Требования предъявляемые к разрабатываемому виду одежды. Требования к ткани для женской одежды. Изучение нового материала

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Характеристика промышленных требований к одежде

Технико-экономические требования к одежде определяют степень технического совершенства конструкции, методы проектирования и технологии одежды с учетом затрат на ее производство и эксплуатацию.

Эти требования могут быть охарактеризованы тремя классами показателей:

  • · стандартизации и унификации;
  • · технологичности конструкции;
  • · экономичности конструкции.

Требования стандартизации и унификации конструкции одежды определяют степень конструктивной и технологической преемственности моделей. Для оценки уровня конструктивной преемственности используют единичные показатели (коэффициенты) применяемости (унификации) и повторяемости, а уровня технологической преемственности - показатели, определяющие применение унифицированной технологии и типовых технологических процессов на предприятии.

Требования технологичности определяют степень прогрессивности конструкции и технологии, степень механизации и автоматизации, трудоемкости и материалоемкости изделия. Производственная технологичность конструкции изделия проявляется в сокращении затрат на конструкторскую (КПП) и технологическую (ТПП) подготовку производства и процессы изготовления; эксплуатационная - в сокращении затрат на обслуживание и ремонт изделия.

Требования экономичности характеризуют материальные затраты на конструкторскую и технологическую подготовку производства и промышленное изготовление одежды, а также потребительские расходы на ее эксплуатацию.

Требования к ткани для женской одежды

Ассортимент материалов для легкой одежды представляют ткани, трикотажные полотна и нетканые материалы из хлопка, шерсти, льна, искусственных и синтетических волокон и нитей их различных сочетаний.

К плательным тканям предъявляют требования в зависимости от их назначения. Эстетические требования к тканям для нарядных платьев являются основными. Ткани по отделке и колористическому сочетанию должны соответствовать направлению моды. Нарядные ткани могут быть с разнообразными ткаными эффектами, с мерцающим блеском. Могут использоваться разнообразные отделки такие как лощение, устойчивое тиснение, шелковисто-серебристая и серебристая отделки с несмываемым аппретом, которые значительно обогащают и разнообразят внешний вид ткани.

По устойчивости окраски плательные ткани должны относиться к особо прочной группе.

Гигиенические требования к тканям для нарядной одежды имеют меньшую значимость, поэтому их несоблюдение можно компенсировать выбором соответствующей модели или конструкции.

Технологические требования к тканям также необходимо учитывать. Как правило, материалы для нарядных платьев чаще являются труднообрабатываемыми.

Для плательных тканей высшей категории качества установлены нормы массы 1 мІ- 200-260 г. Масса 1 мІ плательных тканей шелкового ассортимента должна быть в пределах 25-160 г. При большей жесткости (>1,0 сН·смІ) наблюдается повышенная прорубаемость (50-70%) и трудность раскроя ткани. Кроме того, повышенная жесткость и низкая драпируемость требует разработки соответствующей модели изделия. Для уменьшения прорубаемости, осыпаемости и раздвижки нитей в тканях и швах необходимо производить подбор игл, швейных ниток, конструкции швов и частоты стежков. Ткани из термопластичных нитей требуют специального режима ВТО. Для улучшения внешнего вида шелковых плательных тканей их нужно подвергать устойчивому тиснению, лощению, поплиновой отделке и др. Шелковые ткани из термопластичных нитей следует выпускать крепированными и плиссированными, для уменьшения усадки и сминаемости следует подвергать стабилизации. Наименее важными требованиями к тканям для нарядных платье являются экономические требования износостойкости.

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность - соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности.

В повседневной жизни одежда играет огромную роль для человека, т.к. представляет собой предмет первой необходимости .

Основная функция одежды - это защита человека от погодных условий (холод, жара, атмосферные осадки).

Основные функции современной одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Информационная функция необходима и имеет значение отличительного признака социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека.

Эстетическая функция - это предмет материальной культуры человека, и представляет собой черты исторической эпохи, национального характера или индивидуальные творческие особенности.

Защитная функция. Хоть у одежды и есть прямое назначение, и используется она в потребительских условиях, но она также является и предметом искусства.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - эстетическая, удобство в носке и прочность - для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования . Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков. Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься. К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность - способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность - способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей - пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик. Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Эксплуатационные требования. В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации - важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды - сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ - это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошел и моральный износ одежды.

Литература: ,.

7. Ассортимент и классификация одежды

В разные периоды жизни и времени дня человек носит не одну вещь, а несколько, и у каждой из них есть определенное предназначение для разных условий: для отдыха, для занятий спортом, для работы.
Именно поэтому (классификация одежды по назначению) одежда делится на: бытовую, производственную и спортивную .

Бытовая одежда - это самая большая категория и подразделяется на нарядную, повседневную и домашнюю.

Производственная одежда делится на ведомственную и специальную одежду (для лесорубов, шахтеров, медсестер, врачей, пожарных).
Наиболее ярко информационную функцию выполняет ведомственная одежда.

