Что такое кроссовер. Что такое кроссовер: внедорожник или легковой автомобиль

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Что такое кроссовер на самом деле: вездеход, который когда-то был изгнан из лесных дорог в городской асфальтовый мир, или же усовершенствованный легкой автомобиль, у которого просто гораздо больше возможностей? Сегодня будем разбираться вместе.

Итак, начну с того, что практически все современные автомобили класса кроссоверов создаются на платформе легковых машин. Однако при разработке данной группы авто дизайнеры и иные специалисты, которые работают над их созданием, стараются делать акцент именно на тех характеристиках, которые в большей мере присуще их прародителям — внедорожникам. Так, ключевыми свойствами последних является, к примеру, заметность колес, так как именно колеса являются неотъемлемой частью основы внешнего вида любого автомобиля. Поэтому для того, чтобы зрительно увеличить колеса, разработчики увеличивают арки, тем самым, создавая иллюзию того, что данная машина перед вами – настоящий вездеход. Но это лишь иллюзия.

Теперь о других нюансах.

Что отливает кроссоверы от других авто?

Кроме тех пропорций, которые свидетельствуют о наличии претензий автомобиля на улучшенную проходимость (к этому можно отнести, например, уменьшенные свесы), кроссоверы обычно еще получают достаточно большие зеркала, рейлинги, которые подчеркиваются накладными пластиковыми порогами, а также защитный пластик, который как бы ненароком выглядывает из-под бамперов, смотрим на примере

Нельзя не отметить и развитую в вертикальном направлении радиаторную решетку автомобиля. Выставленная напоказ, она придает машине внешней мощности, хотя, стоит признать, сегодня технической необходимости забора большого количества воздуха для авто нет.

Помимо этого дизайнеры усердно трудятся и над внешним видом кроссоверов, придавая им такие характеристики, которые однозначно относят авто именно к рассматриваемому типу. Например, некоторые специалисты прорисовывают профиль будущего кроссовера нарочито угловатым, ведь так он максимально будет напоминать стиль внедорожников-универсалов, которые выпускались во второй половине двадцатого века (например, Хонда Пилот или Опель Антара).

Наследие легковых автомобилей.

При всем выше перечисленном вездеходным кроссовер должен скорее казаться, чем быть на самом деле. Брутальности в данном классе автомобилей должно оставаться в меру, а больше быть, конечно же, комфортабельности и легкости.

А вообще множество элементов выделяют кроссоверы из потока автомобилей: треугольное третье боковое окошко за задней дверью, изгиб вверх подоконной линии в задней части авто, пластика боковых поверхностей и многое другое. Сегодня в тренде усложненные рельефы, а также перетекающие грани.

Современные кроссоверы, к слову, могут похвастаться также ниспадающей крышей (чаще эта характеристика относиться к автомобилям марки Инфинити и Лексус), которая тоже является их характерным элементом. Кстати советую прочитать мои статьи: , и .

Кроссоверы – результат селекции.

Резюмируя, можно сказать, что современный темп жизни требует от большинства из нас динамичности, мобильности и скорости. Но при этом нам так не хочется забывать об эстетической красоте.

А что такое кроссовер? Это автомобиль, который как раз и отличается своей универсальностью. Своей функциональностью кроссоверы, конечно же, немного хуже классических внедорожников, но в то же время они и более доступны.

При этом за рулем кроссовера водитель чувствует себя и комфортно, и безопасно. К тому же проходимость данных авто намного лучше проходимости «легковушек».

Ну, и, конечно же, главным достоинством кроссоверов является их внешний вид, который одним словом можно охарактеризовать, как «унисекс», одинаково подходящий как для водителей-мужчин, так и для водителей-женщин.

Сочетание технического прогресса с борьбой за рынок сбыта приводит к тому, что язык не успевает за появлением новых товаров. Названия придумываются и раскручиваются в спешке без оглядки на языковую культуру. Поэтому, точно сказать, что такое кроссовер («cross» – крест, пересечение, «over» – на, над, через и т.д.) можно только предварительно уточнив, о чем речь.
«Велик и могуч» сказано не про английский язык, но большинство международных терминов, появившиеся в последние полвека основаны на языке Шекспира и Байрона, который стал языком самого развитого государства. Кроссоверами называют смешанные музыкальные стили и сложные литературные сюжеты, способы ведения баскетбольного мяча и тренажеры. Несколько электронных штуковин именуют так же. Тем не менее, маркетологи этим звучным еще и автомобиль назвали.
Насколько они правы? На 200 %! Кроссовер это машина, называемая так сразу по двум причинам:

  1. в конструкции автомобилей нового (начала 90-х годов) класса пересекаются свойства внедорожника и обычного легкового авто.
  2. многие из них способны преодолевать несложные кроссы (заезды по пересеченной местности).

