчезает. На второй - третий день жизни ребенка многие матери замечают, что кожа ребенка стала желтоватой. В данном случае речь идет о так называемой желтухе новорожденных (физиологическая желтуха), которая не имеет ничего общего с обыкновенной желтухой. Желтизна кожи объясняется распадом лишних красных кровяных телец. Ведь на ранней стадии жизни печень многих новорожденных еще не в состоянии справиться с огромным количеством желто-красного пигмента билирубина и не может полностью вывести его через почки. Билирубин окрашивает кожу ребенка в желтый цвет. Через несколько дней желтизна кожи исчезнет - это показатель того, что печень ребенка функционирует нормально. Если печень и позже не может разрушить билирубин, то это более сильная форма желтухи. В этом случае лабораторно определяется концентрация билирубина в крови. Если концентрация пигмента превышает определенный уровень - требуется медицинское вмешательство. Для лечения часто используют фототерапию, в ходе которой новорожденный лежит один-два дня (с небольшими перерывами) под специальной фотолампой. В исключительных случаях бывает необходимо произвести полное переливание крови.

Ноги и ступни

Из-за недостатка места в чреве матери почти все дети рождаются с ногами в форме "О". Часто стопы изогнуты вовнутрь. Но родителям не стоит беспокоится по этому поводу. Когда ребенок учится ходить, его ноги часто бывают в форме "Х" и лишь только в период полового созревания ноги выпрямляются. Ступни здорового ребенка имеют растопыренные пальцы и узкую пятку. Стопы ног имеют не округлую, а плоскую форму и толстый жировой слой.

Первый кал ребенка вязкий, имеет темный, иногда черный цвет и не имеет запаха. Из кишки выходит так называемый первородный кал (меконий), который состоит из проглоченных мелких частиц тканей, волос, слизи. Жировых веществ. Позднее цвет и консистенция кала будут зависеть от питания ребенка (естественного или искусственного).



Добрый день, уважаемые мамы и папы. Вас приветствует администрация сайта Материнство . Если вы находитесь на этой странице, значит вам интересна статья ?можете поделиться с друзьями в соц сетях.

Период новорожденности - наиболее критический возрастной период у детей. Его патология сложна и разнообразна. Неправильное ведение родов, недостаточный уход, несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима и пр. способствуют повышению заболеваемости и смертности среди новорожденных. Наибольшая смертность наблюдается на первой неделе жизни и, особенно, в первые три дня после родов. Естественно, большое значение имеет переход от внутриутробных условий жизни к внеутробным и приспособление новорожденного к факторам внешней среды. Организм новорожденного впервые принимает на себя такие жизненно важные функции, как дыхание, терморегуляцию, кровообращение, пищеварение и др. Поэтому знание особенностей течения раннего неонатального периода, правильный уход за новорожденным ребенком исключительно важен для его дальнейшего развития и здоровья.

Периоды детского возраста

I. Период внутриутробного развития - длитсяот зачатия до родов.

Подразделяется на 2 фазы:

а) фазу эмбрионального развития - ее продолжительность - от зачатия до 11–12 недель беременности;

б) фазу плацентарного развития - с 11–12 недель гестации до конца беременности.

II . Период новорожденности (неонатальный) - длится от рождения ребенка до 28 дней жизни. Включает в себя:

а) ранний неонатальный период - от рождения до 7-го дня жизни ребенка;

б) поздний неонатальный период - от 7 до 28 дня жизни.

Выделяют также перинатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до 7-го дня жизни ребенка. Он подразделяется:

а) на антенатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до начала родов;

б) интранатальный период - от начала родовой деятельности до рождения ребенка;

в) на ранний неонатальный период - с рождения до 7-го дня жизни новорожденного.

III . Грудной возраст (или младший ясельный) - от 28 дней до 1 года жизни ребенка.

IV . Период молочных зубов - с 1 года до 6 лет. Подразделяется:

а) на преддошкольный или старший ясельный - от 1 года до 3-х лет жизни ребенка;

б) на дошкольный возраст - от 3-х до 6 лет.

V . Младший школьный возраст (период отрочества) - от 6–7 лет до 12 лет.

VI . Старший школьный возраст (период полового созревания) - от 12 до 15 лет.

Неонатология

Это достаточно молодая наука. Как самостоятельный раздел медицины (раздел педиатрии) возникла в XX в. Она изучает возрастные особенности и заболевания детей первых 4-х недель жизни.

Термины «неонатология» и «неонатолог» были предложены американским педиатром Александром Шаффером в 1960 г. Неонатология состоит из трех слов: греческого «neos » - новый, латинского«natus » - рожденный и греческого «logos » - учение.