Спортивную одежду тоже можно подразделить более узко. Например, одежда для отдельных видов спорта (футбол, теннис, баскетбол).

Существует классификация по временам года: летняя, зимняя, осенне-весенняя или демисезонная.

Еще одним немаловажным фактором в классификации одежды является классификация по поло-возрастному признаку на мужскую, женскую и детскую.

Под ассортиментом швейных изделий понимают перечень их товаров, объединенных в группы по определенным признакам. Ассортимент швейных изделий велик и сложен, включает различные виды и разновидности одежды, головных уборов, а также постельное, столовое белье и др.

Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др.

Классы швейных товаров: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, легкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др.

Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто - мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов.

Швейные изделия различают по видам, отличающимся следующими признаками: видовым наименованием, полом потребителя, его возрастом, сезонностью и временем использования, применяемым материалом, назначением изделия. Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются тремя признаками: наименование изделия, фасон, сложность фасона.

В промышленности принята определенная классификация швейных изделий.

Весь ассортимент по общему назначению делится на пять классов:

1) бытовые изделия;

2) спортивные изделия;

З) спецодежда;

4) ведомственные изделия;

5) национальная одежда.

Каждый класс по условиям эксплуатации подразделяется на пять групп:

1) верхняя одежда;

2) легкое платье;

З) белье и швейная галантерея;

4) головные уборы;

5) инвентарь, снаряжение и другие изделия.

Группы делятся на подгруппы в зависимости от модельно - конструктивных признаков и употребления: пальто, костюмы, платья, блузки, юбки и другие плательные изделия; белье верхнее, нательное, постельное, столовое; полотенечно - платочные изделия; швейная галантерея; головные уборы и др.

Изделия, входящие в подгруппы, делятся по видам, которые характеризуются шестью признаками:

1) видовым наименованием (пальто, бушлат, шинель, плащ и т. д.);

2) полом (мужская, женская одежда);

З) возрастом (пять возрастных детских групп и три возрастные группы взрослого населения);

4) сезонностью (зимние, летние, демисезонные, внесезонные изделия);

5) видом основных тканей и материалов (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани и др.);

6) назначением (парадная, выходная, повседневная, домашняя, рабочая, специальная одежда).

Бытовая одежда изготовляется различных размеров (номеров) и длин (ростов). Размер определяется обхватом груди, длина – длиной тела человека и модой.

Одежда имеет следующие размеры (в см): для взрослых – 88, 92, 96, 100,..., 120; для детей-подростков – 88, 92; старшего школьного возраста – 76, 80, 84; младшего школьного возраста – 64, 68, 72; дошкольного возраста – 56, 60; ясельного возраста – 48, 52.

Для массового производства одежды разработаны промышленные методы моделирования и конструирования, в которых учитывается современная типология взрослого и детского населения страны. Размерная характеристика типовых фигур человека дается в виде отдельных измерений, называемых размерными признаками. В качестве ведущих размерных признаков приняты: обхват груди и длина тела человека (рост).

В соответствии с требованиями стандартов при маркировке готовой одежды ставят обозначение размеров в сантиметрах в следующем порядке: для мужской одежды – рост, обхват груди, обхват талии (например, 170 – 100 – 88); для женской одежды – рост, обхват груди, обхват бедер (например, 158 – 96 – 104), для мужских сорочек – рост, обхват груди, обхват талии, обхват шеи (170 – 100 – 88 – 41).

Подконструкцией понимается внешний вид и объемно пространственная форма одежды, характер членения ее на конструктивные пояса, конфигурация и размеры составных частей, а также способы их соединения. Конструкция одежды характеризуется внешней формой (силуэт, покрой), конструктивным построением деталей (воротник, карманы, застежка), художественным оформлением и видом соединительных швов.

Детали одежды можно разделить на две группы: определяющие объемно-пространственную форму изделия. к ним относятся полочки, спинки, рукава, передние и задние половинки брюк, полотнища юбок; не определяющие объемно-пространственную форму изделия. они делятся на два вида: детали, имеющие вспомогательные значения (обтачки, детали подкладки, прокладки, кромки и т.д.), и детали, относящиеся к конструктивно-декоративным элементам (карманы, манжеты, планки, пояса, банты и т.д.).

Детали первой группы являются основными, так как они создают форму одежды. Конструкция и объемно-пространственная форма деталей второй группы зависят от конструкции и формы основных деталей.

Конструкцию одежды определяют следующие факторы: вид и функциональное назначение одежды; силуэтная и объемно-пространственная форма, размеры и количество составных частей (деталей кроя); свойства материалов, из которых изготовляется одежда; способы соединения составных частей одежды; строение и расположение конструктивных швов и вытачек; наличие конструктивно-декоративных элементов (складок, драпировок, рельефов, оборок и т.д.).

Основные детали могут состоять из одной или нескольких частей в зависимости от модели, силуэта, формы и вида одежды (рис.2,3). Разнообразие конструкции спинки и полочек, состоящих из одной части, определяется наличием отделочных швов, вытачек.

