Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Логопедическое сопровождение в школе. Основные этапы работы по исправлению дисграфии у младших школьников. Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в старшей логопедической групп

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Выступление учителя-логопеда на первом общешкольном родительском собрании.

Цель: первоначальное ознакомление родителей первоклассников с организацией логопедической работы в школе.

Задачи:

  • дать толкование основных терминов в рамках обозначенной темы (логопедия, учитель-логопед, коррекционная работа, артикуляционная гимнастика и др.);
  • кратко описать этапы и последовательность коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в течение учебного года;
  • формировать у родителей будущих первоклассников положительную мотивацию к коррекционно-педагогическим занятиям с учителем-логопедом;
  • воспитывать у родителей будущих первоклассников чувство ответственности для ежедневного выполнения домашней работы как важной составляющей коррекционно-педагогического процесса.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я логопед школы Первякова Марина Александровна. Сегодня я хотела рассказать вам о работе учителя - логопеда в школе.

В последнее время в общеобразовательной школе отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности. Раньше, проблема подготовки и адаптации детей к школе не стояла так актуально, как теперь. Переход из детского сада в школу для ребенка был светлым, радостным жизненным периодом.

К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма. Функциональная система письма и письменной речи надстраивается на сформированной базе устной речи, и если эта база будет упрочена по нарушенному типу, то и на письме будут возможны проявления различных нарушений.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладением письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.

В начале учебного года, в течение первых двух недель сентября учитель-логопед обследует всех обучающихся начальных классов и формирует группы детей, имеющих нарушения речи. Группы формируются по принципу схожего нарушения.

Если у обучающихся выявляются нарушения звукопроизношения, таким обучающимся рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом в школе. Индивидуальные и групповые занятия формируют рабочее расписание учителя-логопеда.

Если у ребёнка нарушения звукопроизношения, ему будут показаны индивидуальные занятия с учителем-логопедом. На уроках учитель-логопед научит обучающегося необходимым приёмам (правильному физиологическому дыханию, речевому дыханию, артикуляционной гимнастике и т.д.), а дома (ежедневно) вместе с родителями ребёнок должен будет отрабатывать закрепляемые навыки. Работа над коррекцией звукопроизношения отличается стабильностью и постоянством; только при ежедневной тренировке будет получен желаемый результат. Особенно важным будет следить за речью ребёнка: правильно ли он произносит изученный звук, постоянно исправлять его.

Учитель-логопед может выпускать детей с занятий на логопункте в течение всего года, если обучающиеся этот момент закрепили знания и навыки. В конце учебного года учитель-логопед так же пересматривает списочный состав обучающихся и в зависимости от динамики речевого развития либо выпускает обучающихся, либо оставляет их для продолжения занятий. Остаться заниматься на логопункте - это не равносильно понятию «остаться на второй год». На занятиях логопеда нет стандартной одинаковой для всех программы, которую ребёнок должен освоить. Учитель-логопед работает по принципам индивидуального и личностно-ориентированного подходов, а это означает, что логопед строит свою программу занятий для каждого конкретного ребёнка. И занятия учителя-логопеда на первом и последующем годах обучения значительно различаются, поэтому есть смысл заниматься с логопедом как можно дольше (если это позволяет наполненность логопедического пункта).

Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Как это сделать?

  • Ежедневно читайте вслух классические сказки и другие детские произведения.
  • Общайтесь с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д.
  • Отвечайте на все вопросы ребенка, просите его вам что-то рассказать, обсуждайте все события и явления.

Итак, лучшим способом развития речи выступает живое общение.

Дорогие родители! Обучение грамоте, чтению и вообще начало школьного жизни - самый ответственный период в жизни вашего малыша.

И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки.

Я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с вашим ребёнком.

Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя.

Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество: старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! Вы тоже были маленькими, и тоже ничего не умели. Помогите ему развиться и реализоваться. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Дружите, уважайте и любите своих детей!

Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, подходите, спрашивайте. Часы работы на двери кабинета, ну и для вас приготовлены специальные буклеты, памятки, которые вы можете забрать домой для совместных игр с ребенком.

Если у Вас возникнет необходимость проконсультироваться, я работаю с 9.00 до 15.00 с понедельника по пятницу.

Какие у Вас возникли вопросы? (Отвечает на вопросы).

Спасибо за внимание. До свидания.

Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОУ, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.

Задачи:

  • Дать представление о таких речевых нарушениях, как «Дислалия» и «Легкая степень дизартрии»;
  • Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
  • Познакомить с играми на развитие эмоциональной сферы, положительной самооценки детей дошкольного возраста;
  • Создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.