ОсновнЫе направления неонатологии

    Исследование влияния отклонения в состоянии здоровья беременной женщины на развитие плода и новорожденного.

    Изучение функциональной и метаболической адаптации новорожденного к внеутробному существованию.

    Реанимация и интенсивная терапия новорожденных.

    Исследования становления иммунного статуса.

    Изучение наследственных и врожденных заболеваний.

    Разработка специальных методов диагностики заболеваний, лечения с учетом особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств в этом периоде.

    Реабилитация больных новорожденных детей.

    Вопросы вскармливания и питания как здоровых, так и больных детей.

Одним из важных показателей развития здравоохранения является показатель младенческой смертности , который характеризует количество умерших детей от 0 до 1 года жизни и рассчитывается по формуле:

В свою очередь, младенческая смертность включает в себя неонатальную смертность от 0 до 28 дней, которая рассчитывается по формуле:

Неонатальная смертность может быть ранняя и поздняя.

Ранняя неонатальная смертность - от 0 до 7-го дня жизни. Рассчитывается по формуле:

Поздняя неонатальная смертность - с 7-го до 28-го дня.

Всегда необходимо анализировать еще один показатель - перинатальной смертности , который рассчитывается по формуле:

Для снижения перинатальной, неонатальной и младенческой смертности необходима интеграция служб акушер-гинекологов, педиатров, генетиков и реаниматологов. Важную роль в решении этих вопросов играет перинатальный центр с хорошей материальной оснащенностью.

Отклонения в состоянии здоровья женщины до беременности, осложнения течения беременности и родов, социальные и бытовые проблемы могут представлять угрозу для здоровья плода, т. е. являются факторами риска развития патологии плода и новорожденного. По времени воздействия на плод и ребенка выделяют следующие факторы риска:

    пренатальные (возникающие до и во время беременности);

    интранатальные (возникающие во время родов);

    постнатальные (действующие после рождения ребенка).

Врачу необходимо своевременно выявить факторы риска для прогнозирования и профилактики развития патологических состояний у плода и новорожденного.

Оценка факторов риска развития патологии у плода и новорожденного проводится во время беременности, по меньшей мере, три раза:

    в ранние сроки беременности (при первичном посещении врача, т. е. при постановке беременной на диспансерный учет);

    в середине беременности;

    в процессе родов.

Для своевременного выявления факторов риска необходимо проанализировать:

1. Генеалогический анамнез (с составлением родословной): выяснить, есть ли у родителей и родственников наследственные и обменные заболевания, наличие наследственной предрасположенности к аллергии, другим болезням.

2. Социально-биологический анамнез: оценить возраст матери и отца, уточнить, имеются ли профессиональные вредности, вредные привычки, наличие других социальных факторов риска (например, одинокие мамы, многодетные семьи, плохие бытовые условия и т. д.).

3. Акушерско-гинекологический анамнез : были ли аборты, мертворождения, другие нарушения в половой сфере беременной (например, пороки развития или опухоли матки, бесплодие, рубцы на матке после операций).

4. Сведения об экстрагенитальных заболеваниях матери: например, сердечно-сосудистых (пороки сердца, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония), эндокринных (диабет, заболевания щитовидной железы, надпочечников) и других, а также какие медикаменты и в какие сроки беременности принимались.

5. Особенности течения настоящей беременности: наблюдались ли токсикозы I и II половины, нефропатия, преэклампсия, угроза выкидыша, многоплодие, многоводие, маловодие, резус- и АВО-сенсибилизация, инфекционные заболевания, аномальное положение плода и др.

6. Особенности течения родов, а именно: затяжные, стремительные роды, длительный безводный промежуток, кесарево сечение, преждевременная отслойка плаценты и т. д.

Врач оценивает возможное влияние неблагоприятного фактора с учетом сроков беременности, во время которых отмечалось действие данного фактора.

Например, краснуха , перенесенная матерью в I триместре беременности, сопровождается высоким риском формирования врожденных пороков развития плода (риск 23 %). Но, если заболевание развилось во II триместре беременности, - риск пороков у плода составит только 1 %. Сахарный диабет I типа у беременной, который сопровождается периодами гипергликемии и кетоацидоза, гипогликемией, в I триместре беременности может приводить к развитию диабетической эмбриопатии с высоким риском формирования врожденных пороков (каудальная дисгенезия, пороки мозга, сердца, почек), во II триместре - к диабетической фетопатии (риск макросомии, гипогликемии, кардиомегалии, полицитемии, гипербилирубинемии и др.). В последующем дети, родившиеся от матерей с сахарным диабетом, относятся к группе риска по развитию ювенильного сахарного диабета (риск 2 %).

