Актуальность проекта мой город в детском саду. Проект «Мой родной город» для младших школьников. Этапы реализации проекта

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Организация: Детский сад № 17 «Золотой ключик»

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск

Целепологание:

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.

Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей. Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю. Хотелось, чтобы впечатления детства у наших детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем.

Пятигорск - город с интересной судьбой, большим количеством достопримечательностей, известными и талантливыми людьми

Для всех нас, Пятигорчан, наш город был и остаётся малой родиной., тем единственным уголком на земле, где нам посчастливилось родиться и жить. За всю многолетнюю историю наш город испытал на себе и трудности первого строительства, и тяжесть гражданской войны, и трагедию оккупации, и радость мирного созидательного труда.

Данный проект стал эффективным в формировании системного подхода воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу. Проект составлен на основе личностно ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.

Для включения детей в проект была предложена мотивация - создать мини музей города в нашей группе.

Паспорт педагогического проекта «Мой город родной»

Цель проекта: Формирование представлений о родном городе

Создание условий для развития интереса к родному городу.

Участники проекта : воспитатели, дети и родители старшей группы «Ручеёк».

Возраст воспитанников : 5 – 6 лет.

Направление : Познание

По длительности: краткосрочный, 1 неделя.

Задачи проекта:

Развитие познавательных способностей через формирование представлений о нашем городе.

Расширение кругозора дошкольников посредством знакомства с достопримечательностями города.

Формирование активной жизненной позиции. Воспитание чувства гордости за свой город и свой край.

Активизировать словарного запаса дошкольников.

Активизация работы с родителями

Ресурсы проекта:

Иллюстрации и фотографии улиц родного города

Презентация «Мой город родной»,

Экскурсия «Наш город».(мини-музей детского сада)

Этапы работы над проектом

Работа с педагогами

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с семьей.

1 - Этап – Выбор темы. Обозначение проблемы.

А) Изучение познавательной литературы по краеведению.

Б) Беседа «День рождение нашего города» (уточнение представлений у детей о родном городе).

В) Анкетирование родителей «Что вы знаете о родном Пятигорске?»

Г) Организация предметно - развивающей среды по теме.

2 этап – подготовительный.

1. Сбор и систематизация материалов.

2. Подбор игр, оборудования

3. Консультации для родителей:

«Курортный Пятигорск»

«Промышленный Пятигорск».

«Творческий Пятигорск»

«Многонациональный Пятигорск»

3 этап - практический

Подготовка материала дидактических игр, разработка перспективного планирование по теме.

Просмотр презентации «Мой город родной».

«Флаг, герб города».

«Чем славен наш город».

«Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники).

«О названиях улиц родного города».

«Профессии жителей города».

«Что мне нравится в Пятигорске».

Организованная образовательная деятельность.

Тема: «Легенды горы Машук и Бештау».

(Формировать представление о природной красоте гор, развивать познавательный интерес.)

Тема: «Приезжайте в наш город».

(Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по памяти, совершенствовать навыки монологической речи.)

Рисование «Мой любимый город Пятигорск».

Продолжать формировать представление об архитектуре родного города. Учить передавать в рисунке образ города в любое время года, горы, дома, в окнах горят разноцветные огни. Развивать чувство композиции, цвета.

Аппликация. «Фонтаны в нашем городе».

Расширять представление у детей об архитектуре нашего города. Учить передавать в симметричное строение нашего фонтана в работе, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать творческое воображение.

Коллективная работа коллаж. «Мой город в будущем».

Цель: Продолжать формировать умение работать с разными художественными материалами, умение работать вместе, развивать воображение.

Экскурсия по улице Козлова.

Цель: Проблемная ситуация «Ты перепутал номер автобуса или маршрутного такси и попал в незнакомое место. Как ты будешь искать дорогу»

Дидактические игры:

«Собери герб Пятигорска».

«Экскурсоводы».

«Собери из разрезанных картинок виды нашего города».

«Угадай, где я нахожусь».

Подвижные игры

«Мы едем, едем,!».

«Кот и воробей».

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».

Подготовка материалов для создания альбома «Мой Пятигорск».

(Фотографии любимых мест города, фото детей на улицах города и др.)

Выставка совместных работ родителей и детей: «Город нашей семьи»

4 этап – итоговый.