Оборудование:

  • выступление учителя-логопеда ();
  • анкеты для родителей ();
  • бумага, клей, салфетки разноцветные, шаблоны фруктов, цветные карандаши;
  • клубок, разрезные предметные картинки;
  • комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики ();
  • памятка для родителей ().
  • План мероприятия:

    1. Заполнение анкет родителями.
    2. Игра «Клубок».
    3. Выступление учителя-логопеда «Понятие „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»;
    4. «Творческая минутка с детьми» (развитие сенсомоторных умений);
    5. Элемент логоритмики «Электричка»;
    6. «Веселый зоопарк» (станции);
    7. Игра «Покричи как животное»
    8. Составь образ животного;
    9. Рефлексия, подведение итогов.

    Организационный момент:

    • Родителям предложена анкета, цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, есть ли желание и настрой на сотрудничество с учителем-логопедом ДОУ.
    • свободное общение родителей и детей друг с другом.
    • индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.

    Ход встречи:

    1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей и детей. Предлагает «познакомиться»:
    Игра «Клубок»
    Цель: познакомить участников гостиной между собой, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.
    Оборудование: мягкая и симпатичная игрушка.
    Ход игры : взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его малыш. Логопед отдает одному из малышей игрушку со словами: «Здравствуйте, я - Мишка-Топтыжка. Я очень - очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)» (так по очереди все ребята знакомятся с мишкой).

    2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений: легкая форма дизартрии и дислалия (понятие, причины, формы, особенности проявления).
    В это время воспитатель организует занятие с детьми, где дети совместно со взрослым могут изготовить поделки или выполнить творческую работу «Дары осени»
    Цель: развитие мелкая мускулатура кистей рук, пальцев.
    По готовому шаблону ребята вырезают яблоко или грушу, подбирают по цвету салфетки. Затем отрывают салфетки, сжимают их и приклеивают на основу фрукта.

    3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые и дети будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.
    Элемент логоритмики
    Цель: развитие чувства темпа и ритма у детей, подражательности и внимания.
    Описание. Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом. Учитель-логопед читает стихотворение сопровождая его движениями по тексту.

    Мы едем в электричке:
    «Ура, ура, ура!»
    Стучат, стучат колеса:
    «Та-та! Та-та! Та-та!»
    Мелькают мимо сосны,
    И ели, и дома.
    Стучат, стучат колеса
    «Да-да! Да-да! Да-да!»
    А в зоопарке лисы
    И слоник, и верблюд.
    Приедем в зоопарк мы,
    Как весело же тут!

    Для того чтобы разделить всех родителей на 2 группы, им раздаются «билеты», состоящих из 2 цветов. Цвет билета соответствует цвету «станции» зоопарка.

    4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель-логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.

    1 стол - «Познакомимся со слоненком»
    На этой станции представлен:

  • основной комплекс артикуляционной гимнастики.
  • Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.

    Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедическая лягушка».

  • дыхательные упражнения
  • Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.

    Оборудование:

    «Листочки» . Ребенок берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад.

    «Кораблики» . Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)

  • работа с картинками на дифференциацию групп звуков: с-ш
  • Задания:
    Выбери картинки с определенным звуком;
    Составь предложение с этими картинками;

    В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)

  • развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук детей.
  • Игры:
    «Шумящие коробочки» - это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Малыш закрывает глаза, а взрослый перед ушком ребенка шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После ребенок открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.

    «Отбивание ритма» - взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а ребенок вслед за ним должен повторить.

    2 стол «Познакомимся с верблюжонком». На этой станции представлена игра воспитателя на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста

    «Я в лучах солнца»
    Ребенок и взрослый рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества ребёнка». Ребёнок озвучивает все свои лучики, взрослый помогает ему, записывая эти качества.
    По окончанию «путешествия» взрослые с детьми рассаживаются по своим местам.
    Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием.
    Дети выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.

    Задание: команде (родитель + ребенок) выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение. Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка». Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений детей, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш».

    В заключение педагогической гостиной воспитатель проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда.

    Приложения:

    Список используемой литературы

    1. Визель Т.Г. Как вернуть речь? - М., 2001.
    2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: 2003.
    3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
    4. Османова И.С. Игры и упражнения для детей 5-6 лет. СПб., 2007.
    5. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
    6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.
    7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М.,1971.
    8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » - СПб., 2009

    «Речевая готовность к обучению в школе»

    Цель выступления : привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

    Текст выступления:

    Уважаемые родители, я рада приветствовать Вас в нашей школе. Моё выступление будет посвящено речевой готовности дошкольников к обучению.

    В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь - это форма мышления. И от того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы, но в первую очередь, конечно, русского языка и чтения.