Рукава изделий могут состоять из одной, двух или трех частей. Кроме того, конструкция рукавов может быть разной в зависимости от конструкции нижних и верхних срезов. Конструкция верхних срезов рукавов (втачные, реглан и рукава, выкроенные вместе с полочкой и спинкой) определяют покрой рукава.

Воротник одежды состоит обычно из двух деталей – верхней и нижней, в женском платье может состоять из одной детали. Нижний воротник верхней одежды придает и удерживает форму воротника изделия, он состоит из двух частей. Верхний воротник состоит из одной части, за исключением отдельных изделий со стойкой.

Подборт служит для оформления и обработки края борта, поэтому по внешнему срезу он соответствует срезу бортов полочек. Пояс в плечевых изделиях является дополнением к фасону, а в поясных изделиях – деталью, обеспечивающей посадку брюк и юбок на фигуре человека.

Контуры деталей называют срезами, они имеют различные названия в зависимости от места расположения в готовом изделии, надетом на фигуру человека (табл.1,2).

Таблица 1

Наименование конструктивных линий мужского пиджака

Рис. 2. Детали кроя мужского пиджака из ткани верха

Таблица 2

Наименование конструктивных линий мужских брюк

Рис. 3. Детали кроя мужских брюк из ткани верха

Каждая деталь должна иметь определенное долевое направление нитей основы ткани для обеспечения устойчивости изделия к растяжению во время носки, а также для лучшего формообразования.

Цель урока: кратко познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде; воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Наглядные пособия: рисунки одежды разных эпох, журналы мод.

Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, карандаши, презентация (Приложение 1) .

Словарь: силуэт, стиль.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстративный рассказ.

Во время рассказа учитель демонстрирует рисунки одежды разных эпох.

Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся ее происхождением и возрастом. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века. Но имелись ли различия в одежде в то время или набедренные повязки были одинаковыми? Оказывается, различия имелись. Уже тогда люди отличали более сильных, удачливых, выделяя им лучшие шкуры, изготавливая особые украшения. (См. слайд №3).

Первоначально одежда отличалась крайней примитивностью и делилась главным образом на плечевую и поясную. Плечевая состояла из куска ткани, перекинутого через плечо, а, например мужской костюм греков – из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали тело. Этот костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, называвшейся хитоном, и верхней накидки (плащ четырехугольной формы), именуемый гиматией. Одежда женщин Древней Греции состояла из пеплоса – большого куска шерстяной материи прямоугольной формы, размеры которого менялись в зависимости от общественного положения и индивидуального вкуса женщин. Длина пеплоса была различной, а цвет пестрым. Поясная одежда применялась в виде набедренного прикрытия, от которого ведут свое происхождение передник, юбка, брюки.

Египтяне носили льняной передник прямоугольной формы, который обматывался различным образом вокруг нижней части тела и держался на бедрах при помощи кушака или пояса. Несколько позже этот примитивный костюм – передник был заменен более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым краям оставлялись отверстия для рук. Этот костюм назывался у древних египтян и римлян туникой. (См. слайд №4-8).

С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие туалета, т.е. совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов, дополняющих костюм (украшения, цветы и т.д.).

Костюмы прошедших веков и более современные мы легко отличаем по характерному силуэту в фас или профиль.

Силуэт - это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень». Несмотря на все своеобразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. На протяжении последних десятилетий постоянно в моде можно выделить четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный.

Прямой силуэт – наиболее «универсальный», его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур.

Приталенный силуэт можно уподобить двум «встречным» треугольникам или трапециям, и он интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа одежды.

Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы.

В силуэте «трапеция» расширение происходит от линии плеча или проймы. Значительное расширение одежды книзу лучше выглядит на фигурах относительно высокого роста, худощавых. (См. слайд №9-13).

2. Изучение силуэтов в современной одежде.

Практическая работа.

Задание:

  1. Определить по журналам мод силуэт разных видов одежды.
  2. Нарисовать в рабочей тетради силуэты современных направлений моды.

3. Словесно-иллюстративный рассказ о стиле в одежде.

Особенности исторического пути развития каждой нации, ее самобытность, обычаи и традиции находят отражение в костюме. Каждая историческая эпоха создавала свой художественный стиль. Например, стили «рококо», «барокко».

Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств. Одежда, являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани.

Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он регулирует, направляет моду.

В современной одежде различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.

Классический стиль мало подвержен капризам моды, которая вносит лишь небольшие изменения в покрой, отделку одежды. К этому стилю можно отнести жакет, кардиган, жилет, платья рубашечного покроя.

Спортивный стиль наиболее распространен в наше время среди молодежи. Одежда этого стиля подходит как для работы, так и для активного отдыха. К ней относят куртки, блузки, комбинезоны, джинсовую одежду.

Романтический стиль очень подчеркивает женственность. Этому стилю присущи различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Ткани используются воздушные, блестящие, струящиеся. Чаще в этом стиле шьются нарядные платья, блузки.

Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений, но очень важно научиться одеваться в соответствии с ее назначением. Не стоит в театр надевать спортивный костюм, а на работу – нарядное платье из блестящей ткани. Ведь говорят: «Встречают по одежке», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму». (См. слайд №14).

4. Изучение стилей в современной одежде.

1) Практическая работа.

Задание:

По журналам мод определить стили в современной одежде.

2) Беседа с учащимися по вопросам:

  • В одежду какого стиля вы сейчас одеты?
  • Можете ли вы назвать силуэт своей одежды?
  • Одежду какого стиля не стоит надевать на дискотеку?

5. Изучение требований, предъявляемых к одежде.

Одежда играет большую роль в жизни человека, защищая его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Она имеет также психологическое и эстетическое значение. Поэтому, создавая одежду, необходимо исходить из определенных требований к ней – гигиенических, эксплутационных, эстетических и экономических.

Гигиенические требования – это требования соответствия одежды ее назначению. То есть одежда должна создавать благоприятный микроклимат вокруг тела человека, быть легкой, мягкой, удобной.

Предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются подбором соответствующих тканей и разработкой рациональной конструкции изделия.

Эксплутационные требования к одежде заключаются в следующем:

  • у изделия должна быть удобная конструкция и высокое качество обработки отдельных деталей и узлов;
  • одежда должна быть достаточно прочной, износоустойчивой;
  • изделие должно легко стираться, чиститься и т.д.

Выполнение этих требований зависит от покроя, свойств ткани, качества обработки, условий носки.

Эстетические требования заключаются в том, что одежда:

  • должна быть красивой;
  • соответствовать современному направлению моды;
  • учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека.

Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной.

Учет вышеперечисленных требований обязателен как при массовом, так и при индивидуальном изготовлении одежды. (См. слайд №15,16).

6. Конспектирование учащимися основных требований, предъявляемых к одежде.

Учащиеся в рабочих тетрадях записывают основные требования, предъявляемые к одежде. (Учебник, С. 102-103;).

III. Итог урока.

1. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какие силуэты можно выделить в современной моде?
  • Учитываются ли при выборе силуэта особенности телосложения человека? Если да, то каким образом?
  • Назовите стили в одежде, которые вы узнали сегодня на уроке.
  • По каким признакам можно отличить одежду классического стиля от романтического?
  • Как вы думаете, из какой ткани должна быть сшита блузка, чтобы ее отнесли к спортивному стилю?
  • Как можно учесть выполнение гигиенических требований при изготовлении домашнего халата?

2. Выводы по теме урока.

Итак, какие же выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока? Что вы узнали нового? Как вы будете применять эти знания? (См. слайд №17).

Учитель задает наводящие вопросы, учащиеся формулируют вывод.

1. Сколько видов силуэтов используется в современной моде?

Вывод: В современной моде используют в основном 4 вида силуэта.

2. Что нужно учитывать при выборе одежды какого-либо силуэта?

Вывод: При выборе одежды определенного силуэта необходимо учитывать особенности телосложения человека.

3. Как нужно правильно одеваться, чтобы не выглядеть нелепо?

Вывод: Одежду разных стилей необходимо одевать в соответствии с ее назначением.

4. На каком этапе изготовления одежды необходимо учитывать требования, предъявляемые к ней?

Вывод: При подборе ткани, проектировании и выборе способов обработки отдельных узлов одежды необходимо проверять, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым к одежде.

3. Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание: стр. 97-103; оформить в альбоме лист «Основные силуэты в современной моде».

Тема урока: Одежда и требования к ней.

Цель урока:

Методы обучения

Тип урока: комбинированный

МТО урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие;

Отметить явку;

2. Изучение нового материала

Одежда - это изделие (несколько изделий), надеваемое человеком и несущее утилитарные или эстетические функции.

В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.

Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях.

К бытовой одежде относятся:

Повседневная одежда;

Торжественная;

Домашняя;

Рабочая;

Спортивная;

Национальная одежда - отражение национальной культуры и быта народа.

Производственная одежда предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности. Она подразделяется на специальную и санитарную.

эксплуатационные.

Ассортимент - это изделия, объединенные в самостоятельные группы по определенным признакам: по назначению и материалам.

Но способу эксплуатации все виды одежды разделяют на поясные и плечевые. Плечевые изделия держатся на плечах: платья, блузки, халаты, жилеты и т. д. Все поясные изделия имеют пояс и держатся на талии, это юбки, шорты, брюки и т.д.

Одежда играет большую роль в формировании внешнего облика человека. Можно говорить об определенных эмоциях, которые вызывает тот или иной костюм, о характере одежды — строгий, сдержанный, динамический, спокойный, величественный, простой, суровый или жизнерадостный.

Климатические и профессиональные условия носки одежды предъявляют к ней свои требования. Для зимнего времени необходимо создать такую одежду, в которой не происходило бы охлаждения тела человека. В летнее время, в жару, одежда должна предохранять тело от перегревания, поддерживать определенную влажность и содержание углекислоты. К профессиональной одежде предъявляются требования в соответствии с условиями работы, например, одежда рыбака должна обладать ветрозащитными и водоотталкивающими свойствами, одежда металлурга — огнеупорными свойствами и т. д.