Неблагоприятные факторы , действующие на плод во время беременности, прежде всего нарушают маточно-плацентарное кровообращение и могут приводить к развитию хронической внутриутробной гипоксии плода. Патологическое течение родов может приводить к развитию острой асфиксии в родах, родовым травмам, синдрому аспирации мекония и др.

У новорожденных в зависимости от факторов риска принято выделять следующие основные группы риска развития патологических состояний (см. приложение):

    по нарушению функции ЦНС;

    развитию гипербилирубинемии;

    развитию ГБН;

    внутриутробному инфицированию;

    развитию СДР;

    развитию гипогликемии;

    развитию геморрагических расстройств;

    по развитию острого анемического синдрома.

При выписке ребенка из родильного дома, врач должен определить его группу здоровья .

В периоде новорожденности выделяют III основные группы здоровья :

I группа (15–20 % всех новорожденных) - здоровые дети, которые родились от здоровых родителей, нормально протекавших беременности и родов, с оценкой при рождении по шкале Апгар 8–9 баллов и которые не болели в роддоме. У детей этой группы в раннем неонатальном периоде могли наблюдаться пограничные состояния, которые не повлияли на состояние их здоровья.

II группа (70–80 % всех новорожденных) - практически здоровые дети, которые имеют факторы риска возникновения какого-либо заболевания (например, поражения ЦНС, инфицирования, эндокринных или трофических расстройств и др.). По степени выраженности риска II группа здоровья подразделяется на 2 подгруппы: II A и II Б.

Группа IIA (минимальный риск развития патологических состояний) - практически здоровые новорожденные, не болевшие в роддоме, с малой степенью риска возникновения патологических процессов. К ним относятся:

    дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);

    дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;

    недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;

    дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.

Группа IIБ (высокий риск развития патологических состояний и заболеваний) - практически здоровые младенцы, но имеющие в анамнезе несколько факторов риска, а также те дети, которые перенесли какие-либо заболевания в раннем неонатальном периоде, закончившиеся выздоровлением. К ним относятся:

    новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);

    недоношенные II–IV степеней;

    переношенные новорожденные;

    дети с задержкой внутриутробного развития;

    новорожденные с признаками выраженной морфофункциональной незрелости;

    новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию.

III группа - больные дети с хроническими заболеваниями (например, врожденная краснуха, генерализованная цитомегаловирусная инфекция, бронхолегочная дисплазия), тяжелыми пороками развития (например, ВПС, врожденная гидроцефалия и др.).

Новорожденные I группы здоровья наблюдаются участковым педиатром и осматриваются специалистами в обычные сроки: первый патронаж проводится в первые три дня после выписки из роддома, затем ребенок осматривается каждые 7–10 дней и в возрасте одного месяца дети приглашаются на прием к врачу в поликлинику (в день приема здоровых детей). Далее в течение первого года жизни врач должен осматривать здорового ребенка 1 раз в месяц.

Дети группы IIА, осматриваются участковым педиатром не менее 4-х раз на первом месяце жизни, а группы IIБ - 5 и более раз с обязательным осмотром зав. отделением. Если дети IIА группы на 1 месяце жизни не болели, то они могут быть в 1 месяц приглашены на осмотр в поликлинику и переведены в I группу здоровья. Дети из IIБ группы до 3-х месяцев жизни осматриваются на дому. В группе здоровья IIБ они остаются до года. При необходимости проводятся лабораторные исследования: общие анализы крови и мочи, бактериологическое исследование, УЗИ и др.

Новорожденные III группы здоровья находятся на диспансерном наблюдении участкового педиатра и узкого специалиста в зависимости от профиля патологии.

Ребёнок постоянно растёт, и его развитие протекает в определён- ной, закономерной последовательности. Выделение этапов и периодов развития ребёнка, имеющих свои анатомо-физиологические осо- бенности, позволяет дифференцированно подходить к ребёнку. На его развитие оказывают влияние как генетические факторы, так и различные факторы внешней среды, в том числе тератогенные и инфекционные. Традиционно выделяют внутриутробный (пренатальный) и внеутробный (постнатальный) этапы развития.

ВНУТРИУТРОБНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ

Внутриутробный этап развития продолжается в среднем 280 дней (40 нед) от момента зачатия до рождения (табл. 1-1).

Таблица 1-1. Периоды пренатального развития

Начальный период (концептус)

В течение 1 сут после овуляции происходит оплодотворение. Оплодотворённая яйцеклетка продвигается по маточной трубе; при этом происходит процесс дробления (наружный слой клеток - трофобласт, внутренний - эмбриобласт) и имплантация образовавшейся бластоцисты в эндометрий. Гаструляция - формирование первичных зародышевых листков - начинается в конце 2-й недели развития и характеризуется появлением у клеток способности к перемещению.