    Очень важно, чтобы к началу обучения в школе у ребёнка были сформированы все компоненты речевой системы: звуковая сторона речи, грамматический строй, лексическая сторона речи, связная речь.

    Остановимся подробнее на каждом из них.

    1. Звуковая сторона речи (звукопроизношение).

    Ребёнок должен уметь:

    Правильно произносить все звуки речи.

    Чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик).

    Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.

    Изменять темп речи (говорить медленно или быстро).

    Нарушение звукопроизношения приводит в итоге к тому, что ребёнок пишет так, как проговаривает. На письме появляются замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи, а также появляются ошибки при чтении.

    Бытует мнение, что логопед - это специалист, который учит детей правильно произносить звуки. Правильное произношение звуков - это лишь вершина айсберга. Основная работа школьного логопеда - это профилактика и коррекция трудностей письма. Поэтому уже сейчас, не дожидаясь поступления в школу, родителям стоит обратиться за помощью к логопеду в поликлинике, в детском саду, в учреждения социальной сферы, если вы до сих пор, зная о нарушении речи своего ребёнка, этого не сделали. Есть сомнения - записывайтесь на консультацию.

    2. Лексическая сторона речи (словарный запас).

    Ребёнок должен уметь:

    Точно подбирать слова;

    Ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

    Дифференцировать обозначения предметов и классифицировать их (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»; помидор, огурец, картофель — это овощи);

    Употреблять сложные слова (например, длинноногий, вислоухий);

    Пользоваться эпитетами (например, чистое поле);

    Подбирать метафоры (например, туча комаров);

    Использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);

    Подбирать синонимы (например, храбрый - смелый - отважный);

    Подбирать антонимы (высоко — низко, длинный — короткий).

    Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

    3. Грамматическая сторона речи ( навыки словоизменения и словообразования).

    Навыки словоизменения:

    Ребёнок должен уметь:

    Изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);

    Употреблять различные предлоги;

    Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);

    Согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

    Правильно употреблять глаголы (например, я бегу, ты бежишь, он (она) бежит).

    В связи с недоразвитием этого компонента речи можно наблюдать следующие аграмматизмы:

    Ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори - «у Боре», много деревьев - «много деревов», на санках - «на санков»);

    Пропуски, замены предлогов (над столом - «на столом», пошли в лес - «пошли лес»);

    Ошибки согласования (белый дом - «бела дом», «пять вишен - «пять вишнев», голубое полотенце - «голубая полотенце»).

    Навыки словообразования:

    Ребёнок должен уметь:

    Образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза - глазки - глазищи);

    Образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел - вышел - перешел - обошел);

    Образовывать название детенышей животных;

    Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина - малиновое, лиса - лисья).

    Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то на письме могут наблюдаться:

    Замены суффиксов (козлята - «козленки»);

    Замены приставок (захлестнула - «нахлестнула»).

    4. Связная речь.

    Ребёнок должен уметь:

    Свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

    Поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

    Рассказывать о пережитых событиях;

    Пересказывать содержание сказки, рассказа;

    Описывать окружающие предметы;

    Раскрывать содержание картины.

    Нарушение связной речи выражается в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

    Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника будет служить средством успешного его обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. А перечисленные выше нарушения устной речи свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу, у них может возникнуть негативное отношение к учебе, потому что ребёнку важно ощущать себя полноценным, успешным.

    Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа школьного учителя-логопеда.

    Учащиеся зачисляются на логопедический пункт по результатам обследования.

    Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость. Не устану повторять всем родителям, что чем раньше будет начата правильно организованная коррекционная работа, тем лучше её результат.

    Речь ребёнка - важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь Вашего ребёнка будет правильной, красивой и совершенной.

    Желаю вам только приятных и радостных воспоминаний от встречи со школой!

    Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара-практикума.

    Теоретическая часть направлена на ознакомление родителей с понятием "дисграфия", ее проявлениями, необходимостью коррекции и профилактики данного нарушения. В теоретической части раскрывается преимущество "игровых технологий" как наиболее эффективного средства преодоления проблем, возникающих у детей в процессе письма.

    Практическая часть позволяет обучить на практике родителей элементам игровых технологий, направленным на формирование и развитие речевых процессов у детей. Мотивирует родителей на совместную работу с детьми по профилактике дисграфии в игровой форме.

    Завершает собрание подведение итогов и раздача родителям памяток с перечнем педагогических игр.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЧОУ гимназия «ЛИК-Успех» г. Ставрополь

    Учитель-логопед Колач Диана Стефановна

    Выступление логопеда на общегимназическом

    родительском собрании в начальной школе.

    Тема выступления: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

    Цель: обучение родителей игровым технологиям, способствующим коррекции и

    Профилактики нарушений процесса письма у младших школьников.