Одежда, насколько это возможно, должна быть прочной, мягкой и легкой. На самочувствие человека оказывает влияние вес одежды. Тяжелая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Например, вес зимней одежды для взрослого человека в условиях средней полосы составляет 8—10 кг, Крайнего Севера — 14—16 кг.

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. При движении человека одни участки одежды подвергаются растяжению, другие — сжатию, трению, сминаемости, изгибам, истиранию, воздействию атмосферных осадков. Выносливость изделий зависит от упругих свойств тканей.

Со временем ткань изнашивается, истирается, масса ее уменьшается и изделие становится непригодным к носке. Под износоустойчивостью ткани понимается ее сопротивление различным механическим, физико-химическим и биологическим воздействиям. Износоустойчивость изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, качества и вида обработки. Например, для большей износоустойчивости в верхней одежде на полах прокладывают бортовую прокладку, в низках рукавов — коленкор, в карманах — долевики.

В общей себестоимости изделий стоимость основных и вспомогательных материалов составляет 85—90%. Экономичность изделий во многом зависит от затраты времени на изготовление их, технологичности конструкции моделей и расхода материала, который определяется экономичным раскроем — рациональной раскладкой лекал. Чем сложнее контуры деталей, тем труднее их разложить на ткани без потерь, тем больший процент межлекальных выпадов.

5. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«одежда и требования к ней.»

Тема урока: Одежда и требования к ней.

Цель урока:

Обеспечить усвоение учащимися знаний по снятию мерок для построения чертежа изделия.

Ознакомить с требованиями, предъявляемыми к одежде, тканям, изделиям, раскрыть особенности изготовления казахской национальной одежды.

Отработать навыки по снятию мерок, научить определять размер одежды, учитывать особенности телосложения, правильно пользоваться сантиметровой лентой.

Способствовать развитию пространственного представления о линиях, мысленно проведенных на фигуре человека через ориентирные точки по памяти.

Способствовать воспитанию внимательности, ответственности при выполнении работы, точности.

Методы обучения : наглядный; словесный; практический.

Тип урока: комбинированный

МТО урока : пособия и оборудование, конспект, интернет ресурсы

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие;

Отметить явку;

Озвучивание темы и цели урока.

2. Изучение нового материала

Одежда - это изделие (несколько изделий), надеваемое человеком и несущее утилитарные или эстетические функции.

В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.

Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях.

К бытовой одежде относятся:

    повседневная одежда;

    торжественная;

    домашняя;

  • спортивная;

    национальная одежда - отражение национальной культуры и быта народа.

Производственная одежда предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности. Она подразделяется на специальную и санитарную.

1.Специальная одежда предназначена для защиты человека от опасных и вредных производственных факторов.

2.Санитарная одежда необходима для защиты человека от загрязнений.

Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных условий. Кроме того, она должна быть удобной, красивой, комфортной.

К различной по назначению одежде при ее проектировании предъявляются различные требования.

Элегантность, простота и удобство - вот требования, которые предъявляет к одежде современная мода.

К основным требованиям относятся: эстетические, гигиенические,экономические,

эксплуатационные.

Одежда не только защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, но имеет социальное, психологическое и эстетическое значение. Многообразие функций одежды привело к разнообразию ее ассортимента.

Ассортимент - это изделия, объединенные в самостоятельные группы по определенным признакам: по назначению и материалам.

Но способу эксплуатации все виды одежды разделяют на поясные и плечевые. Плечевые изделия держатся на плечах: платья, блузки, халаты, жилеты и т. д. Все поясные изделия имеют пояс и держатся на талии, это юбки, шорты, брюки и т.д.

Эстетические требования к одежде

Эстетические свойства изделий определяются понятием красоты современного художественного стиля, они должны отвечать современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.

При создании моделей художники-модельеры должны стремиться к тому, чтобы изделия образно отображали действительность, отвечали подлинным потребностям общества, отличались красотой, удобством, завершенностью.

Одежда играет большую роль в формировании внешнего облика человека. Можно говорить об определенных эмоциях, которые вызывает тот или иной костюм, о характере одежды - строгий, сдержанный, динамический, спокойный, величественный, простой, суровый или жизнерадостный.

При проектировании одежды передача различных эмоций, образности изделий выражается через композицию, т. е. через совокупность составных частей одежды (пропорции деталей, силуэт, линии, фактуру, цвет и рисунок ткани, внешнюю отделку изделий), необходимых для выражения и воплощения содержания, вкладываемого в ту или иную модель. При этом следует учитывать размеры, особенности телосложения, возраст и внешние данные человека.