Рассмотрим, что объединяет набирающий популярность класс автомобилей.

Кузов

По конструкции кузова кроссоверы относятся к «однообъемникам». В отличие от седана, они не имеют багажника отделенного от салона. Такая компоновка роднит и с легковыми «универсалами», и с джипами. Но у классических внедорожников кузов покоится на прочной раме и суровыми джиперами считается расходником, который можно менять целиком или по частям. А вот перед конструкторами кроссовера стоит сложная задача. Необходимо отказаться от рамы, но в то же время обеспечить прочность и жесткость кузова достаточную для того, чтобы ездить по ухабам. При этом еще и требования к краш-тестам соблюдать надо, да и эстетику не забыть.
В некоторых машинах сохранились рудиментарные остатки рамы, встроенные в конструкцию кузова. Так обеспечивается изрядная прочность Daihatsu Terios. В большинстве моделей требуемые механические качества придают ребра жесткости и коробчатые элементы. Несущий кузов необходимой прочности легче всего сделать для трехдверных короткобазных машинах. Это хорошо видно по семейству отечественных кроссоверов. Опытные нивоводы знают, что самый крепкий кузов у ВАЗ 2121. Удлинение задней двери для удобства погрузки багажа у ВАЗ 21213 снизило его прочность. Опытные образцы пятидверной длиннобазной «Нивы» на жестком бездорожье просто ломались пополам до внесения существенных изменений в конструкцию и технологию сварки. И сейчас, при движении по сильно пересеченной местности деформации кузова ВАЗ 2131 замечаются даже по характерным скрипам. У самого большого российского кроссовера ВАЗ 2120 «Надежда», если ее эксплуатировать как внедорожник, может заклинивать сдвижная дверь и лопаться лобовое стекло.
Помимо прочности и жесткости от «асфальтовых» легковых универсалов кроссовер отличается еще и более высокой посадкой, которая обеспечивает лучший обзор. Этот фактор часто становится решающим при покупке городского автомобиля. Да и многим водителям, особенно женщинам, садиться в высокие авто просто удобнее, чем в низкие седаны.

Двигатель

Двигатели кроссоверов имеют скорее легковые, чем внедорожные качества. Популярны две крайности.
Двигатели для «овощей», т.е. для автомобилей, хозяева которых предпочитают экономичную неспешную езду. Объем их может колебаться от 0,65 до 1,8 л.
Двигатели для топовых автомобилей спортивного стиля, таких как BMW Х6 или Porshe Cayene, напротив имеют объем до 4,4 и 4,8 л. Они способны разгонять тяжелые машины, так, что владельцам большинства седанов и не снилось

Ходовая часть

По ходовке не осталось от внедорожников практически ничего, разве что задний мост тех моделей, у которых основной ведущий мост – задний. Подвеска передних колес исключительно независимая. Большинство производителей унифицируют детали подвески кроссоверов и базовых легковых моделей. Самый распространенный тип подвески, как и у обычных легковушек – «макферсон». Эта система при всех своих достоинствах имеет и врожденные недостатки, проявляющиеся при попытке использовать машину как внедорожник:

  • при большом ходе подвески развал колес меняется, причем изменение растет с увеличением хода подвески.
  • при езде по неровностям «до пробоя» в точках крепления стоек на брызговике крыла покрываются усталостными микротрещинами и корродируют.
  • высокие нагрузки на амортизаторные стойки, цена которых весьма высока, при езде по бездорожью ведут к их частым заменам.

Клиренс у кроссоверов в целом несколько выше, чем у «пузотерок», но не намного. Он редко превышает 200 мм. Обычными величинами являются 160 – 180 мм. Причем клиренс кроссовера – это вовсе не то, что клиренс внедорожника. Дорожный просвет джипа обычно меряется до нижней части весьма прочного моста, более уязвимые узлы находятся гораздо выше и лучше защищены от ударов. Кроссовер, имеющий независимую подвеску и спереди и сзади, за 20-ти сантиметровое препятствие зацепится уже довольно ранимым «брюшком». А Mini Countryman SD All4 за клиренс в 130 мм, вообще следовало бы лишить статуса «сельчанина».
Колеса обычно совершенно не кроссовые. Практически никто и никогда не ставит на них резину МТ, лишь изредка можно увидеть АТ, и то, только на тех машинах, которые унаследовали кое-какие внедорожные качества. К таким автомобилям можно отнести Toyota RAV4, Subaru Forester, Suzuki Grand Vitara.