Подведение итогов. Развлечение «Я люблю тебя, Пятигорск»

Список использованной литературы:

Р. Т. Литвинова «Мы Пятигорчане»

Н.В. Алейшина «Патриотическое воспитание дошкольник

С.А. Круглов «Страница истории края»

В.Гниловский «Занимательное краеведение»

Н.В.Маркелов «Пятигорск в исторических очерках»

Ребенок в детском саду2005/05 с. 38 «Нравственно патриотическое воспитание» Е. Г. Михайлов

Приложение 1

Экскурсия для детей старшего дошкольного

возраста в мини-музей детского сада.

Тема: экскурсия «Наш город»

Место проведения: мини-музей детского сада

Кто проводит: дети экскурсоводы

Цель: обогащать знания детей о нашем городе; развивать монологическую речь; воспитывать уважение к людям живущем в нашем городе.

Ход экскурсии

Воспитатель: « Ребята, мы находимся с вами в мини-музеи детского сада. Здесь у нас собрано много материала о нашем городе.

Сегодня мы с вами совершим экскурсию по городу,которую будут проводить дети экскурсоводы.

Первый экскурсовод .

Мы живём с вами в городе Пятигорске. Название нашего города происходит от названия горы Бештау: « беш»- пять, «тау»- гора. Город Пятигорск был основан в 1780 году. Город состоит из пяти микрорайонов - Центр, Белая ромашка, Бештау, Новопятигорск -Скачки, посёлок Энергетик.

Как и любой город, наш город Пятигорск имеет свой герб и эмблему (показ).Герб города-два источника минеральной воды-синий-холодный, красный-горячий.

Второй экскурсовод.

Эмблема города (показ.)-скульптура орла на вершине горы Горячей. Установлена она в 1903 году, к 100-летию образования Пятигорского курорта. Скульптура выполнена архитектором Шодким. Орёл изображён в момент смертельной схватки со змеёй. Одна из легенд повествует: «после того, как змея незаметно подкралась к орлу и укусила его, он медленно угасал, ему угрожала смерть. Но, превозмагая боль, орёл подполз к выбегающему из горы источнику, напился воды, смочил водой рану, и целебная вода сделала своё дело: смерть отступила, и гордая птица стала жить».

Третий экскурсовод.

Наш город Пятигорск расположен на левом берегу реки Подкумок на склонах горы Машук и горы Горячей. Город богат растительностью: это природные леса и культурные насаждения: парки, скверы, бульвары. В лесах растут: ясень, дуб, берёза, боярышник, кизил, барбарис, клён, рябина. Обитают разнообразные виды птиц: сороки, синицы, сойки, пёстрые дятлы, дрозды, вороны.

В наших лесах много растений, полезных для человека: более 130 видов лекарственных трав.

Природа щедро одарила наш город.

Четвёртый экскурсовод.

Чудесный климат, обилие зелени, красота окружающей природы, прекрасные санатории-сделали наш город Пятигорск всемирно известным, здесь поправляют своё здоровье люди со всех концов России. Наш город не только известный курорт, это ещё культурный центр. В городе есть кинотеатры, музей краеведения, библиотека, театр музыкальной комедии, музыкальные школы, художественная школа, городской дом культуры, выставочные залы.

Наш город богат историческими памятниками. Он входит в число 115 городов России, объявленных историческими.

Люблю я город мой всей страстью,

Мой славный город Пятигорск.

Люблю его народ кавказский,

Далеких гор блестящий лоск.

Люблю по- Лермонтовски горы,

Причудливых камней каскад,

ущельев -узких коридоры

И грохот рухнувший громад.

Люблю рассвета я узоры

И солнца ранние лучи,

Луны насмешливые взоры

И ликованье звезд в ночи.

Пятый экскурсовод.

Пятигорск-крупный промышленный город. В нашем городе много фабрик и заводов, выпускающих разное оборудование, продукты питания и другие товары (хлебзавод, молзавод, птицефабрика, предприятие «Холод» выпускающее мороженное).

Все районы города связаны между собой трамвайными линиями, общая протяжённость которых 48 км.

Шестой экскурсовод.