Гигиенические требования к одежде

Гигиенические требования предъявляются к одежде с целью обеспечения свободы дыхания и кровообращения. Гигиеничность одежды выражается в необходимой для определенных условий воздухопроницаемости, гигроскопичности, оптимальном весе, достаточных теплозащитных свойствах, влаго- и лучеотталкивании и т. д. Стоит отметить, что это может быть одежда для детей или для взрослых. Она разная.

Между одеждой и телом человека за счет воздушной прослойки создается искусственный микроклимат, который определяется температурой, относительной влажностью и содержанием углекислоты. Для того, чтобы создать благоприятный микроклимат, одежда в зависимости от назначения должна обладать перечисленными качествами.

Климатические и профессиональные условия носки одежды предъявляют к ней свои требования. Для зимнего времени необходимо создать такую одежду, в которой не происходило бы охлаждения тела человека. В летнее время, в жару, одежда должна предохранять тело от перегревания, поддерживать определенную влажность и содержание углекислоты. К профессиональной одежде предъявляются требования в соответствии с условиями работы, например, одежда рыбака должна обладать ветрозащитными и водоотталкивающими свойствами, одежда металлурга - огнеупорными свойствами и т. д.

Одежда, насколько это возможно, должна быть прочной, мягкой и легкой. На самочувствие человека оказывает влияние вес одежды. Тяжелая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Например, вес зимней одежды для взрослого человека в условиях средней полосы составляет 8-10 кг, Крайнего Севера - 14-16 кг.

Кроме того, одежда должна обеспечивать свободу движений и кровообращения, быть несминаемой, легко надеваться, сниматься, чиститься, стираться, гладиться и т. д. Все предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются благодаря определенной конструкции и выбору материалов.

Эксплуатационные требования к одежде

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. При движении человека одни участки одежды подвергаются растяжению, другие - сжатию, трению, сминаемости, изгибам, истиранию, воздействию атмосферных осадков. Выносливость изделий зависит от упругих свойств тканей.

Со временем ткань изнашивается, истирается, масса ее уменьшается и изделие становится непригодным к носке. Под износоустойчивостью ткани понимается ее сопротивление различным механическим, физико-химическим и биологическим воздействиям. Износоустойчивость изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, качества и вида обработки. Например, для большей износоустойчивости в верхней одежде на полах прокладывают бортовую прокладку, в низках рукавов - коленкор, в карманах - долевики.

В последнее время для лучшего сохранения первоначальной формы одежды и физико-механических свойств ее стали применять химические пропитки, используемые, например, для укрепления ткани в области локтей и колен в школьной форме, для сохранения устойчивости складок, плиссе, гофре на юбке.

Экономические требования к одежде

В общей себестоимости изделий стоимость основных и вспомогательных материалов составляет 85-90%. Экономичность изделий во многом зависит от затраты времени на изготовление их, технологичности конструкции моделей и расхода материала, который определяется экономичным раскроем - рациональной раскладкой лекал. Чем сложнее контуры деталей, тем труднее их разложить на ткани без потерь, тем больший процент межлекальных выпадов.

Большой экономический эффект дает унификация деталей и узлов швейных изделий, позволяющая применять одни и те же детали для различных моделей и видов одежды. При использовании унифицированных деталей возможна наиболее совершенная технология обработки изделий и максимальное использование совершенного оборудования. Это предполагает повышение производительности труда, расширение ассортимента изготовляемых изделий, а также улучшение качества и эксплуатационных свойств одежды.

3. Практическая работа в группах

Составить кроссворд по новой теме.

Отгадать кроссворд другой группы на оценку.

4. Закрепление нового материала

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

5. Домашнее задание

Охарактеризовать свой гардероб по видам одежды

Одежда выполняет гигиенические функции, к которым относятся теплозащитные свойства, гигроскопичность, паропроницаемость, воздухопроницаемость, пылеемкость и др. Кроме того, одежда служит для защиты тела от механических и химических воздействий.

Основным назначением одежды является создание у поверхности кожи человека искусственного микроклимата, обеспечивающего сохранение определенной температуры тела.

Создаваемый одеждой микроклимат представляет собой тонкую прослойку воздуха, располагающуюся непосредственно над поверхностью кожи, и у взрослого человека в одежде составляет около 20 - 30 л.

Зона комфорта этого микроклимата характеризуется температурой 28 - 32"С при относительной влажности 40 - 60% и содержании углекислоты 0,04 - 0,05%.

Самочувствие человека в большей степени зависит от микроклимата, чем от условий окружающей среды.

Одежда должна обладать определенными эксплуатационными, экономическими и эстетическими свойствами.

Гигиенические свойства

При проектировании одежды прежде всего к ней должны предъявляться гигиенические требования, характеризующие соответствие одежды назначению. Одежда при учете климатических условий окружающей среды должна обеспечивать условия комфорта для труда, отдыха и спорта.

Совокупность физиологических процессов организма, поддерживающих постоянную температуру тела, называется терморегуляцией.

Теплоотдача с поверхности кожи зависит от теплозащитной способности одежды, ее конструкции и метеорологических факторов, наиболее важными из которых являются температура воздуха, скорость ветра и относительная влажность.