Трансмиссия

Конструкторские решения трансмиссии кроссоверов довольно разнообразны. Немногие отдают предпочтение постоянному полному приводу, ввиду его высокой цены и низкой экономичности. Придерживаются этой схемы, пожалуй, только Subaru Forester, Suzuki Grand Vitara и Chevrolet Niva (последнюю, правда, производитель на официальном сайте горделиво позиционирует как внедорожник).
Доля кроссоверов с постоянным задним и подключаемым передним приводом снижается. Традиционной компоновки придерживаются разработчики BMW, на нее же возвращается, как ни странно «Альфа-Ромео». Передний привод с подключаемым задним активно использует японский автопром. Эта схема стала самой массовой. Подключение полного привода обычно происходит через вискомуфту. Такой способ прекрасно работает на скользком асфальте, но в вязкой глине век вискомуфты очень недолог.
Важные особенности трансмиссии внедорожников – блокировка дифференциалов и пониженный ряд передач – в кроссоверах оказались невостребованными (опять за исключением Нивы). Даже постоянный полный привод у кроссоверов от Suzuki организован без «понижайки». Необычный подход демонстрирует Nissan Juke 1.6 Turbo. Передний привод дополняется задними при необходимости, отдельно левым и правым колесами.
На смену дорогой сложной механике в систему управления трансмиссией приходит дешевеющая интеллектуальная электроника. Благодаря автоматическим системам стабилизации курса и АБС кроссоверы весьма уверенно чувствуют себя на скользкой дороге. В зависимости от дорожных условий автоматика распределяет крутящий момент на колеса так, чтобы обеспечит движение в заданном направлении. Нельзя не признать, что с каждым годом возможность езды по гололеду все меньше зависит от мастерства водителя.

Дизайн

Первые кроссоверы походили на маленькие внедорожники, т.е. имели аэродинамику кирпича. Классика жанра в отечественном и зарубежном исполнении, Нива и первые РАВ 4, не отличались плавностью линий. Но когда оказалось, что основная часть дорог кроссоверов все же имеет твердое покрытие и скорости довольно высоки, то конструкторы начали борьбу за экономию топлива путем улучшения аэродинамики. За прагматикой потянулась и мода.
Теперь дизайн кроссоверов становится главным полем битвы производителей этих автомобилей. Поскольку выдающиеся технические характеристики большинству покупателей не нужны, то они выровнялись у всех основных фирм. В ход пошли внешние факторы. При этом получаются иногда весьма спорные решения типа «Nissan Juke» или Mini Countryman.

Куда уходит полный привод?

Все те же маркетологи, во многом определяющие задачи для автопрома, нашли еще одну рыночную нишу. Многие покупатели хотят иметь автомобиль с увеличенным клиренсом и высокой посадкой, но не готовы доплачивать за полный привод. Есть спрос – будет и предложение. И вот уже почти все производители кроссоверов предлагают моноприводные версии своих автомобилей. Граница между кроссовером и обычным городским универсалом все больше стирается. Консерваторы ворчат, что без полного привода автомобиль не кроссовер. Возможно, они и правы, но перефразируем классика: «Если «недоприводы» покупаются, значит это кому-нибудь нужно!»

Кроссовер на сегодняшний день является одним из самых распространенных и востребованных транспортных средств. Кроссовером называют автомобиль с повышенным уровнем проходимости. По сути, этот автомобиль объединяет в себе особенности внедорожника, вседорожника и джипа. По своим техническим характеристикам он может также походить на современный хэтчбек, минивэн или универсал и, следовательно, иметь аналогичные достоинства и недостатки.

Платформа кроссовера аналогично с платформой классического легкового автомобиля.

Особенности кроссовера:

  • высокая посадка,
  • высокий потолок,
  • полный привод,
  • большой дорожный просвет,
  • хорошая управляемость,
  • экономичность.

Некоторые путают внедорожник с кроссовером. Несмотря на некоторые сходства, эти автомобили имеют существенные отличия друг от друга. Во-первых, кроссовер хоть и считается вездепроходимой машиной, все же не все бездорожье ему, так сказать, по силе. Внедорожник гарантированно проедет везде, а вот кроссовер все же больше подходит для городских улиц. Кроме того, большинство моделей внедорожников заметно больше по габаритам, чем кроссоверы. Изначально кроссоверы разрабатывались для городских улиц, чтобы на них было комфортно совершать поездки по улицам, перемещаться в пробках, легко парковаться. Так, они намного меньше «съедают» топлива, чем внедорожники, к тому же, не уступают им в плане безопасности. Такие автомобили отлично подходят для поездок всей семьей, так как в салоне автомобиля найдется много места.

Яркие представители современных кроссоверов: Nissan Qashqai, Toyota RAV4, Audi Q5 SUV, Volkswagen Tiguan и другие.

