Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников
- Воспитатель высшей категории
- Авсеевич Ирина Михайловна МАДОУ ЦРР- детский сад №9 «Улыбка»
- Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
- Были намечены следующие задачи:
- 1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;
- 2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе;
- 3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;
- 4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
- 5. Обучение азам элементарной экологической безопасности;
- 6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
- Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развивали познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используем различные модели, схемы, знаки, символы. .
- 1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.
- Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование
- Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр: - ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности; - имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности; - игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения; - дидактические игры, которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления. Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.
- - тематические беседы;
- - библиотека для родителей;
- - информационные доски;
- - домашние задания;
- - индивидуальные беседы;
- - анкетирование;
- - день сюрпризов (проведение и подготовка проходит при непосредственном участии родителей).
- -экологические акции – конкурсы: «День Земли», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты».
- СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем дошкольном детстве. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы.Основная задача экологического воспитания заключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания.
Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования
Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.
Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
Что такое модель и моделирование?
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.
Исследования ученых психологов (Эльконин Д.Б, Вегнер Л.А) , доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.
В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.
Метод моделирования используется тогда,когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.
Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.
Модель -это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей- называется моделирующая деятельность. Например: глобус –это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений), а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:
-предметные. (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек.)
-предметно-схематические. (В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.)
-графические. (графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)
– обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:
Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.
Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.
Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.
Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников.
Особую роль в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.
Работа состоит из нескольких этапов:
1.Рассматривание и разбор таблицы.
2.Преобразование из абстрактных символов в образы.
3.Пересказ;
4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5.Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе.
В заключении можно напомнить китайскую пословицу:
Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.
Используемая литература:
Романенко О.Г., Данилова Л.И., Дорошина Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной научной конференции. (г.Чита, июнь 2012г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.- С.60-62.
Николаева Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М.,1995г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.
Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем дошкольном детстве. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы.Основная задача экологического воспитания заключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания.
Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования
Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.
Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
Что такое модель и моделирование?
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.
Исследования ученых психологов (Эльконин Д.Б, Вегнер Л.А) , доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.
В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.
Метод моделирования используется тогда,когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.
Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.
Модель -это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей- называется моделирующая деятельность. Например: глобус –это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений), а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:
Предметные. (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек.)
- предметно-схематические. (В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.)
Графические. (графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)
Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:
Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.
Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.
Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.
Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников.
Особую роль в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.
Работа состоит из нескольких этапов:
1.Рассматривание и разбор таблицы.
2.Преобразование из абстрактных символов в образы.
3.Пересказ;
4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5.Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе .
В заключении можно напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.
Используемая литература:
Романенко О.Г., Данилова Л.И., Дорошина Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной научной конференции. (г.Чита, июнь 2012г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.- С.60-62.
Николаева Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М.,1995г.
Елена Кожевникова
Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Максимовой Н. Ю.)
Мы ведем углубленную работу по формированию начал экологической культуры детей через дидактическую игру. Используем в своей работе моделирование , как один из методов экологического образования детей .
Процесс познания окружающего мира начинается с чувственного восприятия. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное обобщенное представление об объекте или явлении природы, составить схему изучаемого явления, например, мы формируем у детей понимание связи между развитием растений и условиями их существования; знакомим с понятиями «рыбы» , «птицы» , «звери» , «растения» и др. ; знакомим с явлениями природы (гололед, снегопад, дождь) ; с временами года, частями суток и др. Решать эти задачи помогает метод- моделирование .
Что такое модель и моделирование ? Модель- 1 . Это образ какого-либо изделия , 2. Это уменьшенное воспроизведение или схема чего-либо. Моделирование (наглядное) - 1. Это деятельность, направленная на изготовление какой-либо модели , 2. Создание в уме плана будущей игры, сказки, рисунка, постройки, то есть планирование действий осуществляется в форме образов- представлений , содержащих не все детали действительности, которую ребенок хочет отобразить , а лишь ее общее строение, соотношение частей (О. М. Дьяченко)
В экологическом воспитании моделирование -это совместная деятельность воспитателя и ребенка по построению модели .