Много талантливых людей живёт в городе Пятигорске: это поэты, писатели, художники, композиторы. Их песни, стихи, картины посвящены нашему городу, нашей родной природе. Много песен, стихов написано для детей. Мы знаем таких поэтов-пятигорчан как: Галина Шевченко, Геннадий Тер-Татевосян, Анатолий Трилисов, Евгений Зимин. А какие прекрасные картины написаны художником-пятигорчанином Корюном Геворковичом Казанчаном. А сколько много песен мы поём композитора Татьяны Барбакуц.

Приложение 2

Сценарий развлечения в

старшей группе.

Мой город Пятигорск

Вед.- Ребята, сегодняшний праздник мы посвящаем нашей Родине, нашему краю и любимому городу Пятигорску. Родина-Россия _край, где мы живём, это наш дом и его надо любить и беречь.

Реб.- Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Реб.- Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом Русь!

Реб.- Россия наша! Нет страны чудесней

Любовь к тебе мы славим

Звонкой песней.

Песня о России с упражнениями…

Реб.- Ставропольский край раздольный,

Пятигорск наш дорогой

Это часть России вольной,

Нашей матери родной!

Ты двести тридцать(6) лет основан,

Наш город милый, Пятигорск!

И жарким сердцем, громким словом

Мы славим твой рассвет и рост!

Как много городов на свете,

Не счесть их у родной страны.

Но мы- и взрослые и дети-

В свой дивный город влюблены.

Уважение и славу

Заслужили на века

Блеск Подкумка, высь Бештау,

Синь красавца Машука!

Вед.- Ребята! Ведь вызывает восхищенье

У нас аллеи «Цветника»,

Подкумка быстрого теченье,

Краса вершины Машука!

И с наслаждением понятным

Согласен весь наш детский сад.

По нашим улицам нарядным

Гулять хоть целый день подряд!

Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие по нашему замечательному городу-курорту.

Пятигорск-жемчужина Северного Кавказа. Наш город растёт и хорошеет с каждым днём.

В Пятигорск приезжают люди со всех концов нашей Родины, чтобы подлечиться, испить наших целебных источников, отдохнуть.

Но прежде, чем отправиться в путешествие по нашему городу, мы проведём с вами викторину «Знаете ли вы свой город?»

Желающих принять участие в викторине, прошу выйти ко мне.

(Детям раздаём открытки с видами Пятигорска и здания детского сада).

Посмотрев открытку, ребёнок называет место в городе, которое там изображено.

Вед. Ребята, а чтобы спокойно проехать по городу, давайте вспомним правила дорожного движения.

Выходит в центр зала группа детей и поют частушки.(о правилах движения).

Первый: Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ,

Где есть надпись…

Все: « Переход»

Второй: Если ты спешишь домой,

Не беги по мостовой,

Не цепляйся за трамвай

И другим…

Все: Не разрешай!

Третий: Если ты спешишь в пути,

Через улицу пройти,

Помни Таня, Толя, Саша,

Все: Налево!

Четвёртый: Как дойдёшь до середины,

А отсюда, с половины,

Помни Петя, Юра, Клава,

Что смотреть надо..

Все: Направо!

Вед. Молодцы, ребята. Ну а теперь в путь. Я буду ваш экскурсовод.

(Звучит песня «Едем мы по улице», Тимечеева 1 куплет)

Вед. От нашего детского сада, по улице Козлова мы подъезжаем к центральной библиотеке им. М. Горького, мимо школы №6. Налево видим Дом администрации города. Затем подъезжаем к Вечному огню. Сюда всегда приходят люди, чтобы поклониться героям революции и Великой Отечественной войны.

Пойдёмте же к лесной опушке

С её старинной красотой-

Мы знаем, что бывал здесь Пушкин,

И Лермонтов и Лев Толстой.

Дети идут на полянку и рассаживаются.

ВЕД.- Вот мы и пришли на красивую полянку. Здесь мы будем с вами отдыхать, играть, плясать…Ребята, я слышу какие-то шаги в лесу, кто-то идёт к нам… Посмотрите, да это же горянка, хранительница леса.

Горянка:- Здравствуйте, дети! Я рада, что вы пришли в мой лес и я с вами отдохну, а вы будете меня развлекать, но прежде скажите, у какой горы мы находимся?

Все:- У горы Машук.

Горянка:- Правильно. А вы знаете как надо вести себя в лесу?

Горянка:- Дети, а кто это нам мешает?

(из-за деревьев выглядывают Б.Я. и Волк)

А вот вы где! А ну-ка выходите к нам и послушайте детей, они вам расскажут, как надо вести себя в лесу!