Что такое кроссовер - легковой автомобиль с расширенными возможностями или вездеход, изгнанный из рая лесной колеи в серый асфальтовый мир? Конечно, большинство современных кроссоверов создано на платформе легковых автомобилей, однако при их разработке дизайнеры используют акценты, характерные для внедорожников.

Основа внешнего вида кроссовера - заметность колес, этого ключевого для внедорожника фактора. Значимость резины подчеркиваются широченными неокрашенными накладками на арки, остальное дорисует воображение. И вот уже crossover Renault Duster, обутый в скромные 215/65 R 1б, щеголяет арками, в которых, кажется, «утонут» и реальные вездеходные «лапти». На самом деле это не так, но внедорожный стереотип уже работает.

Помимо пропорций, свидетельствующих о претензиях на повышенную проходимость - в частности, уменьшенных свесов, - кроссоверы обычно получают большие зеркала, рейлинги, подчеркнутые пластиковыми накладками пороги, выглядящий защитным пластик под бамперами.

И, конечно, очень важна развитая в вертикальном направлении радиаторная решетка. Сегодня технической необходимости забора большого количества воздуха нет, но сидящий в подсознании стереотип находит визуальный отклик - выставленные напоказ разнообразные «ноздри» и «дыхала» ассоциируются с мощью.

А еще многие художники, создавая образ кроссовера, прорисовывают его профиль нарочито угловатым, в стиле универсальных внедорожников второй половины XX века с их простым членением боковины. Это применимо, например, к Honda Pilot и Opel Antara.

Легковое наследие

Кроссовер обязан более казаться вездеходом, чем быть им. Но и брутального в нем строго в меру, гораздо больше конформистского, легкового.

Самый распространенный прием - динамичный изгиб кверху подоконной линии в задней части машины и ставшее едва ли не визитной карточкой кроссовера треугольное третье боковое окошко за задней дверью. Такое есть и у Nissan Qashqai, и у Toyota RAV4, и у апологета индивидуальности BMW Х3 - правда, у последнего в нем граней больше. Иное прочтение этого приема - у Honda CR-V, где подоконная линия «встречается» с ниспадаюпдей надоконной.

Пластика боковой поверхности также участвует в придании машине стремительности и современности. Нынче в моде сложные рельефы с множеством перетекающих граней (вспоминаем прародителя Криса Бенгла и его «пламенеющие поверхности»). Прием используют для своих моделей Mazda, Infiniti, Lexus.

Ниспадающая крыша - едва ли не основной признак быстрого автомобиля - повсеместное решение для кроссоверов, если только они не тяготеют к американской прямолинейности. Пионеры крыш-колпаков, Infiniti FX35 и Lexus RX, настолько метко ухватили эту зрительную связь аэродинамичности и свежей формы, что попали прямиком в эталоны стиля. Покатая крыша пришлась ко двору требовательному покупателю и даже породила новый подкласс автомобилей - кроссоверов с внешностью растянутого в длину хетчбэка. Яркий пример - Honda Crosstour.

Преимущественно легковые условия эксплуатации отражаются и на интерьере. Машины бюджетного сегмента, как правило, вообще обходятся дубликатом салона своего прародителя, как тот же Duster. С ростом цены отделка приобретает черты индивидуальности, что не мешает его создателем также идти на прямое заимствование из собственного легкового парка. Это и понятно. Насытив нутро Audi Q7 привычными приборами, сиденьями и отделкой, маркетологи как бы намекают: «Все тоже самое, что и в А-6 и Allroad, только ростом повыше...»

Результат селекции

Итак, на пересечении полноприводных легковушек и SUV давно уже сформировался новый класс со вполне четкими критериями внешности. По своим функциям он довольно далеко ушел от чисто дорожных моделей, но при этом остается куда более доступным, чем суровые автомобили с понижающей передачей. Динамичный наш век потребовал именно от кроссоверов стать «передовым отрядом» универсальности, позволяющей ездить быстрее и безопаснее, не бояться покидать асфальт и вообще чувствовать себя увереннее. Россия добавила свои нюансы - у нас ведь необходимо еще и решительно бороться с городским офф-роудом вроде бордюров и нечищеных зимних парковок.

А, кроме того, в нашей стране кроссоверы получили еще и статус типично женского автомобиля, с чем производители теперь активно борются, продвигая тему «унисекс». И это тоже серьезно влияет на экстерьер и интерьер кроссовера. Он, как никто другой, должен в равной степени быть комфортным для мужчин и женщин, не выделяясь ни излишней брутальностью, ни чрезмерной миловидностью - но при этом, как мы помним, сохраняя внедорожные черты. Задача непростая, но результат того стоит: именно сегмент кроссоверов сейчас наиболее перспективен. Причем не только среди автомобилей повышенной проходимости.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»