    Задачи:

    • Познакомить родителей с понятиями «дисграфия», «игровые технологии».
    • Мотивировать родителей на активную работу с детьми по профилактике дисграфии в домашних условиях.
    • Обучить на практике родителей педагогическим играм, способствующим формированию и развитию речевых процессов.

    Форма проведения: семинар-практикум.

    План проведения: 1. Теоретическая часть.

    2. Практическая часть.

    3. Подведение итогов.

    Т е о р е т и ч е с к а я ч а с т ь

    Пение птиц, шорох листвы, шум машин – человека окружают тысячи звуков и достаточно иметь слух, чтобы ощутить все их многообразие. Но все же самыми важными звуками для людей являются звуки речи. Для их понимания недостаточно иметь просто слух. Необходимо чтобы выработался специальный речевой слух называемый фонематическим – способность человека различать и узнавать звуки того или иного языка, а в дальнейшем устанавливать их последовательность и месторасположения, наличие или отсутствие в слове.

    Проводимая мною диагностика речи показывает, что у всех учащихся, нуждающихся в коррекционном воздействии, в той или иной мере нарушены фонематические процессы. Дети испытывают трудности при различении звуков, анализе и синтезе фонематического состава слова, делении слов на слоги. Те же выводы подтверждает исследование письменных работ, в которых, помимо грамматических ошибок, присутствуют пропуски гласных, согласных и слогов, замены сходных по звучанию звуков, добавления лишних звуков и слогов.

    Все это свидетельствует о наличие у детей дисграфии – частичного нарушения процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.

    Для преодоления данных трудностей у детей мною был разработан комплекс занятий по формированию фонематических процессов у младших школьников, основанный на игровых технологиях.

    Что же такое игровые технологии и в чем их преимущество? (Слайд № 1) Игровые технологии – это обширная группа методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр. Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Но, ни для кого не секрет, что задания, предложенные в игровой форме гораздо интереснее для ребят любого возраста. А учитывая то, что любая, даже самая простая игра, позволяет сплотить детский коллектив, развивает ребенка творчески, интеллектуально, эмоционально – играть с детьми не только можно, но и нужно. Даже, если ваш ребенок не испытывает проблем с письменной речью, те игровые технологии, которые мы с вами сейчас рассмотрим, позволят развить внимание, память, мышление, воображение, повысить интеллект, расширить кругозор и получить массу положительных эмоций.

    И, наконец, самое большое преимущество игровых технологий – их простота и доступность. Вы с легкостью сможете применять дома все приемы и техники, с которыми сегодня познакомитесь. А поскольку лучше всего человек запоминает и усваивает то, что прочувствовал на собственном опыте, я предлагаю вам поиграть!

    За каждый правильный ответ я буду раздавать призовые фишечки и в конце игры мы сможем выявить победителей.

    П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь

    Речевые примеры (Слайды № 2-5)

    Выполните математические действия и назовите получившееся слово:

    КОТ – Т + РОТ – Т + ВА=

    ПИ + СТОГ – Г + ЛЕВ – В + Т =

    УРОК – РОК + ВЕКО – ВЕ + ЛУГ – УГ =

    ВЕТЕР – ТЕР + САЛО – СА + СИП + ЛЕД – Л =

    Игра «Слово потерялось» (Слайд № 6)

    Найдите слова в последовательности букв:

    Игра «Волшебные превращения»

    Замените первый звук в слове на другой, чтобы получились как можно больше новых слов:

    П очка (бочка, ночка, кочка, пачка, дочка, печка)

    Игра «Запрещенная буква»

    Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Я буду задавать простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.

    Запрещена бука Щ.

    Как называется детеныш собаки? (маленькая собачка) Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры? (полезная еда) Чем чистят обувь? (губкой) Хищная рыбы? (окунь)

    Игра «Королевская буква»

    Выбирается любая буква, которая будет королевой. Я задаю вопросы, все Ваши ответы (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.

    Королева – буква М.

    Где ты был? - в магазине. С кем? – с мартышкой. Что ты там покупал? – мармелад.

    Игра «Буквы рассыпались» (Слайд № 7)

    Называются (или записываются) буквы из заданного слова в любой последовательности. Игроки расставляют их в нужном порядке, чтобы получилось слово:

    Упс кошкарат далькефирик лыкетот лемышевир киссоис

    Игра «Кубик»

    Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ»

    Заменив слова на противоположные, необходимо угадать пословицы (название сказок, мультиков и т.д.):

    1. Кто поздно ложиться – у того все черти отнимают.

    2. Помедлишь – зверей расстроишь.

    3. Скромность – первая беда.

    4. Отдых не заяц – с поляны не прискачет.