Современная одежда представляет собой сложную конструкцию и состоит из нескольких слоев (пакета) - белья, платья (костюм, свитер и др.) и пальто. Вес такой одежды достигает 10 кг и более.

К тканям, вырабатываемым для демисезонных и зимних пальто, предъявляются разнообразные требования. Ткани должны быть легкими, толстыми, прочными, ветростойкими, малотеплопроводными, паропроницаемыми, несминаемыми, износоустойчивыми. Проектирование и выработка тканей с учетом таких разнообразных требований практически невозможны. Теплозащитные функции разных слоев пакета для зимнего пальто неодинаковы, поэтому их структура и физико-механические свойства должны быть разными.

Современная теория проектирования теплозащитной одежды возлагает особо ответственные функции на покровную ткань, которая воспринимает основную механическую нагрузку, защищает тело человека от ветра, дождя и имеет большое эстетическое значение. Поэтому покровная ткань должна быть прежде всего прочной, износоустойчивой, легкой, мягкой, несминаемой и наряду с этим она должна быть красивой.

Повышение теплозащитных свойств должно достигаться не использованием толстых, тяжелых и плотных тканей особой структуры, а применением соответствующего теплоизоляционного материала (вата, ватин, пенопласт) и соответствующей ветростойкой прокладки. При оценке теплозащитных свойств одежды воздухопроницаемость является одним из решающих факторов.

Теплозащитные свойства одежды, покрывающей тело, которое выделяет значительное количество влаги, претерпевают изменения.

Одежда с высокими гигиеническими свойствами должна быстро поглощать влагу (пот) и так же быстро отдавать ее во внешнюю среду. Лучшими в этом отношении являются ткани из растительных волокон, особенно льняные.

Пылеемкость и вес одежды зависят от структуры тканей. Пылеемкость и вес шероховатых, ворсовых, начесных тканей больше, чем гладких, шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных.

Эксплуатационные свойства

Соответствие назначению и условиям эксплуатации обеспечивается правильным выбором изделия по виду, модели, конструкции, материалу и обработке. Правильное сочетание этих факторов обеспечивает максимальное соотношение изделия условиям эксплуатации и, в первую очередь, удобству пользования.

Большое значение имеют такие свойства одежды, как прочность, срок службы, надежность в эксплуатации и способность сохранять форму.

В процессе эксплуатации изделие подвергается различным напряжениям, истиранию, воздействию светопогоды, атмосферных осадков и т. д. При различных движениях тела происходит многократный изгиб ткани и растяжение в различных направлениях. Поэтому одежда должна иметь определенную износоустойчивость, т. е. обладать способностью оказывать сопротивление изнашиванию и разрушению в определенных условиях эксплуатации.

Износ одежды в значительной мере зависит от ее покроя и конструкции, свойств ткани, качества изготовления, особенностей фигуры и условий эксплуатации. Наибольший износ происходит в местах постоянного или периодического изгиба и истирания материалов. При этом в первую очередь разрушается система нитей, выступающая на поверхности материала.

Многократные действия небольших растягивающих нагрузок вызывают усталость материала, которая проявляется в образовании на деталях выпуклостей (в области колен, локтей, карманов и др.). Вследствие деформации материала ухудшается внешний вид изделия.

С целью укрепления и предохранения изнашиваемых мест в изделиях применяются подкладки, прокладки, накладные детали, пропитки, материалы с повышенной износоустойчивостью. Сохранить форму изделия можно, придавая ему жесткость или используя упругие (несминаемые) материалы.

В первом случае в изделии создается своего рода каркас, в конструкции его предусматриваются различные прокладки (бортовая, прокладка в воротник, пояс и др.) и специальная обработка для придания жесткости и упругости (стежка лацкана, подворотника и т. д.).

Во втором случае сохранение формы достигается благодаря применению несминающихся материалов, а также благодаря приданию деталям изделия форм, заданных самой конструкцией, и фиксации этих форм при помощи различных строчек и швов. Комбинация этих способов обработки дает наилучшие результаты для сохранения формы изделия.

Экономические свойства

Экономические свойства определяются дешевизной и доступностью одежды для массового потребителя при ее высоком качестве. Одним из решающих условий выпуска добротных, красивых и разнообразных по потребительным свойствам моделей одежды является качество исходных материалов.

Все большее значение в швейной промышленности занимают химические волокна, искусственная кожа, пленочные материалы, искусственные меха. Применение материалов и тканей новых структур позволяет создавать совершенно новые изделия, расширять ассортимент и повышать качество продукции, их эксплуатационные и потребительные свойства.

Стоимость основных и вспомогательных материалов в общей себестоимости одежды составляет 80 - 90%. Уменьшение расхода материалов только на 1% дает возможность в масштабах швейной отрасли сэкономить десятки миллионов рублей. Экономное расходование материалов обеспечивается правильной организацией нормирования расхода основных и вспомогательных материалов на швейных предприятиях. Главное заключается в том, чтобы на основе опытных раскладок лекал рассчитать минимальные нормы расхода ткани с учетом изготовления обмеловок для различных сочетаний лекал моделей предусмотренных ростов и размеров. Не менее важное значение имеет расчет кусков ткани, настилание ткани без остатков.