Ответы детей.

Б.Я. и Волк:- Да мы пошутили. Хотели вам помешать, да у нас ничего не получилось.

Горянка:- А вот скажите нам, какие грибы можно собирать в лесу?

Б.Я. и Волк:- Мухоморы…

Горянка:- Да не правильно. Послушайте ответы детей.

Б.Я. и Волк: -Молодцы, ребята! А можно нам с вами поиграть?

Игры Б.Я. и Волка.

Горянка:- С детьми вы подружились, так что оставайтесь с нами послушайте интересную сказку о наших горах. Но прежде скажите, какие вы горы Кавказа знаете?

Ответы детей.

Горянка:- Так вот я хочу вам рассказать интересную легенду (сказку) о наших горах.(Легенда о горе Машук).

Это легенда о Бештау . В незапамятные времена, когда еще не было гор, была здесь степь, где жило гордое племя джигитов-нартов. И жил в этом племени юноша, которого звали Бештау – молодой, красивый, храбрый джигит. А еще в этом племени жила девушка – красавица Машука – добрая, трудолюбивая, скромная. Встретил как-то Бештау красавицу Машуку и сразу влюбился в нее. И Машука тоже полюбила джигита Бештау. Они решили пожениться. А вождем племени нартов был седой красавец Эльбрус. Это был старый, но очень сильный и отважный воин, с сердцем юноши. Он тоже полюбил Машуку и хотел на ней жениться. И чтобы избавиться от молодого соперника Бештау, отправил его на войну, втайне надеясь, что тот погибнет. Но Бештау победил всех своих врагов и с победой вернулся домой. Он узнал о злобном замысле старого Эльбруса и вызвал его на поединок. И вспыхнула битва. Замахнулся Бештау на Эльбруса и рассек ему голову надвое. Собрал последние силы Эльбрус и нанес Бештау пять ножевых ран. Рухнул Бештау и окаменел пятиглавой горой, а красавица Машука с горя ударила себя в бок кинжалом и превратилась в гору. Природа не вынесла трагедии и все животные и предметы вокруг окаменели. Так появились горы – Змейка, Бык, Верблюдка, Кинжал, кольцо. И до сих пор, окаменевшие, они изливаются в виде источников чистой, горячей воды, исцеляя множество людей.

Горянка:- О них мы слушаем рассказы

Стихи их знаем наизусть.

Давайте послушаем.(дети читают 2-3 стихотворения)

«Кругом, налево и направо,

Как бы остатки пирамид,

Подъемлясь к небу величаво,

Гора из-за горы глядит;

И дале царь их пятиглавый ,

Туманный, сизо-голубой,

Пугает чудной вышиной.»

Горянка: - В нашем городе, в нашем крае живут люди разных национальностей, и вот со мной к вам пришли маленькие горцы и горянки, а также девочки в русских костюмах.

Родная русская «Калинка»

Вот здесь мелодией лилась,

И удалая «кабардинка»

С калинкой дружно обнялась.

Танец «Кабардинка»

Хоровод «Калинка»

Горянка:- Ребята, а может кто-то из вас знает какую-нибудь легенду о нашем городе?

Реб.- Я знаю и хочу рассказать легенду об Орле и Змее.

(Рассказ сопровождается мимической сценкой Орла и Змеи)

Вед.- Ребята нам пора уже вернуться в детский сад, попрощаемся с хранительницей леса.

На обратном пути едем по улице Соборной, видим красивую маленькую церковь, и останавливаемся в сквере М. Ю. Лермонтова, там находится красивый ему памятник. Лермонтов-русский поэт- часто посещал наш город и посвятил много стихов нашему городу и Кавказу.

Стихотворение «Кавказ» М. Ю. Лермонтова читает ребёнок или воспитатель.

Дети читают стихи А. С. Пушкина

Поём куплет песни «Едем мы по улице»

Вед.- Продолжаем путь по проспекту Кирова и подъезжаем к парку им. С. М. Кирова. Идём по парку к театру «Камертон», где идёт концерт, мы тоже принимаем участие.

Танец « Светофориков и регулеровщиков»

Вед.- А теперь пора домой в детский сад.Поехали!

«мы едем, едем!»

А вот и наш сад. Наше путешествие закончилось

Театральный этюд .

Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел!!!

Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал,

Дело было вечером, делать было нечего,

Галка села на заборе, кот забрался на чердак,

Тут сказал ребятам Коля просто так.

А у меня в кармане гвоздь! А у вас?

А у нас сегодня гость! А у вас?

А из нашего окна церковь новая видна,

А из нашего окошка к заповеднику дорожка,

Сам великий дядя Миша, Лермонтов к нам приезжал,

Он поэмы и рассказы в этом домике писал!

Мы ходили в галерею, питьевую,в Цветнике,

Поднимались мы к беседке, и сидели на орле!

Где же Коля потерялся?

Не терялся вовсе я! Наблюдал за караулом, там,у Вечного огня!

Часовые в форме новой с автоматами стоят!

Память о героях смелых, молча у огня хранят!

Стать хочу экскурсоводом, поведу всех на Провал!

И о чём же ты расскажешь?

Как Печорин здесь бывал!

Удивил нас! Что ж такого! На Провале каждый был!

Если б полетел ты в космос, всех тогда б ты удивил!

Что вы соритесь, ребята! Оглянитесь поскорей!

Этот город самый Лучший!

Лучший город на земле!

Вед:- Любите свой город, изучайте историю своего города, озеленяйте свой город, чтобы он всегда был молодым и зелёным.

Цель: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся. Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ.

  • Формирование интереса к истории Отечества, своего края, города, расширение представлений об истории малой Родины;
  • Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;
  • Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;
  • Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  • Объединение усилий учителя и учащихся, для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Возраст участников: 10-11 лет, 4-й класс

Тип проекта: творческий

Вид проекта: долгосрочный

I. Выбор и обоснование проекта:

Постановка проблемы. После бесед о родном городе, экскурсий по городу, в музей выбрали тему своего проекта, близкую для понимания "Мой родной город". Для обозначения актуальности и значимости предложенного проекта на классном часе детям было предложено и принято единогласное решение о старте проекта "Мой родной город. Начали с выбора и обсуждения микротем. Каждый ученик выбрал интересную для себя тему. Разбились на группы по интересам. Работа проводилась в течение длительного времени (октябрь-январь). Ребята набирают информацию, анализируют, отбирают самое важное, интересное, значимое.

II. Организация деятельности.

1. Беседа об истории города. Класс делится на группы, каждой из которых руководит учитель. Заведующая библиотекой и родители помогают учащихся.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕКТОМ

(управленец)

Создание команды единомышленников, координация взаимодействия. Помощь в организации проектной деятельности

Учащиеся 4а клаcса.

Активные участники проектной деятельности.

Родители.

Задача: помощь советом, информацией, проявление заинтересованности

Библиотекарь. Задача: помощь в подборе списка литературы, совет дополнить, или снять какие-то источники

Выдвижение первоначальных идей, планирование проектной деятельности: в результате обсуждения возникли следующие творческие группы:

Тема Творческая группа Примечание (что выполнено)
Как образовался город Владивосток. Волошина Вика

Паршкова Катя

Сообщение.

Фотографии старого города.

Символы Владивостока. Бородин Коля

Злобин Вадим

Полетаев Кирилл

Презентация 1 (приложение 1) Сообщение.
Главная улица города. Швецова Доминика

Ромашенко Руслана

Презентация 3 (приложение 3).
Районы города. Гулина Вика

Сущенко Ксения

Бедоев Костя

Презентация 5.

Фотографии современного города.

Музеи. Беляева Кристина

Потапова Полина

Сообщение.

Презентация 6.

Памятные места. Рахимова Настя

Климонова Алина

Шевченко Ира

Суходуб Никита

Газета.
Улицы города, названные в честь адмиралов. Баранник Ульяна

Иванова Настя

Ищенко Полина

Сообщение, фотографии.
Улицы города, названные в честь космонавтов. Бедоев Костя

Корешков Дима

Олейник Дарья

Презентации 2,4 (приложение 2,4).

Сообщение.

Улицы города, названные в честь известных людей. Парфёнов Влад

Кацнельсон Максим

Денисов Павел

Димитров Дима

Сообщение.
Улицы города, названные по названиям деревьев. Фомин Максим

Комаров Миша

Корнюшкин Максим

Презентация 7.

III. Осуществление деятельности. Исследование.

1. На исследовательском этапе при изучении истории города учащимися при помощи учителя и родителей была собрана информация об истории города Владивостока, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. При подготовке информации по теме проекта родители советовали дополнить ее или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней, школьной и городских библиотек, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).