Цель моделирования - усвоение детьми знаний об объектах природы, связях и отношений между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями , знаками.
Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Например, для выбора способа удаления пыли с растения мы выделяем признаки - количество листьев и характер поверхности листьев, а цвет и форма нам безразличны. Мы помогаем отобрать и использовать модели свободные от ненужных свойств и признаков. Для этого мы используем графические схемы и предметные образы-заместители .
По мере того, как дети осознают способы замещения признаков, связей между реальными объектами их моделями , то уже можно привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию .
Моделирование осуществляется в следующей последовательности :
1. Предлагаем ребенку описать новые объекты природы с помощью готовой модели ранее усвоенной ребёнком.
2. Организуем сравнение двух объектов между собой, учим выделять признаки различий и сходства, одновременно даем задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели , замещающие эти признаки.
3. Постепенно увеличиваем количество сравниваемых объектов до 3-4.
4. Обучаем моделированию существенных , значимых для деятельности признаков, например, отбор и моделирование признаков растений , определяющих способ удаления пыли с растений в уголке природы.
5. Руководим созданием модели элементарных понятий «звери» , «рыбы» , «птицы» , «растения» , «живое- не живое» и т. д.
Обучение моделированию связываем с использованием обследовательских действий (модель «способ сенсорного обследования» ). Мы учим планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учим сначала обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля и корня. При обследовании и выделении признаков, просим каждый из них называть точными словами.
Примеры использования моделирования в работе по экологическому воспитанию :
1. В беседе о птицах, имеющей целью обобщение первоначальных конкретных представлений о них, дети рассматривают 2-3 предметные картинки с изображением птиц нашего края . В ходе беседы направляем внимание не только на характерные особенности (величина, типичная окраска, характер клюва, ног, конечностей, крыльев) птиц того или иного вида, но и помогаем выделить общие для всех птиц признаки : имеют два крыла, две ноги, перьевой покров, клюв. Эти существенные признаки обозначаем моделью . Затем формируем обобщение «птицы» . В средней группе обобщение делает сам воспитатель : птицы- это животные, у которых две ноги, два крыла, чтобы ходить и летать, тело покрыто перьями, рот у птиц- клюв, затем дети отыскивают выделенные и закрепленные моделью признаки у других птиц, знакомых им, доказывают, например, что курица и петух - тоже птицы.
2. «Удаление пыли с растений» . Формируем у детей умение выбирать способ удаления пыли с растения, ориентируясь на характер поверхности листьев. Закрепляем знание о трудовом процессе, умении правильно называть растения, их части. Сообщаем детям, что будем учиться очищать растения от пыли. Предлагаем вспомнить, для чего это нужно делать, подтверждаем ответы детей : «правильно, растения дышат, дышат с помощью листьев, поэтому листья должны быть всегда чистыми, чистые растения очень красивы, украшают нашу группу».
Затем рассказываем детям, как определить растения, нуждающиеся в уходе (ориентировка на внешний вид растения) . Учим выбирать способ очистки листьев от пыли в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности (гладкая, шероховатая, опущенная) . Даем задания : 1. Отобрать растения , требующие уход; 2. Рассказать о признаках листа, используя обследовательские действия; 3. Обосновать выбор способа удаления пыли.
Во время обследования листа вводим сенсорную модель (карточки, моделирующие признаки растения : гладкость или шероховатость моделируется с помощью наклеенных на карточку полосок бумаги, соответствующей фактуры, количество - с помощью изображения и т . д.). По мере обследования листа и выделения его признаков, дети отбирают и последовательно выставляют карточки - модели , замещающие их. Затем делаем обобщение «Молодцы! Правильно выбрали способ очистки фикусов от пыли. Его удобно обтирать тряпочкой, т. к. листья у него гладкие, круглые, твердые, прочные». Далее закрепляем знания детей о трудовом процессе . Обсуждаем, как выполнить работу по порядку . В конце занятия даем оценку труду детей и умению правильно определять его способ выполнения с помощью модели .