Эмбриональный период

Этот период отличается высокими темпами дифференцировки тканей, и к его окончанию (на сроке 8 нед) бывают сформированы рудименты всех главных органов и систем. В течение первых 7 нед эмбрион не проявляет двигательной активности, за исключением сердцебиений, определяемых с 4-й недели. На 8-й неделе развития можно выявить локализованную мышечную реакцию в ответ на стимуляцию, к 9-й неделе поверхности ладоней и подошв становятся рефлексогенными, также отмечают спонтанную моторику кишечника. Масса эмбриона в это время составляет 9 г, а длина тела - 5 см. Различные заболевания и вредные привычки беременной, генные и хромосомные аномалии плода могут привести к его гибели или самопроизвольному прерыванию беременности. Неблагоприятные условия внутриутробной жизни, воздействие инфекционных агентов (вируса краснухи, цитомегаловируса, микоплазмы и др.) могут нарушить дифференцировку тканей плода, что приводит к формированию врождённых пороков развития.

Фетальный (плодный) период

С 9-й недели увеличиваются количество и размер клеток, плод быстро растёт, происходит структурная перестройка органов и систем с интенсивным созреванием тканей. Система кровообращения плода достигает окончательного развития между 8-й и 12-й неделей беременности. Кровь от плаценты через пупочную вену и венозный проток поступает в печень и нижнюю полую вену. Достигнув правого предсердия, кровь через открытое овальное окно попадает в левое предсердие, затем в левый желудочек, восходящую аорту и артерии головного мозга. Через верхнюю полую вену кровь возвращается в правые предсердие и желудочек, а из лёгочной артерии через артериальный проток поступает в нисходящую аорту, откуда возвращается через пупочные артерии в плаценту. К 12-й неделе масса плода составляет 14 г, длина - 7,5 см, отчётливыми становятся признаки пола, определяется кора большого мозга. К 27-28-й неделе гестации мозг напоминает мозг новорождённого, но кора ещё не функционирует, активно растут и миелинизируются ствол головного мозга и спинной мозг, выполняющие жизненно важные функции. К 13-14-й неделе появляются плавные движения в ответ на стимуляцию всех зон, в это время движения плода могут быть впервые замечены матерью; отчётливо они ощущаются к 20-й неделе. Хватательный рефлекс появляется к 17-й неделе. Дыхательные движения отмечают на 18-й неделе; эти движения создают ток амниотической жидкости в развивающиеся лёгкие и из них. При затянувшейся беременности (более 42 нед), когда в амниотической жидкости возможно появление меко-

ния, аспирация околоплодных вод может привести к поступлению мекония в альвеолы, что вызывает в последующем дыхательные нарушения. К 12-й неделе мегалобластический тип кроветворения полностью заменяется нормобластическим, в периферической крови появляются лейкоциты. С 20-й до 28-й недели устанавливается костномозговое кроветворение (вместо печёночного) . Гемоглобин (Hb) плода, в основном фетальный (HbF), имеет большее сродство к кислороду, чем Hb взрослого (HbA), синтезируемый в позднем плодном периоде. На 14-й неделе развития плод начинает совершать глотательные движения, а с 28-29-й недели может активно сосать. Жёлчь начинает отделяться приблизительно на 12-й неделе, вскоре появляются пищеварительные ферменты. Меконий начинает образовываться к 16-й неделе; он состоит из слущенных клеток эпителия кишечника, кишечных соков и клеток плоского эпителия, заглатываемых с амниотической жидкостью. Иммунная система формируется начиная с 6-й недели в виде ответа на митогены. На 10-й неделе определяется активность Т-киллеров. На 8-9-й неделе внутриутробного развития начинается инфильтрация вилочковой железы лимфоидными клетками, к 12-й неделе железа внешне напоминает зрелый орган. Циркулирующие В-лимфоциты обнаруживают на 13-й неделе гестации; 20-недельный плод обладает способностью синтезировать все основные классы иммуноглобулинов (Ig). Сначала появляются IgM, и их повышенное содержание рассматривают как признак ВУИ. Перенос IgG от беременной к плоду до 32-й недели незначителен, поэтому у недоношенных детей их содержание низкое.

К концу II триместра беременности масса плода составляет приблизительно 1000 г, длина тела - около 35 см. Последний триместр характеризуется значительным увеличением массы тела плода, подкожной клетчатки и мышц.

Развитие плода в значительной степени зависит от состояния плаценты. При различных повреждениях она становится проницаемой для бактерий, вирусов и других инфекционных агентов, способных вызывать заболевания плода и/или преждевременные роды. Эти и другие патогенные факторы приводят к задержке внутриутробного развития плода, отставанию в дифференцировке тканей и созревании их функций, дистрофическим и воспалительным изменениям в органах.