    5. Огромна копейка, да не нужна.

    6. Ушами старца слышится чушь.

    7. Нога ногу пачкает.

    8. С нелюбимым и в 5-ти этажном особняке ад.

    П о д в е д е н и е и т о г о в

    Награждение победителей сладкими призами. Вручение родителям памяток: «Весело играем – речь развиваем!» с пожеланием активно использовать на практике со своими детьми полученные знания и навыки.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Игровые технологии

    КОТ – Т + РОТ – Т + ВА=

    ПИ + СТОГ – Г + ЛЕВ – В + Т =

    УРОК – РОК + ВЕКО – ВЕ + ЛУГ – УГ =

    ВЕТЕР – ТЕР + САЛО – СА + СИП + ЛЕД – Л =

    Вркотанлошадьябжук крыюлягцешубарама

    упс кошкарат далькефирик лыкетот лемышевир киссоис

    Предварительный просмотр:

    « Весело играем – речь развиваем!»

    Речевые примеры

    Выполнить математические действия и получить слово.

    Р А + С х 2 + КА + ЗУС – УС = ? рассказ

    Игра «Слово потерялось»

    Игрокам необходимо как можно быстрее в последовательности букв найти слова.

    вркотанлошадьябжуккрыюлягцешубарама

    вр кот ан лошадь яб жук крыюлягце шуба рама

    Игра «Волшебные превращения»

    Заменить первый звук в слове на другой, чтобы получились как можно больше новых слов.

    П очка(бочка, ночка, кочка, почка, дочка)

    Игра «Запрещенная буква»

    Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Игрокам задаются простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.

    Запрещена бука Щ.

    Как называется детеныш собаки? (маленькая собачка) Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры?(полезная еда) Чем чистят обувь?(губкой) Хищная рыбы? (окунь)

    Игра «Королевская буква»

    Выбирается любая буква, которая будет королевой. Ведущий задает вопросы, все ответы игроков (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.

    Королева – буква М. Где ты был? - в магазине. С кем? – с мартышкой. Что ты там покупал? – мармелад.

    Игра «Города»

    Подбирается любая тема (растения, животные, продукты и т.д.). Игроки называют слова по цепочке. Кто не может подобрать слово, либо подбирает не на ту букву – выбывает из игры.

    Игра «Кто длиннее»

    Составить и записать предложение, в котором каждое слово начинается на заданный звук

    Побеждает тот, кто придумает предложение из большего количества слов, начинающихся на одну и ту же букву.

    Игра «Буквы рассыпались»

    Называются (или записываются) буквы из заданного слова в любой последовательности. Игроки расставляют их в нужном порядке, чтобы получилось слово.

    О, Я, К, Б, Л, (ЯБЛОКО ) упс – суп токомп – компот

    Игра «Солнышко»

    В кружочке записывается буква (слог). От кружочка отходят лучики, на конце которых игрокам необходимо придумать и записать продолжение слова, начинающееся на букву (слог) в круге

    В игре побеждает тот участник игры, чье солнышко имеет большее количество лучиков.

    Ошка рот ро-ва са

    Аша рокодил мар ло-коль-чик

    Игра «Кубик»

    Игроки по очереди кидают кубик и придумывают слова, состоящие из количества букв (или слогов), соответствующих выпавшему числу.

    Игра «Винегрет»

    ЗАДАНИЕ

    Составление слов из букв заданного слова. Побеждает тот, кто придумает и запишет самое длинное слово и самое большое количество слов.

    Велосипедист

    весло, сито, дети, сосед, село, лето и т.д

    Игра «Клетка»

    ЗАДАНИЕ

    Чертится таблица 5 на 5 клеток. В 3 строке вписывается слово из 5 букв. Необходимо придумывать слова, добавляя по 1 букве в любую клетку. Слова могут читаться в любом направлении кроме вертикального. За каждую букву в придуманном слове дается 1 балл. Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все клетки. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

    мошка – 5 баллов

    Шкаф – 4 балла

    Игра «Поле чудес», «Ребусы», «Кроссворды», «Сканворды»


    Выступление учителя-логопеда

    на первом родительском собрании-лектории

    для родителей первоклассников в школе.

    В последнее время в общеобразовательной школе отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности. Раньше, проблема подготовки и адаптации детей к школе не стояла так актуально, как теперь. Переход из детского сада в школу для ребенка был светлым, радостным жизненным периодом. Казалось бы, в те годы развитию дошкольников не уделялось такого внимания, как сегодня. И родители не были так увлечены ранним развитием их способностей.

    Но что же творится сейчас?

    Ежегодный мониторинг состояния устной речи у первоклассников нашей школы с 2000г., проходящий в первом месяце учебного года, фиксирует рост речевых патологий.