3. «Растение - живой организм» . Обобщаем представление о растениях, формируем элементарное понятие «растение» . Растение - это живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держать и питать; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать. Растения живут на земле и в воде, они не передвигаются в поисках пищи. Растения бывают разные : деревья, кустарники, травы. Широко используем модели в игровой деятельности, например, в игре «Когда это бывает?» . Цель игры : закрепить знания о временах года (лето, осень, зима, весна) . Мы читаем четверостишия о временах года, а дети на модели «времена года» стрелкой указывают время года, о котором говорится в четверостишии. Подобно проводится игра, целью которой является закрепление названий частей суток («Когда это бывает?» ).
В дидактической игре «Живое - не живое» ставим задачи : сформировать обобщенные представления о живом организме, как целостном образовании и его существенных признаках (питание, дыхание, движение, способность к размножению и росту, учить использовать модель при нахождении признаков живого и неживого. В ходе игры ведем беседу о каких-либо двух объектах, например, вороне и самолете. В ходе беседы поочередно выставляем на мольберт графические модели (ноги - движение, рот - питание, нос - дыхание, прямоугольники разной величины - рост, овал- размножение). Доказываем, используя модели , что ворона- живое существо, а затем самолет - не живой предмет. Обобщение делает воспитатель. Затем предлагаем детям предметные картинки и просим доказать, какой у них изображен на картинке предмет , живой или не живой.
В дидактической игре «Путаница» с помощью модели закрепляем у детей знания о строении растения (цветка, дерева) .
Наблюдение является основным методом в экологическом воспитании детей . Мы так же используем модели , которые показывают способы сенсорного обследования природного объекта.
Для обобщений эколого - систематических групп : «птицы» , «рыбы» , «насекомые» , «звери» и др. мы так же активно используем графические модели .
Таким образом , активно используя метод моделирования , мы видим, что он помогает детям более полно раскрыть важные особенности объектов природы, а так же раскрыть причинно-следственные связи, существующие в ней. Благодаря этому у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы.
Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребёнок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и образующей силой мироздания. Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Познавая, ребёнок осваивает представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования, приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Очень важны следующие виды познавательной деятельности: наблюдение; экологическое моделирование; поисковая деятельность. Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы.
Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребёнок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и образующей силой мироздания. Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Познавая, ребёнок осваивает представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования, приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Очень важны следующие виды познавательной деятельности: наблюдение; экологическое моделирование; поисковая деятельность. Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.
В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить много информации, и именно моделирование помогает ему в этом. В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
Развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
Учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;
Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
Способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например: 1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.
2 . Предметно-схематические модели . В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.
3 . Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Работа состоит из нескольких этапов:
Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено.
Этап 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3: После перекодировки осуществляется пересказ, т.е. происходит отработка метода заполнения.
Этап 4: Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний.
Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:
По характеру моделирования– модели объектов, процессов;
По внешнему виду – плоскостные и объёмные;
По месту расположения – настенные, настольные и напольные;
По способу использования – статические и динамические и т. д.
Например, для использования моделей для обогащения представлений детей о животных необходимо:
Систематически вариативно использовать экологические модели в совместной деятельности с детьми;
Включение используемых моделей строить на основе учёта особенностей представлений детей о животных;
Последовательность осваиваемых моделей должна отражать усложнение представлений об объектах природы;
Предполагать вариативные задания по применению приобретённых дошкольниками представлений в разнообразной деятельности, стимулировать детей к активному самостоятельному созданию моделей;
Размещать в предметно-развивающей среде разнообразные виды моделей экологического содержания.
Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; раскрыть существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна. Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.
Литература: Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.И., 2012.
«Мы». Программа экологического образования детей /Н.Н.Кондратьева и др. – СПб: «Детство – пресс; 2000.
Сово И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. – СПб.: ООО «Издательство и Детство ПРЕСС», 2010.
Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». СПб, 1998.
Воронкович О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2007.
Логинова В.И. Программа развития детей в детском саду «Детство». СПб.,2000.
Утверждено:_________
Заведующий МДОУ
Верескун Н. Н.
Роль моделей и моделирования в экологическом образовании
детей дошкольного возраста
Выступление на семинаре воспитателя
первой квалификационной категории
МДОУ « Детский сад комбинированного
Вида № 35 « Алёнушка-1»
г. Ершова Саратовской области»
Хужалиевой Л Ж
г. Ершов 2016
Татьяна Латухина
Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология ".