Интранатальный период

Интранатальный период исчисляют от времени появления регулярных родовых схваток до момента перевязки пуповины. Обычно он составляет от 6 до 18 ч. После перевязки пуповины начинается

внеутробный этап, или собственно детство. Учитывая прямую зависимость уровня младенческой смертности, развития и здоровья плода и новорождённого от течения беременности и родов, а также от адаптационных возможностей ребёнка к новым условиям жизни, принято объединять поздний плодный (фетальный), интранатальный и ранний неонатальный периоды в перинатальный - с конца 27-й недели внутриутробного развития до 7-го дня внеутробной жизни.

ВНЕУТРОБНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ

Период новорождённости

Период новорождённости (неонатальный) начинается с момента рождения ребёнка и продолжается 4 нед.

Ранний неонатальный период - основной период в процессе адаптации ребёнка к новым условиям жизни - продолжается от момен- та перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни. Прохождение плода по естественным родовым путям вызывает родовой стресс с последовательным напряжением функциональной активности гормональных систем, участвующих в процессах адаптации. В первые часы жизни увеличивается выброс катехоламинов и глюкокортикоидов с последующим переключением на «долгосрочные меры защиты» - увеличение секреции тиреотропного гормона (ТТГ), адренокортикотропного гормона (АКТГ) и тироксина (Т 4). Высокая концентрация катехоламинов в пуповинной крови при рождении способствует инициации дыхания, становлению лёгочной функции, прекращению секреции жидкости лёгкими. С первым вдохом новорождённого начинают функционировать органы дыхания. Уравновешивание давления в аорте и лёгочной артерии приводит к прекращению тока крови через артериальный проток и поступления крови из правого предсер- дия через овальное окно в левое. Происходит полное «включение» малого круга кровообращения; устанавливается адекватное дыхание с эффективным газообменом; пупочные сосуды запустевают, а питание ребёнка становится энтеральным (предпочтительный вариант - грудное вскармливание). В течение первых нескольких дней жизни отмечают уменьшение первоначальной массы тела на 5-6%, что считают физиологическим явлением. Сразу после рождения почки берут на себя гомеостатические функции, кровоток в них резко увеличивается за счёт снижения сопротивления в почечных сосудах.

К состояниям, отражающим адаптацию ребёнка к новым условиям жизни, относят также физиологический катар кожи, конъюгацион- ную желтуху и др. (см. главу «Пограничные состояния»). Температура тела новорождённого неустойчива, энергетическая потребность для её поддержания и двигательной активности составляет 55 ккал/кг/сут.

Родовой стресс, перестройка функций дыхания и кровообращения, незрелость адаптационных механизмов ребёнка отражаются на обме- не веществ. Метаболические процессы у новорождённых проходят по анаэробному, или гликолитическому, пути. Если адекватная оксигенация не устанавливается, могут развиться метаболический ацидоз и гипопротеинемия. Газообмен новорождённого становится таким же, как у взрослого человека, катаболическая фаза обмена сменяется анаболической, начинается интенсивная прибавка массы и длины тела, развиваются анализаторы (прежде всего зрительный); начинают фор- мироваться условные рефлексы и координация движений.

В связи с преобладанием в центральной нервной системе (ЦНС) процессов торможения новорождённый большую часть суток спит. На звуковые и слуховые раздражители ребёнок реагирует установочной реакцией. С момента открывания глаз, т.е. с первых часов жизни ребёнка, начинает функционировать зрительный канал передачи информации. Показателем восприятия объекта новорождённым служат движения глазных яблок - слежение и фиксация взора, устанавливающиеся к месяцу жизни.

Дыхание, кровообращение, пищеварение и выделение совершаются с максимальной интенсивностью: частота дыхательных движений (ЧДД) 40 в минуту, частота сердечных сокращений (ЧСС) 140-160 в минуту, количество мочеиспусканий 20-25 раз в сутки. Первый акт дефекации происходит в течение 24 ч после рождения. Стул у новорождённого меняет цвет от чёрно-зелёного (меконий) до жёл- то-коричневатого. Частота дефекаций в периоде новорождённости соответствует частоте кормлений и количеству полученной пищи и в среднем составляет 3-5 раз в сутки.

Наличие циркулирующих гормонов матери в крови новорождённого может сопровождаться половым кризом (см. главу «Пограничные состояния»): у девочек отмечают реакцию со стороны матки - появляются кровянистые менструальноподобные выделения. Как у девочек, так и у мальчиков может быть реакция молочных желёз (вплоть до секреции молозива).