    Месяц назад, я, как всегда, готовясь к логопедическому обследованию в первых классах, предполагала и надеялась, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены еще в дошкольный период. Но я ошиблась, в этом году процент детей, имеющих нарушения устной речи составил 58%. Т.е. половина первоклассников нуждаются в логопедической помощи. И как вы понимаете, что один логопед в нашей школе не справится с таким количеством детей. Наверное, каждого, из здесь сидящих родителей, немного ужаснула такая ситуация.

    И первый вопрос - что делать!? Единственный ответ- совместно решать речевые проблемы.

    Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

    Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Но часто родители заменяют психологическое и речевое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки (даже когда у ребенка «каша во рту»).

    Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого).

    Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

    В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребенок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении.

    Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами.

    В частности, ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил.

    Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес», и «лиса», «горит», и «гора», «столица» и «сталь», и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.

    И корни всех этих трудностей нужно искать не в характере школьного обучения, а в несформированности речи ребенка в период его дошкольного развития.

    Результатом недостаточной готовности ребенка к началу школьного обучения является возникновение у некоторых детей специфических ошибок письма, не связанных с грамматическими правилами (например, пропуски или замены букв на письме, неправильное начертание букв (дети часто путают буквы 3, Е, Ш, К, М, и т.п.).

    Речевые нарушения нередко сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, счетных операций и т.д.

    Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре или досуге.

    И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

    Итак, я вкратце перечислила последствия неполноценного развития речи.

    Теперь, что касается развития основных психических функций:

    Чтобы у ребенка успешно шла математика - надо развить логику, мышление, анализ;

    -Рисование, черчение, геометрия требуют развития внимания, восприятия, пространственной ориентировки;

    -Устные предметы - развитие памяти, внимания, речи, и всех остальных психических процессов.

    Т.е. нет памяти (не может запомнить 5-7 слов, которые вы ему медленно продиктовали),

    если ребенок не привык выполнять дело до конца и родители не требуют, чтобы он его закончил,

    если ребенок не умеет сосредоточиться, постоянно отвлекается,

    если не знает, где левая сторона, а где правый верхний угол, и т.д.

    Отчего быть успешным в учении. Если не развиты самые необходимые функции?

    И проблема не в том, что вы не знаете, как помочь ребенку, а в том, что вы этого не хотите. У нас как всегда, нет времени. Я вас прекрасно понимаю, но поддерживаю мнение, что лучше предупредить, чем потом долго - долго мучиться: исправлять, корректировать, сетовать: «Эх, надо было раньше заниматься, когда еще время позволяло, когда можно развить у ребенка и память, и внимание, и логику, и речь».

    В своем выступлении я хотела, чтобы вы запомнили те упражнения, игры, которые помогут вашим детям.

    Итак, приведу в пример только пару игр: 1. Называете любые несколько предметов, не торопясь, ребенок должен повторить их. Справился - называете на 1 предмет больше и т.д.

    2. Чем отличаются картинки, найди сходство и различие (картинки найдете в любом детском журнале кроссвордов).

    3. Показываете любые 2 предмета (можно в картинках), пусть найдет взаимосвязь. Чем связаны, что у них общего – этим развиваем восприятие, внимание и логику. Старайтесь сами спрашивать: «как ты думаешь, почему он такой, для чего ему это нужно». Это касается развития психических процессов (памяти, восприятия, внимания, т.д). Теперь перейдем, к основному вопросу.

    Абсолютно всех родителей волнует вопрос освоения грамоты, письма, как предупредить ошибки по русскому языку и чтению.

    Итак, чтобы ваши детишки не пришли ко мне во 2 классе с такими проблемами, я предлагаю обратить внимание на следующее.

    1. Одна из первых задач, с которыми встречается ребенок, начинающий обучаться грамоте - это необходимость усвоения букв. Но что это значит «усвоить буквы»?

    Обычно при слове «буква» в нашем сознании невольно всплывает непосредственно сам буквенный знак, его зрительный образ. Однако здесь важно понять, что процесс усвоения букв не сводится только к запоминанию буквенных знаков. Ведь каждый буквенный знак важен не сам по себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить вполне определенный звук речи.

    Например, рукописная буква «Ша», изображаемая в виде трех «крючочков», обозначает только и исключительно звук [ Ш ], напоминающий собой шум листьев. Никакой другой произносимый или слышимый нами звук речи (например, [ Ж ]или [ С ]) с этим буквенным знаком связан быть не может.

    Сказанное означает: для того, чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом.

    Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным образом буквы.

    И лишь после этой связи ребенок сможет без затруднений озвучивать каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву в процессе письма.