2. Просмотр документальных фильмов о городе Владивостоке, о Приморском крае учит детей систематизации и анализу всей полученной информации в ходе предшествующей данному этапу работы.

3. Группы рассматривали историю города с разных сторон. Детьми были представлены сообщения, газеты, фотографии, презентации. Были подведены итоги проделанной работы. Задумываясь о том, что еще предстоит сделать. Учащимся было предложено участвовать в школьной конференции и представить свой проект учащимся 3-4 классов нашей школы.

IV. Защита проектных работ.

Результаты представляются на обсуждение учащимся. Экспертная группа в состав которой входили родители, библиотекарь, заместитель по воспитательной работе, заместитель директора по информатизации учебного процесса разработали рецензии и экспертные оценки на каждую из работ и рекомендовали выступить с проектами на научно-практической конференции для учащихся начальной школы "Школа - шаг в будущее. Творить я буду в XXI веке" в рамках декады "Наука и технология в начальной школе". Конференция состоялась в последний день третьей четверти.

Тема : Мой город

Тип проекта : открытый, исследовательский, кратковременный. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатели, родители.

Срок реализации : краткосрочный (две недели)

Актуальность проекта :

Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе , усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Цель проекта :

Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города , формирование чувства патриотизма;

Воспитание любви к Отечеству, к городу в котором живем , гордости за её культуру,

Формирование социальной позиции участника и созидателя общественной жизни;

Формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.

Ресурсное обеспечение :

Открытки, буклеты, фотографии о родном городе , крае

Фотографии улиц родного города

Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, памятники.

Слайды, фильмы о памятных местах «малой Родины»

Художественные произведения и литературные материалы

Дидактические игры

Картотека дидактических игр :

«Мой город »

Цель : закрепить знания детей о родном городе , достопримечательностях, любимых для отдыха местах

Цель : закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.

города »

Цель города Лыткарино ; развивать внимание, память, связную речь.

«Парные картинки»

Цель : закрепить знания детей о достопримечательностях города , умение подбирать правильно пару к своей картинке. (составление картинки из нескольких частей по типу пазлов)

Цель : закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.

Лото «Мой любимый город »

Цель : закрепить знания детей о достопримечательностях города , памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.

Подготовительный этап :

Выявить уровень знаний детей о родном городе с помощью вопросов , бесед;

Составление списков информационных источников, справочников, методической литературы, художественной литературы;

. подготовка необходимых печатных материалов;

Информирование родителей об участии детей в проекте , вовлечение их в проект ;

Определение времени для работы над проектом ;

Подборка интернет ресурсов, сохранение ссылок;

План действий :

. Постановка проблемы : Что мы знаем о родном городе ? Что хотим узнать?

Определение предстоящей деятельности : Как нам найти ответы на вопросы?

Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта .

Выполнение проекта детьми и взрослыми .

Обсуждение результатов.

Определение перспектив проектирования .

Деятельностный этап

Области Задачи Содержание

Познание Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу , чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Лыткарино . Расширять представления детей о достопримечательностях родного города Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами людей прославивших родной город . дидактические игры :

«Мой город »

«Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до школы, театра)

«Достопримечательности родного города » , «Мой адрес» , «Жилое,нежилое» ,

«Парные картинки»

«Чтобы было, если все улицы будут без названия»

Лото «Мой любимый город » , рассматривание иллюстраций зданий различного назначения, фотографий зданий ближайшего окружения. Пословицы и поговорки о дружбе, загадки про городские здания .

Речевое развитие Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Беседы : «Интересное рядом» , «Наша улица» , «Дома бывают разные» , «Что есть в нашем городе для детей »

Социально - коммуникативное развитие Воспитывать любовь к родному городу , чувство уважения к своему народу, бережное отношение к тому, что сделано их трудом. С/р игра «Путешествие по улице» , Беседы : «Всем ребятам надо знать как по улице шагать» , «Что производят в нашем городе » , Экскурсии к памятным местам, связанным с жизнью героев труда. Рассматривание трудовых наград

Художественно - эстетическое развитие Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество

«Наша улица» , Разные дома», «Мой город » , «Мой любимый уголок Колпино» ,

Физическое развитие Способствовать развитию двигательной активности детей, координации. Подвижные игры по желанию детей

Методы проекта :

Практические

1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.

2. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка.

3. Работа в мини-музее «Мой город » с целью формирования знаний о родном городе .

4. Дидактические игры.

5. Подвижные игры.

6. Моделирование.

Словесные

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Рассказывание 5. Развлечения.

Наглядные

1. Организация выставок.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Информационные стенды.

5. Личный пример взрослых.

6. Моделирование.

Предполагаемый результат :

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного города .

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Предварительная работа :

. С педагогами :

-подготовить подробную информацию о проекте с описанием целей , задач и хода реализации проекта ;

. С родителями :

Информирование родителей о проекте , его целях, задачах, формах и методах работы с детьми.

-подготовить консультации по теме проекта .

. С детьми :

Беседы с детьми о родном городе ;

Рассматривание альбома и иллюстраций;

Работа с родителями

Консультации для родителей по теме проекта ;

Фото - выставка «Мой любимый уголок Лыткарино»

Пополнение родителями уголка про Лыткарино.

Проект «Мой город»

для детей старшей группы

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

Без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский

Проект: среднесрочный, групповой, познавательный.

Участники проекта: проект предусматривает активное участие родителей, детей старшей группы и воспитателей группы, старшего воспитателя.

Пояснительная записка:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. И мы серьёзно задумываемся, как воспитать у детей патриотические чувств, которые будут выражаться в соответствующих поступках и поведении.

Актуальность проекта:

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Цель: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Задачи:

1.Познакомить детей с родным городом Когалымом, его географическим расположением.

2.Знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями.

3.Воспитывать чувство восхищения родной природы, заботливое отношение к ней.

4.Воспитывать положительное отношение к труженикам города, бережное отношение к результатам их труда, чувство гордости за своих земляков.

Принципы реализации проекта:

Принцип историзма – реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давно) и настоящее(в наши дни).

Принцип гуманизации – видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать точку зрения ребенка, не игнорировать чувства и эмоции ребенка, ориентироваться на высшее общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной, познавательной сферы.

Принцип интегративности – реализуется в тесном сотрудничестве с семьей, социумом. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности детской деятельности.

Обеспечение проекта: Уголок по краеведению в группе, макеты, картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры (разработаны и созданы педагогом), карты, фотографии, методическая, краеведческая, художественная литература, наборы открыток.

Предполагаемые результаты:

Дети: имеют представления об истории родного города; могут рассказать о достопримечательностях своей малой родины; з аботятся о природных и культурных ценностях города; уважают традиции города

Воспитатели: разработаны конспекты занятий, практический материал по всем видам детской деятельности.

Старший воспитатель: освоены инновационные технологии по патриотическому воспитанию дошкольников; разработаны анкеты для родителей; составлен перспективный план работы; оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Родители: повышен интерес к работе ДОУ, активно участвуют в конкурсах, выставках, осуществляют помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Риски:

1. Отсутствие методических материалов для воспитателей.

2. Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект.

3. Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.

4. Непонимание со стороны родителей.

Этапы и сроки реализации проекта

Подготовительный (1 неделя ноября)

Определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта. Разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями. Изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

Основной (ноябрь - декабрь)

Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.

Заключительный (4 неделя декабря)

Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности родителям.

Перспективное планирование

Образовательная область

Формы работы

Познавательное развитие

НОД: «История возникновения родного горда», «Улицы нашего города».

Презентация «Памятники родного города».

Знакомство с флагом, гербом города.

Социально – коммуникативное развитие

Встреча с интересными людьми.

Беседы «Мой город», «Природа родного края», «Мой адрес», «Улица, на которой находится наш детский сад».

Викторина «Что. Где. Когда?».

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».

Художественное – эстетическое развитие

Выставка рисунков «Мой любимый город».

Аппликация «Наш город».

Рисование «Флаг города Когалыма», «Животные, которые живут рядом со мной».

Речевое развитие

Составление творческих рассказов «За что я люблю свой город».

Чтение художественной литературы о городе.

Физическое развитие

Физкультминутка: «Мы по улице идём».

Подвижное упражнение «Люблю по улицам гулять».

Подвижная игра «Машины на нашей улице».

Работа с родителями

Оформление стенда «Когалым вчера и сегодня».