К 3-4-й неделе жизни ребёнка кожа очищается и становится розовой, пупочная ранка заживает. Защиту от многих вирусных и не- которых бактериальных инфекций обеспечивают IgG, передающиеся ребёнку от матери. Функция собственных Т-лимфоцитов несколько снижена.

Заболевания неонатального периода обусловлены прежде всего неблагоприятными факторами, действовавшими внутриутробно или в родах. В этом периоде выявляют пороки развития, наследственные заболевания, болезни, обусловленные антигенной несовместимостью эритроцитов матери и плода [гемолитическую болезнь новорождён-

ных (ГБН) по резус (Rh)- или групповой (AB0) несовместимости], перинатальное поражение ЦНС гипоксического, травматического или инфекционного генеза, последствия внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах. В первые дни жизни могут возникнуть гнойно-септические заболевания (например, пиодермия), бактериальные и вирусные поражения дыхательных путей и кишечника. Лёгкость инфицирования обусловлена отсутствием у новорождённых секреторного IgA и низким содержанием антител (АТ), относящихся к классу

IgM.

Грудной период

Грудной период продолжается от 29-30-го дня до конца 1-го года жизни. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни завершены, начинается бурное физическое, моторное и психическое развитие. При этом интенсивность обменных процессов очень высока при сохраняющейся незрелости анатомических структур, функциональной ограниченности дыхательного аппарата и ЖКТ. Пассивный иммунитет ко многим детским инфекционным заболеваниям (кори, краснухе, дифтерии и др.), приобретённый внутриутробно через плаценту и поддерживаемый внеутробно молоком матери, сохраняется в течение 3-4 мес.

За грудной период длина тела ребёнка увеличивается на 50%, а масса более чем втрое. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза выше, чем у взрослого человека, и покрывается значительным количеством пищи на 1 кг массы тела. Поэтому так важно рациональное вскармливание.

Наиболее значимые процессы дифференцировки тканей происходят в нервной системе. На протяжении первого года жизни совершенствуются моторные функции. В 1-1,5 мес ребёнок начинает держать го- лову, в 6-7 мес - сидеть, к году - самостоятельно ходить. В возрасте 6 мес прорезываются молочные зубы, к концу первого года жизни их обычно бывает восемь. Психика ребёнка развивается так же интенсивно. Начиная с первого месяца жизни ребёнок фиксирует взгляд на ярких предметах, к концу 2-го месяца следит за движением предмета, улыбается. Важный рубеж функционального созревания коры больших полушарий - 3 мес. К этому времени формируется состояние спокойного бодрствования с характерным для этого состояния основным α-ритмом на электроэнцефалограмме (ЭЭГ), ускоряются передача информации в кору головного мозга и её обработка. После 2-3 мес появляется дифференцированное восприятие объектов, запоминание, формируются поведенческие реакции. Одно из важнейших приобретений к 6 мес - речевая функция, формирующаяся на базе развивающихся механизмов восприятия, внимания и эмоциональной сферы

ребёнка. Первая звуковая реакция - крик, сигнализирующий о функциональном состоянии ребёнка (голод, дискомфорт). Приблизительно с 3 мес ребёнок произносит звуки, «гулит», начинает узнавать близких. К 4-6-му месяцу гуление переходит в лепет. В 6 мес ребёнок повторяет отдельные слоги («па», «да» и др.), громко смеётся. К концу года он произносит первые слова (его активный словарь может содержать 10-15 слов), выполняет простые требования, понимает запрет. Для нормальных физического и психомоторного развития ребёнка грудного возраста, сопротивляемости его организма инфекциям и другим неблагоприятным факторам окружающей среды необходимы правильное питание, рациональный режим, закаливание, внимательный уход, ласковое общение. Для защиты от инфекционных заболеваний особенно важны естественное вскармливание и своевременное проведение профилактических прививок.

Интенсивный рост, дифференцировка органов и большая напряжён- ность обменных процессов становятся фоном, на котором легко развиваются (особенно при недостаточном, одностороннем, избыточном питании и погрешностях ухода) такие заболевания, как гипотрофия, паратрофия, анемия, рахит, острые расстройства пищеварения, диспепсия, атопический дерматит, рецидивирующий обструктивный синдром. Пассивный иммунитет, обусловленный полученными от матери АТ, постепенно ослабевает, и во второй половине первого года жизни дети могут болеть корью, ветряной оспой и другими детскими инфек- ционными заболеваниями.