    Следовательно, одной из необходимых предпосылок успешного обучения ребенка грамоте является развитие его слуховой функции. Сюда входят:

      развитие фонематического слуха;

      слуховая дифференциация звуков речи (подними руку, если
      услышишь звук «С», хлопни в ладоши, если услышишь звук «3»);

      а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов (какой
      первый звук в слове «МЯЧ» - звук МЬ, какой последний, а
      посередине?).

      и слоговая структура.

    Многие из ваших детей не могут повторить сложные слова: милиционер, велосипед, аквариум, мотоциклист и т.д.

    Надо также отметить, что в этом году есть дети с нарушением ритма - например, даю задание: «Подели слово на кусочки - слоги, или отхлопай» получается = КОР-ОВА, здесь же и пропуски гласных. Помогите детям. Поупражняйтесь. Сколько гласных, столько и слогов.

    Я понимаю, что это задача учителя, но без помощи родителей путем домашних тренировок очень трудно ребенку это понять и закрепить надолго.

    У некоторых детей возникают особые сложности в процессе усвоения ими начертаний букв. Т.е. вместо буквы «Е» пишут «З», или вместо «П» пишут «Т», добавляют, переворачивают, недописывают, зеркально отражают элементы.

    Для того, чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно-пространственные представления. А это значит, что ему должно быть доступно следующее:

    Во-первых, он должен различать предметы и геометрические фигуры по их форме (круглый, овальный, и т.д.); по величине (большой, средний)

    и владеть такими понятиями, как больше-меньше, динный-короткий, выше-ниже, шире-уже.

    Уметь определять расположение предметов и геометрических фигур в пространстве по отношению друг к другу, т.е. понимать пространственные отношения между ними: высоко-низко, выше­-ниже, далеко-близко, впереди-сзади.

    Ребенку, не владеющему такого рода представлениями, непонятны пояснения учителя об особенностях начертаний букв. Он вообще не видит разницы между предметами разной величины.

    Без достаточно тонкого, дифференцированного зрительного восприятия,
    зрительного анализа он неизбежно столкнется с большими трудностями в
    процессе усвоения буквенных знаков.

    Это пока сейчас трудностей нет, но когда дети начнут писать слова, предложения - они обязательно проявятся.

    2. Чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью, у него еще должна быть хорошо развита устная речь.

    Ведь в письменном виде мы можем (одни-лучше, другие-хуже) изложить только те свои мысли, которые в состоянии оформить при помощи устной речи. Поэтому, если устная речь ребенка бедна по своему содержанию из-за имеющегося у него малого запаса слов, если она оформлена грамматически неправильно, «коряво», то и хорошей письменной речи здесь просто неоткуда появиться.

    С логопедической точки зрения под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимается следующее:

    1) Правильное произношение всех звуков речи. Теперь вы знаете, что половина ваших детей картавят, шепелявят и т.д. Что я предлагаю. Выберите, пожалуйста, время, когда вы сможете ко мне подойти вместе с ребенком. Для каждого из вас будут даны рекомендации по устранению дефектных звуков, а также по их автоматизации в речи.

    Первоклассник (пока еще есть время) может научиться по подражанию. Покажите, как надо произносить и несколько раз.

    Возможно, что ребенок в каких-то словах говорит определенный звук, в каких-то нет - здесь только ваш контроль за его речью. Идет процесс закрепления правильного произношения звука в повседневности.

    Некоторые из вас думают, что ничего страшного нет, в том, что ребенок не выговаривает звук. Только тот поймет, кто сам когда-то имел или имеет такую проблему. Когда ребенок переставляет слова так, чтобы не было заметно произношение дефектного звука… А какую неловкость, стыд, смущение, обиду испытывает ребенок, когда вместо «лодка» произносит на весь класс «водка»... А ребенок растет, взрослеет, влюбляется, устраивается на работу. Всегда ли ему «ловко» за свою речь?

    2) Обратите внимание на речевой режим в семье. В частности, на то,
    что родителям необходимо как можно активнее способствовать
    накоплению словарного запаса детей.

    Находясь рядом с ребенком: разговаривайте с ним, постоянно обращайте внимание на окружающие предметы, рассказывайте об их происхождении, предназначении. Пусть ваше чадо не боится спрашивать о непонятных словах.

    3) Для полноценного развития речи обязательно умение грамматически правильно оформлять предложения, то есть соединять отдельные слова между собой для выражения законченной мысли. Обращайте внимание на окончания,
    согласования частей речи. Часто от детей слышим: «красивая солнце», «2
    рота, 5 стулов, петухиный хвост и т.д.»

    И напоследок, на что хотелось бы обратить ваше внимание, так это на моторику.