Экономичность одежды в большой степени зависит от технологичности конструкции моделей. В процессе конструирования и изготовления одежды необходимо шире использовать цельнокроеные детали, унифицированные узлы, точный крой, клеевое соединение деталей, совершенную унифицированную технологию, направленную на замену ручного труда машинным.

Следовательно, разработка технологичных конструкций должна проводиться при усовершенствовании конструкции и технологии, улучшении качества и эксплуатационных свойств одежды.

Технологичные конструкции должны способствовать созданию красивой, элегантной, модной, хорошо сидящей на фигуре человека, удобной при различных условиях труда и климата одежды.

Технологичность конструкции зависит от таких факторов, как конструктивная и технологическая преемственность моделей, типизация, унификация и стандартизация деталей изделий, усовершенствование конструкции и т. д.

Конструктивная и технологическая преемственность моделей выражается в том, что в новой модели применяют детали и узлы, ранее разработанные и освоенные производством. Это особенно важно при проектировании на одной конструктивной основе нескольких моделей (семейства моделей).

Использование единых конструктивных основ при проектировании новых моделей одежды позволяет значительно расширить ассортимент изготовляемых изделий, в несколько раз сократить трудовые затраты на разработку чертежей и технической документации, облегчить запуск новых моделей в производство и сократить время на их освоение. Одновременно с этим повышается качество изделий, так как технология новых моделей аналогична уже освоенным моделям.

Типизация предполагает сведение разнообразных конструкций изделий к минимально необходимому количеству типовых конструкций определенных размеров, форм и качеств.

Унификация конструкций одежды состоит в приведении разнообразных деталей и узлов конструкции каждого типа к единообразию без ухудшения качества и внешнего вида изделий.

Нормализация и стандартизация сводится к установлению единых норм по величине измерений отдельных элементов конструкций унифицированных деталей одежды.

Усовершенствование конструкции деталей и узлов одежды производится путем исключения лишних швов (по краю борта, воротника и др.), упрощения формы отдельных деталей без ухудшения качества и внешнего вида изделия. Конструктор должен выбрать более рациональное конструктивное решение того или иного узла или изделия в целом, использовать стандартные детали, что позволит механизировать и автоматизировать процессы технологической обработки изделий.

Эстетические свойства

Улучшение эстетических свойств одежды достигается созданием моделей, отвечающих современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.

История искусства показывает, что понятие о красоте является относительным и изменяется с течением времени. Всякая система эстетических закономерностей и оценок отражает внутренние тенденции процесса познания окружающего мира. Возникнув, эта система действует и приобретает известную самостоятельность. Люди не могут произвольно ни уничтожить, ни создать эстетический-закон. Более того, всякую свою деятельность они должны согласовывать с ним. Все свойства закона проявляются и в моде.

Гегель* заметил, что следовать моде нелепо, а не следовать смешно. Не подчиняться и не признавать моду - значит восставать против очевидных тенденций развития эстетического сознания и деятельности. Эстетическое начало присуще любой производственной деятельности, оно проявляется в той мере, в какой исполнителю работы удается освободиться из-под гнета внешних принуждающих обстоятельств, производить по собственной инициативе, вдохновляясь самим процессом труда.

Переход от обычного утилитарного производства к искусству выражается прежде всего в том, что способу исполнения работы, осмысленному формированию материала, технике его обработки придают первостепенное значение, не вызванное какой-либо насущной потребностью.

Отчасти красота, присущая самому предмету, является следствием искусного исполнения, отчасти она как бы вносится из вне, достигается декоративным преобразованием формы.

Значение декоративного оформления заключается в том, что оно позволяет выявить скрытые существенные стороны предмета, его конструктивное устройство, утилитарную и социальную функции, сделать их доступными непосредственному чувственному восприятию.

Задача модельера не ограничивается поисками рационального решения, необходимо учитывать впечатления, которые производят те или другие конструктивные линии, требуется, чтобы решение выглядело соответственным, логичным, было бы приемлемым для эстетического чувства. Таким образом, декоративное решение не столько повторяет конструкцию, сколько согласуется с ней, является развитием и дополнением художественного замысла.

Существенной особенностью эстетически оформленной модели является ее завершенность, все ее части определенным образом согласованы и уравновешены друг с другом.

Эстетические свойства моделей одежды основываются не на субъективных вкусах художников-модельеров, а определяются понятием красоты современного художественного стиля.

Художественный стиль нашего времени рождается в горячих спорах и смелых творческих исканиях архитекторов, художников и художников-модельеров. Решающее слово в оценке моделей одежды принадлежит тем, для кого они создаются. Утверждаются лишь такие художественные - решения, которые отвечают подлинным потребностям общества.

----------------------
*Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831) - крупнейший немецкий философ, объективный идеалист, наиболее всесторонне разработал идеалистическую диалектику.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»