Экскурсии по родному городу.

Изготовление макета города.

Создание газеты: «Я люблю свой город».
-Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями).

Литература

  1. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом. –М.:ТЦ Сфера, 1999.
  2. Суслова Э.Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников. Детский сад о А до Я.№3.2003г
  3. Шаламова Т.П. Как помочь ребенку полюбить родной город. Детский сад от А до Я.№3 .20003г.
  4. Трифонова Г.Е. Проектная деятельность воспитании у детей любви к родному городу. Управление ДОУ,2009г №1.
  5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003г№6.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2. «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе родного города.

Материалы: Герб и флаг города Когалыма.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага города.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла).

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3. «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях народа ханты и манси.

Предварительная работа: Беседы, занятия

Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой город». Д\игра « Ёлочныё игрушки»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее « В гостях у « Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего края; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Оби»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5. «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Фамилия имя ребёнка

Контрольные задания

Родной

город

Символика

родного

города

История

народной

культуры и

традиций

Историко-

географический

и природный

компоненты

родного края

Личностное

отношение к родному городу

Уровни сформированности знаний о родном городе

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Когалым, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб города затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.


Алла Мелкова
Проект «Мой город - Москва»

ГБОУ Школа №1161 Структурное подразделение №6

Проект «Мой город – Москва »

Творческая группа : Мелкова А. С., Степанова Л. Г., Гордюхина Е. А.

Актуальность проекта .

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе , усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом , где они живут, необходимо применить проектный метод . Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Тип проекта : долгосрочный - учебный год.

Участники проекта : педагоги, дети дошкольного возраста, родители.

Цель проекта :

Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории , чувства ответственности за судьбу города , желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Основные задачи :

1. Показать детям красоту родного города и страны , приобщить к её истории;

2. Формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;

3. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу Москве .

Этапы работы :

1. Подготовительный

1. Выявление первоначальных знаний детей о городе Москве .

2. Информирование родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор методической литературы о Москве и наглядного материала (фотографий, плакатов) .

2. Основной

1. Проведение мероприятий по разработанной технологии.

2. Работа с родителями по заданной теме.

3. Организация сюжетно – ролевых и дидактических игр в соответствии с темой проекта .

3. Заключительный

1. Организация выставки детских работ.

2. Проведение проздников и досугов.

3. Оформление - создание мини - музейной экспозиции «Моя маленькая Москва »

Для решения поставленных задач провести следующие мероприятия :

- тематические мероприятия : НОД, выставки, викторины, досуги (в группах) «Знакомство с историей города » ;

Выставка детских работ «Купола Кремля» ;

Праздник «День города » ;

Выставка детских рисуков «Дорогая моя столица, золотая моя Москва » ;

Фото – выставка «По знаменитым местам Москвы » ;

Досуг «Посиделки у самовара» ;

Консультации, круглые столы, семинары-практикумы по теме проекта для родителей ;

Программа ознакомление дошкольников с русским музыкальным наследием;

Досуг «Русская Масленица» ;

Круглый стол «Образовательные прогулки по Москве » ;

Викторина «Знаменитые люди и улицы Москвы » (старшие группы) ;

Создание альбома «Родной свой край люби и знай» ;

Создание «Доброй книги» о природе родного края;

Создание мини -музейной экспозиции «Моя маленькая Москва » .

Публикации по теме:

Проект «Мой город» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска муниципального образования.

Конспект НОД «Мой город Москва» (старшая группа) Есть на свете город, Всем нам дорогой. Башнями резными Встал он над рекой. Много, много лет тому назад на земле Российской был заложен.

ПРОЕКТ: «МОЙ ДОМ, МОЙ ГОРОД!» Длительность проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатель, дети, родители. Сроки реализации:.

Проект «Мой дом-мой город» Тип проекта: творческий, информационно – исследовательский, краткосрочный. Цель: расширение знания детей о родном городе;.

Проект «Мой город - Новокуйбышевск» Видение проблемы глазами ребенка: Мальчик Дима, после просмотра, дома программы про г. Санкт – Петербург, пришел в детский сад расстроенным,.

Проект «Мой город - Пролетарск» Видео Проект «МОЙ ГОРОД - ПРОЛЕТАРСК» Проект: краткосрочный, групповой, творчески-поисковый. Актуальность темы: воспитание любви и уважения.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»