    Мы заметили, что дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, (так называемая «дрожащая линия»), вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Также не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

    Доказано, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического, интеллектуального и, конечно же, речевого развития ребенка (а именно здесь, как будет развита пальчиковая моторика, так будет развита и артикуляционная - развиты пальчики хорошо = развиты и мышцы языка!).

    В этом не единожды имели возможность убедиться наши учителя на собственном опыте, да и родители, имеющие старших детей: если ребенок в состоянии правильно и аккуратно воспроизвести графический материал (буквы и их элементы, цифры, линии), то он значительно успешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет такой ребенок.

    Может, некоторые заметили, первоклассник, с радостью поступивший в школу, через какое-то время жалуется на головные боли, боли в руке, шее при письме. Ребенок невнимателен, неусидчив, легко отвлекается.

    Они связаны с тем, что у ребенка настолько повышается мышечный тонус, что возникают локальные мышечные зажимы. Часто ребенок пишет всей рукой от плеча до кисти, а не только пальцами, как надо. Это можно проверить, приложив руку на плечо, предплечье и шею: вы почувствуете, как они напряжены, сжаты.

    Работа такой большой группы мышц вместо маленькой приводит к повышенным энергозатратам (попробуйте сами писать плечом вместе с кистью). Ребенок быстро устает и истощается.

    Не успевает за темпами работы в классе, получает оценки хуже тех, на которые может рассчитывать, отсюда и грязь в тетрадях, описки, исправления, зачеркивания.

    Однако многие будущие школьные проблемы можно предупредить, если мы сможем повлиять на двигательное развитие ребенка, научим расслабляться, снимем мышечные зажимы, разовьем мелкую моторику пальцев рук.

    Во-1, если видите, что ребенок излишне старается, напряжен -подойдите, успокойте, погладьте, помассируйте его мышцы.

    Приведу в пример несколько видов упражнений для развития тонкой моторики руки и (особенно важно для предупреждения нарушений чтения и письма) зрительно - двигательной координации:

      Срисовывание графических образцов (геометрических фигур или
      разнообразных узоров). Смотрите телевизор, нарисуйте парочку
      замысловатых узоров. А ребенку с интересом скажите: «А слабо
      тебе нарисовать такой же?!»

      Вырезание по контуру фигур из бумаги, даже и картинки,
      фотографии из старых журналов, газет. Главное, чтобы вырезание
      было плавное, без отрыва ножниц от бумаги.

      Раскрашивание и штриховка. Здесь просто надо купить готовые
      книжки-раскраски.

      Вы в школу купили пластилин, а дома он есть? Есть - прекрасно.

      Конструирование и работа с мозаикой. Огромное развивающее
      значение имеют пазлы.

      Выкладывание фигур из спичек. Проведите домашнее состязание:
      «У кого самый глубокий колодец?» Победителю - приз!

      Выполнение фигурок из пальцев. Попросите ребенка закрыть глаза.
      Вы из пальцев его левой руки сложите фигурку, попросите теперь
      ребенка сделать точно такую же фигурку только из пальцев правой
      руки.

      Освоение ремесел (вышивание, вязание, выпиливание, выжигание,
      плетение и т.д.)

    Еще бы я посоветовала такое психогимнастическое упражнение. «Считалочка-бормоталочка». Это и развитие моторики, речи, ритма, темпа, внимания, памяти, последовательности, т.е все- все и очень полезно. Особенно, при закреплении поставленных звуков в речи.

    Попросите ребенка выучить любую фразу, четверостишье: «Ехал Грека через реку». В первый раз он произносит вслух все 4 слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Ехал Грека через», а слово «реку» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух 2 слова «Ехал Грека», а слова «через реку» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. И т.д.

    Получается: демонстрация родителям И с каждым разом добавляем больше предложений.

    Дорогие родители! Обучение грамоте, чтению и вообще начало школьного жизни -самый ответственный период в жизни вашего малыша.

    И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки.

    Я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случаен не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с вашим учеником.

    Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя.

    Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество: старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! Вы тоже были маленькими, и тоже ничего не умели.

    Помогите ему развиться и реализоваться. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

    Дружите, уважайте и любите своих детей!

    Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, подходите, спрашивайте. Часы работы на двери кабинета, ну и для вас приготовлены специальные буклеты, памятки, которые вы можете забрать домой для совместных игр с ребенком.

    Литература:

    1. Парамонова Л.Г. «Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребен­ка к школе». - СПб.: КАРО, Дельта, 2005. - 384 с : ил. - (Се­рия «Коррекционная педагогика»).

    2. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48с.

    3. Безруких М.М. «Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей/ М.М. Безруких. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 254с



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «perstil.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»