Дом, домик- это то,что очень любят дети, они их рисуют, строят, в домике играют. Вот и пришла идея смастерить зеленый домик, который направляет детей к осознанию единства человека и природы.
В домике мы помещаем фотографии, отражающие общение детей с природой, иллюстрации деревьев и кустарников, рисунки животных, зарисовки признаков времен года, проводим дидактические игры, создаем и размещаем модели .
Модели создаем вместе с детьми.
Что такое модель ?
Модель - это краткое описание рассматриваемого объекта-оригинала с помощью схем, знаков.
При создании моделей я придерживаюсь трех правил :
-модель отражает обобщенный образ и подходит к целой группе объектов;
-модель раскрывает самое существенное в объекте;
-модель создается вместе с детьми, проводится обсуждение, чтобы она была им понятна.
Например, создаем модель "живое", у которого есть свойство дышать.
Рассуждаем, все живые организмы поглощают кислород из воздуха, который является многокомпонентным. Выделяем из воздуха только кислород. (Даю информацию, что это химический элемент, его обозначение О2) . Кислород обозначаем как маленький кружок или букву "О", и в квадратике размещаем маленькие "о",детям становится понятно свойство "дышать".
Модели , в основном, использую информационные : наглядно-образные или логико-символические. Можно их сопровождать кратким текстовым описанием.
Модели многофункциональны : я их использую на занятиях , в совместной и самостоятельной деятельности . Они помогают обобщать представления детей о природе. На их основе вместе с детьми придумываем дидактические игры. Модели "Времена года" размещаем в уголке природы и в домике "Экология ".
Дидактическая игра "Домики".
Домиком является большая карта-модель , у каждого ребенка своя : растения, птицы, рыбы. Ведущий (им может быть ребенок) достает из мешочка картинки с изображением птиц, зверей, рыб, насекомых, растений, а дети должны определить, в какой домик нужно разместить эту картинку.
Дидактическое упражнение "Расскажи, а мы послушаем".
Дети по очереди берут одну из перевернутых на обратную сторону карт-моделей , смотрят, вспоминают, какому объекту соответствует эта карта.
На первом этапе рассказы детей краткие, а по мере изучения темы более полными и содержательными.
Дидактическое упражнение "Дорисуй, чего не хватает".
На выданных картах-моделях закрыт один квадратик, отражающий признак объекта. Дети думают, рисуют недостающий признак и проверяют, совпал ли их рисунок с моделью .
Очень нравятся детям игру-путаницы. Педагог заранее размещает на картах-моделях по несколько картинок, часть из которых не соответствует данной модели . Дети должны определить, что не так и исправить ошибку.
Дети с удовольствием играют в лото с элементами моделирования . У нас 3 вида такого лото :
"Кто во что одет";
"Кто где живет";
"Кто как двигается".
Буду рада, если представленный мной материал понравится. Желаю удачи!
Методическая литература :
1. О. А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию ";
2. Н. Н. Кондратьева "Мы". Программа экологического образования детей .
Публикации по теме:
Элементарное экспериментирование как способ развития детей раннего возраста в разных видах деятельности (1 слайд) Особенности деятельности экспериментирования были изучены многими исследователями, в том числе и Л. С. Выготским. Он неоднократно.
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей по данной теме. План семинара: 1. Доклад и презентация на тему: ««Использование нетрадиционных.
12 апреля - День космонавтики. Мы с ребятами очень много трудились, чтобы отметить этот праздник. Этот праздник всецело можно назвать российским.
Мастер-класс «Использование игрового пособия «Чудо-парашют» в разных видах детской деятельности Игровое пособие «Чудо-парашют» и его использование в разных направлениях работы с детьми дошкольного возраста Впервые о «Парашюте» мы узнали.
«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания навыки и привычки поведения личности.
Ориентировка в пространстве в разных видах образовательной деятельности Ориентировка в пространстве в разных видах образовательной деятельности. 1 слайд «Пространственная ориентировка осуществляется на основе.