Преддошкольный период

Преддошкольный период (с 1 года до 3 лет) отличается постепенным замедлением темпов прибавки массы и длины тела, продолжающимся созреванием нервной системы, расширением условно-рефлектор- ных связей, становлением второй сигнальной системы, формированием лимфоидной ткани носоглотки, увеличением мышечной массы. К 2 годам завершается прорезывание 20 молочных зубов. В этот период дети активно вступают в контакт с окружающим миром, подвижны, любознательны, при общении со взрослыми и старшими детьми у них совершенствуется речь. Словарный запас к 2 годам составляет до 300, к 3 годам - до 1500 слов. К концу 3-го года дети говорят длинными фразами, рассуждают, их речь характеризуется выраженным словотворчеством (употребление изменённых звуковых форм слова, придумывание собственных). Стремительно расширяются двигательные возможности - от ходьбы до бега, лазанья и прыжков. Начиная с полутора лет дети спят днём около 3 ч, ночью - 11 ч. В этот период через игру и наблюдение за действиями взрослых идёт обучение трудовым и бытовым навыкам. У ребёнка чётко проявляются индиви-

дуальные черты характера, поэтому воспитание становится главным элементом ухода за детьми. В это время важно правильно организовать режим ребёнка, чтобы не перегрузить его впечатлениями и ог- радить от отрицательных воздействий окружающей среды. Основные физиологические системы обладают большей степенью зрелости: ЧДД становится меньше и составляет 25-35 в минуту, ЧСС 100-120 в минуту, мочеиспускание произвольное, стул 1-2 раза в день. Острые расстройства пищеварения, пневмонии, бронхит, анемии развиваются часто, но они протекают легче, чем у детей грудного возраста. На фоне физиологической гиперплазии лимфоидной ткани нередко развиваются тонзиллит, аденоиды, лимфаденит. В связи с расширением контактов ребёнка с другими детьми частой патологией становятся острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), острые кишечные инфекции (ОКИ), коклюш, краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина и др.

Дошкольный период

Дошкольный период (от 3 до 7 лет) характеризуется расширением контактов ребёнка с окружающим миром. Нарастание массы тела замедляется, происходит первое физиологическое вытяжение в длину, заметно увеличивается длина конечностей. В 5-6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, ребёнок переходит на режим питания взрослого человека. Иммунная защита достигает известной степени зрелости. В 3-4 года сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и движений. Практические манипуляции (хватание, ощупывание) - необходимый фактор зрительного опознания. С 4 до 7 лет идёт быстрое нарастание объёма внимания. В это время дети обычно начинают посещать детский сад, интенсивно развивается их интеллект, усложняются двигательные и трудовые навыки, появляются тонкие координированные движения. К 5 годам дети правильно говорят на родном языке, запоминают стихи, пересказывают сказки. Появляются различия в поведении, увлечениях и играх мальчиков и девочек. Эмоциональные проявления становятся намного сдержаннее. К концу этого периода ребёнок готовится к поступлению в школу.

Последовательно активируются различные звенья эндокринной системы. Ведущая роль в этот период отводится гормонам щитовидной железы и соматотропному гормону (СТГ) гипофиза. Максимальная активность щитовидной железы выявлена в 5-летнем возрасте.

Сохраняется высокая заболеваемость ОРВИ и другими инфекционными болезнями. В связи с нарастающей сенсибилизацией орга- низма увеличивается доля хронических заболеваний, таких, как бронхиальная астма, ревматизм, геморрагический васкулит, нефрит и др. Отсутствие должных навыков поведения при повышенной подвижности часто приводит к травмам.

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст включает период с 7 до 11 лет. Завершена структурная дифференцировка тканей, происходит даль- нейшее увеличение массы тела и внутренних органов, появляются половые различия: мальчики отличаются от девочек ростом, скоростью созревания, телосложением. Происходит полная замена молочных зубов на постоянные. Развиваются такие двигательные умения, как ловкость, быстрота, выносливость; успешно усваиваются тонкие дифференцированные навыки - письмо, рукоделие. К 12 годам заканчивается формирование нервной системы, кора головного мозга по строению сходна с таковой взрослого человека. Физиологические параметры дыхательной и сердечно-сосудистой систем также приближаются к таковым у взрослых. Продолжается развитие высшей нервной деятельности, значительно усиливаются метаболические процессы в головном мозге, улучшается память, повышается интеллект, вырабатываются волевые качества. В этом периоде происходит смена социальных условий (начало и переход к предметному обучению в школе), повышаются требования к подросткам, возрастает самооценка. К концу младшего школьного возраста (препубертатный период), по мере структурно-функционального созревания мозга, совершенствуются нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе высших психических процессов, возрастают функциональные и адаптационные возможности ребёнка. После 8 лет отмечают выраженный рост яичников, с 10 лет усиливается рост матки, предстательной железы и яичек, а также происходят качественные изменения в их строении и функциях. Начинается постепенное развитие репродуктивной сферы. Остаётся высокой частота инфекционных, желудочно-кишечных и аллергических заболеваний. Занятия в школе в значительной мере ограничивают движения школьников, появляются проблемы нарушения осанки и ухудшения зрения. Часто обнаруживают очаги хронической инфекции (кариес, тонзиллит, холецистит).

Старший школьный возраст

Старший школьный, или подростковый, возраст - период с 12 до 17-18 лет. Он совпадает с половым созреванием. За достаточно небольшой отрезок времени у юношей и девушек созревает репродуктивная система, её морфологическое и функциональное состояние достигает такового у взрослых к 17-18 годам. В пубертатном периоде происходит интенсивная половая дифференцировка, обусловленная деятельностью желёз внутренней секреции. Повышается активность гипофизарно-гонадных и гипофизарно-надпочечниковых взаимоотношений, регулирующих развитие и становление половой сферы. На

организацию деятельности головного мозга влияет не только созревание его собственных структур, но также и эндокринные изменения. Этот период характеризуется быстрым увеличением размеров тела, резким изменением функции эндокринных желёз. До наступления пубертатного периода содержание гонадотропинов в крови девочек и мальчиков низкое. Период от 1 года до появления первых признаков полового созревания расценивают как этап полового инфантилизма. Однако незначительное и постепенное усиление секреции гормонов гипофиза и половых желёз - косвенное свидетельство созревания диэнцефальных структур. Концентрация тестостерона в крови мальчиков в возрасте 7-13 лет невелика, но значительно возрастает, начиная с 15 лет, со стабилизацией концентрации гормона к 20 годам. Параллельно с пубертатным развитием гортани происходит мутация голоса - важный признак, свидетельствующий о степени половой зрелости юноши. В яичниках созревают половые клетки и происходит синтез многих гормонов (эстрогенов, андрогенов, прогестерона). Уже в 10-12 лет на фоне невысокого содержания эстрогенов в отдельные дни отмечают его увеличение в 2-3 раза. Чем ближе менархе, тем чаще наблюдают подобное кратковременное увеличение экскреции эстрогенов. Средний возраст наступления менархе - 12-13 лет. В 16-17 лет большинство девушек имеют правильный менструально-овариальный цикл. Увеличение длины тела особенно выражено в период полового созревания, поэтому в 12-14 лет девочки нередко обгоняют мальчиков в физическом развитии. Во время «росткового скачка», в возрасте около 12 лет, девочки вырастают примерно на 8 см в год. У мальчиков такой «скачок» бывает более поздним - около 14 лет, когда они в среднем вырастают на 10 см в год. Значительно повышаются мышечная сила и работоспособность. Возрастающая двигательная и нервнопсихическая активность, интенсивное нарастание массы и длины тела требуют напряжённой работы эндокринных желёз, нервной системы и обменных процессов, что диктует необходимость дополнительного введения питательных веществ. Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идёт параллельно с интеллектуальным развитием, физическое созревание происходит быстрее и заканчивается раньше.

В подростковом возрасте нередко выбирают профессию; это время для самоопределения и развития личности, время утверждения половой принадлежности и развития чувства полового соответствия. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Появляется способность к самопожертвованию, преданности, доверию.

Особое внимание должно быть обращено на сердце с многообразием морфологических вариантов его развития, лабильностью сердечного ритма, несовершенством нейровегетативного контроля. В этом

периоде часто встречают функциональные расстройства сердечнососудистой и вегетативной нервной системы («юношеское сердце», «юношеская гипертония», дисциркуляторные расстройства). Широко распространены также расстройства питания (тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь). С началом полового созревания выявляют дефекты развития полового аппарата (дисменорею, аменорею и др.), могут обостриться инфекционно-аллергические заболевания, туберкулёз. В связи с гормональной перестройкой возможны отклонения в функционировании эндокринного аппарата (гипоили гипертиреоз и др.). Несбалансированность гормональных влияний, временное снижение иммунных свойств кожных покровов, усиленная функции сальных желёз как у юношей, так и у девушек нередко сопровождаются гнойничковыми заболеваниями кожи, особенно на лице. Это трудный период психологического раз- вития, стремления к самоутверждению, нередко с драматическим пересмотром всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, родителям и сверстникам.

Для определения биологического возраста используют признаки, отражающие процесс биологического созревания. Во всех периодах детства существуют отличительные особенности пропорций тела и ха- рактеристик физического и психомоторного развития. У детей грудного и преддошкольного возраста о биологическом возрасте можно судить по исчезновению врождённых безусловных и появлению условных рефлексов, прорезыванию молочных зубов и формированию ядер окостенения, развитию двигательных навыков и речи. В дошкольном возрасте важным признаком зрелости считают появление постоянных зубов, а у детей младшего и старшего школьного возраста - развитие вторичных половых признаков, интеллекта, физической работоспособности.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»